Новости

Тулун // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Герб Тулуна

Автор: Неизвестен
Источник: Русская Википедия

Фотографии Тулуна

Автор: Dmitry Shpack
Источник: www.panoramio.com
Автор: Volos-t
Источник: www.panoramio.com
Автор: GorKroko
Источник: www.panoramio.com
Автор: GorKroko
Источник: www.panoramio.com
Автор: Dmitry Shpack
Источник: www.panoramio.com
Автор: Dmitry Shpack
Источник: www.panoramio.com
Автор: Dmitry Shpack
Источник: www.panoramio.com
Автор: B 52
Источник: www.panoramio.com
Автор: Dmitry Shpack
Источник: www.panoramio.com
Автор: beloeozero8
Источник: www.panoramio.com
Автор: V. Morekhodov
Источник: www.panoramio.com
Автор: GorKroko
Источник: Кто есть кто в Иркутске

Этот город, основанный в начале XVIII в., находится в 389 км к северо-западу от областного центра, у пересечения Транссибирской магистрали с рекой Ия (левым притоком Ангары, впадающим в Братское море). Относится он к городам областного уровня (подчинения) и является административным центром Тулунского района Иркутской области. Занимает площадь 134 км2 (13,4 тыс. га).

Рельеф

Располагается Тулун в северо-западной оконечности Иркутско-Черемховской равнины, по обоим берегам реки Ии. Рельеф в его пределах пересеченный. Абсолютные отметки высот колеблются от 455 до 546 м над уровнем моря (в среднем — 490 м).

В пойме реки имеются заливные луга и заболоченные участки. Возвышенности покрыты красивым сосновым лесом. Окрестности города представляют собой холмистую лесистую территорию с обширными участками сельскохозяйственных угодий на равнинах. В Мугуне и Азее, пригородах Тулуна, располагаются крупные угольные разрезы, на которых ведется промышленная угледобыча. Уровень сейсмичности данной территории оценивается в 7 баллов.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Тулуне составляет 75 дней. Первые заморозки фиксируются 26 августа, последние — 11 июня.

Среднемесячная температура января -22,3 °С (абс. -54 °С), июля +17,2°С (абс. +35 °С). Среднегодовая температура -2,2 °С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 438 мм, из этого количества на май-август приходится 62 %.

Периодически река Ия выходит из берегов и в городе происходят наводнения.

Население

Максимальная численность населения Тулуна была зафиксирована в 1992 г. (53,8 тыс. чел.). Затем началось ее сокращение, главным образом за счет отрицательной миграции (из города выезжало по 350-460 чел. ежегодно), а также естественной убыли (смертность превышала рождаемость на 150-300 чел. в год).

Таблица 66. Динамика численности населения Тулуна, тыс. чел.

Год 1900 1913 1925 1930 1940 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010
Население 2,8 7,0 6,0 7,2 28,1 42,0 49,4 52,4 53,2 52,7 50,1 46,8

Сейчас в Тулуне 46,8 тыс. жителей (по состоянию на 2010 г.), что составляет 1,9 % населения Иркутской области. До сих пор отмечаются отрицательные демографические процессы. Динамика численности населения города и его структура показаны в табл. 66 и 67.

Таблица 67. Структура населения Тулуна в 2005 г.

*Зарегистрированных в службе занятости.

Облик города

Тулун застроен в основном деревянными одноэтажными домами. Имеются микрорайоны с пятиэтажными зданиями, возведенные в 1960-1980-х гг. вокруг градообразующих предприятий. Равнинная часть города располагается в изгибе реки, напоминающем мешок (этот изгиб отражен на гербе города).

В кризисные 1990-е годы прекратили производственную деятельность градообразующие предприятия и Тулун сильно обветшал. Сейчас он постепенно оживает. Население, администрация города и организации участвуют в его благоустройстве. Чище становятся улицы, приводятся в порядок фасады зданий, а во дворах организуются детские и спортивные площадки. Однако для восстановления прежнего облика Тулуна, его экономического потенциала потребуются время, значительные усилия горожан и финансовые ресурсы.

История

Точных сведений о дате основания Тулуна нет. Известно лишь, что небольшое поселение из десятка дворов у реки Ии существовало уже в начале XVIII в.

Развитию поселения способствовали Московский тракт и гужевые дороги от Тулуна до Братска (Братский тракт) и в сторону Восточного Саяна до села Икей (Икейский тракт). К моменту строительства Транссибирской железной дороги село Тулуновское (так назывался тогда Тулун) выполняло функции притрактовой узловой станции и являлось центром одноименной волости, входившей в состав Нижнеудинского уезда Иркутской губернии. В то время в селе процветал извозный промысел, которым занималось около 200 семей. Развивалось сельское хозяйство. Имелись постоялые дворы. Действовала паромная переправа через реку Ию.

Железная дорога, проложенная вблизи села в 1987 г., оживила его экономическую жизнь. Вблизи станции открыли ремонтные мастерские для обслуживания вагонов и паровозов. Кроме того, в селе построили лесопилку, кирпичный, винокуренный и пивоваренный заводы, крупную паровую мукомольную мельницу, мыловарню. Был основан казенный винный склад, обеспечивавший Ленский золотопромышленный район соответствующей продукцией. Восточнее Тулуна, на станции Нюра (находящейся сейчас в черте города), начали добычу угля для потребностей железной дороги (в объеме порядка 50 тыс. т в год).

Таблица 68. Некоторые события в истории Тулуна

Начало XVIII в. Русские землепроходцы и крестьяне основали поселение вблизи реки Ии
1735 Первое письменное упоминание о поселении
1762 – 1774 Строительство Московского тракта способствует росту поселения, развитию в нем извозного промысла
1897 Тулун встречает первый поезд
Начало ХХ в. Открываются кирпичный, лесопильный, винокуренный и пивоваренный заводы, строится крупная паровая мукомольная мельница и несколько крупорушек. В окрестностях Тулуна начинается добыча угля для нужд железной дороги. Направляется ходатайство в центр о присвоении Тулуну статуса города.
1922 Тулун становится городом
1924 Тулун лишен статуса города и вновь преобразован в село (по политическим мотивам)
1927 Тулуну возвращается статус города
1931 Попытка взорвать Покровский храм в Тулуне заканчивается несчастным случаем
1944 Покровский храм восстановлен
1950 – 1980-е Этап мощного промышленного развития Тулуна. Построены гидролизный, стекольный, авторемонтный и электромаханический заводы. Расширены и модернизированы маслодельный и водочный заводы, мясокомбинат,  кондитерская и швейная фабрики. За этот период Тулунская селекционная станция дала сибирскому земледелию более 70 сортов различных сельскохозяйственных культур, среди которых знаменитая пшеница "Скала" и "Тулунская-12". В окрестностях Тулуна развивается угледобывающая промышленность, формируя второй крупный углепромышленный район Приангарья (до этого угледобывающая промышленность была соредоточена в Черемхово). Начали работать Азейский и Тулунский разрезы, позднее — крупнейший в Восточной Сибири Мугунский разрез. Миллионы тонн тулунского угля ежегодно отправлялись на энергопромышленные и коммунальные предприятия Иркутской области и за ее пределы. В этот же период были возведены новые современные жилые микрорайоны, обновившие старый облик города
1962 Тулун стал городом областного подчинения
1963 Историк и преподаватель Тулунского педагогического училища Павел Федорович Гущин организовал при педучилище краеведческий музей, ставший впоследствии Тулунским историко-краеведческим музеем
Середина 1980-х Начало разработки крупнейшего в Приангарье Мугунского угольного месторождения
1990-е Акционирование, банкротство и ликвидация промышленных предприятий. Резкое снижение экономического потенциала Тулуна. Ветшание объектов системы городского жизнеобеспечения. Сокращение численности населения города
2008 На базе гидролизного завода создан Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий

Импульс к развитию получило и сельское хозяйство. В период столыпинской аграрной реформы в окрестностях Тулуна (в 5-40 км) оседала основная часть прибывавших в Иркутскую губернию переселенцев. На железнодорожной станции действовал пункт Переселенческого управления, где для приезжавших крестьян были организованы питание, врачебная помощь, продажа по льготным ценам сельскохозяйственного инвентаря. Была открыта Тулунская селекционная станция. Действовали небольшие мельницы и крупорушки. Работало много кузниц, сапожных и швейных мастерских, пекарен и кондитерских, производилась домашняя утварь.

В те годы волостное село Тулуновское превратилось в крупный узловой торгово-экономический центр и в экономическом отношении значительно опережало уездный город Нижнеудинск. Здесь велась оживленная торговля, насчитывалось более 70 торговых заведений с годовым оборотом около 5 млн. р., действовали представительства крупных торговых компаний. Многие товары из Европейской России отправлялись через Тулун, минуя Иркутск, на продажу в Якутию и Лено-Витимский золотопромышленный район. Этим же путем, через Тулун, на золотые прииски ехали и многочисленные партии рабочих.

Данный путь доставки грузов с западного направления на север губернии был более коротким, чем через Иркутск, и оказался настолько эффективным, что перспективным планом железнодорожного строительства Российской империи Тулун стал рассматриваться в качестве начального пункта и узловой станции новой железнодорожной магистрали от Тулуна до Братска и далее через Непу и Витим (с ответвлением на Усть-Кут и Киренск) вплоть до Якутска. Дорога должна была пройти через Николаевский железоделательный завод, который в те годы производил до 500 тыс. пудов различных металлических изделий. Строительство новой железной дороги планировали начать в 1920-х гг., но революция и последующие события помешали реализации этого крупного проекта. После возведения железнодорожной линии Тайшет-Лена актуальность данного пути существенно уменьшилось.

В дореволюционном бурно развивавшемся Тулуне дружно проживали представители различных национальностей — русские, украинцы, буряты, евреи, китайцы, цыгане, поляки, выходцы с Кавказа и из Средней Азии. В городе было много купцов, разночинцев, ремесленников и крестьян, в основном богатых. Уровень образования здесь был выше, чем в соседних поселениях.

Тулун в те годы относился к зажиточным селам. Деревянные дома здесь были добротными, большей частью пятистенными. Усадьбы окружались высокими заборами с нарядными тисовыми воротами. Фасады домов и окна украшались резными карнизами, филенчатыми ставнями. Крыши делались из кровельного железа. Строились также двухэтажные и каменные здания. Некоторые постройки того периода сохранились до сегодняшнего дня.

Культурный уровень населения Тулуна также был выше, чем в других селах. Здесь действовали двухклассное мужское и одноклассное женское училища, церковно-приходское училище, частное одноклассное училище купца Мете лева, учебное заведение по подготовке специалистов по лесному делу и др. В период с 1913 г. и вплоть до закрытия большевиками в 1926 г. активно работал местный отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта.

Стремительное развитие Тулуна и превращение его в крупный торгово-промышленный центр Приангарья заставили губернские власти обратиться к правительству с ходатайством о преобразовании села в город. Однако революция и Гражданская война задержали процесс принятия решения.

Только в 1922 г. были получены документы о присвоении Тулуну статуса города. Но уже в 1924 г. новая власть лишила его городского статуса и вновь стала считать селом. Дело в том, что большевиков всегда раздражал богатый и вольный Тулун, он не являлся для них опорой, тем более что нэп активизировал здесь «буржуазные» элементы. Сохранение за Тулуном статуса города могло существенно изменить очень хрупкий в те годы баланс политических сил в регионе.

Только в 1927 г., когда большевики окончательно закрепились у власти, поселению возвратили его городской статус. К тому времени Тулун уже стал центром нового административного округа, сформированного в 1926 г. путем перекройки бывших уездов и образования на их основе районов — Нижнеудинского, Братского, Нижнеилимского, Тулунского, Куйтунекого, Кимильтейского и Зиминского.

Начавшаяся в 1930-х гг. коллективизация проводилась в городе и районе с особой жесткостью. Тулупу припомнили его зажиточное прошлое. Новая власть с усердием разрушала здесь сибирские традиции вольной жизни, дух предпринимательства, умение самостоятельно работать на своей земле. Культивировались покорность, доносительство, иждивенчество.

Мощное промышленное развитие Тулуна возобновилось только в 1950-х гг. и продолжалось вплоть до начала 1990-х гг. За этот период в городе были построены гидролизный, стекольный, авторемонтный и электромеханический заводы. Расширены и модернизированы маслодельный и водочный заводы, мясокомбинат, кондитерская и швейная фабрики, типография. Именно в этот период Тулунская селекционная станция дала сибирскому земледелию десятки районированных сортов различных сельскохозяйственных культур, среди которых знаменитая пшеница «Скала» и «Тулунская-12».

В окрестностях Тулуна наращивалась угледобыча - формировался второй крупный углепромышленный район Приангарья (до этого угледобывающая промышленность была сосредоточена только в Черемхово). Начали работать Азейский и Тулунский разрезы, позднее был введен в строй крупнейший в регионе Мугунский разрез. Миллионы тонн тулунского угля ежегодно отправлялись на энергопромышленные и коммунальные предприятия Иркутской области и за ее пределы.

В этот же период в городе были построены новые благоустроенные жилые микрорайоны с объектами социальной инфраструктуры. Они существенно дополнили облик старого Тулуна.

К сожалению, поступательное развитие вновь было прервано. В кризисные 1990-е годы основные городские предприятия были приватизированы, обанкрочены и ликвидированы. Экономический потенциал Тулуна резко сократился. Стали ветшать инфраструктурные объекты системы городского жизнеобеспечения. Начала сокращаться численность населения города.

В настоящее время Тулун уже не располагает таким мощным промышленным потенциалом, который был у него в советское время. По объему промышленного производства он откатился на предпоследнее место среди городов области, опережая только Алзамай. Наиважнейшей для города является задача возрождения его промышленного потенциала, былого могущества и достатка.

Ископаемые ресурсы

В окрестностях Тулуна находится несколько месторождений, способных стать сырьевой базой для развития промышленности и энергетики региона. Наиболее значимые из них следующие:

— два месторождения кварцевого песка (с запасами 3,1  и 4,2 млн. т), пригодного для производства пенобетона, различных сортов стекла и посуды (одно месторождение являлось сырьевой базой Тулунского стекольного завода);

— месторождение огнеупорной глины (3,1 млн. т), из которой можно изготовлять огнеупорные киричи, плитку для полов, канализационные трубы и др.;

— месторождение траппов (18,4 млн. т), пригодных в качестве бутового камня, щебня и наполнителя для бетонных смесей.

— два месторождения бурого угля (с суммарными балансовыми запасами около 1 млрд. т).

Экономика

До середины 1990-х гг. Тулун относился к числу промышленно развитых городов региона. Промышленное производство являлось основой городской экономики. Доля города в суммарном объеме промышленной продукции Иркутской области превышала 2 %. В настоящее время из-за банкротства и ликвидации целого ряда предприятий его производственный потенциал катастрофически сократился, а доля в общеобластном выпуске промышленной продукции упала до 0,2 % (по итогам 2008 и 2009 гг.).

В настоящее время среди стабильно работающих промышленных предприятий осталось только два малых — ООО «Стиль» (швейная фабрика) и МУП «Тулунская типография».

В докризисный же период промышленный комплекс Тулуна был представлен целым рядом отраслей. Дадим краткую характеристику основным из них.

Угледобывающая промышленность фомировалась уже в дореволюционный период. В окрестностях Тулуна (вблизи железнодорожной станции Нюра) в то время стал развиваться новый углепромышленный район Иркутской губернии, второй после Черемхово. Начиная с 1970-х гг. здесь эксплуатировались два крупных разреза — Азейский и Тулунский, на которых открытым способом добывался бурый уголь (около 8 млн. т в год). Чуть позже пущен Мугунский разрез проектной мощностью 10 млн. т в год (фактически — около 3 млн. т).

Микробиологическая промышленность была представлена Тулунским гидролизным заводом. Его строительство началось в 1949 г. Выбор места был обоснован наличием большого объема гидролизного сырья (бросовых щепы и опилок на близлежащих деревообрабатывающих предприятиях), ресурсов пресной воды, а также близостью расположения месторождений угля и железной дороги. Первая очередь завода пущена в 1956 г. Затем его мощности были увеличены, ассортимент продукции расширен (в 1964 г. начат выпуск углекислоты, в 1965 г. — кормовых дрожжей, в 1969 г. — фурфурола). Были построены очистные сооружения, увеличена мощность ТЭС, которая с 1955 г. и по настоящее время обеспечивает теплом микрорайоны Строитель и Гидролизный Тулуна.

Продукции завода в начале 1980-х гг. был присвоен Знак качества с вручением соответствующего свидетельства. Дальнейшая реконструкция производства позволила получать спирт, отвечающий требованиям фармацевтической промышленности, и в 1992 г. заводу было разрешено поставлять спирт для пищевых и медицинских целей.

В 1992 г. предприятие было акционировано. Доля государства в его уставном капитале составила 49 %, коллективу передан 51 % акций. В дополнение к имевшейся технологической линии получения моносахаридов для производства этилового спирта, осуществлявшей сернокислый гидролиз древесины, в 1997-2001 гг. создана технологическая цепочка по переработке крахмалосодержащего сырья и некондиционного зерна методом ферментативного гидролиза. Ее мощность составляла 5 тыс. дал в сутки. Таким образом, ОАО «Тулунский гидролизный завод» стало единственным в России многопрофильным микробиологическим предприятием, имевшим возможность перерабатывать практически любое растительное сырье (отходы деревообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства), а также спиртосодержащие отходы спиртовых и ликероводочных производств, некондиционную спиртосодержащую продукцию и др.

В начале 2000-х гг. проведена масштабная работа по благоустройству территории завода, в том числе построена ливневая канализация. С внедрением технологии ферментативного гидролиза у предприятия возникла потребность в зерне. Поэтому в 2003 г. на базе трех бывших колхозов — «Россия», «Путь Ильича» и им. В.И. Чапаева — было создано агропромышленное объединение, благодаря чему завод получил более 10 тыс. га посевных площадей (около 20 % посевных площадей сельхозпредприятий Тулунского района).

Однако общеэкономическая ситуация в отрасли была такова, что в марте 2006 г. Тулунский завод признан банкротом, и на нем было введено конкурсное производство. Еще через два месяца производство было остановлено.

В декабре 2007 г. предприятие преобразовано в Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий. Имеются планы производства биотоплива (биоэтанола и биобутанола) второго поколения, а также кормовых дрожжей из послеспиртовой барды.

Стекольная промышленность была представлена Тулунским стекольным заводом, построенным в 1963 г. и заменившим Тальцинский стекольный завод, работавший в селе Тальцы (на Ангаре) и ликвидированный в связи с наполнением Иркутского водохранилища.

Сырьем для завода стал кварцевый песок Тулунского месторождения, разведанного в 1912 г. и находящегося в 2 км от железной дороги.  Высококачественный белый кварцевый песок этого составляет всей массы залегающих здесь песков. Он содержит более 90 % кремнезема и пригоден для производства особых видов стекла. Песчаные пласты имеют мощность до 7 м и залегают среди юрских пород на площади 8 км2. В одних местах они выходят на поверхность, в других расположены на глубине 10-20 м. Общие запасы на момент разработки составляли 7 млн. т, что полностью удовлетворяло потребности Тулунского и Улан-Удэнского стекольных заводов.

Рис. 6. Динамика объема производства строительного стекла Тулунским стекольным заводом, тыс. м2

Тулунский стекольный завод производил строительное оконное и узорчатое стекло (рис. 6), стеклотару (банки, бутылки) и стеклопосуду. На его долю приходилось 16 % суммарного объема производства стекла в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В советское время вблизи предприятия был возведен жилой благоустроенный микрорайон с соответствующими социальными объектами. В настоящее время завод не работает. К возрождению стекольного производства на базе местного сырья большой интерес проявляют китайские бизнесмены.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность также являлась важной отраслью. В районе еще до революции начались промышленная лесозаготовка и переработка древесины, объемы которых были существенно увеличены в советское время. В кризисный период упор был сделан лишь на экспорт круглого леса.

Пищевая промышленность была ориентирована на использование и переработку сырья местных сельхозпроизводителей. В городе действовали кондитерская фабрика (производящая конфеты, печенье, мармелад и др.), хлебозавод (хлеб и хлебобулочные изделия), мясокомбинат, маслозавод, водочный завод (разлив водки и крепких вин).

Легкая промышленность была представлена двумя предприятиями — промкомбинатом и швейной фабрикой. Предприятия выпускали широкий ассортимент продукции — постельное белье, одеяла, матрацы, ватные куртки, одежду.

В советское время в городе развивалось машиностроение. Данная отрасль была представлена авторемонтным и электроремонтным заводами (ныне не работающими), а также относительно небольшими и устойчиво функционирующими ремонтными производствами ВСЖД.

Среди прочих производственных предприятий можно отметить завод по производству стройматериалов, коопзверопромхоз, плодокомбинат и ряд других.

Второй по важности (после промышленности) сферой экономики Тулуна являлся транспорт, прежде всего железнодорожный. После банкротства основных промышленных предприятий его роль в пополнении бюджета и социально-экономическом развитии города повысилась.

То же можно сказать о торговле, значимость которой для муниципальной экономики также возросла. В настоящее время в Тулуне действует почти 370 больших и малых торговых заведений, 7 торговых центров, 4 рынка.

Развивается малое предпринимательство. Действует около 80 малых предприятий и 900 индивидуальных предпринимателей, преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Всего в данной сфере занято около 2 тыс. чел., а ее доля в экономике города оценивается в 13 %.

Таблица 69. Расстояние от Тулуна до других городов, км

* До станции Анзёби.

** До станции Лена.

Транспортная доступность

Тулун имеет хорошую транспортную доступность и сам является узлом автодорог. По его территории проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск). Отсюда начинается так называемый Братский тракт — региональная автодорога Р-419 Тулун-Братск. Кроме того, Тулун связан сетью местных автодорог со всеми поселками, деревнями и селами района.

С момента прокладки Транссибирской магистрали в Тулуне действует железнодорожная станция. С развитием города в его границах оказалась также соседняя станция Нюра, находящаяся в 12 км к востоку от него по железной дороге. В черте города есть несколько остановочных пунктов для пригородных электропоездов. С началом промышленной угледобычи к Тулунскому, Азейскому и Мугунскому угольным разрезам проложены железнодорожные ветки.

Река Ия в дореволюционный и советский периоды использовалась для доставки водным путем грузов до Ангары и находящихся на ее берегах поселков, а также для сплава леса. В настоящее время в качестве транспортной артерии река не используется.

В советский период город Тулун имел регулярное авиасообщение с Иркутском и Братском. Сейчас оно поддерживается только вертолетами (и только спецрейсами). Вертолетная взлетно-посадочная площадка находится на равнинной местности, расположенной между мостом через Ию и гидролизным заводом.

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда в Тулуне составляет 1020 тыс. м2 (2 % областного жилищного фонда — по состоянию на 2008 г.). Центральным отоплением, горячим водоснабжением, водопроводом и канализацией оснащено примерно 37 % жилищного фонда (в новых микрорайонах и в центре города).

Социальная сфера

В городе 13 общеобразовательных учреждений и 2 — дополнительного образования, около 5 тыс. учащихся. Действуют 13 учреждений дошкольного воспитания.

Учреждения культуры представлены центральной библиотечной системой с пятью филиалами, художественной и музыкальной школами, краеведческим музеем им. П.Ф. Гущина, кинотеатрами.

Имеется около 60 сооружений для занятий физкультурой и спортом (в том числе два стадиона, два летних плавательных бассейна и два физкультурно-оздоровительных центра). Активно работает детско-юношеская спортивная школа, в которой более 800 детей и подростков занимаются легкой атлетикой, лыжами, вольной и греко-римской борьбой, боксом, футболом, хоккеем, пауэрлифтингом. Действуют шахматный клуб, спортивный клуб «Боец», три детских спортивных клуба и два оздоровительных комплекса.

Городское здравоохранение представлено центральной районной больницей, обслуживающей не только городское, но и сельское население.

Перспективы

Несмотря на банкротство ряда предприятий, Тулун продолжает оставаться одним из перспективных городов региона. Связано это с его выгодным географическим положением, инфраструктурной освоенностью территории, наличием здесь квалифицированных кадров и богатейших природных ресурсов. Этот потенциал создает основу для возрождения традиционных для города отраслей промышленности — лесоперерабатывающей, угледобывающей, стекольной, микробиологической, строительных материалов, легкой, пищевой и перерабатывающей. Очень важно дальнейшее развитие малого бизнеса (в том числе в таких сферах, как промышленность, строительство, ЖКХ, бытовое обслуживание), а также возрождение в Тулуне утраченных в советское время традиций предпринимательства.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.