Киренск — это один из старейших городов Восточной Сибири. Он основан в 1630 г. — на 31 год раньше Иркутска. Находится город на севере Иркутской области, в месте слияния рек Лены и Киренги, в 295 км к северо-востоку от железнодорожной станции Лена и в 660 км от областного центра по прямой. Является самостоятельным муниципальным образованием, входящим в состав Киренского района. Относится к городским поселениям районного уровня. Занимает площадь 21 км2 (2,1 тыс. га).
Расположен Киренск в пойменной излучине реки Лены, в месте впадения в нее Киренги, на обоих берегах этих рек и на острове у их слияния. С материковой частью остров связан дамбой. Высота Киренска над уровнем моря — 255 м.
Левобережная часть Лены более возвышенна. С северо-востока Киренск закрывает гора Соколиная, с которой открывается живописный вид на город-остров.
Окрестности представляют собой таежную территорию с участками, пригодными для сельскохозяйственной деятельности. Эти участки стали осваиваться русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых.
Несмотря на северное расположение Киренска, среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в его окрестностях достаточно высокая — 102 дня (это самый высокий показатель среди северных городов области). Первые заморозки фиксируются 9 сентября, последние — 30 мая.
Среднемесячная температура января -27,4°С (абс. -58 °С), июля +18,5 °С (абс. +37 °С). Среднегодовая температура -4 °С.
Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 457 мм, из этого количества на май — август приходится 59 %.
В городе зафиксировано несколько сильных наводнений. Одно из них произошло в 1915 г., когда уровень реки поднялся почти на 20 м. Крупный паводок был относительно недавно — весной 2001 г. Наводнения связаны не столько с количеством осадков, сколько с ранними и бурными веснами, когда Лена на севере не успевает вскрыться ото льда и на ней образуются заторы.
Численность населения Киренска неуклонно росла с момента его основания. Максимальной величины она достигла к началу 1990-х гг. (16,5 тыс. чел.). Затем одновременно с экономическим кризисом в стране началось ее сокращение как за счет отрицательной миграции (в неблагополучные годы из города ежегодно выезжало по 100-150 чел.), так и за счет естественной убыли (смертность стала превышать рождаемость на 50-80 чел. в год).
Сейчас в Киренске проживают 12,3 тыс. жителей (по состоянию на 2010 г.), что составляет 0,5 % населения Иркутской области. Динамика численности населения города показана в табл. 46.
Таблица 46. Динамика численности населения Киренска, тыс. чел.
Год | 1850 | 1880 | 1900 | 1930 | 1940 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 0,9 | 1,2 | 2,4 | 7,8 | 10,9 | 14,4 | 14,5 | 16,3 | 16,5 | 15,4 | 13,1 | 12,3 |
Современные микрорайоны с каменным пятиэтажными домами находятся на левом берегу Лены и правом берегу Киренги. В центральной же части, расположенной на острове, преобладает деревянная застройка.
Островная часть города сохраняет дореволюционный купеческий облик Киренска, она похожа на большой музей под открытым небом. Многие дома здесь являются достопримечательностью и связаны с интересными событиями и личностями. Именно здесь проживал с момента основания поселения и до конца своих лет знаменитый казак — первопроходец и открыватель новых земель на востоке России Ерофей Хабаров. Киренск стал базой для подготовки Северной экспедиции братьев Лаптевых (их именем названо море в Северном Ледовитом океане). Киренск привечал известных исследователей — Черского, Чекановского, Обручева, Шишкова. После инспекции русских владений в Северной Америке и установления политических и торговых отношений с Японией в городе останавливался генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский, был здесь и писатель Иван Гончаров. В киренской пересыльной тюрьме находился Николай Чернышевский. В советское время в Киренске жил и работал Алексей Николаевич Косыгин, ставший впоследствии Председателем Совета Министров СССР.
Киренск был основан как небольшое поселение в 1630 г. казаками из отряда Василия Бугра. Место оказалось очень удачным. Здесь были построены зимовья для жилья, часовня, склады и лабазы. Через десять лет начала действовать первая в регионе соляная варница, построенная Ерофеем Хабаровым, была распахана первая пашня, положившая начало земледельческому освоению Приленья.
Застраиваемый вначале как крепость — со стенами и башнями — по примеру первых западносибирских поселений, которым приходилось обороняться от степных кочевников, острог никогда не видел сражений. Наоборот, выгодная торговля притягивала к новому поселению коренные племена, занимавшиеся охотой.
Первое время поселение называлось Никольский погост, и только в 1665 г. его переименовали в Усть-Киренск — по названию реки.
Здесь организовали ярмарку и таможню. Начали развивать хлебопашество и огородничество, кузнечное дело и судостроение. В начале XVIII в. Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.
Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток, было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.
Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.
Статус города и название — Киренск — поселение получило в 1775 г. Еще через восемь лет Киренск стал уездным городом, а в 1822 г. — окружным городом Иркутской губернии. В то время в нем насчитывалось 140 домов, 5 церквей и 10 торговых лавок.
Открытие золота в бассейне Витима и развитие во второй половине XIX в. пароходства в бассейне Лены дали новый импульс для роста Киренска. Здесь был организован крупный отстойный пункт, где на зимний ремонт останавливалось около десятка пароходов и столько же грузовых барж. В районе затона располагались кузница, паровой молот, механическая мастерская, лесопилка и литейка. Группа этих предприятий стала прообразом первого производственного объединения на Лене. Обслуживание водного транспорта превратилось в очень важную статью городского дохода.
В начале XX в. в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превысила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.
До революции в Киренске проживало также несколько судовладельцев и представителей торговых фирм, в том числе обладателей миллионных состояний. Они поставляли на Ленские золотые прииски сено, овощи и картофельную муку местного приготовления, занимались скупкой пушнины и отправкой ее в Иркутск. Участвовали в сезонных ярмарках (с середины мая по июль), оборот которых оценивался в 50-100 тыс.р. золотом.
В то время в городе было несколько церквей, мужской Свято-Троицкий монастырь и часовня. Из образовательных учреждений действовали уездное и городское училища, приходское училище для мальчиков, женская прогимназия, церковноприходская школа. Работала больница и фельдшерский пункт. Имелась хорошая гостиница. Торговля велась в нескольких магазинах и 30 лавках. Действовали пристань, отстойный пункт для флота, имелись большие склады, в том числе винные.
После революции, в середине 1920-х гг., был образован Киренский район, и город стал районным центром. В эти же годы в Киренске жил и работал будущий Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (возглавлявший правительство СССР на протяжении 16 лет — дольше всех в истории царской, советской и постсоветской России). Он был направлен в Сибирь в 1924 г. после окончания Ленинградского кооперативного техникума, где до 1930г. работал в системе потребительской кооперации. В 1927г. он вступил в члены ВКП(б). Именно в Киренске Косыгин получил жизненный опыт, который затем помог ему стать блестящим премьер-министром могучей страны. Достаточно сказать, что благодаря «северному» опыту он смог инициировать строительство знаменитой Дороги жизни вдоль восточного берега Ладожского озера в период блокады Ленинграда. Косыгин также персонально отвечал за организацию водного транспорта на Ладожском озере, применяя опыт судоходства на Лене. Дух купечества и предпринимательства, который он впитал в Сибири, помог ему начать в 1965 г. в громадной коммунистической стране реформу по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования промышленности. Суть ее состояла в децентрализации народнохозяйственного управления, повышении роли интегральных показателей экономической эффективности (прибыль, рентабельность) и увеличении самостоятельности предприятий. Восьмая пятилетка (1966-1969), в течение которой проводилась реформа Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой».
В послевоенный период и вплоть до начала перестройки Киренск развивался очень динамично. Он сохранял свое транспортное значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось развитию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х гг. старый паровой флот постепенно заменили новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показателями. В городе строилось новое благоустроенное жилье.
В 1980 г. рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного порта.
В кризисные 1990-е годы лучшая часть флота, кормившая город, ушла в «свободное плавание» в другие бассейны, в том числе за рубеж.
Примерно в 1,5 км к югу от города расположено Киренское месторождение легкоплавкой глины и суглинка (с запасами 0,5 млн. м3), пригодных для производства кирпича. Данное месторождение эксплуатировалось в советское время. Годовая проектная производительность карьера составляла 2 тыс. м3.
Градообразующей основой Киренска продолжает оставаться водный транспорт, благодаря которому он возник, развивался и существует в настоящее время. Данная отрасль представлена ОАО «Киренская РЭБ флота» и судоремонтным заводом.
Второй по важности отраслью специализации Киренска стала лесозаготовка. Район располагает значительными лесосырьевыми ресурсами (расчетная лесосека — одна из крупных в области — 5,3 млн. м3).
К числу прочих отраслей можно отнести пищевую промышленность, торговлю, бытовое обслуживание. Данными видами деятельности занимаются в основном частные предприниматели.
Река Лена является основной транспортной магистралью Киренска и всего Киренского района. На данном участке она имеет гарантированные глубины и судоходна со второй половины мая до конца октября (пять месяцев в году).
Аэропорт Киренска находится в пределах городской черты, в 3 км к западу от городского центра. Он может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолеты и вертолеты. Обеспечивает регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других населенных пунктов области.
Таблица 47. Расстояние от Киренска до некоторых городов по автодороге, км
Город | Расстояние |
---|---|
Киренск | — |
Усть-Кут | 338 |
Братск | 707 |
Зима | 856 |
Черемхово | 863 |
Иркутск | 920 |
Тулун | 932 |
Шелехов | 938 |
Ангарск | 964 |
Усть-Илимск | 967 |
Бодайбо | 1040 |
Нижнеудинск | 1055 |
Байкальск | 1071 |
Тайшет | 1212 |
Во время Великой Отечественной войны аэропорт являлся ключевым пунктом воздушной трассы в Якутию и промежуточным пунктом перегона самолетов из США (с Аляски) на фронт. В те годы не было устойчивой навигации. От пилотов и штурманов требовалось особое мастерство. Самолеты находились в пути по шесть часов, зимой летали даже в снегопады, когда крылья и стабилизатор покрывались льдом. Наиболее сложный отрезок трассы был на участке Киренск — Красноярск.
Свое значение важного северного авиаузла аэропорт сохраняет и сегодня. Киренское авиапредприятие выполняет авиационные работы по перевозке пассажиров, почты, грузов, оказанию медицинской помощи, охране лесов от пожаров, причем не только в Иркутской области, но и в Забайкалье. Осуществляет чартерные рейсы в северные пункты Иркутской области, не имеющие наземной связи с большой землей.
Киренск соединен автодорогой с Усть-Кутом (338 км), а также с рядом близлежащих поселков. Но из-за слабого развития дорожной сети автотранспорт не играет заметной роли в экономике данной территории (в отличие от водного транспорта). Только в зимний период доля грузо- и пассажироперевозок автотранспортом заметно возрастает. С ноября по апрель постоянно действуют так называемые зимники.
В целом же город Киренск, как и весь Киренский район, относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки — летом водным транспортом.
Расстояние от Киренска до других городов Иркутской области по автодороге показано в табл. 47.
Общая площадь жилищного фонда в Киренске составляет 440 тыс. м2 (0,9 % жилищного фонда Иркутской области). Центральным отоплением оснащено 40 % жилья, водопроводом и канализацией — чуть более 20 %, горячим водоснабжением — 13 %, электроплитами — 15 %. Газификации в городе нет.
В городе несколько общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и дошкольного воспитания. В советское время здесь действовали четыре дома культуры. Сейчас их осталось только два (районный ДК и ДК «Авиатор»), остальные два (городской ДК и ДК «Речник») сгорели. Кинотеатра «Прогресс» в Киренске тоже не стало. В советское время он располагался в здании церкви, сейчас церковь восстанавливают, и в ней уже идут службы.
В городе имеются творческие коллективы, известные в районе и области: народный хор «Ленские напевы», ансамбли «Душа», «Сударушка» и др. Столь же известна и Киренская ДЮСШ, которая выпустила несколько чемпионов: Андрея Попугаева — финалиста чемпионата России среди школьников (1969 г.), Эдуарда Бурых — чемпиона России по прыжкам с шестом среди школьников (1986 г.), Свету Плакину — чемпионку I шахматного фестиваля Сибири и Дальнего Востока и др.
Городское здравоохранение представлено центральной районной больницей, обслуживающей не только городское, но и сельское население.
Перспективы поселения по-прежнему связаны с водным транспортом, а также с заготовкой и переработкой древесины. Дополнительному росту может способствовать охотопромысловая деятельность (район традиционно относится к перспективным в развитии охотничьего промысла). Новый импульс к развитию города может дать эффективное освоение месторождений углеводородных ресурсов (Дулисьминского, Пилюдинского, Аянского и др.). В районе Киренска можно создать крупные генерирующие мощности (такая возможность рассматривалась «Иркутскэнерго»), на которых будет использоваться попутный газ данных месторождений. Определенные перспективы могут быть связаны также с освоением Непского месторождения калийных солей и строительством автодороги «Вилюй».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей