Этот промышленный город находится в южной, наиболее хозяйственно освоенной части Иркутской области, у Транссибирской железнодорожной магистрали, и центре Иркутского каменноугольного бассейна, в 130 км к северо-западу от областного центра. Является городом областного уровня (подчинения) и административным центром Черемховского района. Занимает площадь 114 км2 (11,4 тыс. га). В советское время в состав Черемховского горисполкома (в наше время — муниципального образования) входил город Свирск, ставший в 2007 г. самостоятельным муниципальным образованием областного уровня.
Город расположен на холмистой возвышенности Иркутско-Черемховской равнины, на небольшой речке Черемшанке, примерно в 20 км к западу от реки Ангары, на высоте 550 м над уровнем моря. В окрестностях Черемхово находятся участки угольных разрезов (отработанных и действующих), сельскохозяйственные и лесные земли. В черте города можно встретить терриконы — следы бывшей шахтной угледобычи.
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Черемхово составляет 105 дней. Первые заморозки фиксируются 11 сентября, последние — 28 мая.
Среднемесячная температура января -21,1 С (абс. -48 С), июля +17,9 С (абс. +36 С). Среднегодовая температура -1,4 С.
Среднемноголетняя температура выпадающих за год осадков составляет 406 мм, из этого количества на май-август приходится 63 %.
Муниципальное образование «город Черемхово» представляет собой небольшую поселенческую агломерацию, включающую центральный жилой массив и десяток отдельных поселков-микрорайонов, сформировавшихся при различных предприятиях, шахтах, карьерах и разрезах, многие из которых впоследствии были закрыты. Эти поселки удалены от городского центра на 4—12 км.
Например, в южной части города находятся поселки Восточный и Касьяновка. К юго-востоку от центра размещены поселки Гришево, Кирзавод, Новогришево, Каменный Карьер, Храмцовка, Известковый. К востоку — Шахтерский. В юго-западной части — поселки Ершовка и Трудовой. Поселки в основном одноэтажные с деревянными индивидуальными строениями и домами барачного типа.
Центральная часть Черемхово протянулась вдоль Транссибирской магистрали почти на 12 км. Застроена она как деревянными одноэтажными, так и каменными многоэтажными благоустроенными домами. Имеется несколько широких красивых проспектов, просторная привокзальная площадь, большой стадион и уютный парк отдыха.
В городе Черемхоно проживают 53,6 тыс. чел., или 2,1 % жителей Иркутской области (но состоянию на 2010 г.). Демографическая ситуация характеризуется естественной убылью и миграционным оттоком населения.
С закрытием промышленных предприятий в кризисные 1990-е годы более чем вдвое сократилось число рабочих мест, обострилась проблема занятости. К началу 2000-х гг. каждый третий житель трудоспособного возраста не имел работы.
В настоящее время доля населения трудоспособного возраста в общей численности жителей составляет 56 % (около 30 тыс. чел.), а занятых в экономике города — всего 32 % (примерно 17 тыс. чел.).
Из всех занятых в городской экономике на сферу материального производства (промышленность, транспорт, строительство, энергетика и др.) приходится около 35 %. Примерно такая же часть работает в бюджетной сфере (образование, здравоохранение и др.). В сфере малого и среднего бизнеса (торговля, общепит, бытовое обслуживание и т.д.) трудится 17 %, а в сельскохозяйственном производстве — 8 %.
Своим появлением Черемхово обязано Московскому гужевому тракту, который был проложен через Сибирь до Иркутска в середине XVIII в. Именно тогда, в 1743 г., в красивой, заросшей черемухой местности у истока небольшой речки была поставлена ямщицкая изба, давшая начало Черемховской слободе — селению ямщиков у почтового тракта.
Полноправным поселением при почтовой станции на Московском тракте слобода стала в 1772 г. В то время весь тракт был поделен на участки — почтовые дороги. Черемховская почтовая дорога имела протяженность около 20 верст.
Во второй половине XIX в. вблизи села обнаружили первые залежи каменного угля. Однако их разработка была начата только с приходом в район железной дороги. Уже в период ее прокладки Черемхово стало опорным пунктом строителей. С началом регулярных железнодорожных перевозок (в конце 1890-х гг.) здесь открыли станцию и назвали ее Черемхово.
Таблица 83. Некоторые события истории Черемхово
Год | Событие |
---|---|
1743 | У почтового тракта в заросшей черёмуховой местности поставлена ямщицкая изба, давшая начало поселению |
1770 | В окрестностях поселения обнаружены залежи угля |
1772 | Черемховская слобода (Черемхово) становится поселением при почтовой станции на Московском тракте |
1797 | Построена первая деревянная церковь (после пожара заменена на каменную) |
Конец XIХ в. | В небольших объёмах начата угледобыча |
1896 | Заложена первая шахта |
1898 | Через Черемхово прошла Транссибирская железнодорожная магистраль |
1905 | В окрестностях Черемхово действуют 89 угольных шахт |
1915 | Направлено ходатайство о присвоении Черемхово статуса города |
1916 | Черемхово стало центром Черемховского уезда (до этого оно было волостным селом Балаганского уезда). Черемховский уезд был образован из волостей расформированного Балаганского уезда. При этом уездный Балаганск, оставшись в стороне от магистрального пути, утратил статус города |
1917 | Черемхово получило статус города |
Январь 1920 | Черемховские дружинники приняли участие в конвоировании эшелона адмирала А.В. Колчака с золотым запасом России |
Март 1920 | В город вступили части 5-й Красной Армии |
Август 1921 | Постановлением Иркутского губисполкома образован Черемховский промышленный район с городом Черемхово и Черемховской волостью |
1924 | В город приезжает "всесоюзный староста" М.И. Калинин. Он посещает машиностроительный завод и выступает перед рабочими |
Начало 1930-х | Объём угледобычи достиг дореволюционного уровня |
1932 | Сдана в эксплуатацию новая ТЭЦ (ныне это ТЭЦ-12) |
1939 | Введён в строй Храмцовский разрез |
1964 | В Черемхово проходит Всесоюзное совещание по развитию открытой разработки угольных месторождений в СССР |
1965 | Введён в строй Сафроновский разрез |
1970 | Диорама Сафроновского разреза демонстрируется на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в Осаке (Япония) |
1990-е | Кризис. Закрываются градообразующие предприятия. Растёт безработица. Ветшают городские коммуникации. Снижается уровень жизни местного населения |
Начало 2000-х | Город признан неперспективным |
2006 | Мэром города Черемхово избран Вадим Александрович Семёнов. Его команда начала системную работу по возрождению города |
Железная дорога открыла для черемховского угля новые, ранее недоступные рынки сбыта и сама я пилась крупным потребителем топлива. Уголь стали активно использовать для парового флота, который быстро развивался на Ангаре и Вапкалс. Он также отправлялся баржами по Ангаре через ближайший порт Макарьево (Свирск) в район старого Братска на Николаевский и Лучихинский железоделательные заводы, а также на солеваренный завод в Усолье. Вблизи Черемхово в 1896 г. заложили первую крупную по тем временам шахту.
В период столыпинской аграрной реформы в Черемхово действовал пункт Переселенческого управления, принимавший крестьян из Европейской части страны и направлявший их для расселения и освоения земель в окрестные села. Поэтому в районе быстро развивалось сельское хозяйство, и вскоре со станции Черемхово кроме угля стали отправлять сельскохозяйственные грузы.
Но особенно быстро развивалась угледобывающая промышленность. Если в конце XIX в. вблизи Черемхово действовало всего одно угледобывающее предприятие (где работали 189 горнорабочих), дававшее 20 тыс. т угля в год, то к 1906 г. насчитывалось около 90 шахт и копей (5 тыс. горнорабочих) с ежегодным объемом добычи 1 млн. т. Выработка на одного рабочего достигала 200 т угля в год.
Таких высоких темпов роста угледобычи не знал ни один угольный бассейн Российской империи. За восемь лет она выросла в 53 (!) раза. Донецкий бассейн, имевший гораздо более оснащенную базу, за этот же период увеличил объем добычи всего в три раза. По темпам развития Черемховский углепромышленный район в начале XX в. обгонял даже Кузбасс, у которого к тому времени был уже полувековой опыт угледобычи.
Одновременно с увеличением угледобычи при шахтах и угольных копях в окрестностях Черемхово создавались и росли небольшие рабочие поселки.
В те годы в угольной промышленности, как и в других базовых отраслях губернии, происходили структурные преобразования, способствовавшие объединению разрозненных производителей, концентрации ресурсов и капитала в целях скорейшей модернизации отрасли. На копях устанавливались электрические насосы для откачки воды и электрические лебедки для подъема грузов. Сооружались специальные приспособления для подземной откатки угля. Прокладывались подъездные пути с паровой и электрической тягой. Строились механизированные эстакады для загрузки угля в вагоны. Механизация угледобычи потребовала большого количества электроэнергии, и в Черемхово быстро построили тепловую электростанцию, работавшую на местном угле. Ее электроэнергия использовалась также для освещения поселков горняков.
Вокруг крупных угледобывающих предприятий быстро строились рабочие поселки и кварталы домов для служащих. Появлялись магазины, больницы, школы. Развивалась инфраструктура и благоустраивалась территория. Так, управляющие Гришевскими копями на средства акционеров создали новый железнодорожный узел и открыли станцию Гришсво, выстроили добротный поселок с социальными объектами, разбили на английский манер парк с чудесными аллеями, фонтанами, каналами и ажурными мостиками. Привезенные диковинные кусты и деревья украшали сад вплоть до 1950-х гг. (До нашего времени сохранить эту уникальную парковую архитектуру начала XX в. не удалось.)
Модернизация отрасли и решение социальных вопросов способствовали росту производительности труда. Перед революцией средняя выработка горнорабочего в Черемхово на 38 % превышала аналогичный показатель в Донбассе и была сопоставима с выработкой на угольных копях Франции. Уже с 1913 г. черемховский уголь вместе с кузнецким стал теснить с Урала и даже со Среднего Поволжья донецкий уголь.
Для обслуживания угольных копий были созданы механические мастерские, преобразованные в 1904 г. в достаточно крупный для того времени машиностроительный завод (на этом заводе в 1924 г. выступал «всесоюзныйстароста» М.И.Калинин, в 1941 г. сюда был эвакуирован завод им. К. Маркса).
Черемхово все более приобретало промышленный облик и превращалось в центр крупного углепромышленного района страны. Не случайно поэтому его жители обратились с ходатайством к властям о преобразовании села и город с условием сохранения за крестьянами земельных и лесных наделов. Эту инициативу в 1915г. поддержала губернская власть, и соответствующий запрос был направлен в правительство. Но только через три года, в июле 1917-го, возглавлявший тогда Временное правительство России князь Львов подписал постановление, согласно которому село Черемхово в числе 40 прочих населенных пунктов страны (включая соседнее село Зима) получило городской статус.
В послереволюционный период добыча угля резко сократилась, и в 1925 г. составляла только 15 % к уровню 1917 г. (рис. 8). Коренная реконструкция черемховской углепромышленности возобновилась лишь в 1930-х гг., когда приступили к постепенному обновлению устаревшего горнопроходческого оборудования. Построили крупную шахту им. С.М. Кирова, новую мощную ТЭЦ, организовывали открытую разработку угля на Храмцовской площади.
Уже в послевоенное время была проведена детальная доразведка Черемховского месторождения, которая подтвердила целесообразность вложения значительных финансовых ресурсов в его дальнейшее освоение. Здесь были созданы два крупных разреза — Храмцовский и Черемховский. Возникла и стала быстро развиваться новая для региона отрасль — углеобогащение. Были построены и введены в действие две обогатительные фабрики — Храмцовская и Новогришинская.
Начиная с 1950-х гг. увеличение объемов угледобычи происходило главным образом за счет глубокой модернизации производства. Основной прирост достигался вследствие быстрого развития наиболее прогрессивного и экономически эффективного открытого способа разработки. Были созданы новые крупные разрезы — Сафроновский и Артемовский. Существенно увеличены мощности уже действовавшего Храмцовского разреза. Начали применяться мощные экскаваторы и землеройные машины, что резко повысило производительность труда. Новая высокопроизводительная техника позволила перейти к так называемому бестранспортному вскрытию угольных пластов, на порядок снизила себестоимость угледобычи.
Если в 1940 г. на долю угля, добываемого открытым способом, приходилось только 10 % всего черембасского угля, то в 1950 г. его доля возросла до 23 %, в 1960 г. - до 50 %, в 1970 г. - до 82 %. Начиная с 1980-х гг. весь уголь стал добываться открытым способом, а годовая выработка на одного рабочего достигла 5-6 тыс. т, что заметно превышало среднеотраслевой уровень.
Черембасс всегда входил в число ведущих угольных районов страны. Он являлся экспериментальной площадкой для испытаний мощной техники и внедрения новейших технологий. Сюда не раз приезжали перенимать опыт участники всесоюзных совещаний по развитию открытой разработки угольных месторождений в СССР. Успехами черемховских горняков гордилась страна, им удивлялся весь мир. Диорама Сафроновского разреза с крупнейшим для того времени экскаватором демонстрировалась как основной экспонат на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в японском городе Осако. Не случайно черемховский уголь долгое время (до начала 2000-х гг.) экспортировался в Японию.
Рис. 8. Динамика угледобычи в Черемхово в XX в., млн. т
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11342","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"186","style":"width: 450px; height: 244px;","typeof":"foaf:Image","width":"399"}}]]
Черембасс стал одним из крупнейших центров угледобычи па востоке страны. И хотя Черемхово с гордостью называли городом угольщиков, вместе с угледобычей здесь также успешно развивались другие отрасли промышленности — машиностроение и приборостроение, промышленность строительных материалов, химическая, легкая и пищевая отрасли.
Так, машиностроение занимало второе место в экономике города. Эта отрасль возникла и развивалась одновременно с угольной промышленностью и была представлена несколькими достаточно известными предприятиями, среди которых выделялся машиностроительный завод. Кроме него действовали крупные мастерские по ремонту угледобывающего и транспортного оборудования, авторемонтный завод, электротехнические производства.
В Черемхово был построен завод радиоаппаратуры, и началось оснащение его современным оборудованием. С пуском данного предприятия в городе появлялась инновационная отрасль — приборостроение, которая впоследствии, с возможным сокращением сырьевой специализации Черемхово, могла бы взять на себя часть градообразующей нагрузки (из-за распада СССР завод в эксплуатацию так и не ввели).
Химическая промышленность была представлена предприятием «Химик», производящим лакокрасочную продукцию, олифу и цинковые белила, изделия из стекла и пластмасс.
Быстро развивалась промышленность строительных материалов. Наращивали объемы производства кирпично-черепичный, асфальтобетонный и картонно-рубероидный заводы, был построен завод ЖБИ, планировалось создание современных цементного и кирпичного про-изводств.
Успешно решались социальные проблемы. На угледобывающих предприятиях работали в основном мужчины. Для обеспечения тендерной занятости (рабочих мест для женщин) в Черемхово был специально построен цех слюдяной фабрики (филиал Иркутской слюдяной фабрики), организовано швейное производство (подразделение усольской фабрики «Ревтруд») и создана крупнейшая в Восточной Сибири чулочно-носочная фабрика. Эти производства были оснащены самым современным для того времени оборудованием и выпускали продукцию, востребованную жителями Иркутской области и соседних регионов. Часть ее поставлялась в дружественные СССР страны.
Большое развитие в городе получила пищевая промышленность. Действовали мясной и мукомольный комбинаты, пивоваренный, хлебный и молочный заводы. Эти предприятия удовлетворяли потребительский спрос жителей Черемхово и близлежащих поселков. Сырье для пищевой промышленности поступало с сельскохозяйственных предприятий Черемховского и других районов области.
К началу перестройки город имел заслуженную репутацию современного промышленного города. Он выполнял роль северо-западного индустриального форпоста Иркутско-Черемховской промышленной зоны, крупнейшей в Сибири и на Дальнем Востоке.
Город дал стране многих известных людей. Среди них работник шахты № 5 Александр Владимирович Власов, ставший первым секретарем Чечено-Ингушского (1975-1984), а позже Ростовского (1984-1986) ОК КПСС. Затем он занимал посты министра внутренних дел СССР (1986-1988) и Председателя Совета Министров РСФСР (1988-1990). В звании генерал-полковника он стал организатором создания легендарного ОМОНа. На съезде народных депутатов РСФСР его кандидатуру выдвигали на должность Председателя Верховного Совета РСФСР, но он уступил Б.Н. Ельцину с разницей в 68 голосов.
Не менее известным черемховцем является Михаил Иванович Щадов, окончивший после войны Чсремховский горный техникум и начавший свой трудовой путь рядовым механиком на одной из шахт треста «Черемховуголь». В 1976 г. он возглавил крупнейшее на востоке страны производственное объединение по добыче угля «Востсибуголь», а через девять лет, в 1985 г., стал министром угольной промышленности СССР.
Черемховцы помнят и чтят память Владимира Павловича Гуркина, драматурга и сценариста, члена Союза писателей России и почетного гражданина города Черемхово. Его творчество известно россиянам по фильму «Любовь и голуби». Список известных черемховцев можно продолжить.
В период перестройки и реформ город начал сдавать свои позиции. Закрывались крупные предприятия. Были безвозвратно утрачены завод ЖБИ, чулочно-носочная, мебельная, швейная и слюдяная фабрики, картонно-рубероидный завод, завод радиоаппаратуры и ряд других предприятий.
Черемховский уголь вдруг стал не нужен энергетикам Приангарья (его стали закупать в соседних регионах). Из угольной отрасли было уволено более 3 тыс. высококвалифицированных рабочих и специалистов — профессионалов своего дела. Были разобраны и проданы на металлолом горнотранспортное и горно-обогатительное оборудование, подъездные пути к станциям. Мастера высокого класса, механизаторы горных участков и обогатительных фабрик остались не у дел.
Выросла безработица. Более 10 тыс. специалистов разных отраслей покинуло город в поисках лучшей доли. Уровень жизни черемховцев существенно снизился. Кризис в промышленности и экономике сократил возможности местного бюджета. Начался развал системы городского жизнеобеспечения.
К городу Черемхово все чаще стали применять слова «депрессивный» и «неперспективный». Дело дошло до того, что в одной из программ, разработанных по заданию администрации Иркутской области, Черемхово обозначили как неперспективный город, жители которого «подлежат переселению».
После избрания мэром Черемхово В.А. Семенова и с приходом в администрацию команды его единомышленников началась системная напряженная работа, направленная на постепенное возрождение социально-экономического потенциала города.
В окрестностях города находится Черемховское месторождение каменного угля, промышленная разработка которого ведется с конца XX в. Угольные пласты здесь залегают сравнительно неглубоко и разрабатываются последние 30 лет только открытым способом. Угольные разрезы переносятся на новые площади по мере отработки полей. Местный уголь относится к типу жирных длиннопламенных. Его запасы оцениваются примерно в 60-100 млн. т, что позволит, как минимум, 20 лет не снижать современный уровень угледобычи.
Севернее Черемхово, недалеко от уже действующих разрезов, находится Головинское каменноугольное месторождение с балансовыми запасами в 190 млн. т. По своему качеству головинский уголь примерно такой же, как черемховский. Ежегодный объем угледобычи здесь может достигать 3 млн. т.
В окрестностях Черемхово имеются также запасы сырья, пригодного для производства строительных материалов. В частности, в 12 и 18 км к юго-востоку от города расположены соответственно Черемховское и Макарьевское месторождения доломита (из него получают бутовый камень, щебень, строительную известь и др.).
На северо-западной окраине города находится месторождение кирпично-керамического сырья с балансовыми запасами более 1 млн. т, оно эксплуатировалось комбинатом строительных материалов.
Черемхово в доперестроечный период входило в число промышленно развитых городов Иркутской области, производя более 5 % общеобластной промышленной продукции. Сейчас эта цифра сократилась до 0,5 %.
Но несмотря на банкротство целого ряда предприятий, его промышленность все еще остается основой городской экономики. Она дает 48,6 % производимых в городе продукции и услуг (табл. 84). В советское время этот показатель достигал 82 % при гораздо большем объеме производства.
Угледобывающая промышленность. Является основой промышленного производства и важнейшей градообразующей отраслью Черемхово. В начале 2000-х гг. работали два разреза — Сафроновский и Черемховский. Сейчас угледобыча ведется только на одном — Черемховском, который объединил самые перспективные участки бывших двух разрезов. На них в настоящее время добывается около 3 млн. т угля в год. Примерно такой уровень намерены сохранить в среднесрочной перспективе. При этом имеющихся запасов угля хватит на 20 лет. Затем потребуется освоение новых угленосных площадей и месторождений.
Таблица 84. Доля различных отраслей в экономике Черемхово в среднем за период 2000-2009 гг., %
Отрасль | Доля |
---|---|
Промышленность | 48,6 |
Угледобыча | 38,4 |
Транспорт и связь | 32,1 |
Торговля | 6,1 |
Строительство | 2,9 |
Прочие | 10,3 |
Всего | 100,00 |
Машиностроение. Это вторая по значимости промышленная отрасль города. Она представлена рядом ремонтных производств и заводом «Черемховгидромаш». Данный завод создан в начале XX в. путем объединения мастерских, обслуживавших угольные копи. В октябре 1941 г. его объединили с эвакуированным из Ставрополя заводом им. К.Маркса. Здесь было налажено производство мин, которые эшелонами отправляли на фронт. В период 1957-1991 гг. завод входил в состав Министерства тяжелого машиностроения СССР, примерно 18 % его продукции экспортировалось. Сейчас здесь трудится около 100 чел. и выпускается оборудование для горной, нефтяной и металлургической промышленности.
Малый бизнес. В городе работает около 100 малых предприятий, зарегистрировано 1,2 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Все они заняты главным образом в торговле и общественном питании. Создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства — территориальное агентство бизнеса ООО «Бухгалтерская служба» и фонд развития предпринимательства «Содействие». В сфере малого бизнеса трудится 17 % всех занятых в экономике города.
Торговля и общепит. Торговое обслуживание населения осуществляют 250 субъектов торгового бизнеса, в том числе 25 предприятий оптовой торговли, несколько торговых домов, 2 рынка. Мелкорозничная сеть насчитывает 21 павильон и 40 киосков. Услуги общественного питания оказывают 45 предприятий.
Отрасль представлена ТЭЦ-12 — одной из старейших тепловых станций Иркутской области. Ее проектировали и строили в начале 1930-х гг. с целью замены небольшой станции дореволюционной постройки, мощности которой уже не хватало для электро- и теплоснабжения быстро развивающихся в те годы города и его промышленных предприятий.
Станцию сдали в эксплуатацию в 1932 г. (в то время ее установленная мощность была 5,5 МВт). Через десять лет, в 1942 г., мощность ТЭЦ увеличили до 9 МВт. В послевоенные годы вблизи станции разместили несколько энергопоездов и суммарную электрическую мощность увеличили до 24 МВт. После пуска Иркутской и Братской ГЭС город подключили к единой энергосистеме Сибири, и необходимость наращивания электрической мощности ТЭЦ отпала.
В 1963 г. станцию передали в состав «Иркутскэнерго» (до этого она находилась в системе Минуглепрома СССР), после чего она несколько раз была модернизирована. В настоящее время электрическая мощность ТЭЦ составляет 7,5 МВт, тепловая — 230 Гкал в час. В качестве топлива используется в основном добываемый на близлежащих разрезах черемховский каменный уголь (на ТЭЦ могут использоваться также азейский и мугунский бурые угли, поставляемые с разрезов Тулуна).
Станция располагает собственными магистральными тепловыми сетями (12,5 км) и на арендных условиях владеет частью муниципальных тепловых распределительных сетей Черемхово (46,5 км). Рассматривается возможность приобретения городских тепловых распределительных сетей в полную собственность «Иркутскэнерго», что существенно повысит надежность теплоснабжения города.
Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. В пределах городской черты имеется три железнодорожных станции ВСЖД (Черемхово, Гришево и Касьяновка) и два остановочных пункта. Кроме того, железнодорожные ветки и подъездные пути проложены к крупным угольным разрезам и некоторым промышленным предприятиям.
Город соединен несколькими асфальтовыми автодорогами с федеральным трактом М-53«Байкал» (Новосибирск-Иркутск), проходящим в 8—9 км к северо-востоку от жилой застройки. Имеются грунтовые автодороги, связывающие Черемхово с участками угольных разрезов и близлежащими селами Черемховского района.
Таблица 85. Расстояние от Черемхово до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Черемхово | — | — |
Усолье-Сибирское | 63 | 73 |
Ангарск | 91 | 104 |
Зима | 120 | 117 |
Иркутск | 130 | 148 |
Слюдянка | 256 | 260 |
Тулун | 259 | 250 |
Байкальск | 291 | 299 |
Нижнеудинск | 376 | 373 |
Алзамай | 468 | 463 |
Тайшет | 539 | 530 |
Бирюсинск | 552 | 543 |
Улан-Удэ | 586 | 598 |
Вихоревка | 808 | 454 |
Братск | 832* | 475 |
Красноярск | 957 | 899 |
Железногорск-Илимский | 1094 | 736 |
Усть-Кут | 1261** | 844 |
Усть-Илимск | 1329 | 735 |
* До станции Анзёби.
** До станции Лена.
Кроме того, Черемхово соединено автодорогой и железнодорожной веткой с соседним городом Свирском (ранее находившимся в подчинении Черемхово). Суммарная протяженность дорожной сети в пределах городского муниципального образования превышает 500 км.
Расстояние от Черемхово до областного центра и некоторых городов Иркутской области, а также до Улан-Удэ и Красноярска показано в табл. 85.
Общая площадь жилищного фонда в Черемхово составляет 1 417 тыс. м2, или 2,8 % жилищного фонда Иркутской области (по состоянию на 2008 г.). Водопроводом и канализацией оснащено 58 % жилья, центральным отоплением — 52 %, горячим водоснабжением — 38 %, газом — 31 % жилья.
В городе много ветхого жилья, оставшегося еще с советского времени. Инфраструктура коммунального жизнеобеспечения (водопроводные и отопительные сети, канализационный коллектор и др.) сильно изношена и нуждается в коренной реконструкции. Отдельные жилые зоны периодически подтапливаются грунтовыми водами, что требует проведения соответствующих дренажных и мелиоративных работ.
В городе 11 дошкольных образовательных учреждений (более 1 тыс. воспитанников), 17 общеобразовательных школ (более 6 тыс. учащихся), 3 профессиональных училища (в том числе 1 медицинское), 2 колледжа (горнотехнический и педагогический), а также учреждения дополнительного образования (Дом творчества, эколого-биологический центр, детско-юношеская спортивная школа, музыкальная и художественная школы). Действуют два интерната для детей, оставшихся без попечения родителей, и школа для слабослышащих детей. Имеется филиал Иркутского государственного технического университета.
Учреждения культуры представлены центральной библиотечной системой с филиальной сетью, профессиональным театром драмы, музеем истории Черембасса, парком культуры и отдыха, выставочным залом.
Имеются самодеятельные творческие коллективы, два из которых удостоены звания «народный». Детский фольклорный ансамбль «Росинка» является лауреатом общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд», а коллектив «Танцевальный лимузин» — лауреат международного конкурса-фестиваля хореографических коллективов «Единство России».
В городе работают муниципальные учреждения «Спорткомбинат» и спортивно-оздоровительный комплекс «Мартенсит». Действуют 3 стадиона, 15 спортивных залов, 6 футбольных полей, лыжная база, мотосекция (одна из старейших в области). Спортсмены города участвуют в областных, региональных и российских соревнованиях. Футбольная команда «Шахтер» является чемпионом Иркутской области.
Медицинская помощь населению оказывается в 12 лечебных учреждениях и 4 стационарах дневного пребывания. В последние годы инфраструктура здравоохранения Черемхово существенно обновлена.
Для дальнейшего социально-экономического роста Черемхово необходимо создание новых производств и развитие предпринимательской активности населения. При этом в качестве базовых отраслей будут оставаться угледобыча, машиностроение и транспорт. Существуют предпосылки для развития промышленности строительных материалов.
В городе имеется несколько перспективных площадок с близко расположенными инфраструктурными объектами. Ма их базе можно сформировать экспериментальную особую экономическую зону промышленно-производственного типа регионального уровня, в которой будут действовать соответствующие налоговые льготы.
В свое время мощный экономический рост Иркутской области базировался в том числе и на потенциале Черемхово. Сегодня Черемхово нуждается в поддержке. Думается, что со стороны областного правительства будет оказана достойная помощь развитию этого славного города.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей