Байкало-Амурская магистраль

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Карта

Карта. Байкало-Амурская магистраль
Карта. Байкало-Амурская магистраль
Автор: Не известен

Фотолетопись БАМа

Легендарная Байкало-Амурская магистраль. История магистрали
Легендарная Байкало-Амурская магистраль. История магистрали
Автор: Не известен
Первый поезд БАМ приближается к Северобайкальску со стороны Кунермы.
Фото из архива Евгения Жанчипова (Улан-Удэ).
Первый поезд БАМ приближается к Северобайкальску со стороны Кунермы. Фото из архива Евгения Жанчипова (Улан-Удэ).
Автор: Евгения Жанчипова
Строительство участка БАМ-Тында
Строительство участка БАМ-Тында
Автор: Не известен
По зову партии комсомол с энтузиазмом берется за решение наиболее важных для страны задач. Весом его вклад в сооружение грандиозной Байкало-Амурской магистрали и построенный в рекордно короткие сроки газопровод Уренгой — Помары — Ужгород, в преобразование Российского Нечерноземья и освоение богатств Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера.
Из речи товарища К. У. Черненко на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 года
По зову партии комсомол с энтузиазмом берется за решение наиболее важных для страны задач. Весом его вклад в сооружение грандиозной Байкало-Амурской магистрали и построенный в рекордно короткие сроки газопровод Уренгой — Помары — Ужгород, в преобразование Российского Нечерноземья и освоение богатств Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Из речи товарища К. У. Черненко на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 года
Капотные тепловозы серии ТЭМ2 ("Тепловоз с электропередачей, маневровый") строились в 1960-1984 гг. на Брянском машиностроительном и Ворошиловоградском тепловозостроительном заводах. Всего выпущено 6224 тепловоза ТЭМ. Тепловозы серии ТЭМ были основными маневровыми тепловозами отечественной постройки. Широко использовались на сети дорог МПС и в промышленности.
Капотные тепловозы серии ТЭМ2 ("Тепловоз с электропередачей, маневровый") строились в 1960-1984 гг. на Брянском машиностроительном и Ворошиловоградском тепловозостроительном заводах. Всего выпущено 6224 тепловоза ТЭМ. Тепловозы серии ТЭМ были основными маневровыми тепловозами отечественной постройки. Широко использовались на сети дорог МПС и в промышленности.
Автор: Не известен

Байкало-Амурская магистраль (аббревиатура БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.[1] Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.[2] Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 по 1984. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003.

Железнодорожная магистраль

Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (на конец 2010 года построено 930 км, продолжается стройка на участке Кёрдем — Якутск) (1078 км); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км); на станцию Волочаевка (351 км); на станцию Чёрный Мыс — дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).

Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал[3] (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов[4]. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них — самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель.

Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.

Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная на переменном токе (27 кВ), от Усть-Кута до станций Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (27 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.

Строительство

В 1888 в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала, после чего в июле — сентябре 1889 года полковник Генерального штаба Н.А. Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи — как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа. И пришел к выводу: "…проведение линии по этому направлению оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях". Волошинов не был пессимистом, но он трезво осознавал: ни техники, ни средств для выполнения грандиозных работ у России на тот момент не было.[5]

В 1926 Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. Окончательное решение о строительстве магистрали сформировалось в высшем политическом и военном руководстве СССР в 1931 — в тот год Япония оккупировала Манчжурию и создала угрозу одним ударом отрезать весь советский Дальний Восток, захватив хотя бы одну станцию на Транссибе — единственной железной дороге, соединявшей дальневосточные регионы страны с остальной территорией государства и проходившей в некоторых местах у самой границы с Манчжурией. В 1932 (13 апреля) вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство.

К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. В результате, 25 октября вышло второе постановление СНК СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. Вслед за этим продолжилось (в основном силами заключённых Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлага) строительство трёх соединительных линий от Транссиба к намечавшейся трассе БАМа: Бам — Тында, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Ургал.

В 1937 определено общее направление трассы БАМа: Тайшет — Братск — северная оконечность Байкала — Тындинский — Усть-Ниман — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. В мае 1938 года Бамлаг был расформирован и на его базе было создано шесть железнодорожных ИТЛ. В 1938 началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 — подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.

В январе 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны с построенного к этому времени участка Бам — Тында были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск (Волжская рокада).

В июне 1947 года продолжилось (в основном силами заключённых Амурского ИТЛ (Амурлага)) строительство восточного участка Комсомольск-на-Амуре — Ургал. До расформирования Амурлага (в апреле 1953 года) были отсыпаны насыпи на всем участке, уложены пути, построены мосты на участке Комсомольск-2 — Березовый (Постышево). Участок эксплуатировался Комсомольским объединённым хозяйством железнодорожного транспорта, контора и депо которого находились в поселке Хурмули Комсомольского района. Участок Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань сдали в эксплуатацию в 1945. Первый поезд на полном протяжении линии Тайшет — Братск— Усть-Кут (Лена) прошёл в июле 1951 года, а в 1958 участок был сдан в постоянную эксплуатацию.

В 1967 (24 марта) вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, и были возобновлены проектно-изыскательские работы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.

Интернационализм в подходе к строительству

Многие посёлки и станции БАМа строились одной республикой, областью или городом.

Так, азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан; армяне — Кюхельбекерскую и Звездную; белорусы — Муякан; грузины — Икабью и Нию; казахи — Новую Чару; латыши — Таксимо; литовцы — Новый Уоян; молдаване — Алонку; туркмены — станцию Ларба; таджики —Солони; узбеки — Куанду и Леприндо; украинцы— Новый Ургал; эстонцы — Кичеру. Множество разъездов и станций построено жителями РСФСР: Тамбовской области — Хурумули; Новосибирской — Тунгала и Постышево; Пензенской — Амгунь; Волгоградской — Джамку; Саратовской — Герби; Куйбышевской — Этыркен; Ульяновской — Ижак; Свердловской — Кувыкта и Хорогочи; Пермской — Дюгабуль; Челябинской — Юктали; Ростовской — Киренга; Тульской — Маревая; Московской — Тутаул и Дипкун; Алтайского края — Эворон; Красноярского — Февральск; Хабаровского — Сулук; Ставропольского и Краснодарского — Лену; Башкирии — Верхнезейск. Жители Чечено-Ингушской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР работали на строительстве Кунермы. Москвичи строили Тынду, ленинградцы — Северобайкальск.[6][7]

В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда приезжали массы молодых людей. По этому поводу ходили шутки, вроде шуточной расшифровки акронима БАМ — «Брежнев Абманывает Молодёжь».[8]

В 1977 была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года, а 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977, был пробит до конца только в марте 2001 и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003.

Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 млрд руб., таким образом, БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР[7]. По утверждению экономиста Егора Гайдара, затраты на строительство БАМа оказались примерно в четыре раза выше, чем предполагалось.[9]

Освоение районов вокруг БАМа

Байкало-Амурская магистраль проектировалась как составная часть комплексного проекта по освоению значительных природных богатств районов, по которым пролегла дорога[7]. На пути БАМа изначально планировалось построить девять территориально-промышленных комплексов-гигантов (по другим данным — одиннадцать), но в итоге был построен только один — Южно–Якутский угольный комплекс, включающий Нерюнгринский угольный разрез[7][10].

Некоторые считают, что без массированного освоения значительных месторождений полезных ископаемых, залегающих в «зоне притяжения» магистрали (а оно фактически до сих пор не начато), дорога всегда будет приносить убытки[10] (в частности, в начале 2000-х годов, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой, БАМ приносила 5 млрд руб. убытков ежегодно)[11].

Значительные надежды по увеличению загрузки БАМа связывались с передачей в частные руки и планируемым началом освоения ряда месторождений. В частности, компания «Мечел» планировала начать разработку Эльгинского угольного месторождения, «Базовый элемент» Олега Дерипаски — Чинейского месторождения полиметаллов, «Металлоинвест» Алишера Усманова — Удоканского медного месторождения и др. Мировой экономический кризис конца 2000-х пресёк эти планы: практически все проекты по развитию зоны Байкало-Амурской магистрали приостановлены.[7][10]

Объёмы перевозок

К 1997 грузопоток по БАМу сократился вдвое по сравнению с пиковым на тот момент показателем 1990 года (в сутки проходило лишь несколько составов).[12] К 2009 объём грузоперевозок по направлению Тайшет — Тында — Комсомольск снова вырос и составлял примерно 12 млн тонн в год.[13] Вместе с тем, даже при таких объёмах перевозок дорога остаётся нерентабельной[7].

На 2009 год весь БАМ перевозил ежегодно около 12 млн пассажиров — чуть более 1 % пассажирских железнодорожных перевозок всей России[7].

Современный БАМ

В 1997 самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной[12]. Границей служит станция Хани.

От ответвления БАМа — линии Тында — Беркакит продолжается начатое в 1985 строительство на север Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). В 2004 открыто движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009 года открыто движение до станции Амга (105 км севернее Томмота), к концу 2010 года уложены рельсы до станции Кердем (недалеко от Покровска).

Планы развития

В советское время существовали планы строительства железнодорожной линии от БАМа по направлению на Чукотский полуостров. Планировалось также, что через Берингов пролив будет проложен тоннель и это позволит соединить железнодорожную сеть СССР с железными дорогами на Аляске.

В феврале 2006 государственная компания ТВЭЛ и корпорация «Металлы Восточной Сибири» разработали проект строительства железной дороги между БАМом и Транссибом Новый Уоян-Хиагда-Озерная-Могзон длиной примерно 350 км. Дорога должна обеспечить разработку и транспортировку урана с Хиагдинского месторождения и полиметаллов с месторождения Озерное.

В 2007 правительство одобрило план, согласно которому планируется строительство «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста.

В 2009 началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (Дальневосточная железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля, её планируют завершить в 2016. Общая стоимость проекта — 59,8 млрд рублей. Данные работы позволят повысить скорость движения поездов, что повлечет за собой увеличение пропускной и провозной способности, а также дадут возможность увеличить весовую норму поездов на участке с 3600 до 5600 тонн[14].

Согласно «Стратегии-2030» планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов[15]. При этом объем инвестиций в БАМ составит около 400 миллиардов рублей. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олёкминск, Новая Чара — Апсатская, Новая Чара — Чина, Шимановская — Гарь — Февральск, Улак — Эльгинское месторождение[16].

«Стратегия-2030» предусматривала резкое увеличение пропускной способности БАМа. Руководитель ОАО «РЖД» В. И. Якунин неоднократно упоминал о планах перевода всего грузового движения с Транссиба на БАМ: Транссиб, по его мнению, должен специализироваться на пассажирских и контейнерных перевозках[7]. Осенью 2010 года в ходе телемоста председателя правительства России В.В. Путина с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко и жителями Тынды Якунин предположил, что согласно объёмам, заявляемым важнейшими грузоотправителями, «перевозки по БАМу в ближайшие годы возрастут до 30—50 млн тонн в год. Это потребует строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали»[17].

К 2017 году пропускную способность БАМа к 2017 году планируется увеличить в 2 раза, с 16 до 32 пар поездов в сутки. Для этого необходимо построить и реконструировать около 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 19 тяговых подстанций, 85 мостов, а также построить новый Байкальский тоннель.

7 июля 2014 года состоялась закладка «серебряного звена» на перегоне Таксимо - Лодья Восточно-Сибирской железной дороги в рамках празднования 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Перегон Таксимо - Лодья стал центральной точкой на участке второй линии пути БАМа на полигоне ВСЖД, которая пройдет от станции Северобайкальск до станции Хани.20

Оценки проекта

Экономист Егор Гайдар в начале 2000-х высказывал мнение о БАМе:[9]

"Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической «стройки века». Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный. Дороги умели строить — это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления".

В то же время высказывались мнения, что, несмотря на свою нерентабельность, Байкало-Амурская магистраль дала толчок развитию ряда производств, а также играет значительную геополитическую роль, сшив «стальными стежками наши необъятные пространства»[10].

Интересные факты

  1. В строительстве восточного участка принимали участие два железнодорожных корпуса железнодорожных войск вооружённых сил СССР.

  2. Одной из задач, решенных строительством БАМа, было обеспечение надежного сообщения с дальневосточными регионами страны в условияx возможного захвата восточного участка Транссиба, расположенного практически у самой границы, в случае военного конфликта с Китаем.

  3. В честь БАМа назван астероид (2031) БАМ, открытый в Главном поясе астероидов 8 октября 1969 года Людмилой Черных из Крымской обсерватории.

  4. Хотя в словосочетании Байкало-Амурская магистраль слово магистраль женского рода, аббревиатура БАМ очень часто употребляется в мужском роде.

  5. Для строительства БАМа в ФРГ были заказаны около 10 тыс. самосвалов и бортовых грузовиков марки «Магирус-Дойц» с дизельным двигателем воздушного охлаждения. В СССР таких дизелей для гражданских машин не производили. Поставки были выполнены в 1975-1976 годах. Некоторые из этих машин работают и сейчас в регионах Сибири и Дальнего Востока. Работать на этих машинах считалось престижно, да и качеством и комфортом они отличались от отечественных, поэтому на них работали в основном отличники производства. Кроме того, наряду с отечественной в работах по строительству БАМа принимала и другая импортная техника производства западных стран и стран СЭВ.

Станции БАМа

0  Тайшет  Восточно-сибирская ЖД

124  река Чуна

269  Вихоревка

293  Анзёби (Братск)

310  Братское море (Братск)

326  Падунские Пороги (Братск)

328  Энергетик (Братск)

329  река Ангара

(плотина Братского водохранилища 4400 м)

339  Гидростроитель (Братск)

533  река Илим (Усть-Илимское водохранилище)

550  Коршуновский тоннель (1100 м)

552  Коршуниха-Ангарская (Железногорск-Илимский)

573  Хребтовая

  ветка на Усть-Илимск (215 км)

652  река Кута

713  Усть-Кут

720  Лена (Усть-Кут)

737  река Лена

784  Звёздная (Звёздный)

889  Киренга (Магистральный)

915  река Киренга

1007  Байкальский (Даванский) тоннель (6686 м)

1028  Гоуджекит

1063  Северобайкальск

1067  Мысовые тоннели, 4 туннеля общей протяжённостью 4500 м

1090  Нижнеангарск

1235  река Верхняя Ангара

1242  Новый Уоян

1354  Северо-Муйский тоннель (15 343 м)

1385  Северомуйск

1469  Таксимо завершение электрифицированного участка БАМа

1535  река Витим Забайкальский край  MSK+6 (UTC+10))

1645  Кодарский тоннель (1981 м)

1713  река Чара

  Чинейское месторождение (66 км; 26 км построено)

1719  Новая Чара

1864  Хани  Дальневосточная ЖД

 

1866  Амурская область

1918  река Олёкма

2268  Хорогочи

  ветка от станций Бамовская на Транссибе (179 км)

2348  Тында (Столица БАМа)

2375  Бестужево

  АЯМ (Амуро-Якутская магистраль) на Якутск

2560  Тутаул

  ветка на Эльгинское месторождение (300 км, строится)

2687  река Зея (Зейское водохранилище)

2690  Верхнезейск

2833  Мирошниченко

3012  река Селемджа

3017  Февральск

3162  Этыркен

3247  Алонка

3292  река Бурея

  ветка от станции Известковая на Транссибе (326 км)

3298  Новый Ургал

3312  Ургал-1

  ветка на Чегдомын (16 км)

3384  Дуссе-Алиньский тоннель (1800 м)

3621  река Амгунь

340 Комсомольск-Сортировочный

  ветка от станции Волочаевка на Транссибе (351 км)

3871  Селихино

  ветка до станций Чёрный Мыс (120 км)

4001  Оунэ

  Кузнецовский тоннель (около 1800 м)

4039  Высокогорная

4253  Ванино

  паром в Холмск на Сахалин

4261  Советская Гавань-Сортировочная

4277  Десна

4287  Советская Гавань

Планы на реконструкцию

Президент России Владимир Путин поручил правительству России подготовить подробный план-график модернизации БАМа и Транссиба. На решение проблемы будут направлены средства федерального бюджета и фонда национального благосостояния.

До 2018 года поэтапно планируется выделить 560 млрд рублей, из них 300 млрд в рамках инвестпрограммы РЖД, 110 млрд – в виде прямых бюджетных инвестиций, и еще 150 млрд – на возвратной основе из фонда. Предполагается, что модернизация БАМа и Транссиба увеличит пропускную способность магистрали со 110 до 165 млн тонн грузов в год.

Первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры западной части БАМа оцениваются в 177 млрд рублей. Планируется построить около 430 км дополнительных главных путей и двухпутных вставок, 27 разъездов, развивать станции Тайшет, Вихоревка (Иркутская область) и Новая Чара (Забайкальский край).

В 2013 г по участку БАМа в границах Восточно-Сибирской железной дороги в год перевозится около 20 млн тонн различных грузов. Развитие транспортной инфраструктуры позволит активизировать освоение новых месторождений, что повлечет за собой увеличение перевозок. По прогнозам, к 2020 году рост объемов перевозок по северной части дороги может достичь 60 млн тонн. Поэтому необходимо не только увеличивать пропускную способность магистрали, но и развивать инфраструктуру в целом. Так, по инвестиционной программе ВСЖД в ближайшие три года предусмотрено строительство многоквартирных жилых домов на станциях БАМа. 

В 2014 г постановление правительства РФ, которое позволяет использовать средства Фонда национального благосостояния на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев18

Празднование юбилея БАМа

Сорок лет назад стартовала всесоюзная комсомольская стройка - начали возводить Байкало-Амурскую магистраль. Чтобы отпраздновать юбилей, вспомнить всё и доказать, что на БАМе всё-таки есть жизнь в путешествие по великой железной дороге отправился праздничный поезд с номером 905, которого никогда раньше не было и, скорее всего, больше не будет в расписании. Он проехал по маршруту Иркутск-Тында.19

Читайте в Иркипедии:

Литература

  1. Коробов С.А. Миниатюрная летопись БАМа // Оттиск — Иркутск, 2004.
  2. Polunina N.M., Korobov S.A., Sutton J.M., Korobova G.W. Her Majesty — Queen of Siberia // Издательство Коробова — Иркутск, 2008.
  3. Под редакцией проф. Кантора И. И. Строительно-путейское дело в России XX века // УМК МПС — Москва, 2001.
  4. Шестак И. БАМ: километры эпохи // Тындинская типография — Тында, 2009.
  5. Правда о БАМе // Молодая гвардия — М., 2004.
  6. Навстречу времени // Советская Россия — М., 1986.
  7. Васильев М. Ю., Громов В. В. Туристские маршруты Западного БАМа. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 208 с. — (По родным просторам). — 26 000 экз.
  8. Улыбина. Ю. Модернизация БАМа и Транссиба Выпуск «Спецвыпуск областной» # 117 (1138 ) 18 октября 2013

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. Геннадий Алексеев: "Необходимо ускорить утверждение Стратегической программы развития Байкало-Амурской магистрали // Официальный веб-сервер органов власти Якутии. — 24 марта 2010
  3. Золотая пряжка БАМ// "Вокруг света" : журнал.
  4. Владимир Гузий Станция преткновения//  Гудок : сайт. — 2010-01-23.
  5. Крюков А. М. Пути и тревоги // militera.lib.ru
  6. По рельсам всесоюзной стройки
  7. Евдокия Карпова, Петр Мироненко. Долгая дорога // Business Guide : приложение к газете "Коммерсантъ". — № 93 (4148). — 27.05.2009.
  8. Концерт «Аквариум» и Борис Гребенщиков. — Time Out Санкт-Петербург
  9. Телепередача Намедни 1961—2003: Наша эра. Серия о 1974 годе
  10. Тамара Андреева. Послесловие к подвигу, или О том, почему БАМ построили, а освоение региона так и не началось // Транспорт России. № 31 (579) — 30 июля 2009.
  11. Илья Хренников. Тоннель за $550 млн не добавит грузов БАМу // Ведомости. 08.12.2003. — № 225 (1025).
  12. Байкало-Амурская магистраль. История подвига (doc). Информационный портал «Реальная экономика».
  13. Заиченко М.М. Стратегическая программа развития Байкало-Амурской магистрали, перспективы развития инфраструктуры Ванино-Советскогаванского транспортно-промышленного узла как катализатор социально-экономического развития Дальнего Востока// Четвёртый Дальневосточный международный экономический форум : 2009
  14. РЖД комплексно реконструирует участок Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань // "Укрзалiзниця": информационно-аналитический портал украинских железных дорог. — 5 июня 2009.
  15. Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин: "Объем перевозок грузов по Байкало-Амурской магистрали к 2050 может вырасти до 100 млн тонн" // РЖД : Новости отрасли. — 24.03.2010
  16. Владимир Якунин: «Пассажир стал клиентом» // БалтИнфо : сайт. — 2010-01-23
  17. Судьбоносный телемост // Дальневосточная магистраль. — 1 октября 2010.
  18. Постановление, разрешающее использовать средства ФНБ на модернизацию Транссиба и БАМа, подписал Дмитрий Медведев РИА Сибирские новости
  19.  Иркутск - Тында. Юбилей БАМа отпраздновали путешествием специального поезда // Аргументы и факты: сайт. 14.07.2014

Ссылки

  1. БАМ. Легендарная Байкало-Амурская магистраль
  2. Байкало-Амурская магистральна сайте «Горной энциклопедии».
  3. Е. Козловский «БАМ: как все начиналось»
  4. БАМ — глазами очевидца
  5. БАМ (музыка)

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Транспортный комплекс
Загрузка...