Тайшет // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Геральдика

Автор: Неизвестен
Источник: Архив Иркипедии

Фотоальбом

Автор: Не известен
Источник: levinnic.ru
Автор: dmitry.afonin
Источник: www.panoramio.com
Автор: Begayev Igor
Источник: Кто есть кто в Иркутске
Автор: Filip.K.
Источник: www.panoramio.com
Автор: Не известен
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: Кто есть кто в Иркутске
Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Бережных Владимир Викторович
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Бережных Владимир Викторович
Автор: dmitry.afonin
Источник: www.foto-planeta.com
Автор: Не установлен
Источник: www.fototerra.ru
Автор: Не установлен
Источник: www.fototerra.ru
Автор: Не установлен
Источник: www.fototerra.ru
Автор: Не установлен
Источник: www.fototerra.ru
Автор: Не установлен
Источник: www.fototerra.ru
Автор: Не установлен
Источник: Кто есть кто в Иркутске

Поселение находится в западной части Иркутской области, в 669 км от областного центра, у небольшой речки Тайшетки — отсюда название города. Через него проходит Транссибирская магистраль. Является административным центром Тайшетского района Иркутской области. Занимает площадь 76 км2 (7,6 тыс. га). Ранее Тайшет относился к городам областного уровня, имел в административном подчинении город Бирюсинск и рабочий поселок Юрты. С 2008 г. его сделали городом районного уровня и подчинили Тайшетскому муниципальному району. 

Рельеф

Тайшет располагается в правобережной долине реки Бирюсы, между ее небольшими правыми притоками — Тайшеткой и Акульшеткой. Окружен лесами. В окрестностях имеются земельные участки, освоенные для сельскохозяйственной деятельности. В поймах близлежащих речек встречаются заболоченные земли. К югу от Тайшета начинаются холмистые возвышенности отрогов Саянского горного массива. Сам город находится в пределах Тайшетской предгорной равнины на высоте 302 м над уровнем моря.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Тайшете составляет 96 дней. Первые заморозки фиксируются 8 сентября, последние — 3 июня.

Среднемесячная температура января -19,4 °С (абс. -50 °С), июля +18,5°С (абс. +37 °С). Среднегодовая температура -0,5 °С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 475 мм, из этого количества на май-август приходится 50 %.

Население

С основания Тайшета численность его жителей постоянно росла. Снижаться она начала только в кризисные 1990-е годы по причине сокращения рождаемости и увеличения смертности, а также возросшего миграционного оттока. Такая отрицательная демографическая тенденция сохраняется до сих пор.

Сейчас в Тайшете проживают 36,3 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.), или 1,5 % жителей области.

История

Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При ее строительстве весной 1897 г. было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904 г. построили паровозное депо.

При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.

Удобное положение — в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения. В 1906 г. его преобразовали в село, которое в 1910г. стало административным центром Тайшетской волости.

В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.

В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий поселок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.

В марте 1938 г. поселок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машиннотракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.

С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:

— Тайшетлаг (ИТЛ УНКВД по Иркутской области);

 — Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);

— Озерлаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага).

Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет-Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун-Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.

Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строительстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подготовлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для сравнения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвы гулаговского периода.)

С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное железнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сель-хозработы.

После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута).

Строительство началось одновременно в нескольких местах будущей магистрали.  Из-за высокой смертности лагеря постоянно пополнялись новыми партиями заключенных и военнопленных (только японских военнопленных в конце 1945г. прибыло 39 тыс.). Но работы по-прежнему шли медленно, и в октябре 1948 г. Тайшетский ИТЛ ликвидировали,   создав на его базе особый лагерь № 7 - Озерлаг -  с более жестким режимом.   Одновременно увеличили численность заключенных.

В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. «Харбинцы» выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее.

В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию этот участок пущен летом 1951 г., после открытия движения по новому железнодорожному мосту через Ангару. И только в январе 1959 г. в поселке Заярске состоялся митинг, посвященный сдаче в постоянную эксплуатацию всей магистрали Тайшет-Лена.

Силами заключенных в городе построен ряд жилых домов (на улицах Пушкина, Кирова, Кооперативной, Фрунзе и др.), а также некоторые социально-культурные объекты (больница, гостиница, столовая, баня, несколько детсадов, магазины, казармы). Многое из построенного в тот период эксплуатируется до сих пор.

Большие людские потери при строительстве дороги, а также низкая эффективность труда заключенных привели к тому, что было решено отложить возведение БАМа на участке от Лены до Амура. К реализации этого масштабного проекта вернулись только в 1974 г., объявив БАМ ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. В тот период Тайшет вновь стал опорным пунктом и транзитным городом для нового железнодорожного строительства.

Накануне кризиса 1990-х гг. в Тайшете успешно работали и наращивали объемы производства комбинат строительной индустрии, авторемонтный и шпалопропиточный заводы, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, пищекомбинат, маслодельный завод, хлебозавод и др. Из этих некогда успешных предприятий сохранились немногие. Прекратили существование комбинат строительной индустрии, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, хлебозавод и ряд других предприятий.

Идея создания в Тайшете металлургического производства

В середине 1930-х гг., в период реконструкции и индустриализации народного хозяйства СССР, восточные районы страны начали испытывать острую нехватку металлических изделий, прежде всего металлопроката и листового железа. Было очевидным, что столь обширному и в то время быстро развивавшемуся региону необходима собственная крупная металлургическая база. После небольших предпроектных изысканий наиболее подходящей площадкой для ее создания был признан Тайшет и его окрестности. В районе имелись соответствующая минерально-сырьевая база и достаточно развитая транспортная сеть. Идея создания третьей металлургической базы страны была рассмотрена и одобрена на XVIII съезде ВКП(б), в постановлении которого отмечалась необходимость строительства Восточно-Сибирского металлургического комбината и развития в Приангарье химической промышленности.

В послевоенный период к идее создания в Тайшете металлургического производства вновь вернулись. Ее широко обсуждали на Конференции по изучению производительных сил Иркутской области в 1947г. Затем на XX съезде КПСС ее еще раз одобрили. На Конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири 1958 г. было предложено ускорить проектирование Тайшетского металлургического комбината.

Работы по его возведению предлагалось поручить «Братскгэсстрою». В первую очередь планировали ввести в эксплуатацию ГОК в Железногорске-Илимском (для обогащения руды Коршуновского месторождения), а еще через несколько лет построить первую очередь металлургического комбината в Тайшете, с пуском которого была бы заложена прочная база для развития в Иркутской области мощного машиностроительного комплекса.

На тайшетском комбинате предполагалось создать металлургическое производство полного цикла (чугун-сталь-прокат) мощностью 7-8 млн. т листового проката в год. Здесь же планировали выпускать 1-2 млн. т в год специальных сортов стальных труб для удовлетворения потребностей быстро развивавшегося в то время нефтегазового комплекса Сибири. Кроме того, в Тайшете намечалось производство стальных конструкций для новостроек. Процесс плавки предлагался по классической доменной схеме, объемом около 10 млн. т чугуна в год, с весьма высокими для тех лет технико-экономическими показателями. В частности, выплавка чугуна на одного работающего в доменном цехе должна была составить 20 тыс. т в год (на металлургических предприятиях США в те годы она составляла 5—8 тыс. т).

В составе тайшетского комбината предусматривались коксохимическое производство на 4 млн. т кокса в год, три доменные печи объемом 35 тыс. м3, кислородные конверторы объемом 300 т для выплавки высококачественной стали, установки непрерывной разливки, два прокатных стана (2 200 и 4 200) с непрерывной прокаткой, трубоэлектросварочные производства, в том числе труб большого диаметра. Планировалось к 1970-м гг. организовать в Тайшете производство ферросплавов и электросталей, легированных ниобием, а также феррониобия и ниобия. Выпуск подобной продукции мог бы существенно снизить металлоемкость стальных конструкций и улучшить качество отечественных машиностроительных изделий.

Однако, несмотря на тщательные предпроектные проработки, начало строительных работ все время откладывалось, даже вопреки тому, что возведение комбината было рекомендовано специалистами ведущих научных и проектных институтов страны. Экспертный совет Госплана СССР предлагал завершить все работы в 1971—1980 гг., при этом ввод в строй прокатного комплекса в Тайшете намечался на 1974 г., а пуск первой очереди — на 1978г.

Но эти грандиозные планы реализовать не удалось. Темпы роста промышленного производства и капитального строительства в СССР с 1970-х гг. стали замедляться. Потребность в металлических изделиях и конструкциях удовлетворялась за счет существующих производств и частично за счет импорта. Из-за медлительности отраслевого министерства работы по возведению передового в техническом плане тайшетского металлургического комбината так и не были начаты. В середине 1980-х гг. в перспективных планах Минчермета СССР возможный ввод в эксплуатацию этого предприятия отодвинули за 2000 г.

Распад Союза и последующий экономический кризис 1990-х гг. почти похоронили идею создания в регионе крупной металлургической промышленности. Но сейчас к ней вновь возвращаются. Возможность организации в Тайшете крупного производства по выпуску высококачественной стали интересует быстро развивающийся Китай.

Облик города

Город расположен по обе стороны железнодорожной магистрали. Его южная часть застроена в основном деревянными одноэтажными домами. Северная и северо-восточная части представляют собой район новостроек с современными типовыми кирпичными и панельными зданиями. Основные промышленные предприятия расположены в северовосточной части города.

Дальнейшее развитие города и изменение его архитектурного облика связывают со строительством и вводом в эксплуатацию Тайшетского алюминиевого завода. Ожидается появление новых современных жилых кварталов. Ведь для работников алюминиевого завода планируется построить около 150 тыс. м2 жилья, а также сопутствующие объекты социально-культурной инфраструктуры. В микрорайоне Мясниково уже началось строительство нескольких многоэтажных жилых домов для персонала предприятия с обустроенной инфраструктурой и объектами сопкультбыта. Выделена площадка под малоэтажную и коттеджную застройку в Староакульшетском районе.

Ископаемые ресурсы

К северу от Тайшета имеется три месторождения бурого угля: Конторское (в 15 км, с балансовыми запасами 1,5 млн. т); Урало-Ключевское (в 35 км, с балансовыми запасами 90 млн. т); Шиткинское (в 70 км, с прогнозными ресурсами около 600 млн. т).

Примерно в 100-150 км к югу от Тайшета, в предгорьях Восточного Саяна, расположены Александровское и Вишняковское месторождения редких металлов (тантал, ниобий и др.), а также Малотагульское (на границе Тайшетского и Нижнеудинского районов) месторождение ильменит-титано-магнетитовых руд с прогнозными ресурсами титана 120 млн. т.

В окрестностях города имеются также ресурсы строительных материалов — глины и суглинков (пригодных для производства кирпича), известняка, кварцевого песка, песчано-гравийной смеси (по берегам Бирюсы). В долине реки Байроновки известны залежи торфа.

Экономика

Градообразующей отраслью Тайшета является железная дорога, благодаря которой он возник и развивается. Эта отрасль представлена Тайшетским филиалом (отделением) Восточно-Сибирской железной дороги, железнодорожной станцией, локомотивным и вагонным депо, рядом других подразделений и служб ВСЖД.

На станции Тайшет ведется реконструкция путевого хозяйства, позволяющая формировать составы в 75-100 вагонов, разделяются четные и нечетные грузовые потоки. Внедряется новая система управления перевозками. Планируется установить современный комплекс диагностики и контроля подвижного состава и претворить в жизнь идею увеличения плеч пробега вагонов без технического осмотра до 1200 км. В этом случае поезда из Тайшета будут следовать на проход до Улан-Удэ, где также началось крупномасштабное переустройство станции для приема и технического обслуживания длинносоставных поездов.

В городе работал крупнейший в стране шпалопропиточный завод, снабжавший действующую Транссибирскую и строившуюся Байкало-Амурскую магистрали. Вместе с БАМом завод пережил свой звездный час. В настоящее время потребность в деревянных шпалах сокращается в связи с переводом российских железных дорог на железобетонные шпалы.

Второй важной отраслью экономики Тайшета становится цветная металлургия. Значение этой новой для местной экономики отрасли постоянно растет. В начале 2000-х гг. на базе обанкротившегося комбината строительной индустрии был создан экспериментальный участок «Алюком-Тайшет».

В 2007 г. в нескольких километрах к северу от Тайшета, вблизи железнодорожной станции Акульшет, компания «РУСАЛ» приступила к строительству крупного алюминиевого завода мощностью 750 тыс. т «крылатого металла» в год. Данное предприятие позволит «РУСАЛу» увеличить объем производства алюминия почти на 18 %. Планируется, что завод будет работать по технологии электролиза РА-400, обеспечивающей высокие экологические и технико-экономические показатели (на уровне мировых стандартов). В состав завода войдут 4 корпуса электролиза, в которых будут расположены 672 электролизера, а также приемное устройство глинозема, газоочистные сооружения, литейное производство и производство обожженных анодов, другие объекты энергопроизводственной инфраструктуры. Общая сумма инвестиций для создания столь масштабного производства предварительно оценивается в 3 млрд. дол. На строительных работах будет задействовано более 6 тыс. чел.

Третьей по значимости отраслью Тайшета является лесная и лесоперерабатывающая промышленность. В окрестностях города всегда велась масштабная лесозаготовка и требовались мощности для первичной переработки древесины. В настоящее время здесь также имеются лесоперерабатывающие производства.

Важными отраслями для Тайшета были строительство и промышленность строительных материалов. В период возведения БАМа по специальному титулу в Тайшете был построен крупный комбинат строительной индустрии. Он обеспечивал строительными материалами и конструкциями не только БАМ, но и Тайшет. Именно в то время в городе появились новые микрорайоны крупнопанельных пятиэтажек, изменивших облик провинциального деревянного городка. Прибавилось в нем и жителей. Но в 1990-х гг. эти некогда востребованные великими стройками отрасли оказались в упадке. На базе обанкротившегося комбината создали экспериментальный участок алюминиевого производства.

В советское время в городе развивалось также машиностроение. Данная отрасль была представлена относительно небольшими и устойчиво работавшими ремонтными производствами локомотивного и вагонного депо, а также крупным заводом по ремонту дорожностроительных машин, в том числе ориентированным на потребности БАМа. Сегодня завод превратился из «номерного» в заурядное предприятие, у которго несколько раз сменился собственник.

К числу прочих отраслей можно отнести торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание. В городе работают 270 магазинов, 170 торговых павильонов и киосков, 1 рынок, 24 столовые и закусочные, 19 кафе и ресторанов, 17 аптечных магазинов и киосков, около 10 автозаправок. Бытовые услуги населению оказывают 25 парикмахерских, 9 фотоателье, 16 авторемонтных мастерских и 11 ремонтно-строительных организаций.

Транспорт

Тайшет - крупный транспортный узел,  где пересекаются железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали. 

Через город проходит Транссибирская железная дорога. Отсюда начинаются две другие крупные железнодорожные магистрали юго-западного (на Абакан) и северо-восточного (БАМ) направлений.

Сейчас через Тайшет проходит федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск). Отсюда берет начало также дорога до Чуны и Братска. После реконструкции магистрали М-53 город получит современную объездную автодорогу и перестанет быть частью федеральной трассы.

Магистральный нефтепровод из Западной Сибири до Ангарска также проходит через Тайшет. Здесь расположена нефтеперекачивающая станция. Отсюда начинается самый протяженный на востоке страны нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан».

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда Тайшета — примерно 800 тыс. м2 (по состоянию на 2005 г.), или 1,5 % областного жилищного фонда. Центральным отоплением охвачено 44 % жилищного фонда, горячим водоснабжением — 39%, водопроводом и канализацией — 48 %. Газификация отсутствует. Напольные электроплиты установлены в 53 % домов.

Социальная инфраструктура

В городе действуют два больничных учреждения на 475 коек, одна станция скорой помощи, восемь поликлиник, шесть спортзалов, два бассейна и один стадион. Почтовые услуги и услуги связи предоставляют 11 почтовых отделений и пунктов связи.

Перспективы

Перспективы города связаны с завершением строительства и началом работы Тайшетского алюминиевого завода, реконструкцией и модернизацией существующих производств, увеличением объема грузоперевозок по ВСЖД, введением в строй нефтепровода «ВСТО».

Целесообразны также возрождение пищевой промышленности, ориентированной на переработку местного сельскохозяйственного сырья, разработка месторождений строительных материалов (Венгерского и др.) и титано-магнетитовых руд (Малотагульского).

Новый импульс социально-экономическому развитию Тайшета даст алюминиевый завод, который строится вблизи станции Акульшет. Это третье крупное предприятие цветной металлургии в Иркутской области. С выходом его на полную мощность область окончательно станет «алюминиевым краем». Город дополнительно получит тысячи рабочих мест и превратится в крупный промышленный центр.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.