Это один из старейших городов Восточной Сибири. Он основан в 1648 г. — на 13 лет раньше Иркутска. Находится в западной части Иркутской области, у пересечения Транссибирской магистрали с рекой Удой, в 506 км к северо-западу от областного центра. Является административным центром Нижнеудинского района Иркутской области. В советский период и до 2008 г. был городом областного подчинения (уровня), сейчас включен в состав Нижнеудинского муниципального района как город районного уровня. Занимает площадь 75 км2 (7,5 тыс. га).
Город разместился у подножия отрогов Восточного Саяна, в пойменной долине реки Уды, на высоте 410 м над уровнем моря.
Пойменная долина имеет заболоченные участки. Окрестности представляют собой холмистую, покрытую лесом равнину.
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Нижнеудинске составляет 90 дней. Первые заморозки отмечаются 3 сентября, последние — 4 июня.
Среднемесячная температура января -22,0°С (абс. -50 °С), июля +17,8°С (абс. +38 °С). Среднегодовая температура -1,4°С.
В среднем за год выпадает 438 мм осадков, из этого количества на май-август приходится 62 %.
Нижнеудинск застроен в основном одноэтажными частными домами. Многоэтажные каменные благоустроенные жилые здания сосредоточены главным образом в центральной части города.
Основные жилые массивы располагаются на левом берегу Уды. Здесь же проживает большая часть населения. Левый берег города соединен с правым мостовым переходом.
В городе сохранились постройки конца XIX —начала XX в. Некоторые из них представляют историческую ценность.
Проезжающим по федеральной трассе М-53 город кажется мрачноватым. Но это только первое впечатление. Нижнеудинск славится своей историей и трудовыми династиями. Здесь живут прекрасные люди.
В городе Нижнеудинске проживают 36,7 тыс. чел., или 1,5 % населения Иркутской области (по состоянию на 2010 г.).
Таблица 48. Динамика численности населения Нижнеудинска, тыс. чел.
Год | 1856 | 1897 | 1913 | 1920 | 1930 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 2,4 | 5,8 | 10,1 | 12,3 | 10,8 | 38,9 | 39,7 | 41,5 | 43,8 | 42,5 | 38,8 | 36,7 |
Нижнеудинск основан русскими казаками как «государево зимовье» 14 октября (в Покров день) 1648 г. на возвышенном правом берегу реки Уды. Через год здесь был построен небольшой острог, названный Удинским (по реке Уде), вокруг которого начали селиться пашенные крестьяне.
Прокладка Московского тракта способствовала росту нового поселения. Здесь открыли почтовую станцию и постоялый двор, построили около десятка домов и приходскую Спасскую церковь. Удинское стало центром земледелия и торговли данного района. В окрестностях поселения также возникли притрактовые села Алзамай, Камышет, УК, Худоеланская, Шеберта и др.
Таблица 49. Некоторые события истории Нижнеудинска
В XVIII в. Удинское переименовали в Нижнеудинское. Сделали это для того, чтобы отличать его от другого поселения, основанного в устье другой реки Уды (правого притока Селенги) и также названного Удинским (впоследствии переименованного в Верхнеудинск, а в советское время — в Улан-Удэ).
Герб Нижнеудинска был высочайше утвержден в 1780 г., а еще через три года он стал уездным городом Иркутского наместничества (третьим по величине после Иркутска и Киренска). В то время в городе существовала ямщицкая слобода (28 домов), действовало несколько магазинов, были дома для комендантской канцелярии и казначейства, продолжала действовать Спасская церковь. Крестьянское население занималось землепашеством и скотоводством. Сюда везли одежду, бытовые товары, сельскохозяйственный инвентарь, охотничьи припасы.
Окружным городом Иркутской губернии Нижнеудинск стал в 1822 г., и на него помимо обслуживания Московского тракта возложили функции административно-торгового центра обширной территории. Здесь открыли окружное казначейство и канцелярию, расширили созданное ранее трехклассное училище.
В это время Нижнеудинск имел уже две церкви (одну из них каменную), 440 домов, 9 торговых лавок, богадельню и кабак.
В конце 1830-х гг. в горах Восточного Саяна, в бассейне Бирюсы, приступили к разработке золотых россыпей, и город превратился в резиденцию саянских золотоискателей. Золотодобыча оживила торговлю и увеличила население Нижнеудинска до 2 тыс. чел. В городе построили крупный гостиный двор и склады для товаров. Возникла ремесленная промышленность, представленная десятком кузниц, кирпичным, кожевенным, стекольным, столярным, колесным и рядом других производств. В этот период в Нижнеудинске действовало уже три церкви (в том числе две каменных). Был открыт еврейский молитвенный дом.
Очередной этап в развитии города начался с прокладки Транссибирской железной дороги. В его окрестностях были построены железнодорожный мост, товарная станция, паровозное депо, вокзал, ремонтные мастерские, пристанционный поселок. Первый поезд нижнеудинцы встретили 9 сентября 1897г. Вскоре по Транссибу началось регулярное движение поездов. На станции открыли буфет, сберегательную кассу, пункт Переселенческого управления для прибывавших крестьян-переселенцев из Европейской России.
Благодаря железной дороге территория Нижнеудинского уезда начала быстро заселяться и осваиваться. Появились десятки сел, открылись новые лесоучастки. Активизировалась экономическая и культурная жизнь. Здесь построили пивоваренный и кирпичный заводы. В железнодорожном клубе с 1903 г. начал действовать любительский театр. За два первых десятилетия XX в. численность населения города удвоилась (с 6,1 до 12,3 тыс. чел.). Со станции начали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы — зерно, мясо, кожи, лес и пиломатериалы.
Революция кардинально поменяла привычный хозяйственный уклад и затормозила поступательное развитие. В 1918 г. из-за перебоев в работе железнодорожного транспорта на Транссибе вспыхнул мятеж Чехословацкого корпуса. На станции Нижнеудинск скопилось несколько эшелонов с белочехами. Используя недовольство населения, большевистское подполье развернуло в уезде партизанское движение и организовало на нижнеудинском участке дороги диверсионную работу. В результате к концу 1919г. город фактически оказался в руках большевиков. Поэтому именно в Нижнеудинске был остановлен эшелон Колчака (здесь он простоял почти две недели), а сам адмирал по указанию Верховного совета Антанты был взят под международную охрану белочехами. Здесь же ему предложили передать права «верховного правителя российского государства» Деникину.
В 1922 г. административный центр уезда перенесли в соседний Тулун, который в то время имел более мощный экономический потенциал и только что получил статус города.
К возрождению промышленного производства в Нижнеудинске приступили только в 1930-е гг. В этот период реконструировали разрушенные революцией и Гражданской войной кирпичный и пивоваренный заводы, открыли пункт забоя скота (на его базе впоследствии создадут мясокомбинат), организовали кондитерское и мебельное производства. На железнодорожном узле расширили локомотивное и построили вагонное депо. В эти же годы начали промышленную добычу слюды в бассейне Бирюсы и создали крупное производство по ее переработке.
С началом Великой Отечественной войны в Нижнеудинске образован эвакуационный госпиталь (для его размещения выделены здания медучилища и ряда школ). При медучилище созданы курсы военных медсестер. Госпиталь получает хирургический профиль и принимает раненых, в основном с повреждениями опорно-двигательного аппарата.
За годы войны тысячи горожан ушли на фронт. Многие погибли в боях за Родину. Десять человек удостоены звания Героя Советского Союза. В честь погибших земляков в центре города сооружен памятник-мемориал.
В послевоенные годы Нижнеудинск становится центром лесозаготовки и базой геологов, ведущих поиск полезных ископаемых в горах Восточного Саяна. В течение 15 послевоенных лет в городе открыли более 70 различных предприятий и организаций.
Начиная с 1970-х гг. развернулось массовое жилищное строительство, существенно изменившее облик города. На месте старых деревянных строений появились кварталы типовых каменных многоэтажек. Снесена почти вся историческая застройка Подгородной слободы. При возведении нового моста через Уду сильно пострадала застройка исторического центра города. Но кое-где все еще остаются фрагменты улиц, сохраняющие колорит прошлого. К историко-заповедным местам относится застройка на острове между рекой Удой и протокой Застрянкой, отдельные кварталы на улицах Сбитнева, Ленина, Тургенева
Нижнеудинск все чаще называют городом железнодорожников. И это правильно. Ведь его градообразующей основой является железнодорожный транспорт, вклад которого в экономику города и наполнение местного бюджета неуклонно растет и уже превышает 60 %. На предприятиях отрасли работает почти каждый пятый трудоспособный житель Нижнеудинска. Здесь сформировалось много железнодорожных династий. Город дал стране двух министров путей сообщения (Николая Аксененко и Геннадия Фадеева) и начальника ВСЖД (Геннадия Комарова).
Второй градообразующей основой продолжает оставаться промышленность. Но ее вклад в городскую экономику стал менее весомым, по сравнению с советским периодом. Достаточно сказать, что в доперестроечное время в Нижнеудинске успешно работали такие крупные предприятия, как завод «Транслеспромздание» (выпускавший здания контейнерного типа), завод дорожно-строительных материалов, слюдяная и мебельная фабрики, пивоваренный завод, мясокомбинат, кондитерская фабрика, молокозавод, ряд лесоперерабатывающих производств и др. Эти предприятия выпускали более 50 наименований продукции, которую хорошо знали далеко за пределами Иркутской области.
В настоящее время основной объем промышленного производства в Нижнеудинске приходится на лесозаготовку
Ныне из перечисленного списка почти не осталось ни одного предприятия. Сохранились лишь небольшие производства в лесозаготовительной, пищевой и строительной отраслях. При этом преобладают предприятия лесного комплекса, на долю которых приходится 70 % промышленной продукции.
Торговля и общепит. В городе более 200 стационарных розничных торговых точек (магазинов, павильонов, киосков, торговых ларьков). Действует городской рынок. Периодически проводятся ярмарки. Работает более десятка заведений общепита.
Малый бизнес. Этот сектор экономики представлен примерно сотней небольших предприятий (на которых трудоустроено 800 чел.), а также 1,4 тыс. предпринимателей, работающих без образования юридического лица. Почти все они заняты в торговле и общественном питании (около 65 %), в промышленном производстве — 10 %.
Через Нижнеудинск проходят железнодорожная магистраль и федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск).
С момента прокладки Транссиба в Нижнеудинске действуют железнодорожная станция и локомотивное депо. В середине 1930-х гг. было создано вагонное депо, реконструированное совсем недавно.
Город соединен автодорогой (около 160 км) с поселком Чунским (административным центром Чунского района), а также с рядом поселений Нижнеудинского и соседних районов.
В городе с 1930-х гг. действует аэропорт, расположенный в долине реки Уды на высоте 408 м над уровнем моря. В советское время Нижнеудинск был связан регулярным авиасообщением с областным центром, поселками Тофаларии (Верхней Гутарой и Алыгджером), рядом других населенных пунктов области. В настоящее время прежних регулярных рейсов нет.
Аэропорт имеет статус внутреннего, работает только в светлое время суток. Здесь было построено две взлетно-посадочных полосы — грунтовая (1 150x60 м) и асфальтовая (90 х 20м). Они способны принимать небольшие самолеты массой до 20 т (Ан-2, Л-410 и др.) и вертолеты всех типов.
Таблица 50. Расстояние от Нижнеудинска до некоторых городов, км
*До станции Анзёби.
**До станции Лена.
Общая площадь жилищного фонда Нижнеудинска — около 800 тыс. м2, или 1,5 % областного жилищного фонда (по состоянию на 2008 г.). Центральным отоплением оснащено 53 % жилья, горячим водоснабжением — 43 %, водопроводом и канализацией — 54 %. Газификация отсутствует. Напольными электроплитами оборудовано 47 % квартир.
В городе 29 муниципальных котельных. Централизованное водоснабжение осуществляется от двух поверхностных водозаборов на реке Уде (производительностью 25 м3 в сутки). Локальное водоснабжение обеспечивается 50 подземными артезианскими скважинами, 27 водонапорными башнями и 34 водопроводными колонками. Протяженность водопроводных сетей — 68 км.
Дальнейшее развитие города будет по-прежнему связано с железной дорогой, заготовкой и переработкой древесины. Дополнительному росту может способствовать возрождение утраченного городом промышленного потенциала. Новыми направлениями его развития могут стать туристско-рекреационная сфера и малое предпринимательство.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей