Новости

Железная дорога Абакан – Тайшет

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Железная дорога Абакан – Тайшет («Трасса мужества») — железная дорога, строившаяся в 1959-1965 на территории Красноярского края, частично республики Хакасия и Иркутской области. Является продолжением железной дороги Новокузнецк Абакан, построенной в 1949-1950.

Железная дорога Абакан – Тайшет: общие сведения

Длина участка Абакан — Тайшет составляет 647 км, всей дороги Новокузнецк — Тайшет — 1034 км. От Абакана дорога идёт преимущественно в восточном направлении. После станции Курагино дорога поворачивает на северо-восток и идёт преимущественно в этом направлении. После станции Саянская дорога вновь поворачивает на восток и на протяжении 250 километров идёт параллельно Транссибирской магистрали до Тайшета, где и заканчивается.

Строительство дороги Абакан — Тайшет было объявлено комсомольской ударной стройкой, на строительство дороги прибыли молодые люди со всего СССР. Километраж начинается в Новокузнецке и заканчивается в Тайшете.

Дорога пересекает реки Енисей, Туба, Мана, Кан и Бирюса. Имеются ответвления: на Большую Ирбу (от станции Ирба, 14 км), на Канзыбу (п. Краснокаменск, от разъезда 557 км, 12 км); и, наконец, на станцию Уяр (от станции Саянская, 56 км).Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности. Высшая точка пути — станция Щетинкино (1000 метров над уровнем моря, самая высокая станция Красноярской железной дороги). На подходе к ней со стороны Абакана (перегон Джебь — Щетинкино) дорога с уклоном в 16 — 18 тысячных поднимается в горы, два раза поворачивая на 180 градусов и проходя через 3 тоннеля, а также по Козинскому виадуку, являющегося уникальнейшим инженерным сооружением высотой 65 метров.

Всего на трассе дороги пробито 9 тоннелей. Общая длина их составляет более 10 километров, самый крупный из которых — Манский — протяжённостью 2487 метров.

Дорога была электрифицирована ещё во время строительства, напряжением 25 кВ переменного тока. Линия в основном однопутная, двухпутными перегонами являются следующие:

  1. Минусинск — Крупская — Жерлык — Туба (59 км);
  2. Курагино — Ирба (15 км);
  3. Пост 570 км — Стофато — Джебь (22 км);
  4. Крол — Жайма — Мана (40 км);
  5. Кравченко — Саянская — Унерчик (61 км);
  6. Абакумовка — Ельник (20 км).

Строительство двухпутных вставок

В процессе строительства дорога строилась однопутной. Впервые с проблемами пропускной способности железнодорожники столкнулись через пятнадцать лет после сдачи дороги в эксплуатацию — в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Стало ясно, что одного пути уже недостаточно, и приступили к строительству вторых путей на отдельных перегонах — получились двухпутные вставки. К недавнему времени встал вопрос о строительстве параллельных тоннелей, рядом с уже существующими — в частности, ведётся подготовка к проходке второго тоннеля рядом с Манским.

Пассажирское движение

  1. Поезда Красноярск — Абакан (№ 124 (скорый), 658 (пассажирский);
  2. Поезд Абакан — Тайшет;
  3. Прицепные вагоны Абакан — Иркутск;
  4. Электропоезда Абакан — Кошурниково.

Станции (Абакан-Саянская)

  1. 388 км Абакан
  2. 391 км р. Абакан
  3. 392 км Мостоотряд
  4. 395 км Подсиний
  5. 398 км Енисейская
  6. 399 км р. Енисей
  7. 400 км Садовая
  8. 402 км Минусинская протока
  9. 406 км Минусинск
  10. 419 км Тагарский
  11. 431 км Крупская
  12. 439 км Каныгино
  13. 447 км Казылькульский
  14. 451 км Пионерская
  15. 459 км Жерлык
  16. 465 км Шошино
  17. 475 км Туба
  18. 478 км Мальцево
  19. 483 км Роща
  20. р. Туба
  21. 487 км Заречная
  22. 491 км Курагино
  23. 497 км Берёзовка
  24. 500 км О.п. 500 км
  25. 506 км Ирба
  26. 518 км Фёдоровка
  27. 522 км Красный Кордон
  28. 527 км Кордонский тоннель (940 м)
  29. 529 км Тоннельная
  30. 531 км О.п. 531 км
  31. 535 км Кизирский тоннель (89 м)
  32. 536 км Кизир
  33. 542 км Ягодная
  34. 545 км Журавлёво
  35. 550 км р. Каспа
  36. 550 км Усть-Каспа
  37. 554 км Каспа
  38. 555 км Каспинский тоннель (1560 м)
  39. 557 км Разъезд 557 км
  40. 564 км Кошурниково
  41. 568 км Пихтачи
  42. 568 км 1-й Джебский тоннель (205 м)
  43. 570 км Пост 570 км
  44. 581 км Стофато
  45. 592 км Джебь
  46. 595 км Портал
  47. 595 км 2-й Джебский тоннель (700 м)
  48. 598 км Козинский виадук над р. Джебь
  49. 600 км 3-й Джебский тоннель (209 м)
  50. 600 км О.п. 600 км
  51. 603 км Козинский тоннель (1393 м)
  52. 606 км Щетинкино
  53. 617 км Сисим
  54. 631 км Джетка
  55. 634 км Крольский тоннель (2250 м)
  56. 637 км Чистые Ключи
  57. 641 км Тяговая подстанция
  58. 643 км Крол
  59. 656 км Жайма
  60. 669 км Аргиджек
  61. 679 км р. Мана
  62. 683 км Мана
  63. 695 км р. Мана
  64. 697 км Хабайдак
  65. 705 км р. Мана
  66. 706 км Отроги
  67. 711 км Кой
  68. 720 км Вилистая
  69. 725 км Лукашевич
  70. 729 км Манский тоннель (2487 м)
  71. 734 км Аргаза
  72. 740 км Кравченко
  73. 751 км Илей
  74. 765 км Конок
  75. 770 км Стойба
  76. 779 км Калиновка
  77. 784 км Саянская.

Читайте в Иркипедии:

  1. Строительство трассы "Абакан — Тайшет": история

Железные дороги в Иркутской области

  1. Восточно-Сибирская железная дорога
  2. Транссиб
  3. Великий Сибирский путь (о строительстве Транссибирской магистрали)
  4. Байкало-Амурская магистраль
  5. Железная дорога в Приленский край // Тульчинский К.Н. (1912)
  6. Бодайбинская железная дорога
  7. Кругобайкальская железная дорога
  8. Железная дорога по льду Байкала
  9. Железная дорога на Байкале
  10. Детская Восточно-Сибирская железная дорога

Ссылки

  1. Дорога сквозь годы
  2. Трасса мужества «Абакан — Тайшет» отмечает свой юбилей // Сибновости Красноярск.
  3. Транссибирская магистраль // веб-энциклопедия.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Транспортный комплекс | Тайшетский район