Трамвай — вид городского общественного транспорта в Иркутске, первая трамвайная линия открыта в 1947. Связывает несколько округов города: Свердловский, Правобережный, Октябрьский. Количество маршрутов — 6. Общая длина маршрутов — 66,27 км. Самый длинный маршрут за всю историю — № 1. Типы трамваев — КТМ-5, КТМ-8, КТМ-19. Колея шириной 1 524 мм. Компания-перевозчик — МУП "Иркутскгорэлектротранс".
1 — Студгородок — ул. Волжская (Описание маршрута: Студгородок — Железнодорожный вокзал — ул. Ленина — Ц. рынок — далее кольцевой участок: ул. Партизанская — ул. Волжская — ул. Депутатская — ул. Советская — Ц. рынок и далее до Студгородка)
2 — Железнодорожный вокзал — Трампарк (Описание маршрута: Железнодорожный вокзал — ул. Ленина — Ц. рынок — ул. Советская — ул. Пискунова — Трампарк)
3 — ул. Волжская — Ц. рынок (по часовой стрелке. Описание маршрута: движение по кольцу по часовой стрелке Ц. рынок — ул. Советская — ул. Пискунова — ул. Депутатская — ул. Волжская — ул. Партизанская — Ц. рынок)
4 — Ц. рынок — ул. Братская (предм. Рабочее) (Описание маршрута: Ц. рынок — Автовокзал — ул. Фучика — Стадион «Динамо» — ул. Братская)
4а — ул. Братская (предм. Рабочее) — Железнодорожный вокзал (Описание маршрута: ул. Братская — Стадион «Динамо» — ул. Фучика — Автовокзал — Ц. рынок — ул. Ленина — Железнодорожный вокзал)
5 — Солнечный — Ц. рынок (Описание маршрута: Солнечный — Сибэкспоцентр — ул. Станиславского — ул. 30-й дивизии — ул. Депутатская — далее кольцевой участок: ул. Пискунова — ул. Советская — Ц. рынок — ул. Партизанская — ул. Волжская — ул. Депутатская и далее до Солнечный).
По состоянию на 2011 в Иркутске насчитывается 58 трамвайных вагонов, работающих на 6 маршрутах. Из них ежедневно на улицы города выходят 37 (в выходные дни — 33), перевозя ежедневно более 70 тыс. человек. Износ подвижного состава, по состоянию на январь 2009 года, составил 85,9 % (49 трамваям требуется капитальный ремонт). В течение 2008 года из парка было списано 8 трамвайных вагонов. В месяц пассажирооборот трамвайной системы Иркутска составляет примерно 1,5 миллиона пассажиров.
Первые планы создания трамвайной системы в Иркутске появились в конце XIX века. Тогда было предложено создать пять линий конно-железной дороги. Городским властям проект показался слишком дорогим и ненадежным, его отклонили. Следующим проектом был уже электрический трамвай. Городская управа утвердила маршруты двух линий: первая — Понтонный мост — ул. Набережная — ул. Дегтяревская — ул. Амурская — ул. Большая — Знаменское предместье; вторая — ул. Семинарская — ул. Ивановская — ул. Пестеревская — ул. Преображенская — кадетский корпус. Постройка должна была завершиться в течение 3-х лет, но их осуществлению помешала революция 1917 года.
Строительство первой линии начато 5 июля. По первоначальным подсчетам проектировщиков трамвайная система города должна была ежегодно перевозить 44 млн пассажиров (средний иркутянин совершает 133 поездки). Планировались три маршрута: первый — от вокзала до трамвайного депо на ул. Красноярская, длиной 9,5 км, планируемое время окончания строительства — 1947; второй — в Ленинский район через Иркутный мост, длиной 9 км, планируемое время окончания строительства — 1948; третий — через р. Ушаковка к ул. Баррикад и ул. Рабочего штаба, планируемое время окончания строительства — 1950. Строительство велось методом «народной стройки» — ежедневно 24 городских предприятия выделяли на строительство 300-800 человек.
В строительстве принимали участие японские военнопленные.
1946 — 7 ноября планировалась сдача в эксплуатацию первой очереди трамвайной трассы. Из-за срыва сроков открытие было перенесено на 31 декабря, а затем и на 1947.
3 августа 1947 запущен маршрут № 1 «Вокзал — Центральный рынок» (4-километровая однопутка).
1948 — 12 сентября на городскую трассу вышло шесть новых трамвайных вагона поступившие из Ленинграда. За год эксплуатации трамвай перевез 2,5 млн пассажиров.
1949 — в конце мая началась прокладка вторых путей: от железнодорожного вокзала до ул. Степана Разина, от ул. Советской до Центрального рынка. До конца года уложено 5 км путей. Общая протяженность маршрута составила 10 км. В парке 14 трамваев (большинство из Ленинграда). В 1949 году поступило 8 вагонов: по четыре из Ленинграда и Челябинска. Ленинградские трамваи были украшены надписями: «Трудящимся Иркутска от ленинградцев». За все время эксплуатации трамвайной линии 1947-1949 было перевезено 11 млн человек. Начат производится капитальный ремонт вагонов — первого августа на маршрут вышел трамвай отремонтированный в депо.
1950 — маршрут № 2 «Вокзал — Трампарк». Начата прокладка пути от вокзала до Свердловского рынка.
1952 год — Пассажирооборот трамвая составил 17 млн пассажиров в год.
1961 год — маршрут № 1 продлевается от вокзала до Студгородка
1964 год — маршрут № 3 «Улица Волжская — Центральный рынок»
1968 год — маршрут № 4 «Центральный рынок — предместье Рабочее»
1983 год — маршрут № 5 «Центральный рынок — Солнечный»
1990 год — Трамвай перевез максимальное количество пассажиров — 51,6. млн человек
1999 год — Трамвай перевез 36,9 млн чел.
2001 год — Трамвай перевез 42,2 млн чел.
2002 год — С декабря стоимость проезда поднялась до 5 рублей.
2003 год — 29 марта в трамвайном депо произошёл сильный пожар. Трамвай перевез 46,4 млн чел.
2004 год — С 1 января стоимость проезда составила 7 рублей.
2005 год — Трамвай перевез 27,4 млн чел.
2006 год — После длительного перерыва (с 1992 года) началось обновление трамвайного парка — приобретено 2 вагона КТМ-19.
2007 год — Трамвай перевез 25,1. млн. чел. Маршрут № 2 был продлен на несколько месяцев от железнодорожного вокзала до Студгородка, этот вариант не прижился. Изменилось направление движения 4-го маршрута по кольцу ост. Центральный Рынок — ранее трамвай двигался против часовой стрелки, при этом этом по ул. Байкальской двигался в направлении, противоположном движению транспорта.
2008 год — Трамвай перевез 24,8 млн чел. Приобретено 6 трамвайных вагонов КТМ-19. С 1 января стоимость проезда выросла до 10 рублей.
2009 год — Трамвай перевез 22 млн человек, принеся в городскую казну 199 млн рублей.
2010 год — В июле из организованного в трамвайном депо цеха капитального ремонта вышел первый отремонтированный вагон. В декабре появились новые маршруты «4а»: ул. Братская — Железнодорожный вокзал и «3а»: ул. Волжская — Центральный рынок (против часовой стрелки). Маршрут «3а» работал до 31.12.2010.
Существовали планы прокладки трамвайной трассы на ул. Кругобайкальской. В 1950—1951 годах проводились работы по строительству трамвайных путей. В 1952 году решение пересмотрели и был проведен демонтаж путей.
Читайте в Иркипедии: История иркутского трамвая
В микрорайон «Солнечный» трамвай и троллейбус провели примерно в одно время (с разницей в 2 года), маршруты имеют одинаковый номер — 5, оба следуют по параллельным улицам из центра города в микрорайон, ни разу не пересекаются, максимально приближаются друг к другу на расстояние в 100 метров (в районе Волжской), в среднем имея расстояние около 2 километров между линиями.
С 1 января 2009 по 31 декабря 2010 в Иркутске продавались два вида билетов на трамвай. Одни — синего цвета — стоили 10 рублей и продавались только в киосках на трамвайных остановках, другие — красного цвета — стояли 12 рублей и продавались у вагоновожатых.
С 1 января 2011 абонементный билет стоит 12 рублей, независимо от места приобретения. Билет необходимо прокомпостировать.
Вопреки песне Земфиры «Странно, трамваи не ходят кругами» трамвай № 3 ходит по кругу от Центрального рынка до Волжской и обратно. В обратном направлении по этому кругу ходят трамваи № 1,5, но они не описывают полный круг. Так, трамвай маршрута № 1, пройдя по кругу, уходит в Студгородок, а "пятёрка" — в мрн. Солнечный.
В районе кольца конечной остановки трамвая № 2 (район жд вокзала) имеется гейт, связывающий железную дорогу с сетью трамваев.
В 1985 в городе эксплуатировался трамвай-кафе «Круиз».
29 мая 1986 водителю иркутского трамвая Муравьевой Ольге Ильиничне (род. 25.95.1935) было присвоено звание «Почетного гражданина города Иркутска».
При продлении маршрута № 1 до Студгородка, в день открытия линии, 1 мая 1953, произошёл отказ тормозов трамвайного вагона. При этом трамвай не вписался в поворот (перекресток ул. Пушкина (Пушкинской) и ул. Терешковой (Кругобайкальской), сошёл с рельс, перевернулся и ударился о каменную стену напротив. После этого метров пятьдесят его проволокло вниз. Очевидцы добавляют, что опрокинувшийся трамвай передавил людей, собравшихся на остановке. Сильно пострадали и те, кто был в салоне. Официально об аварии, количестве жертв и пострадавших не было ни одного сообщения.
4 ноября 2003 в 15:34 трамвай, следовавший по маршруту № 2, развернуло поперек Глазковского моста, и он, едва не упав в реку, полностью блокировал движение на несколько часов.
Разработанным в 2006 году генеральным планом развития Иркутска предусматривается строительство трамвайных линий в Ленинском округе города (от железнодорожного вокзала до пос. Боково), развитие трамвая в Свердловском округе (от железнодорожного вокзала до микрорайона Университетский и микрорайона Первомайский).
В перспективе возможно появление в Иркутске линий скоростного трамвая от Ангарска до аэропорта Иркутск-Новый.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей