Бодайбо // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Геральдика

Источник: Официальный сайт Администрации муниципального образования города Бодайбо и района

Город Бодайбо

Автор: One-O
Источник: Восточно-Сибирская правда
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: pribaikal.ru
Автор: Лубенец Алексей
Источник: ИА Сибирские новости
Автор: Лубенец Алексей
Автор: SA
Автор: SA
Автор: Jelagun
Автор: Jelagun
Автор: Jelagun
Автор: Jelagun
Автор: Jelagun
Автор: One-O
Автор: One-O
Автор: alvarets
Автор: One-O
Автор: One-O
Источник: www.panoramio.com
Автор: Не известен
Источник: pribaikal.ru
Автор: Кулёв Никита

Этот город, основанный в середине XIX в. как приисковая Бодайбинская резиденция, находится в северо-западной части Иркутской области, на реке Витим (правый приток Лены). Расстояние от Бодайбо до областного центра по прямой составляет 885 км, по автодороге (через ТаксимоСеверобайкальскЖигалово) — 1444 км.  Город является административным центром Бодайбинского района Иркутской области. Занимает площадь 56 км2 (5,6 тыс. га). В советское время и вплоть до 2008 г. Бодайбо относился к городам областного подчинения (уровня). Сейчас он является городом районного уровня (подчинения) и включен в состав единого муниципального образования «город Бодайбо и район».

Рельеф

Город расположен в правобережной пойменной долине реки Витим, в месте впадения в нее речки Бодайбо, на высоте 280 м над уровнем моря. Окружен горами, образованными отрогами Кропоткинского хребта (с севера) и Северо-Байкальского нагорья (с юга).

Окрестности представляют собой горно-таежную местность. В правобережной пойменной части Витима, ниже речки Бодайбо, имеются небольшие участки сельскохозяйственных земель, используемых еще с XIX в. для сенокосов, выпаса скота и выращивания овощей.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Бодайбо составляет 105 дней. Первые заморозки фиксируются 12 сентября, последние — 29 мая.

Среднемесячная температура января -31,8 °С (абс. -55 °С), июля +17,9°С (абс. +39 °С). Среднегодовая температура -5,6°С.

В течение года выпадает около 500 мм осадков, из этого количества на май-август приходится 56 %.

Облик города

Город протянулся вдоль правобережной долины Витима более чем на 6 км. С момента своего основания и вплоть до середины XX в. он застраивался главным образом одноэтажными деревянными домами. Многоэтажные каменные жилые благоустроенные здания, изменившие облик Бодайбо, начали возводиться в массовом порядке с 1970-х гг.

Ныне в Бодайбо деревянная застройка соседствует с застройкой многоэтажными каменными благоустроенными домами. Старое здесь переплетается с новым.

Город расположен среди тайги. Летом здесь буйство зелени и цветов, а зимой много снега  и настоящий сибирский мороз.

Население

В городе Бодайбо сейчас проживают 14,5 тыс. чел., или 0,6% населения Иркутской области (по состоянию на 2010 г.). Количество жителей здесь постоянно росло, но с началом кризисных 1990-х годов стало сокращаться как по причине естественной убыли (смертность превышала рождаемость), так и в связи с выездом наиболее активной части населения, в основном молодежи, за пределы города и района. Отрицательная демографическая динамика сохраняется и в настоящее время (табл. 20).

Таблица 20. Динамика численности населения Бодайбо, тыс. чел.

1910 1920 1930 1940 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010
6,8 2,5 13,4 15,1 18,1 13,9 14,6 21,3 17,7 16,0 14,5

История

Первые русские люди появились на Витиме в 1639. Это был отряд атамана Михаила Перфильева. Их встретил суровый необъятный край, где лишь изредка встречались кочевья эвенков. Почти два века этот район оставался малоизученным. Только с открытием здесь первых золотых россыпей в 1846 г. началось его освоение.

Для хозяйственного развития района потребовалась база, и в 1864 г. в удобном месте на берегу Витима, в устье речки Бодайбо, основали приисковую Бодайбинскую резиденцию (склад грузов и перевалочный пункт). Сначала резиденция обслуживала лишь один Стефано-Афанасьевский прииск, но вскоре стала опорной базой освоения всей обширной территории Лено-Витимского золотоносного района.

Название резиденции (данное по речке с эвенкийским названием Бодайбо) оказалось созвучным со старинной старательской мольбой-талисманом «Подай Бог!». Первые золотоискатели увидели в этом случайном совпадении звучания русских и эвенкийских слов знаменье, предвещающее удачу. И действительно, вся дальнейшая история Бодайбо была связана с очень успешным развитием в районе золотодобывающей промышленности.

Уже в начальный период, в течение первых 20 лет, вблизи Бодайбинской резиденции было добыто около 25 т золота. А в 1881 г. здесь был найден самый крупный золотой самородок — весом 26 кг! Однако к концу XIX в. наиболее богатые поверхностные россыпи были выработаны. Потребовались значительные средства для проведения широкомасштабных геологоразведочных работ с целью обнаружения новых крупных запасов золота, а также для технического переоснащения и обустройства приисков.

Бодайбинская железная дорога действовала 72 года (с 1895 по 1967г.). Она начиналась у пристани, дважды пересекала город и шла до золотых приисков

В 1896 г. было создано крупнейшее в России акционерное общество «Лензото» («Ленское золотопромышленное товарищество»), что дало возможность привлечь в золотопромышленность отечественных и иностранных инвесторов и объединить их ресурсы. К началу 1910 г. доля иностранных инвестиций в капитале акционерного общества достигла 65 %. К тому времени «Лензото» держало в своих руках почти все крупные прииски Лено-Витимской системы (122 прииска) и Лено-Витимское пароходство, став самым мощным золотопромышленным предприятием мира.

Началось ускоренное освоение района. Уже в 1895 г. здесь были проложены первые рельсы узкоколейной железной дороги — от пристани через Бодайбинскую резиденцию до ближайших приисков (это событие произошло за три года до прихода первого поезда в Иркутск). Через год заработала первая в Иркутской губернии (и вторая в России) гидроэлектростанция мощностью 300 кВт (в то время самая мощная в России). Была проложена первая в стране линия электропередач. Всего к 1914г. в районе действовало шесть гидроэлектростанций, работавших в единой энергосистеме (первой в России). Их электроэнергия использовалась не только для производственных целей, но и для бытовых нужд.

На Надеждинском прииске открыли (впервые в России) электрифицированную железную дорогу, служившую для перевозки торфа, гальки и золотоносных песков. В этот же период для проходки шурфов стали применять (опять же впервые в России) алмазное оборудование. А для проведения геологоразведочных работ приглашались лучшие отечественные и зарубежные специалисты, среди которых был будущий академик АН СССР В.А. Обручев.

На многих приисках стали осуществлять паровое оттаивание песков, а с 1914г. — внедрять зимнюю промывку, сделавшую процесс золотодобычи круглогодичным. В район стали поступать первые экскаваторы и крупные электродраги с черпаками объемом 100 и 210 л. Перед революцией готовились полигоны для размещения новых высокопроизводительных драг вдоль рек Бодайбо, Жуи, Чары и др. Однако революционные события прервали процесс модернизации отрасли. Очередная из запланированных до революции электрических драг, с емкостью черпака 476 л, появилась на прииске Благовещенском только через 12 лет (в 1929 г.). Она стала одной из крупнейших в СССР.

Модернизация отрасли позволила поднять производительность труда почти на 40 %, и в результате существенно увеличилась золотодобыча. Достаточно сказать, что в 1910-1916 гг. ежегодно добывалось около 16т золота. Этот рекорд не удалось перекрыть даже в советское время (рис. 4).

Но процесс бурного развития отрасли был омрачен трагедией 1912 г., когда акционеры, получившие максимальную прибыль (около 9 млн. р. золотом), не захотели выделить 100 тыс. р. на улучшение социально-бытовых условий на приисках. По этому поводу произошло стихийное выступление рабочих, которое привело к трагической гибели 270 человек и отставке правления «Лензото».

Таблица 21. Некоторые события истории Бодайбо и района

Год Событие
1846 Открыты первые золотые россыпи в верховьях реки Хомолхо
1849 Исполняющий обязанности губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьев утверждил два первых прииска — Спасский и Вознесенский.
1864 Основана Бодайбинская резиденция (перевалочный пункт и склад грузов). Организовано Лено-Витимское пароходство.
1881 Найден самородок золота весом 26 кг.
1895 Начато строительство узкоколейной Бодайбинской железной дороги.
1896 Создано акционерное общество "Лензолото"
1897 Пущена ГЭС на реке Ныгри мощностью 300 кВт.
1903 Бодайбинская резиденция переименована в гоод Бодайбо.
1912 Ленский расстрел (убито 270, ранено 250 человек).
1914 В Бодайбо открыты реальное училище и женская прогимназия.
1925 Подписан договор о концессии с английской компанией "Лена голдвилдс лимитед" сроком на 30 лет. Создан Бодайбинский раойон с центром в городе Бодайбо.
1928 В Бодайбо из Иркутска прибыл первый гидросамолёт.
1930 Открыт горный техникум. Вступила в строй первая приёмопередающая радиостанция.
1932 Организован государственный золотопромышленный трест "Лензолото"
1936 В посёлке Мамакан пущена ГЭЦ, а к Бодайбо подведена ЛЭП-35.
1961 Пущена турбина Мамаканской гидростанции (полностью ГЭС сдана в 1962 г.)
1967 В Бодайбо прибыл первый турбовинтовой самолёт АН-12. Закрыта Бодайбинская железная дорога, проработавшая 72 года.
1985 Построено новое здание аэровокзала
1992 Объединение "Лензолото" преобразовано в ЗАО "Лензолото"
2007 Намечена модернизация системы теплоснабжения города Бодайбо

Однако ленская трагедия 1912 г. бледнеет перед трагедией послереволюционного периода, когда в результате национализации хозяйственная деятельность на приисках была полностью парализована. Район оказался отрезанным от снабжающих центров. Свирепствовал голод. Добыча золота к 1921 г. сократилась в десятки раз и не превышала 2,5 % дореволюционного уровня. Рабочие покидали прииски.

Хотя золотопромышленность района перешла в полное ведение большевиков, обещавших рабочим безбедную и счастливую жизнь, это не улучшило положение на приисках. Вскоре новая власть предприняла попытку привлечь в разрушенную золотопромышленность иностранный капитал. В августе 1925 г. правительство СССР заключило концессионный договор с английской компанией «Лена Голдфилдс лимитед», которая уже в 1926 г. увеличила золотодобычу до 9,6 т, что составило 58 % дореволюционного уровня.

Восстановив золотодобычу, новая власть провозгласила политику вытеснения иностранного капитала. Производственная активность компании снизилась, и весной 1930 г. концессионный договор был прерван. Через два года был организован Государственный всесоюзный трест «Лензолото», и экономические стимулы стали заменяться административными. В 1930-х гг. как «враги народа» были арестованы более 5 тыс. жителей Бодайбинского района, из них убиты 950 чел. (в 3,5 раза больше, чем погибло во время Ленского расстрела). Но даже такие суровые меры не смогли поднять золотодобычу выше дореволюционного и даже нэповского уровней.

В послевоенные годы объем золотодобычи поддерживался за счет освоения новых золотоносных участков, повышения уровня механизации и увеличения доли открытой разработки. Вблизи Бодайбо в 1961 г. была пущена Мамаканская ГЭС мощностью 80 МВт. Прииски оснащались крупными электродрагами (одна из них, на прииске Маракан, с объемом черпака 600 л стала крупнейшей в мире).

В 1970-х гг., благодаря использованию электродраг, получали свыше половины общего объема добываемого в районе золота, остальное приходилось на подземный и гидравлический способы. К середине 1980-х гг. в объединении «Лензолото» действовало 14 драг, а уровень механизации приближался к 100 %.

В 1986 г. принято решение о строительстве комбината на Сухоложском золоторудном месторождении, которое является одним из крупнейших в мире. В то время его балансовые запасы были утверждены в объеме чуть более 1 тыс. т золота. Это означает, что при промышленном освоении месторождение может ежегодно давать до 50 т драгоценного металла. С предстоящим освоением данного месторождения был связан бурный рост многоэтажного жилищного строительства в Бодайбо. Началось возведение моста через Витим и домостроительного комбината.

У города Бодайбо и района единый герб. На нем в червленом (красном) поле изображена рысь, лежащая на сундуке (фигуры золотые). Сундук символизирует природные богатства района, в первую очередь золото, которые необходимо сохранять и приумножать. Обитающая в местной тайге рысь, охраняющая сундук, указывает на то, что, прежде чем воспользоваться богатствами, их нужно добыть, что не всегда просто. Его авторами являются Оксана Фефелова (Балашиха), Константин Моченов (Химки), Кирилл Переходенко (Конаково), Галина Русанова (Москва). Герб утвержден районной думой 31 мая 2004 г. Внесен в Государственный геральдический регистр (№ 1443).

В кризисные 1990-е годы отрасль, а следовательно и город, переживали нелегкие времена. Было остановлено (в 1992 г.) строительство комбината в Сухом Логе, свернуты программы дорожного и жилищного строительства. На приисках осталось всего несколько драг. Из района и города начался отток населения. Были прекращены геологоразведочные работы. Стала разрушаться производственная и социальная инфраструктура. В 1992 г. затонула мараканская драга.

Возрождение отрасли началось в конце 1990-х гг. Наряду с разработкой россыпей приступили к добыче рудного золота на сравнительно небольших и высокоэффективных месторождениях. Доразведаны и переоценены балансовые запасы Сухоложского месторождения. Была намечена программа модернизации городского теплоснабжения. Бодайбо стал по-прежнему выполнять функцию главной базы Лено-Витимского золотопромышленного района.

Ископаемые ресурсы

В пределах Бодайбинского района сосредоточено 95 % россыпного и примерно столько же рудного золота Иркутской области. Кроме того, в районе имеются запасы кварца, кирпичных глин (в Бодайбо действовал кирпичный завод), песка, гравия, извести, сапропеля, чароита и др.

Экономика

Градообразующей основой Бодайбо является золотодобывающая промышленность. Благодаря развитию данной отрасли возник и существует современный город. Отрасль представлена как крупными золотодобывающими предприятиями (ОАО «Лензолото», ЗАО «Артель старателей «Витим», ОАО «Высочайший», ООО «Ленская золоторудная компания»), так и небольшими старательскими артелями, действующими на территории Бодайбинского района.

Кроме золотодобывающей промышленности в Бодайбо развивались строительство и промышленность строительных материалов. В конце 1980-х гг. восточнее аэропорта начал строиться завод крупнопанельного домостроения (в кризисные 1990-е годы его строительство было остановлено).

В числе прочих отраслей торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и др. Данными видами деятельности занимается около сотни частных предпринимателей.

Транспортная доступность

В дореволюционный период к приискам витимской системы можно было попасть из Иркутска — сначала до поселка Жигалово по гужевой дороге (400 км), затем пароходом вниз по Лене и далее вверх по Витиму (350 км). Был еще один путь — по Ангаре через несколько порогов, затем через водораздел между Ангарой и Леной по грунтовой дороге (длиной 260 км) и вновь на пароходе до Бодайбо. Только исключительные богатства россыпей давали возможность золотопромышленному району успешно развиваться в этом глухом и отдаленном уголке Восточной Сибири.

Водный транспорт. В настоящее время реки Лена и Витим продолжают оставаться основными транспортными магистралями для доставки в Бодайбо и золотопромышленный район крупных грузов и горюче-смазочных материалов. Реки судоходны с конца мая до конца октября (пять месяцев в году). В Бодайбо находится несколько пристаней, наиболее крупная — в центральной части города.

Авиатранспорт. Первые воздушные линии между Иркутском и Бодайбо были организованы в конце 1930-х гг. Грузовые транспортные самолеты стали совершать полеты с 1967г.

В настоящее время аэропорт Бодайбо относится к категории внутренних и находится в пределах городской черты, в 3 км к востоку от центра города. Он имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу протяженностью 1 600 м и шириной 42 м. Может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолеты, а также вертолеты всех типов.

В советское время с бодайбинского аэропорта осуществлялось много авиарейсов в различные города и поселки Иркутской области и Якутии, а также внутрирайонные авиаперевозки. Ныне регулярные авиарейсы выполняются только до Иркутска. Но несмотря на сокращение числа авиаперевозок, аэропорт продолжает сохранять свое значение важного северного авиаузла.

Автотранспорт. Бодайбо соединено автодорогой с железнодорожной станцией Таксимо (224 км), расположенной на БАМе, а также внутрирайонной автодорогой Бодайбо—Перевоз с приисковыми поселками. Автотранспорт имеет важное значение в доставке грузов и пассажиров на прииски и золотодобывающие предприятия.

Мост через  Витим  начали строить в конце 1980-х гг., но так и не достроили

В зимний период (с ноября по апрель) действуют так называемые зимники, по которым также осуществляется грузовое и пассажирское сообщение между районными центрами Бодайбо и Мама.

Еще в советский период в Бодайбо начали строить мост. Строительство было прервано с началом кризисных 1990-х годов. Сейчас в летнее время в городе действует паромная переправа, соединяющая город с автодорогой Таксимо-Бодайбо.

В целом же город Бодайбо, как и весь Бодайбинский район, относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки, главным образом водным транспортом в летний период или автотранспортом по зимникам.

Расстояние от Бодайбо до некоторых городов Иркутской области, а также до Красноярска и Улан-Удэ показано в табл. 22.

Таблица 22. Расстояние от Бодайбо до некоторых городов, км

Город Расстояние по автодороге
Бодайбо
Северобайкальск 634
Усть-Кут 970
Киренск 1040
Братск 1339
Иркутск 1444
Шелехов 1462
Ангарск 1488
Усолье-Сибирское 1519
Слюдянка 1556
Тулун 1564
Черемхово 1592
Байкальск 1595
Усть-Илимск 1599
Нижнеудинск 1687
Тайшет 1844
Улан-Удэ 1894
Красноярск 2213

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда города Бодайбо — более 450 тыс. м2, или 0,8 % жилищного фонда Иркутской области. Водопроводом и канализацией оснащено примерно 70 % жилья, централизованным отоплением — около 80 %, горячим водоснабжением — 65 %, напольными электроплитами — 74 %. Газификации нет.

В городе намечены мероприятия по реконструкции систем теплоснабжения. За счет формирования единой централизованной системы теплоснабжения планируется сократить объем завоза жидких энергоносителей (соответственно, и бюджетные расходы). Мероприятия предусматривают модернизацию котельной ЦОК-1 с увеличением ее установленной мощности, системную реконструкцию тепловых сетей города и строительство их новых участков, установку локальных котельных, модульных центральных тепловых пунктов и создание гидравлически независимых трехступенчатых тепловых контуров. Несмотря на высокую стоимость всего проекта, он характеризуется 15-процентной рентабельностью, что позволяет привлечь для его реализации внебюджетные инвестиции.

Перспективы

Развитие города, как и развитие всего Бодайбинского района, всегда было тесно связано с ростом золотодобычи. Ожидается, что в перспективе наряду с традиционной для этого золотоносного района разработкой россыпей будет расширяться добыча рудного золота (на данной территории сосредоточены крупнейшие в России золоторудные запасы). При этом разработка именно рудных месторождений, таких как Сухоложское, Высочайшее, Юбилейное и др., обеспечит круглогодичную добычу, снимет пресловутую проблему сезонного кредитования отрасли, будет способствовать социально-экономическому развитию города и района. Однако очень важно, чтобы масштабное освоение месторождений рудного золота не мешало эксплуатации золотоносных россыпей.

Промышленное освоение золоторудных месторождений потребует модернизации инфраструктуры района — обустройства дорог, завершения строительства моста через Витим и др. Для надежного и бесперебойного обеспечения электроэнергией необходимо строительство новой ЛЭП. Целесообразно вернуться к решению вопроса строительства в районе Тельмамской ГЭС, возведение которой планировалось еще в 1960-1970-х гг.

Читайте в Иркипедии:

  1. Город Бодайбо. Фотоальбом Бориса Слепнева
  2. Бодайбо (аэропорт)
  3. Культурно-досуговый центр города Бодайбо
  4. Ленские золотые прииски и "Лена-Гольдфильдс Лимитед"
  5. Город Бодайбо на старинных открытках (конец XIX - начало XX веков)
  6. Бодайбинлаг
  7. Бодайбо — край на золоте и костях
  8. Православные храмы Бодайбинского района

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 31 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Города Иркутской области | Бодайбо