Вихоревка // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Город Вихоревка

Автор: blinov
Источник: www.panoramio.com
Новое здание вокзала станции Вихоревка
Новое здание вокзала станции Вихоревка
Автор: Не известен
Источник: www.panoramio.com
Автор: Не известен
Источник: www.nauka38.ru
Автор: mmoskvit
Автор: Не известен
Источник: www.stud.ibi.spb.ru
Автор: Не известен
Источник: www.bigcatalogphotos.ru
Старое здание вокзала станции Вихоревка
Старое здание вокзала станции Вихоревка
Автор: dmitry.afonin

Этот небольшой город находится в северо-западной части Иркутской области, на левом берегу реки Вихоревы (приток Ангары), в 24 км от Братска и в 938 км от областного центра (по железной дороге). Является самостоятельным муниципальным образованием, входящим в состав Братского района. Относится к городским поселениям районного уровня (подчинения). Занимает площадь около 15 км2 (1,5 тыс. га).

Рельеф

Поселение расположено в равнинной местности центральной части Ангарского кряжа, в левобережной долине извилистой речки Вихоревы при впадении в нее небольшой речки Уби, на высоте 365 м над уровнем моря.      

Окрестности представляют собой холмистую местность, покрытую таежным лесом, где основными породами являются сосна и лиственница.

В междуречье Вихоревы и Уби имеются участки,  пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Еще в дореволюционный период население близлежащих деревень использовало их для сенокосов и пастбищ. Именно на таких свободных от леса сельскохозяйственных землях разместили в 1947 г. поселение Вихоревка.

К югу от города возвышаются холмы водораздела рек Вихоревы и Ангары с максимальными значениями высот 700-900 м над уровнем моря.

Река Вихорева является левым притоком Ангары и впадает в нее примерно в 15 км ниже плотины Братской ГЭС, образуя при этом Усть-Вихоревский залив на Илимском водохранилище.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Вихоревке составляет 85 дней. Первые заморозки отмечаются 11 сентября, последние — 7 июня.

Среднемесячная температура января -23,2 °С (абс. -58 °С), июля + 17,5°С (абс. +37 °С). Среднегодовая температура -2,7 °С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 436 мм, из этого количества на май-август приходится 52 %.

Облик города

Застроена Вихоревка в основном одноэтажными деревянными домами. Только в центральной части города, возле железнодорожной станции, имеются кирпичные пятиэтажные здания.

Как и все малые российские города, в кризисные 1990-е годы Вихоревка обветшала, а уровень жизни людей резко снизился. Сейчас городок постепенно оживает и благоустраивается. Совместными усилиями администрации Вихоревского муниципального образования и предприятий приводится в порядок городская инфраструктура, организуются спортплощадки, облагораживается территория.

Сравнительно небольшая численность населения, компактность и удаленность Вихоревки от областного и районных центров придают этому городу особый провинциальный колорит и очарование. Здесь царит непривычное для крупных городов спокойствие.

Население

В городском поселении Вихоревка проживают 24,4 тыс. чел. (около 1 % жителей области). В последние годы в Вихоревке рождаемость несколько превышает смертность. При этом численность населения сокращается главным образом за счет отрицательной миграции. Из города уезжает в основном молодежь по причине отсутствия жилья и достойной работы.

Таблица 30. Динамика численности населения Вихоревки, тыс. чел.

Год 1956 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010
Население 7,8 10,9 17,9 21,0 24,4 24,6 24,8 24,4

В настоящее время в городе 6,5 тыс. пенсионеров (27 %) и только 5,9 тыс. детей (24 %).

Основная часть трудоспособного населения занята на предприятиях железнодорожного транспорта (более 3 тыс. чел., или 12 % всех жителей Вихоревки), а также в лесозаготовительном и торговом секторах, на предприятиях бюджетной сферы.

История

Своим появлением и развитием Вихоревка обязана железной дороге Тайшет-Лена. Ее строительство началось в 1937 г., но было прервано с началом Великой Отечественной войны. Работы возобновились только в 1946 г. Прокладку путей вели не только от Тайшета, но одновременно от старого Братска и Усть-Кута, куда материалы и оборудование (и даже паровозы) доставлялись водным транспортом.

На строительстве использовался даровой труд заключенных и военнопленных (в основном японских). Для этого вдоль трассы была организована сеть лагерей и лагерных пунктов системы Тайшетлага (в 1949 г. переименованной в Озерлаг). Заключенные расчищали просеку, отсыпали насыпь, прокладывали железнодорожное полотно, строили мосты и жилые дома, работали вдоль трассы на лесоповале.

Механизмов не хватало. Повсеместно применялся ручной труд. Главными орудиями на стройке были кирка, лопата, топор и тачка. С их помощью прокладывалась дорога, открывавшая кратчайший путь к природным богатствам Приангарья и Приленья.

Чтобы уменьшить время и затраты на доставку спецконтингента к местам работ, через каждые 6-8 км были созданы лагпункты. Местом для одного из них, на 269-м км трассы, была выбрана равнинная малолесистая долина реки Вихоревы при впадении в нее небольшой речки Уби.

В то время здесь находились сельхозугодья, скотный двор и зимовья колхоза «Веселое поле» деревни Долоново, жители которой еще до революции заготовляли на лугах этого междуречья сено.

Весной 1947 г. земли колхоза вместе с постройками были переданы для нужд Тайшетлага. Строения приспособили для размещения небольшой базы строительства, а в зимовьях расположили оперативную часть. В помощь спецконтингенту здесь организовали также шестое отделение военных строителей, прибывших с Дальнего Востока.

Таким образом был основан опорный поселок строителей, давший начало новому поселению, а затем и железнодорожной станции, открытой в конце осени 1947 г. И поселение, и станция были названы Вихоревка — по имени протекающей рядом реки.

В декабре 1947 г. железнодорожный путь был доведен до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию трасса была пущена 5 июля 1951 г., когда первый поезд проехал по железнодорожному мосту на правый берег Ангары.

На строительстве в районе Вихоревки работало много известных людей, осужденных по политическим статьям как «враги народа». Среди них, например, был бывший заместитель министра хлопковой промышленности СССР. Особо выделялись своим трудолюбием и профессионализмом «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие до осени 1945 г. в Маньчжурии. О них стоит рассказать подробнее.

Еще при строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Харбине сформировалась русская колония из железнодорожных рабочих и служащих. После революции и Гражданской войны сюда переселились остатки колчаковской армии и забайкальского казачества. Русское население Харбина в конце 1920-х гг. насчитывало более 100 тыс. чел. Здесь действовало около сотни предприятий и финансовых учреждений с русским капиталом, около 20 православных церквей, были свои школы, газеты...

В конце 1930-х гг. в Харбине был установлен японский марионеточный режим. После разгрома Квантунской армии в августе 1945 г. в город вошли войска Красной Армии и подразделения НКВД. Вскоре на стройки Тайшетлага (а затем Озерлага) стали поступать новые заключенные — из Маньчжурии.

В середине 1950-х гг. Озерлаг ликвидировали. Большинство политических заключенных были освобождены и впоследствии реабилитированы. В поселке Вихоревка остались в основном те, кому ехать оказалось некуда. Среди них были и «харбинцы» (порядка 400 чел.).

Например, староста и главный строитель единственного городского храма Николая Чудотворца, потомок белого казака Николай Панин. Сын служащего КВЖД В. Чеусов являлся руководителем ассоциации бывших заключенных Озерлага, он описал в воспоминаниях и харбинскую жизнь, и пережитое в советских лагерях. Многие «харбинцы» после освобождения стали считать Вихоревку своей второй родиной и отдали свои силы на ее благо. Вместе с другими бывшими заключенными они построили несколько улиц.

Вскоре в Вихоревку стала приезжать на ударные стройки молодежь. Начиналось строительство большого каскада ангарских ГЭС. Многие из прибывших остались жить в Братском районе и в Вихоревке.

Некогда маленькая станция превратилась в крупный железнодорожный узел. 27 ноября 1957 г. пристанционный населенный пункт Вихоревка был отнесен к категории рабочих поселков городского типа. В те годы старый Братск готовился к затоплению, а новый Братск еще строился и Вихоревка выступала своеобразным неформальным центром Братского района.

Здесь развивалась лесозаготовка, особенно в связи с намечающимся строительством Братского ЛПК. Был создан Вихоревский лесхоз, увеличились объемы отправки грузов по железной дороге. В тот период экономическое развитие Вихоревки базировалось на работе двух градообразующих предприятий — локомотивного депо станции Вихоревка и лесозаготовительного комбината.

Городским поселением в составе Братского района Вихоревка стала 26 октября 1966 г. Эта дата отмечается сейчас как официальный день рождения города.

Экономика

Градообразующей основой Вихоревки является железная дорога, благодаря которой возникло поселение и сейчас развивается город. Эта отрасль представлена одноименной железнодорожной станцией; локомотивным и вагоноремонтным депо; строительно-монтажным поездом; дистанциями электроснабжения, гражданских сооружений, сигнализации и связи; рядом других подразделений ВСЖД. В городе располагается Братское отделение Восточно-Сибирской железной дороги.

Все эти предприятия стабильно работают, дают жителям рабочие места и своевременную достойную зарплату. Благодаря железной дороге в кризисные годы удалось сохранить в городе основные учреждения культуры и объекты социальной сферы.

На станции Вихоревка в мае 2009 г. открыт новый, отвечающий современным требованиям вокзал на 200 пассажиров. Через станцию ежедневно проходят по нескольку пассажирских поездов, здесь формируются к отправке десятки вагонов с лесом, обрабатываются товарные составы.

Второй отраслью специализации Вихоревки является лесная. Уже при строительстве железной дороги Тайшет — Лена Озерлаг начал вести вдоль трассы масштабные лесозаготовки. Вблизи Вихоревки были образованы подразделения № 403, 404 и 405 (на реках Вихореве, Уби и Таби). Лесоповал осуществлялся вручную поперечными пилами с раскряжевкой на месте и трелевкой лошадьми.

Вблизи железнодорожной станции, на 271-м км,  началось создание соответствующей базы, был построен лесопильный завод, выпускавший материалы для строительства двухквартирных домов. Электроэнергию для предприятия в то время давала небольшая электростанция на локомобилях.

В 1952 г. все лесозаготовительные предприятия района были объединены в трест, преобразованный через два года в комбинат «Братсклес», а затем в Братский ЛПХ с центром в старом Братске.

В начале 1960-х гг. из Братского ЛПХ выделили лесозаготовительные отделения, среди которых было Вихоревское, преобразованное вскоре в крупный лесозаготовительный комбинат (Вихоревский ЛЗК). Для подготовки специалистов по деревообработке в 1957 г. был создан учебный комбинат.

Столь масштабные и частые преобразования диктовались необходимостью наращивать объемы лесозаготовки в связи со строительством в Братске мощного лесопромышленного комплекса (Братского ЛПК).

В советское время па базе Вихоревского ЛЗК был создан крупный деревообрабатывающий комбинат, производящий пиломатериалы, строганый шпон, мебель, дверные и оконные блоки. Но в 2002 г. это предприятие объявили банкротом, и почти 1,5 тыс. рабочих и специалистов деревообрабатывающей промышленности потеряли работу (большинство из них являлись ветеранами производства). В настоящее время лесозаготовка осуществляется небольшими частными предприятиями.

К числу прочих отраслей можно отнести строительство, торговлю, транспортное и бытовое обслуживание, общественное питание и др. Данными видами деятельности занимаются сотни частных предпринимателей.

Новой отраслью специализации Вихоревки может стать обслуживание магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан», который проложен вблизи города по территории Братского района.

Транспортная доступность

Через Вихоревку проходит железнодорожная магистраль Тайшет-Лена. Кроме того, Вихоревка соединена автомобильной дорогой с Братском и с трактом Братск-Тулун, выходящим на федеральную автомагистраль М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск).

Расстояние от Вихоревки до областного центра, а также до некоторых других городов Иркутской области и Красноярска показано в табл. 31.

Таблица 31. Расстояние от Вихоревки до некоторых городов, км

Город Расстояние
по железной дороге по автодороге
Вихоревка
Братск 24* 43
Тайшет 269 484
Бирюсинск 282 497
Железногорск-Илимский 286 304
Алзамай 340 417
Нижнеудинск 432 327
Усть-Кут 454** 412
Усть-Илимск 521 303
Тулун 549 204
Красноярск 687 853
Зима 688 337
Черемхово 808 454
Усолье-Сибирское 871 527
Ангарск 899 558
Иркутск 938 602
Слюдянка 1064 714
Байкальск 1099 753

*От станции  Анзёбы.

**До станции Лена.

Социальная сфера

Социально-культурную сферу города обслуживают четыре детских сада, пять общеобразовательных школ, детская школа искусств, Дом детского творчества, реабилитационный центр для детей-инвалидов, детский социальный приют «Солнышко».

С началом реализации в стране национального проекта «Образование» вихоревская школа № 101 (бывшая № 1, созданная в 1952 г.) получила грант в размере 1 млн. р. Благодаря внедрению новых форм обучения и компьютеризации вихоревские школьники смогут получать образование не хуже, чем в областном центре.

Вихоревская средняя образовательная школа № 2 является опорным центром по внедрению предпрофильной подготовки. Она неоднократно награждалась за лучшую методическую работу, а в 1997 г. была победителем российского конкурса «Школа года».

Создана центральная библиотечная сеть, имеются два дома культуры, спортивные комплексы «Таежный» и «Локомотив».

Здравоохранение представлено городской и железнодорожной больницами (в городской больнице недавно построен еще один корпус, в котором разместились педиатрическое и терапевтическое отделения). Имеется также социальный приют для пожилых людей.

В черте города действует санаторий-профилакторий «Сосновые родники». Это круглогодичное лечебно-профилактическое учреждение общетерапевтического профиля на 100 мест для работников ВСЖД. Здесь без отрыва от производства проводится оздоровление и профилактика сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и нервных заболеваний, а также заболеваний органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и др. Имеется отделение реабилитации для людей с профессиональными заболеваниями, а также для пострадавших от несчастных случаев на производстве. Есть детский оздоровительный лагерь круглогодичного действия для детей на 50 мест (пульмонология, гастроэнтерология, неврология, урология, кардиология, ортопедия, отоларингология).

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 11 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.