Детская железная дорога ВСЖД (сокращённо Иркутская ДЖД, полное название Детская Восточно-Сибирская железная дорога ВСЖД филиала ОАО РЖД) — детская железная дорога в Иркутске, филиал ВСЖД.
Детская железная дорога на острове Юность в Иркутске – любимое детище Восточно-Сибирской магистрали. Ее история начинается в 1936. Тогда по инициативе иркутских комсомольцев в еще не заселенном предместье Рабочем по проекту ВСЖД силами активистов, железнодорожников Иркутского узла и работников завода тяжелого машиностроения была сделана самая настоящая железная дорога.
Днем рождения малой дороги стало 8 ноября 1939. Три километра пути между станциями Солнечная и Пионерская. Их преодолевали самодельные пассажирские вагоны с помощью паровоза, специально привезенного из-под Киева. В предместье Рабочем также были сооружены вокзал и депо.
В 1982 на месте детской железной дороги в Рабочем стали возводить жилой массив. И вплоть до 1992 дорога проходила между заборами, гаражами и свалкой строительного мусора.
В 1984 начальнику ДЖД В. Красюкову удалось добиться разрешения на проектирование подведомственной ему дороги в центре Иркутска – на островах Юность и Конный. И только в 1986 началось строительство. Сдать дорогу планировалось к 300-летию города Иркутска. На совете высшего административного комитета было принято решение о долевом участии городских предприятий в строительстве. Железнодорожники взяли на себя обязательство проложить рельсы, закупить вагоны и локомотивы. Возведение зданий – учебного корпуса, вокзала, депо, смотровой вышки – поручили другим участникам проекта.
К началу перестройки ни одно здание так и не было поставлено. В непогоду ребятишкам приходилось ютиться в вагончиках. В 1986 г. ВСЖД полностью взяла на себя финансирование мини-дороги.
Сегодня на детской Восточно-Сибирской магистрали занимается около тысячи детей, постигая на практике премудрости железнодорожных профессий. У дороги семь филиалов по области – станции Нижнеудинск, Улан-Удэ, Вихоревка, Танхой, Слюдянка, Невельская, Зима, в которых занимаются ребята с линии. С июня они проходят практику в Иркутске.
Летом 2001 на ДЖД имелось 3 тепловоза и 2 состава по 7 вагонов каждый. Заметно преобразилась детская дорога в августе 2002. Юные железнодорожники получили новое здание учебного центра, и теперь их занятия проходят в светлых, по-современному оборудованных классах. По последнему слову техники оснащен учебный корпус, построены вокзал и смотровая вышка, а 4 июля 2003 на мини-дороге начал работу музей Восточно-Сибирской магистрали.
В школе юных железнодорожников занимается около тысячи ребятишек. По итогам четырех лет обучения они получают специальность начальника смены, а у него в подчинении находятся уже 70 ребят. Они знают, как организовать труд, расставить служащих по рабочим местам, следить за выполнением техники безопасности. Иркутская детская железная дорога – одна из лучших во всей России. Юные железнодорожники занимаются круглый год: осень, зима, весна – период обучения, а лето – время работы, практического применения приобретенных знаний. Воспитанники ответственно относятся к своему делу, не забывая и о творчестве. При дороге работают изостудия, музыкальный ансамбль, студия моделирования.
В 2003 г. детской дороге присвоили имя Георгия Игнатьевича Тетерского, яркого представителя железнодорожной отрасли. Он был начальником Восточно-Сибирской и Красноярской магистралей более 10 лет в 1960-е – 1970-е.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011. — 594 с.
Детская железная дорога в Иркутске была спроектирована в феврале 1937 года и открыта 8 ноября 1939 года. ДЖД располагалась в предместье Рабочее г. Иркутска и имела длину 1 км. В 1992 году ДЖД была перенесена на острова Юности и Конный, а спустя 10 лет, в 2002 году, на станции Солнечной (единственной на тот момент после переноса) была введена первая очередь вокзального комплекса — учебные классы, библиотека, музей истории российских железных дорог. В 2003 году были введены в строй ещё 2 станции — Родники и Ангара. Тогда же детской железной дороге было присвоено имя Георгия Игнатьевича Тетерского — почётного железнодорожника, руководителя объединённой Восточно-Сибирской и Красноярской магистрали с 1968 по 1979 год.
Иркутская ДЖД имеет 3 тепловоза: ТУ2-228, ТУ2-053, ТУ7-2925; 14 вагонов ПВ51; 2 вагона Pafawag (оба списаны). В 2007 году тепловоз ТУ2-228 был модернезирован в депо Слюдянка. Позже, в 2008 году на модернизацию в то же депо был отправлен тепловоз ТУ2-053.
Иркутская ДЖД имеет 3 станции: "Солнечная" (3 пути), "Ангара" (2 пути), "Родники" (3 пути). Станция "Солнечная" является основной, на ней находятся вокзал, учебные корпуса. Станции "Ангара" и Родники имеют платформы, но остановок по ним нет.
Валентин Иванович Красюков, много лет руководивший ДЖД, ныне покинул пост. С 2011 года начальником Детской Восточно-Сибирской железной дороги ВСЖД филиала ОАО РЖД стал Коршунов Александр Александрович.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей