Новости

Усть-Илимск // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Геральдика

Фотоальбом

Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: Кто есть кто в Иркутске
Автор: Не известен
Источник: www.russian-church.ru
Автор: Не известен
Источник: www.swalker.ru
Автор: Не известен
Источник: www.irk-vesti.ru
Автор: Не известен
Источник: inmarket.biz
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Автор: Неизвестен
Источник: Архив Иркипедии
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Автор: Не известен
Источник: irk.ru
Автор: Не известен
Источник: ilimwap.ru
Автор: konstruktorsa
Источник: www.panoramio.com
Автор: konstruktorsa
Источник: www.panoramio.com

Этот молодой промышленный город находится в северо-западной части Иркутской области, на реке Ангаре, в 640 км от областного центра (по прямой). Является городом областного уровня (подчинения) и административным центром Усть-Илимского района. Занимает площадь 229 км2 (22,9 тыс. га).

Рельеф

Город расположен в пределах Среднесибирского плоскогорья, на левом и правом берегах Усть-Илимского водохранилища и реки Ангары,  на высоте  300 м (в среднем) над уровнем моря.

Город находится в таежной местности с пологими возвышенностями.  Имеются небольшие свободные от леса территории, используемые горожанами под садово-огородные участки.    

Климат

Усть-Илимск относится к территории, приравненной к районам Крайнего Севера. Климат здесь резко континентальный. Холодный период длится в среднем 255 суток. Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода составляет 95-105 дней. Первые заморозки в городе фиксируются 6 сентября, последние — 6 июня.

Среднемесячная температура января -25,6 °С (абс. -56 °С), июля +17,5 °С (абс. +37 °С). Среднегодовая температура -3,9 °С.

В среднем за год выпадает около 500 мм осадков, из этого количества на май-август приходится 60 %.

Средняя высота снежного покрова — 450 мм, он сохраняется в течение 180-195 дней (с конца октября по май).

Облик города

Усть-Илимск относится к числу самых молодых и наиболее благоустроенных городов Иркутской области и всей Восточной Сибири. Здесь широкие проспекты и улицы, многоэтажные каменные дома, красивая планировка. По мнению ведущих архитекторов страны, это самый красивый и современный город всего Приангарья. Планировалось, что численность его населения достигнет 250 тыс. чел.

Водохранилище и река Ангара делят город на две части — левобережную (старый город) и правобережную (новый город). Старый город расположен ниже Усть-Илимской ГЭС, новый город — выше. Обе части соединены мостом для проезда автомобильного транспорта и плотиной ГЭС.

Новая часть города застроена девяти- и десятиэтажными домами (имеется несколько 14-этажных домов). Здесь проживает большая часть населения, сосредоточены основные административные и социальные объекты. Старая часть представлена главным образом пятиэтажными и двухэтажными (времянками) домами, здесь также находятся дачные участки, поселки Высотка и Невон.

Проект генплана застройки нового города был разработан группой ленинградских студентов-архитекторов в рамках их дипломных работ по теме «Город моей мечты». Они предложили идею города в тайге у рукотворного моря. Поэтому при строительстве правобережной части старались вырубать как можно меньше деревьев, сохраняя внутри жилых районов островки тайги.

Население

По численности населения Усть-Илимск находится на четвертом месте среди городов Приангарья (после Иркутска, Братска и Ангарска). Здесь проживают 96,3 тыс. чел., или 3,8 % населения Иркутской области (по состоянию на 2010 г.).

С момента основания Усть-Илимска и до 1992 г. численность его населения неуклонно росла. Затем, несмотря на относительно высокий уровень рождаемости, она стала быстро сокращаться (табл. 74), что связано главным образом с миграцией населения (преимущественно молодежи) в более благополучные города и районы области, в другие субъекты РФ.

Таблица 74. Динамика численности населения Усть-Илимска, тыс. чел.

Доля населения города младше трудоспособного возраста составляет 21 % общей его численности, старше трудоспособного возраста — 18 %, трудоспособного возраста — 61 %, из них занято в экономике — 40 %.

Таблица 75. Некоторые события истории Усть-Илимска

История

Основан Усть-Илимск в 1965 г. как рабочий поселок гидростроителей при возведении Усть-Илимской ГЭС. Поселок и будущая ГЭС названы по их месторасположению вблизи устья Илима, правого притока Ангары (створ будущей гидростанции расположили у Толстого мыса, примерно в 20 км ниже устья Илима).

Усть-Илимск стал известен всей стране как место трех Всесоюзных ударных комсомольских строек. Здесь в глухой тайге было начато возведение одной из крупнейших ГЭС, большого современного города, мощного лесопромышленного комплекса. Одновременно к месту будущего строительства прокладывалась железнодорожная ветка Хребтовая-Усть-Илимск.

Создание Усть-Илимского энергопромышленного узла являлось очередным этапом общей стратегии эшелонированного освоения Среднего Приангарья, разработанной в конце 1940-х гг. и скорректированной в 1950-х гг. Эта стратегия предусматривала формирование крупного Братско-Усть-Илимского ТПК, объединенного общей транспортной и энергетической инфраструктурой, мощной строительной базой, технологически и экономически взаимосвязанными производствами.

Такой подход позволял поэтапно наращивать экономический потенциал Приангарья, сохранять и повышать профессиональное  мастерство    коллектива   строителей, использовать уже накопленный   опыт для более эффективного возведения и эксплуатации новых энергопромышленных объектов.

Именно это и происходило в Усть-Илимске, где была максимально использована производственная база «Братскгэсстроя» и работал высокопрофессиональный коллектив строителей,   уже   получивший большой опыт и способный решать новые масштабные задачи. Эю облегчило и ускорило новое строительство, сократило затраты труда и материальных ресурсов на формирование новых баз, дало государству миллионы рублей экономии.

Одновременно с Усть-Илимской ГЭС возводился новый современный город и крупный лесопромышленный комплекс (одно из самых мощных лесохимических предприятий мира). При их строительстве использовалось в широких масштабах международное сотрудничество.

Были заключены двухсторонние межправительственные соглашения со странами — членами СЭВ о поставках необходимых материалов и товаров на общую сумму 332 млн. инвалютных рублей. В строительстве участвовали рабочие и специалисты этих стран. По контрактам с заинтересованными фирмами Финляндии, Швеции, Франции и Японии поставлялось оборудование для целлюлозного завода и лесоперерабатывающих предприятий.

Строительство  велось невиданными доселе темпами. Объемы строительно-монтажных работ были колоссальными. Ежедневно па сооружаемые объекты выходило 22,5 тыс. строителей и монтажников. После пуска ГЭС они плавно перешли на строительство ЛПК и города.

Уже через восемь лет после образования поселка гидростроителей было решено преобразовать его в город.

К сожалению, из-за развала СССР и последовавшего за этим кризиса 1990-х гг. не все задуманное удалось осуществить. В частности, так и не успели реализовать идею создания второй очереди ЛПК по производству картона и сангигиенической бумаги. Не удалось запустить почти построенный в составе ЛПК крупный гидролизно-дрожжевой завод, который мог стать предприятием-утилизатором древесных отходов, существенно повышающим эффективность всего лесопромышленного производства и бюджетоотдачу лесных ресурсов (дорогостоящее оборудование, поставленное почти в полном объеме и частично смонтированное, так и осталось стоять на промплощадке памятником безответственности).

По проекту Усть-Илимск задумывался как город у моря. Но идею создания прекрасной набережной на левом берегу тоже не успели осуществить. Город на левом берегу был не достроен (здесь осталось незавершенных объектов на 60 млн. «доперестроечных» рублей).

Экономика

Усть-Илимск является промышленным городом. На его долю приходится 6-8 % общеобластного объема продукции и услуг. По этому показателю он занимает пятое место в Иркутской области, уступая Братску, Иркутску, Ангарску и Шелехову, опережая Саянск и Усолье-Сибирское.

Промышленное производство является основой городской экономики. На его долю приходится 78,2 % суммарного объема производимых в Усть-Илимске продукции и услуг, на долю сельскохозяйственного производства — 8,9 %, транспорта и связи — 1,2 % (табл. 76).

Таблица 76. Доля различных отраслей в экономике Усть-Илимска в среднем за период 2000-2009 гг., %

Промышленность. Основную долю в промышленном производстве города занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Эти отрасли представлены главным образом предприятиями группы « Илим». Здесь занято около 12 тыс. чел.

В городе также имеются предприятия отраслей машиностроения, строительных материалов, угледобывающей, пищевой и рыбной промышленности.

Сельское хозяйство. Данную отрасль в городе представляет ЗАО «Агрофирма «Ангара». Это предприятие образовано на базе бывшего подсобного хозяйства Усть-Илимского ЛПК. Еще в советский период в течение нескольких лет в таежной местности были освоены тысячи гектаров пахотных земель для создания кормовой базы подсобного животноводства. Построены свинарники, коровники, крупное тепличное хозяйство. Было организовано производство мясной, молочной и овощной продукции, что помогало решать проблему обеспечения людей продуктами питания в период продовольственного дефицита. Детские сады, больницы, школы, производства получали свежее и качественное молоко, мясо, овощи. При переходе к рынку подсобное сельскохозяйственное производство выделилось в самостоятельное предприятие. Основными видами продукции являются овощи закрытого грунта и молочные изделия.

Малый бизнес. В городе около 250 малых предприятий, действующих в сферах производства потребительских товаров, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, переработки сельхозпродукции и вторичных ресурсов, инновационной деятельности и др. На них занято свыше 6 тыс. чел. Суммарный объем производимых ими продукции и услуг оценивается примерно в 2 млрд. р., что составляет более 10 % общегородского производства.

Энергетика

Данная отрасль представлена двумя крупными предприятиями «Иркутскэнерго» — Усть-Илимскими ГЭС и ТЭЦ (табл. 77).

Усть-Илимская ГЭС. Ее строительство было обусловлено наличием значительных гидроэнергетических ресурсов Ангары и задачами развития страны. Станция сдана в эксплуатацию в декабре 1980 г. На ней установлено 16 энергоагрегатов суммарной мощностью 3 840 МВт (проектная мощность — 4320 МВт). Ее среднегодовая выработка — 21,7 млрд. кВт-ч электроэнергии. По мощности Усть-Илимская ГЭС сопоставима с Братской ГЭС, но превосходит ее по экономическим показателям. С момента эксплуатации станция выработала около 1 трлн. кВт-ч электроэнергии, многократно окупив свое строительство.

Усть-Илимская ТЭЦ. Создавалась как основной источник теплоснабжения Усть-Илимского ЛПК и города. Проектировалась и строилась в составе целлюлозного завода. В мае 1976 г. как строящийся объект была передана в состав «Иркутскэнерго». Электрическая мощность станции составляет 535 МВт, тепловая — 1 070 Гкал в час.

Таблица 77. Характеристики ГЭС и ТЭЦ города Усть-Илимска

Транспорт

Усть-Илимск расположен и центре Восточной Сибири и в какой-то степени выполняет функцию транспортного узла, где пересекаются направления железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта.

Железнодорожный транспорт. Город связан с сетью российских железных дорог железнодорожной меткой Хребтовая — Усть-Илимск протяженностью 214 км. Станция Усть-Илимск находится в пригородном поселке Железнодорожный (в нескольких километрах от центра города). От Усть-Илимска ходят поезда до Тайшета и Иркутска через Железногорск-Илимский (станция Коршуниха-Ангарская) и Братск.

Ранее железная дорога шла на левый берег через мостовой переход. Сейчас эта линия разобрана.

Железнодорожная ветка Хребтовая-Усть-Илимск пока  тупиковая. Однако строительство Богучанской ГЭС открывает перспективы продолжения этой линии вдоль Ангары до Нерюнды. 

  Таблица 78. Расстояние от Усть-Илимска до некоторых городов, км

*До станции Лена.

**До станции Анзёби.

В этой связи у РЖД имеются планы модернизации станции Усть-Илимск с целью увеличения ее пропускной способности. Это связано также с перспективой строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали через Лесосибирск до Нижневартовска (который также является тупиковой станцией). Предполагается, что новая Северо-Сибирская магистраль будет способствовать промышленному развитию Нижнего Приангарья. Ориентировочные сроки ее строительства — 2016-2030 гг. Протяженность дороги составит 1892 км. Примерная стоимость строительства 218 млрд. р.

Автотранспорт. Значительные расстояния между жилыми районами Усть-Илимска, а также его удаленность от соседних городов и поселков обусловили развитие в городе автомобильного транспорта и сети внутригородских дорог.

Город соединен также хорошей асфальтовой дорогой с Братском и поселком Хребтовая. По этим дорогам осуществляется связь с областным центром и другими городами Иркутской области. Имеется регулярное автобусное сообщение с Братском и Иркутском.

Городской автомобильный транспорт представлен муниципальными автобусами и частными маршрутными такси. Маршрутная сеть охватывает все городские районы и близлежащие пригороды, такие как поселки Железнодорожный, Невон, Карапчанка и др.

Городской электротранспорт. Этот вид транспорта представлен в Усть-Илимске только трамваем. Трамвайная линия соединяет один из районов города с лесопромышленным комплексом и дачными поселками.

Водный транспорт. Данный вид транспорта сыграл важную роль в начальный период возведения Усть-Илимской ГЭС. Водным путем из Братска к створу новой ГЭС доставлялся большой объем строительных грузов. Сейчас значение водного транспорта в грузоперевозках во многом утрачено. На Усть-Илимском водохранилище и на Ангаре (нижний бьеф) действует ряд пристаней. Имеются условия для возрождения водного транспорта, в том числе в целях туристско-рекреационного обслуживания.

Авиатранспорт. В Усть-Илимске имеется аэропорт, находящийся в 17 км к северо-западу от центра города, на высоте 408 м над уровнем моря. Аэропорт относится к категории внутренних. Его взлетно-посадочная полоса сделана из армированного бетона, имеет протяженность 3000 м и ширину 42 м. Сюда могут приземляться многие типы самолетов (Ту-154 и -204, Б-757, Ил-76, Як-42 и др.), а также все типы вертолетов.

В советское время из аэропорта осуществлялось много авиарейсов в Иркутск и другие города, и поселки области и соседних Красноярского края и Якутии. В начале 1990-х гг. аэропорт был реконструирован. Здесь построили новое здание аэровокзала (взамен старого деревянного), но вскоре аэропорт оказался банкротом и с 2001 г. не функционирует. Тем не менее стратегическое положение усть-илимского аэропорта очевидно. При соответствующих экономических условиях он сможет снова играть роль важного северного авиаузла.

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда в Усть-Илимске составляет 1915 тыс. м2 (по состоянию на 2008 г.), или 3,8 % жилищного фонда Иркутской области. Основная его часть (98 %) полностью благоустроена. Газификации нет.

Социальная сфера

В городе работают 13 общеобразовательных школ, 2 вечерние школы, гимназия, лицей, СПТУ, 2 колледжа, частная школа, несколько филиалов высших учебных заведений. Имеются также музыкальная и художественная школы, школа народных ремесел. Действует более 20 детских дошкольных учреждений, среди них детский сад «Искорка», в котором проживают дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сфера культуры представлена сетью библиотек, расположенных во всех районах города, картинной галереей, городским краеведческим музеем, центром искусств. Имеется два дворца культуры (им. И.И. Наймушина и «Дружба») и два дома культуры («Гренада» и «Ровесник»). Кинотеатр «Яросама» переоборудован в 2002 г. в досуговый центр «Supermax». Создан городской театр драмы и комедии. Город славится также своими творческими коллективами.

Усть-Илимск имеет современную сеть лечебно-профилактических учреждений. Работают социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, дом-интернат для престарелых и инвалидов. Региональное значение имеет многопрофильный курорт «Русь».

В городе развивается 19 видов спорта, по которым ежегодно проводится более 40 спортивно-массовых мероприятий. С 2004 г. местная команда «Лесохимик» стала выступать в высшей лиге чемпионата России по хоккею с мячом.

Перспективы

Усть-Илимск расположен в районе с достаточным количеством лесных и водных ресурсов, поэтому его дальнейшие перспективы по-прежнему будут связаны с лесопереработкой и созданием энергоемких производств.

В части лесопереработки на Усть-Илимском ЛПК намечено увеличение мощностей (примерно на 20 %) при одновременном углублении переработки сырья. В рамках данного направления предполагается внедрение прогрессивных технологий, которые повысят эффективность производства и снизят его негативное воздействие на окружающую среду (планируется, кроме того, модернизация очистных сооружений).

Группа «Илим» наметила также реализацию проекта по модернизации и развитию производственных мощностей бизнес-линии «Илим Восток» (Братский и Усть-Илимский ЦБК) с суммарным объемом инвестиций более 17 млрд. р. В планах и установка бумагоделательной машины, первой за Уралом, а также строительство завода по производству химико-термомеханической массы.

Имеется также проект строительства завода по производству ориентированно-стружечной плиты, представленный ООО «Руслеспром», стоимостью около 5 млрд. р. Его реализация повысит эффективность использования лесных ресурсов, создаст до 400 дополнительных рабочих мест.

От китайских инвесторов поступало предложение по строительству нового целлюлозно-бумажного комбината мощностью 300 тыс. т целлюлозы в год (а также по производству пиломатериалов — 600 тыс. мл в год, фанеры — 100 тыс. м3, ДВП — 80 тыс. м3). Стоимость проекта оценивается в 54 млрд. р.

Предлагается также создание предприятий по добыче и производству строительных материалов.

Целесообразным представляется возобновление деятельности усть-илимского аэропорта.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.