Этот сравнительно молодой город (основанный в 1945 г.) по экономическому потенциалу занимает третье место среди городов Иркутской области (после Иркутска и Братска). Находится он в южной, наиболее освоенной части Иркутской области, на левом берегу Ангары (отсюда название — Ангарск) при впадении в нее реки Китой, в 39 км к северо-западу от областного центра и в 100 км от озера Байкал. Является городом областного уровня (подчинения) и административным центром Ангарского района Иркутской области. Занимает площадь 210 км2 (21 тыс. га).
Рельеф. Расположен город в междуречье Ангары и Китоя, на высоте 425 м над уровнем моря. Данная местность имеет пологий рельеф, характерный для всей Иркутско-Черемховской равнины. Только правобережная часть Ангары более возвышенна и холмиста. В окрестностях города растут в основном сосны и березы. Имеются обширные пахотные и луговые земли, используемые местными сельскохозяйственными предприятиями.
Климат. Многолетние метеонаблюдения свидетельствуют, что безморозный период в Ангарске длится около 100 дней. Первые заморозки наступают в середине сентября, последние бывают в конце мая. Среднемесячная температура января -22 °С (абс. -51 °С), июля +18 °С (абс. +36 °С). Среднегодовая температура -1,2 °С. Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков составляет 470 мм, из этого количества на май-август приходится 64 %.
Население. По численности населения Ангарск занимает третье место среди городов Приангарья (после Иркутска и Братска).
В городе проживают 240,6 тыс. чел., что составляет 9,6 % населения Иркутской области (по состоянию на январь 2010 г.). Динамика численности населения показана в табл. 7.
Основная масса жителей (более 90 %) представлена русскими. Среди других национальностей преобладают украинцы, буряты, татары. Всего в городе проживает около 50 различных национальностей, что обусловлено большим притоком населения со всего Союза в период строительства Ангарска.
Из всей численности жителей города трудоспособное население составляет 63 %. Из них около 40 % занято в промышленности. Невысокий уровень рождаемости в последние годы был причиной некоторого сокращения доли детей в общей численности населения Ангарска.
Таблица 7. Динамика численности населения Ангарска, тыс. чел.
Год | 1956 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 90,2 | 141,0 | 203,3 | 244,8 | 268,3 | 264,7 | 247,9 | 240,6 |
Появление Ангарска на карте Иркутской области связано со строительством в Приангарье комбината № 16 по выработке моторного топлива из черемховских углей. Идея создания такого производства на востоке России стала обсуждаться после возведения Транссиба, благодаря которому ускорилось хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока. В то время подобные производства создавались в Германии.
В советский период были предприняты первые попытки реализовать эту идею. В начале 1940-х гг. Иркутский обком ВКП(б) совместно с заинтересованными союзными наркоматами рассматривал варианты строительства в Иркутско-Черемховской промышленной зоне завода по производству моторного топлива путем переработки местных углей. Однако война задержала создание в Приангарье подобного предприятия.
В конце лета 1945 г., в период Маньчжурской операции, когда моторизованные части Забайкальского и Дальневосточного фронтов во взаимодействии с Амурской флотилией и Тихоокеанским флотом начали широкомасштабное наступление на Квантунскую армию, возникла острая нехватка горюче-смазочных материалов.
Говорят, что, узнав об этом, Сталин спросил: «А разве там не построен завод? Вы что, забыли 39-й год?..» Он имел в виду нехватку моторного топлива на востоке страны в период боев на Халхин-Голе. Ответственные работники услышали в этой фразе укор за бездеятельность и намек на возможные наказания наподобие репрессий конца 1930-х гг.
Поэтому уже осенью 1945 г. было принято Постановление СНК СССР о строительстве вблизи Иркутска (у железнодорожной станции Китой) комбината № 16 по производству искусственного жидкого моторного топлива из черемховских углей.
Вокруг места будущего строительства разгорелись споры, весьма нехарактерные для того периода. Дело в том, что в окрестностях станции Китой в те годы находился чудесный сосновый бор, богатый дичью, ягодами и грибами. То было любимое место отдыха и охоты иркутского областного начальства. На живописном берегу Китоя стояли обустроенные заимки и дачи, которые попадали в зону строительства. Иркутский облисполком не давал согласия проектировщикам на использование данного участка. Предлагались альтернативные площадки: одна вблизи Свирска (туда уже стали завозить трофейное оборудование из Германии), другая недалеко от Иркутска, возле станции Батарейная. В случае размещения завода на Батарейной жилье для работников будущего комбината местные власти предлагали возвести в Иркутске (в районе затона), осуществив реконструкцию и застройку улиц, примыкающих к мосту через Ангару.
В ноябре 1945 г. будущий главный инженер комбината Я.М. Непомнящий вместе с главным инженером проекта В.В. Иломановым специально осмотрели обе площадки и подтвердили выбор в районе станции Китой. Строительство было взято под особый контроль ЦК ВКП(б) и Главного управления газовой и топливной промышленности. Новый комбинат рассматривался как объект стратегического значения.
Директором строящегося предприятия назначили Н.И. Ярополова, по образованию инженера-технолога, специалиста в вопросах получения жидкого топлива. Он в 1934 г. с отличием окончил Томский политехнический институт. Вместе с группой инженеров его срочно командировали в Германию (город Блехамер) для изучения технологии получения искусственного топлива путем переработки угля, а также для поставки на комбинат оборудования с немецких заводов. Как известно, Германия богата углем, но не располагает запасами нефти.
Всю войну здесь на промышленных установках производили моторное топливо из угля. Часть уцелевшего оборудования в качестве репараций отправили в СССР. Вскоре первые эшелоны с важным грузом стали прибывать в Иркутскую область. В графе пункт назначения стояло «Иркутск-16». Комбинат строился в обстановке строжайшей секретности.
Освоение переработки углей началось в 1952 г. Через год закончили монтаж технологического оборудования. Первые тонны искусственного жидкого топлива из угля получили в 1954 г. Таким образом, задача по созданию на востоке страны крупнотоннажного производства по выработке моторного топлива из местного сырья была успешно решена.
Однако эффективность углехимического производства была ниже, чем нефтехимического. Особенно в условиях, когда объемы добычи нефти в стране постоянно росли. Были разведаны и вовлечены в эксплуатацию новые крупные нефтяные месторождения между Волгой и Уралом. На Ангарском комбинате с середины 1950-х гг. начался монтаж первых нефтеперерабатывающих установок. Нефть для них привозили по железной дороге в цистернах. В августе 1960 г. был получен первый промышленный бензин из нефти.
Мощное промышленное и гражданское строительство ускорило становление Ангарска. 30 мая 1951 г. он получил статус города. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Ангарска.
Дальнейшее развитие города связано с созданием на базе комбината № 16 крупного нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства, формированием мощной строительной индустрии, а также строительством в середине 1950-х гг. комбината по обогащению урана и мощной ТЭЦ-10, возведением других градообразующих и градообслуживающих предприятий.
Таблица 8. Некоторые события истории Ангарска
Осень 1945 г. | Принято специальное распоряжение СНК СССР о строительстве вблизи Иркутска (у железнодорожной станции Китой) комбината № 16. На место будущей стройки (район современного 18-го квартала) прибыли первые строители. |
---|---|
1946 г. | Начато возведение посёлка Майск. |
1948 г. | Строительство комбината и города поручено Главпромстрою МВД СССР, в Ангарске было создано управление строительства. |
1949 г. | Началось массовое строительство двухэтажного каменного жилья. |
30 мая 1951 г. | Ангарск получил статус города (с тех пор эта дата отмечается как день рождения города). |
1954 г. | Началось проектирование, а потом и возведение предприятия "п/я 79" (Ангарского электролизного химического комбината). |
1955 г. | Ангарское управление строительства передано Минсредмашу СССР. |
1956 г. | Получены первые тонны искусственного жидкого топлива из угля. |
1957 г. | Пущен первый блок агрегатов на АЭХК (308 диффузионных машин). |
1959 г. | Дала первый ток ТЭЦ-10. |
1960 г. | Получен первый промышленный бензин из нефти. Ангарское управление строительства переименовано в АУС-16. |
1962 г. | ТЭЦ-10 вышла на проектную мощность (1 100 МВт). |
1964 г. | До Ангарска пролоржен магистральный нефтепровод Туймазы - Омск - Ангарск. На АЭХК введены все мощности диффузионного завода (четыре корпуса). Комбинат награждён орденом Трудового Красного Знамени. |
Начало 1970-х гг. | Запущены крупнотоннажные установки глубокой переработки нефти, повысившие выход светлых нефтепродуктов. Осваивается выпуск автомобильного бензина АИ-92. Растёт производство карбамида и аммиачной селитры, синтетических смол и пластмасс. Создаются мощности по производству товаров бытовой техники. |
1971 г. | Ангарск награждён орденом Трудового Красного Знамени. |
1976 г. | Анагрский комбинат награждён орденом Ленина и преобразован в производственное объединение "Ангарскнефтеоргсинтез" (ПО "АНОС"). |
Начало 1980-х г.г. | На ПО "АНОС" сорздают крупнейшие в стране мощности по производству полиэтилена. |
1990-е г.г. | ПО "Ангарскнефтеоргсинтез" преобразовано в ОАО "Ангарская нефтехимическая компания". Объёмы переработки нефти существенно снижены. Сокращено производство химической продукции. |
2006 г. | В связи с намечаемым созданием в Ангарске международного центра по обогащению урана правительство РФ исключило АЭХК из перечня закрытых (особо режимных) объектов. |
2007 г. | В результате продажи АНХК на аукционе её новым владельцем стала компания ОАО "НК "Роснефть"". |
В середине 1950-х гг. из Башкирии начали прокладку нефтепровода Туймазы-Омск-Ангарск (3,8 тыс. км), дошедшего до Ангарска в 1964 г. Был налажен выпуск широкого ассортимента нефтепродуктов — различных сортов бензина, авиационного керосина, дизельного топлива, смазочных масел, топочного мазута и др. Данная продукция поставлялась во многие районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. С той поры Ангарский комбинат стал называться нефтехимическим.
В те годы в регионе велось широкомасштабное строительство, в котором участвовало большое количество техники и автотранспорта. Быстро развивалась авиация. Потребность в качественном дешевом топливе постоянно росла. Одновременно увеличивался объем нефтепереработки (вплоть до 1990-х гг.). Ангарский комбинат был вторым в РСФСР по мощности (после Омского) и мог перерабатывать до 25 млн. т сырой нефти в год (примерно столько же в СССР перерабатывалось до войны).
Параллельно с нефтепереработкой развивались различные нефтехимические производства. Начал работать цех по выпуску аммиачной селитры. Впервые за Уралом было налажено производство аммиачной воды, которую стали использовать для сельскохозяйственных целей региона. Примерно 1,5 млн. условных туков минеральных удобрений поставлялось в районы хлопкосеяния.
К началу 1970-х гг. были запущены крупнотоннажные установки более глубокой переработки нефти, позволяющие увеличить выход светлых нефтепродуктов. Несколькими годами позже с вводом в эксплуатацию нового оборудования появилась возможность выпускать автомобильный бензин АИ-92. Резко возросло производство карбамида и аммиачной селитры. Стали наращивать выпуск различных видов химического сырья — синтетических смол и пластмасс. Были созданы мощности по производству товаров бытовой химии.
Полупродукты нефтепереработки нашли применение при производстве этилена и пропилена — исходного сырья для выработки самых разнообразных химических 8,7 8,9 продуктов и пластмасс. На оборудовании высокого давления из нефтяного сырья впервые в стране начали промышленный выпуск спиртов.
В 1976 г. отмечался 25-летний юбилей города и Ангарский комбинат был награжден орденом Ленина и преобразован в производственное объединение «Ангарскнефтеоргсинтез» (ПО «АНОС»).
К началу 1980-х гг. в городе были созданы крупнейшие в стране мощности по производству этилена. Ангарский этилен и поваренная соль Зиминского месторождения, а также дешевая электроэнергия ангарских ГЭС стали основой для создания в 9 км от станции Зима нового крупного химического комбината — «Саянскхимпром».
Таким образом, Ангарский нефтехимический комбинат стал ключевым предприятием в формировании Ангарско-Усольско-Саянского нефтехимического и хлорорганического комплекса. Вокруг него были созданы другие производства, на которых изготовлялась самая разнообразная продукция.
Нефтехимический комбинат, известный до начала акционирования как государственное производственное объединение «Ангарскнефтеоргсинтез», с августа 1992 г. был преобразован в акционерное общество открытого типа «Ангарская нефтехимическая компания» (ОАО «АНХК»).
Сейчас Ангарская нефтехимическая компания по-прежнему представляет собой мощный комплекс по переработке сырой нефти, поставляемой из Западной Сибири по нефтепроводу. Предприятие производит широкий ассортимент продукции. Основное место занимают горюче-смазочные материалы — бензины различных марок, авиационный керосин, дизельное топливо, топочный мазут, сжиженные газы, используемые для коммунальных и бытовых нужд, и др. Данная продукция поставляется почти во все районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также в Монголию.
К началу 1990-х гг. Ангарск превратился в один из крупнейших промышленных центров общесоюзного значения с мощными предприятиями химической и нефтехимической промышленности, нефтепереработки, металлообработки и машиностроения, легкой и пищевой промышленности, строительных материалов, отдельные из которых были технологически взаимосвязаны с производствами, расположенными в других городах — Байкальске (цех Ангарской швейной фабрики), Саянске (этиленпровод на саянский «Химпром»), Слюдянке (карьер «Перевал» Ангарского цементно-горного комбината), Черемхово и Тулуне (поставки угля) и др.
В основу планировки Ангарска положена прямоугольная сеть улиц, делящих город на кварталы, застраиваемые благоустроенными типовыми зданиями. Еще в начале возведения города строителям поставили задачу сохранять в жилых массивах участки первозданного соснового леса, засаживать новыми деревьями нарушенные земли. Это придало Ангарску особый облик, который делает его непохожим на старые города Приангарья.
Промышленные предприятия Ангарска размещены вне жилого массива на специально отведенной для этого территории (в промзоне), протянувшейся вдоль левого берега Ангары с севера на юг почти на 30 км. Между промзоной и жилой застройкой сохранили широкую полосу соснового леса.
Жилая застройка Ангарска велась с севера на юг параллельно с производственным строительством в промышленной зоне. Но после размещения на южной окраине города Ангарского электролизного химического комбината дальнейшее продвижение жилого массива в южном направлении стало невозможным. Поэтому застройку начали производить в юго-западном направлении, формируя Центральный и Южный жилые массивы, ставшие к настоящему времени основными и самыми современными в Ангарске. Отдельно расположенными микрорайонами города оказались поселок Юго-Восточный, Цемпоселок и 4-й поселок.
В промзоне, протянувшейся вдоль Ангары, разместились предприятия нефтеперерабатывающей и химической промышленности, промышленности стройматериалов, три ТЭЦ, складские территории АНХК и производственные базы строительно-монтажных предприятий.
В южной части Ангарска сформировался второй промышленный массив, представленный Ангарским электролизным химическим комбинатом. Как отдельный выделился Майский промрайон, где расположено около 40 предприятий производственного и коммунально-складского назначения, а также промрайон в 4-м поселке, где размещена аналогичная группа предприятий.
В качестве перспективной промышленной площадки, которая в 2006 г. предлагалась для организации особой экономической зоны промышленно-производственного типа, была выбрана территория в южной части города, примыкающая к объездной дороге.
Ангарск является промышленным городом, входит в первую тройку наиболее промышленно развитых городов Приангарья. Он дает около 15 % общеобластного объема продукции и услуг, занимая по этому показателю третье место в Иркутской области, уступая только Братску и Иркутску.
Промышленность является основой городской экономики. На ее долю приходится более 80 % суммарного объема производимых в Ангарске продукции и услуг, на долю строительства — 6,9 %, транспорта и связи — 2,9 % (табл. 9).
Таблица 9. Доля различных отраслей в экономике Ангарска в среднем за период 2000-2009 гг., %
Отрасль | Доля |
---|---|
Промышленность | 80,1 |
Строительство | 6,9 |
Транспорт и связь | 2,9 |
Прочие | 10,1 |
Всего | 100,0 |
Нефтехимия. Самым крупным промышленным предприятием данной отрасли и всего города является ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (АНХК), вырабатывающая из сырой нефти бензин, дизельное топливо, мазуты, масла и др. Это предприятие является одним из крупнейших в Сибири среди предприятий по переработке нефти и выпуску нефтепродуктов. Оно также крупнейший налогоплательщик. Его платежи в доходной части городского бюджета составляют около 30 %, а областного — 6 %.
Кроме АНХК в городе действует еще ряд предприятий нефтехимической и химической промышленности, которые до акционирования входили в состав ПО «АНОС».
ОАО «Ангарский завод бытовой химии» введено в строй в 1967 г. Оно производит широкий ассортимент продукции для населения — синтетические моющие и чистящие средства, клеи, различные растворители и разбавители, пластилин, лакокрасочные материалы, термоусадочную пищевую пленку, пластмассовую посуду и др.
ОАО «Ангарский завод полимеров» производит бензол, этилен, пропилен, полистирол, полиэтилен и др.
ОАО «Ангарский азотно-туковый завод» выпускает азотно-кальциево-магниевые удобрения, аммиачную селитру, аммиачную воду, азотную неконцентрированную кислоту и др.
Атомная промышленность. Вторым по величине и вкладу в экономику города предприятием является Ангарский электролизный химический комбинат — одно из ведущих производств атомной промышленности России. Его основная продукция — обогащенный (по изотопу U235) до 3-5 % гексафторид урана. Комбинат производит также для зарубежных партнеров озонобезопасные хладоны и трифлаты, другие фторорганические соединения и калибровочные смеси, а также оптические и сцинтилляционные монокристаллы для приборов дозиметрического контроля. С 2006 г. предприятие исключено из перечня особо режимных объектов, и на его базе планируется создание международного центра по обогащению урана.
Машиностроение. Данная отрасль представлена несколькими предприятиями, среди которых выделяется ОАО «Восточно-Сибирский машиностроительный завод» (бывший ремонтно-механический завод ПО «АНОС»), производящее оборудование для нефтехимического, нефтегазового, горнодобывающего комплексов, а также для других базовых отраслей региона.
Действуют также ОАО «Ангарский завод низковольтных комплектных устройств» (разработка и производство различного электрооборудования), а также ряд других, не столь крупных машиностроительных и ремонтно-механических предприятий.
Строительство и промышленность строительных материалов. Эти отрасли продолжают вносить заметный вклад в экономику города. Еще на начальных этапах развития Ангарска крупное промышленное и гражданское строительство способствовало формированию в городе мощной строительной базы. Вдоль Ангары, в пределах промышленной зоны, размещены крупнейшие в регионе Ангарский цементно-горный комбинат (ныне ОАО «Ангарскцемент»), завод строительных материалов и керамический завод.
Мощная строительная база позволяла строительным организациям Ангарска, прежде всего АУС-16, выполнять строительно-монтажные работы в других городах области и за ее пределами (в Байкальске, Саянске, Краснокаменске, возводить жилье в Иркутске и Ташкенте). ОАО «Ангарское управление строительства» и сегодня является крупнейшей строительной организацией Иркутской области (ее иногда называют третьим градообразующим предприятием Ангарска).
Легкая промышленность. Представлена ОАО «Ангарская швейная фабрика». Первую продукцию фабрика дала в 1956 г., сейчас она выпускает верхнюю одежду взрослого и детского ассортимента. Кроме того, данная отрасль представлена небольшими швейными предприятиями и ателье, а также городской типографией — крупным полиграфическим предприятием, действующим со дня основания Ангарска.
Среди предприятий пищевой промышленности выделяются фабрика мороженого «Ангария», Ангарский мясокомбинат, молочный комбинат «Ангарский», ОАО «Каравай», а также недавно построенный пивзавод «СанИнБев». Продукция данных производителей известна далеко за пределами города.
Малый бизнес. В городе действует около 1,4 тыс. небольших предприятий, на которых заняты 6 тыс. чел. Их вклад в общегородской объем продукции и услуг оценивается в 10 % при доле занятых 16 %. Основная масса малых предприятий охватывает сферу торговли и общественного питания (примерно 60 %), в сфере производства занято не более 10 %.
Данная отрасль представлена тремя крупными ТЭЦ (табл. 10), которые строились одновременно с комбинатами для их тепло- и электрообеспечения. Например, ТЭЦ-9 возводилась для теплообеспечения нефтехимического комбината, а ТЭЦ-10 — для обеспечения электроэнергией АЭХК. Сейчас все станции входят в состав «Иркутскэнерго».
Таблица 10. Характеристика ТЭЦ города Ангарска
Станция | Мощность | Используемый в качестве топлива уголь | |
Электрическая, МВт | Тепловая,Гкал. в час | ||
ТЭЦ-1 | 185 | 1268 | Азейский и черемховский |
ТЭЦ-9 | 475 | 2505 | Азейский и мугунский |
ТЭЦ-10 | 1110 | 556 | Черемховский, азейский и мугунский |
На станциях существует определенный резерв электрических и тепловых мощностей, позволяющий размещать в Ангарске новые производства.
В городе имеется железнодорожный, автомобильный, водный, городской электрический и трубопроводный транспорт.
Железнодорожный. Через Ангарск проходит Транссибирская магистраль. В пределах муниципального образования расположены три железнодорожные станции ВСЖД (Суховская, Ангарск и Китой), а также два остановочных пункта для поездов пригородного сообщения (Южная и Майск). Кроме того, практически все крупные предприятия имеют подъездные железнодорожные пути и собственные товарные станции (восемь станций). У некоторых предприятий есть свой подвижной состав.
Автотранспорт. Для его развития в Ангарске имеются все условия. Общая площадь улично-дорожной сети здесь превышает 2,5 млн. м2, в том числе с усовершенствованным покрытием — 2,2 млн. м2.
В городе действует более 40 различных маршрутов общественного автотранспорта (автобусы и маршрутные такси), охватывающих все микрорайоны города и ряд промышленных предприятий.
В начале 1950-х гг. было организовано крупное пассажирское автотранспортное предприятие (ныне ОАО «Автоколонна № 1948»), осуществляющее перевозку пассажиров в автобусах городского, пригородного и междугородного сообщения. В настоящее время на линии города ежедневно выходит порядка 130 автобусов.
Городской электротранспорт. Этот вид транспорта представлен в Ангарске только трамваем. Первый трамвай пустили в 1953 г. В то время действовал только один трамвайный маршрут протяженностью 5 км, связывавший жилой массив с промышленной площадкой комбината № 16. Сейчас в Ангарске около десятка трамвайных маршрутов общей протяженностью 179 км. Они охватывают почти все микрорайоны города и промышленную площадку. Горожан обслуживает более 90 единиц подвижного состава. Организацию перевозок и обслуживание подвижного состава осуществляет МУП «Ангарский трамвай».
Водный транспорт. На Ангаре действует грузовая пристань, связанная с Транссибирской магистралью железнодорожной веткой. Имеются условия для развития водного транспорта, который бы осуществлял в том числе туристско-рекреационное обслуживание.
Трубопроводный транспорт. В середине 1960-х гг. до Ангарска был проложен магистральный нефтепровод из Башкирии, благодаря чему были сокращены дальние железнодорожные перевозки нефти и снижена себестоимость выпускаемой нефтехимической продукции.
Таблица 11. Расстояние от Ангарска до некоторых городов, км
Город | по железной дороге | по автодороге |
---|---|---|
Ангарск | — | — |
Усолье-Сибирское | 28 | 31 |
Иркутск | 39 | 44 |
Слюдянка | 165 | 156 |
Черемхово | 91 | 104 |
Байкальск | 200 | 195 |
Зима | 211 | 221 |
Тулун | 350 | 354 |
Нижнеудинск | 467 | 477 |
Улан-Удэ | 495 | 494 |
Алзамай | 559 | 567 |
Тайшет | 630 | 634 |
Бирюсинск | 643 | 647 |
Вихоревка | 899 | 558 |
Братск | 923* | 579 |
Красноярск | 1048 | 1003 |
Железногорск-Илимский | 1185 | 840 |
Усть-Кут | 1353** | 948 |
Усть-Илимск | 1420 | 839 |
*До станции Анзёби.
**До станции Лена.
В настоящее время к Ангарску подходят две нитки подземного магистрального нефтепровода — Омск-Ангарск и Красноярск-Ангарск, эксплуатируемые районным нефтепроводным управлением «Транснефти», расположенным в Ангарске. Здесь же размещен центр управления проектом «Восточная Сибирь-Тихий океан». Действует этиленпровод Ангарск-Саянск (230 км). Имеется продуктопровод Ангарск-Иркутск, по которому поставляется авиационный керосин с АНХК в иркутский аэропорт.
Помимо магистральных трубопроводов в городе действует локальная сеть муниципальных и ведомственных трубопроводов. Они используются для водо- и газоснабжения. Есть канализационная система.
Авиатранспорт. Собственного аэропорта в городе нет. Был проект строительства аэропорта в Пади Ключевой, но он не получил поддержки. Жители города пользуются близко расположенным аэропортом областного центра (до иркутского аэропорта от центра Ангарска всего 50 км).
Общая площадь жилищного фонда в Ангарске составляет 5 140 тыс. м2 (по состоянию на 2008 г.), или 10,2 % жилищного фонда Иркутской области. Основная его часть (98 %) полностью благоустроена.
Ангарск является самым газифицированным городом Иркутской области с уровнем газификации жилищного фонда 96 % (в среднем по области — 17 %). Здесь имеется централизованная система газоснабжения, охватывающая около 100 тыс. квартир. Общая протяженность газовых сетей для подачи сетевого газа потребителям составляет 80 км (в целом по области около 200 км).
Ангарск не раз занимал призовые места в конкурсах на самый благоустроенный город России (в 2003, 2005 и 2008 гг.). Он был также признан городом с наиболее динамично развивающимся сектором жилищно-коммунальных услуг.
В Ангарске функционирует около 180 учреждений социальной сферы, обеспечивающих высокий уровень оказания социальных услуг.
В сфере образования действует 121 муниципальное учреждение, из них 74 дошкольных, 40 школ, лицеев, гимназий и центров образования, 4 учреждения дополнительного образования детей. Имеются техникумы, профессионально-технические училища, ряд филиалов различных вузов, а также научно-исследовательские институты и организации.
В городе около десятка уютных парков, несколько дворцов культуры («Нефтехимик», «Современник», «Энергетик», «Лесник») и музеев, среди которых наибольшую известность получил Ангарский музей часов (имеющий около тысячи различных экспонатов со всех уголков мира). При Дворце творчества детей и молодежи открыт зоопарк.
Действует более 20 библиотек, суммарный книжный фонд которых оценивается в 1,5 млн. экземпляров. Библиотеки расположены в различных микрорайонах города, они ежегодно обслуживают более 70 тыс. читателей.
Ангарский музей часов имеет уникальную коллекцию часов и хронометров, представляющих различные эпохи и страны мира.
Созданы хорошие условия для занятий физкультурой и спортом. Имеется 2 стадиона, 68 спортивных залов, 8 плавательных бассейнов, несколько лыжных баз, множество спортплощадок, кортов и т.д.
В Ангарске создана прекрасная инфраструктура для занятий физкультурой и спортом.
Здравоохранение Ангарска представлено шестью муниципальными и областными больницами (на 1 723 койки), двумя медико-санитарными частями (825 коек), четырьмя диспансерами (320 коек), домом ребенка (120 мест), клиникой НИИ медицины труда и экологии человека (140 коек), двумя медицинскими автономными некоммерческими организациями, городской стоматологической поликлиникой, станцией переливания крови, челюстно-лицевой клиникой, частными диагностическими центрами, стоматологическими кабинетами.
Развитая энергопромышленная инфраструктура района, наличие ресурсной базы и резерва энергомощностей, а также имеющийся научно-технический и кадровый потенциал создают хорошую основу для дальнейшего развития Ангарска.
Перспективы города связаны с сохранением и расширением его существующей специализации как крупнейшего в Сибири центра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. При освоении углеводородных ресурсов в регионе здесь возможно развитие газоперерабатывающих мощностей.
Определенные перспективы города связаны с возможным созданием на базе АЭХК международного центра по переработке и обогащению ядерного топлива для АЭС. Данная перспектива обусловлена принятием в России стратегии развития атомной энергетики, предусматривающей масштабное строительство и ввод в эксплуатацию новых энергоблоков в России и за рубежом, увеличение доли АЭС в энергетическом балансе страны.
В городе возможно также создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа, в которой, в соответствии с федеральным законодательством, для размещаемых новых производств предусмотрено льготное налогообложение (такая возможность рассматривалась администрацией области в 2006 г.).
Дополнительным импульсом для развития Ангарска может послужить реализация масштабного проекта интеграции Ангарского муниципального образования в формируемую Иркутскую агломерацию.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей