Города Иркутской области // Бояркин В.М., Бояркин И.В. География Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Города Приангарья

Иркутск, улица Ленина
Иркутск, улица Ленина
Ангарск, улица Ленина
Ангарск, улица Ленина
Автор: Не установлен
Источник: www.vbratske.ru
Автор: Не установлен
Автор: Не установлен
Источник: www.fotki.yandex.ru
Автор: Не известен
Город Зима, микрорайон "Ангарский". Перед грозой
Город Зима, микрорайон "Ангарский". Перед грозой
Автор: Не известен
Автор: Не установлен
Автор: Неизвестен
Автор: Леонид Пепержик
Источник: www.panoramio.com
Автор: Andrew Shestakov
Источник: www.panoramio.com
Автор: Roman PETROV
Автор: Сименькова Наталья
Автор: Не известен
Источник: www.pribaikal.ru
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Автор: лжеДмитрий
Источник: www.panoramio.com
Автор: Неизвестен
Автор: Не известен

Наиболее важные сведения о городах Иркутской области

Иркутск (575.9 тыс. чел. данные на 01.01.2007 г.) — ста­ринный сибирский торговый город, ныне крупный админис­тративный, промышленный, торговый, транспортный, науч­ный, исторический и культурно-образовательный центр Иркутской области.

Он расположен на террасах долины реки Ангары и прилежащей всхолмленной возвышенности, при впадении в нее Иркута и Ушаковки, в 65 км от озера Байкал и в 5042 км от Москвы. Иркутск возник на месте острога, построенного в 1661 г. Яковом Похабовым с казаками. Место было выбрано удобное: лес рядом, почвы плодородные, реки рыбные, луга душистые.

В первые десятилетия Иркутск развивался как центр земле­дельческого края Восточной Сибири. На прилежащих к Иркут­ску землях Разводной, Смоленщины, Максимовщины. Куды и Вельска крестьяне занимались растениеводством и животно­водством, обеспечивая население продуктами питания.

Выгодное географическое положение Иркутска на пере­крестке водных путей, сухопутных дорог, наличие природных ресурсов способствовали быстрому развитию сельского хо­зяйства, промышленных предприятий, росту численности населения, а также установлению связей с Монголией, Кита­ем, Забайкальем. Иркутск становится своеобразной базой со­средоточения и распределения товаров, предназначенных на север и восток до Аляски. В городе появляются купцы, не ску­пящиеся на пожертвования в пользу развития города.

В 1686 году Иркутску присваивается статус города. В 1690 г. утверждается герббабр, несущий в зубах соболя. Бабр олицетворял Сибирь, являясь древним священным животным, а соболь символизировал богатства края. С утверждением статуса города начинается новый этап в развитии Иркутска. К концу XVIII в. Иркутск становится не только торговым, административным, но и культурным центром. Были откры­ты народные училища, библиотеки, музеи, театр.

В первой половине XIX в. Иркутск превращается в центр регулирования и снабжения золотодобывающей промышлен­ности в районе Бодайбо, в развитии которой активное учас­тие принимало городское купечество. В Иркутске продолжает развиваться лесопиление, производство кирпича, валяной обуви, строятся мельницы, обозные мастерские и т. д.

Проведение Московского тракта, особенно Транссибир­ской железной дороги способствовало развитию в городе но­вых отраслей промышленности, притоку населения. Первый поезд пришел в Иркутск 16 августа 1898 г. и знаменовал но­вый поворот в жизни города.

Иркутск сыграл большую роль в изучении и освоении Вос­точной Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки. Он был не только центром, но и основной базой 1—й и 2—й Камчатской, или Великой северной, экспедиций, возглавляемых В. И. Берингом, а также академических экспеди­ций Д. Г. Мессершмидта, П. С. Палласа, И. Г. Гмелина, И. Г. Георги. Из Иркутска совершали экспедиции А. Ф. Миддердорф, Р. К. Маак, П. А. Кропоткин, А. А. Чекановский, И. Д. Черский, В. А. Обручев, В. А. Годлевский.

В Иркутск были сосланы декабристы, петрашевцы, наро­довольцы, большевики. Их пребывание здесь способствовало развитию культуры, образования, революционных настрое­ний местного населения. В 1905 и 1917 гг. Иркутск стал цен­тром революционных событий.

В годы Великой Отечественной войны трудящиеся Иркутска собрали сотни миллионов рублей в Фонд обороны. Десятки тысяч иркутян сражались на поле боя, В память о тех, кто погиб на войне, защищая свободу и независимость Родины, в городе зажжен Веч­ный огонь славы. Генералу А. П. Белобородову воздвигнут бюст.

Современный Иркутск занимает площадь в 300 км2, в нем 5 административных района: Свердловский, Октябрьский, Ленинский, Куйбышевский и Кировский. За последние десятилетия в Иркутске выросли новые микрорайоны: Ново-Ленино, Синюшина гора, Первомайский, Университетский, Байкальский, Солнечный, Юбилейный, Топкинский, Зеле­ный и другие. Все это усложняет хозяйственное управление и обеспечение микрорайонов соответствующей инфраструкту­рой. Город растет не только вширь, но и в высоту: в районах построены девятиэтажные жилые дома.

Иркутск является центром науки, искусства, культуры. В нем находится Восточно-Сибирский филиал Сибирского от­деления АН России, объединяющий 8 научно-исследователь­ских институтов, отдел региональной экономики и широкую сеть станций, обсерваторий в различных районах Сибири. В Иркутске сосредоточено 9 государственных высших и 36 средних специальных учебных заведений и ряд коммерчес­ких, почти 90 школ, в которых обучается 80 тыс. детей.

Иркутск — старинный город, в котором много памятников ис­тории, культуры. Он входит в число городов России с интенсив­ным развитием отечественного и иностранного туризма.

На территории Иркутска сосредоточено более 70 предпри­ятий различных отраслей хозяйства. Главными из них являются: гидро— и тепловая энергетика, машиностроение и металлообработка, самолетостроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, предприятия, обслуживающие железнодорож­ный и авиационный транспорт и другие. Более, чем в других городах области, развита пищевая и легкая промышленность. Подавляющая часть промышленности сосредоточена в преде­лах города, что способствует его загрязнению.

В экологическом отношении Иркутск относится к группе горо­дов, сильно загрязненных, что обусловлено не только сосредото­чением промышленности в его пределах, но и климатическими особенностями (температурные инверсии, штилевая погода).

Ангарск (244,1 тыс. человек) — город химиков, расположен­ный между Ангарой и Китоем, на плоской междуречной рав­нине, на Транссибирской железной дороге и Московском тракте. Транспортные условия города позволяют иметь хоро­шее сообщение с западными и восточными районами России, а также с зарубежными странами.

Возникновение и быстрое формирование города связано со строительством Ангарского нефтехимического комбината, сейчас «Ангарская нефтехимическая компания». Статус горо­да Ангарск получил в 1951 г. По численности населения город занимает второе место в области после Иркутска.

Ангарск имеет хорошую планировку, жилые кварталы об­устроены, связаны между собой автобусным и трамвайным сообщением. Хорошо развита инфраструктура: гостиницы, поликлиники, больницы, магазины, кинотеатры и Дворец культуры, большой стадион и мн. др.

Ангарск — крупный промышленный центр федерального значения. Химическая промышленность в нем представлена «Ангарской нефтехимической компанией» в составе 19 круп­ных подразделений, среди которых заводы: нефтеперераба­тывающий, химический, коксогазовый, ремонтно-механи­ческий, полимеров и оргсинтеза, бытовой химии, автотранс­портное предприятие и ремонтно-строительный трест и др. О мощности предприятий (заводов) можно составить представление по нефтеперерабатывающему заводу, кото­рый может перерабатывать до 22—23 млн. т нефти в год. Ангарск является конечным пунктом нефтепровода Запад­ная Сибирь — Ангарск. Часть нефти заливается в цистерны и отправляется на экспорт.

Важное значение имеет машиностроение, металлообра­ботка, лесопереработка, производство цемента, строитель­ная индустрия и др. (см. раздел «Промышленность»). Пользуется известностью Ангарская швейная фабрика по пошиву верхней одежды, ателье. В Ангарске находится крупный мясокомбинат, хлебозавод, мо­локозавод, продукция которых высоко оценивается покупателями.

Нельзя не отметить прекрасный Музей часов в Ангарске. В пригородной зоне города находится крупная птицефаб­рика, парниково—тепличное хозяйство поставляет овощи го­роду круглый год.

Ангарск входит в число самых загрязненных городов Рос­сии (см. раздел «Охрана природы»), Ангарск — лауреат конкурса на самый благоустроенный го­род России.

Братск (253,2 тыс. человек) имеет славную историю. Ис­ходная дата основания Братска начинается с острога, пост­роенного землепроходцем Максимом Перфильевым с каза­ками в 1631 г. в устье реки Оки, впадающей в Ангару. Дол­гое время острог был первым опорным пунктом продвиже­ния русских на восток, в Иркутскую землю и на север Азии. Осваивая прибрежные земли Ангары и Оки, атаман Поздей Фирсов в 1654 г. перенес острог с правого берега Ангары и Оки на левый. За этим острогом закре­пилось название Братск-Острожный, который быстро рос и развивался, приобретая широкую из­вестность. На протяже­нии нескольких десятилетий он  был центром русской земледельческой  и ясачной волости.

В XVII в. Братск уже был не рядовым острогом, а центром обширного и несметного богатства ангарского края. Основание и быстрое развитие Братского острога открыло новый важный этап в заселении и изучении богатств Восточ­ной Сибири и Дальнего Востока. От Братска расходились пути к Северному Ледовитому океану, к Амуру и Охотскому морю, в Даурию, Монголию и Китай. Земля братская становится на многие годы опорным пунктом в дальнейшем продвижении землепроходцев и путешественников на север и восток.

Через Братск в 1643 г. совершил путешествие по Амуру и дальше на восток В. Поярков, а в 1649 г. на Амур проследовал Е. Хабаров. В Братске останавливались русские посольства в Китай Д. Байкова и И. Перфильева, Н. Спафария. В Братске делали остановки И. Москвитин, открывший Охотское море, Я. Похабов — основатель города Иркутска и др. В Братске отбывал ссылку геолог А.Л. Чекановский, декабрист П.А. Муханов и другие политические ссыльные. Территория Братска-Острожного ныне находится под во­дой Братского водохранилища, но его славное прошлое живет и ценится в памяти поколений.

Сегодняшний Братск расположен по право— и левобере­жью Братского водохранилища. Его возникновение и бы­строе развитие связано со строительством Братской ГЭС на реке Ангаре и освоением природных ресурсов северных районов области. Городская черта Братска составляет 300 км3, но она не представляет единого компактно застроен­ного массива. Город состоит из разрозненных районов, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, что ведет к лишним затратам на обустройство транспорт­ных путей, городской инфраструктуры, неудобству пере­движения населения.

Братск является центром Братско–Усть-Илимского ТПК, предприятия которого имеют не только областное, но и все­российское значение. Основой города Братска является Братская ГЭС, 18 аг­регатов которой вступили в строй в 1964 г., в течение года они вырабатывают 22-23 млрд. кВтч дешевой электро­энергии, обеспечивая работу промышленных предпри­ятий города и области. В Братске находятся крупные предприятия: АО «Братский алюминиевый завод» (БрАЗ), флагман лесохимии — АО «Брат­ский лесоперерабатывающий комбинат» (БЛПК) по комплекс­ной переработке древесины, мощная строительная индустрия. Высокая концентрация предприятий—гигантов в Братске сильно сказалась на ухудшении экологических условий горо­да. Братск входит в список наиболее загрязненных городов России (см. раздел «Охрана природы»).

В память братчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, построен мемориал Славы, воздвигнуты памятники строителям железной дороги Тайшет — Лена, обелиск в честь 25-летия «Ангарстроя», обелиск Славы Ленинскому комсомо­лу (1918-1958 гг.), музей «Братскгэсстроя», башня Братского острога, вынесенная из зоны затопления, монумент Славы им. 50-летия Великого Октября.

На живописном побережье Братского водохранилища построены современный курорт «Братское взморье» и всерос­сийский оздоровительный лагерь для детей. Вблизи Братска, как и в Ангарске, созданы крупная птице­фабрика, парниково—тепличное хозяйство, предприятия по производству овощей, молока и мяса.

Черемхово (54,8 тыс. человек), город шахтеров, основан в 1772 г., на месте притрактового селения Черемховское, располо­жен по обеим сторонам Восточно-Сибирской железной дороги. 

Быстрый рост города связан со строительством железно­дорожной магистрали, выгодным географическим положени­ем и наличием Черемховского месторождения высококачест­венного каменного угля. Черемхово представляет собой сочетание старых шахтер­ских поселков с новыми многоэтажными микрорайонами. Каменноугольные шахты и разрезы окружают город со всех сторон. Добыча угля здесь началась в 1898 г. Уголь использовал­ся в основном железнодорожным и водным транспортом. Машиностроение в Черемхово представлено ремонтно-механическим заводом и машиностроительным заводом, производящим землесосы, проходческие насосы для уголь­ной промышленности.

Усолье-Сибирское (86,2 тыс. человек). Возникновение и развитие города всецело связано с солью, обыкновенной со­лью, которая дала ему жизнь и определила профиль основной отрасли хозяйства. 

Город вырос на территории, отведенной казацкому пятидесятнику Анисиму Михалеву для организа­ции варки соли на острове Варничном в 1669 г. С увеличени­ем добычи соли увеличивалась численность населения, осва­ивалась и заселялась левобережная территория Ангары. Мощная соляная залежь на глубине 700 м среди кембрийских отложений является кладовой сырья для развития химичес­кой промышленности.

После прокладки железной дороги небольшое село стало быстро расти. Усолье-Сибирское — крупный центр химичес­кой промышленности, фармацевтического производства, ма­шиностроения и добычи промышленной и пищевой соли. Химическая промышленность города базируется на ис­пользовании местной каменной соли, известняков и энергии ангарского каскада ГЭС. Основной продукцией АО «Усолье-химпрома» является хлор и хлорсодержащие вещества, соля­ная кислота, каустическая сода, лаки, краски и мн. др. Около 100 наименований продукции «Химпрома» вывозится в рай­оны страны и за границу. Химическую отрасль представляет также химико-фармацевтический комбинат (ХФК), размес­тившийся в 20 корпусах и ряде вспомогательных помещений, оснащенных по последнему слову техники. Комбинат обеспе­чивает потребность страны в 25 наименованиях лекарствен­ных препаратов, получил около двух десятков совершенно но­вых их видов, половина из которых не имеет себе равных в отечественной и зарубежной фармакологии.

Завод горного оборудования, ныне АО ПО «Усольмаш», имеет для Усолья-Сибирского важное значение. Он специализируется на производстве оборудования для горной промышленности и цветной металлургии (см. раздел «Промышленность»).

Старой отраслью промышленности Усолья-Сибирского явля­ются кожевенное и мыловаренное производства, клеевой завод. Пищевая промышленность представлена мясокомбинатом, молокозаводом и самым крупным в России солевакуумным ком­бинатом «Сибсоль», оснащенным современной техникой. Его продукция — пищевая соль «Экстра» — известна во всем мире. На местных рассолах работает курорт «Усолье», не уступа­ющий хорошо известным курортам Пятигорска, Одессы, Ста­рой Руссы и Липецка.

Зима (33,9 тыс. человек) — город и районный центр Зиминского административного района. Находится на пониженной левобережной части реки Оки, при впадении в нее реки Зи­мы.

До перехода на рыночные отношения город Зима был крупным лесозаготовительным и лесоперерабатывающим пунктом области. Зиминский деревообрабатывающий ком­бинат по переработке древесины уступал только Бирюсин—скому комбинату. Гидролизный и канифольный заводы рабо­тали на отходах лесопереработки.

Сейчас город Зима является крупным железнодорожным пунктом Восточно-Сибирской железной дороги с депо по ре­монту вагонов, локомотивов. На площадке бывшего гидро­лизного завода производят биологически активную добавку (БАД) из лиственницы. Железобетонный и кирпичный заводы обеспечивают нуж­ды города и района.

В окрестностях города находится крупное птицеводческое хозяйство «Окинское», известное производством птичьего мя­са (бройлеров) и яиц, мясокомбинат, маслозавод, хлебозавод. Из предприятий легкой промышленности — швейная фабри­ка. Теплом и светом город Зима и район обеспечиваются Ново-Зиминской ТЭЦ и ТЭЦ—3.

Город Зима является родиной поэта Евгения Евтушенко, прославившего в своих произведениях станцию Зима. В Зиме родились и прославили ее писатели Ф. А. Березовский (роман «Бабьи тропы»), И.М. Новокшенов ("Потомок Чингисхана»).

Зима является самым неблагоприятным в экологичес­ком отношении городом области. Оставленная бывшим Зиминским гидролизным заводом свалка отходов (лигниноопилки, обработанные серной кислотой) самовозгораются, выбрасывая хлор, серу, формальдегид и др. Предельно до­пустимая концентрация в воздухе превышена в 10-15 раз. Лигниновый туман охватывает восточную часть Зимы, де­ревни Ухтуй, Норы, Мордино.

Тайшет (37,0 тыс. человек) был основан в 1897 г. во время строительства Транссиба, городом утвержден в 1937 г. Он расположен на плоской междуречной равнине Тайшетки и Акулышетки (притоков Бирюсы).

Тайшет — крупный транспортный узел и центр лесоперера­батывающей промышленности области. Через город прохо­дит Транссибирская железная дорога, дороги Тайшет-Лена, Тайшет-Абакан, Москов­ский тракт, нефтепровод Омск-Ангарск, Восточная Сибирь—Усть-Кут. В связи со строительством БАМа роль Тайшета как круп­ной станции на этой доро­ге значительно возросла. При железнодорожной станции имеется депо по ремонту вагонов, электро­возов. Одним из ведущих предприятий является за­вод по ремонту дорожно-строительных машин, комбинат стройиндустрии.

Большой удельный вес в городе занимает лесная и лесопе­рерабатывающая промышленность. Тайшетский шпалопропиточный завод поставляет обработанные шпалы для многих железнодорожных организаций Сибири. Развивают свои мощности авторемонтные мастерские. Местное значение имеют кирпичный завод, швейная фабрика, хлебозавод, мясокомбинат, молокозавод.

Нижнеудинск (37,8 тыс. человек) основан русскими зем­лепроходцами в 1648 г., статус города присвоен в 1925 г. Го­род расположен в живописной долине Уды, при пересечении ее железной дорогой и Московским трактом.

Развитию Нижнеудинска способствовало выгодное геогра­фическое положение, разработка слюды и золота в Восточном Саяне и ввод в эксплуатацию Восточно-Сибирской же­лезной дороги. Нижнеудинск — крупный железнодорожный узел, один из важных центров деревообрабатывающей промышленности. Основными предприятиями являются: завод инвентарных зданий контейнерного типа, лесопильный завод, мебельная фабрика, слюдообрабатывающая фабрика, железнодорожное депо, мясокомбинат, маслозавод, молокозавод, хлебозавод, кондитерская фабрика, пивоваренный завод.

Усть-Кут (45.8 тыс. человек) как острог основан в 1631 г. землепроходцем Иваном Галкиным с казаками. Первоначаль­но он был расположен в устье р. Куты, по которой землепро­ходцы впервые вышли с Ангары на Лену. Видную роль в раз­витии Усть-Кута сыграл Ерофей Хабаров, который впервые в долине р. Лены организовал земледелие, а в 1643 г. основал соляные варницы. Сейчас г. Усть-Кут разросся и вытянулся по левобережью р. Лены почти на 30 км.

Усть-Кут — большой транспортный узел, где сходятся реч­ной, железнодорожный и воздушный пути. Его по праву счи­тают «воротами» на север. Осетровский порт — крупнейший речной порт России, здесь перерабатывается за навигацию по Лене более 1 млн, т грузов, направляемых в Якутию и северные районы области. На Осетровской судоверфи строятся суда различ­ных типов и тоннажа, а в затоне порта производят ремонт речных судов и барж. При железнодорожной станции Лена размещается локомо­тивное депо, обслуживающее подвижной состав дороги.

В городе работают завод сборных железобетонных изде­лий, кирпичный завод. Значительный удельный вес в Усть—Куте занимает лесопереработка. Славится Усть—Кутский ку­рорт, работающий на хлоридно—натриевых источниках. В период строительства Западного участка БАМа Усть—Кут превратился в одну из крупных строительных баз, че­рез которую шла поставка техники, горючего, строитель­ных материалов, жилых домов и т. д. Все это вызвало быстрый рост населения города. Еще более возрастает роль города в связи с разработкой месторождений нефти и газа и формированием Верхне-Ленского ТПК.

Усть-Илимск (98,6 тыс. человек) расположен на берегу Усть-Илимского водохранилища. Его рождение связано со строительством Усть-Илимской ГЭС — третьей ступени ангар­ского каскада на могучей Ангаре.

Начало возникновения г. Усть—Илимска было положено в декабре 1962 г., когда у Толстого мыса на Ангаре обосновался отряд строителей. (Летом следующего года у них по­бывала композитор А. Пахмутова и подарила им песню «Усть-Илимск»). Строительство города шло одновременно со строительством Усть-Илимской ГЭС. Здесь не было строительства вре­мянок, строились много­этажные жилые дома, что благоприятно сказалось на сегодняшнем облике Усть—Илимска. В Усть-Илимске прослеживается четкое зонирование его территории. Это жилые микрорайоны, общественный центр, район учебных заведений, коммунальная зона с предприятиями общегородского назначения. В каждой зоне проживает от 10 до 12 тыс. чел. В парковой зоне размести­лись высотные здания.

Концерн «Усть-Илимский ЛПК» сегодня объединяет 22 предприятия. От его ритмичной работы зависит финансовое благополучие города. Ежесуточно с подъездных путей Усть—Илимска отправляется 35—40 вагонов, загруженных целлюло­зой, древесностружечными плитами, пиломатериалами и другой продукцией химической переработки древесины. Вблизи Усть—Илимска находятся не только лесные ресур­сы, но и минеральные: уголь, железная руда, что обеспечива­ет его дальнейшее развитие.

Характеризуя современный Усть-Илимск, нельзя не вспомнить про старинное село Илимск с 45 домами, воеводческой канцелярией, в котором отбывал ссылку А.Н. Радищев, сосланный Екатериной II как «бунтовщик хуже Пугачева». По ее приказу его должны были казнить. Под давлением общественности казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» она приказала уничтожить. В ссылке А.Н. Радищев пробыл почти 6 лет.

В сибирской ссылке А.Н. Радищев верно служил Российско­му Отечеству, с уважением относился к местному населению. Он стал народным врачом, учителем. Путешествовал по Оке и Тунгуске, собрал гербарий растений, коллекцию минералов, ис­торический материал о Ермаке, Хабарове, Беринге, собирав­шем в Илимске снаряжение для долгого плавания, изучал быт тунгусов, из слюды сделал теплицу и выращивал овощи.

Киренск (12,8 тыс. человек) — второй по старшинству среди других древних городов нашей области, центр Киренского адми­нистративного района. Он сформировался на месте Киренского острога, построенного русскими казаками атамана Галкина в 1631 г. на месте слияния Лены и Киренги.

Удобное географичес­кое положение острога позволило ему занять центральное место в Илимском крае по сбору ясака и торговле. Русские купцы успешно развернули прибыльную деятельность. Е. Хабаров не только орга­низовал в Усть-Куте солеварни, построил мукомольные мельни­цы, но и распахал киренские земли и получал неплохой урожай ячменя, овса и ржи. Население острога увеличивалось за счет крестьян из северных районов европейской части России, каза­ков, отставных служащих, ссыльных, сынов боярских.

Статус города Киренску был присвоен в 1775 г., когда в нем проживал 851 человек, из них 242 человека находились при Троицком монастыре. Осенью 1775 г. в Киренск перееха­ла воеводская канцелярия, и острог стал уездным городом с присвоенным ему гербом. Киренский уезд с Казачинской, Катангской, Усть-Кутской волостями пользовался славой кормильца более северных ре­гионов Восточной Сибири.

С Киренском связаны судьбы братьев Лаптевых, В. Берин­га, Г.Ф. Миллера. Через Киренск проходили на карбазах ис­следователи севера И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, Г.Я. Се­дов, С. Челюскин, В.А. Обручев, а также пролегали пути писа­телей И,А. Гончарова. В.Г. Короленко.

Современный Киренск — крупный речной порт с судостро­ительным заводом, судоремонтными мастерскими, затона­ми, причалами. Киренск — крупный аэропорт на севере облас­ти. Он принимает самолеты Ан-24, Як-40, через него идут воздушные пути на север, в республику Саха. АООТ «Киренское строительное управление» строит много­этажные дома, которые хорошо вписываются в окружающий ландшафт. Им построены торговый центр, школы, больницы. В Киренске находится старейшее в области педагогичес­кое училище, профтехучилище, 9 городских школ, 26 библио­тек, ряд исторических памятников.

Будущее Киренска связано с развитием речного судоходст­ва, судостроения, с заготовкой и переработкой леса, освоени­ем цементного производства, с добычей и переработкой неф­ти Дулисьминского месторождения, строительством дороги, соединяющей Киренский район с железнодорожной станци­ей Небель Байкало—Амурской железной дороги, а также с раз­витием сельского хозяйства до уровня былой его славы.

Тулун (48.6 тыс. человек) расположен на берегах р. Ии при пересечении ее Восточно—Сибирской железной дорогой и Московским трактом, является центром Тулунского района.

В Тулуне развивается горнодобывающая промышлен­ность. Здесь на Тулунском, Азейском и Мутунском месторож­дениях добывается бурый уголь. Вблизи Тулуна находится Метелкинское месторождение угля. Тулун превращается в крупный центр угольной промышленности.

Лесоперерабатывающая промышленность представлена лесопильными и деревообрабатывающим комбинатами и гидролизным заводом. На кварцевых песках работает единственный в области Тулун—ский стекольный завод, выпускающий оконное стекло и бутылки. В Тулуне имеются электромеханический завод, завод по ремонту сельскохозяйственных машин, завод железобе­тонных конструкций. Из предприятий пищевой промышленности в городе находятся мясокомбинат, маслозавод, хлебозавод и кон­дитерская фабрика.

Бодайбо (15,5 тыс. человек) — старинный центр золото­добывающей промышленности. Расположен на правом бе­регу Витима при впадении в него р. Бодайбо.

Возникнове­нию и росту города способствовали выгодное положение на судоходном Лено-Витимском пути и наличие место­рождений золота недалеко от города. Промышленность города всецело обусловлена обслужи­ванием золотодобывающей промышленности и представ­лена ремонтными мастерскими, лесопильным и кирпич­ным заводами. Здесь имеются аэропорт, крупная при­стань, автовокзал, автобаза. Дальнейшее развитие города связано с освоением место­рождения рудного золота Сухой Лог. В городе есть Дом культуры, клубы, библиотеки, гостини­ца, горный техникум, школы, телевидение.

Шелехов (48,7 тыс. чел.) назван в честь отважного море­плавателя, знаменитого путешественника Г. И. Шелихова, могила которого находится в Иркутске.

Город расположен на плоской междуречной равнине Иркута и Олхи. Он окружен приречными возвышенностями, по­крытыми березовым и сосновым лесом.

Шелехов — центр цветной металлургии. Его возникновение и развитие связаны со строительством Иркутского алюмини­евого завода (ИркАЗ). В окрестностях города расположены корпуса алюминие­вого завода, а также такие заводы, как кабельный, по ре­монту тракторов, известковый, асфальтовый и лесопиль­ный, железобетонных изделий. Всего в городе 22 промыш­ленных предприятия. В городе имеются средние школы, больницы, клубы, кинотеатры.

Алзамай (7,2 тыс. человек) расположен на левобережье р. Топорок (правый приток Бирюсы), на Восточно-Сибирской железной дороге и Московском тракте.

Выгодное экономико-географическое положение и наличие лесных ресурсов опре­делили его производственный профиль и рост как города с присущей инфраструктурой. Это город лесников и лесного хозяйства. Здесь сосредоточены крупные леспромхозы, веду­щие заготовку и переработку леса. Лес, лесоматериалы, жи­вица вывозятся далеко за пределы города и области.

Из промышленных предприятий видное место занимает ремонтно-механический завод, основное направление которого ре­монт машин и оборудования для лесной промышленности. На местном сырье работает завод стеновых материалов. Будущее го­рода связано с дальнейшим развитием лесной индустрии.

Байкальск (15,2 тыс. человек) находится на юго-западном берегу оз. Байкал.

Возникновение и развитие города связано со строительством Байкальского целлюлозно-бумажного ком­бината (БЦБК). Его основная продукция — кордная целлюлоза. В городе есть комбинат стройматериалов, хлебозавод.

Бирюсинск (9,5 тыс. человек) — спутник Тайшета. Этот мо­лодой город находится на правобережье реки Бирюсы, на Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали.

Бирюса и ее притоки Тагул и Туманшет позволяют далеко проникать в лесные массивы Присаянья, вести там заготовку древесины и доставлять ее к железной дороге — месту переработки и от­грузки в разные районы европейской части России, Среднюю Азию и за границу. Лесные ресурсы определили производст­венный профиль, рост и развитие города. Здесь сосредоточе­ны мощные леспромхозы, предприятия по переработке дре­весины. Бирюсинский деревообрабатывающий комбинат яв­ляется одним из крупнейших в области. Здесь же находится первенец гидролизной промышленности Иркутской области — Бирюсинский гидролизный завод — самый мощный среди аналогичных заводов области, продукция которого вывозит­ся во многие районы страны. Из обслуживающих предпри­ятий имеются магазины, школы.

Вихоревка (24,7 тыс. человек) — спутник Братска, располо­жен на одноименной реке, впадающей в водохранилище, на же­лезнодорожной линии Тайшет — Лена, среди соснового леса Приангарья.

Жители города занимаются обслуживанием железной дороги, лесозаготовкой и деревопереработкой. В городе два Дома культуры, спортивный комплекс с плавательным бассейном, школы, больничный комплекс, парк культуры и отдыха.

Железногорск-Илимский (26.9 тыс. человек) находится на левом берегу реки Коршунихи (правый приток Илима) у железнодорожной линии Тайшет — Лена. Образование и развитие города связано с разработкой Коршуновского же­лезорудного месторождения, открытого еще в 1654 г. рудоз­натцем Шестачком Коршуновым.

На базе этого месторож­дения построен Коршуновский горно-обогатительный ком­бинат. Металлообрабатывающая промышленность города связана с ремонтом горной техники и оборудования. Жи­лые кварталы амфитеатром развернулись в долине Коршу­нихи и ступенями поднимаются в горы. В городе — много­квартирные жилые дома, школы, кинотеатры. Дом культу­ры «Горняк», Дом трудовой славы

Свирск (14,5 тыс. человек) — небольшой город-спутник Черемхово, расположен на живописном лесном левом бе­регу р. Ангары, в 20 км от Черемхово и связан с ним желез­нодорожной веткой.

Основные промышленные предприятия — завод «Востсибэлемент» (ныне АО), выпускающий аккумуляторы, батареи; за­вод «Автоспецоборудование», изготавливающий центробежные вентиляторы, запасные части для дизельных двигателей, про­изводит капитальный ремонт дизелей, автомобилей, восста­навливает шины. Ремонтно-механический завод ремонтирует горно-шахтное оборудование, изготавливает запасные части для предприятий угольной промышленности. Есть железнодо­рожная станция, небольшой порт, школы, профтехучилище, электромеханический техникум, музыкальное училище. С деятельностью заводов связана городская инфраструк­тура. Статус города Свирску присвоен в 1949 г.

Слюдянка (18,8 тыс. человек) расположена на юго-запад­ном берегу оз. Байкал у подножия хребта Хамар-Дабан.

Горная растительность Хамар-Дабана и водная гладь Байкала состав­ляют живописный природный ансамбль. Слюдянка — крупный железнодорожный пункт Восточно—Сибирской железной доро­ги, центр добычи мрамора, в прошлом — центр добычи слюды, порт на Байкале. В городе имеется депо по ремонту железнодо­рожного подвижного состава, рыбоконсервный завод, в районе Култука — мясокомбинат, звероферма по выращиванию песцов.

Саянск (14.5 тыс. человек) — самый молодой город области. Его возникновение и быстрый рост связаны со строительством электрохимического комбината (ныне АО «Саянскхимпласт»).

15 августа 1985 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему поселку присвоен статус города областного подчинения. Саянск расположен на правобережье реки Оки среди возвышенной залесенной равнины, в 30 км от г. Зимы и Восточно—Сибирской железной дороги. В отличие от других крупных строек области в Саянске не возводились временные жилые дома и подсобные помещения, а сразу закладывались многоэтажные здания. Сегодня Саянск является красивым го­родом, где проживает самое молодое население области. Школы, детские сады, магазины, учреждения культуры и общественного питания построены здесь на уровне лучших российских образцов градостроительства.

Литература

  1. Большая Российская Энциклопедия. — Т. 11, статья "Иркутская область"
  2. Винокуров М. А., Суходолов А. П. Экономика Иркутской области. — Т 1. Глава 1. "Географические характеристики"
  3. Атлас: Иркутская область. Экологические условия развития. Москва-Иркутск. 2004.
  4. Бояркин В. М., Бояркин И. В. География Иркутской области. — Иркутск: Сарма, 2011.

Ссылки

  1. География : сайт.
  2. Топографические карты
  3. Институт географии РАН
  4. Институт географии имени В. Б. Сочавы СО РАН
  5. Иркутское областное отделение Русского географического общества

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Бояркин В. М., Бояркин И. В. | Источник(и): География Иркутской области. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.