Иркутск (575.9 тыс. чел. — данные на 01.01.2007 г.) — старинный сибирский торговый город, ныне крупный административный, промышленный, торговый, транспортный, научный, исторический и культурно-образовательный центр Иркутской области.
Он расположен на террасах долины реки Ангары и прилежащей всхолмленной возвышенности, при впадении в нее Иркута и Ушаковки, в 65 км от озера Байкал и в 5042 км от Москвы. Иркутск возник на месте острога, построенного в 1661 г. Яковом Похабовым с казаками. Место было выбрано удобное: лес рядом, почвы плодородные, реки рыбные, луга душистые.
В первые десятилетия Иркутск развивался как центр земледельческого края Восточной Сибири. На прилежащих к Иркутску землях Разводной, Смоленщины, Максимовщины. Куды и Вельска крестьяне занимались растениеводством и животноводством, обеспечивая население продуктами питания.
Выгодное географическое положение Иркутска на перекрестке водных путей, сухопутных дорог, наличие природных ресурсов способствовали быстрому развитию сельского хозяйства, промышленных предприятий, росту численности населения, а также установлению связей с Монголией, Китаем, Забайкальем. Иркутск становится своеобразной базой сосредоточения и распределения товаров, предназначенных на север и восток до Аляски. В городе появляются купцы, не скупящиеся на пожертвования в пользу развития города.
В 1686 году Иркутску присваивается статус города. В 1690 г. утверждается герб – бабр, несущий в зубах соболя. Бабр олицетворял Сибирь, являясь древним священным животным, а соболь символизировал богатства края. С утверждением статуса города начинается новый этап в развитии Иркутска. К концу XVIII в. Иркутск становится не только торговым, административным, но и культурным центром. Были открыты народные училища, библиотеки, музеи, театр.
В первой половине XIX в. Иркутск превращается в центр регулирования и снабжения золотодобывающей промышленности в районе Бодайбо, в развитии которой активное участие принимало городское купечество. В Иркутске продолжает развиваться лесопиление, производство кирпича, валяной обуви, строятся мельницы, обозные мастерские и т. д.
Проведение Московского тракта, особенно Транссибирской железной дороги способствовало развитию в городе новых отраслей промышленности, притоку населения. Первый поезд пришел в Иркутск 16 августа 1898 г. и знаменовал новый поворот в жизни города.
Иркутск сыграл большую роль в изучении и освоении Восточной Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки. Он был не только центром, но и основной базой 1—й и 2—й Камчатской, или Великой северной, экспедиций, возглавляемых В. И. Берингом, а также академических экспедиций Д. Г. Мессершмидта, П. С. Палласа, И. Г. Гмелина, И. Г. Георги. Из Иркутска совершали экспедиции А. Ф. Миддердорф, Р. К. Маак, П. А. Кропоткин, А. А. Чекановский, И. Д. Черский, В. А. Обручев, В. А. Годлевский.
В Иркутск были сосланы декабристы, петрашевцы, народовольцы, большевики. Их пребывание здесь способствовало развитию культуры, образования, революционных настроений местного населения. В 1905 и 1917 гг. Иркутск стал центром революционных событий.
В годы Великой Отечественной войны трудящиеся Иркутска собрали сотни миллионов рублей в Фонд обороны. Десятки тысяч иркутян сражались на поле боя, В память о тех, кто погиб на войне, защищая свободу и независимость Родины, в городе зажжен Вечный огонь славы. Генералу А. П. Белобородову воздвигнут бюст.
Современный Иркутск занимает площадь в 300 км2, в нем 5 административных района: Свердловский, Октябрьский, Ленинский, Куйбышевский и Кировский. За последние десятилетия в Иркутске выросли новые микрорайоны: Ново-Ленино, Синюшина гора, Первомайский, Университетский, Байкальский, Солнечный, Юбилейный, Топкинский, Зеленый и другие. Все это усложняет хозяйственное управление и обеспечение микрорайонов соответствующей инфраструктурой. Город растет не только вширь, но и в высоту: в районах построены девятиэтажные жилые дома.
Иркутск является центром науки, искусства, культуры. В нем находится Восточно-Сибирский филиал Сибирского отделения АН России, объединяющий 8 научно-исследовательских институтов, отдел региональной экономики и широкую сеть станций, обсерваторий в различных районах Сибири. В Иркутске сосредоточено 9 государственных высших и 36 средних специальных учебных заведений и ряд коммерческих, почти 90 школ, в которых обучается 80 тыс. детей.
Иркутск — старинный город, в котором много памятников истории, культуры. Он входит в число городов России с интенсивным развитием отечественного и иностранного туризма.
На территории Иркутска сосредоточено более 70 предприятий различных отраслей хозяйства. Главными из них являются: гидро— и тепловая энергетика, машиностроение и металлообработка, самолетостроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, предприятия, обслуживающие железнодорожный и авиационный транспорт и другие. Более, чем в других городах области, развита пищевая и легкая промышленность. Подавляющая часть промышленности сосредоточена в пределах города, что способствует его загрязнению.
В экологическом отношении Иркутск относится к группе городов, сильно загрязненных, что обусловлено не только сосредоточением промышленности в его пределах, но и климатическими особенностями (температурные инверсии, штилевая погода).
Ангарск (244,1 тыс. человек) — город химиков, расположенный между Ангарой и Китоем, на плоской междуречной равнине, на Транссибирской железной дороге и Московском тракте. Транспортные условия города позволяют иметь хорошее сообщение с западными и восточными районами России, а также с зарубежными странами.
Возникновение и быстрое формирование города связано со строительством Ангарского нефтехимического комбината, сейчас «Ангарская нефтехимическая компания». Статус города Ангарск получил в 1951 г. По численности населения город занимает второе место в области после Иркутска.
Ангарск имеет хорошую планировку, жилые кварталы обустроены, связаны между собой автобусным и трамвайным сообщением. Хорошо развита инфраструктура: гостиницы, поликлиники, больницы, магазины, кинотеатры и Дворец культуры, большой стадион и мн. др.
Ангарск — крупный промышленный центр федерального значения. Химическая промышленность в нем представлена «Ангарской нефтехимической компанией» в составе 19 крупных подразделений, среди которых заводы: нефтеперерабатывающий, химический, коксогазовый, ремонтно-механический, полимеров и оргсинтеза, бытовой химии, автотранспортное предприятие и ремонтно-строительный трест и др. О мощности предприятий (заводов) можно составить представление по нефтеперерабатывающему заводу, который может перерабатывать до 22—23 млн. т нефти в год. Ангарск является конечным пунктом нефтепровода Западная Сибирь — Ангарск. Часть нефти заливается в цистерны и отправляется на экспорт.
Важное значение имеет машиностроение, металлообработка, лесопереработка, производство цемента, строительная индустрия и др. (см. раздел «Промышленность»). Пользуется известностью Ангарская швейная фабрика по пошиву верхней одежды, ателье. В Ангарске находится крупный мясокомбинат, хлебозавод, молокозавод, продукция которых высоко оценивается покупателями.
Нельзя не отметить прекрасный Музей часов в Ангарске. В пригородной зоне города находится крупная птицефабрика, парниково—тепличное хозяйство поставляет овощи городу круглый год.
Ангарск входит в число самых загрязненных городов России (см. раздел «Охрана природы»), Ангарск — лауреат конкурса на самый благоустроенный город России.
Братск (253,2 тыс. человек) имеет славную историю. Исходная дата основания Братска начинается с острога, построенного землепроходцем Максимом Перфильевым с казаками в 1631 г. в устье реки Оки, впадающей в Ангару. Долгое время острог был первым опорным пунктом продвижения русских на восток, в Иркутскую землю и на север Азии. Осваивая прибрежные земли Ангары и Оки, атаман Поздей Фирсов в 1654 г. перенес острог с правого берега Ангары и Оки на левый. За этим острогом закрепилось название Братск-Острожный, который быстро рос и развивался, приобретая широкую известность. На протяжении нескольких десятилетий он был центром русской земледельческой и ясачной волости.
В XVII в. Братск уже был не рядовым острогом, а центром обширного и несметного богатства ангарского края. Основание и быстрое развитие Братского острога открыло новый важный этап в заселении и изучении богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока. От Братска расходились пути к Северному Ледовитому океану, к Амуру и Охотскому морю, в Даурию, Монголию и Китай. Земля братская становится на многие годы опорным пунктом в дальнейшем продвижении землепроходцев и путешественников на север и восток.
Через Братск в 1643 г. совершил путешествие по Амуру и дальше на восток В. Поярков, а в 1649 г. на Амур проследовал Е. Хабаров. В Братске останавливались русские посольства в Китай Д. Байкова и И. Перфильева, Н. Спафария. В Братске делали остановки И. Москвитин, открывший Охотское море, Я. Похабов — основатель города Иркутска и др. В Братске отбывал ссылку геолог А.Л. Чекановский, декабрист П.А. Муханов и другие политические ссыльные. Территория Братска-Острожного ныне находится под водой Братского водохранилища, но его славное прошлое живет и ценится в памяти поколений.
Сегодняшний Братск расположен по право— и левобережью Братского водохранилища. Его возникновение и быстрое развитие связано со строительством Братской ГЭС на реке Ангаре и освоением природных ресурсов северных районов области. Городская черта Братска составляет 300 км3, но она не представляет единого компактно застроенного массива. Город состоит из разрозненных районов, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, что ведет к лишним затратам на обустройство транспортных путей, городской инфраструктуры, неудобству передвижения населения.
Братск является центром Братско–Усть-Илимского ТПК, предприятия которого имеют не только областное, но и всероссийское значение. Основой города Братска является Братская ГЭС, 18 агрегатов которой вступили в строй в 1964 г., в течение года они вырабатывают 22-23 млрд. кВтч дешевой электроэнергии, обеспечивая работу промышленных предприятий города и области. В Братске находятся крупные предприятия: АО «Братский алюминиевый завод» (БрАЗ), флагман лесохимии — АО «Братский лесоперерабатывающий комбинат» (БЛПК) по комплексной переработке древесины, мощная строительная индустрия. Высокая концентрация предприятий—гигантов в Братске сильно сказалась на ухудшении экологических условий города. Братск входит в список наиболее загрязненных городов России (см. раздел «Охрана природы»).
В память братчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, построен мемориал Славы, воздвигнуты памятники строителям железной дороги Тайшет — Лена, обелиск в честь 25-летия «Ангарстроя», обелиск Славы Ленинскому комсомолу (1918-1958 гг.), музей «Братскгэсстроя», башня Братского острога, вынесенная из зоны затопления, монумент Славы им. 50-летия Великого Октября.
На живописном побережье Братского водохранилища построены современный курорт «Братское взморье» и всероссийский оздоровительный лагерь для детей. Вблизи Братска, как и в Ангарске, созданы крупная птицефабрика, парниково—тепличное хозяйство, предприятия по производству овощей, молока и мяса.
Черемхово (54,8 тыс. человек), город шахтеров, основан в 1772 г., на месте притрактового селения Черемховское, расположен по обеим сторонам Восточно-Сибирской железной дороги.
Быстрый рост города связан со строительством железнодорожной магистрали, выгодным географическим положением и наличием Черемховского месторождения высококачественного каменного угля. Черемхово представляет собой сочетание старых шахтерских поселков с новыми многоэтажными микрорайонами. Каменноугольные шахты и разрезы окружают город со всех сторон. Добыча угля здесь началась в 1898 г. Уголь использовался в основном железнодорожным и водным транспортом. Машиностроение в Черемхово представлено ремонтно-механическим заводом и машиностроительным заводом, производящим землесосы, проходческие насосы для угольной промышленности.
Усолье-Сибирское (86,2 тыс. человек). Возникновение и развитие города всецело связано с солью, обыкновенной солью, которая дала ему жизнь и определила профиль основной отрасли хозяйства.
Город вырос на территории, отведенной казацкому пятидесятнику Анисиму Михалеву для организации варки соли на острове Варничном в 1669 г. С увеличением добычи соли увеличивалась численность населения, осваивалась и заселялась левобережная территория Ангары. Мощная соляная залежь на глубине 700 м среди кембрийских отложений является кладовой сырья для развития химической промышленности.
После прокладки железной дороги небольшое село стало быстро расти. Усолье-Сибирское — крупный центр химической промышленности, фармацевтического производства, машиностроения и добычи промышленной и пищевой соли. Химическая промышленность города базируется на использовании местной каменной соли, известняков и энергии ангарского каскада ГЭС. Основной продукцией АО «Усолье-химпрома» является хлор и хлорсодержащие вещества, соляная кислота, каустическая сода, лаки, краски и мн. др. Около 100 наименований продукции «Химпрома» вывозится в районы страны и за границу. Химическую отрасль представляет также химико-фармацевтический комбинат (ХФК), разместившийся в 20 корпусах и ряде вспомогательных помещений, оснащенных по последнему слову техники. Комбинат обеспечивает потребность страны в 25 наименованиях лекарственных препаратов, получил около двух десятков совершенно новых их видов, половина из которых не имеет себе равных в отечественной и зарубежной фармакологии.
Завод горного оборудования, ныне АО ПО «Усольмаш», имеет для Усолья-Сибирского важное значение. Он специализируется на производстве оборудования для горной промышленности и цветной металлургии (см. раздел «Промышленность»).
Старой отраслью промышленности Усолья-Сибирского являются кожевенное и мыловаренное производства, клеевой завод. Пищевая промышленность представлена мясокомбинатом, молокозаводом и самым крупным в России солевакуумным комбинатом «Сибсоль», оснащенным современной техникой. Его продукция — пищевая соль «Экстра» — известна во всем мире. На местных рассолах работает курорт «Усолье», не уступающий хорошо известным курортам Пятигорска, Одессы, Старой Руссы и Липецка.
Зима (33,9 тыс. человек) — город и районный центр Зиминского административного района. Находится на пониженной левобережной части реки Оки, при впадении в нее реки Зимы.
До перехода на рыночные отношения город Зима был крупным лесозаготовительным и лесоперерабатывающим пунктом области. Зиминский деревообрабатывающий комбинат по переработке древесины уступал только Бирюсин—скому комбинату. Гидролизный и канифольный заводы работали на отходах лесопереработки.
Сейчас город Зима является крупным железнодорожным пунктом Восточно-Сибирской железной дороги с депо по ремонту вагонов, локомотивов. На площадке бывшего гидролизного завода производят биологически активную добавку (БАД) из лиственницы. Железобетонный и кирпичный заводы обеспечивают нужды города и района.
В окрестностях города находится крупное птицеводческое хозяйство «Окинское», известное производством птичьего мяса (бройлеров) и яиц, мясокомбинат, маслозавод, хлебозавод. Из предприятий легкой промышленности — швейная фабрика. Теплом и светом город Зима и район обеспечиваются Ново-Зиминской ТЭЦ и ТЭЦ—3.
Город Зима является родиной поэта Евгения Евтушенко, прославившего в своих произведениях станцию Зима. В Зиме родились и прославили ее писатели Ф. А. Березовский (роман «Бабьи тропы»), И.М. Новокшенов ("Потомок Чингисхана»).
Зима является самым неблагоприятным в экологическом отношении городом области. Оставленная бывшим Зиминским гидролизным заводом свалка отходов (лигниноопилки, обработанные серной кислотой) самовозгораются, выбрасывая хлор, серу, формальдегид и др. Предельно допустимая концентрация в воздухе превышена в 10-15 раз. Лигниновый туман охватывает восточную часть Зимы, деревни Ухтуй, Норы, Мордино.
Тайшет (37,0 тыс. человек) был основан в 1897 г. во время строительства Транссиба, городом утвержден в 1937 г. Он расположен на плоской междуречной равнине Тайшетки и Акулышетки (притоков Бирюсы).
Тайшет — крупный транспортный узел и центр лесоперерабатывающей промышленности области. Через город проходит Транссибирская железная дорога, дороги Тайшет-Лена, Тайшет-Абакан, Московский тракт, нефтепровод Омск-Ангарск, Восточная Сибирь—Усть-Кут. В связи со строительством БАМа роль Тайшета как крупной станции на этой дороге значительно возросла. При железнодорожной станции имеется депо по ремонту вагонов, электровозов. Одним из ведущих предприятий является завод по ремонту дорожно-строительных машин, комбинат стройиндустрии.
Большой удельный вес в городе занимает лесная и лесоперерабатывающая промышленность. Тайшетский шпалопропиточный завод поставляет обработанные шпалы для многих железнодорожных организаций Сибири. Развивают свои мощности авторемонтные мастерские. Местное значение имеют кирпичный завод, швейная фабрика, хлебозавод, мясокомбинат, молокозавод.
Нижнеудинск (37,8 тыс. человек) основан русскими землепроходцами в 1648 г., статус города присвоен в 1925 г. Город расположен в живописной долине Уды, при пересечении ее железной дорогой и Московским трактом.
Развитию Нижнеудинска способствовало выгодное географическое положение, разработка слюды и золота в Восточном Саяне и ввод в эксплуатацию Восточно-Сибирской железной дороги. Нижнеудинск — крупный железнодорожный узел, один из важных центров деревообрабатывающей промышленности. Основными предприятиями являются: завод инвентарных зданий контейнерного типа, лесопильный завод, мебельная фабрика, слюдообрабатывающая фабрика, железнодорожное депо, мясокомбинат, маслозавод, молокозавод, хлебозавод, кондитерская фабрика, пивоваренный завод.
Усть-Кут (45.8 тыс. человек) как острог основан в 1631 г. землепроходцем Иваном Галкиным с казаками. Первоначально он был расположен в устье р. Куты, по которой землепроходцы впервые вышли с Ангары на Лену. Видную роль в развитии Усть-Кута сыграл Ерофей Хабаров, который впервые в долине р. Лены организовал земледелие, а в 1643 г. основал соляные варницы. Сейчас г. Усть-Кут разросся и вытянулся по левобережью р. Лены почти на 30 км.
Усть-Кут — большой транспортный узел, где сходятся речной, железнодорожный и воздушный пути. Его по праву считают «воротами» на север. Осетровский порт — крупнейший речной порт России, здесь перерабатывается за навигацию по Лене более 1 млн, т грузов, направляемых в Якутию и северные районы области. На Осетровской судоверфи строятся суда различных типов и тоннажа, а в затоне порта производят ремонт речных судов и барж. При железнодорожной станции Лена размещается локомотивное депо, обслуживающее подвижной состав дороги.
В городе работают завод сборных железобетонных изделий, кирпичный завод. Значительный удельный вес в Усть—Куте занимает лесопереработка. Славится Усть—Кутский курорт, работающий на хлоридно—натриевых источниках. В период строительства Западного участка БАМа Усть—Кут превратился в одну из крупных строительных баз, через которую шла поставка техники, горючего, строительных материалов, жилых домов и т. д. Все это вызвало быстрый рост населения города. Еще более возрастает роль города в связи с разработкой месторождений нефти и газа и формированием Верхне-Ленского ТПК.
Усть-Илимск (98,6 тыс. человек) расположен на берегу Усть-Илимского водохранилища. Его рождение связано со строительством Усть-Илимской ГЭС — третьей ступени ангарского каскада на могучей Ангаре.
Начало возникновения г. Усть—Илимска было положено в декабре 1962 г., когда у Толстого мыса на Ангаре обосновался отряд строителей. (Летом следующего года у них побывала композитор А. Пахмутова и подарила им песню «Усть-Илимск»). Строительство города шло одновременно со строительством Усть-Илимской ГЭС. Здесь не было строительства времянок, строились многоэтажные жилые дома, что благоприятно сказалось на сегодняшнем облике Усть—Илимска. В Усть-Илимске прослеживается четкое зонирование его территории. Это жилые микрорайоны, общественный центр, район учебных заведений, коммунальная зона с предприятиями общегородского назначения. В каждой зоне проживает от 10 до 12 тыс. чел. В парковой зоне разместились высотные здания.
Концерн «Усть-Илимский ЛПК» сегодня объединяет 22 предприятия. От его ритмичной работы зависит финансовое благополучие города. Ежесуточно с подъездных путей Усть—Илимска отправляется 35—40 вагонов, загруженных целлюлозой, древесностружечными плитами, пиломатериалами и другой продукцией химической переработки древесины. Вблизи Усть—Илимска находятся не только лесные ресурсы, но и минеральные: уголь, железная руда, что обеспечивает его дальнейшее развитие.
Характеризуя современный Усть-Илимск, нельзя не вспомнить про старинное село Илимск с 45 домами, воеводческой канцелярией, в котором отбывал ссылку А.Н. Радищев, сосланный Екатериной II как «бунтовщик хуже Пугачева». По ее приказу его должны были казнить. Под давлением общественности казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» она приказала уничтожить. В ссылке А.Н. Радищев пробыл почти 6 лет.
В сибирской ссылке А.Н. Радищев верно служил Российскому Отечеству, с уважением относился к местному населению. Он стал народным врачом, учителем. Путешествовал по Оке и Тунгуске, собрал гербарий растений, коллекцию минералов, исторический материал о Ермаке, Хабарове, Беринге, собиравшем в Илимске снаряжение для долгого плавания, изучал быт тунгусов, из слюды сделал теплицу и выращивал овощи.
Киренск (12,8 тыс. человек) — второй по старшинству среди других древних городов нашей области, центр Киренского административного района. Он сформировался на месте Киренского острога, построенного русскими казаками атамана Галкина в 1631 г. на месте слияния Лены и Киренги.
Удобное географическое положение острога позволило ему занять центральное место в Илимском крае по сбору ясака и торговле. Русские купцы успешно развернули прибыльную деятельность. Е. Хабаров не только организовал в Усть-Куте солеварни, построил мукомольные мельницы, но и распахал киренские земли и получал неплохой урожай ячменя, овса и ржи. Население острога увеличивалось за счет крестьян из северных районов европейской части России, казаков, отставных служащих, ссыльных, сынов боярских.
Статус города Киренску был присвоен в 1775 г., когда в нем проживал 851 человек, из них 242 человека находились при Троицком монастыре. Осенью 1775 г. в Киренск переехала воеводская канцелярия, и острог стал уездным городом с присвоенным ему гербом. Киренский уезд с Казачинской, Катангской, Усть-Кутской волостями пользовался славой кормильца более северных регионов Восточной Сибири.
С Киренском связаны судьбы братьев Лаптевых, В. Беринга, Г.Ф. Миллера. Через Киренск проходили на карбазах исследователи севера И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, Г.Я. Седов, С. Челюскин, В.А. Обручев, а также пролегали пути писателей И,А. Гончарова. В.Г. Короленко.
Современный Киренск — крупный речной порт с судостроительным заводом, судоремонтными мастерскими, затонами, причалами. Киренск — крупный аэропорт на севере области. Он принимает самолеты Ан-24, Як-40, через него идут воздушные пути на север, в республику Саха. АООТ «Киренское строительное управление» строит многоэтажные дома, которые хорошо вписываются в окружающий ландшафт. Им построены торговый центр, школы, больницы. В Киренске находится старейшее в области педагогическое училище, профтехучилище, 9 городских школ, 26 библиотек, ряд исторических памятников.
Будущее Киренска связано с развитием речного судоходства, судостроения, с заготовкой и переработкой леса, освоением цементного производства, с добычей и переработкой нефти Дулисьминского месторождения, строительством дороги, соединяющей Киренский район с железнодорожной станцией Небель Байкало—Амурской железной дороги, а также с развитием сельского хозяйства до уровня былой его славы.
Тулун (48.6 тыс. человек) расположен на берегах р. Ии при пересечении ее Восточно—Сибирской железной дорогой и Московским трактом, является центром Тулунского района.
В Тулуне развивается горнодобывающая промышленность. Здесь на Тулунском, Азейском и Мутунском месторождениях добывается бурый уголь. Вблизи Тулуна находится Метелкинское месторождение угля. Тулун превращается в крупный центр угольной промышленности.
Лесоперерабатывающая промышленность представлена лесопильными и деревообрабатывающим комбинатами и гидролизным заводом. На кварцевых песках работает единственный в области Тулун—ский стекольный завод, выпускающий оконное стекло и бутылки. В Тулуне имеются электромеханический завод, завод по ремонту сельскохозяйственных машин, завод железобетонных конструкций. Из предприятий пищевой промышленности в городе находятся мясокомбинат, маслозавод, хлебозавод и кондитерская фабрика.
Бодайбо (15,5 тыс. человек) — старинный центр золотодобывающей промышленности. Расположен на правом берегу Витима при впадении в него р. Бодайбо.
Возникновению и росту города способствовали выгодное положение на судоходном Лено-Витимском пути и наличие месторождений золота недалеко от города. Промышленность города всецело обусловлена обслуживанием золотодобывающей промышленности и представлена ремонтными мастерскими, лесопильным и кирпичным заводами. Здесь имеются аэропорт, крупная пристань, автовокзал, автобаза. Дальнейшее развитие города связано с освоением месторождения рудного золота Сухой Лог. В городе есть Дом культуры, клубы, библиотеки, гостиница, горный техникум, школы, телевидение.
Шелехов (48,7 тыс. чел.) назван в честь отважного мореплавателя, знаменитого путешественника Г. И. Шелихова, могила которого находится в Иркутске.
Город расположен на плоской междуречной равнине Иркута и Олхи. Он окружен приречными возвышенностями, покрытыми березовым и сосновым лесом.
Шелехов — центр цветной металлургии. Его возникновение и развитие связаны со строительством Иркутского алюминиевого завода (ИркАЗ). В окрестностях города расположены корпуса алюминиевого завода, а также такие заводы, как кабельный, по ремонту тракторов, известковый, асфальтовый и лесопильный, железобетонных изделий. Всего в городе 22 промышленных предприятия. В городе имеются средние школы, больницы, клубы, кинотеатры.
Алзамай (7,2 тыс. человек) расположен на левобережье р. Топорок (правый приток Бирюсы), на Восточно-Сибирской железной дороге и Московском тракте.
Выгодное экономико-географическое положение и наличие лесных ресурсов определили его производственный профиль и рост как города с присущей инфраструктурой. Это город лесников и лесного хозяйства. Здесь сосредоточены крупные леспромхозы, ведущие заготовку и переработку леса. Лес, лесоматериалы, живица вывозятся далеко за пределы города и области.
Из промышленных предприятий видное место занимает ремонтно-механический завод, основное направление которого ремонт машин и оборудования для лесной промышленности. На местном сырье работает завод стеновых материалов. Будущее города связано с дальнейшим развитием лесной индустрии.
Байкальск (15,2 тыс. человек) находится на юго-западном берегу оз. Байкал.
Возникновение и развитие города связано со строительством Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Его основная продукция — кордная целлюлоза. В городе есть комбинат стройматериалов, хлебозавод.
Бирюсинск (9,5 тыс. человек) — спутник Тайшета. Этот молодой город находится на правобережье реки Бирюсы, на Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали.
Бирюса и ее притоки Тагул и Туманшет позволяют далеко проникать в лесные массивы Присаянья, вести там заготовку древесины и доставлять ее к железной дороге — месту переработки и отгрузки в разные районы европейской части России, Среднюю Азию и за границу. Лесные ресурсы определили производственный профиль, рост и развитие города. Здесь сосредоточены мощные леспромхозы, предприятия по переработке древесины. Бирюсинский деревообрабатывающий комбинат является одним из крупнейших в области. Здесь же находится первенец гидролизной промышленности Иркутской области — Бирюсинский гидролизный завод — самый мощный среди аналогичных заводов области, продукция которого вывозится во многие районы страны. Из обслуживающих предприятий имеются магазины, школы.
Вихоревка (24,7 тыс. человек) — спутник Братска, расположен на одноименной реке, впадающей в водохранилище, на железнодорожной линии Тайшет — Лена, среди соснового леса Приангарья.
Жители города занимаются обслуживанием железной дороги, лесозаготовкой и деревопереработкой. В городе два Дома культуры, спортивный комплекс с плавательным бассейном, школы, больничный комплекс, парк культуры и отдыха.
Железногорск-Илимский (26.9 тыс. человек) находится на левом берегу реки Коршунихи (правый приток Илима) у железнодорожной линии Тайшет — Лена. Образование и развитие города связано с разработкой Коршуновского железорудного месторождения, открытого еще в 1654 г. рудознатцем Шестачком Коршуновым.
На базе этого месторождения построен Коршуновский горно-обогатительный комбинат. Металлообрабатывающая промышленность города связана с ремонтом горной техники и оборудования. Жилые кварталы амфитеатром развернулись в долине Коршунихи и ступенями поднимаются в горы. В городе — многоквартирные жилые дома, школы, кинотеатры. Дом культуры «Горняк», Дом трудовой славы
Свирск (14,5 тыс. человек) — небольшой город-спутник Черемхово, расположен на живописном лесном левом берегу р. Ангары, в 20 км от Черемхово и связан с ним железнодорожной веткой.
Основные промышленные предприятия — завод «Востсибэлемент» (ныне АО), выпускающий аккумуляторы, батареи; завод «Автоспецоборудование», изготавливающий центробежные вентиляторы, запасные части для дизельных двигателей, производит капитальный ремонт дизелей, автомобилей, восстанавливает шины. Ремонтно-механический завод ремонтирует горно-шахтное оборудование, изготавливает запасные части для предприятий угольной промышленности. Есть железнодорожная станция, небольшой порт, школы, профтехучилище, электромеханический техникум, музыкальное училище. С деятельностью заводов связана городская инфраструктура. Статус города Свирску присвоен в 1949 г.
Слюдянка (18,8 тыс. человек) расположена на юго-западном берегу оз. Байкал у подножия хребта Хамар-Дабан.
Горная растительность Хамар-Дабана и водная гладь Байкала составляют живописный природный ансамбль. Слюдянка — крупный железнодорожный пункт Восточно—Сибирской железной дороги, центр добычи мрамора, в прошлом — центр добычи слюды, порт на Байкале. В городе имеется депо по ремонту железнодорожного подвижного состава, рыбоконсервный завод, в районе Култука — мясокомбинат, звероферма по выращиванию песцов.
Саянск (14.5 тыс. человек) — самый молодой город области. Его возникновение и быстрый рост связаны со строительством электрохимического комбината (ныне АО «Саянскхимпласт»).
15 августа 1985 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему поселку присвоен статус города областного подчинения. Саянск расположен на правобережье реки Оки среди возвышенной залесенной равнины, в 30 км от г. Зимы и Восточно—Сибирской железной дороги. В отличие от других крупных строек области в Саянске не возводились временные жилые дома и подсобные помещения, а сразу закладывались многоэтажные здания. Сегодня Саянск является красивым городом, где проживает самое молодое население области. Школы, детские сады, магазины, учреждения культуры и общественного питания построены здесь на уровне лучших российских образцов градостроительства.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей