Ки́ренск — город в Иркутской области, административный центр Киренского района и Киренского городского поселения. Старейший из существующих ныне городов Иркутской области.
Основан в 1630.
Город с 1775.
Прежние названия: Никольский погост, Усть-Киренск.
Площадь: 2,1 тыс. га.
Часовой пояс: UTC+8:00
Население: 11 048 человек (2020 год).
Национальность: русские.
Конфессия: православные.
Катойконим: киренча́не, киренча́нин, киренча́нка.
Телефонный код: +7 39568.
Почтовый индекс: 666703.
Код ОКАТО: 25 220 501.
Код ОКТМО: 25620101001.
Мэр: исполняющая обязанности главы Киренского городского поселения Ирина Владимировна Журавлёва.
Киренск основан казацким отрядом под предводительством десятника Василия Бугра в 1630, на 31 год раньше Иркутска, как Никольский погост.
В 1665 на месте погоста был основан острог — Усть-Киренск. Своё название он получил по имени реки Киренги, в устье которого он находится. По наиболее распространённым версиям, это название пришло из эвенкийского языка: от киренӈа в значении «орлиное гнездо» либо от кири — «грязь, грязный» (из-за того, что дно Киренги выложено камнями, река кажется чёрной, хотя вода в ней прозрачная и чистая).
Подробнее о версиях: Киренга.
В остроге организовали ярмарку и таможню. В начале XVIII Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.
Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток, было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.
Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.
Статус города и название — Киренск — поселение получило в 1775, в 1783 Киренск стал уездным городом, а в 1822 — окружным городом Иркутской губернии. В то время в нем насчитывалось 140 домов, 5 церквей и 10 торговых лавок.
Открытие золота в бассейне Витима и развитие во второй половине XIX пароходства в бассейне Лены дали новый импульс для роста Киренска. Здесь был организован крупный отстойный пункт, где на зимний ремонт останавливалось около десятка пароходов и столько же грузовых барж. В районе затона располагались кузница, паровой молот, механическая мастерская, лесопилка и литейка. Группа этих предприятий стала прообразом первого производственного объединения на Лене. Обслуживание водного транспорта превратилось в очень важную статью городского дохода.
В начале XX в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превысила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.
До революции в Киренске проживало также несколько судовладельцев и представителей торговых фирм, в том числе обладателей миллионных состояний. Они поставляли на Ленские золотые прииски сено, овощи и картофельную муку местного приготовления, занимались скупкой пушнины и отправкой ее в Иркутск. Участвовали в сезонных ярмарках (с середины мая по июль), оборот которых оценивался в 50-100 тыс. р. золотом.
В то время в городе было несколько церквей, мужской Свято-Троицкий монастырь и часовня. Из образовательных учреждений действовали уездное и городское училища, приходское училище для мальчиков, женская прогимназия, церковноприходская школа. Работала больница и фельдшерский пункт. Имелась хорошая гостиница. Торговля велась в нескольких магазинах и 30 лавках. Действовали пристань, отстойный пункт для флота, имелись большие склады, в том числе винные.
В 1928 был образован Киренский район, и город стал районным центром. В эти же годы в Киренске жил и работал будущий Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, возглавлявший правительство СССР на протяжении 16 лет. Он был направлен в Сибирь в 1924 после окончания Ленинградского кооперативного техникума, где до 1930 работал в системе потребительской кооперации. Благодаря «северному» опыту он смог инициировать строительство знаменитой Дороги жизни вдоль восточного берега Ладожского озера в период блокады Ленинграда. Косыгин также персонально отвечал за организацию водного транспорта на Ладожском озере, применяя опыт судоходства на Лене.
В послевоенный период и вплоть до начала перестройки Киренск развивался очень динамично. Он сохранял своё транспортное значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось развитию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х старый паровой флот постепенно заменили новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показателями. В городе строилось новое благоустроенное жильё.
В 1980 рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного порта.
В 1990-е город лишился лучшей части флота.
В 2001 город пережил большое наводнение.
История образования в Киренске
Читайте в Иркипедии:
- Киренск, город // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)
- Киренск // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)
- Археология Киренска и его округи
- К истории города Киренска первой половины XIX века
- Киренск и ссылка в Якутский край
- Киренск. Из истории политической ссылки
- Киренская ссылка // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)
- Архитектурное наследие Киренска
- Памятники истории и культуры Киренска
- Киренский городничий Константин Матвеев сын Бейтон
- Киренск: от ясачного зимовья к уездному городу
- Коллективизация по-киренски
- Киренск на старых открытках
Киренск расположен в пойменной излучине реки Лены в месте впадения реки Киренги, на обоих берегах этих рек и на острове у их слияния, в 650 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой линии). С материковой частью остров связан дамбой.
Высота Киренска над уровнем моря — 255 м.
Левобережная часть Лены более возвышенна. С северо-востока Киренск закрывает гора Соколиная, с которой открывается живописный вид на город-остров.
Топокарта квадрата O-49-В (Северо-Байкальское нагорье, Киренск)
Ближайшие города — Усть-Кут (170 км на юго-запад), Северобайкальск (250 км на юго-восток).
Река Лена является основной транспортной магистралью Киренска и всего Киренского района. На данном участке она имеет гарантированные глубины и судоходна со второй половины мая до конца октября (пять месяцев в году).
Аэропорт Киренска находится в пределах городской черты, в 3 км к западу от городского центра. Он может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолёты и вертолёты. Обеспечивает регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других населенных пунктов области.
Во время Великой Отечественной войны аэропорт являлся ключевым пунктом воздушной трассы в Якутию и промежуточным пунктом перегона самолетов из США (с Аляски) на фронт. В те годы не было устойчивой навигации. От пилотов и штурманов требовалось особое мастерство. Самолеты находились в пути по шесть часов, зимой летали даже в снегопады, когда крылья и стабилизатор покрывались льдом. Наиболее сложный отрезок трассы был на участке Киренск — Красноярск.
Своё значение важного северного авиаузла аэропорт сохраняет и сегодня благодаря удобному географическому положению в центре северных районов Иркутской области. Через аэропорт производится авиационное обслуживание населения в северных районах области и выполнение авиационных работ по обслуживанию месторождений в северной части Иркутской области и в Якутии. По состоянию на 2020 осуществляются рейсы:
Киренск соединён автодорогой с Усть-Кутом (338 км), а также с рядом близлежащих поселков. Но из-за слабого развития дорожной сети автотранспорт не играет заметной роли в экономике данной территории (в отличие от водного транспорта). Только в зимний период доля грузо- и пассажироперевозок автотранспортом заметно возрастает. С ноября по апрель постоянно действуют зимники.
В целом город Киренск относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки — летом водным транспортом.
Расстояние от Киренская до других городов по автодороге, км
Город | Расстояние |
---|---|
Усть-Кут | 338 |
Братск | 707 |
Зима | 856 |
Черемхово | 863 |
Иркутск | 920 |
Тулун | 932 |
Шелехов | 938 |
Ангарск | 964 |
Усть-Илимск | 967 |
Бодайбо | 1040 |
Нижнеудинск | 1055 |
Байкальск | 1071 |
Тайшет | 1212 |
Динамика численности населения
1856 |
1897 |
1926 |
1931 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
900 |
2300 |
4700 |
7900 |
14 412 |
14 453 |
16 154 |
16 137 |
1992 |
1996 |
1998 |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
2006 |
16 500 |
16 200 |
15 600 |
15 100 |
13 712 |
13 700 |
13 100 |
12 900 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
12 800 |
12 433 |
12 640 |
12 599 |
12 359 |
12 066 |
11 802 |
11 568 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
11 436 |
11 310 |
11 139 |
11 046 |
11 048 |
Градообразующей основой Киренска остаётся водный транспорт. Данная отрасль представлена ОАО «Киренская РЭБ флота» и судоремонтным заводом.
Второй по важности отраслью специализации Киренска является лесозаготовка. Район располагает значительными лесосырьевыми ресурсами (расчётная лесосека — одна из крупных в области — 5,3 млн. м3).
К числу прочих отраслей можно отнести пищевую промышленность, торговлю, бытовое обслуживание. Данными видами деятельности занимаются в основном частные предприниматели.
Читайте в Иркипедии:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей