Новости

Восточно-Сибирская железная дорога

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

ВСЖД

Здание Управления ВСЖД (улица Карла Маркса, 7)
Здание Управления ВСЖД (улица Карла Маркса, 7)
Здание Восточно-Сибирской дирекции управления движением (улица 2-я Железнодорожная, 12/1)
Здание Восточно-Сибирской дирекции управления движением (улица 2-я Железнодорожная, 12/1)
Автор: Валерий Панфилов
Вокзал станции "Иркутск-Пассажирский"
Вокзал станции "Иркутск-Пассажирский"
Автор: Валерий Панфилов
Вокзал станции "Слюдянка"
Вокзал станции "Слюдянка"
Автор: Валерий Панфилов
Вокзал станции "Тулун"
Вокзал станции "Тулун"
Автор: Не известен
Вокзал станции "Нижнеудинск"
Вокзал станции "Нижнеудинск"
Автор: Неизвестен
Вокзал Иркутской детской железной дороги
Вокзал Иркутской детской железной дороги
Автор: Не известен
Здание Управления железной дороги ("Дом Кузнеца"), 1913
Здание Управления железной дороги ("Дом Кузнеца"), 1913
Автор: Неизвестен

Восточно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО «Российские железные дороги») пролегает по территории Бурятии и Иркутской области. Управление  в городе Иркутске. Главная станция дороги — Иркутск-Пассажирский

Энциклопедическая справка

Восточно-Сибирская железная дорога выделена в 1934 из Томской и Забайкальской дорог. Первый поезд в Иркутск пришел в 1898. Были образованы Сибирская железная дорога (от Челябинска до Иркутска), Забайкальская с центром в Иркутске (от Иркутска до Читы и ст. Маньчжурия). Центром ВСЖД стал Иркутск.

В 1961 границы дороги были изменены. Она охватывала территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Кемеровской и Читинской области. Граничила с Западно-Сибирской железной дорогой (ст. Междуреченск и Мариинск), с Забайкальской железной дорогой (ст. Петровский Завод). На юге ВСЖД подходит к границе РФ с МНР (ст. Наушки).

Эксплуатационная длина ВСЖД – 5312 км (3,9% протяженности всей железной дороги бывшего СССР). Дорога связывает районы Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока с остальной железнодорожной. сетью страны.

ВСЖД обслуживает крупные пром. районы по добыче железной руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, машино- и станкостроения, цветной металлургии и др. Кроме того, ВСЖД обслуживает сельскохозяйственные районы по производству зерна и животноводческой продукции.

Иркутск – крупнейший железнодорожный узел на магистрали. Основная линия ВСЖД, Мариинск – Петровский Завод (часть будущей Транссибирской магистрали), была построена в 1898-1905. Кругобайкайльский участок дороги (ст. Байкал – Култук) – единственный на всем протяжении Великой Сибирской магистрали участок, где железная дорога сохранилась в первозданном виде: мосты, подпорные стены, тоннели с выложенными байкальским мрамором порталами – естественный музей природы и техники. Позднее построены линии: Ачинск – Абакан (1926), Заудинский – Наушки (1940), ТайшетБратск – Лена (1958). Абакан – Междуреченск (1959), Тайшет – Абакан (1965), Ачинск – Абалаково (1967), Решоты – Богучаны и Хребтовая – Усть-Илим (1971).

С 1974 началась десятилетняя эпопея Байкало-Амурской магистрали, часть которой в пределах Восточной Сибири (от ст. Лена на восток) вошла в состав ВСЖД. Все эти линии связали в единую систему крупные промышленные районы, сгруппированные вокруг Иркутской, Братской, Усть-Илимской, Богучанской, Красноярской и Шушенской электростанций, вокруг природных комплексов с запасами угля (Ачинск, Черемхово), железа, алюминия, меди (Шелехов, Братск, Железногорск, Удокан), древесины, нефтехимии (Ангарск) и др.

В дальнейшем части ВСЖД были переданы в состав соседних дорог, но в 1996 к ВСЖД было присоединено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской магистрали. В 2001 ВСЖД граничила с Красноярской (ст. Юрты), Забайкальской (ст. Петровский Завод), Дальневосточной (ст. Хани) железными дорогами. На юге ВСЖД подходит к границе с Монголией (ст. Наушки). Общая протяженность магистрали 3828 км.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011.

История строительства дороги

Идея сооружения дороги через малозаселенную и почти не исследованную область Восточной Сибири была высказана в 1870-80-е. После завершения в 1884 строительства участка Уральской железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени, необходимость прокладки дороги стала очевидной.

Для проведения изысканий по будущей трассе Транссибирской железной дороги в 1887 были созданы три экспедиции. В 1893 был создан комитет по сооружению Сибирской железной дороги. К 1895 закончена прокладка линии от Челябинска до станции Обь у поселка Новониколаевский (ныне город Новосибирск).

Первый поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895. От от Красноярска была начата прокладка железнодорожной линии на Иркутск. Со стороны Красноярска до Иркутска прямое сообщение было открыто 1 января 1899. В июле 1899 линия продлена от Иркутска до пристани Байкал.

Участок Петровский Завод — Мысовая был открыт для движения 16 декабря 18991В 1900 закончено строительство Забайкальского участка от станции Мысовая до Сретенской. Кругобайкальская дорога строилась до 1905.

В нынешнем виде дорога организована приказом НКПС от 3 марта 1934 из частей Забайкальской и Томской железной дороги1.

В 1936 из состава ВСЖД была выделена Красноярская железная дорога (станции Мариинск — Тайшет). В 1976 дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1996 в состав дороги включено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской железной дороги им. Ленинского Комсомола.

Характеристика дороги

Дорога является составной частью Транссиба. В состав дороги также входит часть Байкало-Амурской железной дороги (БАМ). Управление дороги находится в Иркутске1. Дорога граничит с Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной железными дорогами, на юге по станции Наушки — с железными дороги Монголии.

Эксплуатационная длина дороги на 1990 год составляла 2 665,4 км, на 2009 год 3 876 км.

Наиболее крупные станции дороги:

  1. Слюдянка

  2. Черемхово

  3. Коршуниха

  4. Ангарск

  5. Иркутск сортировочный

  6. Иркутск пассажирский

  7. Лена

  8. Усолье-Сибирское

  9. Китой

  10. Суховская

  11. Братск

  12. Усть-Илимск

  13. Тайшет

  14. Северобайкальск

Структура дороги

В состав дороги входят региональные представительства:

  1. Тайшетское (Тайшет)

  2. Иркутское (Иркутск)

  3. Улан-Удэнское (Улан-Удэ)

  4. Северо-Байкальское (Северобайкальск)

Возглавляет каждое представительство на месте заместитель начальника дороги. В оперативном подчинении каждого руководителя находятся линейные подразделения инфраструктуры, локомотивные депо.

Фирменные поезда

Пассажирское депо «Иркутск» формирует и обслуживает несколько пассажирский поездов: «Байкал»: (Иркутск — Санкт-Петербург), «Баргузин»: (Иркутск — Забайкальск).

Ранее существовали и другие фирменные, например, «Ангара» (Иркутск — Гидростроитель).

Читайте в Иркипедии:

  1. Железная дорога по льду Байкала
  2. Кругобайкальская железная дорога
  3. Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя 1908-1909 годов
  4. Летняя поездка по Кругобайкальской железной дороге
  5. Забайкальская железная дорога
  6. Детская Восточно-Сибирская железная дорога
  7. Иркутская детская железная дорога. История. Архивные фото
  8. Бодайбинская железная дорога
  9. Железная дорога Абакан - Тайшет

Литература

  1. Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль: Путь в 100 лет (1898–1998). Иркутск, 1998.
  2. Пролегли пути вокруг Байкала. Станции Восточно-Сибирской железной дороги. История и современность: Путеводитель / Сост. А. Н. Гаращенко. Иркутск, 2009.

Ссылки

  1. Восточно-Сибирская железная дорога: официальный сайт

Примечания

  1. Большая Советская энциклопедия. / Гл. ред. Б.А. Введенский, 2-е изд. Т. 9. Вологда: Газели, 1951. 624 стр., илл.; 51 л. илл. и карт.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 июня 2024

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Транспортный комплекс