Алзамай // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Алзамай

Источник: Архив Иркипедии
Автор: Геннадий Ганущак
Источник: www.panoramio.com
Автор: Oksana Klimenko
Автор: Игорь Черноризов.
Источник: www.panoramio.com
Автор: GorKroko
Источник: www.panoramio.com
Автор: Назимкин Всеволод
Источник: www.transsib.ru
Автор: Не известен
Источник: www.patriot.irksportmol.ru

Из всех 22 городов Иркутской области Алзамай самый маленький — по численности населения, экономическому потенциалу и занимаемой площади. Находится он в западной части Иркутской области, между городами Тайшет и Нижнеудинск, в 598 км к северо-западу от областного центра. Через него проходит Транссибирская магистраль. Входит в состав Нижнеудинского района и относится к городским поселениям районного уровня (подчинения). Площадь муниципального образования — 47 км2, собственно города — около 6 км2 (0,6 тыс. га).

Рельеф

Поселение Алзамай расположено в долине небольшой извилистой речки Топорок (правый приток Бирюсы) на высоте около 300 м над уровнем моря. Его окрестности представляют собой лесистую территорию с пригодными для сельскохозяйственной деятельности участками (основная их часть освоена в период столыпинской аграрной реформы). К западу и востоку от Алзамая начинаются холмистые возвышенности водоразделов рек Бирюсы и Уды. На юго-западе видны отроги Восточного Саяна.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Алзамае составляет 91 день. Первые заморозки фиксируются 6 сентября, последние — 5 июня.

Среднемесячная температура января -20,6°С (абс. -51 °С), июля + 18,4 С (абс. +38 °С). Среднегодовая температура -1,2°С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 473 мм, из этого количества на май — август приходится 53 %.

История

Своим появлением и существованием Алзамай обязан Транссибирской железной дороге. В период ее прокладки был создан рабочий поселок строителей, расположенный в нескольких километрах от старинного села Алзамай, которое обслуживало проходивший мимо него гужевой Московский тракт. Железную дорогу проложили восточнее села — по более пологой долине реки Топорок. С началом регулярных железнодорожных перевозок (в конце 1890-х гг.) в поселке открыли железнодорожную станцию, которую тоже назвали Алзамай.

В период столыпинской аграрной реформы на станцию прибывали переселенцы из Европейской части страны, в основном из Украины, Белоруссии и Центральной России. Они освоили близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные грузы (в основном зерно и мясо), а впоследствии — лес и пиломатериалы.

Новый пристанционный поселок сначала входил в состав Алзамайской волости, административный центр которой располагался в соседнем одноименном селе. С реорганизацией административно-территориального деления, в середине 1920-х гг., поселок стал относиться к Нижнеудинскому району. В его окрестностях стали увеличиваться объемы промышленной лесозаготовки. На базе железнодорожных мастерских был создан Алзамайский ремонтно-механический завод (РМЗ), который кроме обслуживания железной дороги обеспечивал также ремонт техники лесозаготовительных предприятий.

Вскоре Алзамай получил статус рабочего поселка, а в 1945 г. стал центром Алзамайского района, образованного из части территории Нижнеудинского района (площадью 8,5 тыс. км2). В состав сформированного района кроме поселка входили еще 56 сельских населенных пунктов. На данной территории был создан Алзамайский химлесхоз, начата разработка близлежащего месторождения кварцевого песка. В районе наращивались объемы лесозаготовки, а также объемы отправки грузов по железной дороге.

Городским поселением Алзамай стал в 1955 г. и продолжал оставаться административным центром Алзамайского района до очередной административно-территориальной реформы, связанной с созданием совнархозов, в результате которой район упразднили, а его земли вновь присоединили к Нижнеудинскому району. При этом Алзамай подчинили Нижнеудинскому горсовету. В середине 1990-х гг. он стал подчиняться муниципальному образованию «город Нижнеудинск», а с 2006 г. был преобразован в городское поселение в составе Нижнеудинского района.

В настоящее время Алзамай является городским муниципальным образованием районного уровня (подчинения) в составе Нижнеудинского муниципального района.

Население и трудовые ресурсы

В городском поселении Алзамай проживает около 7 тыс. чел., или 0,3 % жителей Иркутской области. И хотя в последние годы рождаемость здесь несколько превышает смертность, численность населения неуклонно сокращается, в основном за счет миграционного оттока.

Основное занятие алзамайцев — работа на железной дороге, в лесозаготовительном и торговом секторах.

Транспортная доступность

Через Алзамай проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск). С момента прокладки Транссибирской магистрали в Алзамае действует железнодорожная станция. Кроме того, Алзамай соединен грунтовой автодорогой с поселком Чунским (административным  центром Чунского района). Дорожная сеть в Алзамайском муниципальном образовании составляет 120 км.

Расстояние от Алзамая до районного и областного центров и других городов Иркутской области, а также до Красноярска и Улан-Удэ показано в табл. 6.

Таблица 6. Расстояние от Алзамая до некоторых городов, км

Город Расстояние
по ж/д по автодороге
Алзамай
Тайшет 71 67
Нижнеудинск 92 90
Тулун 209 213
Вихоревка 340 417
Зима 348 346
Братск 364* 438
Черемхово 468 463
Красноярск 489 436
Усолье-Сибирское 531 536
Ангарск 559 567
Иркутск 598 611
Железногорск-Илимский 626 699
Усть-Кут 794** 807
Усть-Илимск 861 698
Улан-Удэ 1054 1061

*До станции Анзёби.

**До станции Лена.

Экономика

В окрестностях города разрабатываются Новоалзамайское месторождение кварцевого формовочного песка, а также месторождение гравийно-песчаной смеси.

Градообразующей основой Алзамая является железная дорога, благодаря которой он возник, развивался и существует в настоящее время. Эта отрасль представлена одноименной железнодорожной станцией и рядом других подразделений ВСЖД.

На станции Алзамай проведена реконструкция путей, теперь она может принимать составы длиной до 76 вагонов. Отсюда ежегодно отправляется по нескольку тысяч товарных вагонов с лесом и кварцевым песком, добываемым на местном месторождении для нужд локомотивных депо ВСЖД.

Кроме железнодорожной станции в городе действует Алзамайский РМЗ, специализирующийся на «разделке» выбывшего подвижного состава и на производстве нестандартного оборудования. По заказу дирекции по ремонту пути ВСЖД на заводе изготовляют тележки для укладки рельсовых плетей, оборудование для перевозки деревянных шпал, кантователи рам для близлежащих вагонных депо, на собственном литейном участке выпускают котельно-печное оборудование из чугуна и т.д. В портфеле Алзамайского РМЗ бывают также заказы других предприятий области, в частности Иркутского завода тяжелого машиностроения.

Второй по важности отраслью в Алзамае является лесная. В районе ведется лесозаготовка, действует Алзамайский лесхоз. В советское время успешно работали химлесхоз и деревообрабатывающий комбинат.

Третьей значимой отраслью в экономике поселения до недавнего времени была промышленность строительных материалов. На базе местного сырья с 1970-х гг. успешно работал Алзамайский завод силикатного кирпича и стеновых материалов мощностью до 100 млн. шт. кирпича в год. На сегодняшний день предприятие не работает.

В числе прочих отраслей — строительство, торговля, бытовое обслуживание, общественное питание (в окрестностях Алзамая, у федеральной автодороги, имеется хорошее кафе) и др. Данными видами деятельности занимается около сотни частных предпринимателей. Некоторые из них пробуют свои силы в фермерстве (выращивание крупного рогатого скота, свиней, лошадей).

Областные предприятия представлены участком Чунского РЭС Западных электрических сетей ОАО «Иркутскэнерго», филиалом ОАО «Сибирьтелеком», отделением Сбербанка и двумя почтовыми отделениями.

Облик поселения

Алзамай почти полностью одноэтажный. Имеется несколько трех- и пятиэтажных зданий в центре города. На его окраинах можно встретить бревенчатые избы, построенные в начале прошлого века. За городом видны очертания корпусов разорившегося завода по производству силикатных материалов.

Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оснащено всего несколько зданий. Централизованное горячее водоснабжение отсутствует.

В кризисные 1990-е годы городок обветшал, а у людей пошатнулась вера в лучшее будущее. Сейчас положение меняется. Алзамай постепенно оживает. Совместными усилиями населения, администрации муниципального образования и предприятий ведется его благоустройство: более чистыми становятся улицы, устанавливаются фонари, приведены в порядок памятники погибшим на фронтах, строится церковь, проводится озеленение, организуются спортплощадки.

Компактность и удаленность Алзамая от областных и районных центров придают ему   особый  провинциальный колорит.  У  приезжающих  из более крупных городов создается впечатление, что время здесь остановилось. Везде царит непривычное спокойствие. И только проносящиеся по Транссибу поезда и телевизор  напоминают, что где-то кипит жизнь. Городок по-своему очарователен. Летом здесь буйство зелени и цветов, а зимой много снега и настоящий сибирский мороз. Здесь живут прекрасные люди, способные понять и помочь в трудную минуту.

Социальная сфера

В городе несколько школ (в том числе две средние, одна музыкальная и одна вечерняя). Действуют библиотека, Дом культуры, кинотеатр «Сибиряк», культурно-спортивный комплекс, городская больница, отделение социальной помощи на дому. Имеется детский сад и социально-реабилитационный центр для детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря ребятам средней школы № 3 (созданной в 1932 г.) в Алзамае организован свой музей — «Деревянная изба». Есть несколько уютных кафе и ночной клуб.

Перспективы

Будущее поселения по-прежнему связано с железной дорогой (в том числе с развитием Алзамайского РМЗ), а также с заготовкой и переработкой древесины. Другой составляющей роста может стать эффективное использование местных ископаемых ресурсов (кварцевых песков Новоалзамайского месторождения). В этой связи целесообразно восстановление мощностей по производству силикатных строительных материалов. Это тем более важно, что Иркутская область испытывает их нехватку, прежде всего кирпича, который завозится из других регионов, например из Красноярского края. Не менее значимым является развитие малого предпринимательства, в том числе в сфере обслуживания проезжающих по федеральной дороге автомобилистов (положительный опыт в данной сфере у алзамайцев уже имеется).

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...