Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении — Гангнус; 18 июля 1932, г. Зима Иркутской области, РСФСР, СССР – 1 апреля 2017, г. Талса, шт. Оклахома, США) — поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист.
Родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению — прибалтийского немца) (1910–1976). В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910–2002), геолог, актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом — в поэме «Мама и нейтронная бомба»), — при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет. Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт». С 1952 по 1957 учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». В 1952 выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», — впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую. В 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому». (Е. Евтушенко, «Преждевременная автобиография»).
В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).
Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущёвской оттепелью и частичной либерализацией советского общества. Свежие и яркие стихи Евтушенко резонировали с позитивными настроениями молодёжи.
Одним из символов оттепели стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским , Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко. На поэтических вечерах в Политехническом неоднозначно относились к трем авторам: Евтушенко, Вознесенскому, Ахмадулиной.
Одно из первых публичных выступлений Е. Евтушенко перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1961. Организатором этого выступления был харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.
Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву — любимому народному напитку, которого тогда так не хватало на Дальнем Севере. Поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические, темы.
Евтушенко объездил весь Советский Союз и весь Земной шар в поисках своих тем и героев. Пишет он и о людях труда, — зверобоях, строителях, геологах… («Северная надбавка», «Катер Связи»). Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике : «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».
"Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина», «Правда», 1962, 21.10. или «Братская ГЭС», 1965), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965). Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, — как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды», казалось, ослабевает".
Вольфганг Казак
Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие. С 1986 по 1991 был секретарём правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 — член общества «Мемориал». 14 мая 1989 с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР. В 1991, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США. В 2007 в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем. Евтушенко известен также как режиссёр, актёр, драматург, сценарист. Известны его фотографии, он экспонировал свою фотовыставку «Невидимые нити».
Награждён орденами «Знак Почёта» (1969), Трудового Красного Знамени (1983), Дружбы Народов (1993; Евтушенко отказался его получать в знак протеста против войны в Чечне), «За заслуги перед Отечеством» 3-й ст. (2004). Лауреат Государственной премия СССР (1984) и России (2010), Царскосельской художественной премии (2003). Награждён медалью «Защитнику свободной России» (1993). Почётный гражданин города Петрозаводска, почётный доктор Петрозаводского государственного университета, командор чилийского ордена Бернардо О’Хиггинса, почётный член Российской академии художеств, почётный член Испанской и Американской академий, профессор в Питсбургском университете, в университете Санто-Доминго. В 2011 награждён «Златой цепью Содружества» — высшей наградой РОО «Русскоязычное содружество творческих деятелей» Также присуждены: литературные премии: «Фруджено-81» (Италия), «Академии СИМБА» в 1984 (Италия), Международная премия «Золотой лев» (Венеция) и другие. 22 января 2005 в Турине Е.А. Евтушенко была вручена итальянская литературная премия Гринцане Кавур (Premio Grinzane Cavour) — «за способность донести вечные темы средствами литературы, особенно до молодого поколения». В 2007, по инициативе Всемирного конгресса русскоязычных евреев (ВКРЕ), выдвигался на Нобелевскую премию по литературе 2008 за поэму «Бабий яр».
В 1994 именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko).
Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме «Фуку!»:
«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное — говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать»
— далее критик упрекает Евтушенко в скрытом подражании Маяковскому, который оказал, несомненно, глубокое влияние на творчество поэта.
Политические оппоненты и беспристрастные наблюдатели отмечали, что поэт умел находить общий язык с властями при любом режиме.
В первый сборник стихов вошли такие задушевные строки о Сталине:
… В бессонной ночной тишине
Он думает о стране, о мире,
Он думает обо мне.
Подходит к окну. Любуясь солнцем,
Тепло улыбается он.
А я засыпаю, и мне приснится
Самый хороший сон.
Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100 летнему юбилею Ленина. По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) — следствие влияния пропаганды.
В 1962 в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным, стихотворение «Наследники Сталина», приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения: «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 был награждён орденом «Знак Почёта».
Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».
Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я — за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987.
В 1990 стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».
Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны:
Всего у Евтушенко 5 сыновей.
В кинематографе Евтушенко известен как актёр, режиссёр-постановщик, автор-сценарист, а также как автор стихов к песням на музыку к кинофильмам.
1964 — «Я Куба», режиссёр Михаил Калатозов). Евтушенко — автор сценария.
1965 — «Застава Ильича», режиссёр Марлен Хуциев. Евтушенко появляется в документальной вставке о вечере поэзии в Политехническом музее
1970 — «Литературный концерт», режиссёр Александр Белинский, «Лентелефильм»), эпизод «Четвёртая Мещанская», по рассказу Евтушенко, — актёры Зоя Соколова и Александр Семёнов.
1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Евтушенко — автор стихов песни М.Таривердиева на стихотворение «Со мною вот что происходит…» в исполнении Сергея Никитина.
1977 — «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Евтушенко автор слов к песне «Нас в набитых трамваях болтает…», музыка Андрея Петрова
1978 — «И это всё о нём». Евтушенко автор слов к песням, звучащим в фильме.
1979 — «Взлёт», режиссёр Савва Кулиш. Евтушенко — актёр. В этом фильме он сыграл главную роль, роль К. Э. Циолковского.
1983 — «Детский сад». В этом фильме Евтушенко — режиссёр и актёр.
1990 — «Похороны Сталина». Евтушенко — автор сценария, режиссёр, актёр.
Документалистика
1979 — Наш Пушкин, «Лентелефильм», реж. Владислав Виноградов
1984 — Мои современники, «Лентелефильм», реж. Владислав Виноградов
1990 — Пророки в своём отечестве, «Лентелефильм», реж. Олег Рябоконь, — хроника: Евтушенко читает стихи на похоронах А. Д. Сахарова.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей