Свирск // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Свирск входит в число самых маленьких городов Иркутской области (по численности населения, экономическому потенциалу и занимаемой площади). Меньше него только Алзамай. Находится он на берегу Ангары, в пределах Черемховского района, в 20 км к востоку от железнодорожной станции Черемхово и в 150 км от областного центра. Занимает площадь 22 км2 (2,2 тыс. га). Ранее Свирск был административно подчинен городу Черемхово, но с 2007 г. его сделали самостоятельным муниципальным образованием областного уровня и наделили статусом городского округа.

Рельеф

Располагается Свирск в центральной части Иркутско-Черемховской равнины, на высоте 420 м над уровнем моря. С запада и востока его окружают холмы, возвышающиеся по обоим берегам Ангары, а также леса и обширные сельскохозяйственные земли. Ангара в этом районе замедляет свое стремительное течение и становится более полноводной, превращаясь в Братское море.

Климат 

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Свирске — около 100 дней.  Первые заморозки отмечаются во второй декаде сентября, последние — в конце мая. Среднемесячная температура января -21 °С (абс, -43,8°С), июля + 18 °С (абс. +35,4°С). Среднегодовая температура —1,4 °С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков — около 400 мм, из этого количества на май-август приходится 64 %.

Облик города

Свирск — один из уютных и живописных малых городов Иркутской области. Расположен он в очень красивой местности на прибрежной террасе могучей Ангары. Он протянулся вдоль реки почти на 10 км.

Особый и неповторимый колорит городу придают водная гладь начинающегося в этом районе Братского водохранилища, а также поросшие лесом берега, соседство деревянных одноэтажных и каменных пятиэтажных жилых домов, промышленные корпуса и заводские трубы.

Городское и индустриальное в Свирске причудливо сочетается с деревенским обликом его отдельных микрорайонов — Макарьево, Молочного и др.

Своеобразной визитной карточкой города стали высокие, стройные корабельные сосны, окружающие речной порт, а также портовые краны.

Население

Максимальное количество жителей Свирска зафиксировано в середине 1960-х гг. (23 тыс. чел.). Затем численность населения города начала сокращаться, в основном за счет отрицательной миграции. В кризисные 1990-е годы к миграционным факторам добавилась естественная убыль (смертность превысила рождаемость), и процесс сокращения числа жителей Свирска ускорился.

Таблица 54. Структура населения Свирска в 2007 г., %

Категория населения

Доля в общей численности

Мужчины

Женщины

45,3

54,7

Дети и школьники

Трудоспособное население

    Работающие

    Безработные*

Пенсионеры

19,5

59,7

32,7

7,0

20,8

*Зарегистрированные в службе занятости.

Городское и индустриальное в Свирске причудливо сочетается с деревенским.

Сейчас в городе проживают 14,2 тыс. чел. (2010г.), или 0,6 % жителей области. Основное занятие населения — работа на двух промышленных предприятиях Свирска и в бюджетной сфере. Структура населения и динамика его численности показаны в табл. 54 и 55.

История

Первые русские поселения вдоль Ангары в районе современного Свирска стали появляться в начале XIX в. Среди них были две небольшие деревни — Макарьево и Свирская. Их жители занимались хлебопашеством, рыбным и охотничьим промыслом.

В то время в этих деревнях проживало около 400 чел. Население было в своей массе зажиточным. Об этом свидетельствуют и документы из архива областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Вот, например, перечень изъятого имущества у типичной для Приангарья семьи Емельяновых из деревни Макарьево, репрессированной в 1930 г.: большой добротный пятистенный дом (в котором к 1930 г. жила также семья брата хозяина с детьми), амбар, дровяной сарай, баня, семь стаек (семья держала 5 лошадей, 2 коровы с телятами, 30 овец, коз, свиней, уток, гусей, кур и др.), молотилка, веялка, сепаратор, две пары телег и саней, кожаная упряжь для рабочих лошадей, три иконы, награды за участие в Русско-японской войне

Таблица 55. Динамика численности населения Свирска, тыс. чел.

Год

1960

1965

1970

1980

1990

2000

2005

2010

Население

21,3

22,9

20,5

21,7

19,3

18,6

15,0

14,2

В период индустриализации на территории между деревнями Макарьево и Свирская был размещен Ангарский металлургический завод, построенный в 1931 г. и проработавший до 1949 г. Предприятие производило серый (металлический) и белый (мышьяковый ангидрид — As2O3) мышьяк. Местное население называло его «мышьяковым заводом».

Через год (в 1932-м) была проложена железнодорожная ветка от станции Черемхово к пристани Макарьево на Ангаре, что позволило увеличить объем отправки черемховского угля водным путем, способствовало промышленному развитию поселений.

По решению правительства в 1935 г. вблизи деревни Свирская началось возведение завода химических источников тока № 389 (будущий «Востсибэлемент»). Железнодорожную ветку Черемхово Макарьево продлили к месту строительства нового предприятия. Завод дал первую продукцию в 1939 г., а 20 сентября 1940 г. его приняла Государственная комиссия. Многие жители близлежащих деревень получили работу на данном предприятии.

В этот же период в Свирске строится собственная ТЭЦ, открываются школы и детские сады. Увеличивается население, а в 1939г. деревня преобразуется в рабочий поселок.

В августе 1941 г. на свирском заводе № 389 разместили эвакуированный из Ленинграда аккумуляторный завод. И уже через три месяца продукция объединенного предприятия стала отправляться на фронт (руководитель группы ленинградских специалистов Виктор Васильевич Башкатов стал впоследствии директором завода «Востсибэлемепт»). За самоотверженную работу более 2 тыс. заводчан было награждено медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В годы войны свирская средняя школа № 1 была переоборудована в военный госпиталь № 1946, который принял первых раненых в декабре 1941 г. и работал до лета 1945 г.

Таблица 56. Некоторые события истории Свирска

XIX в.

У Ангары основаны поселения, среди которых деревни Свирская и Макарьево

1931 г.

Между Макарьево и Свирской построен Ангарский металлургический завод

1932 г.

Построена железнодорожная ветка Черемхово-Макарьево

1934 г.

В Макарьево открыта первая школа, старейшая в городе

1935 г.

Начато строительство завода химических источников тока № 389

1939 г.

Завод № 389 введен в эксплуатацию. Деревня Свирская преобразована в рабочий поселок, там открыта начальная школа

1940 г.

20 сентября завод химических источников тока № 389 принят Государственной комиссией. Открыт первый детский сад «Ручеек»

1941 г.

В августе на свирский завод № 389 был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод (впоследствии на его базе создан завод «Востсибэлемент»). В декабре в средней школе № 1 разместили военный госпиталь, проработавший до мая 1945 г.

1946 г.

Открыт электромеханический техникум, который готовил квалифицированные кадры для завода «Востсибэлемент»

1949 г.

В феврале организованы Макарьевские ремонтно-восстановительные мастерские, куда по железной дороге поступало оборудование для сборки, направляемое затем на баржах на строящийся в Ангарске комбинат № 16.

16 ноября Свирску присвоен статус города

1954 г.

Открылся городской Дом культуры

1957 г.

Открылась вечерняя школа рабочей молодежи

1958 г.

Пущен в эксплуатацию рудоремонтный (ныне ремонтно-механический) завод. На базе ремонтно-восстановительных мастерских создан механический завод

1960 г.

Начала работать Бархатовская лесоперевалочная база «Иркутсклеспрома»

1960-е гг.

Построены следующие социальные объекты: детский сад № 17 «Колокольчик» (1961); детский сад № 13 «Солнышко»; средняя общеобразовательная школа и профессиональное училище (1963); детский сад № 33 санаторного типа (1964); детский сад № 1 «Ромашка» (1968); больничный комплекс (1969 г.)

1967 г.

Принят в эксплуатацию Свирский речной порт — один из крупных на Ангаре

1969 г

Построено кирпичное здание больничного комплекса лись роддом, терапевтическое, хирургическое и детское отделение

1970 г.

Свирский механический завод преобразован в завод «Автоспецоборудование»

1970-е гг.

Вводятся березовская общеобразовательная и детская музыкальная школа (1970); общеобразовательная школа № 2 (1973); Дом пионеров (1975); станция юных техников (1989)

1982 г.

Создан музей истории Свирска

1991 г.

Пущено совместное российско-японское лесоперерабатывающее предприятие «ТМ Байкал» (мощностью 120 тыс. м3 пиломатериалов в год)

2008 г.

Свирск стал самостоятельным муниципальным образ уровня

Более 2 тыс. свирчан, в том числе 1,2 тыс. работников аккумуляторного завода, ушло на фронт. Около 600 чел. пало в боях за Родину.

После войны рабочий поселок Свирск стал очень быстро развиваться. Наращивали объемы производства его предприятия. Открылся электромеханический техникум, который начал готовить квалифицированные кадры для завода «Востсибэлемент». Были созданы Макарьев-ские ремонтно-восстановительные мастерские, куда по железной дороге из Германии привозили трофейное оборудование. Это оборудование после восстановления и предварительного монтажа на баржах доставляли к строящемуся в Ангарске комбинату № 16. Производственная база этих мастерских стала основой для создания в 1958 г. Свирского механического завода, а в 1970 г. — свирского завода «Автоспецоборудование».

В ноябре 1949 г. рабочий поселок Свирск получил статус города. Это стало дополнительным импульсом для его развития. Рядом с деревянной жилой застройкой начали строиться многоэтажные каменные здания и объекты социально-культурного назначения. Были открыты городской Дом культуры и вечерняя школа рабочей молодежи, проводились первые работы по асфальтированию улиц. Для ремонта горно-шахтного оборудования предприятий «Востсибугля» построили рудоремонтный завод (преобразованный впоследствии в Свирский РМЗ). Ввели в строй Бархатовскую лесоперевалочную базу для «Иркутсклеспрома» в поселке Березовый.

Во второй половине 1960-х гг. начинает ощущаться подпор Братского водохранилища, затопившего в районе Свирска несколько старинных прибрежных деревень и заросших черемухой островов. К этому времени в Свирске был построен речной порт. Причал в порту сразу стал любимым местом молодежных «тусовок» — на нем устраивали танцы, объяснялись в любви, проводили «разборки».

Период 1960-1970-х гг. знаменуется вводом целого ряда образовательных учреждений (дошкольных и средних), которые до сих пор вносят свой вклад в образование и культурно-эстетическое воспитание детей и подростков города Свирска.

Особый этап в жизни города связан с 1990-ми гг., когда градообразующие предприятия были акционированы и оказались в кризисе. Но Свирск сумел преодолеть экономические и социальные катаклизмы, вышел из-под опеки Черемхово и стал в 2006 г. самостоятельным муниципальным образованием и городским округом.

Ископаемые ресурсы

В пределах городского округа имеется месторождение доломита с запасами 15-40 млн. м3. Его добыча возможна при глубине вскрыши 4-10 м. Из доломита изготовляют известь, минеральную вату и другие строительные материалы, в сельском хозяйстве его применяют для раскисления почв. При этом почти половину вскрышной породы можно использовать для производства качественного кирпича М-75-150.

В городской черте имеются значительные техногенные запасы огарков бывшего Ангарского металлургического комбината, работавшего в Свирске с 1931 по 1949 г. Они содержат высокие концентрации золота, серебра, меди, цинка, свинца, мышьяка, серы. Суммарный объем накопленных отвальных огарков оценивается в 42,6 тыс. м3, (128,2 тыс. т). Средняя концентрация содержащегося в них золота составляет 6,1 г на тонну (782 кг), серебра — 47 г на тонну (6023 кг).

Столь значительные концентрации ценных металлов могут сделать рентабельной опытно-промышленную переработку отвалов. Однако при этом необходимо учитывать, что в них содержится мышьяк, присутствие которого вблизи Ангары представляет определенную угрозу для здоровья населения. В феврале 2007 г. на заседании Правительства РФ принято решение о включении Свирска в Федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», в рамках которой намечалась ликвидация очага загрязнения мышьяком. Однако проблема утилизации отходов бывшего мышьякового производства все еще не решена.

Экономика 

Свирск всегда относился к числу промышленно развитых городов. До кризиса 1990-х гг. его доля в суммарном областном объеме промышленной продукции составляла 1,5% (при численности населения 0,5 %). В настоящее время из-за банкротства ряда предприятий производственный потенциал Свирска сократился, и его доля в общеобластном выпуске промышленной продукции упала до 0,4 % (по итогам 2008 и 2009гг.).

Тем не менее промышленность остается основой экономики города, дает 83,4 % производимой крупными и средними предприятиями продукции (табл. 57). Основными отраслями являются лесоперерабатывающая и электротехническая промышленность, машиностроение (табл. 58).

Таблица 57. Структура экономики Свирска в среднем за период с 2006 по 2010 г.

Отрасль экономики

Доля в общем объеме продукции и услуг, %

Численность работающих

         тыс. чел.

   %

Промышленность             

Торговля   

Транспорт  

Прочие      

Бюджетная сфера             

83,4

3,9

2,6

10,1

-

2,1

0,3

0,2

2,0

1,2

45,7

6,5

4,3

43,5

26,1

Всего

100,0

4,6

100,0

 Таблица 58. Доля различных отраслей в экономике Свирска в среднем за период с 2006 по 2010 г., %

Отрасль промышленности

Доля

Лесоперерабатывающая

Машиностроение

Электротехническая

Коммунальная энергетика

Прочие отрасли

76,0

12,7

5,6

5,4

0,3

Лесоперерабатывающая промышленность  представлена совместным российско-японским предприятием ООО «ТМ Байкал», пущенным в начале 1990-х гг. Его учредители — Мингосимущества РФ и две японские фирмы — «Таджима Ламбер» и «Мицуи». Предприятие оснащено современным оборудованием и способно выпускать 120 тыс. м3 высококачественных сухих и антисептированных строганых пиломатериалов для японского рынка (преимущественно для деревянного домостроения). Здесь работает около 500 чел. Собственной лесосырьевой базы нет, предприятие не ведет лесозаготовок, а покупает древесину в Куйтунском, Балаганском, Чунском и Усть-Удинском районах. На долю «ТМ Байкал» приходится 76 % всей промышленной продукции Свирска.

Машиностроение дает 12,7 % всей промышленной продукции города. Отрасль представлена двумя предприятиями:

— Свирским РМЗ, созданным для обслуживания угледобывающей промышленности Восточной Сибири. Предприятие производит запасные части к мощным экскаваторам, горно-шахтное и нестандартное оборудование, осуществляет ремонт дизельных двигателей, выпускает оборудование для золотодобывающей промышленности. Его доля в промышленном производстве Свирска — 8,1 %;

—  заводом «Автоспецдеталь», специализирующимся на производстве коммунальной техники и спецавтофургонов, изготавливающим

средние автодорожные сборно-разборные мосты и др. Его доля в промышленном производстве Свирска — 4,6 %.

Электротехническая промышленность в советское время была представлена свирским заводом «Востсибэлемент», выпускавшим аккумуляторы. После акционирования и смены ряда собственников на его базе созданы два предприятия:

— ЗАО «Актех-Байкал» (производство свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для всех типов легковых и грузовых автомобилей). Предприятие планирует в среднесрочной перспективе выйти на максимальные производственные мощности и достичь объема продаж в 1,8 млн. аккумуляторных батарей в год;

— ЗАО  «Эколидер»  (переработка аккумуляторного лома и производство свинца и сплавов). Аналогов оборудования, которое работает на этом предприятии, в России нет. Здесь введена в действие первая очередь производства по переработке аккумуляторного лома, позволяющая эффективно утилизировать уже отслужившие свой срок аккумуляторы, решая при этом экологическую проблему и возвращая сырье для производства новой продукции.

Коммунальная теплоэнергетика представлена муниципальным унитарным предприятием «Теплоцентраль». Основной вид деятельности — производство, передача и распределение пара и горячей воды.

Малый бизнес. Кроме крупных и средних в городе действует около 30 малых предприятий. Более половины предприятий связано с торговлей, общественным питанием и бытовым обслуживанием. Доля малых предприятий в экономике города — около 10 %.

Транспорт

Свирск находится в стороне (в 20 км к востоку) от Транссибирской железнодорожной магистрали и федеральной автодороги М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск).

С Транссибом город связан железнодорожной веткой, проложенной от станции Черемхово до станции Макарьево (19 км), по которой в настоящее время осуществляются только грузовые перевозки.

С федеральной автодорогой М-53 город связан несколькими дорогами, проходящими через Касьяновку и Черемхово (около 20км), а также через село Бархатово и поселок Михайловка (22 км).

Свирск имеет пассажирское сообщение (автобусами и маршрутными такси) с районным и областным центрами. Расстояние от Свирска до Иркутска по автодороге — 158 км, по железной дороге — 150 км.

Особое место в экономике Свирска занимает речной транспорт, которым осуществляется перевозка по Ангаре грузов и пассажиров. Еще в дореволюционный период (с XIX в.) на Ангаре действовала Макарьевская пристань, известная в Восточной Сибири. Наряду с Иркутской, Балаганской, Братской, Усольской, Подволочной, Верхнеудинской и другими пристанями она являлась важнейшим перевалочным узлом. Через нее проходило большое количество разнообразных грузов — рожь, пшеница, каменный уголь, кожи, чай, железные изделия, лес, строительные материалы и др. На пристани работала также паромная переправа.

В советское время, в период наполнения Братского водохранилища, был построен крупный Свирский речной порт, сданный в эксплуатацию в 1967 г. Порт обслуживал 13 причалов, с которых отправлялся черемховский уголь, продукция машиностроения и песчано-гравийная смесь, поставлявшаяся на стройки Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского и Братска. Через Свирский порт проходило до 3 млн. т различных грузов. Город достойно выполнял функцию крупного перевалочного узла Приангарья. Не случайно на гербе Свирска присутствует изображение лодки (груженной углем и продукцией машиностроения), символизирующей важность водного транспорта для экономики города.

В перестроечные времена объем перевозок водным транспортом существенно сократился. В настоящее время перевозится в основном лес, в небольших объемах — уголь и песчано-гравийная смесь. Ежегодный суммарный объем перевозок по всем грузам составляет всего 400 тыс. т.

В последние годы порт обслуживает главным образом лесоперерабатывающую промышленность. Он стал ключевым звеном в поставках лесосырья на предприятие «ТМ Байкал» (30 % грузоперевозок). Возобновились поставки леса на Братский ЛПК (до 10 тыс. м3 в год), что также дает работу порту.

Навигация в Свирском порту начинается 25 мая и заканчивается 20 октября.

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда в Свирске — 370 тыс. м2 (по состоянию на 2008 г.), что составляет 0,7 % жилищного фонда Иркутской области. Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оборудовано 73 % жилищного фонда, горячим водоснабжением — 61 %, газом - 1,6%.

В городе семь котельных, в том числе шесть муниципальных, используемых в качестве теплоисточников для ЖКХ. Для их работы в течение отопительного сезона (с сентября по май) требуется порядка 46,9 тыс. т угля и 240 т мазута.

Социальная сфера

В городе имеется пять учреждений дошкольного образования (в которых занимается около 350 детей), шесть общеобразовательных школ (более 2 тыс. учащихся), одна вечерняя школа (80 учащихся), три учреждения дополнительного образования (около 2 тыс. учащихся).

С 1949 г. действует электромеханический техникум, где готовили кадры для завода «Востсибэлемент» и других аналогичных предприятий страны. Сейчас он является областным образовательным учреждением и осуществляет подготовку по двум уровням: начальное профессиональное образование (ребята получают специальности повара, электрогазосварщика, портного, слесаря-ремонтника, токаря); среднее профессиональное образование (специальности «Электрохимическое производство», «Технология машиностроения», «Техническое обслуживание автомобилей», «Сварочное производство»).

С 1963г. работает профессиональное училище, также осуществлявшее подготовку рабочих кадров для завода «Востсибэлемент» (по специальностям автослесарь, электрик, токарь, слесарь-ремонтник, водитель, сборщик гальванических элементов и батарей). Сейчас перечень профессий скорректирован в соответствии с потребностями рынка и конкретными запросами работодателей.

Действует Дом детского творчества (бывший Дом пионеров, построенный в 1975г.), в котором занимается около тысячи детей и подростков по различным направлениям (физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, культурологическое, эколого-биологическое, социально-педагогическое). Работают также станция юных техников (ее посещают 311 учащихся), детско-юношеская спортивная школа (653 учащихся), где ведутся занятия по баскетболу, футболу, легкой атлетике, волейболу, лыжным гонкам, греко-римской борьбе, шахматам, плаванию.

На территории муниципального образования «город Свирск» организовано оказание скорой, амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Город располагает круглосуточным стационаром с терапевтическим (на 30 коек), гинекологическим (10 коек), детским (10 коек) и инфекционным (10 коек) отделениями. Амбулаторно-поликлиническая помощь осуществляется взрослой (на 350 посещений в смену) и детской (150 посещений) поликлиниками, при которых действует дневной стационар.

Свирск всегда славился своими спортивными достижениями. Здесь была замечательная команда стрелков, футболистов, хоккеистов, легкоатлетов, мастеров по лыжному и городошному спорту, гребле. Особо выделялась хоккейная команда «Энергия», равной которой не было в области (выступая в первенстве России по хоккею с мячом в 1990-х гг., команда неоднократно занимала призовые места). Юные хоккеисты и футболисты также неоднократно были победителями в соревнованиях на первенство области, а в 1993 г. вышли победителями международного турнира по хоккею с мячом среди юношей в Швеции.

Перспективы

Относительная близость Свирска к областному центру, к транспортным магистралям, а также наличие речного порта, свободных производственных площадок и земельных участков, квалифицированных трудовых ресурсов создают предпосылки для его дальнейшего развития. Среди перспективных инвестиционных планов выделяются следующие:

— приобретение, монтаж и запуск мини-завода по производству асфальтобетонной смеси (затраты — около 1 млн. р.);

— возобновление работы каменного карьера и добычи речной песчано-гравийной смеси (затраты — 2,1 млн. р.);

— возобновление работы участка по производству железобетонных изделий (затраты — 1,4 млн. р.);

— строительство цеха по изготовлению пенобетонных блоков мощностью 3 тыс. м3 в год (стоимость оборудования — 600 тыс. р.).

Кроме того, рассматривается возможность строительства первой очереди завода по производству биотоплива, цеха по выпуску шпона и фанеры, а также возобновления деятельности лесоперевалочной базы (лесного терминала) и организации новых лесоперерабатывающих производств.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...