Тайшет

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Новости ogirk.ru

Герб города Тайшета. Описание: «Зелёное и серебряное поле разбито начетверо узким чёрным крестом с удлинёнными нижней и левой сторонами, сопровождаемым внизу в зелени серебряной елью». Щит увенчан короной установленного образца. Герб утверждён решением Думы Тайшетского ГП МО «Тайшетский район» от 19 марта 2008
Герб города Тайшета. Описание: «Зелёное и серебряное поле разбито начетверо узким чёрным крестом с удлинёнными нижней и левой сторонами, сопровождаемым внизу в зелени серебряной елью». Щит увенчан короной установленного образца. Герб утверждён решением Думы Тайшетского ГП МО «Тайшетский район» от 19 марта 2008
Автор: Неизвестен
Источник: Архив Иркипедии
Схема железнодорожного узла Тайшета
Схема железнодорожного узла Тайшета
Автор: Afonin
Источник: Русская Википедия

Тайшет — город в Иркутской области, административный центр Тайшетского района и Тайшетского муниципального образования

Основан в 1897.

Город с 1938.

Площадь: 7572 га. 

Население: 32 671 человек (2020). 

Национальности: русские, татары, украинцы.

Конфессии: православные, мусульмане-сунниты.

Катойконим: тайшетцы, тайшетец, тайшетка

Часовой пояс: UTC+8:00.

Телефонный код: +7 39563.

Почтовый индекс: 665009.

Код ОКАТО: 25428.

Код ОКТМО: 25636101001.

Крупный железнодорожный узел.

Мэр города: Александр Михайлович Заика (с 2007).

История

Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При её строительстве весной 1897 было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904  построили паровозное депо.

При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.

Удобное положение — в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения. В 1906 г. его преобразовали в село, которое в 1910г. стало административным центром Тайшетской волости.

В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.

В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий посёлок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.

В марте 1938 г. посёлок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машинно-тракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.

С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:

— Тайшетлаг (ИТЛ УНКВД по Иркутской области);

 — Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);

— Озерлаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага).

Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет-Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун-Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.

Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строительстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подготовлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для сравнения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвы гулаговского периода.)

С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное железнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сельхозработы.

После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута).

Строительство началось одновременно в нескольких местах будущей магистрали.  Из-за высокой смертности лагеря постоянно пополнялись новыми партиями заключенных и военнопленных (только японских военнопленных в конце 1945г. прибыло 39 тыс.). Но работы по-прежнему шли медленно, и в октябре 1948 г. Тайшетский ИТЛ ликвидировали,   создав на его базе особый лагерь № 7 - Озерлаг —  с более жестким режимом.   Одновременно увеличили численность заключенных.

В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. «Харбинцы» выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее.

В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию этот участок пущен летом 1951 г., после открытия движения по новому железнодорожному мосту через Ангару. И только в январе 1959 г. в поселке Заярске состоялся митинг, посвященный сдаче в постоянную эксплуатацию всей магистрали Тайшет—Лена.

Силами заключенных в городе построен ряд жилых домов (на улицах Пушкина, Кирова, Кооперативной, Фрунзе и др.), а также некоторые социально-культурные объекты (больница, гостиница, столовая, баня, несколько детсадов, магазины, казармы). Многое из построенного в тот период эксплуатируется до сих пор.

Большие людские потери при строительстве дороги, а также низкая эффективность труда заключенных привели к тому, что было решено отложить возведение БАМа на участке от Лены до Амура. К реализации этого масштабного проекта вернулись только в 1974 г., объявив БАМ ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. В тот период Тайшет вновь стал опорным пунктом и транзитным городом для нового железнодорожного строительства.

Накануне кризиса 1990-х гг. в Тайшете успешно работали и наращивали объемы производства комбинат строительной индустрии, авторемонтный и шпалопропиточный заводы, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, пищекомбинат, маслодельный завод, хлебозавод и др. Из этих некогда успешных предприятий сохранились немногие. Прекратили существование комбинат строительной индустрии, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, хлебозавод и ряд других предприятий.

Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Тайшет попал в зону наводнения, случившегося в конце июня 2019. По информации пресс-службы правительства Иркутской области, в Тайшете подтопило 53 дома1.

Читайте в Иркипедии

География

Тайшет располагается в правобережной долине реки Бирюсы, между её небольшими правыми притоками — Тайшеткой и Акульшеткой. Окружён лесами. В окрестностях имеются земельные участки, освоенные для сельскохозяйственной деятельности. В поймах близлежащих речек встречаются заболоченные земли. К югу от Тайшета начинаются холмистые возвышенности отрогов Саянского горного массива. Сам город находится в пределах Тайшетской предгорной равнины на высоте 302 м над уровнем моря.

Топокарта квадрата N-47-A (Алзамай, Тайшет, река Бирюса)

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Тайшете составляет 96 дней. Первые заморозки фиксируются 8 сентября, последние — 3 июня.

Среднемесячная температура января -19,4°С (абс. -50°С), июля +18,5°С (абс. +37°С). Среднегодовая температура -0,5°С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 475 мм, из этого количества на май—август приходится 50 %.

Транспортная доступность

Город расположен в западной части области, в 680 км от областного центра — Иркутска. В Тайшете расположен железнодорожный узел и крупная внеклассная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех на­правлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете), в южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом. В непосредственной близости от города проходит автомобильная дорога федерального значения Р255 «Сибирь». Тайшет — начальная точка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО).

Население

С основания Тайшета численность его жителей постоянно росла. Снижаться она начала только в кризисные 1990-е  по причине сокращения рождаемости и увеличения смертности, а также возросшего миграционного оттока. Отрицательная демографическая тенденция сохраняется до сих пор.

Динамика численности населения

1939

1959

1967

1970

1979

1989

1992

1996

1998

11 700

33 499

33 000

34 232

38 249

42 391

43 000

43 000

42 700

2000

2001

2002

2003

2005

2006

2007

2008

2009

42 300

42 000

38 535

38 500

37 700

37 300

37 000

36 900

36 546

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

35 485

35 384

34 692

34 339

33 836

33 638

33 587

33 364

33 043

2019

2020

             

32 754

32 671

 

           

Социальная сфера

Образование

По данным на 2019, в Тайшете работают три учреждения здравоохранения – Тайшетская районная больница, Тайшетский кожно-венерологический диспансер и Отделенческая поликлиника (ведомство ОАО «РЖД»).

Муниципальная система образования представлена 6 учреждениями среднего общего образования – школами № 1, 2, 5, 14, 23, 85 и 7 дошкольными образовательными учреждениями – детскими садами № 3, 5, 15, «Ромашка», «Сказка», «Белочка», «Рябинка». Образовательную деятельность осуществляют государственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 19 г. Тайшета», частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №24 ОАО «РЖД», частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 206 ОАО «РЖД», а также два учреждения профессионального образования – Тайшетский промышленно-технологический техникум и Тайшетский медицинский техникум. 

Культура

Учреждения культуры: Тайшетская детская музыкальная школа, Тайшетская детская художественная школа, дом культуры «Юбилейный», дом культуры «Железнодорожник» ОАО «РЖД», краеведческий музей и библиотечное объединение. 

«Тайшет литературный», литобъединение

Музей локомотивного депо станции Тайшет

Спорт

В Тайшете работает детско-юношеская спортивная школа. На базе спортшколы функционирует четыре отделения – настольного тенниса, бокса, лыжных гонок и общей физической подготовки. В 2018 в городе был создан культурно-спортивный центр «Сибирь», при котором функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс. На его базе работают четыре спортивных направления: художественная гимнастика, дзюдо, волейбол и футбол. В вечернее время проходят тренировки сборных команд города по волейболу и футболу, а также занятия по фитнесу. Спортивный комплекс стал базой спортивной подготовки сотрудников силовых ведомств.

В городе имеется один стадион, на территории которого функционируют баскетбольная площадка, две площадки
для игры в пляжный волейбол, беговые дорожки, детская спортивно-игровая площадка и футбольное поле с натуральным газоном. В центре города расположен открытый хоккейный корт. В летний период на корте оборудованы две баскетбольные площадки, в зимний – заливается каток для массового катания на коньках. В зимний период в городе работает лыжная база, которая является местом проведения тренировок отделения лыжных гонок ДЮСШ. На лыжной базе также осуществляется работа по подготовке лыжных трасс для массового катания и работает прокат лыж2.

Религия

Храмы, относящиеся к Тайшетскому округу Саянской епархии Московского патриархата РПЦ:

  1. Храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
  2. Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Уроженцы и жители

  1. Иван Бич — герой Гражданской войны, командир партизанского отряда Шиткинского фронта. Погиб в октябре 1919. Похоронен в городском парке. В городе есть улица, названная его именем.
  2. Бурлов Николай Ананьевич — герой Гражданской войны, уроженец села Бирюса. В городе также есть улица, названная его именем. О его могиле можно прочесть в статье "Братская могила красноармейцев в Иркутске (Памятник борцам революции)"
  3. Жеребцов Гелий Александрович — физик, академик РАН (1997), директор ИСЗФ СО РАН (Институт солнечно-земной физики), почётный гражданин г. Иркутска (2004).
  4. Теодорович Иван Адольфович — российский революционер, советский государственный деятель, историк революционного движения.
  5. Мясников Иван Степанович — Герой Советского Союза.
  6. Пахотищев Николай Дмитриевич — Герой Советского Союза.

Литература

  1. Тайшет // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Примечания

  1. 53 дома подтопило в Тайшете // Irk.ru. 2019. 28 августа
  2. Постановление администрации города Тайшета от 05.12.2019 г. "Об утверждении муниципальной программы
    «Комплексное развитие социальной инфраструктуры города Тайшета на 2020-2024 годы" (файл PDF)​

Ссылки

  1. Администрация города Тайшета
  2. Тайшет. Байкальский край // информационно-краеведческий портал
  3. Тайшет в энциклопедии «Мой город»
  4. Контышева О., Слепнёв Б., Давыдов А. Город героев Тайшет //  Копейка. 2004. №21. 28 мая

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия, Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 11 октября 2020

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.