Восточно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО «Российские железные дороги») пролегает по территории Бурятии и Иркутской области. Управление в городе Иркутске. Главная станция дороги — Иркутск пассажирский. Начальник ВСЖД — Василий Федорович Фролов.
Восточно-Сибирская железная дорога выделена в 1934 из Томской и Забайкальской дорог. Первый поезд в Иркутск пришел в 1898. Были образованы Сибирская железная дорога (от Челябинска до Иркутска), Забайкальская с центром в Иркутске (от Иркутска до Читы и ст. Маньчжурия). Центром ВСЖД стал Иркутск.
В 1961 границы дороги были изменены. Она охватывала территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Кемеровской и Читинской области. Граничила с Западно-Сибирской железной дорогой (ст. Междуреченск и Мариинск), с Забайкальской железной дорогой (ст. Петровский Завод). На юге ВСЖД подходит к границе РФ с МНР (ст. Наушки).
Эксплуатационная длина ВСЖД – 5312 км (3,9% протяженности всей железной дороги бывшего СССР). Дорога связывает районы Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока с остальной железнодорожной. сетью страны.
ВСЖД обслуживает крупные пром. районы по добыче железной руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, машино- и станкостроения, цветной металлургии и др. Кроме того, ВСЖД обслуживает сельскохозяйственные районы по производству зерна и животноводческой продукции.
Иркутск – крупнейший железнодорожный узел на магистрали. Основная линия ВСЖД, Мариинск – Петровский Завод (часть будущей Транссибирской магистрали), была построена в 1898-1905. Кругобайкайльский участок дороги (ст. Байкал – Култук) – единственный на всем протяжении Великой Сибирской магистрали участок, где железная дорога сохранилась в первозданном виде: мосты, подпорные стены, тоннели с выложенными байкальским мрамором порталами – естественный музей природы и техники. Позднее построены линии: Ачинск – Абакан (1926), Заудинский – Наушки (1940), Тайшет – Братск – Лена (1958). Абакан – Междуреченск (1959), Тайшет – Абакан (1965), Ачинск – Абалаково (1967), Решоты – Богучаны и Хребтовая – Усть-Илим (1971).
С 1974 началась десятилетняя эпопея Байкало-Амурской магистрали, часть которой в пределах Восточной Сибири (от ст. Лена на восток) вошла в состав ВСЖД. Все эти линии связали в единую систему крупные промышленные районы, сгруппированные вокруг Иркутской, Братской, Усть-Илимской, Богучанской, Красноярской и Шушенской электростанций, вокруг природных комплексов с запасами угля (Ачинск, Черемхово), железа, алюминия, меди (Шелехов, Братск, Железногорск, Удокан), древесины, нефтехимии (Ангарск) и др.
В дальнейшем части ВСЖД были переданы в состав соседних дорог, но в 1996 к ВСЖД было присоединено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской магистрали. В 2001 ВСЖД граничила с Красноярской (ст. Юрты), Забайкальской (ст. Петровский Завод), Дальневосточной (ст. Хани) железными дорогами. На юге ВСЖД подходит к границе с Монголией (ст. Наушки). Общая протяженность магистрали 3828 км.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011.
Идея сооружения дороги через малозаселенную и почти не исследованную область Восточной Сибири была высказана в 1870-80-е годы. П0осле завершения в 1884 году строительства участка Уральской железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени, необходимость прокладки дороги стала очевидной.
Для проведения изысканий по будущей трассе Транссибирской железной дороги в 1887 году были созданы три экспедиции. В 1893 году был создан комитет по сооружению Сибирской железной дороги. К 1895 году была закончена прокладка линии от Челябинска до станции Обь у поселка Новониколаевский (ныне город Новосибирск).
Первый поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 года. Именно от Красноярска начата была прокладка железнодорожной линии на Иркутск. Со стороны Красноярска до Иркутска прямое сообщение было открыто 1 января 1899 года. В июле 1899 года линия продлена от Иркутска до пристани Байкал.
Участок Петровский Завод — Мысовая был открыт для движения 16 декабря 1899 года.[1] В 1900 году было закончено строительство Забайкальского участка от станции Мысовая до Сретенской. Кругобайкальская дорога строилась до 1905 года.
В нынешнем виде дорога организована приказом НКПС от 3 марта 1934 года из частей Забайкальской и Томской железной дороги.[1]
В 1936 году из состава ВСЖД была выделена Красноярская железная дорога (станции Мариинск — Тайшет). В 1976 году дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1996 году в состав дороги включено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской железной дороги им. Ленинского Комсомола.
Дорога является составной частью Транссиба. В состав дороги также входит часть Байкало-Амурской железной дороги (БАМ). Управление дороги находится вИркутске.[1] Дорога граничит с Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной железными дорогами, а также на юге по станции Наушки с железными дороги Монголии.
Эксплуатационная длина дороги на 1990 год составляла 2 665,4 км, на 2009 год 3 876 км.
Коршуниха
Лена
Китой
Суховская
В состав дороги входят региональные представительства:
Тайшетское (Тайшет)
Иркутское (Иркутск)
Улан-Удэнское (Улан-Удэ)
Северо-Байкальское (Северобайкальск)
Возглавляет каждое представительство на месте заместитель начальника дороги. В оперативном подчинении каждого руководителя находятся линейные подразделения инфраструктуры, локомотивные депо.
Пассажирское депо «Иркутск» формирует и обслуживает несколько пассажирский поездов: «Байкал»: (Иркутск — Санкт-Петербург), «Баргузин»: (Иркутск — Забайкальск).
Ранее существовали и другие фирменные, например, «Ангара» (Иркутск — Гидростроитель (Братск).
Пилотный проект ВСЖД «Альтернативные источники энергии» стартовал в прошлом году на станции Мысовая. В состав оборудования входят солнечные панели и ветряной генератор суммарной мощностью 40 кВт. Только за один месяц данная система позволяет сэкономить более 3,4 тыс. кВт·ч. По словам специалистов, установка представляет особый интерес как первый шаг в использовании нетрадиционных источников энергии.
На станции работают 2 больших модулятора солнечной энергии и 1 ветрогенератор. Ветряной генератор предназначен для выработки электрической энергии посредством преобразования кинетической энергии ветра в электрическую с помощью генератора в процессе вращения. В Бурятии достаточно ветра и солнца, а ветрогенератор, в отличие от солнечных батарей, работает днем и ночью.2
С начала года на Восточно-Сибирской железной дороге было перевезено более 7,4 млн. пассажиров. В дальнем следовании было отправлено порядка 1,3 млн. человек, в пригородном сообщении – 6,1 млн. человек, среди которых региональными льготами воспользовались чуть более 479 тыс. человек, федеральными – 421,7 тыс. человек. Поездами «Байкальской пассажирской пригородной компании» за полгода перевезено 482,9 тыс. школьников и студентов и 747,6 тыс. работников ОАО «РЖД».
В связи с сезоном отпусков отмечено увеличение количества пассажиров. Так, по сравнению с мартом текущего года, рост числа пассажиров в пригородном сообщении составил 17,3 %, в дальнем следовании – 15,5 %.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей