Железная дорога по льду Байкала

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Гужевая и железнодорожная переправа по Байкалу

Автор: В.К. Булла
Источник: Блог Friedens
Автор: В.К. Булла
Источник: Блог Friedens
Прокладка рельс по льду Байкала. Рисунок Т. Конрада
Прокладка рельс по льду Байкала. Рисунок Т. Конрада
Автор: Т.Конрад
Источник: livejournal.com
Источник: kbzd.transsib.ru

Железная дорога по льду Байкала была открыта 17 февраля 1904 года. Протяжённость рельсового пути от станции Байкал до станции Танхой.

Гужевая переправа

В конце 1900-го - начале 1901 года в результате поломки ледокола "Байкал" переправа между железнодорожной станцией Байкал и восточным побережьем озера в зимнее время оказалась в тяжелом положении. Золотая пряжка ТранссибаКругобайкальская железная дорога — еще не была построена. Поэтому встал вопрос, что делать: либо прокладывать рельсовый путь по льду, либо организовывать гужевую переправу грузов и пассажиров через Байкал.

Сначала выбор был сделан в пользу гужевой переправы. Желающих получить подряд на перевозку по Байкалу оказалось много. В январе 1901 года правительственная комиссия одобрила проект договора с купцом первой гильдии Кузнецом на гужевую переправу пассажиров, грузов, почты, воинских и арестанских команд. Но окончательно договориться не удалось. Комиссия и Кузнец не сошлись в цене, и тогда подряд на эксплуатацию гужевой переправы передали другому предпринимателю.

В 1904 году началась Русско-японская война. В условиях военного времени от объема передвижения через Байкал подвижного состава стало напрямую зависеть снабжение русской армии. Параллельно с маршрутом гужевой переправы было решено проложить рельсовый путь. Эту работу управление Забайкальской железной дороги поручило Давиду Кузнецу.

Рельсы

Укладка рельсового пути по льду озера от станции Байкал до станции Танхой началась 24 января и была завершена к середине следующего месяца. Она проходила в тяжелых погодных условиях, морозы достигали 30 градусов. Вслед за укладчиками двигался под парами паровоз с полными составом. Главной трудностью в создании рельсового пути были трещины, которые постоянно образовывались на байкальском льду.

Однако благодаря упорному и самоотверженному труду путейцев эти препятствия были постепенно преодолены. Опытным путем установили те места трассы, где трещины возникали наиболее часто. Специальные партии рабочих перекрывали эти места накрест длинными, не скрепленными между собой брусьями. На клети затем укладывали шпалы и рельсы. Получалось, что в случае движения льда вследствие трещины эти крестообразно уложенные брусья сжимались или расширялись, предохраняя рельсовый путь от разрушения. На переходе через трещины два рельсовых стыка с каждой стороны не сбалчивались на случай возможного сжатия льда. Таким образом, железная дорога по байкальскому льду была подготовлена к перекатке подвижного состава в срок.

17 февраля состоялось ее открытие, а на следующий день началась постоянная переброска вагонов и паровозов через Байкал. Они двигались конной тягой. Император России Николай II поздравил всех, кто принимал участие в строительстве и эксплуатации железной дороги по льду Байкала. За успешное выполнение подряда Давид Кузнец был награжден золотыми часами и пожалован званием потомственного почетного гражданина города Иркутска.

Железные дороги в Иркутской области

  1. Восточно-Сибирская железная дорога
  2. Транссиб
  3. Великий Сибирский путь (о строительстве Транссибирской магистрали)
  4. Транссибирская магистраль в 1904 году
  5. Байкало-Амурская магистраль
  6. Железная дорога в Приленский край // Тульчинский К.Н. (1912)
  7. Бодайбинская железная дорога
  8. Кругобайкальская железная дорога
  9. Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя 1908-1909 годов
  10. Железная дорога на Байкале
  11. Железная дорога Абакан-Тайшет
  12. Детская Восточно-Сибирская железная дорога

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Иркипедия | Имперский период (1721-1917) | Исторические процессы на Байкале