Мясников Никита Федорович, ростовский, затем красноярский 1-й гильдии купец, коммерции советник, золотопромышленник, основатель пароходства на реках Сибири и оз. Байкал.
Сын богатейшего ростовского купца Федора Борисовича Мясникова, занимавшегося винными откупами и золотопромышленностью в Сибири. В 1830-х записался в купцы первой гильдии по г. Красноярску. Занимался золотодобычей в мариинской и енисейской тайге. Стал первым пароходовладельцем в Сибири. В 1839 обратился в Министерство финансов с прошением о предоставлении ему привилегии на 10 лет на организацию пароходства на реках Сибири. Указом от 8 дек. 1839 М. было предоставлено исключительное право на учреждение и содержание пароходства по Байкалу, Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею, Лене и их притокам. Первые пароходы для Байкала были построены неподалеку от Иркутска в селении Грудинино весной 1844. Строительством пароходов руководил судостроитель Михаил Батурин, приглашенный с Белого моря. Сборку машин и механизмов осуществлял молодой механик с Нижнетагильских заводов Демидовых – Павел Мокеев, до этого несколько лет обучавшийся в Лондоне, благодаря чему получил среди иркутян прозвище «англичанин». Первые мясниковские пароходы «Император Николай 1» и «Наследник Цесаревич» открыли первую навигацию на Байкале в 1844. Пароходы М. совершали «срочные» (то есть по расписанию) рейсы по Байкалу от Лиственничной пристани до Посольска, а также совершали рейсы к устью Селенги за грузом чая, в Туркинские минеральные воды, Баргузин и Верхнеангарск. Спускались иногда и до Иркутска. Кроме байкальских пароходов М. начал строить пароходы на Оби, но вскоре уступил свое право по Западной Сибири надворному советнику Поклевскому-Козелл, который учредил два парохода, первый из которых куплен у М. и спущен на воду в 1845. Учреждение пароходства на Байкале обошлось М. в 600 тыс. руб. и явилось важнейшим вкладом в экономическое освоение Восточной Сибири, но вложение крупных капиталов в пароходное дело, которое не давало быстрой прибыли, подорвало финансовое положение М., и он постепенно выходит из крупного бизнеса. После смерти М. в 1847 пароходами на Байкале стал владеть его старший брат Иван.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей