Тайшет

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Герб Тайшета

Автор: Неизвестен
Источник: Архив Иркипедии

Схема железнодорожного узла Тайшета

Автор: Afonin
Источник: Русская Википедия

Тайшет

Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Не установлен
Источник: www.fototerra.ru
Автор: dmitry.afonin
Источник: www.foto-planeta.com

Тайшет — город (с 1938) в Иркутской области, административный центр Тайшетского района Иркутской области. Население 35,5 тыс. человек (2010). Город расположен в западной части области, в 680 км от областного центра — Иркутска. Площадь города — 7572 га. Глава Тайшетского городского поселения — Александр Михайлович Заика.

Тайшет — крупный транспортный узел

В Тайшете расположен железнодорожный узел и крупная внеклассная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех на­правлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете), в южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом. В непосредственной близости от города проходит автомобильная дорога федерального значения М53.

Кроме того, Тайшет — начальная точка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО).

Рельеф

Тайшет располагается в правобережной долине реки Бирюсы, между ее небольшими правыми притоками — Тайшеткой и Акульшеткой. Окружен лесами. В окрестностях имеются земельные участки, освоенные для сельскохозяйственной деятельности. В поймах близлежащих речек встречаются заболоченные земли. К югу от Тайшета начинаются холмистые возвышенности отрогов Саянского горного массива. Сам город находится в пределах Тайшетской предгорной равнины на высоте 302 м над уровнем моря.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Тайшете составляет 96 дней. Первые заморозки фиксируются 8 сентября, последние — 3 июня.

Среднемесячная температура января -19,4 °С (абс. -50 °С), июля +18,5°С (абс. +37 °С). Среднегодовая температура -0,5 °С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 475 мм, из этого количества на май—август приходится 50 %.

Население

С основания Тайшета численность его жителей постоянно росла. Снижаться она начала только в кризисные 1990-е годы по причине сокращения рождаемости и увеличения смертности, а также возросшего миграционного оттока. Такая отрицательная демографическая тенденция сохраняется до сих пор.

В 2010 в Тайшете проживали 36,3 тыс. человек, или 1,5 % жителей области.

История Тайшета

Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При ее строительстве весной 1897 г. было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904 г. построили паровозное депо.

При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.

Удобное положение — в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения. В 1906 г. его преобразовали в село, которое в 1910г. стало административным центром Тайшетской волости.

В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.

В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий поселок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.

В марте 1938 г. поселок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машиннотракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.

С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:

Тайшетлаг (ИТЛ УНКВД по Иркутской области);

 — Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);

— Озерлаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага).

Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет-Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун-Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.

Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строительстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подготовлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для сравнения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвы гулаговского периода.)

С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное железнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сельхозработы.

После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута).

Строительство началось одновременно в нескольких местах будущей магистрали.  Из-за высокой смертности лагеря постоянно пополнялись новыми партиями заключенных и военнопленных (только японских военнопленных в конце 1945г. прибыло 39 тыс.). Но работы по-прежнему шли медленно, и в октябре 1948 г. Тайшетский ИТЛ ликвидировали,   создав на его базе особый лагерь № 7 - Озерлаг —  с более жестким режимом.   Одновременно увеличили численность заключенных.

В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. «Харбинцы» выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее.

В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию этот участок пущен летом 1951 г., после открытия движения по новому железнодорожному мосту через Ангару. И только в январе 1959 г. в поселке Заярске состоялся митинг, посвященный сдаче в постоянную эксплуатацию всей магистрали Тайшет—Лена.

Силами заключенных в городе построен ряд жилых домов (на улицах Пушкина, Кирова, Кооперативной, Фрунзе и др.), а также некоторые социально-культурные объекты (больница, гостиница, столовая, баня, несколько детсадов, магазины, казармы). Многое из построенного в тот период эксплуатируется до сих пор.

Большие людские потери при строительстве дороги, а также низкая эффективность труда заключенных привели к тому, что было решено отложить возведение БАМа на участке от Лены до Амура. К реализации этого масштабного проекта вернулись только в 1974 г., объявив БАМ ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. В тот период Тайшет вновь стал опорным пунктом и транзитным городом для нового железнодорожного строительства.

Накануне кризиса 1990-х гг. в Тайшете успешно работали и наращивали объемы производства комбинат строительной индустрии, авторемонтный и шпалопропиточный заводы, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, пищекомбинат, маслодельный завод, хлебозавод и др. Из этих некогда успешных предприятий сохранились немногие. Прекратили существование комбинат строительной индустрии, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, хлебозавод и ряд других предприятий.

Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Социальная сфера

В городе с населением чуть более 34 тысяч человек работает девять детских садов. Конечно, мест для маленьких жителей Тайшета не хватает. Решить проблему отчасти помогают группы кратковременного пребывания, где ребятишки находятся полдня, получают занятия согласно общеобразовательной программе, а также нарабатывают навыки социализации. А не так давно детский сад «Рябинка» получил в своё распоряжение второе здание. Здесь провели капитальный ремонт, сейчас ведутся работы по благоустройству территории. Обновлённый детский сад обеспечит местами 230 тайшетских детишек.

В прошлом в этом помещении также размещался детский сад, который был открыт и работал с 1982 года. Его посещало 230 воспитанников. Но в 1990-е годы детский сад оказался на грани закрытия – из-за кризиса в стране и резкого снижения рождаемости. Чтобы здание не пропадало, его отдали школе. Но со временем в приоритете вновь оказалось строительство зданий для дошкольных детских общеобразовательных учреждений, а также возвращение «родных» зданий детским садам. В связи с этим в 2013 году школу вывели из здания, и помещение было полностью передано детскому саду «Рябинка».1

Уроженцы и жители города Тайшета

  1. Иван Бич — герой Гражданской войны, командир партизанского отряда Шиткинского фронта. Погиб в боях с белогвардейцами в октябре 1919. Похоронен в городском парке. В городе есть улица, названная его именем.
  2. Бурлов Николай Ананьевич — герой Гражданской войны, уроженец села Бирюса. В городе также есть улица, названная его именем. О его могиле можно прочесть в статье "Братская могила красноармейцев в Иркутске (Памятник борцам революции)"
  3. Жеребцов Гелий Александрович — физик, академик РАН (1997), директор ИСЗФ СО РАН (Институт солнечно-земной физики), почётный гражданин г. Иркутска (2004).
  4. Теодорович Иван Адольфович — российский революционер, советский государственный деятель, историк революционного движения.
  5. Мясников Иван Степанович — Герой Советского Союза.
  6. Пахотищев Николай Дмитриевич — Герой Советского Союза.

Приложение. Город героев Тайшет

Городок, обосновавшийся на пересечении важнейших железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, невероятнейшим образом переплел судьбы самых разных людей. Говорят, деревню Тракт-Кавказ обосновал матрос броненосца "Потемкин" Ибрагим Зарыпов. После восстания, опасаясь царской расправы, моряк рванул на груди тельняшку и подался в Сибирь. Легенда гласит: забрался в 1905 году Ибрагим в такую глушь, глянул вокруг и воскликнул от изумления: "Да это же Кавказ!" Вот так и присохло к деревушке необычное название Тракт-Кавказ. Отчаянные головушки жили в тайшетской тайге. История донесла имена нескольких героев Гражданской войны, среди которых комиссар со звучной фамилией — Бич. С таежным уголком связаны имена десяти Героев Советского Союза. Семеро родились в этих местах, двое — комсомольцы Зоя и Александр Космодемьянские — жили незадолго до войны; генерал-лейтенант Крюков отбывал срок. Отсюда заключенные Озерлага проложили первые сотни километров БАМа. Сегодня Тайшет чаще звучит в связи с возведением третьего алюминиевого завода на территории области.

Магистраль на костях "врагов народа"

Эпопея строительства БАМа имеет две страницы: широко известную как Всесоюзная ударная комсомольская стройка и малоизвестную — как вотчину одного из подразделений ГУЛАГа.Нынешним летом страна отметит 30-летие великой стройки, в то же время этому железнодорожному участку далеко за семьдесят. Строительство Байкало-Амурской магистрали началось еще в далеком 1932 году. Согласно историческим документам, большая стройка почти сразу оказалась под угрозой срыва из-за нехватки финансовых, людских ресурсов, каторжных условий труда. В чью-то светлую голову пришла потрясающая мысль — решить все проблемы одним махом. Вскоре после выхода постановления Политбюро ЦК ВКП(б) "О строительстве БАМа" магистраль в зачаточном состоянии передали из ведения Наркомата путей сообщения в ведение НКВД. В стране раскручивался маховик репрессий, ставка делалась на использование труда заключенных. Рождение западного участка БАМа предопределило появление в Тайшете двух лагерей ГУЛАГа — Тайшетлага и Южлага, в 1949 году на их базе возник особый лагерь — Озерлаг. В городе до сих пор сохранились здания, возведенные руками людей, на долгие годы заклейменных печально известной 58-й статьей УК СССР — "Антисоветская агитация и пропаганда".

У западных ворот губернии стоит маленький Тайшет

Вскоре после начала Великой Отечественной войны работы на железной дороге Тайшет — Братск были свернуты, заключенных перебросили на лесозаготовки, перевезли в среднюю полосу России на предприятия, выпускавшие продукцию для фронта. И только в конце 1945 года Наркомат путей сообщения представил в Совет народных комиссаров СССР план по завершению строительства западного участка БАМа. Перед строителями поставили очень серьезную задачу — за шесть лет наладить железнодорожное сообщение до Усть-Кута, и уже в декабре 1947 года в Братск пришел первый поезд с несколькими вагонами-теплушками.Среди заключенных Озерлага было очень много известных людей: Герой Советского Союза генерал-лейтенант Владимир Крюков, его жена, всенародно любимая певица Лидия Русланова, генерал-майор Александр Тодорский, дочери атамана Семенова и другие.

Больше других сегодня известно о пребывании в тайшетском лагере Лидии Руслановой. Десять лет исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества не сломили голос. Своим чудным пением время от времени арестантка скрашивала унылые будни заключенных, за что и поплатилась. Лагерные агенты донесли, что она "распространяет среди своего окружения антисоветские клеветнические измышления и вокруг нее группируются разного рода вражеские элементы из числа заключенных". На основании этого "особо опасного государственного преступника" Лидию Андреевну Крюкову-Русланову перевели в печально известный Владимирский централ.

Крепки бараки Озерлага

При расформировании Озерлага здания санчастей передали райздраву. В помещениях печально известного лагеря до сих пор размещается районная больница, которая 1 июня отметит свой юбилей — 40 лет! Впрочем, противотуберкулезный диспансер существует аж с 1917 года.Тайшетская ЦРБ представляет собой целый городок. Судите сами, она состоит из 98 зданий, разбросанных в радиусе 5 километров! Между корпусами впору пускать маршрутное такси. Но медикам не до роскоши и шуток.

— Будь у нас деньги, мы сразу приобрели бы дезокамеру, — говорит главврач Марина Владимировна Лазарева. — Она необходима для дезинфекции постельного белья, матрасов и т. д. Наша находится в аварийном состоянии. А без дезинфекции мы не сможем работать. Новая стоит в пределах 150 тысяч рублей. В нашем коллективе каждый достоин личной медали за мужество и героизм. В экстренной ситуации все работают слаженно и грамотно. При этом кадрами укомплектованы лишь наполовину — в общей сложности не хватает около 80 человек! При всем этом врачи обслуживают 92 000 горожан и жителей сел.

На месте новых корпусов ЦРБ пока лишь ощетинились бетонные сваи.

Китайцев выгнала инфекция

Тайшет — один из немногих городков, устоявший перед китайской экспансией. В магазинах, торговых палатках можно купить товары малоизвестных фирм Поднебесной, из продуктов на прилавках прочно обосновались овощи и фрукты. Зато в городе нет ни одного китайского ресторанчика или кафе. Отчасти поэтому недорого и сытно покушать приезжему весьма проблематично. В гостиничном кафе такие цены, будто берешь не бутерброды и кофе, а все заведение в аренду.Необычно выглядят торговые ряды центрального рынка. Здесь полно товаров Made in China, но нет самих китайцев. После Иркутска — непривычно. Ситуацию с исчезновением жителей Поднебесной попыталась по-своему растолковать местная жительница, бойко предлагаишая ширпотреб:

— Наш рынок никогда "Шанхаем" и не называли. Китайцы поначалу немного торговали, а потом эта эпидемия случилась (атипичная пневмония. — Авт.), они и уехали. Сейчас, может, один-два торгуют и все.

Более квалифицированный ответ дал мужчина, также из местных.

— Китайцев выжили с рынка таджики, киргизы, узбеки, вот и все. Они же и шашлычку держат. С кем надо договорились, живут себе тихонько и просто так на свою территорию никого не пустят.

Село живет, когда учитель справляет новоселье

Больше года журналисты отрабатывают район за районом но, пожалуй, впервые столкнулись с непривычными вещами. Во-первых, жители Тайшетского района довольны своими дорогами, за небольшим исключением. На многих сельских участках асфальт лучше, нежели в самом Тайшете, Иркутске, я уже не говорю о федеральной трассе. Во-вторых, сельчане с уважением отзываются о главе района Анатолие Адамовиче Зелезинском, которого подавляющим большинством переизбрали на второй срок.Отрадно, что людям при поддержке администрации удалось сохранить социальную базу. В Березовке, Старом Акульшете, Бирюсе капитально отремонтированы или находятся в этой стадии клубы, школы, детские сады. Причем под словосочетанием "капитальный ремонт" имеется в виду не просто покраска полов и замена обшелушившихся дверей. Здания перебирают до фундамента, меняют целыми стенами. И очень кстати. В той же Березовке — едва переселили из классов детей, как в одной из аудиторий рухнул потолок. Любо-дорого посмотреть на уже отремонтированные школы. Хорошо обработанная и прокрашенная сосна круче и долговечнее хваленого евроремонта.

— У нас был печальный опыт, когда главы сельских администраций попросили на время закрыть детские сады, — рассказывает Анатолий Зелезинский, — в результате уже через месяц в зданиях не было ни окон, ни дверей. От практики временного закрытия отказались. За последние четыре года реорганизовали три школы — в Талой была основная школа, мы ее сделали средней. За исключением одной школы, все остальные имеют компьютерные классы. В селе Бирюса стали ремонтировать здание школы, сняли обшивку — и выяснилось, что одну стену надо менять. Когда поняли, что к первому января не успеваем пустить в эксплуатацию, решили сделать еще пристрой, чтобы дети учились в одну смену. Вот сейчас в августе будем ее сдавать. В Березовке новоселье ребята будут праздновать в ноябре. Приглашаем на праздник, да не на один. В той же Березовке, в Старом Акульшете в новые дома вселятся преподаватели. А домики — по 90—100 квадратных метров каждый! Люди почувствовали уверенность, начинают строить планы на будущее. Несколько лет назад вопросы задавались одни и те же: когда будет зарплата, пенсия? Сегодня люди просят решить вопрос о направлении ребенка на учебу в вуз; в клубы просят привезти бильярд, решить вопрос с показом фильмов, говорят о развитии спорта. В той же Березовке глава администрации вместе с пацанами сделал стадион. Для поднятия престижа там даже провели районные соревнования.Вместе с соцкультбытом в районе пытаются решить кадровую проблему. На сегодня 87 выпускников обучаются только в Иркутской сельхозакадемии — по направлению райадминистрации, которая проплатила учебу. Еще почти 100 человек получают знания в учреждениях культуры, пед- и медуниверситетах.

— Почему пошли на это? — продолжает Анатолий Зелезинский. — За последние пять лет в школы района пришли всего три преподавателя. Из восьми участковых больниц в шести нет ни одного врача, только фельдшеры или медсестры. Обучение за счет районной администрации стали практиковать с 2001 года и на следующий год ждут первых выпускников.

Электрическая халява закончилась

Восстанавливая хозяйства, администрация по-новому посмотрела на многие вещи, ставшие привычными, например по вопросу платы за электроэнергию. Еще со времен советской власти с энергетиками полностью рассчитывалось хозяйство, а уже ему платили жители. Администрация просто-напросто разграничила платежи. Поставили приборы учета, и теперь хозяйство платит только за ту энергию, которую потребляет. Вот пример. В Байроновке совхоз (сейчас ООО "Байроновское") платил по 28—30 тысяч рублей в месяц за электроэнергию, а сегодня — только по 3-4 тысячи. Распределение ответственности, когда хозяйство платит за себя, а жители — за себя, дало положительный результат. Ни у одного хозяйства нет задолженности по энергии, никто не боится, что за долги обрежут провода.

Иногда полезно свернуть с "верного пути"

На сегодня в районе используется примерно 72 процента пахотных земель, более-менее отремонтирована техника. В прошлом году тайшетцы с помощью областной администрации приобрели в общей сложности 24 зерноуборочных комбайна. Зимой хозяйства района обязали заниматься лесом. За зиму бригады заготовили 28 тысяч кубометров древесины, это большое подспорье для приобретения запчастей.А ведь лет десять назад казалось — все, труба. Скот съели, угробили и растащили всю технику, бросили землю. Например, в СПК "Верный путь" в Талой еще в 1999 году засевали всего 150 гектаров зерновых, оставалось 20 голов дойного стада. Да еще и школа наполовину сгорела. Полная безнадега.Уже сами колхозники вспоминают, что ситуация складывалась таким образом: если сегодня-завтра не принять кардинальных мер, то рухнет все окончательно. Начали с собственно реорганизации. На базе колхоза "Верный путь" создали муниципальное межшкольное сельхозпредприятие (ММСП). Интересный вопрос: почему межшкольное предприятие?

— Преследовались две цели, — говорит глава района. — Во-первых, чтобы в данном хозяйстве были свои специалисты. Специалисты проводят в школе занятия. Закончится год — нам предстоит немного изменить устав и, получив лицензию на обучение, узаконить все отношения. Школа станет учебной базой. Тогда и специалисты смогут получать заработную плату из бюджета, как преподаватели.Колхозники написали заявления, передав все имущество, которое делилось по паям, в муниципальную собственность. Подготовили устав и на базе колхоза создали муниципальное предприятие. По лизингу взяли два новых комбайна, приобрели новенький МТЗ-82, в рабочем состоянии — ДТ-75, Т-50. В колхозных закромах практически не было семян, пришлось закупать.

— В этом году планируем посеять 450 гектаров пшеницы, ячменя — 200 га, овса — 250. Все остальное — под однолетние культуры для корма скоту, — рассказывает руководитель хозяйства Андрей Федорович Лущик. — Решено увеличить посевные площади под пшеницу и ячмень, давшие в прошлом году хороший урожай. Дождливый май существенно поджал сроки посевной и в то же время позволил отказаться от некоторых операций, например от задержания влаги, ее и так в избытке. На ферме выросли надои молока, сейчас строим новый коровник, чтобы увеличить дойное стадо. Вот с кадрами у нас плоховато. Рынка сбыта мяса практически нет. Ходит табун лошадей, и не знаем, что с ними делать.Проблема реализации мяса остро встала после безвременной кончины Тайшетского мясокомбината. В свое время предприятие выкупило гидролизный завод, но потом в силу разных обстоятельств вынужден был отказаться. Комбинат растащили за несколько дней.В деле реализацией продукции молочных ферм появился просвет. Глава района планирует закупить десяток специализированных киосков и продавать свежее молоко горожанам. Пока в Тайшете процентов 80 сметаны, кефира, молока привозят из других областей.Жители Талой не преминули поделиться еще одной проблемой. Уже несколько лет красавица Бирюса, подпитываемая Тагулом, размывая берег, прокладывает новое русло. К одному из домов река подобралась метра на полтора. Для отсыпки и укрепления берегов нужна механизированная колонна. Возможно, вопросы начнут решаться на следующий год, когда Талая отметит свое 130-летие.Старшее поколение сетует, что молодежь уезжает, обрекая село на вымирание. Больших деревенских свадеб уже давно не гуляют, разучились радоваться. Хорошо, что не разучились гнать первоклассный самогон на березовом соке. Такой напиток, в отличие от водки, подделать нельзя. Нам предложили попробовать, но, видимо, соблюдая авторские права, не огласили рецепт.

Обещания губернатора — еще не подарок

Жители Талой с гордостью показали гостям восстановленную после пожара школу, где учился Герой Советского Союза Иван Мясников. Нам очень понравилась. Преподаватель английского языка и заведующая школьным музеем Татьяна Николаевна Юдина продемонстрировала обширную экспозицию, посвященную именитым землякам.Директор школы Нина Игнатьевна Симухина очень деликатно посетовала на отсутствие транспорта:

— Порою не знаем, как добраться до города, чтобы поучаствовать в соревнованиях. Дети готовятся-готовятся, а в самый последний момент все срывается из-за машины. Мы уже соседним школам надоели с просьбой подбросить ребятишек до райцентра. Поэтому, когда в 2003 году приезжал Борис Александрович Говорин, мы обратились с просьбой выделить внедорожник. УАЗ-452 для наших дорог вполне подошел бы. У нас здесь даже в администрации своего транспорта нет. Машину нам пообещали к началу учебного года, но так ничего мы и не дождались.

Мост висит дамокловым мечом

В очередной раз районное и областное начальство просклоняли жители Соляной. В некогда процветавшем поселке по одну сторону реки работал леспромхоз, по другую засевали земли колхозники. Лесозаготовители постепенно исчезли, оставили на одном берегу почти весь соцкультбыт, во главе которого — школа. Получилось почти как в том анекдоте: "Баня. Раздевалка — через дорогу".

Было бы смешно, если б не было так грустно. Школу с Большой землей связывает подвесной мост. Русский экстрим и фактор страха — в одном флаконе. Местные говорят, что для продвижения вопроса о строительстве новой переправы необходимо в первую очередь... ЧП. В общем, пока не грянет гром.Когда процветал леспромхоз, в Соляной работал достаточно большой по сельским меркам детский сад, группы посещало до 80 малышей. Природа, как известно, не терпит пустоты. Ушел леспромхоз, и освободившиеся было площади стали занимать социальные сироты, подкидыши. Группу круглосуточного пребывания, попросту приют, назвали "Ласточка". "Птенцов" в районе становится, к сожалению, все больше. Проблема наркомании, алкоголизма в Тайшете остра как никогда.

Зарплата ниже прожиточного минимума

В Тайшетском муниципальном образовании 5 действующих промышленных предприятий, несмотря на это проблема трудоустройства очень актуальна.

— Безработных много, — рассказывает начальник отдела трудоустройства Людмила Викторовна Аверина. — Причем 70-80 процентов из них — женщины.За 1 квартал 2004 года от работодателей заявлено 570 вакансий, но 70 процентов из них — с зарплатой ниже прожиточного минимума. К примеру, частные предприятия предлагает работу продавца с зарплатой 600 рублей. Хорошо платит железная дорога но там свободных мест нет.

В последнее время увеличился поток людей, обращающихся в центр занятости. Это связано прежде всего с тем, что те безработные, кто стоит на учете в центре занятости, имеют право получать субсидии на ежемесячную оплату квартиры. Кроме того, судебные приставы заставляют вставать алиментщиков, чтобы детям выплачивалась хоть какая-то сумма из пособия по безработице. В центре занятости создана общественная комиссия, которая рассматривает дела тех, кто отказывается от двух подряд предложений о работе, и спрашивает строго: а зачем ты вообще пришел к нам? Чаще всего мотивации следующие: низкая з/п или ее несвоевременная выплата.

При центре работают краткосрочные бесплатные курсы обучения на парикмахера, продавца, повара-кондитера, бухгалтера. Во время обучения платят еще и стипендию.

Широко практикуется и пользуется спросом временное трудоустройство: например, разовые работы по благоустройству, подсобные работы — огород вскопать, дрова нарубить, устройство по специальнсти на время отпуска, во время призыва — в военкомате оформление документации, принимали участие в переписи населения.

Для безработных есть возможность переселения в сельскую местность, работа на сельхозпредприятиях, учреждениях здравоохранения, школах, при этом выплачивается одноразовое пособие в размере 500 рублей на каждого члена семьи.

Учись, сынок, послужишь в медсанбате 

Профтехобразование Тайшетского района представлено ПУ - 21 и медицинским училищем, которое на следующий год отметит свое сорокапятилетие. За это время из стен училища выпустились три с половиной тысячи специалистов. Примерно шестьдесят процентов поступающих - выпускники школ Тайшета и Тайшетского района, двадцать с небольшим процентов составляют жители Чуны, остальная молодежь — представители Красноярского края. Практические занятия у молодых специалистов начинаются уже во втором семестре первого курса на базах отделенческих больниц, а также в центре реабилитации локомотивных бригад. Основные специальности "фельдшер" и "медицинская сестра", хотя в последнее время появилось достаточно много желающих стать медбратьями и стоматологами. На рынке профессий резко возник спрос на "зубников" , появилась возможность открывать частные кабинеты. Однако у юношей есть еще один довод, что бы выбрать медицинское училище, в этом случае они получают отсрочку от армии, а по окончании ТМУ идут служить санчасти и медсанбаты.

Весь район — сплошной музей

При определенных условиях Тайшет мог стать одним большим музеем под открытым небом. Ведь здесь на "гастролях" побывал цвет нации - актеры, писатели и поэты, инженеры и командармы. Увы, вместо мемориала — тюремные развалины, а в городе нет даже своего краеведческого музея. Он находится в Бирюсинске. Отряд "Юный следопыт" создала библиотекарь Анна Мельникова, в 1965 году состоялась первая экспедиция к месту падения Тунгусского метеорита. Пионеры в течение двух недель работали вместе с томскими учеными, и на прощание взрослые подарили детям кусочек небесного тела. Он и стал первым экспонатом музея. В 1980 году в Бирюсинске построили здание, и каждый экспонат занял свое законное место.

— Несколько лет назад, — рассказала Любовь Макогон, директор музея, — на берегу реки,у деревни Бирюса, добывали гравий, и ковшом экскаватора на глубине 6 метров раскопали кости мамонта. Рабочие по незнанию выбросили их. Я когда узнала, помчалась туда со всех ног. "А что такого в этих костях, — пожал плечами мужчина, — я одну из них собаке унес, так она ее грызть не стала". Кости мамонта! 

Краеведческий музей в Шиткино носит имена Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. В 1929 году семья жила в домике местного крестьянина Ефима Баландина на самом берегу реки.

Каждый год 29 ноября, в день смерти Зои, здесь объявляется "Неделя памяти".Жителям района вообще повезло с историей. Летопись многих сел например, Шиткино начинается аж с 1726 года. Сельчане очень серьезно относятся к своим корням, несколько лет здесь работает краеведческий клуб "Истоки". Если дети интересуются своей историей, значит, у них будет будущее.

Ольга Контышева, Борис Слепнёв, Андрей Давыдов. Иркипедия, 2004

Читайте в Иркипедии:

  1. Тайшет // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области
  2. Политическая ссылка, революционные события и Гражданская война на территории Тайшетского района
  3. Тайшетлаг
  4. Кто вынес БАМ на своих плечах

Примечания

  1. Ирина Петрова 230 детских улыбок // Иркутский репортер, 27 мая 2014

Ссылки

  1. Администрация города Тайшета
  2. Официальный сайт администрации Тайшетского района
  3. Тайшет. Байкальский край // информационно-краеведческий портал
  4. Тайшет в энциклопедии «Мой город»
  5. Тайшет24 - новости

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия, Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 25 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...