Киренск

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Герб города Киренска

Фотографии Киренска

Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия

История Киренска в фотографиях

Источник: Собрание Киренского краеведческого музея
Источник: Собрание ИОКМ
Источник: Земля Иркутская. 2002. № 3(20). С. 32

Ки́ренск — город в Иркутской области, административный центр Киренского района, старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Основан в 1630. Является самостоятельным муниципальным образованием, входящим в состав Киренского района. Относится к городским поселениям районного уровня. Прежние названия: Никольский погост, Усть-Киренск.

Киренск: общие сведения

Площадь: 2,1 тыс. га.

Население: 12,7 тыс. человек (2010).

Телефонный код: +7 39568.

Код ОКАТО: 25 220 501.

Глава администрации Киренского муниципального района — Неупокоев Петр Николаевич.

География города Киренска

Киренск расположен в пойменной излучине реки Лены в месте впадения реки Киренги, на обоих берегах этих рек и на острове у их слияния, в 650 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой линии). С материковой частью остров связан дамбой.

Высота Киренска над уровнем моря — 255 м.

Левобережная часть Лены более возвышенна. С северо-востока Киренск закрывает гора Соколиная, с которой открывается живописный вид на город-остров.

Ближайшие города — Усть-Кут (170 км на юго-запад), Северобайкальск (250 км на юго-восток).

Расстояние от Киренская до других городов по автодороге, км

Город Расстояние
Киренск
Усть-Кут 338
Братск 707
Зима 856
Черемхово 863
Иркутск 920
Тулун 932
Шелехов 938
Ангарск 964
Усть-Илимск 967
Бодайбо 1040
Нижнеудинск 1055
Байкальск 1071
Тайшет 1212

История города Киренска

Киренск — старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Он основан казацким отрядом под предводительством десятника Василия Бугра в 1630 (на 31 год раньше Иркутска) как Никольский погост.

В 1665 на месте погоста был основан острог — Усть-Киренск. Своё название он получил по имени реки Киренги, в устье которого он находится. По наиболее распространённым версиям, это название пришло из эвенкийского языка: от киренӈа в значении «орлиное гнездо» либо от кири — «грязь, грязный» (из-за того, что дно Киренги выложено камнями, река кажется чёрной, хотя вода в ней прозрачная и чистая). Подробнее о версиях см.: Киренга.

В остроге организовали ярмарку и таможню. В начале XVIII  Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.

Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток, было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.

Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.

Статус города и название — Киренск — поселение получило в 1775, в 1783 Киренск стал уездным городом, а в 1822 — окружным городом Иркутской губернии. В то время в нем насчитывалось 140 домов, 5 церквей и 10 торговых лавок.

Открытие золота в бассейне Витима и развитие во второй половине XIX пароходства в бассейне Лены дали новый импульс для роста Киренска. Здесь был организован крупный отстойный пункт, где на зимний ремонт останавливалось около десятка пароходов и столько же грузовых барж. В районе затона располагались кузница, паровой молот, механическая мастерская, лесопилка и литейка. Группа этих предприятий стала прообразом первого производственного объединения на Лене. Обслуживание водного транспорта превратилось в очень важную статью городского дохода.

В начале XX в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превысила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.

До революции в Киренске проживало также несколько судовладельцев и представителей торговых фирм, в том числе обладателей миллионных состояний. Они поставляли на Ленские золотые прииски сено, овощи и картофельную муку местного приготовления, занимались скупкой пушнины и отправкой ее  в  Иркутск. Участвовали  в  сезонных ярмарках (с середины мая по июль), оборот которых оценивался в 50-100 тыс. р. золотом.

В то время в городе было несколько церквей, мужской Свято-Троицкий монастырь и часовня. Из образовательных учреждений действовали уездное и городское училища, приходское училище для мальчиков, женская прогимназия, церковноприходская школа. Работала больница и фельдшерский пункт. Имелась хорошая гостиница. Торговля велась в нескольких магазинах и 30 лавках. Действовали пристань, отстойный пункт для флота, имелись большие склады, в том числе винные.

В 1928 был образован Киренский район, и город стал районным центром. В эти же годы в Киренске жил и работал будущий Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, возглавлявший правительство СССР на протяжении 16 лет. Он был направлен в Сибирь в 1924 после окончания Ленинградского кооперативного техникума, где до 1930 работал в системе потребительской кооперации. Благодаря «северному» опыту он смог инициировать строительство знаменитой Дороги жизни вдоль восточного берега Ладожского озера в период блокады Ленинграда. Косыгин также персонально отвечал за организацию водного транспорта на Ладожском озере, применяя опыт судоходства на Лене.

В послевоенный период и вплоть до начала перестройки   Киренск   развивался очень динамично. Он сохранял свое   транспортное   значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось развитию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х старый паровой флот постепенно заменили новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показателями. В городе строилось новое благоустроенное жилье.

В 1980 рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного порта. 

В 1990-е город лишился лучшей части флота.

В 2001 город пережил большое наводнение.

История образования в г. Киренске:

  1. Киренское городское приходское училище

  2. Киренское уездное училище

  3. Киренская женская прогимназия

Экономика Киренска

Градообразующей основой Киренска остаётся водный транспорт. Данная отрасль представлена ОАО «Киренская РЭБ флота» и судоремонтным заводом.

Второй по важности отраслью специализации Киренска стала лесозаготовка. Район располагает значительными лесосырьевыми ресурсами (расчетная лесосека — одна из крупных в области — 5,3 млн. м3).

К числу прочих отраслей можно отнести пищевую промышленность, торговлю, бытовое обслуживание. Данными видами деятельности занимаются в основном частные предприниматели.

Социальная сфера

  1. Районный дом культуры города Киренска

  2. Киренский профессионально-педагогический колледж

Транспортная доступность Киренска

Река Лена является основной транспортной магистралью Киренска и всего Киренского района. На данном участке она имеет гарантированные глубины и судоходна со второй половины мая до конца октября (пять месяцев в году).

Аэропорт Киренска находится в пределах городской черты, в 3 км к западу от городского центра. Он может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолеты и вертолеты. Обеспечивает регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других населенных пунктов области.

Во время Великой Отечественной войны аэропорт являлся ключевым пунктом воздушной трассы в Якутию и промежуточным пунктом перегона самолетов из США (с Аляски) на фронт. В те годы не было устойчивой навигации. От пилотов и штурманов требовалось особое мастерство. Самолеты находились в пути по шесть часов, зимой летали даже в снегопады, когда крылья и стабилизатор покрывались льдом. Наиболее сложный отрезок трассы был на участке Киренск — Красноярск.

Свое значение важного северного авиаузла аэропорт сохраняет и сегодня. Киренское авиапредприятие выполняет авиационные работы по перевозке пассажиров, почты, грузов, оказанию медицинской помощи, охране лесов от пожаров, причем не только в Иркутской области, но и в Забайкалье. Осуществляет чартерные рейсы в северные пункты Иркутской области, не имеющие наземной связи с большой землей.

Киренск соединен автодорогой с Усть-Кутом (338 км), а также с рядом близлежащих поселков. Но из-за слабого развития дорожной сети автотранспорт не играет заметной роли в экономике данной территории (в отличие от водного транспорта). Только в зимний период доля грузо- и пассажироперевозок автотранспортом заметно возрастает. С ноября по апрель постоянно действуют так называемые зимники.

В целом город Киренск относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки — летом водным транспортом.

Известные жители Киренска

  1. Валерьян Михайлович Голицындекабрист, участник Русско-турецкой войны 1828-1829, Кавказской войны 1817-1864.

  2. Максим Лукич Галат — революционер.

  3. Фёдор Григорьевич Углов — российский хирург, академик РАМН.

  4. Алексей Николаевич Косыгин — советский государственный и партийный деятель, глава Правительства СССР.

  5. Афанасий Никитич Антипин — участник ВОВ, писатель, заслуженный учитель РСФСР, директор Института усовершенствования учителей Иркутской области.

  6. Леонид Николаевич Кулагин — советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, народный артист РСФСР (1986).

  7. Евгений Васильевич Талалаев доктор биологических наук, профессор, один из ведущих микробиологов страны, заведующий кафедрой физиологии растений и микробиологии Иркутского государственного университета.

Читайте в Иркипедии:

  1. Киренск // Винокуров М. А., Суходолов А. П. Города Иркутской области
  2. Киренский район разоряют проблемы местных речных предприятий
  3. Наводнение в городе Киренске, 2001 год. Фотоальбом

Ссылки

  1. Отдел образования администрации Киренского муниципального района
  2. Киренск // Википедия
  3. Киренск в энциклопедии «Мой город»
  4. Алексей Шандренко Жители Киренска рвутся на Аляску // СМ Номер один : газета. — 2004. — № 45.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия, Иркипедия / Русская Википедия, Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 октября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Русская Википедия | Иркипедия | Города | Киренск | Киренский район
Загрузка...