Иркутское горное училище (создано в 1893, после ряда реорганизаций преобразовано в 1927 в Восточно-Сибирский индустриальный техникум) — специализированное среднее учебное заведение в г. Иркутске, осуществлявшее профессиональную подготовку кадров для потребностей горнозаводского дела и в особенности для золотопромышленности. Здание училища не сохранилось.
Стремительное развитие в первой половине XIX в. в Восточно-Сибирском крае новой отрасли промышленности – добычи золота – остро поставило вопрос об учреждении в Иркутске учебного заведения горного профиля, которое бы обеспечивало золотые прииски специалистами, владевшими методикой горного дела. Велась длительная переписка с подведомственным министерством. Было составлено несколько проектов, из них отбирались лучшие, а затем по выбранному наилучшему проекту было назначено все необходимое для содержания и функционирования учебного заведения.
Государственный совет в Соединенных департаментах государственной экономии и законов и в Общем собрании, рассмотрев представление Министерства государственных имуществ об учреждении горного училища в Иркутске, решил утвердить проект Положения и определить содержание по штату в размере 21 тыс. р., начиная с 1894, в подразделения расходной сметы Горного департамента, показывая по доходной его смете пособием государственному казначейству поступающую от воспитанников училища плату за обучение. Кроме того, последовало решение предоставить министру государственных имуществ обращать остатки от кредита на содержание Иркутского горного училища в 1893, на первоначальное приспособление помещений и обстановку училища, а в последующие три года, пока не будут открыты все четыре класса училища, − на расходы по обзаведению классов, мастерских, библиотеки, а также на приобретение коллекций, маркшейдерских и топографических инструментов и тому подобных предметов[1].
Таким образом, Иркутское горное училище было учреждено 12 мая 1893[2] с целью удовлетворение нужд горнозаводской промышленности в квалифицированных кадрах. Задачей учебного заведения была подготовка техников горного дела вообще и золотопромышленности в частности. Училище состояло в ведомстве Министерства государственных имуществ по горному департаменту. Было организовано по типу существовавших на Урале, в Царстве Польском и на юге России, применительно к местным условиям.
Управляющим училищем был назначен горный инженер коллежский асессор (с 1901 – надворный советник) Михаил Александрович Переслегин[3], который занимал эту должность с 1893 по 1902, а также вел уроки черчения, физики и химии, геодезии, металлургии. Награжден в 1897 за отличную службу орденом Станислава III степени, в 1900 – орденом Святой Анны III степени. С 1903 – надворный советник, пробирер и помощник управляющего золотосплавочной лабораторией Иркутского горного управления.
Торжественное открытие училища состоялось 1 сентября 1893[4]. К занятиям приступили только через две недели, 15 сентября. В первый год был открыт только один класс. На обучение были зачислены 30 человек из 60[5] экзаменовавшихся (проводились вступительные испытания по арифметике и русскому языку). Принимались русские подданные без различия звания и вероисповедания, кроме евреев, в возрасте от 15 до 20 лет, окончившие двухклассные городские и сельские училища[6]. Непременным требованием при поступлении было отсутствие физических недостатков, препятствующих исполнению служебных обязанностей. Взималась плата за обучение – 20 р. в год. В стоимость включались пользование учебными пособиями и ведение практических занятий.
В училище обязательным было ношение «форменной одежды» по высочайше утвержденному для горных школ образцу. Форму носили и педагоги и учащиеся. Воспитанники получали форму, которая состояла из тужурки, блузы, башлыка и обходилась ученикам в 12 р. Форма была удобна в употреблении, универсальна. А поскольку в училище занимались и дети бедных сословий, то она часто оказывалась для них единственной достойной одеждой.
В 1902 на должность управляющего горным училищем был назначен горный инженер надворный советник (с 1903 – коллежский советник, с 1905 – статский советник) Владимир Иванович Тихомиров, который с открытия учебного заведения состоял здесь преподавателем горных наук.
В 1918 по ходатайству и инициативе В.И. Тихомирова произошло преобразование Иркутского горного училища в среднее горнотехническое училище, по окончании которого можно было получить право на звание практического инженера.
11 сентября 1920 учебное заведение вновь реорганизовано – в Иркутский политехнический техникум повышенного типа (политехникум). В его составе было 2 курса и 3 отделения: горное, строительное и механическое. Известно, что 1 апреля 1921 в политехникуме на специальном отделении обучался 241 слушатель, на подготовительном – 292, преподавателей было 49, административного персонала – 11 лиц[7]. В том же году учреждение получило статус высшего учебного заведения и стало именоваться Иркутским практическим политехническим институтом (Ирполприн). Ректором института был Михаил Михайлович Холодковский, инженер-химик (скончался 25 ноября 1921)[8]. В июле 1921 учреждение имело горное, механическое, химическое, инженерно-строительное и лесное отделения. 27 марта 1922 «лесным факультетом политехнического института открыты платные вечерние 5-недельные курсы по огородничеству, животноводству и птицеводству»[9].
В августе 1923 Ирполприн реорганизован в Восточно-Сибирский политехникум краевого значения, а в августе 1927 – в Восточно-Сибирский индустриальный техникум.
Впоследствии индустриальный техникум стал основой для открытия в Иркутске Сибирского горного института.
Каменный дом со всеми строениями и землей был подарен училищу наследницей капиталов И.И. и П.И. Базановых Варварой Ивановной Кельх, к которой это владение перешло после смерти камергера царского двора, действительного статского советника П.А. Сиверса по духовному завещанию покойного[10].
Стоимость здания, находившегося на углу Тихвинской и Харинской улиц, оценивалась в сумму до 125 тыс. р. В усадьбе имелся сад, а также флигели, в которых расположили мастерские, оборудование, технический инвентарь и методическое обеспечение. Вся площадь земли, принадлежавшей горному училищу, была около 1878 ¼ кв. саж.
Пожертвование Ю.И. Базановой спасло училище от многочисленных расходов, связанных с приобретением помещения для размещения в нем классов училища, а также расходов на квартиры преподавателей. В помещении всего за три недели были произведены необходимые переделки и приспособления. В здании (на первом этаже) в отдельных квартирах расположились управляющий, надзиратель, преподаватели, письмоводитель, караульный и два сторожа (один в классах, другой в мастерских), там же швейцарская и карцер. Квартира столярного мастера была на верхнем этаже переднего флигеля, плотницкого мастера – на нижнем этаже заднего флигеля, там же располагались баня и прачечная.
В училище имелись помещения для практических занятий: лаборатории физики и химии, плотницкая и столярная мастерские на 16 верстаков, кузница в 4 горна, слесарня на 8 тисов со сверлильными, токарными, и дыропробивательными станками. Литейная мастерская располагалась в каменном здании с деревянной пристройкой во всю длину, которая отделялась от основного помещения сводчатыми арками. В мастерской находились три самодувных горна и сушильня для просушки форм. В деревянной пристройке производилось литье больших предметов. Пол в ней был земляным и служил «бесплатным материалом» при изготовлении форм.
Методическое и техническое оснащение училища соответствовало требованиям времени. Содержание за счет казны позволяло расходовать дополнительные средства на усовершенствование учебного процесса. Особое внимание в училище уделялось приобретению учебных пособий и учебной литературы. При училище существовала библиотека, которая в 1894 имела 239 наименований книг, а общее количество составляло 534 книги. В 1896 – 344 наименования в количестве 930 томов.
При Иркутском горном училище был хорошо оборудованный физический кабинет с большим количеством приборов в 83 технические единицы; он считался вполне пригодным для занятий с 60 слушателями. Существовал отличный кабинет для занятий по минералогии и геологии, оснащенный моделями по кристаллографии, образцами минералов и горных пород, хороший кабинет для занятий по геодезии.
Здание горного училища было разобрано в начале 1960-х годов перед строительством новой гостиницы.
Желающих учиться в горном училище было много. Отсев при поступлении шел, в основном, из-за незнания элементарной школьной программы или по состоянию здоровья. Комплект учащихся определялся в 100 человек, в первом классе – не более 30 человек.
В обязанности учеников входило исполнение распоряжений начальства и подчинение всем правилам, какие устанавливались в отношении распорядка дня и занятий, «а равно не должны нарушать своим поведением порядка, установленного в учреждениях училища», даже вне стен училища ученик должен был повиноваться требованиям училищного начальства. За нарушение правил распорядка воспитанники подвергались взысканиям, которые по мере вины состояли в выговоре, заключении в карцер, исключении из училища; последнее приводилось только с утверждения начальника Горного управления.
Горное училище давало всем ученикам отсрочку от воинской повинности до 22-летнего возраста, что являлось очень привлекательным моментом как для молодых людей, так и для их родителей. Поэтому, несмотря на строгость правил, в горном училище всегда было достаточно учеников, поскольку горнодобывающая промышленность, в частности, золотопромышленность, были отраслями весьма перспективными. В 1997 в училище обучались 62 человека[11], 1 января 1902 – 92 ученика[12], в 1910 – 53, из них жителей города Иркутска 26 и иногородних 27[13]. Контингент учащихся составляли лица мещанского и чиновничьего сословий, получали образование также дети дворян, купцов, крестьян. Таким образом, горное училище было всесословным.
В первые пять выпусков количество учеников, получивших звание штейгера-установщика, было невелико: в 1897 (первый выпуск) – 5 человек, в 1898 – 7, в 1899 – 10, в 1900 – 14 и в 1901 – 11 человек[14]. Всего за период с 1893 по 1917 в горном училище обучались 1440 человек, окончили полный курс 225.
Образовательная программа горного училища была рассчитана на четыре года в четырех классах с годичным курсом обучения. В учебный план, кроме общеобразовательных предметов (Закон Божий, русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), входили специальные дисциплины: начальные основы физики, химии, строительного искусства, бухгалтерии и горного законодательства, геология и минералогия (образование и напластование горных пород в золотоносных системах Сибири, распознание горных пород и минералов), металлургия железа, серебра и золота, солеварение и пробирное искусство, механика (паровые двигатели и применение их в горном деле), горное искусство (преимущественно в применении к золотому делу), геодезия и маркшейдерское искусство, черчение, а также «правила подачи помощи при несчастных случаях»[15]. Обязательными были практические занятия по геодезии, маркшейдерскому и пробирному искусствам золотопромышленности, солеварению. Программы учебных предметов соответствовали современному для того времени состоянию профессионального образования.
Учебный план составлялся с учетом последних медицинских требований и максимального усвоения знаний и трудовых навыков. Изменения в учебном плане могли быть осуществлены только с утверждения горного департамента при представлении постановления совета училища.
Годичный курс теоретических предметов начинался с 1 сентября и заканчивался не позднее 31 мая, включая и время сдачи экзаменов. Занятия в училище проходили ежедневно по утвержденному расписанию. По окончании 3 класса в каникулярное время (вакации) ученики должны были заниматься геодезической съемкой и нивелированием в течение 6 недель, а по завершении всего курса должны были проходить практику на железоделательных и солеваренных заводах, золотых приисках в течение 10 недель. Только после прохождения практики юноши имели право продолжать обучение, а в последнем классе – выходить на защиту выпускной работы
Длительность одного урока составляла 60 минут. Перемены между уроками были по 10 минут. Существовала также большая перемена продолжительностью 20 минут, предназначавшаяся для обеда учащихся. Обед проходил в столовой училища.
Воспитанники горного училища сдавали переводные и выпускные экзамены. Экзамены проходили публично, в присутствии специалистов по предметам.
В училище существовала стандартная по тому времени шкала оценок: «5» – очень хорошо; «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно; «2» – неудовлетворительно; «1» – слабо. При выведении среднего бала преподавателям разрешалось использовать дробные оценки, но в ходе учебного процесса знаки «+» и «–» запрещались[16].
Ученики, оканчивавшие курс в Иркутском горном училище, выпускались со званием штейгера-установщика[17] и поступали на золотые промыслы и заводы, а также на каменноугольные копи. Им выдавался аттестат за подписью начальника горного управления, управляющего училищем и одного из преподавателей. Кроме того, получившие звание штейгера-установщика и представившие удостоверение местного окружного горного инженера в том, что они провели 10 лет в занятиях по горному делу, получали звание почетных граждан, если не имели по происхождению высших прав.
Хотя программа по специальностям соответствовала среднему техническому уровню, общеобразовательная часть преподавалась в несколько сокращенном виде, почему училище долго не имело прав среднего технического учебного заведения.
В училище действовал научно-просветительский лекторий, в работе которого участвовали преподаватели и учащиеся, гости. Так, 12 октября 1918 «в горном училище лекция геолога А.В. Львова. Курс 25 лекций, плата 10 р. за курс, разовая – 50 к.»[18]. Все это способствовало культурному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников горного училища, формируя новый социальный пласт технической интеллигенции.
Согласно уставу учреждения, преподаватели и штатные служащие горного училища принимались на работу начальником горного управления по представлению управляющего учебным заведением.
Преподаватели подбирались из горных инженеров или лиц, пользующихся правом преподавания в средних учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения. При этом спецификой педагогического коллектива горного училища было наличие преподавателей – практиков горнозаводской отрасли, которые сочетали службу в горном ведомстве с педагогической нагрузкой. В этом случае назначение педагогов производилось только с разрешения горного департамента.
Педагогический коллектив училища был достаточно стабильным. Так, в 1897 русский язык преподавал надворный советник Николай Семенович Ильяшев, математику и механику – горный инженер, титулярный советник Александр Георгиевич Теппан, геологию, минералогию, горное и строительное искусство – горный инженер, надворный советник Михаил Иванович Илларионов, законоведение – Семен Васильевич Руденко. Мастерами производственного обучения были крестьянин Александр Бельский (слесарное и кузнечное дело), мещанин Иван Иванович Гелешев (столярное дело), рядовой Афанасий Иванович Осипов (плотничное дело). В 1902 и 1903 в числе преподавателей значились статский советник Николай Семенович Ильяшев, коллежский советник горный инженер Михаил Иванович Илларионов, надворный советник горный инженер Сергей Денисович Ордынский, статский советник Дмитрий Григорьевич Обухов, подполковник Петр Михайлович Быстрицкий, коллежский асессор Митрофан Никитич Тингусов.
В 1905, как и ранее, в училище преподавали статские советники Николай Семенович Ильяшев и Дмитрий Григорьевич Обухов, подполковник Петр Михайлович Быстрицкий. Среди новых фамилий – коллежский асессор горный инженер Константин Николаевич Тульчинский, коллежский секретарь горный инженер Иосиф Васильевич Плетников, коллежский секретарь горный инженер Игнатий Каэтанович Ольшевский.
В 1908 подготовку специалистов горной промышленности осуществляли Н.С. Ильяшев, горные инженеры П.М. Быстрицкий, А.А. Лабзин, М.И. Гозберг, гражданский инженер О.П. Осипов, а в 1909 вместо последнего значился горный инженер Н.Н. Щукин, преподавал также горный инженер К.К. Егоров. Таким же состав педагогов оставался в 1911, и одно из учительских мест было за горным инженером Вадимом Петровичем Даниловым. В 1912 в штате училища значились преподаватели Троицкий, П.М. Быстрицкий, А.Л. Лабзин, В.П. Данилов, инженер-техник А.Ф. Обидзинский, горный инженер С.И. Перетолчин.
К 1914 в педагогическом коллективе учебного заведения произошли кадровые изменения. В его состав входили: Дмитрий Николаевич Дурницын, Анатолий Павлович Детищев (геолог, кандидат естественных наук, надворный советник, действительный член Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества), Николай Гурьевич Михеев, Прокопий Андреевич Солдатов, горные инженеры Вадим Петрович Данилов, Андрей Лукич Лабзин, Вильгельм Фридрихович Матусевич, инженер Михаил Михайлович Холодковский, заведующий практическими работами по химии – Матвей Иустинович Гедемин. На следующий год преподавали Александр Николаевич Исаев, горный инженер Константин Федорович Егоров, межевой инженер Василий Васильевич Ганкевич, инженер-техник Г. Пенердже, горный инженер Вадим Петрович Данилов, инженер Михаил Михайлович Холодковский, горный инженер Андрей Лукич Лабзин, заведующий практическими работами по химии – Матвей Иустинович Гедемин.
Законоучителем состоял священник Стефан Евдокимович Винокуров (1901–1903). В 1905 место вакантно. В 1909–1914 законоучителем состоял протоиерей о. Константин Тихомиров, в 1915 и 1916 – протоиерей о. Федор Верномудров.
Надзирателем в течение ряда лет являлся губернский секретарь Николай Иванович Шастин. В 1905 эту должность уже занимал коллежский регистратор Петр Николаевич Бронников, в 1909–1915 – Александр Амосович Черемных.
При училище работал врач. В 1901–1905 это был коллежский советник Сосфен Порфирьевич Тыжнов, в 1908 – Артур Адольфович Браун, в 1909–1914 – Иосиф Петрович Павлов, в 1915 – Евгений Владимирович Даукшо.
Таким образом, в число преподавателей входили не только высококвалифицированные специалисты, а в основном практики, непосредственно связанные с горной промышленностью. Это обстоятельство положительно влияло на качество преподавания, практическое знание предмета позволяло излагать материал в более простой и доступной учащимся форме.
В целом деятельность Иркутского горного училища способствовала развитию и качественному преобразованию низшего и среднего технического образования в крае, горной промышленности и воспитанию нового социального слоя Сибири – технической интеллигенции.
[1] Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету. Ч.1 (1754−1917). − Иркутск, 2009. – С. 149.
[2] Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. – Иркутск, 1902. – С. 132.
[3] Адрес-календарь личного состава служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях города Иркутска на 1897–98 год. – Иркутск, 1897. – Отд. 4. – С. 65.
[4] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994. – С. 289.
[5] Там же. – С. 290.
[6] Там же. – С. 289.
[7] Там же. – С. 435.
[8] Там же. – С. 444.
[9] Там же. – С. 453.
[10] ГАИО. Фр-68. Оп. 1. Д. 4. Л. 15.
[11] Адрес-календарь личного состава служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях города Иркутска на 1897–98 год… – С. 65.
[12] Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. – Иркутск, 1902. – С. 132.
[13] Голос Сибири. – 1910. – № 3. – С. 5.
[14] Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. ... – С. 132.
[15] Там же.
[16] Горощенова О.А. Указ. соч. – С. 156.
[17] Штейгер – горный мастер, смотритель рудника.
[18] Романов Н.С. Указ. соч. – С. 342.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей