Первые учебные заведения в Иркутске были открыты при церковных учреждениях. В 1725 году архимандрит Плашковский составил проект русско-монгольско-китайской школы при Вознесенском монастыре. Она была открыта. Небольшое число учеников, кроме церковных предметов, постигали восточные языки.
Через три года Святитель Иннокентий открыл славяно-русскую школу. Одним из первых гражданских учебных заведений была навигацкая школа, созданная в 1754 году. Отсюда выходили будущие подштурманы казенных и купеческих судов, землемеры и учителя.
23 марта 1780 года в Иркутске появилось первое в Сибири среднеобразовательное учреждение — духовная семинария. Многие выдающиеся деятели вышли из ее стен: Щапов и Загоскин, Калашников и др. А через год, 1 февраля, открылась и первая городская школа «для обучения детей грамоте». Как указывают летописцы, была эта школа «при хорошем подборе книг, в том числе и Энциклопедии Даламберо-Дитровской». Учениками ее стали сразу 130 детей.
В 1782 году начинает действовать училище «для детей всех сословий».
Огромное значение для просвещения и культуры Сибири имело открытие в 1789 году Главного народного училища и губернской гимназии в 1805.
В 90-х годах ХVIII века в Иркутске действуют народное училище, духовная семинария, навигацкая школа, целый ряд низших училищ, музей и публичная библиотека. Таким количеством учебных заведений не обладал в то время ни один сибирский город.
Еще в 40-х годах ХIХ века возникла мысль об учреждении в Иркутске девичьего института. Стараниями общественности дело решилось положительно. 21 апреля 1841 года в Петербурге утвердили устав высшего женского учебного заведения. В число предметов входили математика, всеобщая и российская история и география, грамматика и словесность, французский язык, «нужнейшие и последнейшие сведения» из естественной истории и физики, чистописание, рукоделие, танцы, пение и музыка.
1 июля 1842 года произвели торжественную закладку главного здания. Через три года девичий институт принял первых слушательниц.
В начале было лишь два класса: младший, в котором обучались дети от 10 до 12 лет, и средний, куда переходили сибирячки старше 12. Институт имел прекрасную библиотеку, собственную дачу для каникулярного отдыха. Число воспитанниц росло, и в 1885 году началось переустройство здания с целью организации сразу семи классов.
Последний проект института создал архитектор Разгильдеев. На первом этаже находились служебные помещения; на втором — классы, музыкальные и певческие комнаты, библиотека; на третьем — жилые помещения.
В 40-х - 50-х годах ХIХ века в городе открывается еще несколько учебных заведений. В 1852 году супруга генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского основывает Александровский приют. В 1865 году он уже не вмещал всех учеников, и пришлось открывать дополнительное отделение. В Александровском приюте обучались девушки. Их учили различным общеобразовательным предметам, а также умению вести хозяйство, кулинарному искусству и т. п.
Известно, что в Иркутске большое внимание отводилось иностранным языкам. Ведь город вел активную внешнеполитическую деятельность. Еще в 1790 году в Иркутском главном народном училище существовали классы монгольского, китайского и маньчжурского языков, а в 1792 году открыли класс японского языка.
28 февраля 1857 года во Второе отделение Главного управления Восточной Сибири зашел человек, имени и фамилии которого история, к сожалению, не сохранила. Он по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири готовил записку «по предмету распространения американского языка между лицами, имеющими торговлю через Амур». Речь шла о русско-американской торговой компании.
О чем же писал автор?
«С развитием торговли по Амуру торговые сношения наши преимущественно должны быть с Америкой. При этих отношениях необходимы, конечно, знания прежде всего языка американцев, тем более, что они не только весьма мало знакомы с русским языком, но и общеупотребительный французский язык не многие из них знают».
Одной из главных забот в торговых отношениях с Америкой через Амур, утверждал автор, должно быть «приискание или приготовление людей, знающих американский язык, и даже распространение здесь этого языка...»
Иркутские купцы, по его мнению, должны «отправлять в Америку одного или двух грамотных мальчиков не старше 14 - 15 лет». В течение трех-четырех лет они будут изучать язык, после чего возвратятся в Россию. Однако подобные мероприятия показались прижимистым купцам накладными да и не решали проблемы. Генерал-губернатор Восточной Сибири обратился в Министерство народного просвещения с просьбой о введении в Иркутской гимназии преподавания английского языка вместо немецкого. Было получено разрешение, и далекая Сибирь в середине ХIX века стала одним из центров изучения столь распространенного в мире языка.
В 1845 году в Иркутске возникло новое учебное заведение — Институт благородных девиц. Это было первое высшее учебное заведение в Сибири. Институт был фактически прообразом Смольного института в Петербурге. Учебные заведения подобного типа были под патронажем царской фамилии. В столичный институт принимали, как правило, детей дворян. В Иркутском учились девочки из семей купцов и офицеров, духовенства.
Обучение первоначально длилось шесть лет, с 1892 года — семь. Занятия шли с сентября по май.
В 1855 году было заложено специальное здание для института. Благодаря иркутскому купцу Е. А. Кузнецову, в фонд строительства было пожертвовано 100 тысяч рублей. А. Е. Разгильдеев построил рядом с набережной Ангары чудесный огромный трехэтажный особняк. 14 июля 1861 года воспитанницы института переехали в новый учебный корпус.
В Иркутске существовало несколько медицинских учебных заведений. В 1861 году на имя генерал-губернатора из Министерства внутренних дел пришла бумага следующего содержания:
«На отношение Вашего Превосходительства касательно определения повивальных бабок в города Восточной Сибири... я имел честь уведомить Вас, Милостивый государь, что вполне разделяю мнение Ваше о затруднениях снабжения отдаленного сибирского края повивальными бабками из С.-Петербурга, а посему признаю со своей стороны необходимым озаботиться принятием мер к отвращению тех затруднений. Я считаю долгом обратить Ваше внимание на способ устранения всех неудобств учреждением в Сибири Института для образования повивальных бабок».
Сибиряки живо откликнулись на это предложение. Решено было открыть институт «при больнице приказа в Иркутске с предоставлением достаточного числа кроватей для рожениц, необходимых для практического образования бабок и для преподавания им курса родовспомогательного искусства». При гражданской больнице, здание которой намечалось построить в городе в эти годы, предполагали создать особое отделение во главе с местным акушером врачебной управы. Намечалось также «отделить в больничном здании особую поместительную комнату для приходящих рожениц», назначить специальную опытную повивальную бабку с жалованьем, которая должна иметь в больнице свою квартиру и обязана «руководить ученицами по повивальному искусству».
По иркутскому проекту преподавание важнейших дисциплин предоставлялось местным врачам. Ученицы и «вольноприходящие» все издержки за обучение и содержание несли сами. После обучения выпускницы брали обязательства отработать по месту назначения не менее трех лет. Главным же условием для поступления в новый институт было умение хорошо читать и писать по-русски.
Однако новая больница существовала лишь в чертежах и проектах. Тогда решили нанять под институт дом княгини Трубецкой, который находился за Ушаковкой. В документе значится:
«Дом этот весьма поместителен, сообщение с центром города весьма легкое по устройству второго моста через Ушаковку, местность здоровая, вода под рукой, дом снабжен всеми хозяйственными постройками...»
Дом княгини Трубецкой был внимательно осмотрен иркутским архитектором Разгильдеевым и смотрителем иркутской больницы Кузнецовым, которые признали предложение удачным. Все 14 комнат были удобны и светлы. В них решили расположить женское и детское отделения. Владелица дома пошла навстречу устроителям института. Плата — 400 рублей в год — признавалась выгодной и небольшой для Иркутска.
Не отказалось помочь и само Министерство внутренних дел. 20 ноября 1863 года, получив необходимые распоряжения, местное начальство приступило к практическим работам по организации одного из первых врачебных заведений Иркутска.
Другим врачебным заведением стала открытая в 1892 году «Центральная для Восточной Сибири школа фельдшериц».
Врачей в те годы не хватало, особенно в сельской местности, и перед новым учебным заведением ставилась цель подготовить «сведущих и опытных фельдшериц для сельско-врачебной службы». Школа находилась при Иркутской Кузнецовской гражданской больнице приказа общественного призрения. В школу принимались девушки преимущественно сельского сословия, причем, как требовал устав, «замужние принимаются не иначе как с разрешения мужей».
Полный курс обучения составлял 3 года. Кроме изучения специальных дисциплин, на учениц возлагался уход за больными в палатах, дежурство, осмотр поступающих, «приблизительное определение болезней с назначением первоначального пособия», приготовление лекарств, аптечное счетоводство и бухгалтерия. В школу принималось 45 учениц в возрасте от 16 до 30 лет. В мае, по окончании учебного года, производились испытания по всем пройденным предметам. Лучшие «по успехам и поведению» получали, кроме свидетельств на звание фельдшериц, и похвальные аттестаты.
Во второй половине 60-х годов в Иркутске учреждаются женская и мужская прогимназии и ... детский сад.
Детский сад — учебное заведение? Абсолютно точно. Принимались в него дети от 5 до 9 лет. К январю 1884 года в нем состояло 127 ребят — 69 мальчиков и 58 девочек. Склонные к статистике иркутяне оставили любопытные цифры, из которых следует, что в то время в садике числилось детей чиновников и офицеров — 53, мещан — 30, почетных граждан и купцов — 33, лиц духовного звания — 2, казачьих — 2, крестьянских — 2, солдатских — 2.
Следует отметить, что при детском саде действовала школа. С ребятами младшего возраста, от 5 до 7 лет, занятия ограничивались преимущественно беседами об окружающей природе. Воспитатели старались прежде всего развить у детей внимательность и наблюдательность и более сблизить их с наставниками, которые бы своим дружеским отношением к детям «могли иметь влияние на них». В этом возрасте с помощью различных игр ребята знакомились с цветом, формой и величиной видимых предметов.
Программа для детей 7 - 9 лет мало чем отличалась и носила лишь более серьезный характер. Как следует из отчета Иркутского детского сада, старшие воспитанники по русскому языку приучались к «толковому чтению, верной передаче прочитанного устно и письменно, изучали стихотворения и басни известных авторов». По арифметике они умели оперировать в пределах ста четырьмя основными действиями. Чертили различные геометрические тела, которые, кстати сказать, изготовляли сами. По географии знакомились с глобусом и картой, с частями света, с земными стихиями и главными физическими явлениями природы.
Ну а как вели себя дети в те далекие времена? Начальница детского сада сообщала, что поведение ее подопечных «не заслуживало особого порицания». Свойственные детскому возрасту шалости и капризы сглаживались под влиянием надзора воспитательниц и самих детей.
Долгое время попечителем сада была Е. К. Трапезникова, потом П. А. Сиверс. После знаменитого иркутского пожара 1879 года Сиверс на свои средства построил новое здание сада и погасил все его долги. Общественность Иркутска признавала это заведение весьма ценным и полезным. Отмечая в 1884 году 15-летний юбилей детского сада, воспитатели высказывали надежду, что «их ревностное желание поддержать и улучшить школу найдет сочувствие в обществе развитых людей, которые не отказывали в помощи со дня открытия».
В 1884 году учащихся в Иркутске было 1 184 человека. А взгляните на разнообразие учебных заведений: мужская гимназия, Институт благородных девиц, учительская семинария, Медведниковский сиропитательный дом, духовная семинария, духовное женское училище, Трапезниковское ремесленно-воспитательное учебное заведение, ремесленная школа, Александровский приют, Мариинский приют, Арестантский приют, военное училище, военно-фельдшерская школа и другие.
Выходило, что почти каждый сороковой житель города учился. Ученики местных школ и училищ достигали известных успехов. Газета «Восточное обозрение» в одном из номеров за 1894 год писала:
«В Петербургских газетах помещены награды, которые присуждены экспонатам прошлогодней Всероссийской гигиенической выставки. В числе удостоенных наград мы нашли Иркутский сиропитательный дом и Иркутское техническое училище. Первый получил золотую медаль, а второе — малую серебряную».
Интересно, что техническое училище командировало в село Черемхово одного из лучших своих воспитанников для практических занятий при постройке полотна железной дороги.
Конечно, совсем небезынтересно узнать правила приема в учебные заведения Иркутска. Возьмем, к примеру, то же техническое училище.
Обычно объявление о приеме печаталось в одной из местных газет.
Приемные испытания производились с 16 по 22 августа, с 9 утра до часа дня. В училище принимались «дети всех сословий и вероисповеданий. Возраст для желающих поступить был ограничен: в приготовительный класс с 10 до 12, в первый класс до 13 лет».
При поступлении бралось «от родителей обязательство в содействии учебному начальству, в точном исполнении всех распоряжений начальства, касающихся учеников технического училища». Не имеющие в Иркутске родителей могли квартировать только у лиц, пользующихся доверием учебного начальства.
Программа приемного испытания включала в себя проверку умения выполнять различные требования.
«По русскому языку: свободное и толковое чтение, пересказ прочитанной статейки и письмо под диктовку, без грубых орфографических ошибок.
По арифметике — четыре действия над небольшими простыми числами и умение решать устные и письменные задачи».
В конце ХIХ века городской голова В. П. Сукачев устраивает в школе своей супруги бесплатные чтения для казаков местной сотни. Чтения стали собирать большую аудиторию, и вскоре были открыты общедоступные народные чтения — своеобразные курсы грамотности. Популярность их стала так велика, что пришлось устраивать специальную народную аудиторию в Ремесленно-слободском начальном училище. За несколько лет перед иркутянами выступили более сорока чтецов. В 1894 году в одной из Пономаревских школ открылась вторая аудитория.
Довольно рано в Иркутске возникла и сеть воскресных школ. Когда в 1859 году кружок студентов Киевского университета выступил с инициативой организации такой формы просвещения, их тут же поддержала прогрессивная учащаяся молодежь Иркутска. В 1860 году создается «капитал воскресных школ» и открываются два заведения.
Именно иркутское учительство стало инициатором проведения в 1867 году первого педагогического съезда Восточной Сибири. Из самых отдаленных уездов края съехались педагоги, чтобы обсудить свои наболевшие проблемы.
Еще в 1864 году в местной печати появился целый ряд статей, которые ратовали за объединение всех педагогических сил в губерниях с целью распространения первоначальной грамоты. В специальном воззвании говорилось следующее:
«Потребность распространения в Иркутской губернии, да и вообще в Восточной Сибири, первоначальных народных элементарных школ представляется столь насущной и существенной, а участие в этом деле общества и частных лиц столь необходимым, что некоторые лица возымели мысль об устройстве здесь для этой цели особого частного общества».
Таких обществ было создано сразу несколько. И среди них «Общество попечения о начальном образовании», «Общество вспомоществования сибирякам, обучающимся в Москве, Петербурге» и т. п.
Можно сказать без преувеличения: каждый год в Иркутске открывалось несколько новых учебных заведений. 15 августа 1884 года открылись сразу три начальных училища: Знаменское для девочек,Троицкое отделение для девочек и мальчиков школы А. М. Кладишевой, Нагорное училище с двумя отделениями для девочек и мальчиков, основанное в память 300-летия присоединения Сибири к России.
1 октября этого же года открылось второе 4-классное Иркутское городское училище, а 28 октября было торжественно освящено новое здание Иркутского технического училища, построенное на пожертвования Н. Трапезникова.
В ноябре в Ремесленной слободе священник Иннокентий Попов открыл для детей рабочих школу.
Все эти учебные заведения появились в городе только за один год!
Интересное событие произошло в Иркутске в самом начале ХХ века. В Знаменском предместье в училище имени П. Пономарева состоялось открытие учительских курсов для учителей народных школ. Подробности сообщила вездесущая пресса:
«Все собрались в комнату, где на отдельных столах размещены всевозможные коллекции и другие учебные пособия, даже по курсу физики, необходимые для наглядного обучения в школе. Эта комната предназначена для курсистов. В их распоряжении библиотека и педагогические журналы...
При курсах организована особая народная школа из учеников соседних школ, а также из новичков, совершенно неграмотных.
Занятия каждого дня можно разделить на 2 части. Утром практические, пение, вечером - теоретические, конференция, как вести урок».
По числу учащихся начальных училищ на душу населения Иркутск, к примеру, в 1886 году обошел многие города России. В Петербурге один учащийся приходился на 80 человек, в Москве на 75, в Казани на 38, в Иркутске на 24!
В 1889 году Иркутск тратил на начальное образование больше, чем Петербург, Рига, Москва. Популярный «Очерк Сибири для народного чтения», изданный в 1897 году, отмечал, что грамотность в Иркутске значительна, на 100 человек «простого класса» приходилось 60 умеющих читать и писать.
Дело образования было объявлено сибирским обществом «самым светлым явлением» жизни, «где выразилось ясно самосознание общества, его самодеятельность и известный рост гражданского развития».
И здесь нельзя не сказать, что все самое лучшее в деле образования и просвещения в Иркутске сделано благодаря поддержке местного купечества.
Пономаревские училища, Кузнецовские больница и школа, Трапезниковские и Медведниковские учебные заведения, Сибиряковские школы...
В старом Иркутске говаривали: «Я ведь не Хаминов, чтобы везде жертвовать»... Он действительно много средств и сил отдавал меценатству — Иван Степанович Хаминов, потомственный почетный гражданин и тайный советник, неоднократно избиравшийся городским головой Иркутска. Именно на его пожертвования содержались 1-я и 2-я женские гимназии, Мариинский и Александринский приюты для девочек, 4-х классное училище имени Александра для мальчиков, приют для слепых детей, несколько воскресных школ. Стипендий его имени только в Иркутске насчитывалось 7. Все учебные заведения, связанные с именем Хаминова, получали типовые двухэтажные каменные здания. Они и по сей день используются по назначению. На улице Сухэ-Батора один из корпусов Иркутского педагогического университета — здание бывшей 2-й гимназии имени Хаминова, в бывшем Мариинском приюте находится облздравотдел...
Его деятельность по развитию образования в Иркутске никогда не носила формальный характер. Его капиталы специально выделялись не только на открытие, но и на поддержку обучения иркутян. В 1890 году Александринский и Мариинский приюты получили Почетные дипломы Парижской выставки «за организацию и внутреннее устройство русских заведений для призрения, воспитания, школьного и ремесленного обучения сирот и детей неимущих родителей и подготовления их к самостоятельной трудовой жизни».
Известным радетелем народного образования был иркутский почетный гражданин, купец 1-й гильдии Иван Иванович Базанов. 80 тысяч рублей пожертвовал он для устройства Иркутского военного училища. Он мечтал, что в старинном сибирском городе появится Базановское юнкерское училище. Дело об организации такового на 40 человек всерьез рассматривалось в Главном управлении Восточной Сибири в ноябре 1871 года. Но после тщательных экономических расчетов оказалось, что данной суммы на создание именно юнкерского училища не хватит. Тогда Базанов согласился на открытие учительской семинарии «для приготовления учителей в начальные станичные школы».
В 1873 году коммерции советник Иван Базанов пожертвовал на нужды образования 60 тысяч рублей. Были приобретены новые дома для воспитательного дома, технического училища и детского сада.
Подобных радетелей иркутские школяры и гимназисты имели в большом количестве. И, может быть, потому иркутские мальчики и девочки так тянулись к образованию и, может быть, потому из Иркутска вышло столь много знаменитых на всю Россию писателей и поэтов, ученых, преподавателей...
Выходцы из Сибири всегда остро чувствовали перемену местожительства. По разным причинам иркутяне, красноярцы, читинцы и омичи покидали свои родовые гнезда. Кто-то уезжал на новое место работы, кто-то перебирался в центральную Россию на учебу, кого-то ждало повышение по службе, а возможно и наоборот — снятие с должности. Но все выходцы из Сибири тяготели объединиться в землячество, и такие землячества существовали в Петербурге и Москве, активно помогая своим землякам.
Довольно распространенными и известными в столичных кругах были так называемые сибирские вечера, сибирские, амурские обеды.
25 февраля 1884 года в Санкт-Петербурге прошел амурский обед. Даже иркутский летописец Н. С. Романов уделил этому событию место в иркутской хронике, потому что и эта и другие подобные встречи сибиряков и дальневосточников не проходили без участия иркутян. Да и само присоединение Амурского края начиналось, как мы уже знаем, в Иркутске. Итак, летопись Иркутска сообщает:
«Присутствовало 16 человек, между прочим, адмирал Завойко, бывший губернатор Камчатки, в 40-х годах энергично распространявший там земледелие и блистательно отразивший англо-французов в Петропавловске; Б. Струве, совершивший в 1849 г. экспедицию на Сахалин. М. Н. Галкин-Врасский высказал мнение о значении Забайкалья для Приамурского края и о причинах избрания Благовещенска центром Амурского генерал-губернаторства. Струве сообщил, что деньги на памятник Муравьеву-Амурскому собраны в требуемой сумме, и местом для памятника предполагается Благовещенск. А Филиппиус, один из старейших деятелей края, поделился несколькими любопытными воспоминаниями, относящимися к камчатской жизни и к первому, так сказать, эпическому периоду амурской истории. Затем по обычаю была сделана подписка в пользу мореходных классов в Приамурском крае».
Вот, к примеру, Санкт-Петербург 28 февраля 1888 года. Здесь прошел литературно-музыкальный вечер, устроенный распорядительным комитетом общества содействия учащимся сибирякам в Санкт-Петербурге. На такой вечер обычно собиралось до 900 человек. Репортер, побывавший на вечере, констатировал:
«Зало было полно, и сбор, благодаря некоторым крупным пожертвованиям, превзошел все ожидания, так как дал возможность комитету внести более тысячи рублей в кассу общества».
На таких вечерах, конечно, были и танцы.
«Молодежь веселилась от души, и этот «сибирский» праздник в Петербурге закончился так же весело, как и начался, уже в четвертом часу утра. На вечере, между прочим, присутствовал бывший председатель общества В. О. Кононович, только что произведенный в генерал-майоры и получивший назначение начальника острова Сахалина... Затем некоторые другие из сибирских администраторов посетили вечер, который был, как всегда, искренним и дорогим сибирским праздником».
И, между прочим, Общество содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам было достаточно солидной организацией. Скажем только, что к началу 1888 года в кассе его числилось более 12 тысяч рублей.
В 1888 году были проведены выборы новых членов общества. Таковым стал известный предприниматель, исследователь и меценат А. М. Сибиряков. Кстати говоря, в числе членов общества содействия учащимся мы видим Базанова и Баснину, Гинцбурга и барона Корфа, Базилевского и князя Демидова... Точно такое же общество действовало и в Москве. И занималось оно той же деятельностью — помогало сибирякам получать образование в московских учебных заведениях.
В том же 1888 году такое собрание прошло в зале «Славянского базара», известного московского ресторана, где особенно любили собираться деятели культуры, писатели, поэты, артисты, музыканты...
«По выслушивании и утверждении годового отчета, общее собрание постановило: признать Ю. И. Базанову, ввиду ее особых услуг обществу, почетным членом и В. И. Дрейера постоянным членом-соревнователем этого общества. В членах комитета московского общества пособия учащимся сибирякам в Москве мы видим такие известные фамилии, как Сабашникова, Трапезниковы, Михеевы, Павлиновы и другие. А 26 октября 1888 года в русской палате «Славянского базара» состоялся традиционный «Сибирский обед».
Более 50 сибиряков собралось здесь, чтобы оказать помощь учащейся молодежи. Открывал обед Н. В. Баснин. После обеда были танцы, и здесь собралось уже более 200 человек. В конце года проходило заключительное — годичное собрание. А была еще одна крайне интересная организация — «Общество для оказания пособий учащимся Восточной Сибири в Иркутске». Занималась эта общественная организация тем же самым — помогала молодым сибирякам получать образование. Откройте любую газету дореволюционной Сибири, и вы можете найти десятки и сотни подобных сообщений:
«Общество для оказания пособий учащимся Восточной Сибири в Иркутске на днях в заседании комитета выдало пособие следующим окончившим курс воспитанникам, едущим в университет: Пежемскому 150 р., Прищепко — 150 р., Куртукову — 150 р.; эти люди едут в разные факультеты в университеты Европейской России. Пахомов, едущий в сибирский университет на медицинский факультет, получил 100 р. Ввиду открытия сибирского университета мы желали бы, чтобы иркутское общество для оказания пособий учащимся обнаружило поощрение большему количеству учащихся сибиряков, стремящихся в Томский университет».
Удивительно, как трепетно относились сибиряки к делу образования. В 1887 году в общество для оказания пособий учащимся вступило 195 человек. На 1 января в обществе насчитывалось почти полторы тысячи действительных членов. Иркутяне — Сукачев, Демидов, Патушинский и Голдобина внесли средства на стипендию в Харьковском университете, Сукачев внес средства на стипендию имени отца П. П. Сукачева...
Типография газеты «Сибирь» все полиграфические работы по заказу общества выполняла бесплатно. Даже игроки в карты, которые собирались в Иркутском коммерческом собрании, приняли решение отчислять по 25 копеек особого сбора в пользу общества. В начале ХХ века в Санкт-Петербурге депутат государственной думы от Сибири В. И. Дзюбинский создал «Сибирский клуб» и справочное бюро при нем. Чем занимался клуб, догадаться нетрудно. По субботам устраивались лекции, танцы, концерты, собирались средства для помощи опять-таки учащимся. Справочное бюро, по замыслу его организаторов, должно было помогать сибирякам буквально во всем — от найма квартиры до приобретения билетов.
Правда, оба детища Дзюбинского подвергались критике за то, что слишком много танцуют на вечерах и читают мало лекций, но для нас с вами важен сейчас именно факт существования в далекой северной столице уголка, куда мог прийти и обратиться каждый сибиряк — будь он из Якутска или Ишима, Иркутска или Омска.
Училища Иркутска и Иркутской губернии
Иркутское купечество
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей