Иркутск Сортировочный

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутск Сортировочный (ранее станция Иннокентьевская) — один из двух железнодорожных вокзалов города Иркутска, крупная станция ВСЖД (филиала РЖД). Находится в Ленинском округе.

Общие сведения

Код станции: 93000.

Является крупным железнодорожным узлом ВСЖД и главной грузовой станцией Иркутска. От Иркутска Сортировочного идёт множество подъездных путей к предприятиям Ленинского округа Иркутска.

Локомотивное депо Иркутск Сортировочный – одно из крупнейших предприятий ВСЖД. В депо внедрены механизированные поточные линии по ремонту узлов и деталей локомотивов, а также создан цех, где производят средний и капитальный ремонт путевых дорожных машин тяжелого типа.

История 

Свое название — Иннокентьевская — станция получила по имени святого Иннокентия Кульчицкого. В 1727 при открытии Иркутской епархии Иннокентий (Иоанн Кульчицкий) был назначен ее первым епископом. После смерти Иннокентия его нетленные останки сохранялись в Вознесенском мужском монастыре. Христианская православная деятельность монастыря занимала видное место в просветительской миссии на востоке. При нем в 1726 была открыта русско-монгольская школа. 17 июня 1873 его посетил Великий князь Алексей Александрович, а 24 июня 1891 – Великий князь Николай Александрович, будущий император Николай II, возвращавшийся из поездки на Дальний Восток.

Иннокентьевская была первой станцией Кругобайкальской железной дороги. В 1894 сформировался одноименный станционный поселок, давший начало двум крупным районам Иркутска, Иркутску II и Ново-Ленино (Ленинский округ). При станции построили паровозное депо «на 6 стойл» (паровозов), мастерские по ремонту вагонов, склады, 30 жилых домов для служащих и рабочих дороги. В 1898 в поселке рядом со станцией находилось 47 частных домов и проживало 996 человек. Почти две сотни из них работали на железной дороге.

В начале ХХ по другую сторону железнодорожных путей возник поселок «Порт-Артур» или Новоиннокентьевская, включенный вскоре в состав Иркутска. В 1917 в обоих поселках насчитывалось 8215 чел.; Иннокентьевский был присоединен к Иркутску в 1908. В 1910–1920-х около депо строились кооперативные дома для машинистов и слесарей. В 1927 здесь построен Дом культуры железнодорожников, в 1928 – баня. В 1926 Иннокентьевский имел 1134 владения; в них находилось 1476 нежилых строений и 1430 жилых. На 1 января 1930 население Иннокентьевской составляло около 10 тыс. чел. Железнодорожные мастерские и депо обслуживали 487 рабочих. Здесь было 8 школ (в т. ч. одна семилетняя), библиотек, лечебница. В 1929 началось строительство крупного авиационного завода. В 1930 поселок вошел в состав Ленинского района Иркутска.

На станции Иннокентьевской в 1898 в семье отставного офицера русской армии родился будущий писатель и морской офицер Леонид Сергеевич Соболев (ум. в 1971). Л.С. Соболев учился в Петербургском кадетском корпусе, по окончании которого в 1916 поступил в морское училище. В октябре 1917 Л.С. Соболев принял первое боевое крещение в морском бою в Моондзунском проливе. В 1918 он досрочно выпустился из морского училища и вступил добровольцем в ряды Красного флота. В 1926 вышел первый сборник его рассказов «Капитальный ремонт». В годы Великой Отечественной войны Соболев служил в Ленинграде, Одессе, Севастополе и под Новороссийском. За сборник рассказов «Морская душа», вышедший в 1943, был удостоен Сталинской премии, которую передал в фонд Обороны страны. После войны продолжился творческий путь Л. Соболева как писателя. Л.С. Соболев – Герой Социалистического труда, Председатель правления Союза писателей РСФСР, член Президиума Верховного Совета СССР.

Контакты

Адрес: г. Иркутск, ул. Вокзальная, 9а; г. Иркутск, ул. Воинская Площадка, д. 36.

Телефон: (3952)63-80-20 (секретарь, т/ф).

Железные дороги в Иркутской области

  1. Восточно-Сибирская железная дорога
  2. Транссиб
  3. Великий Сибирский путь (о строительстве Транссибирской магистрали)
  4. Транссибирская магистраль в 1904 году
  5. Кругобайкальская железная дорога
  6. Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя 1908-1909 годов
  7. Кругобайкальская железная дорога в начале ХХ века
  8. Кругобайкальская железная дорога до 1917 года. Часть I
  9. Кругобайкальская железная дорога до 1917 года. Часть II
  10. Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Фотоальбом Алексея Шевелева
  11. Железная дорога по льду Байкала
  12. Железная дорога на Байкале
  13. Железная дорога Абакан-Тайшет
  14. Байкало-Амурская магистраль
  15. Железная дорога в Приленский край // Тульчинский К.Н. (1912)
  16. Бодайбинская железная дорога
  17. Детская Восточно-Сибирская железная дорога

Читайте в Иркипедии:

  1. Колмаков Ю. От станции Иннокентьевская до Ленинского района города Иркутска (1899–1935) (исторический очерк)
  2. Иркутск Пассажирский

Литература

  1. Колмаков Ю. От станции Иннокентьевская до Ленинского района города Иркутска (1899–1935) (исторический очерк) // Земля Иркутская. 2006. № 1(29). С. 44–51.
  2. Пролегли пути вокруг Байкала. Станции Восточно-Сибирской железной дороги. История и современность: Путеводитель / Сост. А.Н. Гаращенко. Изд. второе, испр. и доп. — Иркутск, 2009.

Ссылки

  1. Расписание электричек: Иркутск-Сортировочный // tutu.ru

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Гаращенко Алексей Николаевич | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 24 ноября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.