Шелехов // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Геральдика

Автор: Неизвестен
Источник: Архив Иркипедии

Фотоальбом

Автор: Не известен
Источник: 3gis.ru
Автор: Сергей Несмачных
Источник: www.panoramio.com
Автор: Эдгар Брюханенко
Источник: Кто есть кто в Иркутске
Источник: Прибайкалье.ру
Источник: Прибайкалье.ру
Источник: Прибайкалье.ру
Автор: Не известен
Источник: psp.ru
Автор: Не известен
Источник: wikipedia.org
Автор: Roman PETROV
Источник: www.panoramio.com
Автор: Артем Моисеев
Источник: irk.ru
Автор: Лариса Зимина-Язынина
Источник: mail.ru
Автор: Не установлен
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Не известен
Источник: www.ria.ru
Источник: Пибайкалье.ру
Автор: Roman PETROV
Источник: www.panoramio.com
Автор: KPbICMAH
Источник: Кто есть кто в Иркутске
Автор: t610no
Источник: www.panoramio.com
Автор: Anafemest
Источник: www.panoramio.com
Автор: Anafemest

Этот сравнительно молодой промышленный город основан в 1956 г. при строительстве ИркАЗа — Иркутского алюминиевого завода. Находится он рядом с областным центром (между границами Иркутска и Шелехова по автодороге всего 7 км), через него проходит Транссибирская магистраль.  Шелехов является городом областного уровня (подчинения) и административным центром Шелеховского района Иркутской области. Занимает площадь 31 км2 (3,1 тыс. га).

Рельеф

Располагается Шелехов в южной оконечности Иркутско-Черемховской равнины, в пойменной долине междуречья Иркута (левого притока Ангары) и Олхи (правого притока Иркута), неподалеку от их слияния, на высоте 460 м над уровнем моря.

Равнинная часть окрестностей города занята в основном сельскохозяйственными землями, садово-огородными и дачными участками. На севере имеются небольшие искусственные озера (бывшие карьеры), а в пойме Олхи встречаются заболоченные участки. Лесистая территория начинается с окрестных холмистых возвышенностей. В черте города сохранен в первозданном виде небольшой сосновый бор, который располагается при въезде в город со стороны Иркутска.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Шелехове составляет 97 дней. Первые заморозки фиксируются 9 сентября, последние — 1 июня.

Среднемесячная температура января -21,0°С (абс. -50°С), июля +17,7°С (абс. +37 °С). Среднегодовая температура -1,1°С.

Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 490 мм, на май — август приходится 52 %.

Население

Город на первом этапе заселялся приезжающими на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Это были специалисты из Москвы и Ленинграда, строители из Орловской области и других регионов бывшего СССР. С середины 1960-х гг. население увеличивалось уже преимущественно   за   счет   более высокого (по сравнению со среднеобластным уровнем) естественного прироста. При этом положительная демографическая динамика была настолько устойчивой, что ее не смог поколебать даже кризис 1990-х гг. Это объясняется стабильной работой градообразующих предприятий Шелехова в тот сложный для экономики период, устойчивым функционированием городского хозяйства.

В настоящее время демографическая ситуация в городе также остается стабильной. Численность населения за истекшее десятилетие незначительно колебалась и сегодня составляет приблизительно 50 тыс. чел. (2 % населения области) (табл. 86). Эти колебания обусловлены в основном миграционными процессами.

Таблица 86 Динамика численности населения Шелехова, тыс. чел.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11347","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"37","typeof":"foaf:Image","width":"458"}}]]

Облик города

Шелехов протянулся с севера на юг примерно на 7 км, а с востока на запад — на 6 км. Федеральная автодорога М-55 «Байкал» делит его на две части — промышленную и жилую.

Жилая часть застроена преимущественно многоэтажными каменными зданиями. На окраинах имеются одноэтажные частные жилые дома. Практически весь жилой фонд города благоустроен (Шелехов считается одним из наиболее благоустроенных городов России).

В промышленной части города размещены все основные предприятия, среди которых доминирует Иркутский алюминиевый завод. Находится он в 1,7 км к югу от жилой застройки, и при небольшом юго-западном ветре (и штиле) над жилым массивом образуется устойчивый смог от заводского дыма.

Вместе с тем в городе много зелени. Шелехов относится к числу наиболее озелененных малых городов России. Здесь имеется два больших бульвара, несколько аллей и два парка (центральный городской и в первом микрорайоне). На городских аллеях и в парках в весенне-летний период можно встретить много лесных цветов, в том числе жарки — главный символ   шелеховского  герба. Такие  же  жарки  увидели  орловские ребята, прибывшие в составе комсомольско-молодежного десанта на строительство завода и нового города 55 лет назад. Цветы эти в то время оранжевым ковром покрывали роскошные луга вдоль рек Иркута и Олхи и были в диковинку приехавшим из Европейской части страны.

В отличие от других сибирских комсомольских городов-ровесников в Шелехове удалось быстро избавиться от временного жилья. Все объекты городской инфраструктуры строились здесь основательно, с перспективой развития. Поэтому город получился компактным, благоустроенным, уютным.

История

Шелехов часто называют городом-спутником Иркутска. Но он имеет собственную историю, связанную со строительством вблизи областного центра крупного алюминиевого завода.

Как известно, важнейшим условием при размещении подобных производств является близость к крупным источникам дешевой электроэнергии и транспортным магистралям. Такие условия к началу 1950-х гг. формировались в районе Иркутска, где на Ангаре разворачивалось строительство крупной ГЭС, прокладывалась новая железная дорога от Иркутска до Слюдянки, заменявшая кругобайкальский обход. Поэтому в 1951 г. Совмин СССР принял решение спроектировать и построить новый алюминиевый завод именно вблизи Иркутска.

Первоначально его хотели разместить непосредственно в областном центре (с тех пор завод стали называть «Иркутский»), где рассматривались три возможные площадки: в Свердловском районе города, вблизи Иркутской ГЭС; в районе аэропорта, также недалеко от ГЭС и у станции Батарейная (в этом районе на Ангаре в те годы планировали построить Тельминскую и Суховскую ГЭС). Однако в результате дополнительных изысканий, а также в связи с увеличением мощности будущего завода до 246 тыс. т алюминия в год было решено разместить его в пригороде Иркутска.

Таблица 87 Некоторые события истории Шелехова

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11348","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"805","typeof":"foaf:Image","width":"461"}}]]

Место для строительства и нового города выбрали обжитое, в междуречье Иркута и Олхи, где в XVII в. русские землепроходцы и крестьяне основали первые поселения. До наших дней здесь сохранились постройки того времени — Иркутский Вознесенский монастырь, при котором находилась Введенская слобода и Баклашинская деревня.

Возведение алюминиевого завода и города началось с организации треста «Иркутскалюминстрой» в 1953 г. и прибытия первых специалистов и строителей. Но рабочих рук не хватало, и в 1955 г. стройку объявили Всесоюзной ударной комсомольской.

В январе 1956 г. был образован рабочий поселок Шелехов (названный в честь русского купца и землепроходца Г.И. Шелихова, основателя первых поселений в Русской Америке).

В июне этого же года на новостройку прибыл первый поезд с комсомольцами из Орловской области. Более тысячи человек вначале разместились в палаточном городке вблизи Култукского тракта и сразу включились в работу. Темпы строительства существенно возросли. Быстро возводились заводские корпуса, жилые дома, детские сады и школы. Уже к концу 1956 г. была открыта первая средняя школа. А вскоре строители из палаток перебрались в благоустроенные квартиры и общежития. Юноши и девушки не только ударно работали, но и красиво отдыхали — ходили на танцы, занимались художественной самодеятельностью, находили время для спорта. Они мечтали построить «город-сад». Многие строители после возведения завода перешли работать на производство и стали металлургами.

Статус города Шелехов получил 27 января 1962 г. А еще через полмесяца, 10 февраля, на заводе был выплавлен первый алюминий (с тех пор эта дата считается днем рождения ИркАЗа).

Город быстро рос вместе с заводом. Ежегодно вводилось по 30-35 тыс. м2 жилья. Вскоре первые кварталы двухэтажных домов, в которые из палаток переселились строители, стали дополняться современными проспектами и улицами.

Шелехов стал одним из самых благоустроенных городов России, ему около 30 раз присуждалось первое место во Всероссийских соревнованиях за лучшее проведение работ по благоустройству и санитарному содержанию города. Кроме того, по итогам Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» Шелехов удостоен специального приза Госстроя за высокие показатели в озеленении.

С образованием в 1993 г. Шелеховского района город по праву стал его административным и культурным центром. Стабильная работа его градообразующих предприятий позволила всему району успешно преодолеть кризисные 1990-е годы.

В начале 2000-х гг. приступили к проектированию 5-й серии электролиза ИркАЗа, которая была построена и введена в эксплуатацию в период с 2005 по 2008 г. Это ознаменовало новый этап в индустриальном развитии города. Ныло создано более 500 высокооплачиваемых рабочих мест, объемы производства алюминия на ИркАЗе увеличились в 1,55 раза — до 460 тыс. т в год. Город получил дополнительные налоговые поступления.

Ископаемые ресурсы

В окрестностях Шелехова имеются запасы сырья, востребованного промышленностью строительных материалов. В частности, примерно в 3 км к юго-западу от города находится Введенское месторождение глины и суглинка, которые можно использовать для производства кирпича. К югу от города по железной дороге расположено Олхинское месторождение доломита и известняка, на базе которого в свое время развивалась известковая промышленность.

Вдоль железной дороги, южнее Шелехова, в пойменной части Олхи,  имеются запасы подземных хлоридно-сульфатно-натриево-кальциевых вод.  На их базе действует заводской профилакторий «Металлург» и организован разлив минеральной лечебно-столовой воды «Иркутская».

Экономика

Шелехов входит в число наиболее промышленно развитых городов региона. На его долю приходится около 11% общеобластного объема промышленной продукции. По этому показателю он занимает четвертое место в Иркутской области, уступая только таким крупным городам, как Братск, Иркутск и Ангарск.

Таблица 88 Доля различных отраслей в экономике Шелехова в среднем за период 2000-2008 гг., %

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11349","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"116","typeof":"foaf:Image","width":"458"}}]]

Промышленные предприятия являются основой городской экономики, на их долю приходится 76 % суммарной стоимости производимых в городе продукции и услуг (табл. 88).

Ведущая отрасль промышленности — цветная металлургия, она представлена тремя заводами, продукция которых известна далеко за пределами региона, — Иркутским алюминиевым, выпускающим первичный алюминий и алюминиевую катанку (на его долю приходится 81 % всей промышленной продукции города), а также ООО «СУАЛ-ПМ» и ЗАО «Кремний».

Иркутский алюминиевый завод в ноябре 1992 г. был преобразован в акционерное общество открытого типа. В сентябре 1996 г. в результате его объединения с Уральским алюминиевым заводом была создана Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ).

В марте 2007 г. произошло слияние активов ОАО «СУАЛ» и ОАО «РУСАЛ», а также глиноземных активов швейцарской трейдинговой компании «Glencore» в объединенную компанию «Российский алюминий» («РУСАЛ»). На момент объединения проектная мощность завода составляла 246 тыс. т. Фактически в 2007 г. было произведено 296,6 тыс. т алюминия-сырца. Всего же за время работы ИркАЗ выплавил более 10 млн. т алюминия.

Ныне ИркАЗ сертифицирован на соответствие стандартам ISO 9001:2000 и  ISO 14001:2004. С пуском 5-й серии электролиза мощность завода возросла до 466 тыс. т в год. На экспорт отправляется примерно 70 % его продукции, на внутренний рынок — 30 %. В числе зарубежных потребителей такие известные компании, как «Primet» (Нидерланды), «Alcan» (Испания), «Alcoa» (Германия), «Hydro» (Англия), «AMAG» (Греция), «Mitsubishi» (Япония, Таиланд), «Mitsui» (Япония, Вьетнам), «Toyota» (Италия, Корея, Китай, Тайвань, Индонезия), «Honda» (Корея), «Inkey» (Япония), SAG (Вьетнам), LVAL (Таиланд). На российском рынке основными потребителями являются кабельная промышленность (70 %), машиностроение (20 %), электротехническая (9 %) и авиационная (1 %) промышленность.

Таблица 89 Доля предприятий Шелехова в общегородском выпуске промышленной продукции в среднем за период 2000-2008 гг., %

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11351","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"115","typeof":"foaf:Image","width":"450"}}]]

Второй по значимости отраслью городской экономики является машиностроение и металлообработка. Данная отрасль объединяет несколько предприятий — ОАО «Иркутсккабель» (производящий почти 12 % промышленной продукции города), ОАО «Шелеховский РМЗ» и «Иркутскагроремонт».

Третьей по значимости отраслью является промышленность строительных материалов. В городе действует завод железобетонных изделий, в свое время на базе местного сырья развивалась известковая промышленность.

К числу прочих отраслей промышленности, на долю которых приходится менее 2 % продукции, следует отнести пищевую (хлебо- и молокозавод), легкую (в городе действует швейная фабрика) и лесоперерабатывающую (имеется небольшое лесопильное производство).

Кроме промышленности в Шелехове развиты строительство, транспорт, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Данными видами деятельности занимаются в основном предприниматели. Успешно работают на местном и региональном рынках более 100 малых предприятий.

Энергетика

В городе расположена ТЭЦ-5. Она строилась в едином комплексе с ИркАЗом как мощная ведомственная котельная для обслуживания сопутствующих производств, жилья, объектов соцкультбыта. Ее строительство началось в 1957 г. Но уже при пуске первого котла в 1960 г. стала очевидна необходимость увеличения ее мощности. Быстро растущему городу требовалось намного больше тепла и горячей воды, чем планировалось ранее.

Электрическая мощность ТЭЦ-5 в настоящее время составляет 18 МВт, тепловая — 354 Гкал/час. Станция передана в состав «Иркутскэнерго» в 1963 г. И хотя ее мощность и рамках региональной энергосистемы сравнительно небольшая, она играет важную роль в жизнеобеспечении города, поскольку является основным централизованным теплоисточником. Кроме того, ТЭЦ дает технологический пар, без которого невозможен выпуск продукции кабельным заводом, хлебо- и молокозаводами, заводом ЖБИ, асфальтовым заводом.

От ТЭЦ-5 расходятся три тепловые магистрали в разные районы города. Их общая протяженность — около 100 км.

Кроме ТЭЦ-5 в Шелехове имеется электрокотельная для дополнительного теплоснабжения города в зимний период. Ее тепловая мощность — 86 Гкал/час.

Ввод в эксплуатацию новых мощностей 5-й серии ИркАЗа потребовал прокладки новой магистральной ЛЭП-500 от Ангарска (где расположена подстанция «Иркутская») до Шелехова (где построили одну из крупнейших в России подстанцию «Шелеховская» мощностью 1 500 МВт). Таким образом, электроэнергия Усть-Илимской и Братской ГЭС получила дополнительный выход в южные районы Иркутской области, что повысило надежность электроснабжения не только ИркАЗа, но и всего юга Приангарья.

Таблица 90 Расстояние от Шелехова до некоторых городов, км

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11352","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","typeof":"foaf:Image","width":"459"}}]]

* До станции Анзёби.

** До станции Лена.

Транспортная доступность

Через Шелехов проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автодорога М-55 «Байкал» (Иркутск-Чита).

С начала строительства ИркАЗа в промышленной части города сформировалась железнодорожная станция Гончарово, вблизи которой вырос городской микрорайон Привокзальный. Сегодня это одна из крупных товарных станций ВСЖД. Здесь также останавливаются все пассажирские поезда. В 1980-х гг. на станции построен новый железнодорожный вокзал. В черте города имеются еще два остановочных пункта для поездов пригородного сообщения — Шелехов, расположенный в микрорайоне Индивидуальный, и Известковая — в промзоне.

Являясь административным центром Шелеховского района, город соединен автодорогами со всеми поселками и селами данной территории (Баклаши, Олха, Большой Луг, Ханчин, Рассоха и др.). В Шелехове хорошо развита система городского и межпоселкового транспорта. Действует несколько городских маршрутов, соединяющих центр города со всеми микрорайонами и близлежащими населенными пунктами.

Авиаперевозки осуществляются через аэропорт Иркутск, находящийся в 26 км от центра Шелехова.

Завершается строительство объездной автомобильной дороги, которая соединит федеральные трассы М-53 и М-55, что позволит миновать транзитному транспорту Шелехов и Иркутск. Объездная магистраль начинается в 5 км к юго-западу от города, она существенно сокращает путь из Шелехова до Мегета, Ангарска и иркутского микрорайона Ново-Ленино.

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда в Шелехове — около 900 тыс. м2 (по состоянию на 2008 г.), или 1,8 % областного жилищного фонда. Основная его часть (91,2 %) благоустроена — имеет водопровод, канализацию, центральное отопление и горячее водоснабжение. Газом оснащено 15 % жилищного фонда, напольными электроплитами — 75%.

Социальная сфера

В городе работает около десяти школ (в том числе две музыкальные и две художественные), пять библиотек и шесть музеев. Спортивная инфраструктура представлена двумя стадионами, пятью плавательными бассейнами и целым рядом спортивных залов. Работают три профилактория и один современный больничный комплекс. Действуют городской центр культуры и ДК «Металлург».

Международное сотрудничество

Город поддерживает экономические и культурные связи более чем с десятью странами мира. При этом особое место занимают побратимские связи с японским городом Неагари, установленные в 1970-х гг. Сотрудничество осуществляется в различных сферах — в экономике, образовании, здравоохранении, культуре. Главным направлением стала работа с детьми.

Мэр Неагари Сигэки Мори часто говорил, что жители его города переняли опыт шелеховцев: открыли детскую библиотеку, построили детские сады, спортивные залы и площадки, выездной лагерь. Неагари начали озеленять и украшать подобно тому, как это делалось в Шелехове, который в те годы считался одним из самых зеленых среди малых городов России.

Сигэки Мори завещал молодежи городов-побратимов поддерживать дружеские связи. Он содействовал осуществлению регулярных поездок русских и японских детей друг к другу, в результате которых происходило их знакомство с культурными традициями двух стран.

С образованием в 2005 г. нового города — Номи произошло объединение трех городов — Неагари, Тэраи и Тацунокути. Поэтому в августе 2005 г. в дополнение к прежнему был подписан новый договор о сотрудничестве между городами-побратимами Шелехов (Россия) и Номи (Япония).

История отношений городов отражена в экспозициях городского музея и центра молодежных международных связей. Кроме того, в Шелехове есть сквер Неагари, а в центральной городской библиотеке постоянно действует выставка фотографий супругов Кобаяси. В свою очередь, в Неагари действует выставка шелеховских фотохудожников.

Сигэки Мори является почетным гражданином Шелехова. Частица его праха покоится на городском кладбище. Его сын, Ёсиро Мори, несколько раз посещал Шелехов.

Перспективы

Город имеет хорошие перспективы для своего дальнейшего развития. Связаны они с модернизацией и наращиванием производства на действующих предприятиях, а также с возможным созданием Иркутской агломерации. Как следствие, открываются перспективы для развития строительной индустрии и рекреационного обслуживания населения. Обеспечить экономический рост может также эффективное использование природных ресурсов Шелеховского района, в том числе рекреационных. Не менее важным является дальнейшее развитие малого предпринимательства.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.