Тайшет — город в Иркутской области, административный центр Тайшетского района и Тайшетского муниципального образования.
Основан в 1897.
Город с 1938.
Площадь: 7572 га.
Население: 32 671 человек (2020).
Национальности: русские, татары, украинцы.
Конфессии: православные, мусульмане-сунниты.
Катойконим: тайшетцы, тайшетец, тайшетка
Часовой пояс: UTC+8:00.
Телефонный код: +7 39563.
Почтовый индекс: 665009.
Код ОКАТО: 25428.
Код ОКТМО: 25636101001.
Крупный железнодорожный узел.
Мэр города: Александр Михайлович Заика (с 2007).
Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При её строительстве весной 1897 было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904 построили паровозное депо.
При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.
Удобное положение — в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения. В 1906 г. его преобразовали в село, которое в 1910г. стало административным центром Тайшетской волости.
В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.
В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий посёлок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.
В марте 1938 г. посёлок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машинно-тракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.
С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:
— Тайшетлаг (ИТЛ УНКВД по Иркутской области);
— Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);
— Озерлаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага).
Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет-Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун-Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.
Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строительстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подготовлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для сравнения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвы гулаговского периода.)
С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное железнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сельхозработы.
После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута).
Строительство началось одновременно в нескольких местах будущей магистрали. Из-за высокой смертности лагеря постоянно пополнялись новыми партиями заключенных и военнопленных (только японских военнопленных в конце 1945г. прибыло 39 тыс.). Но работы по-прежнему шли медленно, и в октябре 1948 г. Тайшетский ИТЛ ликвидировали, создав на его базе особый лагерь № 7 - Озерлаг — с более жестким режимом. Одновременно увеличили численность заключенных.
В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. «Харбинцы» выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее.
В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию этот участок пущен летом 1951 г., после открытия движения по новому железнодорожному мосту через Ангару. И только в январе 1959 г. в поселке Заярске состоялся митинг, посвященный сдаче в постоянную эксплуатацию всей магистрали Тайшет—Лена.
Силами заключенных в городе построен ряд жилых домов (на улицах Пушкина, Кирова, Кооперативной, Фрунзе и др.), а также некоторые социально-культурные объекты (больница, гостиница, столовая, баня, несколько детсадов, магазины, казармы). Многое из построенного в тот период эксплуатируется до сих пор.
Большие людские потери при строительстве дороги, а также низкая эффективность труда заключенных привели к тому, что было решено отложить возведение БАМа на участке от Лены до Амура. К реализации этого масштабного проекта вернулись только в 1974 г., объявив БАМ ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. В тот период Тайшет вновь стал опорным пунктом и транзитным городом для нового железнодорожного строительства.
Накануне кризиса 1990-х гг. в Тайшете успешно работали и наращивали объемы производства комбинат строительной индустрии, авторемонтный и шпалопропиточный заводы, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, пищекомбинат, маслодельный завод, хлебозавод и др. Из этих некогда успешных предприятий сохранились немногие. Прекратили существование комбинат строительной индустрии, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, хлебозавод и ряд других предприятий.
Тайшет попал в зону наводнения, случившегося в конце июня 2019. По информации пресс-службы правительства Иркутской области, в Тайшете подтопило 53 дома1.
Читайте в Иркипедии
- Политическая ссылка, революционные события и Гражданская война на территории Тайшетского района
- Тайшет до 1917 года
- Тайшет // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
- Тайшетлаг
- Кто вынес БАМ на своих плечах
- Железная дорога Абакан - Тайшет. История строительства
- Тайшетский городской комитет комсомола (Горком) (1960–1991)
- Тайшетский городской комитет партии (Горком) (1960–1991)
Тайшет располагается в правобережной долине реки Бирюсы, между её небольшими правыми притоками — Тайшеткой и Акульшеткой. Окружён лесами. В окрестностях имеются земельные участки, освоенные для сельскохозяйственной деятельности. В поймах близлежащих речек встречаются заболоченные земли. К югу от Тайшета начинаются холмистые возвышенности отрогов Саянского горного массива. Сам город находится в пределах Тайшетской предгорной равнины на высоте 302 м над уровнем моря.
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Тайшете составляет 96 дней. Первые заморозки фиксируются 8 сентября, последние — 3 июня.
Среднемесячная температура января -19,4°С (абс. -50°С), июля +18,5°С (абс. +37°С). Среднегодовая температура -0,5°С.
Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 475 мм, из этого количества на май—август приходится 50 %.
Город расположен в западной части области, в 680 км от областного центра — Иркутска. В Тайшете расположен железнодорожный узел и крупная внеклассная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех направлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете), в южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом. В непосредственной близости от города проходит автомобильная дорога федерального значения Р255 «Сибирь». Тайшет — начальная точка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО).
С основания Тайшета численность его жителей постоянно росла. Снижаться она начала только в кризисные 1990-е по причине сокращения рождаемости и увеличения смертности, а также возросшего миграционного оттока. Отрицательная демографическая тенденция сохраняется до сих пор.
Динамика численности населения
1939 |
1959 |
1967 |
1970 |
1979 |
1989 |
1992 |
1996 |
1998 |
11 700 |
33 499 |
33 000 |
34 232 |
38 249 |
42 391 |
43 000 |
43 000 |
42 700 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
42 300 |
42 000 |
38 535 |
38 500 |
37 700 |
37 300 |
37 000 |
36 900 |
36 546 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
35 485 |
35 384 |
34 692 |
34 339 |
33 836 |
33 638 |
33 587 |
33 364 |
33 043 |
2019 |
2020 |
|||||||
32 754 |
32 671 |
|
Социальная сфера
По данным на 2019, в Тайшете работают три учреждения здравоохранения – Тайшетская районная больница, Тайшетский кожно-венерологический диспансер и Отделенческая поликлиника (ведомство ОАО «РЖД»).
Муниципальная система образования представлена 6 учреждениями среднего общего образования – школами № 1, 2, 5, 14, 23, 85 и 7 дошкольными образовательными учреждениями – детскими садами № 3, 5, 15, «Ромашка», «Сказка», «Белочка», «Рябинка». Образовательную деятельность осуществляют государственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 19 г. Тайшета», частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №24 ОАО «РЖД», частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 206 ОАО «РЖД», а также два учреждения профессионального образования – Тайшетский промышленно-технологический техникум и Тайшетский медицинский техникум.
Учреждения культуры: Тайшетская детская музыкальная школа, Тайшетская детская художественная школа, дом культуры «Юбилейный», дом культуры «Железнодорожник» ОАО «РЖД», краеведческий музей и библиотечное объединение.
В Тайшете работает детско-юношеская спортивная школа. На базе спортшколы функционирует четыре отделения – настольного тенниса, бокса, лыжных гонок и общей физической подготовки. В 2018 в городе был создан культурно-спортивный центр «Сибирь», при котором функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс. На его базе работают четыре спортивных направления: художественная гимнастика, дзюдо, волейбол и футбол. В вечернее время проходят тренировки сборных команд города по волейболу и футболу, а также занятия по фитнесу. Спортивный комплекс стал базой спортивной подготовки сотрудников силовых ведомств.
В городе имеется один стадион, на территории которого функционируют баскетбольная площадка, две площадки
для игры в пляжный волейбол, беговые дорожки, детская спортивно-игровая площадка и футбольное поле с натуральным газоном. В центре города расположен открытый хоккейный корт. В летний период на корте оборудованы две баскетбольные площадки, в зимний – заливается каток для массового катания на коньках. В зимний период в городе работает лыжная база, которая является местом проведения тренировок отделения лыжных гонок ДЮСШ. На лыжной базе также осуществляется работа по подготовке лыжных трасс для массового катания и работает прокат лыж2.
Храмы, относящиеся к Тайшетскому округу Саянской епархии Московского патриархата РПЦ:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей