Военно-фельдшерская школа – среднее военно-медицинское учебное заведение русской армии в конце XIX – начале XX в.
Иркутская военно-фельдшерская школа учреждена 19 мая 1879 при Иркутском военном госпитале (приказ по Военному ведомству от 6 июня 1879) для подготовки младшего медицинского персонала (медицинских и аптечных фельдшеров) воинских частей, дислоцированных в Иркутском военном округе. Согласно «Положению…» 26 апреля 1869, назначение военно-фельдшерских школ состояло в том, чтобы «выпускаемые из них фельдшера могли быть как в мирное, так и в военное время надежными помощниками врачам, при лечении больных и подавании пособия раненым на поле сражения».
Учебное заведение находилось в ведении главного военно-медицинского инспектора. Непосредственно подчинялось окружному военно-медицинскому инспектору. В 1881 это был действительный статский советник Константин Николаевич Шалыгин.
Учреждение содержалось исключительно на суммы, отпускаемые из Государственного казначейства. В 1890 содержание этой школы составило 21 212 руб. В 1905 были установлены новые суммы оклада работникам: начальнику школы – 2860 руб., инспектору – 2200 руб., восьми воспитателям – по 792. На зарплату законоучителю и преподавателям выделено 5000 руб.
Школа разместилась в здании военного госпиталя, который находился в Знаменском предместье по ул. Госпитальной. 14 июня 1906 «Иркутская военно-фельдшерская школа переведена из здания военного госпиталя в бывшее помещение 7-го запасного госпиталя на Адмиралтейской улице за Знаменским женским монастырем» (возможно, ныне это здание по ул. Сурнова, 18). В двухэтажном каменном корпусе велись учебные занятия. В глубине двора находились несколько бараков, предназначенных под спальные комнаты воспитанников.
Первоначально школа была рассчитана на 60 человек. К приему допускались сыновья офицеров, классных чиновников военного ведомства и нижних чинов в возрасте от 13 до 17 лет. Если оставались свободные вакансии, то принимались дети всех сословий. Прошения о приеме подавались с 1 января до 15 мая. Приемные экзамены проводились в первой половине августа. От поступавших в первый класс требовалось знание главных молитв, 10 заповедей и Символа Веры; умение читать и писать по-русски, считать, складывать и вычитать до 1000 (по экзамену за сельское одноклассное училище).
В 1882 в школе обучалось 48 воспитанников. На 1 января 1890 насчитывалось 85 человек, «из коих было 60 живущих в школе и 25 приходящих. По сословиям воспитанники распределялись так: дворян и детей чиновников – 12, духовных – 1, купеческого сословия – 1, мешан и разночинцев – 40, крестьян и казаков – 21, нижних чинов – 10». В 1897 получали образование 60 казенных учеников и 11 своекоштных.
В 1905 приказом по военному ведомству был утвержден новый штат Иркутской военно-фельдшерской школы – 200 казеннокоштных воспитанников. В 1910 в военно-фельдшерской школе «состоит воспитанников: 1) казеннокоштных 200 чел., из них жителей города 42 чел., иногородних 158; 2) стипендиатов казачьих войск 29, из них жителей гор. 4, иногородних 25, и 3) приходящих 7, их них жителей города 1, иногородних 6». В 1911 училось уже 240 юношей, разделенных на шесть групп. Младшими группами считались учащиеся 1–2 курсов (первый курс назывался подготовительным), 3–4 курсы – старшими.
За первые 27 лет учебным заведением выпущен 301 фельдшер (в том числе в 1892 – 8, в 1901 – 20, в 1903 – 20).
25 июня 1917 в помещении военно-фельдшерской школы на Адмиралтейской улице, 16 в Знаменском предместье открылся военно-санитарный съезд.
В мае 1921 военно-фельдшерская школа была ликвидирована, в помещении открылась школа сестер милосердия постоянного типа.
Во главе военно-фельдшерской школы стоял начальник. Он избирался из штаб-офицеров, обративших на себя внимание полезной педагогической службой. Ему были присвоены права полкового командира по дисциплинарной и военно-судебной частям. Он избирал всех чинов заведения, кроме инспектора классов. Он же, в случае настоятельной надобности, отстранял временно от исполнения служебных обязанностей всех служащих в заведении без исключения, донося о том высшему начальству.
В разные годы деятельностью учебного заведения руководили:
Александр Павлович Аргамаков – «числящийся по полевой пешей артиллерии» полковник (7.02.1880–1884);
Павел Романович Овсяный, полковник (1884–1890);
Николай Федорович Моравский, полковник (1890–1897);
Ганин, капитан (временно исполняющий обязанности) (1897–10.01.1898);
Николай Федорович Насонов, полковник (10.01.1898 – после 1910), 1 мая 1904 он был назначен представителем эвакуационной комиссии в Иркутске;
Николай Константинович Михайловский, полковник (1911–1915).
Сведений о том, кто далее исполнял должность начальника школы, не выявлено.
Непосредственное руководство образовательным процессом осуществлял инспектор классов – главный врач госпиталя (доктор медицины). Сверх того, он был врачом заведения, а также заменял начальника во время болезни или отсутствия.
В 1881 эту должность исполнял коллежский советник Конрад Адамович Элишевич, в 1887–1897 – статский советник Николай Васильевич Прибылев (ок. 1830 – 1918, потомственный дворянин), в 1901–1903 – статский советник Григорий Викторович Автономов (1853–?), в 1905 – статский советник Агапит Александрович Вишняков, в 1908–1911 – статский советник Макар Лаврентьевич Чечин, в 1914–1915 – статский советник Евстафий Казимирович Хелмовский.
При школе также состояли заведующий хозяйством (он же казначей) – смотритель военного госпиталя, эконом (комиссар военного госпиталя) и письмоводитель (он же бухгалтер).
Ближайшее наблюдение за воспитанниками со стороны нравственного, умственного и физического воспитания, а также обучение их предметам элементарного образования, вверялось учителям (по одному на 100 воспитанников) и воспитателям (по одному на 25 воспитанников).
В 1881 воспитателями Иркутской военно-фельдшерской школы являлись титулярный советник Владимир Иосифович Марцинкевич и коллежский секретарь Иван Альбинович Болочкевич. В 1887–1891 – надворный, позднее коллежский советник Серапион Степанович Зотов и коллежский асессор, позднее коллежский советник Иван Сергеевич Волочкович. Надворный советник Яков Порфирьевич Семенов и надворный советник Александр Францевич Вонсик обеспечивали организацию воспитательной работы в школе в 1897. В 1901–1905 воспитателями являлись коллежские советники Павел Георгиевич Полтавцев и Яков Порфирьевич Семенов. В 1908 среди воспитателей вновь значится фамилия А.Ф. Вонсика. Вместе с ним работают коллежский советник Дмитрий Михайлович Абрамов и учитель Григорий Алексеевич Ремизов.
В 1911 штат воспитателей существенно расширен. Работали в должности воспитателей Александр Францевич Вонсик (в целом около 35 лет посвятил Иркутской военно-фельдшерской школе), Дмитрий Михайлович Абрамов, Константин Константинович Черняков, Владимир Антонович Липпоман, Степан Павлович Пинчук, Сергей Николаевич Цытович, Сергей Ильич Болотов, а также исполнял должность воспитателя по вольному найму Григорий Алексеевич Ремизов.
Занятия по Закону Божию, специальным предметами и руководство практическими госпитальным работами поручались госпитальному священнику, ординаторам и фармацевтам за плату из назначаемой на это суммы, отпускаемой по расчету по 25 руб. на одного воспитанника.
Госпитальный священник, помимо Закона Божьего, нередко преподавал арифметику, русский и латинский языки. В 1881 в должности законоучителя работал священник Григорий Карнаков, в 1901–1903 – священник Митрофан Стефанович Спасокукоцкий, в 1905 – священник Аркадий Андреевич Алякринский (как участник Первой мировой войны 1914–1918 в составе 11-го Сибирского стрелкового полка награжден золотым наперсный крестом на Георгиевской ленте).
В 1908–1915 среди штатных учителей школы значится законоучитель священник о. Иннокентий Александрович Виноградов. 13 сентября 1908 законоучителем Иркутской военно-фельдшерской школы в параллельных 1, 2, 3 и 4 классах был назначен о. Александр Алексеевич Успенский. Здесь он был награжден наперсным крестом от Святейшего синода (6 мая 1911), а также орденом Св. Анны 2 степени (12 марта 1915, со старшинством пожалования с 1 января 1915).
В числе преподавателей военно-фельдшерской школы в 1881 значились ординаторы Иркутского военного госпиталя коллежский советник Михаил Александрович Сельтов, коллежский асессор Владимир Николаевич Булатов, управляющий аптекой военного госпиталя – магистр фармации, надворный советник Степан Иосифович Василевский. В 1887 преподавали коллежский асессор Сергей Иванович Кочетков, губернский секретарь Владимир Антонович Липпоман, коллежский секретарь Алексей Георгиевич Сидоркин. Среди первых преподавателей специальных дисциплин был доктор А.П. Солонов, ординатор Иркутского военного госпиталя.
В 1891 вновь учителем значится С.И. Кочетков (теперь уже надворный советник). Кроме него в учебном процессе были задействованы надворный советник Абрам Афанасьевич Селиванов и титулярный советник Александр Францевич Вонсик.
В 1897 в школе работали учителя Серапион Степанович Зотов, Александр Францевич Вонсик и Дмитрий Михайлович Абрамов. Специальные предметы преподавали: гигиену и подание пособия обмершим – главный врач госпиталя Н.В. Прибылев; рецептуру, фармакологию и практические занятия во внутреннем отделении госпиталя – старший ординатор госпиталя врач Н.Н. Иванов; патологию, терапию, уход за больными, физиологию и практические занятия – врачи госпиталя Прибылев и Иванов; хирургию, десмургию, механургию, уборку раненых и практические занятия в хирургическом отделении госпиталя – младший ординатор госпиталя врач Л.С. Зисман (31 марта 1857 – 4 января 1941, врач-окулист. Позднее редактор журнала «Врачебно-санитарная хроника г. Иркутска», состоял в должности городского санитарного врача, неоднократно избирался секретарем Восточно-Сибирского общества врачей, в 1910 пожалован титулом потомственного гражданнина); анатомию, фармацию, фармакологию и практические занятия в аптеке – управляющий аптекой госпиталя В.М. Коялович; латинский язык – рецептариус аптеки госпиталя, провизор М.Н. Черняев.
В 1901–1909 в военно-фельдшерской школе учителями работали коллежский советник Александр Францевич Вонсик, надворный советник Дмитрий Михайлович Абрамов, титулярный советник Владимир Антонович Липпоман, Михаил Николаевич Черняев. В 1901 преподавали коллежский асессор врач Николай Николаевич Бессонов, врачи Константин Евгеньевич Островских и Георгий Адольфович Бергман, коллежский асессор Отто Сергеевич Гейман, Михаил Николаевич Черняев. В 1905 – Иван Николаевич Тиханов, коллежский асессор Александр Павлович Савельев, доктор медицины надворный советник Исаак Иванович Игнатьев, доктор медицины коллежский советник Евстафий Каземирович Хелмовский, Арон Хаимович Розенблюм.
В 1908–1909 в педагогический коллектив учебного заведения входили штатные учителя Громов, Николай Паладьевич Палладьев, Е.К. Хелмовский, провизор Феофил Дмитриевич Дмитриев, врачи Левинский, Аркадий Михайлович Абалаков и Григорий Викторович Автономов. В 1911 известны лишь фамилии учителей Алекс. Дмитриевича Завелевича и Петра Макаровича Чечина (исполнял должность штатного учителя).
В 1914 специальные предметы преподавали надворный советник Б.Л. Сусичнер, коллежский советник П.А. Масон, А.П. Петренко, Александр Константинович Введенский, Феофан Дмитриевич Дмитриев, общеобразовательные – Владимир Антонович Липпоман и Василий Васильевич Гончаров.
Преподаватели привлекались также к ночному дежурству в спальных корпусах воспитанников.
Уровень квалификации преподавательского состава был достаточно высок. Существенное внимание уделялось учебно-методической и научно-исследовательской работе. Так, 14 января 1884 «на заседании общества врачей доктор Леонтий Соломонович Зисман читал в высшей степени интересную статью свою “Результаты исследования зрения учеников Иркутской военно-фельдшерской школы и условий дневного и искусственного освещения классов этой школы”». В июле 1896 преподавателем военно-фельдшерской школы И.И. Брониновым издано «Краткое руководство к изучению патологии и терапии для фельдшерских школ».
Внутренний порядок в заведении определялся особой инструкцией, вырабатываемой при Главном военно-санитарном управлении. В начале XX в., с небольшими изменениями, вызываемыми специализацией заведения, школы руководствовались инструкцией Главного управления военно-учебных заведений для бывших гимназий и прогимназий военного ведомства (кадетских корпусов).
Воспитанники разделялись не на роты, а на возрасты, не менее двух.
Учебный курс составлял четыре года. В образовательную программу были включены учебные предметы: Закон Божий, история России, география, арифметика, геометрия, зоология, русский и латинский языки, чистописание, ботаника, физика, анатомия, физиология, фармация с фармакогнозией, фармакология с рецептурой, хирургия с десмургией и механургией, а также уборка раненых, патология и терапия, учение о повязках, гигиена с поданием пособия обмершим (мнимоумершим), уходом за больными и практикой по дезинфекции, воинские уставы (служебный и дисциплинарный). Учебный план также предусматривал практические занятия в отделениях госпиталя: внутреннем, хирургическом, венерическом и в аптеке. Кроме того, во всех классах производились занятия фронтовые, гимнастикой и пением.
Практические фельдшерские занятия велись учениками под руководством госпитальных фельдшеров и под надзором врачей и аптекарей. Для наблюдения за учениками назначалось несколько старших фельдшеров, с платой по 28 руб. в год.
Обучение было бесплатным – «полный интернат». За это курсанты были обязаны после окончания школы прослужить в войсках шесть лет фельдшером.
В июле 1909 в военно-фельдшерской школе для сыновей лиц войскового сословия амурского и уссурийского казачьих войск на трехлетие учреждены восемь стипендий, по четыре для каждого из названных войск.
На учебные пособия ежегодно отпускалось по 1,5 руб. на ученика.
Довольствие (пищевое, вещевое и амуничное) было установлено для воспитанников школы такое же, как в батальонах военных кантонистов. Жалование ученики получали на руки, по 3 руб. 45 коп. в год.
В школе уделялось особое внимание санитарно-гигиеническим условиям. Нательное белье менялось два раза в неделю, а постельное – раз в неделю. Еженедельно воспитанники мылись в бане. Учеников обеспечивали тремя комплектами одежды: повседневной, праздничной и парадной, которую шили каждому по размеру в школьной портновской мастерской. Сапоги шили арестанты. Перед пошивом сапог в школу доставляли сапожных мастеров для снятия мерок с учащихся. Зимой воспитанники носили фуражки с теплыми наушниками, башлык, сапоги.
Организованно проходил отдых учащихся. В обычные дни воспитанники танцевали под граммофон, а в престольные праздники старшекурсники привозили ели, украшали зал декорациями, участвовали в оркестре народных инструментов, приглашали девушек из первой Хаминовской гимназии.
Воспитанники одобрительного поведения, успешно окончившие полный курс, выпускались на службу младшими медицинскими или аптечными фельдшерами, утверждались они в этом звании окружным военно-санитарным инспектором, а распределялись на службу по указанию Главного военно-санитарного управления.
Служащие в войсках получали жалование 25 руб. в год. Дальнейшая карьера была такова: не ранее как через 5 лет они могли быть произведены в старшие фельдшера с жалованием в 33 руб.; за 12 лет беспорочной службу оно удваивалось. После этого они могли держать экзамен на первый класс, чин лекарского помощника, по получении которого жалованье повышалось до 120 р. в год. Этот чин составлял венец службы военного фельдшера; он давался также в награду за 25 лет беспорочной службу, с увольнением в отставку и с пенсией в 80 руб. в год.
В числе выпускников школы значительное число составляли дети амурских и забайкальских казаков, которые по окончании учебы убывали в казачьи станицы.
Среди выпускников Иркутской военно-фельдшерской школы – Александр Александрович Каминский (выпуск 1901), автор «Вальса мечты» (более известного как «Вальс Каминского»), который вчерне был написан в Иркутске в 1900 г.
В 1902 школу окончил Василий Герасимович Щипачев (1884–1957) – хирург, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный врач Бурятской АССР. Участник Русско-японской войны. В ноябре 1920 избран профессором и заведующим кафедрой пропедевтики хирургии, с 1933 – заведующим кафедрой госпитальной хирургии Восточно-Сибирского медицинского института. Был руководителем правления Иркутского хирургического общества. Награжден орденами Российской империи и СССР.
Флор Георгиевич Старицын (выпуск 1913) в мае – июне 1918 на Даурском фронте, фельдшер, оказывал медицинскую помощь раненным в боях под Тавын-Тологой С.Г. Лазо и Г.Н. Аксенову. В годы Великой отечественной войны – начальник хирургического и инфекционного отделений 328-го военного госпиталя.
Иркутский фотограф Юлиан Александрович Андрулайтис – слушатель Иркутской военно-фельдшерской школы, окончил учебное заведение накануне Первой мировой войны. Военный фельдшер Ю.А. Андрулайтис проходил службу в 16-м Сибирском полку, затем в 1916 был командирован в Псковский эвакопункт. Незадолго до Октябрьского переворота, в июле 1917, направлен в 469-ю колонну Западного госпиталя. При оккупации Пскова германскими войсками в феврале 1918 попал в плен. Был освобожден через три месяца. Назначен в состав Иркутского военного госпиталя. C молодых лет увлекался музыкой и фотографией. Создал богатую коллекцию негативов, на которых изображена сибирская жизнь с середины ХIХ до начала ХХ века. Организовал несколько фотовыставок, написал историю прибайкальского судоходства.
Иннокентий Эммануилович Булатов – заведующий врачебным участком п. Мотыгино Красноярского края, заслуженный врач РСФСР, кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени. В 1907 поступил в Иркутскую военно-фельдшерскую школу, которую окончил в мае 1911 и был назначен на военную службу в Сибирский железнодорожный батальон, где прослужил с июля 1911 по сентябрь 1914 медицинским фельдшером, затем служил в тюремной больнице, заведующим фельдшерским пунктом Бархатинских каменноугольных копей и писчебумажной фабрики. С 26.10.1941 года по 23.11.1945 служил в эвакогоспитале № 1516, где был начальником медицинского отделения.
Многие выпускники Иркутской военно-фельдшерской школы с честью несли по жизни звание военного фельдшера.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей