Киренск // Винокуров М. А., Суходолов А. П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Киренск — это один из старейших городов Восточной Сибири. Он основан в 1630 г. — на 31 год раньше Иркутска. Находится город на севере Иркутской области, в месте слияния рек Лены и Киренги, в 295 км к северо-востоку от железнодорожной станции Лена и в 660 км от областного центра по прямой. Является самостоятельным муниципальным образованием, входящим в состав Киренского района. Относится к городским поселениям районного уровня. Занимает площадь 21 км2 (2,1 тыс. га).

Рельеф

Расположен Киренск в пойменной излучине реки Лены, в месте впадения в нее Киренги, на обоих берегах этих рек и на острове у их слияния. С материковой частью остров связан дамбой. Высота Киренска над уровнем моря — 255 м.

Левобережная часть Лены более возвышенна. С северо-востока Киренск закрывает гора Соколиная, с которой открывается живописный вид на город-остров.

Окрестности представляют собой таежную территорию с участками, пригодными для сельскохозяйственной деятельности. Эти участки стали осваиваться русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых.

Климат

Несмотря на северное расположение Киренска, среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в его окрестностях достаточно высокая — 102 дня (это самый высокий показатель среди северных городов области). Первые заморозки фиксируются 9 сентября, последние — 30 мая.

Среднемесячная температура января -27,4°С (абс. -58 °С), июля +18,5 °С (абс. +37 °С). Среднегодовая температура -4 °С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 457 мм, из этого количества на май — август приходится 59 %.

В городе зафиксировано несколько сильных наводнений. Одно из них произошло в 1915 г., когда уровень реки поднялся почти на 20 м. Крупный паводок был относительно недавно — весной 2001 г. Наводнения связаны не столько с количеством осадков, сколько с ранними и бурными веснами, когда Лена на севере не успевает вскрыться ото льда и на ней образуются заторы.

Население

Численность населения Киренска неуклонно росла с момента его основания. Максимальной величины она достигла к началу 1990-х гг. (16,5 тыс. чел.). Затем одновременно с экономическим кризисом в стране началось ее сокращение как за счет отрицательной миграции (в неблагополучные годы из города ежегодно выезжало по 100-150 чел.), так и за счет естественной убыли (смертность стала превышать рождаемость на 50-80 чел. в год).

Сейчас в Киренске проживают 12,3 тыс. жителей (по состоянию на 2010 г.), что составляет 0,5 % населения Иркутской области. Динамика численности населения города показана в табл. 46.

Таблица 46. Динамика численности населения Киренска, тыс. чел.

Год 1850 1880 1900 1930 1940 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010
Население 0,9 1,2 2,4 7,8 10,9 14,4 14,5 16,3 16,5 15,4 13,1 12,3

Облик города

Современные микрорайоны с каменным пятиэтажными домами находятся на левом берегу Лены и правом берегу Киренги. В центральной же части, расположенной на острове, преобладает деревянная застройка.

Островная часть города сохраняет дореволюционный купеческий облик Киренска, она похожа на большой музей под открытым небом. Многие дома здесь являются достопримечательностью и связаны с интересными событиями и личностями. Именно здесь проживал с момента основания поселения и до конца своих лет знаменитый казак — первопроходец и открыватель новых земель на востоке России Ерофей Хабаров. Киренск стал базой для подготовки Северной экспедиции братьев Лаптевых (их именем названо море в Северном Ледовитом океане). Киренск привечал известных исследователей — Черского, Чекановского, Обручева, Шишкова. После инспекции русских владений в Северной Америке и установления политических и торговых отношений с Японией в городе останавливался генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский, был здесь и писатель Иван Гончаров. В киренской пересыльной тюрьме находился Николай Чернышевский. В советское время в Киренске жил и работал Алексей Николаевич Косыгин, ставший впоследствии Председателем Совета Министров СССР.

История

Киренск был основан как небольшое поселение в 1630 г. казаками из отряда Василия Бугра. Место оказалось очень удачным. Здесь были построены зимовья для жилья, часовня, склады и лабазы. Через десять лет начала действовать первая в регионе соляная варница, построенная Ерофеем Хабаровым, была распахана первая пашня, положившая начало земледельческому освоению Приленья.

Застраиваемый вначале как крепость — со стенами и башнями — по примеру первых западносибирских поселений, которым приходилось обороняться от степных кочевников, острог никогда не видел сражений. Наоборот, выгодная торговля притягивала к новому поселению коренные племена, занимавшиеся охотой.

Первое время поселение называлось Никольский погост, и только в 1665 г. его переименовали в Усть-Киренск — по названию реки.

Здесь организовали ярмарку и таможню. Начали развивать хлебопашество и огородничество, кузнечное дело и судостроение. В начале XVIII в. Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.

Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток, было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.

Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.

Статус города и название — Киренск — поселение получило в 1775 г. Еще через восемь лет Киренск стал уездным городом, а в 1822 г. — окружным городом Иркутской губернии. В то время в нем насчитывалось 140 домов, 5 церквей и 10 торговых лавок.

Открытие золота в бассейне Витима и развитие во второй половине XIX в. пароходства в бассейне Лены дали новый импульс для роста Киренска. Здесь был организован крупный отстойный пункт, где на зимний ремонт останавливалось около десятка пароходов и столько же грузовых барж. В районе затона располагались кузница, паровой молот, механическая мастерская, лесопилка и литейка. Группа этих предприятий стала прообразом первого производственного объединения на Лене. Обслуживание водного транспорта превратилось в очень важную статью городского дохода.

В начале XX в. в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превысила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.

До революции в Киренске проживало также несколько судовладельцев и представителей торговых фирм, в том числе обладателей миллионных состояний. Они поставляли на Ленские золотые прииски сено, овощи и картофельную муку местного приготовления, занимались скупкой пушнины и отправкой ее  в  Иркутск.   Участвовали  в  сезонных ярмарках (с середины мая по июль), оборот которых оценивался в 50-100 тыс.р. золотом.

В то время в городе было несколько церквей, мужской Свято-Троицкий монастырь и часовня. Из образовательных учреждений действовали уездное и городское училища, приходское училище для мальчиков, женская прогимназия, церковноприходская школа. Работала больница и фельдшерский пункт. Имелась хорошая гостиница. Торговля велась в нескольких магазинах и 30 лавках. Действовали пристань, отстойный пункт для флота, имелись большие склады, в том числе винные.

После революции, в середине 1920-х гг., был образован Киренский район, и город стал районным центром. В эти же годы в Киренске жил и работал будущий Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (возглавлявший правительство СССР на протяжении 16 лет — дольше всех в истории царской, советской и постсоветской России). Он был направлен в Сибирь в 1924 г. после окончания Ленинградского кооперативного техникума, где до 1930г. работал в системе потребительской кооперации. В 1927г. он вступил в члены ВКП(б). Именно в Киренске Косыгин получил жизненный опыт, который затем помог ему стать блестящим премьер-министром могучей страны. Достаточно сказать, что благодаря «северному» опыту он смог инициировать строительство знаменитой Дороги жизни вдоль восточного берега Ладожского озера в период блокады Ленинграда. Косыгин также персонально отвечал за организацию водного транспорта на Ладожском озере, применяя опыт судоходства на Лене. Дух купечества и предпринимательства, который он впитал в Сибири, помог ему начать в 1965 г. в громадной коммунистической стране реформу по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования промышленности. Суть ее состояла в децентрализации народнохозяйственного управления, повышении роли интегральных показателей экономической эффективности (прибыль, рентабельность) и увеличении самостоятельности предприятий. Восьмая пятилетка (1966-1969), в течение которой проводилась реформа Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой».

В послевоенный период и вплоть до начала перестройки   Киренск   развивался очень динамично. Он сохранял свое   транспортное   значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось развитию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х гг. старый паровой флот постепенно заменили новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показателями. В городе строилось новое благоустроенное жилье.

В   1980 г.   рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного   порта. 

В кризисные 1990-е годы лучшая часть флота, кормившая город, ушла в «свободное плавание» в другие бассейны, в том числе за рубеж.

Ископаемые ресурсы

Примерно в 1,5 км к югу от города расположено Киренское месторождение легкоплавкой глины и суглинка (с запасами 0,5 млн. м3), пригодных для производства кирпича. Данное месторождение эксплуатировалось в советское время. Годовая проектная производительность карьера составляла 2 тыс. м3.

Экономика

Градообразующей основой Киренска продолжает оставаться водный транспорт, благодаря которому он возник, развивался и существует в настоящее время. Данная отрасль представлена ОАО «Киренская РЭБ флота» и судоремонтным заводом.

Второй по важности отраслью специализации Киренска стала лесозаготовка. Район располагает значительными лесосырьевыми ресурсами (расчетная лесосека — одна из крупных в области — 5,3 млн. м3).

К числу прочих отраслей можно отнести пищевую промышленность, торговлю, бытовое обслуживание. Данными видами деятельности занимаются в основном частные предприниматели.

Транспортная доступность

Река Лена является основной транспортной магистралью Киренска и всего Киренского района. На данном участке она имеет гарантированные глубины и судоходна со второй половины мая до конца октября (пять месяцев в году).

Аэропорт Киренска находится в пределах городской черты, в 3 км к западу от городского центра. Он может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолеты и вертолеты. Обеспечивает регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других населенных пунктов области.

Таблица 47. Расстояние от Киренска до некоторых городов по автодороге, км

Город Расстояние
Киренск
Усть-Кут 338
Братск 707
Зима 856
Черемхово 863
Иркутск 920
Тулун 932
Шелехов 938
Ангарск 964
Усть-Илимск 967
Бодайбо 1040
Нижнеудинск 1055
Байкальск 1071
Тайшет 1212

Во время Великой Отечественной войны аэропорт являлся ключевым пунктом воздушной трассы в Якутию и промежуточным пунктом перегона самолетов из США (с Аляски) на фронт. В те годы не было устойчивой навигации. От пилотов и штурманов требовалось особое мастерство. Самолеты находились в пути по шесть часов, зимой летали даже в снегопады, когда крылья и стабилизатор покрывались льдом. Наиболее сложный отрезок трассы был на участке Киренск — Красноярск.

Свое значение важного северного авиаузла аэропорт сохраняет и сегодня. Киренское авиапредприятие выполняет авиационные работы по перевозке пассажиров, почты, грузов, оказанию медицинской помощи, охране лесов от пожаров, причем не только в Иркутской области, но и в Забайкалье. Осуществляет чартерные рейсы в северные пункты Иркутской области, не имеющие наземной связи с большой землей.

Киренск соединен автодорогой с Усть-Кутом (338 км), а также с рядом близлежащих поселков. Но из-за слабого развития дорожной сети автотранспорт не играет заметной роли в экономике данной территории (в отличие от водного транспорта). Только в зимний период доля грузо- и пассажироперевозок автотранспортом заметно возрастает. С ноября по апрель постоянно действуют так называемые зимники.

В целом же город Киренск, как и весь Киренский район, относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки — летом водным транспортом.

Расстояние от Киренска до других городов Иркутской области по автодороге показано в табл. 47.

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда в Киренске составляет 440 тыс. м2 (0,9 % жилищного фонда Иркутской области). Центральным отоплением оснащено 40 % жилья, водопроводом и канализацией — чуть более 20 %, горячим водоснабжением — 13 %, электроплитами — 15 %. Газификации в городе нет.

Социальная сфера 

В городе несколько общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и дошкольного воспитания. В советское время здесь действовали четыре дома культуры. Сейчас их осталось только два (районный ДК и ДК «Авиатор»), остальные два (городской ДК и ДК «Речник») сгорели. Кинотеатра «Прогресс» в Киренске тоже не стало. В советское время он располагался в здании церкви, сейчас церковь восстанавливают, и в ней уже идут службы.

В городе имеются творческие коллективы, известные в районе и области: народный хор «Ленские напевы», ансамбли «Душа», «Сударушка» и др. Столь же известна и Киренская ДЮСШ, которая выпустила несколько чемпионов: Андрея Попугаева — финалиста чемпионата России среди школьников (1969 г.), Эдуарда Бурых — чемпиона России по прыжкам с шестом среди школьников (1986 г.), Свету Плакину — чемпионку I шахматного фестиваля Сибири и Дальнего Востока и др.

Городское здравоохранение представлено центральной районной больницей, обслуживающей не только городское, но и сельское население.

Перспективы

Перспективы поселения по-прежнему связаны с водным транспортом, а также с заготовкой и переработкой древесины. Дополнительному росту может способствовать охотопромысловая деятельность (район традиционно относится к перспективным в развитии охотничьего промысла). Новый импульс к развитию города может дать эффективное освоение месторождений углеводородных ресурсов (Дулисьминского, Пилюдинского, Аянского и др.). В районе Киренска можно создать крупные генерирующие мощности (такая возможность рассматривалась «Иркутскэнерго»), на которых будет использоваться попутный газ данных месторождений. Определенные перспективы могут быть связаны также с освоением Непского месторождения калийных солей и строительством автодороги «Вилюй».

Читайте в Иркипедии:

  1. Киренское городское приходское училище
  2. Киренское уездное училище
  3. Районный дом культуры города Киренска
  4. Киренский район разоряют проблемы местных речных предприятий
  5. Наводнение в городе Киренске, 2001 год. Фотоальбом

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Города Иркутской области | Киренск