Иркутск-Пассажирский — один из двух железнодорожных вокзалов города Иркутска. Станция Иркутск-Пассажирский является крупным железнодорожным узлом ВСЖД (филиала ОАО РЖД). На станции располагается вагонное пассажирское депо ВЧД-7, которое формирует и обслуживает поезда дальнего сообщения.
Полное число платформ — 3.
Полное число путей — 14.
Тип платформы — 1 боковая и 2 островные.
Выход к улицам Челнокова, Терешковой.
Код станции: 930108.
Код Экспресс-3: 2054001.
Расстояние до Москвы: 5 185 км.
С вокзала Иркутск-Пассажирский поездами и прицепными вагонами местного формирования и проходящими возможно без пересадок доехать до крупных городов России и других стран — Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Абакана, Улан-Удэ, Читы, Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Нерюнгри, Тынды, Благовещенскa, Новосибирска, Барнаула, Бийска, Томска, Кемерово, Омска, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Кирова, Ярославля, Владимира, Нижнего Новгорода, Волгограда, Уфы, Самары, Пензы, Краснодара (в летнее время), Анапы (в летнее время), Сочи (в летнее время), Харькова, Киева, Запорожья (в летнее время), Симферополя (в летнее время), Минска, Бреста, Гомеля, Гродно, Могилёва, Алматы, Пекина, Харбина, Улан-Удэ, Эрдэнэта, Пхеньяна, Варшавы, Берлина.
Вагонное депо формирует поезда сообщением: до Усть-Илимска, Тайшета, Москвы, Санкт-Петербурга (поезд "Байкал"), Забайкальска (поезд "Баргузин"), Владивостока. В летнее время: до Анапы, Адлера, Симферополя, Кисловодска. Обслуживает поезда, прибывающие из Наушек, Волгограда, Северобайкальска, Минска.
Также действуют прицепные вагоны до Берлина, Варшавы, Харькова, Алматы, Абакана, Улан-Батора и Пекина.
При отправлении поездов станции формирования Иркутск из громкоговорителей вокзала проигрывается гимн ВСЖД.
Расстояние от Иркутска до других городов Иркутской области, а также до Красноярска и Улан-Удэ
Город | Расстояние, км |
---|---|
Иркутск | — |
Шелехов | 20* |
Ангарск | 38 |
Усолье-Сибирское | 67 |
Слюдянка | 126** |
Черемхово | 130 |
Свирск | 150 |
Байкальск | 161*** |
Зима | 250 |
Саянск | — |
Тулун | 389 |
Улан-Удэ | 456 |
Нижнеудинск | 506 |
Алзамай | 598 |
Тайшет | 669 |
Бирюсинск | 682 |
Вихоревка | 938 |
Братск | 962**** |
Красноярск | 1087 |
Железногорск-Илимский | 1224 |
Усть-Кут | 1392***** |
Усть-Илимск | 1459 |
Киренск | — |
Бодайбо | — |
* До станции Гончарово.
** До станции Слюдянка I.
*** До остановочного пункта Байкальск-Пассажирский.
****До станции Анзёби.
*****До станции Лена.
Вокзал является главной точкой «выхода в город» пассажиров, прибывающих пригородными поездами.
На пригородной электричке возможно доехать до городов и поселков Иркутской области: Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима, Мальта, Половина, Слюдянка, Байкальск, Большой Луг, Байкал.
Читайте в Иркипедии: Пригородное железнодорожное сообщение ИркутскаВокзал является конечной остановкой для:
Маршрутных такси: №№ 16, 20, 72, 116;
Трамвая: №2, 4а.
Промежуточной остановкой для:
Здание вокзала было построено в 1897—1898 и перестроено в 1906—1907.
Железнодорожный вокзал в Иркутске мог находиться и на правом берегу Ангары, поскольку первоначально предполагалось, что железная дорога пройдет по берегу реки Ушаковки, то вокзал станции Иркутск Пассажирский мог бы разместиться в Знаменском предместье. Но в мае 1896 в Иркутск приехал начальник Средне-Сибирской железной дороги Н.П. Меженинов и определил место расположения пассажирского и товарного вокзалов.
Закладка каменного здания железнодорожного вокзала состоялась в 1897. 4 августа 1898 рельсы строящейся железной дороги подошли к зданию нынешнего вокзала.
Железная дорога вплоть до 1910-х была однопутной, первая платформа — дощатой.
После 1907 облик иркутского вокзала значительно изменился. Рядом со старым было выстроено новое большое здание с вытянутым фасадом. Иркутский вокзал был самым крупным от Челябинска до Владивостока. За сто лет здание практически не изменилось. Правда, появилась пристройка, соединившая старый и новые корпуса вокзала. Привокзальная площадь за эти годы стала просторнее.
В 1936 между двумя разновременными постройками возвели переход, выполненный в том же архитектурном стиле, что и эти здания. В 1964 был построен павильон для обслуживания пассажиров пригородных поездов, сооружен пешеходный тоннель, перепланированы помещения, расширена и благоустроена привокзальная площадь. Основная часть строения выполнена на основе типового проекта «Пассажирское здание для станции II класса» с использованием архитектурных форм классицизма: высокие арочные окна, оформление главного фасада в виде портика и т. д. Подстройки 1906−1907 и 1937 года выполнены также с соблюдением классических традиций: симметрия, статичность, орденное построение. В 1998, к столетию Транссиба, вокзал был полностью реконструирован, в 2004 реконструирован пригородный павильон. Железнодорожники постарались восстановить здание в первоначальном виде. В восстановлении здания принимал участие почти весь город, в том числе и пациенты областной психиатрической больницы. Больные делали для здания лепные украшения.
Сегодня здание вокзала представляет собой комплекс из четырёх разновременных построек общей площадью 7590 кв. м. Здание является памятником федерального значения.
Первый поезд прибыл на станцию 16 августа 1898. Станция электрифицирована в 1965, переведена на переменный ток в 1995.
Адрес: г. Иркутск, ул. Челнокова, 1.
Телефон: (3952) 63-22-94, 63-22-88, 63-22-83.
Время работы: круглосуточно.
Читайте в Иркипедии:
Расписание поездов: вокзал Иркутск-Пассажирский // tutu.ru.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей