Бирюсинск — небольшой и самый западный город Иркутской области. Находится в Тайшетском районе, вблизи Транссибирской магистрали, на берегу реки Бирюсы (отсюда его название), в 682 км от областного центра и в 12 км от районного. Бирюсинск является городским поселением районного уровня (подчинения). Входит в состав Тайшетского района. Иногда его называют городом-спутником Тайшета (до 2007 г. он был подчинен Тайшету). Его площадь — 23 км2 (2,3 тыс. га).
Расположен город в юго-западной части Бирюсинского плато, на правом берегу реки Бирюсы (бассейн Ангары), на высоте 310 м над уровнем моря.
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода здесь составляет 96 дней. Первые заморозки фиксируются 8 сентября, последние — 3 июня.
Среднемесячная температура января -19,5°С (абс. -50°С), июля +18,5 °С (абс. +37°С). Среднегодовая температура составляет -0,5°С.
Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков — 475 мм, из этого количества на май-август приходится 50 %.
Численность населения Бирюсинска устойчиво росла до 1970-х гг., затем начала постепенно сокращаться по причине некоторого снижения рождаемости, а преимущественно из-за миграционного оттока, который сильно увеличился в начале 2000-х гг. после банкротства Бирюсинского гидролизного завода (табл. 17). В настоящее время в городе проживают 9,3 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.).
Таблица 16. Структура населения Бирюсинска в 2009 г., %
Группа населения | Доля |
---|---|
Дошкольники | 9,0 |
Школьники | 13,0 |
Взрослые | 54,5 |
Пенсионера | 23,5 |
Таблица 17. Динамика численности населения Бирюсинска, тыс. чел.
Год | 1940 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2005 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 4,9 | 13,4 | 13,5 | 12,6 | 12,1 | 9,7 | 9,3 |
Бирюсинск почти полностью застроен одноэтажными деревянными домами. Только в центральной его части имеются пятиэтажные панельные здания (13 зданий). Кое-где можно встретить кирпичные частные постройки коттеджного типа. Видны корпуса разорившегося гидролизного завода. Летом в Бирюсинске обилие зелени, а зимой много снега. Небольшая численность населения, компактность и удаленность Бирюсинска от региональных и районных центров придают ему особый провинциальный колорит.
Бирюсинск был основан в 1897 г. при строительстве Транссибирской железной дороги как разъезд Суетиха, вокруг которого вскоре сформировалось небольшое поселение.
Жители Суетихи работали на железной дороге, занимались сельскохозяйственным трудом и лесным промыслом. Экономическое развитие региона потребовало большого количества пиломатериалов, и в окрестностях Суетихи (в то время богатых строевым лесом) начались лесозаготовки, а в 1912 г. в селе установили первую пилораму. В период нэпа организовали новые лесопильные производства, объединенные вскоре в комбинат. В эти же годы в поселении открыли детский сад и семилетнюю школу, построили клуб и здание железнодорожного вокзала, соорудили подвесной мост через протоку Шипичную. При лесопильном комбинате создали медицинский пункт и больничный корпус на 20 коек.
В середине 1930-х гг. Суетиха получила статус рабочего поселка. Здесь открыли среднюю школу, и учащимся уже не нужно было пешком ходить в Тайшет, чтобы получить среднее образование.
Ключевым в судьбе будущего города стало решение, принятое в переломный период Великой Отечественной войны (весной 1943 г.), о строительстве на территории СССР (в том числе в Восточной Сибири) новых гидролизных заводов. Их продукция была очень востребованна. Нехватку этилового спирта испытывали военные госпитали, оборонные предприятия, авиационный и водный транспорт, другие отрасли и сферы хозяйства. Исключительно важным было и то, что для гидролизного производства спирта не требовалось остродефицитное в те годы пищевое сырье. Более того, гидролизные заводы сами поставляли животноводческому комплексу страны богатые высококачественным белком и незаменимыми аминокислотами кормовые дрожжи (а в блокадном Ленинграде продукты гидролиза использовались в качестве добавки к хлебу). Большим спросом пользовался также другой побочный продукт гидролизного производства — углекислота, применяемая на предприятиях пищевой промышленности.
Решение о возведении новых гидролизных заводов оформили распоряжением Совнаркома СССР от 3 мая 1943 г., и этот документ стал основой для проектирования, а затем и возведения гидролизного завода в Суетихе — одного из крупнейших на востоке страны.
Проектное задание на его строительство было утверждено Главлесоспиртпромом 24 января 1944 г. Первоначально его годовая мощность была определена в 500 тыс. дал спирта и 1 тыс. т дрожжей. Впоследствии (1955-1956) было разработано и утверждено новое проектное задание, предусматривавшее расширение и модернизацию уже действующего производства.
Строительство началось в 1947 г. Для этого в Суетихе было создано строительно-монтажное управление, расширен действовавший в те годы кирпичный завод, построена электростанция. Чтобы надежно обеспечить будущее предприятие сырьем, были увеличены мощности существовавших в поселке лесопильных производств.
Выбор площадки для нового завода в поселке Суетиха был обусловлен следующими факторами:
наличием отходов лесопиления (в 500 м от будущего завода находилось крупное лесопильное производство);
наличием больших запасов чистой пресной воды (для водоснабжения использовали ресурсы реки Бирюсы, начало в горах Восточного Саяна);
близким расположением месторождений угля (в качестве топлива использовали бурый уголь Ирша-Бородинского разреза, находящегося примерно в 160 км);
высокой транспортной доступностью территории (рядом проходил Транссиб, строилась магистраль Абакан-Тайшет);
наличием свободных трудовых ресурсов в поселке Суетиха и близлежащих селах.
Первую продукцию новый завод дал в марте 1952 г. и уже в 1953 г. вышел на проектную мощность, производя этиловый спирт и кормовые дрожжи (выпуск фурфурола был налажен в 1962 г.). Для монтажа оборудования и запуска производства в поселок Суетиха прибыли специалисты Архангельского гидролизного завода, многие из которых остались работать в Иркутской области. Вскоре Бирюсинский завод сам стал кузницей кадров для других предприятий гидролизной и микробиологической промышленности региона.
Для производства спирта, дрожжей и фурфурола завод использовал отходы лесопиления и деревообработки (щепу и опилки), а также сельскохозяйственные отходы (некондиционное зерно и мелассу свекловичную). Сырье поступало с лесозаготовительных и аграрных предприятий Иркутской области и соседнего Красноярского края.
Таблица 18. Некоторые события истории Бирюсинска
Год | Событие |
---|---|
1897 | При строительстве Транссибирской магистрали создан разъезд Суетиха |
1899 | Вокруг разъезда сформировалось небольшое поселение |
1912 | Пущена первая пилорама. Построент первый кирпичный завод. |
1927 | Создаётся новое крупное лесопильное производство |
1929 | Вступил в строй второй четырехрамный лесопильный завод |
1932 | Открыты детский сад и семилетняя школа |
1933 | Построены клуб им. Парижской коммуны и здание вокзала |
1934 | Село Суетиха преобразовано в рабочий посёлок |
1938 | Открыта средняя школа (№ 6) |
1940 | В лесопильном производстве посёлка занято около 1 тыс. человек |
1943 | Принято решение о развитии в СССР гидролизной промышленности. Данное решение оформлено соответствующим решением Совнаркома СССР от 3 мая 1943 г. Этот документ стал основой для проектирования и возведения Бирюсинского и Тулунского гидролизных заводов. |
1946 | Утверждено проектное задание на строительство гидролизного завода мощность в 500 тыс. дал. спирта и 1 тыс. т. дрожжей в посёлке Суетиха. |
1947 – 1952 | Период строительства гидролизного завода |
1952 | Произведена первая продукция – этиловый спирт. |
1952 | В посёлке открыта библиотека |
1953 | Гидролизный завод вышел на проектную мощность, производя этиловый спирт и кормовые дрожжи |
1955 – 1956 | Разработано и утверждено новое проектное задание, предусматривавшее расширение и модернизацию действующего гидролизного произодства |
1956 | Сдана в эксплуатацию ещё одна средняя школа (№ 16) |
1957 | Построено новое (кирпичное) здание больницы |
1961 | Открыты детская библиотека и ещё одна начальная школа (№ 10) |
1962 | На гидролизно заводе начато производство фурфурола |
Май 1967 | Посёлок суетиха получил статус города и переименован в Бирюсинск |
1971 | Построен кинотеатр "Бирюса" на 300 мест |
1974 | Открыта музыкальная школа |
1980 | Построено здание под краеведческий музей и художественную школу |
1986 – 1990 | На средства гидролизного завода построен спортивный комплекс (плавательный бассейн, спортивный зал, хоккейный корт) |
1992 | Гидролизный завод акционирован |
2005 | Гидролизный завод закрыт |
2008 | Рассматривается возможност строительства в Бирюсинске жиль и объектов соцкультбыта для Тайшетского алюминиевого завода |
На заводе была построена собственная теплоэлектростанция, на которой установили семь паровых котлов общей тепловой мощностью 163 Гкал/час и два турбогенератора электрической мощностью 7,5 МВт. Этих мощностей хватало для обеспечения теплом не только завода, но и жилищного фонда, школ и детских садов поселка. Впоследствии чистую подогретую воду использовали для наполнения плавательного бассейна. В июне 1961 г. в постоянную эксплуатацию были сданы заводские очистные сооружения, взявшие на себя очистку не только промышленных, но и поселковых хозяйственно-бытовых стоков.
С развитием завода рос и благоустраивался поселок. Были дополнительно открыты средняя и начальная школы, больница, библиотека, другие социально-культурные объекты. Увеличилась численность населения. В 1967 г. поселок получил статус города и новое название — Бирюсинск (по реке Бирюсе).
В этот период гидролизный завод — основное градообразующее предприятие Бирюсинска — стал гордостью микробиологической промышленности СССР. Он входил в число крупнейших и технически оснащенных гидролизных заводов страны, был самым крупным из трех подобных заводов, построенных в других городах Иркутской области. На нем работали 1450 чел. Завод мог ежегодно производить 1800 тыс. дал этилового спирта, 70 тыс. т углекислоты, 13,7 тыс. кормовых дрожжей и 700 т фурфурола.
Работать на предприятии было очень престижно: высокая зарплата, льготы, почет и уважение. На заводе были проведены масштабные работы по благоустройству. Почти вся его территория асфальтирована, стены в цехах покрыты кафелем, полы выложены мраморной плиткой. Была построена котельная, работавшая на лигнине (побочном продукте гидролизного производства), что позволяло ежегодно экономить на топливе более 1 млн. дол.
Акционировали предприятие в 1992 г. В федеральную собственность отошли 51 % акций, оставшиеся 49 % распределили поровну среди работников завода (каждому досталось по 11 акций). Однако экономическая ситуация в стране не позволила сохранить гидролизное производство спирта. Долги завода постоянно росли и на момент его остановки достигли 480 млн. р. Была отозвана лицензия на выпуск спиртосодержащей продукции. Началась процедура банкротства, и в 2005 г. завод прекратил свое существование. С закрытием завода город утратил важнейший экономический базис своего дальнейшего развития.
Градообразующей основой Бирюсинска был гидролизный завод, производивший этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, фурфурол, кормовые дрожжи, углекислоту. Котельная предприятия обеспечивала город теплом, а заводские очистные сооружения, помимо производственных, очищали хозяйственно-бытовые стоки Бирюсинска. В 2005 г. выпуск продукции заводом был прекращен. С его остановкой в городе усложнилась социально-экономическая ситуация. Остро встали вопросы трудоустройства бывших работников и создания нового теплоисточника.
Второй по значимости отраслью в экономике города — до прекращения работы гидролизного завода — являлась железная дорога (благодаря ей появился поселок Суетиха и развивался город). После закрытия гидролизного завода она вновь стала играть решающую роль в экономике Бирюсинска. В настоящее время данная отрасль представлена железнодорожной станцией Бирюсинск и подразделением ПМС-67 ВСЖД, а также Тагульской дистанцией пути Абаканского отделения Красноярской железной дороги. Все железнодорожные предприятия работают стабильно.
Третьей отраслью специализации Бирюсинска было лесопильное производство. Его становление началось еще в дореволюционный период, когда в 1912 г. запустили первую пилораму. В советское время был создан крупный лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. В кризисные 1990-е годы от него остались одни железнодорожные тупики, которые стали использоваться для отгрузки лишь круглого леса. Рассматриваются планы возрождения лесопильного производства.
К числу прочих отраслей можно отнести торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и др. Данными видами деятельности занимается около 20 малых предприятий и около сотни частных предпринимателей. Значение этих отраслей в экономике города после закрытия гидролизного завода существенно возросло (в сфере малого бизнеса в 2008 г. было занято 12 % всех работающих Бирюсинска).
Областные предприятия представлены в Бирюсинске участком Тайшетских электрических сетей ГУЭП «Облкоммунэнерго», филиалом ОАО «Сибирьтелеком», офисом Сбербанка, рядом почтовых отделений.
С северной стороны Бирюсинска проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, где с дореволюционного периода действует железнодорожная станция. До 1967 г. она называлась Суетиха. С присвоением поселению статуса города и его переименованием она стала называться Бирюсинск.
Со станции Бирюсинск отправлялись продукция гидролизного завода и пиломатериалы, производимые лесокомбинатом. Сюда прибывали вагоны с сырьем. После банкротства предприятий грузооборот станции существенно сократился и в 2008 г. не превышал 50 тыс. т (695 вагонов).
Пригородными поездами в 2008 г. из Бирюсинска отправлено 18,6 тыс. чел., поездами дальнего следования — 6,3 тыс. чел.
С южной стороны города проходит железнодорожная магистраль Абакан-Тайшет, относящаяся к Красноярской железной дороге. В окрестностях Бирюсинска на этой магистрали действует станция Тагул. Отсюда отправляется порядка 53 тыс. т грузов в год, преимущественно лесных.
Недалеко от города расположена федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск). Кроме того, Бирюсинск соединен автодорогой с городом Тайшет и рядом близлежащих поселений правобережья Бирюсы.
Пассажирские перевозки в пределах Бирюсинска обеспечивают маршрутные такси (по маршруту «Кольцевой», охватывающему центральную часть города и жилой массив Тагул). Междугородные перевозки между Бирюсинском и Тайшетом осуществляют муниципальный транспорт и частные перевозчики.
Таблица 19. Расстояние от Бирюсинска до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Бирюсинск | — | — |
Тайшет | 13 | 13 |
Алзамай | 84 | 80 |
Нижнеудинск | 176 | 170 |
Вихоревка | 282 | 497 |
Тулун | 293 | 293 |
Братск | 306* | 518 |
Красноярск | 405 | 356 |
Зима | 432 | 426 |
Черемхово | 552 | 543 |
Железногорск-Илимский | 568 | 779 |
Усолье-Сибирское | 615 | 616 |
Ангарск | 643 | 647 |
Иркутск | 682 | 691 |
Усть-Кут | 736** | 887 |
Усть-Илимск | 803 | 778 |
Слюдянка | 808 | 803 |
Улан-Удэ | 1138 | 1141 |
В городе несколько школ (три — среднего образования, одна — начального, музыкальная и художественная) и четыре муниципальных дошкольных образовательных учреждения. Действует Дом детского творчества, где 12 творческих объединений по различным направлениям (художественному, краеведческому и др.). Открыты две библиотеки (городская и детская). Работают Центр культуры и досуга «Надежда» и Бирюсинский краеведческий музей. На станции Тагул имеется клуб.
Медицинские услуги населению предоставляет МЛПУ «Бирюсинская городская больница». Лекарственное обеспечение осуществляют три аптеки (в том числе одна муниципальная).
После закрытия гидролизного завода Бирюсинск утратил градообразующую основу. Его дальнейшие перспективы пока связаны с железной дорогой, заготовкой и переработкой древесины. Но для дальнейшего развития города потребуется более существенная экономическая основа. Уже рассматриваются варианты размещения на площадке бывшего гидролизного завода новых производств. Важным фактором развития будет являться активизация малого предпринимательства.
Определенные надежды на возрождение Бирюсинска связывают со строительством вблизи Тайшета алюминиевого завода и возможностью размещения в Бирюсинске жилого микрорайона и соответствующих объектов инфраструктуры для его работников, которые могли бы проживать в нем, а на работу и обратно доставлялись бы маршрутным электропоездом (по примеру Братска).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей