Новости

Слюдянка // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотографии Слюдянки

Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: С. П. Носиков
Источник: temples.ru
Автор: Roman PETROV
Автор: Roman PETROV
Источник: Кто есть кто в Иркутске
Автор: knesinka
Источник: www.panoramio.com
Автор: roditel
Источник: www.panoramio.com
Автор: dmitry.afonin
Автор: Сергей Несмачных
Источник: www.panoramio.com
Автор: Не установлен
Источник: www.panoramio.com
Автор: ABC DEF
Источник: www.panoramio.com
Автор: V ZHUROV
Источник: www.panoramio.com
Автор: ABC DEF
Источник: www.panoramio.com
Автор: Сергей Несмачных
Источник: www.panoramio.com
Автор: shaxan
Источник: www.panoramio.com
Автор: Alex55
Источник: www.panoramio.com
Автор: Kirill Pronin
Источник: www.panoramio.com
Автор: Roman PETROV
Источник: www.panoramio.com
Автор: GorKroko
Источник: www.panoramio.com

Этот небольшой город находится в южной части Иркутской области, на берегу Байкала, возле Транссибирской магистрали, в 126 км к югу от областного центра города Иркутска (по железной дороге). Является административным центром Слюдянского района Иркутской области. Относится к городским поселениям районного уровня (подчинения). Занимает площадь 38 км2 (3,8 тыс. га).

Рельеф Слюдянки

Город расположен на равнинном плато юго-западной оконечности озера Байкал, у подножия горного массива Хамар-Дабан, на высоте 470 м над уровнем моря.

Пригодное для застройки береговое плато образовано межгорными устьевыми долинами двух небольших горных речек — Слюдянки (отсюда название города) и Похабихи.

Плато имеет уклон в сторону озера и находится между горными отрогами Хамар-Дабана. Его равнинная часть протянулась вдоль берега Байкала почти на 5 км, максимальная ширина от берега озера до подножия гор — 2-4 км.

В северо-восточной прибрежной части города имеются обширные заболоченные участки и несколько маленьких озер

В 20 км к юго-западу от города возвышается пик Черского — одна из вершин Хамар-Дабана (2090 м). Рядом находится красивое горное озеро Сердце. К этим достопримечательностям вдоль речки Слюдянки проложена туристская тропа.

Территория в районе Слюдянки отличается повышенной сейсмической активностью и относится к зоне девяти-десятибалльных землетрясений.

Климат

В городе и его окрестностях из-за близости водной массы Байкала климат несколько мягче, чем в других, более отдаленных от берегов озера городах и населенных пунктах.

Зимы здесь не такие морозные, а летние месяцы не такие жаркие. Осень и весна наступают позже. Горный массив Хамар-Дабан и его отроги защищают Слюдянку от ветров, которые постоянно наблюдаются в соседнем поселке Култук. Первые заморозки здесь наступают после 25 сентября, последние заканчиваются в 20-х числах мая.

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Слюдянке одна из самых больших в Иркутской области — 126 дней (больше только в Байкальске — 135 дней и бухте Песчаной — 136 дней).

Среднемесячная температура января -17,4°С (абс. -40 °С), июля +15,3 °С (абс. +31 °С). Среднегодовая температура -0,7 °С.

Из-за близости горного массива Хамар-Дабан среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков превышает среднеобластной уровень и составляет 530 мм, из этого количества на май-август приходится 72 %.

Облик города

Слюдянка расположена по обе стороны железнодорожной и автомобильной магистралей. Застроена в основном деревянными одноэтажными домами, при большинстве из которых имеются небольшие приусадебные участки. Типовые современные кирпичные и панельные здания располагаются лишь в центральной части города и вблизи градообразующих предприятий — железнодорожной станции, карьера «Перевал», рудоуправления.

Территория между железной дорогой и берегом Байкала занята старыми и во многом обветшалыми деревянными домами, построенными в середине XX в. Здесь же, напротив вокзала, находится деревянная церковь. От железнодорожной станции Слюдянка II берет начало участок Кругобайкальской железной дороги с многочисленными тоннелями, мостами и подпорными стенками.

Достопримечательностью Слюдянки является уникальное здание железнодорожного вокзала, построенное в 1905 г. из чистого мрамора. Мрамор для этих целей был взят в окрестных прибайкальских горах. К памятнику железнодорожного строительства относится также водонапорная башня из красного кирпича, сохранившаяся в центральной части города у автостанции.

Население

В городском поселении Слюдянка проживают 18,9 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.), или 0,8 % жителей Иркутской области. Численность населения города достаточно стабильна и на протяжении последних 50 лет колебалась в пределах 19-21 тыс. чел. (табл. 59).

Доля жителей трудоспособного возраста в общей численности населения составляет 58 %, а работающих на предприятиях и в организациях города — всего 30 %. При этом уровень официально зарегистрированной безработицы не превышает 2-3 %.

Примерно 32 % работающих занято в промышленности и на транспорте (главным образом на железной дороге), 34 % — в учреждениях бюджетной сферы (образование, здравоохранение, муниципальное управление и др.), 16 % трудоустроено на малых предприятиях или занято индивидуальной трудовой деятельностью, 18 % приходится на прочие отрасли и сферы городской экономики.

Таблица 59. Динамика численности населения Слюдянки, тыс. чел.

1930 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2009
6,4 21,5 20,6 19,8 20,3 21,0 18,9 18,9

История

Принято считать, что своим появлением Слюдянка обязана строительству Кругобайкальской железной дороги. Отчасти это так. Действительно, при прокладке обходного железнодорожного пути вокруг Байкала в 1902-1916 гг. был создан рабочий поселок строителей и открыта железнодорожная станция (в 1905 г.), названные Слюдянка. Однако они возникли не на пустом месте. До прихода сюда железнодорожных строителей здесь уже существовало небольшое поселение, основанное в начале XVIII в.

В то время по долине речки Слюдянки в горы, через перевал Чертовы ворота, проходил гужевой торговый и почтовый тракт до Кяхты. Остатки этого тракта в виде лиственничных мостков на заболоченных участках и склоноукреплений на перевале сохранились до сегодняшнего дня. Об обслуживавших тракт станциях напоминают расчищенные от тайги участки и названия — Казачья поляна, Комковская поляна и др. Поселение, расположенное в устье речки Слюдянки на берегу Байкала, также обслуживало этот тракт.

Слюдянка стала базовым пунктом при строительстве гужевого обходного тракта вокруг Байкала. А в XVIII в., когда в долине речки открыли залежи слюды, здесь разместились артели слюдодобытчиков. Добываемые ими крупные пластины слюды отправлялись в Центральную Россию и Европу. В то время их отслаивали на более тонкие и использовали для остекления окон и для нужд морского флота. Однако слюда-флогопит была темных тонов и не пользовалась столь большим спросом, как слюда-мусковит (светлая), добываемая в бассейнах Витима и Бирюсы. Поэтому поселение на Байкале в то время не получило должного развития.

С расширением стеклоделия спрос на слюду упал, и в середине XIX в. разработка месторождений на Байкале прекратилась. О слюде вспомнили лишь в начале XX в., когда выяснилось, что ее качества (жаростойкость, кислотоупорность, сопротивление сжатию при одновременной гибкости, низкая теплопроводность) отвечают требованиям быстро развивающейся техники.

Слюда легко обрабатывалась и расщеплялась на очень тонкие пластины, ее диэлектрические качества оказались значительно выше, чем многих естественных и искусственных изоляторов. Ее сразу начали использовать в металлургии, электро- и радиотехнике, моторостроении и других отраслях промышленности.

В начале XX в. спрос на слюду в мире очень быстро рос. России приходилось импортировать этот материал из Индии, Северо-Американских Соединенных Штатов и Канады (до 100 т в год). Поэтому при размещении железнодорожной станции вблизи Слюдянки сразу рассматривалась возможность освоения этого перспективного слюдоносного района. Именно здесь планировали создать новую базу для развития российской слюдяной промышленности (перед Русско-японской войной добычу слюды начали также в Карелии и на Урале).

Революция и Гражданская война прервали процесс становления слюдяной промышленности на Байкале. Добычу слюды здесь возобновили только в 1924 г. На небольшом участке горной местности, в 1,2-3,5 км к югу от железнодорожной станции, в пади Улунтуй, построили несколько новых рудников и шахт. И уже через четыре года Слюдянка стала одним из лидеров по добыче слюды в СССР.

До 1940 г. на долю Слюдянки приходилось 60-70 % общесоюзной добычи слюды. Это было единственное в стране место, где в промышленных масштабах добывалась темная железисто-магнезиальная слюда-флогопит (в то время аналогичные месторождения были известны лишь в Канаде и на Мадагаскаре). Благодаря высокому качеству сырья и удачному  транспортному  расположению значение Слюдянского рудного узла не уменьшилось даже после открытия в Якутии крупного Алданского месторождения флогопита, которое в 1942 г. дало первое промышленное сырье.

Таблица 60. Некоторые события истории Слюдянки

XVIII в.

На гужевом торговом (впоследствии также почтовом) тракте Иркутск-Култук-Кяхта в удобной пади на южной оконечности Байкала основано небольшое поселение.

В районе современной Слюдянки начата добыча слюды-флогопита

1902 г.

При прокладке Кругобайкальской железной дороги размещен поселок строителей

1905 г.

По Кругобайкальской железной дороге начато движение поездов.

Открыта железнодорожная станция Слюдянка и локомотивное депо.

Построен железнодорожный вокзал из белого мрамора

1924 г.

Возобновлена промышленная добыча слюды-флогопита

1927 г.

Закрыт кирпичный завод, проработавший с начала строительства Кругобайкальской железной дороги

1928 г.

Доля Слюдянки в общесоюзной добыче слюды для нужд промышленности СССР превысила 74%. Слюдянка получает статус рабочего поселка городского типа

1930 г.

Образован Слюдянский район с административным центром в поселке Слюдянка

1936 г.

Поселок Слюдянка получает статус города

1940 г.

Проведена доразведка Слюдянского месторождения слюды и мрамора. Изучена возможность использования содержащегося в мраморе кальцита для производства портландцемента

1940 г.

Открыт Южнобайкальский рыбоконсервный завод

1973 г.

Прекращена добыча слюды. Это было вызвано необходимостью обеспечить сбыт алданской слюды-флогопита (слюдянский флогопит был сильным конкурентом алданскому)

1987 г.

С выходом Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР об охране Байкала от 13 апреля 1987г. №434 намечается строительство очистных сооружений и крупной котельной, призванной заменить несколько ведомственных и в результате оздоровить воздушное пространство

Поставляемая с берегов Байкала слюда находила применение в самых разнообразных отраслях промышленности — от парфюмерной до оборонно-космической. Для ее переработки в Слюдянке и Иркутске были открыты слюдяные фабрики (Иркутская слюдфабрика была самой крупной и технически оснащенной в СССР).

Только в 1970-х гг. Слюдянский район стали оценивать как малоперспективный. В то время необходимо было обеспечить гарантированный сбыт алданского флогопита (в обустройство Алданского месторождения был вложен значительный капитал). Кроме того, в тот период были введены в эксплуатацию новые богатейшие месторождения в Мамско-Чуйском районе Иркутской области. Поэтому в 1973 г. добычу слюды в окрестностях Слюдянки прекратили, а шахты законсервировали.

В середине 1980-х гг. рассматривалась возможность возобновления промышленной эксплуатации Слюдянского месторождения, тем более что качество флогопита здесь выше алданского, а себестоимость его добычи почти вдвое ниже.

Накануне кризисных 1990-х годов в Слюдянке действовало большое горнодобывающее предприятие (рудоуправление), которое на нескольких карьерах осуществляло добычу белого, серого и розового мрамора, а также его последующую обработку (изготовление и полировка мраморных плит и блоков). Его продукция направлялась во все уголки СССР (в том числе для облицовки метро) и за рубеж.

В окрестностях Слюдянки был открыт карьер «Перевал» Ангарского цементно-горного комбината. Это предприятие действует до сих пор.

Слюдянка развивалась не только как крупный центр горнодобывающей промышленности. После строительства Кругобайкальской железной дороги она превратилась в крупный железнодорожный узел. Здесь построили локомотивное депо. С началом электрификации Слюдянка стала базовой станцией, где происходила смена локомотивов.

Вблизи Слюдянки (в Сухом Ручье) работал Южнобайкальский рыбоконсервный завод, построенный в 1943 г. для изготовления из местного и привозного сырья рыбных консервов. Его производственные мощности позволяли выпускать до 30 тыс. банок в сутки рыбных консервов. Рынком сбыта были многие регионы страны. После создания в конце 1950-х гг. Иркутского водохранилища и в результате подъема уровня воды в Байкале местная сырьевая база резко сократилась и завод полностью перешел на переработку завозного океанического сырья. В 1997 г. производство рыбных консервов в связи с экономическими трудностями было прекращено.

Ископаемые ресурсы

Окрестности Слюдянки очень богаты различными полезными ископаемыми. Перечислим основные из них.

Слюда. У южной части Байкала располагается крупнейший в регионе Слюдянский флогопитоносный район, который включает шарыжалгайскую, слюдянскую, харагольскую, утуликскую и субутуликскую свиты (первые четыре свиты относятся к архею, последняя — к протерозою). Здесь залегает железисто-магнезиальная слюда-флогопит, прогнозные ресурсы которой оцениваются в 300 млн. т, балансовые запасы - в 34 млн. т. Слюдяные жилы расположены неглубоко, среди доломитизированных мраморов архейского возраста. Мощность флогопитовых линз составляет 1-2 м при длине 10-100 м. В каждой линзе находится примерно по 300-400 т высококачественной крупнолистовой слюды. Месторождение было открыто в 1762 г. Геологические особенности района детально изучались в период строительства Кругобайкальской железной дороги, а также в 1940-х гг. В послевоенный период уточняющие поисково-разведочные работы проведены более чем на десятке различных участков.

Мрамор. Месторождения белого и серого мрамора были открыты здесь одновременно с залежами слюды. Наибольшие его запасы были сосредоточены в так называемой Белой горе. Из этого мрамора в начале XX в. построили железнодорожный вокзал на станции Слюдянка — единственный мраморный вокзал на дорогах страны. Его ослепительно белые стены поражали всех проезжающих по Транссибу. Но с годами паровозный дым и копоть от многочисленных котельных города Слюдянки превратили вокзал в рядовое грязно-серое здание.

В годы Великой Отечественной войны мрамор Слюдянского месторождения употребляли в качестве карбонатного флюса при выплавке стали на машиностроительных заводах Иркутска и Улан-Удэ.

В настоящее время месторождение разрабатывается предприятием «Карьер «Перевал», при этом уникальный белый мрамор используется только как цементное сырье и щебенка для отсыпки дорог, балластировки железнодорожного полотна, а также для целей берегоукрепления вдоль Кругобайкальской железной дороги. Отдельные мраморные камни идут на облицовку некоторых зданий и сооружений, например спортивного и торгового комплексов в соседнем городе Байкальске.

Цементное сырье. В горных окрестностях города, в междуречье Слюдянки и Похабихи, в 8 км от Байкала, расположено месторождение мраморизированного известняка (по площади оно полностью совпадает с месторождением белого мрамора). Мощность продуктивного горизонта достигала здесь 350 м, протяженность 10 км. Еще в 1940-х гг. изучалась возможность производства портландцемента из сырья данного месторождения. Поисково-разведочные работы были продолжены в послевоенный период. Балансовые запасы цементного сырья в то время были оценены в 200 млн. т. На базе Слюдянского месторождения было создано ныне действующее горнорудное предприятие «Перевал», которое стало структурным подразделением Ангарского цементно-горного комбината.

Добываемое на карьере «Перевал» цементное сырье проходит дробление и предварительное механическое обогащение и по железной дороге отправляется на цементный завод в Ангарск.

Огнеупорная глина. Примерно в 3-4 км от станции Слюдянка, вблизи Сухого Ручья, имеется месторождение огнеупорных глин (запасы — 0,5 млн. т), образованных из изверженных пород — пегматитов — путем их химического разрушения. Его открыли в начале XX в. при строительстве Кругобайкальской железной дороги. В дореволюционный период и вплоть до 1927 г. на нем добывалась глина для производства огнеупорного кирпича на местном кирпичном заводе.

Фосфатное сырье. Примерно в 3 км от города имеется месторождение апатитов (с содержанием Р2О5 — 4 %). Балансовые запасы данного месторождения не утверждены, прогнозные ресурсы оцениваются в 90 млн. т. Это месторождение может служить базой для производства фосфорных удобрений. Однако оно находится в водоохранной зоне, и его освоение пока не предусматривается.

Кроме вышеперечисленных видов ископаемого сырья в окрестностях города и в Слюдянском районе имеются также залежи волластонита и диопсида (сравнительно новое для России горно-техническое сырье, освоение которого только начинается), а также полудрагоценных поделочных и облицовочных камней (лазурита, лавровита, шпинели и др.), строительного песка, гравия, известны проявления золота и др.

Слюдянский горнорудный узел является одним из уникальных. На сравнительно небольшой площади здесь представлены сотни различных минералов. О минералогических сокровищах данной территории можно узнать в слюдянском музее «Самоцветы Байкала», организованном С.В. Жигаловым.

Экономика

Градообразующей основой Слюдянки является железнодорожный транспорт и горнодобывающая промышленность.

Железнодорожный транспорт представлен двумя железнодорожными станциями, локомотивным депо и рядом других подразделений ВСЖД. Через станции проходит значительный объем транзитных грузов, здесь обрабатывают и формируют грузовые составы. Отсюда ежедневно отправляются десятки вагонов с рудным сырьем (для Ангарского цементного завода), мраморной крошкой (для отсыпки дорог) и лесом. Вклад железнодорожного транспорта в экономику города оценивается в 40 %. На предприятиях ВСЖД занято 23 % всех работающих города. Отрасль почти на четверть формирует доходную часть городского бюджета.

Другой градообразующей основой Слюдянки является горнодобывающая промышленность. До 1973 г. здесь осуществлялась добыча слюды, до начала 1990-х гг. — добыча и обработка мрамора и производство отделочных и облицовочных материалов (сейчас это производство сохранено лишь в небольших объемах). В настоящее время действует только карьер «Перевал», осуществляющий поставку цементного сырья для Ангарского цементного завода.

Кроме того, с дореволюционного периода в окрестностях Слюдянки действовал кирпичный завод, работавший на местном сырье огнеупорных глин. Работал Южнобайкальский рыбоконсервный завод. В настоящее время этих предприятий нет.

Важное место в экономике Слюдянки занимает торговля. Данная отрасль представлена различными магазинами, небольшим рынком и целым рядом ларьков и павильонов.

К числу прочих отраслей, вклад которых в экономику города пока незначителен, относятся строительство, бытовое обслуживание, общественное питание и др.

Транспорт

Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Действуют две железнодорожные станции — Слюдянка I (основная, с пассажирским вокзалом) и Слюдянка II (товарная). К крупным градообразующим предприятиям проложены железнодорожные ветки. До областного центра и ряда других городов Иркутской агломерации, а также поселений соседней Республики Бурятия ходят электропоезда пригородного сообщения.

От станции Слюдянка I организовано движение небольшого пригородного поезда («мотани») по старинной Кругобайкальской железной дороге до станции Байкал.

Через город проходит также федеральная автодорога М-55 «Байкал» (Иркутск — Чита). По ней автотранспортом осуществляются грузо- и пассажироперевозки и поддерживается связь с соседними городами и другими регионами. От города проложена хорошая асфальтовая дорога к карьеру «Перевал».

Организовано движение общественного транспорта (автобус и маршрутное такси) по маршрутам Рудоуправление-Квартал, Слюдянка-поселок Култук, Слюдянка-Байкальск.

Хотя город расположен на берегу Байкала, в нем нет организованного причала для пассажирских и грузовых судов (такой причал находится в соседнем поселке Култук).

Расстояние от Слюдянки до некоторых городов Иркутской области, а тапкже до Красноярска и Улан-Удэ показано в табл. 61.

Таблица 61. Расстояние от Слюдянки до некоторых городов, км

Город Расстояние
по железной дороге по автодороге
Слюдянка
Байкальск 35 39
Иркутск 126 112
Ангарск 165 156
Усолье-Сибирское 193 187
Черемхово 256 260
Улан-Удэ 330 338
Зима 376 377
Тулун 515 510
Нижнеудинск 632 633
Алзамай 724 723
Тайшет 795 790
Вихоревка 1064 714
Братск 1088* 735
Красноярск 1213 1159
Усть-Кут 1518** 1104
Усть-Илимск 1585 995

* До станции Анзёби.

** До станции Лена.

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда в Слюдянке превышает 460 тыс. м2, или 0,9 % жилищного фонда Иркутской области. Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оснащено примерно 56 % жилья, горячим водоснабжением — 34 %, напольными электроплитами —  49 %, примерно 10 % жилья газифицировано.

Возле железнодорожной станции построена крупная котельная, позволившая уменьшить число небольших теплоисточников и существенно сократить количество выбросов вредных веществ в атмосферу.

Перспективы

Экономика города будет по-прежнему опираться на работу железнодорожного транспорта и предприятий горнорудной промышленности. При этом все более увеличивается значение сферы туризма, динамика развития которого на Байкале весьма обнадеживающая. Слюдянка в этой сфере может занять свою нишу, существенно дополнив «байкальский пакет» предлагаемых туристам услуг.

Речь идет о возможном создании в Слюдянке своеобразного минералогического музея-заповедника под открытым небом. Ведь район Слюдянки во всем мире известен уникальным разнообразием минералов, сосредоточенных на малой площади. Он располагается на стыке двух крупнейших геологических структур — Сибирской платформы и Байкальского складчатого пояса. Слюдянка может стать минералогической Меккой России. Здесь могут быть организованы экскурсии на горнодобывающие предприятия и заброшенные шахты, на близлежащий пик Черского и озеро Сердце (со знакомством со старинным участком Иркутско-Кяхтинского тракта). Возможно изготовление сувениров из добытых туристами местных полудрагоценных камней (лазурита и др.). Туристы могут попробовать мыть золото лотками на золотоносных ключах, как это делали в XVII-XVIII вв. (по примеру туристских маршрутов по Аляске) и т.д.

Читайте в Иркипедии:

  1. Слюдянка: революционное прошлое и туристическое будущее
  2. Слюдянка в 1920-м: история, события, факты
  3. Перевал (районный дом культуры, город Слюдянка)
  4. Слюдянка  Погода

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.