Этот небольшой город находится в южной части Иркутской области, на берегу Байкала, возле Транссибирской магистрали, в 126 км к югу от областного центра города Иркутска (по железной дороге). Является административным центром Слюдянского района Иркутской области. Относится к городским поселениям районного уровня (подчинения). Занимает площадь 38 км2 (3,8 тыс. га).
Город расположен на равнинном плато юго-западной оконечности озера Байкал, у подножия горного массива Хамар-Дабан, на высоте 470 м над уровнем моря.
Пригодное для застройки береговое плато образовано межгорными устьевыми долинами двух небольших горных речек — Слюдянки (отсюда название города) и Похабихи.
Плато имеет уклон в сторону озера и находится между горными отрогами Хамар-Дабана. Его равнинная часть протянулась вдоль берега Байкала почти на 5 км, максимальная ширина от берега озера до подножия гор — 2-4 км.
В северо-восточной прибрежной части города имеются обширные заболоченные участки и несколько маленьких озер
В 20 км к юго-западу от города возвышается пик Черского — одна из вершин Хамар-Дабана (2090 м). Рядом находится красивое горное озеро Сердце. К этим достопримечательностям вдоль речки Слюдянки проложена туристская тропа.
Территория в районе Слюдянки отличается повышенной сейсмической активностью и относится к зоне девяти-десятибалльных землетрясений.
В городе и его окрестностях из-за близости водной массы Байкала климат несколько мягче, чем в других, более отдаленных от берегов озера городах и населенных пунктах.
Зимы здесь не такие морозные, а летние месяцы не такие жаркие. Осень и весна наступают позже. Горный массив Хамар-Дабан и его отроги защищают Слюдянку от ветров, которые постоянно наблюдаются в соседнем поселке Култук. Первые заморозки здесь наступают после 25 сентября, последние заканчиваются в 20-х числах мая.
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Слюдянке одна из самых больших в Иркутской области — 126 дней (больше только в Байкальске — 135 дней и бухте Песчаной — 136 дней).
Среднемесячная температура января -17,4°С (абс. -40 °С), июля +15,3 °С (абс. +31 °С). Среднегодовая температура -0,7 °С.
Из-за близости горного массива Хамар-Дабан среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков превышает среднеобластной уровень и составляет 530 мм, из этого количества на май-август приходится 72 %.
Слюдянка расположена по обе стороны железнодорожной и автомобильной магистралей. Застроена в основном деревянными одноэтажными домами, при большинстве из которых имеются небольшие приусадебные участки. Типовые современные кирпичные и панельные здания располагаются лишь в центральной части города и вблизи градообразующих предприятий — железнодорожной станции, карьера «Перевал», рудоуправления.
Территория между железной дорогой и берегом Байкала занята старыми и во многом обветшалыми деревянными домами, построенными в середине XX в. Здесь же, напротив вокзала, находится деревянная церковь. От железнодорожной станции Слюдянка II берет начало участок Кругобайкальской железной дороги с многочисленными тоннелями, мостами и подпорными стенками.
Достопримечательностью Слюдянки является уникальное здание железнодорожного вокзала, построенное в 1905 г. из чистого мрамора. Мрамор для этих целей был взят в окрестных прибайкальских горах. К памятнику железнодорожного строительства относится также водонапорная башня из красного кирпича, сохранившаяся в центральной части города у автостанции.
В городском поселении Слюдянка проживают 18,9 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.), или 0,8 % жителей Иркутской области. Численность населения города достаточно стабильна и на протяжении последних 50 лет колебалась в пределах 19-21 тыс. чел. (табл. 59).
Доля жителей трудоспособного возраста в общей численности населения составляет 58 %, а работающих на предприятиях и в организациях города — всего 30 %. При этом уровень официально зарегистрированной безработицы не превышает 2-3 %.
Примерно 32 % работающих занято в промышленности и на транспорте (главным образом на железной дороге), 34 % — в учреждениях бюджетной сферы (образование, здравоохранение, муниципальное управление и др.), 16 % трудоустроено на малых предприятиях или занято индивидуальной трудовой деятельностью, 18 % приходится на прочие отрасли и сферы городской экономики.
Таблица 59. Динамика численности населения Слюдянки, тыс. чел.
1930 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | 2009 |
6,4 | 21,5 | 20,6 | 19,8 | 20,3 | 21,0 | 18,9 | 18,9 |
Принято считать, что своим появлением Слюдянка обязана строительству Кругобайкальской железной дороги. Отчасти это так. Действительно, при прокладке обходного железнодорожного пути вокруг Байкала в 1902-1916 гг. был создан рабочий поселок строителей и открыта железнодорожная станция (в 1905 г.), названные Слюдянка. Однако они возникли не на пустом месте. До прихода сюда железнодорожных строителей здесь уже существовало небольшое поселение, основанное в начале XVIII в.
В то время по долине речки Слюдянки в горы, через перевал Чертовы ворота, проходил гужевой торговый и почтовый тракт до Кяхты. Остатки этого тракта в виде лиственничных мостков на заболоченных участках и склоноукреплений на перевале сохранились до сегодняшнего дня. Об обслуживавших тракт станциях напоминают расчищенные от тайги участки и названия — Казачья поляна, Комковская поляна и др. Поселение, расположенное в устье речки Слюдянки на берегу Байкала, также обслуживало этот тракт.
Слюдянка стала базовым пунктом при строительстве гужевого обходного тракта вокруг Байкала. А в XVIII в., когда в долине речки открыли залежи слюды, здесь разместились артели слюдодобытчиков. Добываемые ими крупные пластины слюды отправлялись в Центральную Россию и Европу. В то время их отслаивали на более тонкие и использовали для остекления окон и для нужд морского флота. Однако слюда-флогопит была темных тонов и не пользовалась столь большим спросом, как слюда-мусковит (светлая), добываемая в бассейнах Витима и Бирюсы. Поэтому поселение на Байкале в то время не получило должного развития.
С расширением стеклоделия спрос на слюду упал, и в середине XIX в. разработка месторождений на Байкале прекратилась. О слюде вспомнили лишь в начале XX в., когда выяснилось, что ее качества (жаростойкость, кислотоупорность, сопротивление сжатию при одновременной гибкости, низкая теплопроводность) отвечают требованиям быстро развивающейся техники.
Слюда легко обрабатывалась и расщеплялась на очень тонкие пластины, ее диэлектрические качества оказались значительно выше, чем многих естественных и искусственных изоляторов. Ее сразу начали использовать в металлургии, электро- и радиотехнике, моторостроении и других отраслях промышленности.
В начале XX в. спрос на слюду в мире очень быстро рос. России приходилось импортировать этот материал из Индии, Северо-Американских Соединенных Штатов и Канады (до 100 т в год). Поэтому при размещении железнодорожной станции вблизи Слюдянки сразу рассматривалась возможность освоения этого перспективного слюдоносного района. Именно здесь планировали создать новую базу для развития российской слюдяной промышленности (перед Русско-японской войной добычу слюды начали также в Карелии и на Урале).
Революция и Гражданская война прервали процесс становления слюдяной промышленности на Байкале. Добычу слюды здесь возобновили только в 1924 г. На небольшом участке горной местности, в 1,2-3,5 км к югу от железнодорожной станции, в пади Улунтуй, построили несколько новых рудников и шахт. И уже через четыре года Слюдянка стала одним из лидеров по добыче слюды в СССР.
До 1940 г. на долю Слюдянки приходилось 60-70 % общесоюзной добычи слюды. Это было единственное в стране место, где в промышленных масштабах добывалась темная железисто-магнезиальная слюда-флогопит (в то время аналогичные месторождения были известны лишь в Канаде и на Мадагаскаре). Благодаря высокому качеству сырья и удачному транспортному расположению значение Слюдянского рудного узла не уменьшилось даже после открытия в Якутии крупного Алданского месторождения флогопита, которое в 1942 г. дало первое промышленное сырье.
Таблица 60. Некоторые события истории Слюдянки
XVIII в. |
На гужевом торговом (впоследствии также почтовом) тракте Иркутск-Култук-Кяхта в удобной пади на южной оконечности Байкала основано небольшое поселение. В районе современной Слюдянки начата добыча слюды-флогопита |
---|---|
1902 г. |
При прокладке Кругобайкальской железной дороги размещен поселок строителей |
1905 г. |
По Кругобайкальской железной дороге начато движение поездов. Открыта железнодорожная станция Слюдянка и локомотивное депо. Построен железнодорожный вокзал из белого мрамора |
1924 г. |
Возобновлена промышленная добыча слюды-флогопита |
1927 г. |
Закрыт кирпичный завод, проработавший с начала строительства Кругобайкальской железной дороги |
1928 г. |
Доля Слюдянки в общесоюзной добыче слюды для нужд промышленности СССР превысила 74%. Слюдянка получает статус рабочего поселка городского типа |
1930 г. |
Образован Слюдянский район с административным центром в поселке Слюдянка |
1936 г. |
Поселок Слюдянка получает статус города |
1940 г. |
Проведена доразведка Слюдянского месторождения слюды и мрамора. Изучена возможность использования содержащегося в мраморе кальцита для производства портландцемента |
1940 г. |
Открыт Южнобайкальский рыбоконсервный завод |
1973 г. |
Прекращена добыча слюды. Это было вызвано необходимостью обеспечить сбыт алданской слюды-флогопита (слюдянский флогопит был сильным конкурентом алданскому) |
1987 г. |
С выходом Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР об охране Байкала от 13 апреля 1987г. №434 намечается строительство очистных сооружений и крупной котельной, призванной заменить несколько ведомственных и в результате оздоровить воздушное пространство |
Поставляемая с берегов Байкала слюда находила применение в самых разнообразных отраслях промышленности — от парфюмерной до оборонно-космической. Для ее переработки в Слюдянке и Иркутске были открыты слюдяные фабрики (Иркутская слюдфабрика была самой крупной и технически оснащенной в СССР).
Только в 1970-х гг. Слюдянский район стали оценивать как малоперспективный. В то время необходимо было обеспечить гарантированный сбыт алданского флогопита (в обустройство Алданского месторождения был вложен значительный капитал). Кроме того, в тот период были введены в эксплуатацию новые богатейшие месторождения в Мамско-Чуйском районе Иркутской области. Поэтому в 1973 г. добычу слюды в окрестностях Слюдянки прекратили, а шахты законсервировали.
В середине 1980-х гг. рассматривалась возможность возобновления промышленной эксплуатации Слюдянского месторождения, тем более что качество флогопита здесь выше алданского, а себестоимость его добычи почти вдвое ниже.
Накануне кризисных 1990-х годов в Слюдянке действовало большое горнодобывающее предприятие (рудоуправление), которое на нескольких карьерах осуществляло добычу белого, серого и розового мрамора, а также его последующую обработку (изготовление и полировка мраморных плит и блоков). Его продукция направлялась во все уголки СССР (в том числе для облицовки метро) и за рубеж.
В окрестностях Слюдянки был открыт карьер «Перевал» Ангарского цементно-горного комбината. Это предприятие действует до сих пор.
Слюдянка развивалась не только как крупный центр горнодобывающей промышленности. После строительства Кругобайкальской железной дороги она превратилась в крупный железнодорожный узел. Здесь построили локомотивное депо. С началом электрификации Слюдянка стала базовой станцией, где происходила смена локомотивов.
Вблизи Слюдянки (в Сухом Ручье) работал Южнобайкальский рыбоконсервный завод, построенный в 1943 г. для изготовления из местного и привозного сырья рыбных консервов. Его производственные мощности позволяли выпускать до 30 тыс. банок в сутки рыбных консервов. Рынком сбыта были многие регионы страны. После создания в конце 1950-х гг. Иркутского водохранилища и в результате подъема уровня воды в Байкале местная сырьевая база резко сократилась и завод полностью перешел на переработку завозного океанического сырья. В 1997 г. производство рыбных консервов в связи с экономическими трудностями было прекращено.
Окрестности Слюдянки очень богаты различными полезными ископаемыми. Перечислим основные из них.
Слюда. У южной части Байкала располагается крупнейший в регионе Слюдянский флогопитоносный район, который включает шарыжалгайскую, слюдянскую, харагольскую, утуликскую и субутуликскую свиты (первые четыре свиты относятся к архею, последняя — к протерозою). Здесь залегает железисто-магнезиальная слюда-флогопит, прогнозные ресурсы которой оцениваются в 300 млн. т, балансовые запасы - в 34 млн. т. Слюдяные жилы расположены неглубоко, среди доломитизированных мраморов архейского возраста. Мощность флогопитовых линз составляет 1-2 м при длине 10-100 м. В каждой линзе находится примерно по 300-400 т высококачественной крупнолистовой слюды. Месторождение было открыто в 1762 г. Геологические особенности района детально изучались в период строительства Кругобайкальской железной дороги, а также в 1940-х гг. В послевоенный период уточняющие поисково-разведочные работы проведены более чем на десятке различных участков.
Мрамор. Месторождения белого и серого мрамора были открыты здесь одновременно с залежами слюды. Наибольшие его запасы были сосредоточены в так называемой Белой горе. Из этого мрамора в начале XX в. построили железнодорожный вокзал на станции Слюдянка — единственный мраморный вокзал на дорогах страны. Его ослепительно белые стены поражали всех проезжающих по Транссибу. Но с годами паровозный дым и копоть от многочисленных котельных города Слюдянки превратили вокзал в рядовое грязно-серое здание.
В годы Великой Отечественной войны мрамор Слюдянского месторождения употребляли в качестве карбонатного флюса при выплавке стали на машиностроительных заводах Иркутска и Улан-Удэ.
В настоящее время месторождение разрабатывается предприятием «Карьер «Перевал», при этом уникальный белый мрамор используется только как цементное сырье и щебенка для отсыпки дорог, балластировки железнодорожного полотна, а также для целей берегоукрепления вдоль Кругобайкальской железной дороги. Отдельные мраморные камни идут на облицовку некоторых зданий и сооружений, например спортивного и торгового комплексов в соседнем городе Байкальске.
Цементное сырье. В горных окрестностях города, в междуречье Слюдянки и Похабихи, в 8 км от Байкала, расположено месторождение мраморизированного известняка (по площади оно полностью совпадает с месторождением белого мрамора). Мощность продуктивного горизонта достигала здесь 350 м, протяженность 10 км. Еще в 1940-х гг. изучалась возможность производства портландцемента из сырья данного месторождения. Поисково-разведочные работы были продолжены в послевоенный период. Балансовые запасы цементного сырья в то время были оценены в 200 млн. т. На базе Слюдянского месторождения было создано ныне действующее горнорудное предприятие «Перевал», которое стало структурным подразделением Ангарского цементно-горного комбината.
Добываемое на карьере «Перевал» цементное сырье проходит дробление и предварительное механическое обогащение и по железной дороге отправляется на цементный завод в Ангарск.
Огнеупорная глина. Примерно в 3-4 км от станции Слюдянка, вблизи Сухого Ручья, имеется месторождение огнеупорных глин (запасы — 0,5 млн. т), образованных из изверженных пород — пегматитов — путем их химического разрушения. Его открыли в начале XX в. при строительстве Кругобайкальской железной дороги. В дореволюционный период и вплоть до 1927 г. на нем добывалась глина для производства огнеупорного кирпича на местном кирпичном заводе.
Фосфатное сырье. Примерно в 3 км от города имеется месторождение апатитов (с содержанием Р2О5 — 4 %). Балансовые запасы данного месторождения не утверждены, прогнозные ресурсы оцениваются в 90 млн. т. Это месторождение может служить базой для производства фосфорных удобрений. Однако оно находится в водоохранной зоне, и его освоение пока не предусматривается.
Кроме вышеперечисленных видов ископаемого сырья в окрестностях города и в Слюдянском районе имеются также залежи волластонита и диопсида (сравнительно новое для России горно-техническое сырье, освоение которого только начинается), а также полудрагоценных поделочных и облицовочных камней (лазурита, лавровита, шпинели и др.), строительного песка, гравия, известны проявления золота и др.
Слюдянский горнорудный узел является одним из уникальных. На сравнительно небольшой площади здесь представлены сотни различных минералов. О минералогических сокровищах данной территории можно узнать в слюдянском музее «Самоцветы Байкала», организованном С.В. Жигаловым.
Градообразующей основой Слюдянки является железнодорожный транспорт и горнодобывающая промышленность.
Железнодорожный транспорт представлен двумя железнодорожными станциями, локомотивным депо и рядом других подразделений ВСЖД. Через станции проходит значительный объем транзитных грузов, здесь обрабатывают и формируют грузовые составы. Отсюда ежедневно отправляются десятки вагонов с рудным сырьем (для Ангарского цементного завода), мраморной крошкой (для отсыпки дорог) и лесом. Вклад железнодорожного транспорта в экономику города оценивается в 40 %. На предприятиях ВСЖД занято 23 % всех работающих города. Отрасль почти на четверть формирует доходную часть городского бюджета.
Другой градообразующей основой Слюдянки является горнодобывающая промышленность. До 1973 г. здесь осуществлялась добыча слюды, до начала 1990-х гг. — добыча и обработка мрамора и производство отделочных и облицовочных материалов (сейчас это производство сохранено лишь в небольших объемах). В настоящее время действует только карьер «Перевал», осуществляющий поставку цементного сырья для Ангарского цементного завода.
Кроме того, с дореволюционного периода в окрестностях Слюдянки действовал кирпичный завод, работавший на местном сырье огнеупорных глин. Работал Южнобайкальский рыбоконсервный завод. В настоящее время этих предприятий нет.
Важное место в экономике Слюдянки занимает торговля. Данная отрасль представлена различными магазинами, небольшим рынком и целым рядом ларьков и павильонов.
К числу прочих отраслей, вклад которых в экономику города пока незначителен, относятся строительство, бытовое обслуживание, общественное питание и др.
Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Действуют две железнодорожные станции — Слюдянка I (основная, с пассажирским вокзалом) и Слюдянка II (товарная). К крупным градообразующим предприятиям проложены железнодорожные ветки. До областного центра и ряда других городов Иркутской агломерации, а также поселений соседней Республики Бурятия ходят электропоезда пригородного сообщения.
От станции Слюдянка I организовано движение небольшого пригородного поезда («мотани») по старинной Кругобайкальской железной дороге до станции Байкал.
Через город проходит также федеральная автодорога М-55 «Байкал» (Иркутск — Чита). По ней автотранспортом осуществляются грузо- и пассажироперевозки и поддерживается связь с соседними городами и другими регионами. От города проложена хорошая асфальтовая дорога к карьеру «Перевал».
Организовано движение общественного транспорта (автобус и маршрутное такси) по маршрутам Рудоуправление-Квартал, Слюдянка-поселок Култук, Слюдянка-Байкальск.
Хотя город расположен на берегу Байкала, в нем нет организованного причала для пассажирских и грузовых судов (такой причал находится в соседнем поселке Култук).
Расстояние от Слюдянки до некоторых городов Иркутской области, а тапкже до Красноярска и Улан-Удэ показано в табл. 61.
Таблица 61. Расстояние от Слюдянки до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Слюдянка | — | — |
Байкальск | 35 | 39 |
Иркутск | 126 | 112 |
Ангарск | 165 | 156 |
Усолье-Сибирское | 193 | 187 |
Черемхово | 256 | 260 |
Улан-Удэ | 330 | 338 |
Зима | 376 | 377 |
Тулун | 515 | 510 |
Нижнеудинск | 632 | 633 |
Алзамай | 724 | 723 |
Тайшет | 795 | 790 |
Вихоревка | 1064 | 714 |
Братск | 1088* | 735 |
Красноярск | 1213 | 1159 |
Усть-Кут | 1518** | 1104 |
Усть-Илимск | 1585 | 995 |
* До станции Анзёби.
** До станции Лена.
Общая площадь жилищного фонда в Слюдянке превышает 460 тыс. м2, или 0,9 % жилищного фонда Иркутской области. Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оснащено примерно 56 % жилья, горячим водоснабжением — 34 %, напольными электроплитами — 49 %, примерно 10 % жилья газифицировано.
Возле железнодорожной станции построена крупная котельная, позволившая уменьшить число небольших теплоисточников и существенно сократить количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
Экономика города будет по-прежнему опираться на работу железнодорожного транспорта и предприятий горнорудной промышленности. При этом все более увеличивается значение сферы туризма, динамика развития которого на Байкале весьма обнадеживающая. Слюдянка в этой сфере может занять свою нишу, существенно дополнив «байкальский пакет» предлагаемых туристам услуг.
Речь идет о возможном создании в Слюдянке своеобразного минералогического музея-заповедника под открытым небом. Ведь район Слюдянки во всем мире известен уникальным разнообразием минералов, сосредоточенных на малой площади. Он располагается на стыке двух крупнейших геологических структур — Сибирской платформы и Байкальского складчатого пояса. Слюдянка может стать минералогической Меккой России. Здесь могут быть организованы экскурсии на горнодобывающие предприятия и заброшенные шахты, на близлежащий пик Черского и озеро Сердце (со знакомством со старинным участком Иркутско-Кяхтинского тракта). Возможно изготовление сувениров из добытых туристами местных полудрагоценных камней (лазурита и др.). Туристы могут попробовать мыть золото лотками на золотоносных ключах, как это делали в XVII-XVIII вв. (по примеру туристских маршрутов по Аляске) и т.д.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей