Сооружение Кругобайкальской железной дороги, после продолжительных изысканий предпринято было с начала 1901 г. Избранное направление дороги, в 244 версты, огибает южную оконечность Байкальского бассейна и состоит из 2 частей: западной — от станции Байкал Иркутск-Байкальской линии до станции Култук и восточной — от станции Култук до станции Мысовой Забайкальской железной дороги.
Берег западной части озера Байкал от истока Ангары до ст. Култук представляет скалистую гряду, возвышающуюся от 130 до 190 саженей (270-400 м) над уровнем озера. Очертание берега крайне извилисто с рядом заливов, разделенных мысами и утесами с крутыми откосами.
Проведение дороги здесь соединялось с техническими затруднениями. Следуя по очертанию извилин скалистого берега, огибая гребни кривыми предельного радиуса, линия во многих местах прорезывает мысы выемками и тоннелями и пересекает пади и бухты мостами. Общее протяжение линии от ст. Байкал до ст. Култук составляет 80,82 версты, причем протяжение кривых составляет 50,5%; в отношении уклонов линия удовлетворяет условиям равнинного участка.
Наиболее значительные на этой линии работы:
1) постройка тоннелей, общим протяжением 3384 сажени (7220 м), т.е. свыше 6,5 верст;
2) устройство на всем протяжении подпорных стенок, большей частью на цементном и гидравлическом растворе.
Всех тоннелей на этой линии, различной величины, насчитывается 39. Самый большой имеет длины 363 сажени, второй по величине тоннель под названием "Хабартуй" — 254 сажени. За тем следуют тоннели: "Каторжанский" — 252 сажени; "Толстый" — 161 сажень; "Двойная Губа" — 158 саженей; "Бакланий" — 146 саженей; "Шарыжалгай" — 142 сажени; "Большая Крутая Губа" — 139 саженей; "Киркирей" — 130 саженей. Стоимость всех тоннелей, со всеми столбами и галереями, обошлась свыше девяти миллионов рублей.
В восточной своей части линия, начинаемая от ст. Култук, идет сначала болотистым лугом, переходит мостом р. Култучную и, прорезав на 3 версте Шаманский мыс, идет по песчаной дюне, отделяющей от Байкала Шаманское озеро. Прорезав на 9 версте скалы отрогов хребта Хамар-Дабана, на 11 и 12 верстах линия пересекает острый и крутой мыс Керкидай, который сильно вдается в озеро и представляет у уреза воды грандиозное нагромождение обломков разрушившихся скал. От 31 до 47 версты отроги гор отступают от Байкала, образуют волнистую террасу; здесь линия отклоняется от озера, обходит с. Утулик, расположенное при р. Утулик. На 47 версте линия опять подходит к Байкалу, на 65 версте пересекает р. Снежную, наибольшую из рек на своем протяжении. На 113 версте линия пересекает р. Переемную и на 118 версте вступает на ровную террасу до Малиновского мыса на 125 версте, где прорезывает сопочные возвышенности. На 139 версте линия пересекает долину Мишихи, минует Клюевский мыс, а затем на 158 версте, перейдя р. Мысовую, круто поворачивает на соединение с Забайкальской железной дорогой у ст. Мысовая.
Длина восточной части линии — 162,04 версты с соблюдением технических условий равнинного участка. Искуственные сооружения на этом направлении составляют один тоннель, протяжением 37 саженей, 10 каменных труб, 189 мостов отверстием до 11 саженей [...] и 35 мостов отверстием от 10 до 70 саженей [...].
Стоимость постройки дороги обошлась в 65 млн. руб. (166 389 руб. на версту).
Расстояние от станции Иннокентьевской
1. ст. Байкал. Буфет | 68 |
2. ст. Лиственичное | 75 |
3. ст. Хвойная | 92 |
4. ст. Маритуй | 112 |
5. ст. Шарыжалгай | 130 |
6. ст. Култук | 147 |
7. ст. Слюдянка. Буфет | 157 |
8. раз. Мангутай | - |
9. ст. Утулик | 183 |
10. раз. Салзан | - |
11. ст. Мурино | 208 |
12. ст. Выдрино | 224 |
13. раз. Мамай | - |
14. ст. Кедровая | 145 |
15. ст. Танхой. Буфет | 258 |
16. ст. Переемная | 268 |
17. раз. | - |
18. ст. Мишиха | 292 |
19) ст. Мысовая | 312 |
Центральным пунктом Кругобайкальской дороги является станция Слюдянка.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей