Новости

Слюдянка

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Герб города Слюдянки. Описание: "В лазоревом (синем, голубом) поле над зелёной оконечностью в виде холма с двумя вершинами, завершёнными серебряной летящей чайкой, зелёный безант, обременённый положенными накрест серебряными топором и опрокинутым морским якорем, завершённый составной серебряно-чёрной каймой и заключённый в образованное кристаллами зубчатое снаружи серебряное кольцо".  Герб утверждён решением Думы Слюдянского городского поселения от 31 мая 2018
Герб города Слюдянки. Описание: "В лазоревом (синем, голубом) поле над зелёной оконечностью в виде холма с двумя вершинами, завершёнными серебряной летящей чайкой, зелёный безант, обременённый положенными накрест серебряными топором и опрокинутым морским якорем, завершённый составной серебряно-чёрной каймой и заключённый в образованное кристаллами зубчатое снаружи серебряное кольцо". Герб утверждён решением Думы Слюдянского городского поселения от 31 мая 2018
Вокзал станции Слюдянка
Вокзал станции Слюдянка
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия

Слюдянка — город в Иркутской области, на западной оконечности озера Байкал. Административный центр Слюдянского района.

Основан в 1899.

Город с 1936. 

Площадь: 43 587,4 га.

Население: 18 213 человек (2020 год).

Национальный состав: русские, украинцы, буряты, татары, армяне и др.

Конфессии: христиане (православные, протестанты), мусульмане, буддисты и др.

Катойконим: слюдянцы, слюдянец.

Телефонный код: +7 39544.

Почтовые индексы: 665900, 665902—665904.

Код ОКАТО: 25234501.

Код ОКТМО: 25634101001.

День города: 2 августа.

Мэр города: Владимир Николаевич Сендзяк.

Слюдянка — крупный железнодорожный узел на Транссибирской магистрали, через город проходит федеральная автодорога Р-258 ("Байкал"). Из города начинается Кругобайкальская железная дорога.

Туристический центр Иркутской области.

Близ города производится добыча мрамора и цементного сырья. В прошлом Слюдянка была известна добычей слюды-флогопита и лазурита.

На месте города в 1647 был создан Култукский острог, затем перенесённый. После этого было основано Слюдянское зимовье на Кругобайкальском тракте. В 1899 на месте зимовья был основан железнодорожный посёлок Слюдянка, получивший статус рабочего посёлка в 1928, статус города — в 1936.

Топонимика

Название Слюдянка — русского происхождения. В основе стоит апеллятив «слюда» — название минерала, добывавшегося на протяжении 350 лет в окрестностях населенного пункта. Слюдянка не меняла названия будучи острогом, зимовьем, посёлком и городом. Окончание -янка объясняется двумя причинами. Во-первых, произошло постепенное преобразование населенного пункта в город при сохранении названия. Во-вторых, река, протекающая в пределах города и в среднем течении которой были открыты месторождения слюды, называется Слюдянка.

История 

Некоторые события истории Слюдянки

XVIII 

На гужевом торговом (впоследствии также почтовом) тракте Иркутск-Култук-Кяхта в удобной пади на южной оконечности Байкала основано небольшое поселение.

В районе современной Слюдянки начата добыча слюды-флогопита

1902 

При прокладке Кругобайкальской железной дороги размещен поселок строителей

1905 

По Кругобайкальской железной дороге начато движение поездов.

Открыта железнодорожная станция Слюдянка и локомотивное депо.

Построен железнодорожный вокзал из белого мрамора

1924 

Возобновлена промышленная добыча слюды-флогопита

1927 

Закрыт кирпичный завод, проработавший с начала строительства Кругобайкальской железной дороги

1928

Доля Слюдянки в общесоюзной добыче слюды для нужд промышленности СССР превысила 74%. Слюдянка получает статус рабочего поселка городского типа

1930 

Образован Слюдянский район с административным центром в поселке Слюдянка

1936

Поселок Слюдянка получает статус города

1940

Проведена доразведка Слюдянского месторождения слюды и мрамора. Изучена возможность использования содержащегося в мраморе кальцита для производства портландцемента

1940

Открыт Южнобайкальский рыбоконсервный завод

1973

Прекращена добыча слюды. Это было вызвано необходимостью обеспечить сбыт алданской слюды-флогопита (слюдянский флогопит был сильным конкурентом алданскому)

1987

С выходом Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР об охране Байкала от 13 апреля 1987г. №434 намечается строительство очистных сооружений и крупной котельной, призванной заменить несколько ведомственных и в результате оздоровить воздушное пространство

Древнейшая история

Первые люди на территории Слюдянки появились в энеолитическую эпоху. Об этом можно судить по найденным в 1962 захоронениям на Шаманском мысу. Там были обнаружены захоронения древнего человека, отнесенные археологами к китойской эпохе энеолита. В пещерах на Шаманском мысу найдены рисунки и наскальная живопись древних людей, однако после подъема уровня Байкала в связи с началом эксплуатации Иркутской ГЭС они оказались под водой. Кроме этого, среди местного населения ходили легенды о том, что в пади Улунтуй имелись могилы древних людей, в которых помимо собственно останков находили наконечники копий из железа. Проверить эти данные теперь не представляется возможным.

Территория Слюдянки до прихода русских

Предполагают, что в I веке до н. э. на территории Южного Прибайкалья жили гунны. Затем их сменили курыканы. В XI веке их вытеснили монгольские племена, в числе которых были буряты. Они заселили южное, юго-восточное, восточное и юго-западное побережье Байкала, в том числе и территорию Слюдянки. Помимо бурят, на территории Южного Прибайкалья жили эвенки. Как отметил декабрист Лорера, во время его прибытия в 1813 в Култук все ещё представлял собой деревню, населенную преимущественно эвенками, а к приходу русских на месте Слюдянки находилось их стойбище.

Слюдянка с 1647 по 1890-е

В середине XVII века началась русская колонизация Сибири. К созданию населенных пунктов на юге Сибири в те времена существовало несколько предпосылок. Одна из них — добыча слюды. Слюда была одним из самых ценных товаров для землепроходцев, помимо пушнины и соли. Прибывшие на южный Байкал казаки занялись поисками именно этого минерала. Их поиски увенчались успехом. В среднем течении одной из небольших горных рек, названной впоследствии Слюдянкой, была найдена слюда. В устье соседней с ней реки находилось эвенкийское стойбище. На его месте было решено организовать небольшой острог для того, чтобы добывать слюду и охранять рудознатцев и добытчиков от эвенок. Его основателем стал землепроходец Иван Похабов, енисейский казак, боярский сын. О создании острога было доложено царю Алексею Михайловичу. Река, в устье которой стоял острог, была названа его именем. На этом месте острог просуществовал недолго и был через несколько лет перенесен русскими на место, где сейчас стоит Култук.

После переноса острожка никаких населенных пунктов на территории Слюдянки не было вплоть до 1802 года. Эта территория не представляла сельскохозяйственной ценности, а главным форпостом русских на юге Байкала был Култук, находящийся в двух километрах от Слюдянки. Несмотря на это, территория была очень слабо заселена и не освоена. В 1766 и 1780-х гг. на территории Слюдянки побывал путешественник Эрик Лаксман. Он заинтересовался минералами в окрестностях Слюдянки и открыл месторождения нефрита, ляпис-лазури и заново открыл месторождения слюды, к тому времени забытые и не осваиваемые. Толчком к увеличению населения и началу освоения юга Восточной Сибири стал указ Павла I «О населении Сибирского края, прилежащего к границам китайским, отставными солдатами, преступниками, подлежащими к ссылке и отдаваемыми от помещиков крепостными людьми с зачетом в рекруты, и о выгодах для сих поселенцев». После появления указа переселенцы из центральных губерний Российской империи стали заселять до того неосвоенный отсталый приграничный край. Возродилась добыча слюды. В 1802 было основано Слюдянское зимовье. Следующим толчком к развитию Слюдянки послужило решение строить колесную дорогу от Иркутска к Кяхте. Это решение было необходимостью, так как центр Восточной Сибири не был связан с главным центром международной торговли России того времени. Первая дорога была построена к 1805 и проходила через Хамар-Дабан, однако была неудобна и использовалась только в период, когда по Байкалу невозможно было перевозить грузы. В 1830-х годах XIX века кяхтинский купец Игумнов на свои средства построил Кругобайкальскую дорогу, которая была в его честь названа Игумновской. Но она, по описаниям инженеров и чиновников, не была идеальна и в некоторых местах была практически непроходима. При Слюдянском зимовье была организована почтовая станция. В 1850-х Н.Н. Муравьевым-Амурским была одобрена идея строительства Кругобайкальского тракта вдоль берега Байкала. К тому времени Кяхта начала утрачивать свое былое значение. Её конкурентом становился Верхнеудинск, и было решено провести дорогу по самому берегу Байкала, вначале до Посольска, а затем до Верхнеудинска. В 1856 Н.Н. Муравьев-Амурский отдает приказ о начале строительства новой Кругобайкальской колесной дороги. Строительство велось усилиями ссыльных поляков, которые подняли восстание в 1866. Колесное и почтовое сообщение по дороге было открыто в 1864.

Слюдянка с 1890-х до 1917

В 1899 из земель, принадлежавших Култукскому сельскому сходу, была выделена земля для строительства железнодорожного посёлка. Так был основан посёлок Слюдянка. В нём располагались Первый и Второй участки Управления строительством Кругобайкальской железной дороги. Удивление многих историков вызывает то, почему потребовалось создать железнодорожный узел Слюдянка, а не сделать его в крупнейшем тогда населенном пункте юга Байкала Култуке. Есть предположение о том, что строительство Слюдянки было личным пожеланием тогдашнего министра путей сообщения Хилкова. По другой версии, сельский сход Култука отказался выделять землю на территории собственно Култука под железнодорожную станцию, так как в этом случае и без того небольшие пригодные для сельского хозяйства земли были бы заняты станцией и паровозным депо. Кругобайкальская железная дорога была стратегически важным и очень дорогостоящим звеном Транссиба. Паровозное депо, а также всемирно известный Слюдянcкий вокзал из белого мрамора были сданы в 1904, а у же в 1905 было открыто движение по Кругобайкальскому участку Транссиба. В 1912 выдвигалась инициатива преобразовать посёлок в

«…город Слюдянку, так как по количеству (4072 души обоего пола), сословному составу и роду занятий населения посёлок этот, имеющий в настоящее время характер городского поселения, в будущем, в силу естественно-географических условий: близость многих полезных минералов (слюды, белой глины, алебастра, мрамора) и удобства сбыта их по прилегающим к поселку железнодорожному и водному путям неизбежно должен шириться и развиваться».

Гольдфарб С., Кобенков А., Харитонов А. Путешествие в страну мраморных гор. Глава 4. // Библиотека исторических знаний

Посёлок развивался стремительно. К 1916 в Слюдянке проживало 5109 человек, действовали церковь, 6 школ, 4 постоялых двора, трактир и около 60 магазинов.

Революционные события

В 1903 – 1904 в городе появилась социал-демократическая группа. С началом революционного движения 1905 в Иркутске по всей железной дороге начинаются волнения. В декабре 1905 в Слюдянке создается Совет депутатов рабочих и служащих железной дороги. Для поддержки восставших в Иркутске большевики во главе с Бабушкиным захватили эшелон с оружием в Чите, но на станции Слюдянка Бабушкин был схвачен карательной экспедицией, вывезен в Мысовск и казнен там со своими товарищами. В память об этом событии на фронтоне слюдянского вокзала была установлена памятная доска. В Слюдянке вел агитационную работу известный революционный деятель Сергей Киров. Октябрьская революция 1917  прошла в Слюдянке в виде стихийных стачек. Советская власть установилась практически в первые дни после революции. Весной 1918 в Иркутской губернии началось выступление Чехословацкого корпуса. В июле Слюдянский ревком объявил о введении военного положения. 17 июля в Слюдянку приехал поезд командующего Центросибирью, а 19 июля начались военные столкновения. Белогвардейцы встретили отчаянное сопротивление отряда слюдянских красногвардейцев, отрядов Нестора Каландаришвили. На помощь красным был пригнан ледокол «Ангара», однако 23 июля город был оставлен. Фронт откатился к Верхнеудинску. В Слюдянке установилась власть Российского правительства с центром в Омске. Сразу же было организовано красное подполье. Им были проведены диверсии на судоверфи в Лиственичном и другие акции. 8 января 1920, после драматических событий в Иркутске, слюдянские партизаны наконец решились на открытое вооруженное выступление против местного правительственного гарнизона. Большевики во главе с Георгием Ржановым вышли из леса и вступили в бой. В Слюдянке была вновь установлена советская власть.

Советский период

После установления советской власти обнажились негативные последствия Гражданской войны и разрухи. В Cлюдянке на 1924 год существовали лишь одна школа и один клуб. Единственным культурно-развлекательным центром был агиткультпоезд «Синяя блуза», который ездил с концертами для жителей железнодорожных посёлков. Несмотря на заявления правительства об искоренении беспризорности в СССР, бездомные дети все же остались. Таких было много и в Слюдянке, и поэтому в 1936 из областного бюджета были выделены средства на строительство в Слюдянке детского дома.

Сразу же после Гражданской войны в Слюдянке началась конфискация имущества у зажиточных слоёв населения. Также под предлогом хранения оружия была закрыта Слюдянская Никольская церковь. Её преобразовали в клуб имени 1 Мая.

Возникли споры по поводу волостного управления. В итоге до 1930 управление волосткомом осуществлялось из Култука, что вызывало недовольство слюдянцев. В 1930 был основан Слюдянский район, и его центром было решено сделать рабочий посёлок Слюдянка. В 1928 Слюдянке был предоставлен статус рабочего посёлка, а в 1936 — статус города.

Тогдашняя промышленность Слюдянки была представлена предприятиями железной дороги, главным образом, паровозным депо, кирпичным заводом, добычей слюды (в 1927 было открыто Cлюдянское рудоуправление) и местными промыслами — рыбной ловлей, сбором ягод и кедрового ореха.

В 1930-е политическая ситуация в Слюдянке, как и во всем Советском Союзе, ещё более обострилась. В самом городе было репрессировано около 500 человек. На горах возле Слюдянки находились лесозаготовки, на которых работали ссыльные и репрессированные.

Из-за недостатка сельхозугодий город во многом зависел от поставок продовольствия. Обеспечение рабочих и железнодорожников хлебом временами становилось ужасным.

В 1939 в Слюдянке проживали 12 331 человек.

В Великую Отечественную войну из Слюдянки были мобилизованы 3461 человек.

Слюдянка была в годы войны глубоким тылом. Производство слюды и обеспечение работы железной дороги велись с ударным трудом. Восточно-Сибирская правда неоднократно писала о работниках трудового фронта, слюдянцах — начальнике Слюдянского рудоуправления Бертеневе, работнице слюдфабрики Анастасии Ступе, забойщиках-стахановцах, машинистах, добивавшихся существенной экономии угля засчет ухода за машинами, рыбаках рыболовецкого колхоза «Байкал», получивших Всесоюзную премию за ударный труд, о женщинах Слюдянки, которые проводили расчистку путей. В то же время оказывалась и финансовая помощь армии. Одними только паровозниками депо было собрано около 23 тысяч рублей. В Слюдянке был также открыт Слюдянский военный госпиталь. Главврачом стал В. П. Снедков. Многие бойцы здесь вылечились и вернулись в строй. Местные предприятия и пионерская организация брали над ними шефство. В госпитале читал лекции известный ученый-байкаловед Глеб Верещагин.

В сентябре 1945 под Слюдянкой случилась железнодорожная катастрофа. Ушёл под откос поезд с возвращавшимися с японского фронта бойцами. Погибли 15 человек. Памяти их и раненых, скончавшихся в госпитале, 22 июня 1989 был открыт мемориал в пади Улунтуй.

Памяти слюдянцев, не вернувшихся с фронта, в городе был создан ещё один мемориал — мемориал в парке Перевал. Скульптурная композиция состоит из памятника воину-освободителю и плит с именами погибших. На одной из них значатся имена Героев Советского Союза И. В. Тонконога и Г. Е. Береснева. Ежегодно возле мемориала проводится местный Парад Победы.

После войны Слюдянка продолжала развиваться. За время войны и в послевоенные годы проводилось геологическое изучение территории. Были найдены образцы около 200 минералов, разведаны новые слюдяные жилы. Но главным событием стало открытие место­рождения мраморизированного известняка. Мощность продуктив­ного горизонта достигала здесь 350 м, а протяженность около 10 километров. Была рассмотрена возможность его использования в качестве сырья для производства цемента. Запасы сырья на тот момент оценивались в 200 млн т. В 1955 началось строительство крупнейшего на тот момент в Иркутской области карьера по добыче строительных материалов. К 1957 оно завершилось, и карьер, названный по имени месторождения, Перевал выдал первые тонны сырья. Вместе с карьером был построен жилой массив на 1500 человек, состоящий из панельных многоквартирных домов.

Развивалась добыча слюды. Её использовали в различных отраслях промышленности, в том числе в радиотехнике и аэрокосмической. Для переработки слюды в Слюдянке организовали слюдяную фабрику. Добыча в послевоенное время велась полным ходом. Работало девять рудников. Выработанные штольни были брошены, началась добыча шахтным способом. В 1958 одну из шахт затопило. Были проведены беспрецедентные инженерные изыскания для отвода воды. Была создана выработка длиной пять километров для отводы подземный воды в Байкал. Однако добыча слюды была неожиданно прекращена в 1973. Необходимо было обеспечить сбыт алданской слюды-флогопита, дабы оправдать инвестиции в проект.

После войны Слюдянка стала крупным железнодорожным узлом. Было решено построить участок железной дороги Слюдянка — Большой Луг — Иркутск. Строительство было завершено к 1949. В этом же были построены станции Слюдянка II и Рыбзавод (вблизи рыбоконсервного комбината). К 1960 участок Транссиба от Мариинска до Слюдянки был электрифицирован. В 1961 паровозное депо города преобразовали в локомотивное. В 1980 депо было передано из Иркутского отделения ВСЖД в Улан-Удэнское.

В 1975 добыча слюды была полностью прекращена. Необходимо было перепрофилировать рудоуправление для сохранения рабочих мест. Решено было добывать строительные материалы. Слюдянское рудоуправление вошло в состав промышленного объединения «Росмраморгранит» Министерства промышленности строительных материалов РСФСР и начало добычу мрамора, гнейса и гранодиоритов на месторождениях «Буровщина» (в одноименном посёлке), «Динамитный» и «Орленок». При добыче были организованы камнеобрабатывающий цех и цех мозаичных плит. 30 % продукции отправлялось на экспорт из области, преимущественно в Москву и прочие города, где производились работы по облицовке станций метрополитенов. В 1985 рудоуправление выпустило 45 тысяч м² облицовочных и 50 тысяч м² мозаичных плит.

Современный период

С появлением РФ начинается упадок промышленности в городе. В результате приватизации Слюдянское рудоуправление в 1993 было преобразовано в АО «Байкальский мрамор», а затем оно распалось на различные АО, такие, как ОАО «Байкалпромкамень», ОАО «Байкальский камнеобрабатывающий завод», ОАО «Карьер Буровщина». В этом же Южно-Байкальский рыбоконсервный завод был приватизирован и назван АООТ «Южно-Байкальский рыбзавод и Ко».

В 1994 – 1995 жителей Слюдянки терроризировал серийный убийца Борис Богданов. Он был лесником, профессиональным охотником. он подстерегал своих жертв в лесу, обычно это были люди, собиравшие в лесу черемшу или грибы. По официальным данным, на счету преступника было пятнадцать жертв, по неофициальным (учитывая бомжей, живших в лесу) — 20 человек. Милиции не удавалось задержать садиста, так как он профессионально запутывал следы в лесу и обладал феноменальных чутьем, каждый раз уходя от погони в последний момент. Просчитался он 22 мая 1995 года. Дом, где он укрывался, был окружён. Один из оперативников, Александр Кутелев, при штурме дома, был застрелен маньяком. Когда Богданов понял, что ему не скрыться, то застрелился

В 1998 прекратил свое существование Южно-Байкальский рыбоконсервный завод. Его закрытие было связано с общим кризисом рыболовной отрасли в Иркутской области. Жесткая налоговая политика, а также серьёзная конкуренция со стороны дальневосточной рыбы подорвали развитие рыбоперерабатывающей отрасли в Слюдянке. Немаловажно и то, что на улов рыбы в Байкале негативное влияние оказывают сбросы воды из Байкала для увеличения выработки электроэнергии на ГЭС. Попытка реанимировать завод посредством переработки куриного и свиного мяса в полуфабрикаты не удалась.

В 2005 в рамках празднования столетия Кругобайкальской железной дороги была проведена реконструкция станции Слюдянка I. Была построена новая посадочная платформа (со стороны города). Главный перрон станции был выложен плиткой. Ремонт был сделан и в здании вокзала. Был изменен его внешний вид, в нём самом появилась выставочная экспозиция, рассказывающая пассажирам о КБЖД.

В 2011 Слюдянка отпраздновала 75-летие со дня получения статуса города. К этому юбилею в Слюдянке возобновилось строитель­ство жилья для слюдянцев. Для ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Федеральной программы по обеспечению их жильем строится жилой комплекс. Достраивается спортивно-оздоровительный комплекс. Были проведены масштабные работы по обустройству уличных спортивных сооружений города.

География

Географическое положение

Слюдянка находится в Восточной Сибири, на юге Иркутской области, на южном берегу озера Байкал, в 110 километрах по автодороге Р258 «Байкал» и в 126 километрах по Транссибирской магистрали от Иркутска. Из города начинается Кругобайкальская железная дорога. Город стоит на двух реках, в предгорьях горной системы Хамар-Дабан. Площадь города — 38,7 км² (без Слюдянского муниципального образования); 436 км² (вместе с ним).

Слюдянка расположена в часовой зоне Иркутского времени, обозначаемой по международному стандарту как Irkutsk Time Zone (IRKT). Смещение относительно Всемирного координированного времени UTC составляет +9:00. Местное время отличается от поясного времени на два часа: астрономический полдень в Слюдянке наступает в 14 часов 00 минут. Разница с Москвой составляет +5 часов.

Рельеф

Город расположен на предгорном плато (педименте) у подножия горной системы Хамар-Дабана. Самая низкая точка города — урез озера Байкал, составляющий 456 метров над уровнем моря. Плато образовано приустьевыми долинами и выполнено аллювиальными отложениями рек Слюдянка и Похабиха. Плато наклонено к водной глади Байкала. Его протяженность с запада на восток — около 5 километров, с севера на юг — от 2 до 4 километров. Плато окружено Комаринским хребтом и одним из его отрогов, вдающимся в Байкал — Шаманским мысом. Шаманский мыс — один из самых узнаваемых элементов слюдянского рельефа, а также популярное место отдыха.

Землетрясения

Слюдянка находится в зоне Байкальского рифта, и поэтому в Слюдянке возможны землетрясения силой до 11 баллов. Крупные землетрясения (силой до 6 баллов) происходили в Слюдянке в 1862, 1959, 1995, 1999 годах. Землетрясение в феврале 1999 повредило Слюдянские очистные сооружения. Но самое сильное землетрясение произошло 27 августа 2008.

27 августа 2008 года в 10.35 по местному времени на территории Слюдянского района произошло сильнейшее за всю его историю землетрясение силой в 7-9 баллов. Эпицентр находился в 50 километрах к северу от Байкальска. В Слюдянке толчки доходили до 8 баллов. По счастливому стечению обстоятельств, в городе не произошло ни одного обрушения жилого здания и никто не погиб. В домах постройки 1940—1950 гг. появились многочисленные трещины (по улицам 40 лет Октября и Перевальской). Произошло смещение железнодорожного полотна и обрыв электропроводки, поэтому на несколько часов был задержаны поезда дальнего следования и пригородные поезда на участке Мысовая — Ангарск. Районная администрация выделила средства для помощи пострадавшим от землетрясения. Ущерб был оценен в 80 миллионов рублей. Каникулы для школьников были продлены до 8 сентября. Некоторые дома были признаны непригодными для жилья, снесены, и на их месте были построены новые. Стало непригодным здание бывшего детсада, в котором обучались начальные классы МОУ СОШ № 4. Его снесли, и на его месте построили детский сад № 213 ОАО «РЖД».

Геология

Слюдянка находится в предгорьях горной системы Хамар-Дабан, состоящей из горных пород возраста байкальской и раннекаледонской складчатости, в связи с этим основными горными породами, встречающихся в окрестностях Слюдянки являются граниты, мраморы, кристаллические сланцы, диопсиды, полевые шпаты и т. д. Четыре наиболее известных полезных ископаемых города — это слюда-флогопит, мрамор, лазурит (ляпис-лазурь) и мраморизованный известняк.

Слюда-флогопит была обнаружена здесь казаками ещё в 1647, для её добычи даже был основан острог, однако затем она перестала добываться. Новое рождение месторождения слюды обрели благодаря Эрику Лаксману, известнейшему путешественнику и геологу. Проезжая по южному берегу Байкала, Лаксман заинтересовался горными породами и полезными ископаемыми Южного Прибайкалья. Он открыл Малобыстринское месторождение лазурита, заново открыл месторождения слюды и назвал реку, на которой находились месторождения, Слюдянкой. Несмотря на его усилия, добыча слюды здесь началась лишь в 1902, когда местный рудознатец Якунин открыл слюдяные жилы в 3 километрах от железнодорожной станции и застолбил их. Промышленная добыча слюды началась в Слюдянке в 1924. Был создан трест «Слюдасоюз», а затем, в 1929, было организовано Слюдянское рудоуправление. Добыча слюды велась большими темпами в связи с высокой потребностью слюды в электротехнике и военном машиностроении. В 1958 река Улунтуй пробилась в штольни и затопила разработки, геологами была проведена огромная работа по отводу воды, однако в 1974 добыча слюды была прекращена. Сейчас слюдяные копи могут быть интересны лишь туристам.

В настоящее время наиболее используемым полезным ископаемым является мраморизованный известняк. Его добыча ведется силами ОАО «Карьер Перевал». Для строительства плотин Ангарского каскада ГЭС необходим был цемент, и в 1958 в окресностях Слюдянки был открыт карьер для добычи сырья для производства цемента. В 2008—2010 годах карьер работал с перебоями.

Не менее ценным ископаемым является и мрамор разных цветов, от белого до розового. Его добывали в карьере Буровщина. После прекращения добычи слюды Слюдянское рудоуправление перепрофилировалось на добычу и обработку мрамора. Мрамор из Слюдянки использовался для производства надгробных памятников и как облицовочный камень. Им облицованы станция Новосибирского метрополитена «Красный проспект», станция Харьковского метро «Пролетарская», станции московского метрополитена «Баррикадная», «Улица 1905 года».

Лазурит в окрестностях Слюдянки начали добывать сразу же после открытия его месторождения уже упомянутым Лаксманом. Первая партия была отправлена в Санкт-Петербург для облицовки стен Петергофа. Он использовался для облицовки стен Исаакиевского собора Санкт-Петербурга и в качестве сырья для получения ультрамариновой краски. С 1851 до 1863 года его добычей в Малобыстринском карьере занимался мастеровой Екатеринбургской гранильной фабрики Пермикин. После 1863 года его добыча прекратилась практически на 100 лет. Обручев, посетивший Слюдянку в 1889, отмечал заброшенность этих мест. В 1967 организация «Байкалкварцсамоцветы» организовала добычу лазурита, но в 1995 предприятие разорилось.

Академик Ферсман в одном из своих сочинений назвал Слюдянку минералогическим раем. Помимо вышеперечисленных полезных ископаемых в горах около Слюдянки было найдено ещё около 100 минералов, таких как апатит, диопсид, волластонит, главколит, уранотовит, менделеевит, голдманит, азурит, андалузит, афганит, быстрит, вермикулит, графит, доломит, гидрогётит, кварц, корунд, лавровит, молибденит, ортоклаз, плагиоклаз, родонит, сфалерит, флоренсовит, шерл.

Климат

Слюдянка располагается в зоне умеренного континентального климата. Практически вся Иркутская область находится в зоне резко континентального климата, а мягкость климата Слюдянки связана с нахождением города на берегу озера Байкал. Благодаря отепляющему влиянию Байкала зима в городе более мягкая, нежели в остальной Иркутской области, а из-за охлаждающего его влияния в городе поздно наступает весна, летний максимум температур сдвинут в сторону августа, а осень длится относительно долго. Последние весенние заморозки заканчиваются здесь в 20-х числах мая, а первые осенние наступают после 25 сентября. Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода — одна из самых больших в Иркутской области. Она продолжается 126 дней. Больше она лишь в двух местах области — городе Байкальске и бухте Песчаной (135 и 136 дней, соответственно).

Осадков собственно в пределах города немного. Это связано с особой местной циркуляцией воздуха, так как город расположен в котловине, с трех сторон окруженной горами, а с четвёртой — водной гладью Байкала. Из-за этого преобладают местные ветры — бризы и горно-долинные ветры, а они влаги не приносят. Скудные осадки в котловину приносят северо-западные ветры, но основная часть выпадающих осадков выпадает в верхнем ярусе гор. На высоте 1,5 км над уровнем моря в 20 км от Слюдянки на метеостанции Хамар-Дабан выпадает около 1500 мм осадков.

Зимой, после замерзания Байкала, над городом устанавливается типично антициклональная погода, обусловленная Монгольским антициклоном. Наступает состояние инверсии, и холодные сухие ветры стекают со склонов гор, выхолаживая территорию. Наибольшая относительная влажность воздуха наблюдается в ноябре-декабре во время замерзания Байкала. Как говорят местные жители, Байкал пари́т. Испарение при 15-градусном морозе образует адвективные туманы.

Гидрография

Реки

В пределах города протекают две реки, Слюдянка и Похабиха. Слюдянка является временным водотоком. Это связано с тем, что основной приток ушёл под землю, а его воды затем были искусственно отведены в Байкал, а ледниковое и дождевое питание непостоянны. В прошлом на реке Слюдянке происходили крупные наводнения. Крупнейшее из них произошло в 1971. В целях защиты населения вдоль реки были построены дамбы. Другая река, Похабиха, имеет постоянный сток в Байкал. Это связано с наличием подземного питания у этой реки. В том же, что и Слюдянка, на Похабихе случилось крупное по местным меркам наводнение. Проблемой местных рек является образование зимой наледи, особенно на Похабихе.

Озёра Слюдянки

На северо-западной окраине Слюдянки находится несколько озёр. Эти озера входили в акваторию Байкала, однако при строительстве Кругобайкальской дороги была создана насыпь, и озера были отделены от Байкала. Они используются как места рыбалки, после замерзания на льду озёр проводятся зимние автомобильные гонки. На этих озёрах обитают ондатры. Некоторые перелетные птицы используют эти озера как место временной стоянки.

В горах, возле пика Черского находятся несколько очень живописных озёр, таких как озеро Сердце и Чертово озеро. Они, по-видимому, ледникового происхождения. Они очень привлекательны для туристов и местных жителей, совершающих к ним однодневные переходы.

Южный Байкал

Но все же главным водным объектом для города является Байкал, конкретно, его южная часть. Воды Южного Байкала подверглись изучению уже в середине 19 века. Бенедикт Дыбовский, польский ссыльный-ученый, изучал вместе со своим помощником Виктором Годлевским гидродинамику и гидробиологию вод Байкала вблизи Слюдянки, определил точные сроки замерзания озера, измерил глубину озера около Слюдянки. Ученые установили, что около Слюдянки глубина нарастает резко, и в 15 километрах от берега глубина составляет уже 1320 метров. В среднем Байкал замерзает 9 января, а вскрывается 4 мая. Cредняя толщина льда в южной котловине составляет около 1–1,5 метров.

Почвы, растительность и животный мир

Почвы на территории города — нескольких видов. Первый вид — болотные почвы. Они представлены в западной и северо-западных частях города, в секторе малоэтажной застройки на месте осушенных болот. Встречаются помимо Слюдянки в других прибрежных частях Слюдянского района,Прибайкалья и северных районах области. Ещё один вид почв — аллювиальные почвы. Аллювиальные почвы встречаются в долинах Слюдянки и Похабихи при выходе их русел из горных долин на плато. Занимают небольшую площадь. На всей территории города в почве содержится большое количество слюды. Первопроходцев поразило это обилие, и именно благодаря нему здесь начали искать и нашли залежи флогопита. Также в окрестностях города представлены подбуры и подзолы. В плане растительного покрова Слюдянка и её окрестности относятся к Восточно-сибирской подобласти светлохвойных лесов и ёё южно-таежной зоне. Преобладают кедровники. Кедр или сосна кедровая — основное дерево хребта Хамар-Дабан. К нему примешивается лиственница и сосна обыкновенная. Вблизи города произрастают леса с преобладанием березы и осины. Это связано с тем, что на близлежащих к городу горах в 1950-х проводились лесозаготовки. К юго-востоку от Слюдянки существуют эндемичные пихтовые леса. В подлеске преобладают можжевельник и малина, произрастают бадан, кашкара, а также ягодные кустарники. Главные районы искусственных лесонасаждений в городе — улицы Ленина, Парижской Коммуны, Перевальская, Советская. В районе обитают некоторые виды промысловых зверей: соболь, белка, медведь; боровая дичь — глухари, тетерева, рябчики. Вблизи населенных пунктов в Слюдянском районе стали все чаще появляться медведи . Один из них даже напал на человека в лесу. Однако специалисты считают, что угрозы местному населению нет. Численность медведей в районе стабильна и составляет приблизительно 1200 особей. В связи с бескормицей в лесу медведи ищут источники пищи вблизи туристических баз.

Экология

В связи с тем, что основным топливом для котельных и отопления частных домов в зимний период является уголь, в городе в это время наблюдается смог. Во время установления антициклона дым не рассеивается в котловине, и над городом постоянно висит дымка. Частично проблема смога разрешилась со строительством Центральной городской котельной, которая согласно постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР об охране Байкала от 13 апреля 1987 г. № 434 должна была призвана заменить большое количество ведомственных. Однако, смог остался. В рамках целевой программы «Защита окружающей среды в Иркутской области» выделяются средства на строительство электрокотельной «Рудная».

Многие месторождения полезных ископаемых, находящиеся близ Слюдянки, такие, как Байкальское месторождение железной руды, Андреевское месторождение волластонита, месторождение апатитов, не разрабатываются в связи с тем, что они находятся в водоохранной зоне озера Байкал.

Транспортная доступность

Слюдянка является крупным транспортным узлом.

Расстояние от Слюдянки до некоторых городов, км

Город Расстояние
по железной дороге по автодороге
Байкальск 35 39
Иркутск 126 112
Ангарск 165 156
Усолье-Сибирское 193 187
Черемхово 256 260
Улан-Удэ 330 338
Зима 376 377
Тулун 515 510
Нижнеудинск 632 633
Алзамай 724 723
Тайшет 795 790
Вихоревка 1064 714
Братск 1088* 735
Красноярск 1213 1159
Усть-Кут 1518** 1104
Усть-Илимск 1585 995

* До станции Анзёби.

** До станции Лена.

Железнодорожный транспорт

Город обязан своему существованию строительству Транссибирской магистрали. До этого транспортным узлом на юге области был посёлок Култук. На территории Слюдянки располагаются три станции ВСЖД: Слюдянка I, Слюдянка-II и Рыбзавод (на территории посёлка Сухой Ручей). Со станции Слюдянка-II начинается Кругобайкальская железная дорога. Слюдянка стала железнодорожным узлом, когда был построен участок Транссиба от Иркутска до Слюдянки через ст. Андриановская. В октябре 1949 года первый участок пути Слюдянка — Байкал был оборудован автоматической локомотивной сигнализацией с автостопами. К концу 1960 года был полностью электрифицирован участок главного Транссибирского хода Мариинск — Красноярск — Тайшет — Зима — Иркутск — Слюдянка протяженностью более 1 600 километров.

Железнодорожный транспорт остается главным работодателем и предприятием города. На станции Слюдянка-I есть депо, в котором производится смена локомотивных бригад. «РЖД» принадлежат несколько важных для города учреждений и коммуникаций: детский сад № 213 ОАО «РЖД», построенный на месте разрушившегося в результате землетрясения отделения МОУ СОШ № 4, лицей-интернат № 23 ОАО «РЖД», ДК «Железнодорожник», «Узловая больница города Слюдянка», железнодорожная автоматическая станция Слюдянского железнодорожного узла.

К крупнейшим предприятиям города проведены подъездные пути, самый протяженный из которых ведет к карьеру Перевал.

Электропоезда следуют из Слюдянки в направлениях: Слюдянка — ст. Мысовая; Иркутск-Сортировочный; Черемхово; Мальта. Из Слюдянки в порт Байкал идет экскурсионный поезд, называемый местными жителями «мотаня», также обеспечивающий жителей Маритуйского муниципального образования и посёлка Порт Байкал топливом, продуктами и почтой, и ретропоезд «Байкальский круиз». Он был пущен по КБЖД в 2007. Обслуживают этот поезд проводники в форме имперского времени, и сам поезд оформлен в стиле начала ХХ века.

В 2000-10 гг. проводится модернизация Слюдянского железнодорожного узла. В 2005 был значительно улучшен вид перрона и Слюдянского вокзала. Была создана новая посадочная платформа. Появился бюст Хилкова. В 2010 на станции Слюдянка-I была завершена установка светодиодного освещения. На станции Слюдянка-II производится реконструкция станции с целью организации пропуска поездов с востока. Одним из преобразований на станции стало строительство нового здания для работников, занятых в процессе работы станции, в 2009—2010. Также планируется расширение станции и строительство новых путей.

Для подготовки кадров для железной дороги существуют профильные классы в лицее-интернате № 23 ОАО «РЖД», организованные ИРГУПС.

Автомобильный транспорт

По главной улице города, улице Ленина, проходит федеральная трасса М55. В пределах города она пересекает ветку железной дороги до карьера «Перевал», реку Похабиха, ветку железной дороги до предприятия «Союзхимреактив» и реку Слюдянка. Она является основной магистралью города. В городе есть станция технического обслуживания и подразделение ГИБДД Иркутской области ОМВД России по Слюдянскому району. У въезда в город располагается пост ГИБДД.

Рейсовый транспорт

Внутри города основными общественными видами транспорта являются маршрутные такси и автобусы. Маршрутные такси внутри Слюдянки ходят по маршруту: микрорайон Квартал — микрорайон Рудо. Также маршрутные такси ездят из Слюдянки по маршрутам: Слюдянка — Байкальск, Слюдянка — Иркутск, Слюдянка — Аршан (Бурятия), Слюдянка — Улан-Удэ, Иркутск — Слюдянка — Улан-Удэ — Чита. Автобусы имеют следующие направления: 103 Слюдянка — Байкальск, 101 Слюдянка — Култук, Слюдянка — Мангутай. В Слюдянке также есть автовокзал. Основные автотранспортные предприятия: ООО «Баргузин», ООО «Микс», ООО «Автовнештранс».

Водный транспорт

Слюдянка стоит на берегу озера Байкал, однако в Слюдянке нет пристани для приема кораблей. Небольшой озерный порт есть лишь в Култуке. Своеобразной достопримечательностью, связанной с водным транспортом был старый корабль, стоявший в устье реки Слюдянки. В 2009 корабль распилили на металлолом.

Городская инфраструктура

Слюдянка расположена по обе стороны железнодорожной и автомобильной магистралей. Застроена в основном деревянными одноэтажными домами, при большинстве из которых имеются небольшие приусадебные участки. Типовые современные кирпичные и панельные здания располагаются лишь в центральной части города и вблизи градообразующих предприятий — железнодорожной станции, карьера «Перевал», рудоуправления.

Территория между железной дорогой и берегом Байкала занята старыми и во многом обветшалыми деревянными домами, построенными в середине XX в. Здесь же, напротив вокзала, находится деревянная церковь. От железнодорожной станции Слюдянка II берет начало участок Кругобайкальской железной дороги с многочисленными тоннелями, мостами и подпорными стенками.

Архитектура

Архитектурный облик города формировался в течение всего периода его существования.

На стадии железнодорожного посёлка (1899—1905 гг.) Слюдянка застраивалась домами железнодорожников и работников депо. Станционный посёлок, кроме специальных зданий, состоял из 44-х жилых построек, водоподъёмного и водоёмного здания, деревянной больницы на 20 коек и прочими помещениями. В городе было пять улиц, две на т. н. Байкальской стороне, находящейся между Байкалом и железной дорогой, и три — со стороны современного центра города. Несмотря на то что здания были типовыми, они имели различия в связи с различным временем постройки. Интересно, что в Слюдянке нет ни одного деревянного здания в стиле модерн, которые возводились на восточном участке, во время второго периода строительства. Однако, вскоре из-за наплыва населения архитектурный комплекс города растворился в все возраставшем частном секторе. Несмотря на это, именно комплекс железнодорожного посёлка подарил городу его необычный старинный вокзал, водонапорную башню и городскую Свято-Никольскую церковь.

В советское время основным архитектурным стилем являлся сталинский ампир. Характерные здания — дома культуры «Горняк», «Перевал», «Железнодорожник», здание городской администрации. Развернулось строительство кварталов панельных и кирпичных домов (районы Квартал, Центр). Были возведены комплексы многоквартирных домов в районе Рудо (т. н. Пентагон). Градостроительством в советский период занимались рудоуправление, железная дорога и карьер Перевал.

В российское время характер строительства значительно изменился. Во-первых, его масштабы резко уменьшились. Во-вторых, появились здания в стиле купеческих особняков XIX века из красного кирпича. Типичным примером является особняк бывшего мэра Слюдянского района Василия Сайкова, называемый в народе «Собор Василия Блаженного».

Достопримечательностью Слюдянки является уникальное здание железнодорожного вокзала, построенное в 1905 г. из чистого мрамора. Мрамор для этих целей был взят в окрестных прибайкальских горах. К памятнику железнодорожного строительства относится также водонапорная башня из красного кирпича, сохранившаяся в центральной части города у автостанции.

Население

По данным на 1 января 2019, городское население Слюдянки составило 18 190 человек, сельское — 345 человек, в том числе жители посёлка Сухой ручей – 289 человек, посёлка Буровщина – 56 человек. Из них мужчин — 8 341 человек, женщин — 10 194 человек.

Динамика численности населения Слюдянки

1906

1912

1916

1920

1929

1930

1931

1936

1939

1959

1967

1336

4072

5109

4374

12 331

6400

6400

14 500

12 380

21 388

23 000

1970

1979

1989

1992

1996

1998

2000

2001

2002

2003

2005

20 639

19 804

19 872

20 100

20 700

21 000

21 000

20 600

19 118

19 100

18 900

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

18 800

18 800

18 900

18 954

18 574

18 538

18 682

18 626

18 567

18 425

18 302

2017

2018

2019

2020

             

18 241

18 287

18 190

18 213

         

 

 

Экономика

Сельское, лесное хозяйство и рыболовство

Изначально территория Слюдянки не имела сельскохозяйственной ценности. Развитию агропромышленного комплекса мешают гористая местность, бедные почвы — подбуры и подзолы, микроклимат — малоснежные зимы, холодная весна, недостаточные агроклиматические ресурсы из-за охлаждающего влияния Байкала. Поэтому растениеводство представлено лишь выращиванием картофеля и овощей на приусадебных участках в частном секторе и дачных участках в дачных посёлках Буровщина, Муравей, Мангутай. Животноводство представлено свиноводством, птицеводством и разведением крупного рогатого скота в частных хозяйствах населения.

Лесное хозяйство и лесные промыслы являются давним занятием слюдянцев. Наиболее распространенным лесным промыслом для слюдянцев был и остается сбор кедрового ореха. На северо-запад и к востоку от Слюдянки распространены кедровые леса. В них слюдянцы каждый год заготавливают кедровый орех. В дореволюционное время для колотования (местный способ сбора кедровой шишки) сколачивались артели, которые заготавливали орех, а затем уже дома семьи колотовщиков лущили орех и изготавливали из ядрышек различные продукты, такие, как, например, масло кедрового ореха. Кедровый орех отправлялся на экспорт в Западную Европу, в особенности, в Англию. После войны заготовкой ореха стал заниматься Слюдянский лесхоз. Орех направлялся в кондитерскую и фармацевтическую промышленность. Сейчас заготовка ореха ведется лишь отдельными людьми для дальнейшей его продажи.

Рыболовный промысел также широко развит в Слюдянке. Слюдянка известна далеко за пределами Сибири и России во многом благодаря омулевому промыслу, город называют омулёвой столицей России. Издавна в Байкал на рыбалку выходили артели рыбаков. При советской власти их реорганизовали в рыболовецкие колхозы. Во время войны один из них, «Байкал», завоевал III Всесоюзную премию за ударный труд. Благодаря наличию рыболовецких колхозов в 1943 был пущен рыбоконсервный завод, ориентированный на местное сырьё. Однако после подъёма вод Байкала после строительства Ангарского каскада ГЭС количество рыбы стало неуклонно снижаться, завод перешёл на дальневосточное сырьё и впоследствии был закрыт. Ныне вылов омуля в Байкале строго квотирован, но местные рыбаки нелегально продолжают ловить рыбу и продавать её торговцам рыбы. Те, в свою очередь, перерабатывают рыбу, коптят её и продают на городском вокзале либо на трассе "Байкал" (автодорога Р-258)

Промышленность

Промышленность представлена предприятиями горнодобывающей, деревообрабатывающей и пищевой промышленности: обособленным подразделением «Карьер Перевал» ОАО «Ангарскцемент», ОАО «Байкальский камнеобрабатывающий завод», ОАО «Байкалпромкамень», Слюдянским хлебозаводом, производством пиломатериалов («Слюдянский лесхоз»).

Карьер Перевал

ОАО «Карьер Перевал» является крупнейшим (ежегодный объём производства — больше 1,5 миллионов тонн) и одним из градообразующих предприятий города. В карьере добывают мраморизованный известняк с 1958. Продукция предприятия — известняковый щебень и крошка. Получают их следующим образом. В пластах известняка проводятся буровые работы. Затем в пробуренные ходы закладывается взрывчатка, и производится взрыв. После взрыва глыбы известняка погружаются на БелАЗы и перевозятся к бункерам первичного дробления. В бункерах первичного дробления происходит перемалывание глыб в более мелкие камни, затем по уникальной трехкилометровой канатной дороге известняк доставляют в 180 вагонетках по 1 м³ каждая к бункерам вторичного дробления. Там их превращают в готовую продукцию и доставляют на склад. В дальнейшем крошка и щебень отправляются в Ангарск на цементный завод либо используются для отсыпки дорог.

Добыча и обработка мрамора

«Байкальский камнеобрабатывающий завод» и «Байкалпромкамень» — предприятия, оставшиеся после приватизации и акционирования Слюдянского рудоуправления, которое до 1974 было крупнейшими поставщиком слюды на советский рынок. После прекращения добычи слюды предприятие переквалифицировалось на добычу и обработку облицовочного камня на месторождениях Динамитное и Буровщина. Запасы месторождения Динамитное на 1985 год составляли 1 млн м³ мрамора. При его разработке впервые в отечественной добыче камня были применены крупногабаритные экскаваторы и методы взрывной отбойки блоков от пласта породы.

В 1991 Слюдянское рудоуправление было приватизировано и преобразовано в АО «Байкалмраморгранит». Затем из него в самостоятельное предприятие по производству мраморного щебня выделяется ОАО «Байкалпромкамень». Также выделяются предприятия ОАО «Карьер Буровщина», занимающееся добычей мрамора на месторождении Буровщина и ОАО «Байкальский камнеобрабатыающий завод», занимающийся производством мраморных плит, надгробий и облицовочного камня.

Туризм

Наиболее перспективным направлением развития Слюдянки на сегодняшний день является развитие туризма и обслуживающих его отраслей бизнеса и сферы обслуживания.

В Слюдянке и её окрестностях находится множество объектов, привлекающих туристов с различными целями посещения города. Во-первых, Слюдянка находится на берегу озера Байкал. Байкал — это объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО с чистейшей водой и девственной красотой. Очень многие туристы, российские и зарубежные хотели бы увидеть Байкал воочию. В Слюдянке им может предоставиться такая возможность. К тому же многих туристов привлекает Шаманский мыс, находящийся близ города. Он является священным местом для бурят, местом многочисленных археологических находок и главным местом встречи восхода солнца для туристов. Во-вторых, Слюдянка находится на Транссибирской магистрали и федеральной трассе М-55, что облегчает туристам путь и обеспечивает транспортную доступность достопримечательностей города. В-третьих, из Слюдянки со станции Слюдянка-II начинается Кругобайкальская железная дорога — памятник архитектуры начала XX века. Попасть на неё можно на поезде Слюдянка I — Байкал, называемом «мотаня» и на экспрессе, оформленном в стиле начала ХХ века. Ведет экспресс паровоз начала ХХ века. В-четвёртых, в Слюдянке развито кустарное производство и продажа копченого омуля. Подобный кулинарный туризм создает городу имидж одной из рыбных столиц России. Эта обслуживающая туристов отрасль теневой экономики является наиболее известной за пределами региона туристической достопримечательностью Слюдянки. В пятых, благодаря наличию Хамар-Дабана в Слюдянку приезжают самые различные спортсмены — лыжники, альпинисты, горнолыжники, любители пешего туризма, экстремалы и т. д.. Из Слюдянки начинается лыжный марафон «Байкальская Кругосветка». В-шестых, в городе находится единственный в области частный минералогический музей «Самоцветы Байкала». Коллекция минералов и горных пород вызывает восхищение не только у туристов и посетителей музея, но и у маститых ученых-минералогов.

Несмотря на все это, в обновленную территорию ОЭЗ «Ворота Байкала» Слюдянка не вошла, так как в Слюдянке до сих пор не решены проблемы с угольным отоплением и строительством электрокотельной «Рудная». К тому же в Слюдянке чувствуется недостаток инфраструктуры. В городе расположено всего 6 гостиниц.

ЖКХ, тепло- и водоснабжение

В городе сосредоточено 460000 м² жилья, или 0,9 % всего жилого фонда Иркутской области. Обслуживает жилищный фонд города муниципальное подразделение компании «Облкоммунэнерго». Благоустроенное жилье занимают примерно 56 % его общего количества, жилье с горячим водоснабжением — 34 %, напольными электроплитами — 49 %, примерно 10 % жилья газифицировано.

За теплоснабжение отвечает МУП «Тепловодоснабжение». Оно обеспечивается 4 котельными — Центральной городской котельной, котельной Перевал, котельной СМП и котельной Стройка. Строительство электрокотельной «Рудная» в микрорайоне Рудо является одной из главных строек города в настоящее время. Её строительство ведется с 1995 года. К 2011 её готовность составляла около 80 %, однако часть средств, предназначенных для её строительства, была переведена на строительство спортивно-оздоровительного центра. В прошлом город обслуживало около 20 котельных, большинство из которых являлись ведомственными, но в 1987 вышло постановление об охране озера Байкал, и большинство мощностей котельных перевели на центральную котельную. Частные дома отапливаются преимущественно углем, а также дровами. Два основных вида отопления частных неблагоустроенных домов — печное и паровое.

За водоснабжение также отвечает МУП «Тепловодоснабжение». В городе есть два водозабора. Первый городской водозабор находится на месте бывших шахт по добыче флогопита. Связано это с тем, что часть выработок была затоплена в 60-е годы ХХ века. Проводились работы по их спасению, однако в 1974 добычу слюды прекратили, и было решено использовать воду из шахт как питьевую. Вода соответствует ГОСТу 2874-82. Ещё один водозабор находится в Прибрежном районе. Забор воды производится прямо из озера Байкал с глубины около 300 метров. Несмотря на наличие в Слюдянском районе БЦБК, вода Байкала возле Слюдянки обладает уникальными свойствами: во-первых, чистотой, во-вторых, продолжительностью срока годности без добавления посторонних веществ, в-третьих, насыщенностью кислородом.

Вышеуказанное постановление об охране озера Байкал подразумевало строительство новых городских очистных сооружений, однако идея оставалась на бумаге до 1995 года в связи с преобразованиями в России. К тому времени действовавшие очистные сооружения города безнадежно устарели. В 1995 началось строительство, однако оно было прервано в 1998 по финансовым причинам. В 2006 проект был возобновлен. В результате землетрясения 2008 года старые очистные пришли в негодность, и в реку Похабиху сбрасывались практически неочищенные сточные воды. Строительство было ускорено, и 2 ноября 2010 губернатор Дмитрий Мезенцев совместно с депутатом Заксобрания Геннадием Истоминым запустили новый объект ЖКХ. Очистка воды на объекте проводится ультрафиолетом и при помощи гнилостных бактерий без применения хлора. Они очищают 4 тысячи кубометров фекальных и сточных вод в сутки.

Культура

Слюдянка является культурным центром районного уровня.

Дома культуры

В городе расположено три дома культуры — ДК «Перевал», ДК «Железнодорожник» и ныне недействующий ДК «Горняк». Все три изначально были ведомственными и принадлежали карьеру Перевал, Слюдянскому железнодорожному узлу и Слюдянскому рудоуправлению соответственно. Здания слюдянских домов культуры относятся к архитектурному стилю «сталинский ампир».

ДК «Железнодорожник» — дом культуры, принадлежащий ОАО «РЖД». В нём проводятся городские ёлки, театральные и цирковые представления, корпоративные праздники. В 2009 была проведена комплексная реставрация дома культуры. В его архитектурный комплекс включили паровоз «Лебедянка».

ДК «Горняк» — ныне не действующий дом культуры. Был построен на месте бывшего городского кладбища. В нём проводились театральные представления, проходили киносеансы. Ныне здание никак не используется и пребывает в плачевном состоянии.

Музеи

В Слюдянке находится два музея: Слюдянский городской краеведческий музей и Минералогический музей имени В. А. Жигалова («Самоцветы Байкала»)

Слюдянский краеведческий музей расположен в здании локомотивного депо. В нём находятся различные экспонаты, начиная от археологических артефактов, заканчивая моделью Слюдянского железнодорожного узла, представляющие историю города с древнейших времен до современности. В музейных фондах хранятся множество фотографий, рассказывающих о замечательных слюдянцах и их трудовых и военных подвигах. В музее есть также и библиотека с различными изданиями, в том числе и раритетными, по различным отраслям истории и транспорта.

Минералогический музей имени В. А. Жигалова («Самоцветы Байкала») — единственный в России частный минералогический музей. Он был создан энтузиастом Валерием Жигаловым в 1990. В его коллекции собрано около 10 тыс. минералов, многие из которых были собраны лично Жигаловым в окрестных горах. Музей со временами превратился в самый настоящий комплекс по обслуживанию туристов.

Библиотеки

В городе действует одна библиотека — Слюдянская районная библиотека.

Образование

На 1 января 2019 в Слюдянке насчитывалось семь дошкольных дошкольных образовательных учреждений, из них пять муниципальных, в них всего обучались 1353 ребёнка. В шести дневных общеобразовательных учреждениях обучались 3006 человек.

Первая школа города была построена в 1928 в рамках борьбы с безграмотностью. Ныне это МБОУ (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение) средняя школа № 50. В годы Великой Отечественной войны в здании школы располагался Слюдянский военный госпиталь. В 1956 в Слюдянке была построена первая железнодорожная школа Иркутской области, ныне это лицей-интернат № 23 «РЖД». В дальнейшем в городе были построены другие школы.

Здравоохранение

В Слюдянке насчитывается три медицинских учреждения (поликлиники). Работают два отделения скорой помощи. Главным государственным учреждением здравоохранения является МУЗ «Слюдянская ЦРБ». В неё входят Култукская участковая больница и 8 ФАПов (фельдшерских пунктов). Она рассчитана на 250 коек и обслуживает практически весь Слюдянский район. Главным событием в последние годы стало объединение Узловой и районной больниц. 

Первая больница в городе была построена в 1903 — приёмный покой, организованный для оказания медицинской помощи железнодорожным рабочим. К 1920 в ней было 20 коек. Она стала называться железнодорожной больницей. Ныне больница называется Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Слюдянка ОАО «РЖД».

Её первым главным врачом был Виталий Снедков. Он приехал в Слюдянку из Костромской губернии. В 1937 он был арестован, но его жена сумела получить аудиенцию у Кагановича, и тот подписал распоряжение о прекращении дела в отношении Снедкова. Затем Снедков стал главврачом, анестезиологом и главным хирургом Слюдянского военного госпиталя. Виталий Порфирьевич — первый почётный гражданин Слюдянки.

Религия

В Слюдянке есть представители практически всех религиозных конфессий.

Основной частью населения Слюдянки издавна являлись православные христиане. В городе есть представительство Иркутской епархии Русской Православной Церкви — приход Свято-Никольской церкви.

Ныне в городе практически нет адептов католичества, но в прошлом они играли значительную роль в жизни города. В декабре 1912  жители Слюдянки католического вероисповедания подали прошение в Управление Иркутской губернии, в котором писали, что «испытывают крайнюю нужду в устройстве церкви-часовни и школы, где бы можно было, при посещении пастырем… совершать таинства и церковные богослужения». Жительница города Завадская купила дом и подарила его слюдянским католикам.

В городе есть также представители таких религиозных течений, как адвентисты седьмого дня, пятидесятники, баптисты и Свидетели Иеговы. Обычным явлением у протестантов города является многодетность.

Мусульманская диаспора города представлена выходцами из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. Каких-либо религиозных сооружений для адептов ислама в городе нет. Буддисты и шаманисты в районе представлены бурятами из Тункинской долины и остальной Иркутской области. Ближайший дацан находится в Тункинском районе Бурятии. Буряты-шаманисты в прошлом поклонялись Байкалу и его стихиям. Местом обрядов и поклонения являлся Шаманский мыс — полуостров на территории Слюдянского муниципального образования. Вся растительность мыса покрыта кусочками ткани, являющимися дарами бурят Байкалу.

Достопримечательности

Слюдянский вокзал

Вокзал города Слюдянки — единственное в России здание, целиком построенное из белого и розового нешлифованного мрамора. Проект вокзала был разработан специально для Слюдянки и КБЖД. Первоначально предполагалось построить в Слюдянке кирпичный вокзал, однако архитекторы и строители-итальянцы, которые занимались проектированием и строительством тоннелей и виадуков на КБЖД решили изменить материал постройки. В то же время, кто был архитектором здания вокзала, установить пока не удалось. Благодаря байкальскому мрамору отделка вокзала стала принципиально иной. На всей Транссибирской магистрали нет ни одного мраморного вокзала. Первые годы вокзал поражал своей белизной, но впоследствии пожелтел.

В 2005 в честь столетия открытия движения по Кругобайкальской железной дороге была проведена комплексная реконструкция Слюдянского железнодорожного узла, в том числе здания Слюдянского вокзала. ВСЖД провела комплексную реконструкцию здания, воссоздав элементы архитектуры и интерьера начала XX века. Восстановлены ажурные решетки и каменная кладка, в самом здании появились номера отдыха, столовая, комфортный зал ожидания. Внутри вокзала были установлены терминалы по продаже билетов, система оповещения. В ходе ремонта были восстановлены архитектурные элементы здания и привокзальной площади. Также в рамках реконструкции узла был установлен памятник М. И. Хилкову, министру путей сообщения в годы строительства КБЖД.

Свято-Никольская церковь

История этой церкви такова. На её месте первоначально стояла небольшая часовня. Но, возвращаясь из кругосветного путешествия из Японии, Великий князь Николай Александрович, будущий император Николай II, побывал в Слюдянке. Он был недоволен отсутствием церкви в посёлке и предложил, чтобы из ворот будущего вокзала к дверям будущего храма вела аллея, обсаженная деревьями, и чтобы каждый проезжающий мог помолиться. Об этом рассказывал бывший настоятель Слюдянской церкви протоиерей Владимир Шарунов, скончавшийся в мае 2004 года. Вначале решили, что из пади Половинка Кругобайкальской железной дороги можно было бы перенести уже построенный сруб церкви на станцию Малый Баранчик, но затем остановили свой выбор на быстро растущем посёлке Слюдянка. Сюда церковь перенесли в начале 1906 г. Её освятил в 1906 священник соседней Култукской церкви Иннокентий Чуринов, так как, по-видимому, пока ещё не был назначен священник в Слюдянской церкви. Затем церковь была в 1914 разобрана, и на месте, на котором стоит современная церковь, построили старое здание Свято-Никольской Церкви. Церковь работала до 1929, потом в рамках борьбы с православием её закрыли и использовали как клуб имени 1 Мая. В годы войны в ней жили солдаты. В 1947 церковь вновь открылась. С 2008 начаты работы по капитальному ремонту в связи с последствиями землетрясения. Были проведены усиление несущих конструкций и восстановление утраченных элементов культового сооружения, таких как кресты и колокола. Сейчас церковь открыта после капитального ремонта и в ней совершаются богослужения. Здание храма является памятником истории и культуры федерального значения, и 20 февраля 1995 Указом президента Российской Федерации № 176 оно поставлено на государственную охрану.

Водонапорная башня

В центре города располагается водонапорная башня. Она была построена ссыльными поляками в 1900 для обеспечения железнодорожного узла питьевой водой. Построена она из красного кирпича на гранитном фундаменте в стиле модерн с элементами готики. Сейчас наряду с старинным паровозом Л-3504 («Лебедянка») башня входит в комплекс дома культуры «Железнодорожник».

Cкульптурные группы и мемориалы

В городе насчитывается несколько скульптур, памятников и скульптурных групп.

Мемориал в парке Перевал. В честь победы над врагом в Великой Отечественной войне памяти слюдянцев, не вернувшихся с фронта, в парке Перевал был создан мемориал. Он состоит из памятника воину-освободителю (солдат, держащий в правой руке опущенный меч и с грустью глядящий в землю) и 12 плит с именами погибших за Родину. На плитах выбиты имена пропавших без вести или погибших на фронте. В их числе значатся Герои Советского Союза Тонконог и Береснев. Перед мемориалом каждый год проводится местный Парад Победы и смотр юнармейцев.

Мемориал в пади Улунтуй. 22 июня 1989 в пади Улунтуй, на месте старого городского кладбища, было решено организовать мемориал в честь бойцов, погибших и умерших от ран в Слюдянском военном госпитале. Композиция мемориала — монумент в виде пятиконечной звезды-портала к памятным плитам и плит с выбитыми на них именами солдат. В настоящий момент мемориал находится в ненадлежащем состоянии. Местное название монумента — «Звездочка».

Памятник В. И. Ленину. Находится возле здания депо. Неоднократно местные власти после развала СССР настаивали на переносе или уничтожении памятника, однако инициативная группа слюдянцев — членов КПРФ отстояла его и проводит перед ним митинги в день рождения Ленина.

Памятник медведю и обезьяне. Считается одним из самых необычных памятников России. Находится на пересечении улиц Ленина и Горной при повороте на Центральную котельную по трассе М-55. Изображает сцену из басни Крылова «Зеркало и Обезьяна». Медведь сидит перед мартышкой, которая смотрится в зеркало. Идея памятника принадлежала местным дорожным службам. Дело в том, что этот участок трассы был очень аварийным из-за достаточно крутого поворота. Необходимо было препятствие, перед которым водители сбрасывали бы скорость. Им стала статуя, изображающая сцену из басни. За 35 лет статуя заметно постарела. Некоторых элементов уже нет. Памятник был установлен в 1978.

Памятник Космонавту. Находится на трассе М-55 при выезде из города по пути к посёлку Сухой Ручей. Памятник появился сразу после полета Гагарина. Имена скульпторов не сохранились. По мнению местного краеведа Яковец, его установили московские скульпторы в 1961—1962 гг. В 80-х гг. с памятник вышел курьез: мужчина пытался примерить шлем космонавта и застрял в нём. Окончилось все благополучно.

Памятник М. Н. Хилкову. Бюст Михаила Николаевича Хилкова был установлен в Слюдянке в честь 100-летия со дня строительства КБЖД в 1905. Хилков, являвшийся тогда министром путей сообщения, руководил строительством дороги и сам выбрал место для строительства Слюдянки, фактически явившись её основателем. Памятник был установлен в рамках обновления станции Слюдянка и слюдянского вокзала.

Ракета. Монумент «Ракета» установлен во дворе здания Районной клинической больницы. Его автором был бывший главврач больницы Валентин Ульянов. Воодушевленный полетом советских космонавтов, он самостоятельно сделал монумент из труб.

Спорт

Основные виды спорта, распространенные в городе — лыжный и горнолыжный спорт, пеший спорт, единоборства и автоспорт.

Нахождение Слюдянки вблизи Хамар-Дабана обусловило развитие первых двух видов спорта. Наиболее популярным маршрутом для походов является т. н. тропа на пик Черского. Некоторые спортсмены справляются с горной трассой за один день. Из Слюдянки начинается популярный маршрут «Байкальская Кругосветка». Он начинается в Слюдянке и заканчивается на остановочном пункте Ореховая Падь. Подготовленные участники проходят его за 2-4 дня. Также из Слюдянки начинается лыжный сверхмарафон (110 км) «Хамар-Дабан». Его маршрут пересекает реки Спусковая, Слюдянка, Утулик, Безымянная. История марафона началась в 1960-х. Красота местности привлекала альпинистов и лыжников. В 1980 группа иркутских альпинистов впервые прошла маршрут за один день. В 2000 был проведен первый подобный сверхмарафон, и его проведение стало для Слюдянского района доброй традицией. Рекорд сверхмарафона — 7 часов 56 минут.

Автоспорт развивается в Слюдянке благодаря карьеру Перевал. Один из этапов чемпионата Сибирского Федерального округа по горным автомобильным гонкам проводится в городе Слюдянка вблизи этого карьера . Десятикилометровая трасса с перепадом высот около 500 метров, различным (асфальт, мраморная крошка, гравий) покрытием и крутыми (до 180 градусов) поворотами является одной из самых сложных трасс России. Рекорд этой трассы — 4 минуты 49 секунд. Соревнования проводятся в двух дивизионах: объёмы двигателя 1600 и 3500 куб. см.

Уроженцы и жители

  1. Сергей Миронович Киров — советский государственный деятель, революционер. Вел агитационную работу в Слюдянке.
  2. Борис Захарович Шумяцкий — советский государственный деятель, участник гражданской войны в Сибири, революционер. Работал в Слюдянском депо.
  3. Игнатий (Израэль) Моисеевич Дворецкий — писатель, драматург. Родился в Слюдянке
  4. Иван Васильевич Бабушкин — профессиональный революционер. Был схвачен в Слюдянке.
  5. Евгений Иванович Лиштованный — руководитель представительства Иркутской области в Монголии, монголовед, доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений, декан исторического факультета ИГУ. Родился в Слюдянке.
  6. Сергей Владимирович Климец — начальник Железнодорожных войск России. Родился в Слюдянке.
  7. Алексей Степанович Короед — советский украинский экономист, заведовал кафедрой экономики и управления в Киевском национальном экономическом университете. Родился в Слюдянке.
  8. Иван Власович Тонконог — Герой Советского Союза. Работал в слюдянском депо.
  9. Григорий Ефимович Береснев — Герой Советского Союза. Первый советский солдат, форсировавший Западную Двину.
  10. Алиса Мон — российская эстрадная певица, родилась в Слюдянке.

Интересные факты

Существовал план по уничтожению города Слюдянки со всем его населением. В 1987—1989 Иркутск и юг Иркутской области терроризировала банда Стаховцева. В 1989 Стаховцев запланировал совершить ограбление Слюдянского отделения Сбербанка. Для того чтобы власти не расследовали ограбление (а сумма награбленного должна была составить 11 млн. советских рублей), преступники планировали захватить Слюдянское рудоуправление и взорвать огромное количество взрывчатки, хранящееся там для взрывных работ на местных карьерах. Возникший оползень стер бы Слюдянку с лица земли. Лишь арест главаря и его главного сообщника спас город от уничтожения.

Литература

  1. Слюдянка // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области
  2. Бояркин В. М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. — третье, исправленное и дополненное. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. 
  3. Косых А. П. , Панов В. Н. , Тюкавкин В. Г. История Иркутской области: Учеб. пособ. по краеведению для учащихся 7 −10 кл. сред. шк.. — 2-е изд., доп., перераб.. — Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд., 1983. 
  4. Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. — Издание 2-е, испр. и доп.. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. 
  5. Гольдфарб С., Кобенков А., Харитонов А. Путешествие в страну мраморных гор. — Иркутск: Агентство "КП-Байкал", 2000. 
  6. Силантьев В.П. Слюдянка в 1920-м: история, события, факты

Читайте в Иркипедии

Ссылки

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 08 октября 2020

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.