Зима // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Город Зима

Герб города Зимы
Герб города Зимы
Автор: Не известен
Источник: irkipedia.ru
Автор: Не известен
Источник: zimadm.ru
Автор: Forvad
Источник: www.panoramio.com
Автор: Johny777B
Автор: Johny777B
Источник: www.panoramio.com
Автор: Johny777B
Источник: www.panoramio.com
Автор: ВЕН
Автор: Горшков Вячеслав
Источник: zimadm.ru
Автор: Не известен
Источник: zimadm.ru
Автор: Не известен
Источник: irkipedia.ru
Автор: Виталий Попов
Автор: Виталий Попов
Источник: www.panoramio.com
Автор: Виталий Попов
Источник: www.panoramio.com
Автор: JuliaL
Источник: www.panoramio.com
Автор: Виталий Попов
Источник: www.panoramio.com
Автор: -NZ-
Источник: www.photogoroda.com
Автор: rusak761
Источник: www.photogoroda.com
Автор: geocustoms
Источник: www.photogoroda.com

Город Зима основан в первой половине XVIII в. и является одним из старейших поселений Иркутской области. Находится он в 250 км к северо-западу от областного центра, у пересечения Транссибирской магистрали с рекой Окой (левым притоком Ангары). Относится к городам областного уровня (подчинения). Является административным центром Зиминского района Иркутской области. Занимает площадь 53 км2 (5,3 тыс. га).

Рельеф

Город расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на левом берегу реки Оки при впадении в нее небольшой речки Зимы, на высоте 450 м над уровнем моря.

Пойменная долина, на которой размещена Зима, имеет незначительный уклон в сторону Оки, характеризуется сильной заболоченностью и высоким уровнем грунтовых вод.  Здесь встречаются плавуны и линзы вечной мерзлоты.

Именно поэтому только 30 % городских земель (1,6 тыс. га) занято жилой и промышленной застройкой. Основная же часть земельного фонда города (57 %, или 3 тыс. га) из-за высокой заболоченности не вовлечена в градостроительную деятельность.

Садово-дачными участками горожан и сельскохозяйственными землями занято около 5 % (239 га) городской территории.

Климат 

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Зиме составляет 93 дня. Первые заморозки фиксируются 1 сентября, последние — 1 июня.

Среднемесячная температура в январе опускается до -23,6 °С (абс. -53 °С), а в июле поднимается до +17,8 °С (абс. +36 °С). Среднегодовая температура составляет -2,2 °С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 424 мм, из этого количества на май-август приходится 58%.

Облик города 

Зима застроена деревянными одноэтажными (с приусадебными участками) и многоэтажными благоустроенными каменными домами.

Одноэтажная застройка преобладает в центральной части города, в поселках ЛДК и Строитель, в так называемой Старой Зиме. В этих микрорайонах сосредоточено около 40 % городского жилищного фонда.

Кварталы многоэтажных, полностью благоустроенных домов расположены в основном в восточной части города — в поселках Железнодорожный и Гидролизный. Очаговая застройка каменными благоустроенными домами имеется также в поселках ЛДК и Строитель, в центральной и западной частях города, в микрорайоне Ангарский.

Вблизи вокзала возвышается кирпичная водонапорная башня — памятник транспортной архитектуры начала XX в. Возле нее Е. Евтушенко снимал некоторые эпизоды своего фильма «Детский сад».

Город продолжает служить опорным пунктом при освоении прилегающей к Транссибу территории. Он неразрывно связан со всеми поселениями Зиминского района и является их историческим и административно-культурным центром.

Население

В городском поселении Зима проживают 34,1 тыс. чел., или 1,4% населения Иркутской области. Со второй половины 1970-х гг. началось сокращение его численности. Это было вызвано строительством в окрестностях Зимы крупного химического комбината и нового города Саянска, оттянувших наиболее активную  и  квалифицированную часть населения. В кризисные 1990-е годы количество жителей Зимы продолжало сокращаться, но уже в большей степени из-за естественной убыли (смертность стала превышать рождаемость). Сохранялась также отрицательная миграция.

С 2006 г. демографическая ситуация в городе стабилизировалась. Численность населения последние несколько лет удерживается на уровне 34,0-34,1 тыс. чел. (табл. 35).

Таблица 35. Динамика численности населения Зимы, тыс. чел.

1928 1940 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2006 2007 2010
22,0 26,9 38,8 41,6 48,1 41,2 36,3 34,4 34,1 34,0 34,1

Таблица 36. Некоторые события истории Зимы

Первая половина XVIII века Основано поселеление на берегу Оки в месте впадения в неё речки Зимы
1743 В ведомостях "Ревизские сказки" сделана запись о существовании "Зиминская станца"
1772 Проложен Московский тракт, прверативший Зиму в притрактовое село
1878 Село Зима стало центром сельского Зиминского общества, в которое вошли Хулгунуйская заимка и близлежащая деревня Ухтуй.
1897 6 октября в Зиму прибыл первый поезд.
С 1898 Начато регулярное движение по Транссибирской железной дороге. Открыта станция Зима, построены вокзал, железнодорожные мастерские и первый корпус локомотивного депо.
1906-1913 В этот период проводится Столыпинская аграрная реформа. На станцию Зима прибывает большая масса переселенцев из различных районов Европейской России. Их силами начато масштабное сельскохозяйственное освоение прилегающих к Транссибирской магистрали земель. Со станции Зима стали хлебные и лесные грузы.
1917 Село Зима получает статус города.
1933 В Зиме родился поэт Евгений Евтушенко.
1930-1941 В городе построены мясокомбинат и крупный хлебозавод, маслозавод, новые лесопильные производства. Численность населения выросла до 26,9 тыс. человек.
1957 Начато строительство Зиминского гидролизного завода.
1959 С переводом на электрическую тягу уучастка ВСЖД от Зимы до Слюдянки станция Зима стала выполнять роль опорногопункта при электрификации Транссиба. Здесь открыли крупное локомотивное депо для электровозов. Пущен первый котёл на ТЭЦ-3.
1962 Зиминский гидролизный завод начал выпускать продукцию.
1960-1970 Введены в строй завод ЖБИ, канифольно-экстракционный завод, птицефабрика и швейная фабрика.
1968 Вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 16 мая 1968 №383, которое поручило Минхимпрому СССР создать на базе Зиминского месторождения соли мощный химкомбинат. Строительство Зиминского химкомбината (так тогда назывался ОАО "Санск-химпласт") поручалось Минсредмашу СССР. Постановлением Иркутского облисполкома утверждены новые границы городской черты, учитывающие задачи Зиминского химкомбината.
1980-е Население Зимы стало уменьшаться в связи с созданием по соседству более крупного и благоустроенного города Саянска и началом работы химкомбината, где были высокие заработки. Пущены первые агрегаты Новозиминской ТЭЦ.
2003 Зиминский гидролизный завод прекратил своё существование.
2006-2009 Демографическая ситуация в городе стабилизировалась. Численность населения удерживается на уровне 34,0 - 34,1 тыс. человек.

История

Город Зима был основан вольными крестьянами как небольшое поселение в начале XVIII в. Первое упоминание о нем обнаружено в ведомостях «Ревизские сказки» (1743 г.), где говорилось о существовании «Зиминского станца».

Месторасположение «станца» оказалось удачным. Находился он на сухопутном торговом пути между Енисейском и Иркутском. Окрестные земли были пригодны для сельскохозяйственного освоения, а река открывала водный путь в бассейн Ангары и Байкала, позволяла развивать рыбный промысел.

Росту поселения способствовал Московский гужевой тракт, проложенный в Приангарье во второй половине XVIII в. Он дал основу для развития извозного промысла и земледелия, потребовал устройства через Оку постоянной паромной переправы. Вплоть до начала строительства железной дороги Зима развивалась вместе с Московским трактом и к концу XIX в. представляла собой довольно зажиточное село.

При прокладке Транссибирской железной дороги в 1890-х гг. Зима стала опорным пунктом строителей. Здесь была создана база для возведения железнодорожного моста через Оку, организованы заготовка леса и производство шпал.

Первый поезд пришел в Зиму 6 октября 1897 г., и с началом регулярного движения по Транссибу возле села открыли станцию, построили вокзал, железнодорожные мастерские с токарным цехом, локомотивное депо и водонапорную башню. Возле станции вырос жилой поселок железнодорожников.

В период столыпинской аграрной реформы на станцию прибывали переселенцы из Европейской России. Они быстро обосновывались на новом месте, начинали распахивать прилегающие к Транссибирской магистрали земли, занялись заготовкой леса и его переработкой. Вскоре со станции Зима стали отправляться хлебные, а затем и лесные грузы.

Село Зима приобрело агропромышленную специализацию, еще больше окрепло, стало крупным административным и экономическим центром данной территории. Его жители по примеру соседей-черемховцев обратились с ходатайством о преобразовании села в город с сохранением за ними земельных и лесных наделов. Губернская власть поддержала просьбу, и соответствующий запрос был направлен в правительство. В 1917 г. село Зима вместе с Черемхово и 40 другими населенными пунктами страны получило статус города.

После революции уезды в Иркутской губернии были упразднены, и в 1925 г. город стал административным центром образованного Зиминского района.

К началу 1940-х гг. здесь построили мясокомбинат и крупный хлебозавод, маслозавод, открыли новые лесопильные производства. Численность населения города выросла до 26,9 тыс. чел.

В период 1950-1960-х гг. проведена электрификация железной дороги на участке от Зимы до Слюдянки. На станции Зима открыли крупное локомотивное депо для электровозов.

В начале 1960-х гг. вступили в строй Зиминский гидролизный завод и ТЭЦ-3, завод ЖБИ и канифольно-экстракциопный завод. Чуть позже пущены птицефабрика и швейная фабрика.

В мае 1968 г. было решено на базе Зиминского месторождения соли возвести Зиминский электрохимический комбинат. На базе Ангарского управления строительства в городе создали новое подразделение «Зимахимстрой». В июне 1968 г. прибыл первый десант, начавший подготовку строительной площадки.

В апреле 1970 г. при возводимом Зиминском электрохимическом комбинате, в 22 км к северо-востоку от Зимы, заложили новый город, названный через пять лет Саянском. Вскоре был переименован и строящийся комбинат — из его названия исключили слово «Зиминский».

Новый город и комбинат создали мощный полюс экономического роста, который с 1980-х гг. стал оттягивать население Зимы. Кризис 1990-х гг. усугубил отрицательную демографическую динамику. В этот период успешно работавшие промышленные предприятия города были акционированы и вскоре обанкротились. Сейчас Зима не имеет столь мощного промышленного и кадрового потенциала и исполняет роль лишь административного центра Зиминского района.

Ископаемые ресурсы

На территории города имеются ресурсы глины, песка и песчано-гравийной смеси, которые можно использовать для строительных целей.

В окрестностях города, в 18 км к юго-западу от железнодорожной станции Зима, расположено Глинкинское месторождение каменного угля. Балансовые запасы этого месторождения не оценены, забалансовые составляют 90 млн. т.

Примерно в 10 км от города в сторону Саянска расположено Зиминское месторождение поваренной соли (балансовые запасы — 1,5 млрд. т). На его базе сейчас работает ОАО «Саянскхимпласт».

Экономика

Градообразующей основой Зимы является железная дорога, представленная одноименной железнодорожной станцией, локомотивным и вагонным депо, а также некоторыми другими подразделениями ВСЖД. Через станцию проходит значительный объем транзитных грузов и большой транзитный пассажиропоток. Станция принимает, обрабатывает и формирует грузовые составы. Отсюда ежедневно отправляются десятки вагонов с лесом. Вклад железнодорожного транспорта в экономику города оценивается в 63,4 % (табл. 37). На предприятиях ВСЖД занято более 30 % всех работающих города. Отрасль почти на четверть формирует доходную часть городского бюджета. На ее долю приходится 80 % инвестиций в экономику города.

Таблица 37. Доля различных отраслей в экономике Зимы в среднем за период 2000-2009 гг., %

Отрасль

Доля

Транспорт

Железнодорожный

Автомобильный

Промышленность

Торговля

ЖКХ

Связь

Строительство

Прочие

65,1

63,4

1,7

13,0

8,0

7,6

2,0

1,0

3,3

Всего

100,0

Второй градообразующей основой Зимы является промышленность. В советское время вклад промышленных предприятий в экономику города был значительно выше (около 80%), чем сейчас (всего 13%). В то время на полную мощность работал Зиминский гидролизный завод и вместе с ним была загружена ТЭЦ-3. Наращивали объемы производства канифольно-экстракционный завод, химлесхоз, швейная фабрика, деревообрабатывающий комбинат, завод железобетонных изделий, кирпичный завод, птицефабрика и др.

Вклад промышленных предприятий города Зимы в экономику Иркутской области составлял в то время 2,2% (сейчас всего 0,2%).

Ныне промышленность Зимы представлена лишь десятком небольших предприятий, в основном лесосбытовых, среди которых выделяется ООО «Байкал Форест» (поставка деловой древесины и пиломатериалов). Из других предприятий наибольший вклад в экономику города дает МУП «Зиминский хлебозавод» (производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий). На долю этих двух предприятий приходится более 80% всей промышленной продукции города.

Третье место в экономике Зимы занимает торговля. Данная отрасль представлена 126 магазинами, 6 торговыми центрами, рядом ларьков и павильонов.

К числу отраслей, вклад которых в экономику города пока незначителен, относятся строительство, бытовое обслуживание, общественное питание и др.

Зиминский гидролизный завод

Почти 40 лет он являлся основным градообразующим предприятием Зимы. Его строительство началось в 1957 г., в период бурного роста в регионе объема лесозаготовок, что обусловило появление значительного количества отходов лесопиления. И хотя в Иркутской области в то время уже работали два гидролизных завода — Бирюсинский и Тулунский, они не успевали перерабатывать столь большой объем древесных отходов. Кроме того, нарастал дефицит этилового спирта, используемого для технических целей (потребность в нем росла по мере развития промышленности и транспортного комплекса страны). Эти два обстоятельства и повлияли на принятие решения о строительстве в городе Зиме гидролизного завода, третьего в Иркутской области.

Предприятие разместили на левом берегу Оки, из которой осуществлялся водозабор. Для обеспечения производства теплом и электроэнергией рядом построили ТЭЦ (сейчас это ТЭЦ-3, входящая в состав «Иркутскэнерго»). Первая продукция была получена в 1962 г. Завод работал очень стабильно. Себестоимость продукции здесь была ниже, чем на других гидролизных заводах области. Он ежегодно выпускал более 1,5 млн. дал этилового спирта, 6 тыс. т кормовых дрожжей, 5 тыс. т углекислоты и 400 т фурфурола. Здесь работали 680 чел. Предприятие являлось одним из крупных налогоплательщиков города Зимы.

В конце 1990-х гг. производство стало угасать. В июне 2001 г. прекратился выпуск продукции, и задолженность завода перед кредиторами начала стремительно расти. Оставшийся на складе спирт (около 40 тыс. дал) было невозможно продать, поскольку из-за долгов у предприятия отозвали лицензию на производство и реализацию спиртосодержащей продукции. В итоге суммарный долг завода превысил 210 млн. р. Главными кредиторами были «Иркутскэнерго» (его доля в общей массе долгов составляла 74%), «Саянскхимпром», «Востсибкомбанк» и налоговая инспекция.

С марта 2001 г. на предприятии ввели внешнее управление, а с февраля 2002 г. — конкурсное производство. На базе завода пытались организовать производство дигидрокверцетина (природного антиоксиданта) и арабиногалактана (природного полисахарида) из древесины лиственницы. Эти натуральные биопродукты очень востребованы мировой фармацевтической и пищевой промышленностью. Но реализовать этот проект не удалось, и в 2003 г. предприятие прекратило свое существование.

Вскоре проблемой для города и Зиминского района стало загрязнение воздуха в результате возгорания лигнина на ставшем бесхозным заводском полигоне (площадью 25 га). На нем скопилось 3,4 млн. т этого продукта (с толщиной слоя около 30 м). Муниципальные власти не смогли справиться со стихией. Для тушения тлеющего лигнина из резервного фонда Иркутской области было выделено несколько миллионов рублей, примерно столько же направили крупные компании Приангарья. Справиться с проблемой удалось благодаря применению технологии, разработанной Лимнологическим институтом СО РАН и предусматривающей перемешивание мокрой золы Новозиминской ТЭЦ с горящим и тлеющим лигнином и последующую рекультивацию территории полигона.

Энергетика

В городе расположена ТЭЦ-3, входящая в состав «Иркутскэнерго». Ее установленная мощность — 8 МВт, тепловая — 225 Гкал в час. В качестве топлива используется азейский уголь.

Станция проектировалась как ведомственная при гидролизном заводе, для которого требовалось большое количество тепловой энергии. В эксплуатацию ТЭЦ была пущена в начале 1960-х гг. В это же время начал работать гидролизный завод. Вскоре ТЭЦ-3 обеспечивала паром уже несколько промышленных предприятий (канифольный завод, завод ЖБИ, деревообрабатывающий комбинат и др.), а также новые жилые кварталы города.

После банкротства гидролизного завода и других промышленных предприятий основным потребителем тепловой энергии ТЭЦ стало жилищно-коммунальное хозяйство города. Сейчас на долю ЖКХ приходится 80% суммарного отпуска вырабатываемого на ТЭЦ тепла, на долю предприятий и организаций города — 20%.

Транспортная доступность

Город имеет хорошую транспортную доступность. По его территории проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Действует железнодорожная станция, которая в настоящее время является крупной опорной станцией ВСЖД. Имеется пригородное сообщение с областным центром и другими городами Иркутской агломерации, а также с городом Тулуном.

Через станцию Зима осуществляются перевозки транзитных грузов. Пригородные поезда ходят от Зимы до областного центра и соседних городов

К востоку от города проходит федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск). По ней осуществляются грузо- и пассажироперевозки. Сетью местных дорог Зима соединена со всеми населенными пунктами Зиминского района. Между Зимой и Саянском построена хорошая асфальтовая дорога и действует автобусное сообщение. В советское время от станции Зима до Саянска была проложена железнодорожная линия, по которой также осуществлялось пригородное пассажирское сообщение, но эта линия была разобрана в кризисные 1990-е годы.

Расстояние от Зимы до других городов Иркутской области, а также до центров соседних субъектов — Красноярска и Улан-Удэ — показано в табл. 38.

Таблица 38. Расстояние от Зимы до некоторых городов, км

Город Расстояние
по железной дороге по автодороге
Зима
Саянск 25
Черемхово 120 117
Тулун 139 133
Усолье-Сибирское 183 190
Ангарск 211 221
Иркутск 250 265
Нижнеудинск 256 256
Алзамай 348 346
Слюдянка 376 377
Байкальск 411 416
Тайшет 419 413
Бирюсинск 432 426
Вихоревка 688 337
Улан-Удэ 706 715
Братск 712* 358
Красноярск 837 782

*До станции Анзёби.

*До станции Анзёби.

ЖКХ 

Общая площадь жилищного фонда в городе Зиме составляет 698 тыс. м2 (по состоянию на 2008 г.), или 1,9% жилищного фонда Иркутской области. Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оснащено примерно 55% жилья, горячим водоснабжением — 49%, напольными электроплитами — 65%, примерно 8% жилья оборудовано индивидуальными газовыми устройствами.

Одна из особенностей Зимы — заболачивание территории. Остро стоит проблема переселения граждан из зоны затопления и ветхого жилья. Проект осушения города, подготовленный в конце 1980-х гг., предусматривал бурение дренажных скважин и откачку воды специальными насосами. Кризис помешал реализации проекта.

Социальная сфера

В городе девять дошкольных учреждений, восемь общеобразовательных, одна вечерняя средняя и одна коррекционная школы, ДЮСШ, музыкальная и художественная школы. Имеется Дом детского и юношеского творчества, два подростковых клуба «Ровесник» и «Романтик».

Действуют централизованная библиотечная система с сетью филиалов по всему городу и три клубных учреждения («Горизонт», «Россия», Дом ремесел). Открыты краеведческий музей и Дом-музей поэзии Е. Евтушенко.

Работают спортивный комплекс «Локомотив» (с залом тяжелой атлетики), лыжная база «Юность», шахматный клуб, тир. На базе ДЮСШ проводятся занятия по легкой и тяжелой атлетике, футболу, волейболу и баскетболу, боксу, лыжным гонкам, кикбоксингу, шахматам.

Здравоохранение в городе представлено двумя больницами (городской и узловой железнодорожной), четырьмя поликлиниками и двумя диспансерами.

Перспективы

Для Зимы они связаны с работой железной дороги, заготовкой и переработкой древесины. При этом имеются условия для возрождения утраченного городом производственного потенциала. Возможности развития обусловлены также наличием в городе и районе свободных и достаточно квалифицированных трудовых ресурсов, хорошей транспортной доступностью территории, ее инфраструктурной обустроенностью, близостью свободных мощностей теплоэнергетики. Экономическому росту может способствовать намечаемая газификация региона, а также более активное развитие малого предпринимательства. Системный социально-экономический эффект может быть получен за счет возможной интеграции вокруг Саянска близлежащих поселений с формированием в Зиминском районе более крупной городской агломерации с несколькими полюсами роста.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.