Усть-Кут // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Города Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Геральдика

Автор: Неизвестен

Фотографии Усть-Кута

Автор: Борис Слепнёв
Автор: Борис Слепнёв
Автор: Борис Слепнёв
Автор: Не известен
Автор: UstkutЪ
Автор: Sergey Bulanov
Автор: Sergey Bulanov
Автор: Sergey Ilyukhin
Автор: Sergey Bulanov
Автор: Михаил-930
Автор: kareladin
Автор: лжеДмитрий
Автор: лжеДмитрий
Автор: Sergey Ilyukhin
Автор: Sergey Ilyukhin
Автор: лжеДмитрий
Автор: PRO100IRINKA
Автор: styko
Автор: Владимир Буракшаев
Автор: Владимир Буракшаев
Автор: Не установлен

Это один из старейших городом Восточной Сибири. Он основан в 1631 г. — на 30 лет раньше Иркутска. Находится в устье реки Куты (отсюда название города) при ее впадении в реку Лену, в 510 км к северо-востоку от Иркутска по прямой. Является административным центром Усть-Кутского района, относится к северным городам Иркутской области (вместе с Братском, Бодайбо, Киренском и Усть-Илимском). Город стал конечным пунктом железнодорожной магистрали Тайшет Лена, строившейся в 1946-1950 гг., и начальным пунктом Байкало-Амурской магистрали, строившейся в 1974-1987 гг. Со второй половины 1970-х гг. его называли восточной столицей БАМа.  В советский период (и до 2006 г.) Усть-Кут являлся городом областного подчинения (уровня). Сейчас он включен в состав Усть-Кутского муниципального района и отнесен к городам районного уровня (подчинения). Площадь города — 56 км2 (5,6 тыс. га).

Рельеф

Усть-Кут расположен на Лено-Ангарском плато, в пойменной долине реки Лены, на высоте 295 м над уровнем моря.

Город находится среди покрытых тайгой холмов с абсолютными отметками вершин от 558 до 757 м над уровнем моря.

На пологой пойменной территории рек Лены и Куты имеются небольшие участки, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Почвы здесь дерново-карбонатные и дерново-подзолистые, в луговой части — средне- и легкосуглинистые. Эти земли осваивались русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых. В настоящее время почти все эти участки заняты жилой застройкой современного Усть-Кута.

Климат

Город расположен на территории, приравненной к районам Крайнего Севера. Климат здесь резко континентальный. Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода составляет 97 дней. Первые заморозки фиксируются 9 сентября, последние — 3 июня.

Среднемесячная температура января -25,5°С (абс. -52 °С), июля +17,6 °С (абс. +38 °С). Среднегодовая температура -3,7°С.

Среднегодовая величина выпадающих осадков равна 431 мм, из этого количества на май-август приходится 57 %.

Население

В  городе  проживают 44,5 тыс. чел.,  или  1,8% населения Иркутской области (по состоянию на 2010 г.). Численность населения Усть-Кута начала быстро сокращаться с середины 1990-х гг. как по причине естественной убыли, так и в результате возросшего в этот кризисный период оттока населения. Эта неблагоприятная для города демографическая динамика сохраняется до настоящего времени и пока не преодолена (табл. 79).

Таблица 79. Динамика численности населения Усть-Кута, тыс. чел.

Год 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010
Население 23,4 33,2 50,8 61,4 57,1 47,6 44,5

Облик города

Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприятиях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.

Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу.

Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены двумя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.

Административно город не разделен, хотя в действительности состоит из отдельных, во многом самостоятельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными поселками.

Ядром Усть-Кута являются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены современными каменными многоэтажными и полностью благоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, размещены важнейшие социально-культурные объекты. Городским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки находятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний — любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные одноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных поселка - Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).

Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).

Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетающих самолетом — аэропорт Усть-Кут.

История

Усть-Кут был основан казаками как острог в 1631 г. в устье реки Куты. Он стал третьим по счету русским поселением на территории современной Иркутской области (после Киренска и Братска).

Вблизи острога, у соляных источников, в 1639 г. Е.П.Хабаров основал первый в Сибири солеваренный завод. В то время соль на восток России доставлялась из южных районов Приуралья, и поэтому и Сибири она была очень дорогой. Создание солеваренного завода сняло проблему обеспечения этого региона солью (солеваренный завод в Усть-Куте проработал до первой половины 1950-х гг.).

Основанный как острог — с крепостными стенами и башнями — по примеру западносибирских и южносибирских поселений, которым приходилось обороняться от степных кочевников, Усть-Кут никогда не видел сражений. Более того, для коренных племен он сразу стал центром притяжения и выгодного товарообмена.

Месторасположение на перекрестке двух рек тоже оказалось очень удачным. Через острог проходил водный путь в Якутию и далее на север к морю Лаптевых (уже тогда Усть-Кут стали называть «воротами па север»). Здесь сосредоточивались грузы, шедшие с Ишима, Енисея и Верхней Лены для последующей отправки на север и восток.

Таблица 80. Некоторые события истории Усть-Кута

1631 Основан Усть-Кутский острог
1639 На соляных источниках устья Куты открыты первые солеварни, давшие начало знаменитому Усть-Кутскому солеваренному заводу, ставшему первым в Сибири (завод проработал более 310 лет и был зхакрыт в начале 1950-х)
1736 Целебные свойства Усть-Кутского соляного источника впервые описал профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции В. Беринга
1885 Пароходное сообщение по Лене начало осуществляться строго по расписанию
Конец XIX Местные промышленники и купечество организуют при солеваренном заводе грязелечебницу, в которой устанавливают несколько деревянных ванн. В 1902 устанавливается первая железная ванна, используемая в лечебных целях. Лечебница действует до 1913
1900 В Усть-Куте отбывает ссылку Л.Д. Троцкий, впоследствии один из организаторов Октябрьской социалистической революции
1914 Начаты инженерные изыскания будущей железнодорожной трассы на участке Тайшет - Усть-Кут
1925 Усть-Кут становится административным центром Усть-Кутского района, образованного на базе трех волостей Киренского уезда — Марковской, Орлингской и Усть-Кутской
1928 По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного пароходства на территории Усть-Кутского солеваренного завода возобновляется работа лечебницы, которая преобразуется в курорт. Основана Осетровская пристань.
1932 Возобновлены изыскания железнодорожной трассы Тайшет – Лена
1934 Вблизи Усть-Кута создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов
1940 Село Усть-Кут преобразовано в рабочий поселок
1946 Возобновлены (прерванные войной) строительные работы на железнодорожной магистрали Тайшет – Лена
1950 Железная дорога Тайшет – Лена доходит до поселка Осетрово (к месту будущего речного порта), где строится станция Лена. В поселке Осетрово развернуто строительство речного порта
1954 Путем слияния поселков Усть-Кут и Осетрово образован город Усть-Кут. В то время он являлся городом районного подчинения (уровня). На железнодорожной станции лена построено новое здание вокзала
1963 Усть-Кут становится городом областного подчинения (уровня). Открыт новый аэропорт Усть-Кут (прежний, отрабоваший 15 лет, был на правом берегу Лены, в районе современного поселка РЭБ)
1974 На строительство БАМа прибывают прибыли посланцы XVII съезда ВЛКСМ
1980 Сдан пенрвый в городе девятиэтажный дом
1985 Завершена электрификация Западного участка БАМа
1987 В город пришел первый скорый поезд Москва – Северобайкальск
2007 Севернее Усть-Кута проложен магистральный нефтепровод "ВСТО"

В Усть-Куте останавливались и пополняли запасы продовольствия и соли многие северные   экспедиции первооткрывателей Камчатки  Атласова и Крашенинникова, Первая и Вторая Камчатские экспедиции Витуса Беринга, экспедиции братьев Лаптевых и Григория Шелихова, исследователя устья Амура Невельского и др. Кроме того, Усть-Кут оставался опорным пунктом и при освоении окрестных территорий. Кроме транспортного Усть-Кут имеет значение северной продовольственной базы. Здесь развивались рыбный и охотничий промыслы и даже земледелие (земли устья Куты и поймы Лены оказались пригодными для сельскохозяйственного использования).

Со второй половины XIX в. на Лене развивается пароходство, и уже в начале XX в. по реке курсируют 20 пароходов, принадлежащих восьми различным компаниям (с 1885 г. пароходное сообщение стало осуществляться по расписанию). Перед революцией по реке ходило 38 пароходов, и почти все из них заходили в Усть-Кут. Перевозками также занималось почти 100 простых судов.

После революции Усть-Кут по-прежнему остается крупным перевалочным транспортным узлом и плацдармом освоения северо-востока страны. Уже в период нэпа начинает расширяться солеваренный завод. По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного пароходства на его территории возобновляется работа лечебницы, прерванная Гражданской войной в 1918 г. Лечебница в 1928 г. преобразуется в курорт. Возвращаются также к проектированию железнодорожной линии Тайшет-Лена. Вблизи села в 1934 г. создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов.

В годы Великой Отечественной войны более 3 тыс. жителей Усть-Кута ушло защищать Родину. Более тысячи из них не вернулось с войны. Четверо стали героями Советского Союза.

В послевоенный период от Тайшета до Усть-Кута прокладывается железнодорожная магистраль. Одновременно разворачивается строительство крупного речного порта в соседнем поселке Осетрово. Именно здесь, вблизи порта, формируется конечная станция железнодорожной магистрали. Поэтому в 1954 г. принимается решение объединить эти два поселка и придать им статус города с названием Усть-Кут.

С началом движения по магистрали Тайшет-Лена поселок становится крупным транспортным узлом, и его значение как опорного центра хозяйственного освоения прилегающей территории еще более возрастает. Объем идущих через Усть-Кут грузов увеличивается, особенно в период формирования в Якутии алмазодобывающей промышленности. Именно в те годы в Усть-Куте создается мощная ремонтно-эксплуатационная база флота, расширяется портовое хозяйство.

Мощный импульс к развитию Усть-Кута дан в середине 1970-х гг. с началом строительства БАМа. С этого периода и вплоть до 1990-х гг. город становится «восточными воротами» магистрали, отправной точкой строительства ее Западного участка.

 В настоящее время Усть-Кут продолжает сохранять значение крупного перевалочного транспортного узла и плацдарма освоения северо-восточных территорий страны. В пределах Иркутской области его социально-экономическое влияние распространяется не только на Усть-Кутский, но также на Киренский и Казачинско-Ленский районы (зона БАМа), а также в некоторой степени на Катангский район (в части освоения ресурсов).

Ископаемые ресурсы

На правом берету Куты, недалеко от ее устья, находится Усть-Кутский минеральный источник. Его вода по своему составу является сульфидным хлоридио-натриевым рассолом высокой минерализации (122-117 г/л) с содержанием брома и радона. Эта минеральная вода (вместе с сульфидной иловой грязью озера Соленого) используется в качестве основного лечебного фактора в санатории «Усть-Кут». Профиль санатория лечение опорно-двигательного аппарата, заболеваний суставов и позвоночника, центральной и периферической нервной системы и др.

В настоящее время в районе санатория найдена также минеральная вода казанского типа, которую можно использовать в качестве питьевой лечебно-столовой для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Источник вблизи устья Куты с его чудодейственными водой и грязями был известен местному населению еще до прихода русских. В начальный период освоения Приленья известный казак-землепроходец Е.П. Хабаров основал здесь первый в Сибири солеваренный завод. Целебные свойства источника впервые описал в 1736 г. профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции.

В конце XIX в. местное купечество организовало на солезаводе небольшую грязелечебницу. В советское время по инициативе речников здесь создали небольшой курорт, который до начала 1950-х гг. функционировал вместе с солезаводом. В середине 1960-х гг. источник изучали специалисты НИИ курортологии АН СССР, сделавшие заключение о лечебных свойствах его воды. Было отмечено, что вода здесь по степени минерализации, химическому составу и лечебным свойствам близка к водам известных здравниц Трускавца (Западная Украина) и Белокурихи (Алтайский край).

Экономика

Градообразующей основой Усть-Кута являются транспортный комплекс и промышленность.

В настоящее время доля Усть-Кута в общем объеме промышленного производства Иркутской области составляет 0,9 % (в советский период — около 2 %). Ведущей отраслью промышленности является лесная и деревообрабатывающая. В последние годы она получила хорошее развитие. В восточной части города построено несколько современных лесоперерабатывающих производств.

У ряда компаний, в том числе зарубежных, имеются намерения создать здесь новые лесоперерабатывающие предприятия. В частности, малайзийская компания «Ta Ann Holdings Berhard» рассматривала возможность формирования в Усть-Куте производства облицовочной фанеры и шпона (инвестиции — 25 млн. дол., потребность в круглом лесе — 500 тыс. м3); китайская компания «Asia Pulp and Paper Co» предлагала строительство целлюлозного завода (мощностью до 500 тыс. т целлюлозы в год) и т.д.

В период строительства железной дороги Тайшет-Лена и БАМа в городе был развит строительный комплекс. Здесь в 1956 г. пущен полигон железобетонных изделий, с 1974 г. действовал трест «Мостострой-9», а с 1980 г. был создан крупный всесоюзный трест «Лена-БАМстрой».

В городе в 1934 г. открыта нефтебаза (ныне ООО «Иркутсктер-минал»), ставшая одной из крупнейших на востоке страны (с ежегодным оборотом до 1 млн. т нефтепродуктов, в том числе для Республики Саха — более 500 тыс. т). Она оказывает услуги по приему, хранению и отгрузке нефти и нефтепродуктов для перевозки железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Поставки осуществляются в северные районы Иркутской области, в Якутию, на север Красноярского края, в Чукотский автономный округ и т.д.

Среди других отраслей выделяется пищевая промышленность, представленная хлебокомбинатом, частными пекарнями, молокозаводом. Стабильно работавший ранее Усть-Кутский мясокомбинат прекратил свою деятельность.

В городе 124 малых предприятия, из них на сферу торговли и общественного питания приходится 30 %, примерно столько же действует в промышленном производстве, остальная часть занята в строительстве, ЖКХ и ряде других сфер.

Транспорт

Усть-Кут является важнейшим транспортным узлом Восточной Сибири. Город пересекает Байкало-Амурская магистраль и река Лена, служащая водной магистралью. Здесь действует несколько железнодорожных станций, речной порт Осетрово и ряд терминалов, аэропорт Усть-Кут. Почти вся хозяйственная жизнь Усть-Кута связана с обслуживанием транспорта.

Железнодорожный транспорт. В город с запада приходит железнодорожная магистраль Тайшет-Лена (две колеи), которая продолжается в восточном направлении в виде Байкало-Амурской магистрали (одна колея).

В пределах городской черты расположено четыре железнодорожных станции (с запада на восток): Усть-Кут, Лена, Якурим и Лена-Восточная. До конца 1990-х гг. на западной окраине города существовала станция Паниха.

Главная станция — Лена — получила название по ближайшей реке. Рядом со станцией находится локомотивное депо и речной порт.

Дорога Тайшет-Лена проектировалась еще в дореволюционный период. Инженерно-изыскательские работы на будущей трассе были начаты до Первой мировой войны. Возобновились они в 1932 г. Через шесть лет приступили к ее строительству, которое было прервано Второй мировой войной и возобновилось после ее окончания — в 1946 г. Первый поезд пришел на конечную станцию Лена в 1950 г. Полностью дорога сдана в эксплуатацию в 1958 г.

Ныне действующий железнодорожный вокзал на станции Лена построен в 1954 г. (эта дата обозначена на фасаде здания). В 1974 г. от станции Лена началось строительство современной Байкало-Амурской магистрали.

Первый скорый поезд Москва — Северобайкальск пришел в Усть-Кут в 1987 г. В настоящее время осуществляется постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования в западном направлении — до Москвы, Красноярска, Иркутска (в летнее время — Адлера); в восточном направлении — до Северобайкальска и Тынды.

Ходят пригородные электропоезда в соседние города и поселки. Действует самый длинный в стране пригородный маршрут электрички Усть-Кут — БратскВихоревка. Весь путь протяженностью 454 км с остановками в городах и населенных пунктах электропоезд проходит за 12 часов.

В советское время планировалось строительство железнодорожных веток на север (Лена-Киренск-Непа-Ленек) и юг (Лена-Жигалово-Иркутск).

Таблица 81. Расстояние от Усть-Кута до некоторых городов, км

 * От станции Лена.

** До станции Анзёби.       

Водный транспорт. В городе имеется крупнейший в России порт Осетрово. Его начали строить в 1950 г. в поселке Осетрово (отсюда название порта) одновременно с приходом железной дороги на находящуюся рядом станцию Лена. Строительство первой очереди порта было завершено в 1961 г. Однако его мощностей не хватало для обслуживания растущего грузопотока. Всего было введено в эксплуатацию четыре очереди (четвертая вступила в строй в 1986г.). Порт Осетрово по своей протяженности вдоль береговой линии и по грузообороту был самым крупным речным портом СССР (и одним из крупнейших в мире).

Ныне Осетрово обслуживает грузооборот с северными территориями Иркутской области и с Якутией. Через порт осуществляется так называемый северный завоз. Производятся и пассажирские перевозки теплоходами типа «Заря» и «Полесье»: вверх по Лене до поселка Жигалово, вниз — до поселка Пеледуя.

До 2006 г. из Осетрово в Якутск курсировали колесные пароходы «Красноярск» и «Благовещенск». Это были последние в России колесные пароходы, осуществлявшие регулярные пассажирские перевозки! Многие туристы прибывали в город специально, чтобы совершить водное путешествие по Лене на таком транспорте. С уходом колесных пароходов исчезло и беспересадочное сообщение Усть-Кута с Якутском. Теперь попасть в Якутск можно на скоростных судах «Полесье» с пересадкой в Пеледуе.

Кроме речного порта в Усть-Куте действует Осетровская РЭБ, образованная в 1957 г. для ремонта и эксплуатации флота. Имеется Осетровская судоверфь (преобразованная позже в судостроительный и судоремонтный завод). Здесь строились различные суда (до 40 проектов) для бассейна Лены. При судоверфи действовало ПТУ. В декабре 1969 г. приказом министра речного транспорта было образовано Осетровское речное училище.

Авиатранспорт. Первый гидросамолет совершил посадку в Усть-Куте летом 1927 г. Уже в послевоенный период, в 1948 г., на правом берегу Лены (в районе современного поселка РЭБ) оборудовали грунтовый аэродром, просуществовавший 15 лет. С него в 1951 г. было организовано регулярное авиасообщение с Иркутском (самолетами Ан-2).

Современный аэропорт находится на возвышенности в 8 км к северу от города. Он начал строиться в 1963 г. и вскоре принял крупный для того времени турбовинтовой лайнер Ан-12.

Ныне аэропорт Усть-Кут является четвертым по размеру аэропортом Иркутской области (после Иркутска, Братска и Усть-Илимска). Он относится к категории внутренних. Имеет взлетно-посадочную полосу из армированного бетона протяженностью 2 тыс. м и шириной 45 м. Способен принимать самолеты взлетной массой до 300 т (Ан-12, -24 и -26, Як-40, Ту-134 (зимой), Ил-76 и др.).

В советское время из аэропорта осуществлялось много авиарейсов в различные города и поселки Иркутской области и Якутии. Ныне регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска (расстояние между аэропортами Усть-Кута и Иркутска — 518 км) и действует ряд транзитных рейсов. Транспортное сообщение между аэропортом и городом осуществляется маршрутными такси.

Возрождение авиационного транспорта очень важно для развития северных территорий Восточной Сибири, включая Якутию.

Автомобильный транспорт. Город имеет выход на федеральную автотрассу М-53 «Байкал» через Братск и Тулун посредством региональной автодороги Р-419. Эта автодорога в 2007 г. передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй», которая в перспективе свяжет Усть-Кут с северными территориями Иркутской области и Якутией (Ленск, Мирный, Якутск).

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до поселка Звездный. Далее па восток, до Северобайкальска, сквозное движение по автодороге затруднительно, а для большинства легковых автомобилей невозможно по причине ее плохого состояния.

В зимний период от Усть-Кута по руслу Лены организуются автозимники, соединяющие с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии.

В самом городе асфальтовое покрытие имеют все центральные улицы и часть периферийных, некоторые улицы имеют также бетонное покрытие. В северной части города, по возвышенности, проложена объездная автомобильная дорога для транзитного транспорта.

В городе действует около десяти внутригородских маршрутов, а также три пригородных — до поселка Казарки, аэропорта Усть-Кут и до садоводства «Ветеран». Работает один междугородный автобусный маршрут до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении других дачных поселков, в зимнее — до города Киренска по автозимнику. Автовокзала в Усть-Куте нет. Кроме автобусов пассажиров перевозят маршрутные такси, на которых занято около 130 предпринимателей, использующих для этих целей свои автомобили.

Трубопроводный транспорт. Вблизи Усть-Кута прошел магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан». В Усть-Кутском и Киренском районах ведется также строительство сети нефтепроводов для эксплуатации нефтегазоконденсатных месторождений. В перспективе возможно строительство газовых магистралей, обеспечивающих природным газом жилищно-коммунальный сектор города, а также промышленные и энергетические предприятия.

Социальная сфера

В городе и районе действуют 16 средних, 6 основных, 3 начальные школы, 4 учреждения дополнительного и 21 учреждение дошкольного образования. Функционируют речное училище и профессиональное училище № 61.

В городе действует центральная библиотечная система с сетью филиалов, имеется краеведческий музей и музей истории транспорта, училище искусств.

В городе и районе около 100 спортивных сооружений, десятки спортивных залов. Ежегодно проводится множество спортивных мероприятий.

Здравоохранение представлено Центральной районной больницей с поликлиникой, Осетровской больницей (бывшая лечебница водников), железнодорожной больницей на станции Лена с поликлиникой и стационаром на 80 мест. Действуют также санатории «Усть-Кут» на 250 мест и «Эйсейра» (бывший профилакторий Осетровского речного порта).

Перспективы

Дальнейшие перспективы города связаны с комплексным освоением и переработкой углеводородного сырья, лесохимическим и деревообрабатывающим производством, сохранением опорной ремонтной базы речного флота, осуществляющего судоходство в бассейне Верхней Лены, укреплением позиций в качестве ключевого железнодорожно-водного перевалочного узла. Очень важно возрождение аэропорта Усть-Кута и увеличение объема северных авиаперевозок. Целесообразно продвижение имиджа Усть-Кута как курортного города с повышением качества обслуживания в санаториях «Усть-Кут» и «Эйсейра». В городе также возможно размещение базы обслуживания магистрального нефтепровода «ВСТО». При освоении северных месторождений углеводородного сырья целесообразно создание в районе Усть-Кута и Киренска крупных генерирующих мощностей (такая возможность рассматривалась ОАО «Иркутскэнерго»), на которых будет использоваться попутный газ данных месторождений.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Города Иркутской области, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.