Иркутское городское коммерческое училище

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутское городское коммерческое училище открыто 1 сентября 1908 для подготовки специалистов среднего звена для торгово-промышленных и торговых предприятий Восточной Сибири.  В 1920 переименовано в 3-ю Советскую школу второй ступени.

Открытие и существование Иркутского городского коммерческого училища

Иркутск был одним из немногих городов России, где было открыто коммерческое училище, предназначенное для обучения торговому делу. Устав учебного заведения был утвержден министром торговли и промышленности 9 августа 1907 г.[1] Этот факт зафиксировала Иркутская летопись:

«15 августа. Принято решение об открытии в Иркутске коммерческого училища по подготовке специалистов средней квалификации для торговли и промышленности»[2].

Иркутское городское коммерческое училище открыто 1 сентября 1908 г. Директором нового учебного заведения был назначен Георгий Леонидович Линицкий[3]. С 20 сентября 1911 г. руководство учреждением возложено на коллежского советника Илью Михайловича Камова[4].

Контроль над администрацией учебного заведения осуществлял Попечительный совет. Состав его был на протяжении многих лет достаточно постоянным. Так, в 1909–1910 уч. году в состав Попечительного совета училища входили: потомственный почетный гражданин Болеслав Петрович Шостакович (председатель совета), потомственные почетные граждане Владимир Михайлович Посохин и Яков Григорьевич Патушинский (исполнял обязанности казначея совета). Член по избранию иркутского купеческого общества – купец Зиновий Иосифович Помус. Члены по избранию педагогического комитета – священник Константин Васильевич Данилов и преподаватель Федор Геннадьевич Ширяев[5]. Обязанности письмоводителя исполнял преподаватель училища Адриан Семенович Фаддеев. В 1914–1915 уч. году состав Попечительного совета поменялся незначительно. В числе членов совета по избранию Иркутской городской думы наряду с Б.П. Шостаковичем (председатель совета), В.М. Посохиным (почетный попечитель) значится действительный статский советник Альфонс Васильевич Витте, председатель Биржевого комитета. Члены по избранию педагогического комитета – законоучитель о. Константин Данилов (как и ранее) и преподаватель географии коллежский советник Константин Константинович Черняков[6].

В пределах принятого устава учреждение пользовалось правом на автономию и внутреннее самоуправление. Здесь действовал Педагогический комитет, решавший вопросы организации образовательного процесса.

Учреждение было «достаточно прилично обставлено учебными пособиями». К тому же, в 1912 г. в связи с закрытием второго коммерческого училища его инвентарь был передан городскому коммерческому училищу[7]. Имелась хорошая библиотека. В 1910 г. в фундаментальной библиотеке училища насчитывалось 183 названия стоимостью в 358 р. 53 к. и в ученической – 1267 названий стоимостью в 977 р.[8]

27 сентября 1917 г. при Иркутском коммерческом училище открыты «занятия торговых классов Иркутского биржевого общества»[9].

В декабре 1919 г. в помещении коммерческого училища на Почтамтской улице разместилось Министерство торговли и промышленности правительства А.В. Колчака[10].

Иркутское городское коммерческое училище просуществовало только лишь до 1920 г. После Октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой деятельности в основном было резко отрицательным. В 1920 г. образовательное учреждение было переименовано в 3-ю Советскую школу 2-й ступени[11].

Иркутская летопись сообщает: 1921 г. «13 августа. Сибнаробраз утвердил открытие в Иркутске практического промышленно-экономического института. Канцелярия учебного заведения разместилась в помещении бывшего Иркутского коммерческого училища (ул. Степана Разина, 20)» [12].

Здания Иркутского коммерческого училища

Собственного здания у Иркутского городского коммерческого училища не было. Для размещения учебных площадей был арендован дом Иркутского общественного собрания по ул. Графа Кутайсова (угол с ул. 1-й Солдатской) за 3200 р. в год[13].

После произошедшего 6 декабря 1912 г. пожара в здании общественного собрания по необходимости были взяты в аренду два деревянных здания по ул. Почтамтской, в усадьбе Ишаева. В 1915 г. хозяин усадьбы сменился. Она перешла в руки Вихны Пейсаховны Флеер[14]. В виду того, что к 1 июля 1915 г. истекал срок арендного договора училища с владельцем зданий г. Флеер, Попечительный совет принимал различные меры к подысканию более подходящего помещения для училища. В начале января 1915 г. местный домовладелец г. Горелов предложил сдать заведению в аренду свой двухэтажный каменный дом, находившийся на углу ул. Троицкой и Большаковского переулка. Однако площадь здания не в полной мере удовлетворяла потребности училища. К тому же, Горелов в апреле изменил намерения и предпочел сдать свой дом военному училищу за более высокую арендную плату[15]. Такой же неудачей оказались переговоры с владельцем двухэтажного каменного дома на углу ул. Луговой и Дегтевской Мейеровичем. И училище осталось в тех же двух деревянных зданиях на ул. Почтамтской, 20.

В течение всего периода существования учебного заведения Попечительным советом предпринимались попытки к постройке собственного здания, которые не увенчались успехом. Так, на заседании городской думы 8 июня 1910 г. «единогласно постановлено было передать в собственность училища участок земли, находящийся по Луговой улице, площадью, сколько окажется ее, по измерению городским землемером, но не менее 2000 кв. саж. Передача училищу вышеозначенного участка земли не состоялась, так как он оказался в большей части его принадлежащим Дому призрения бедных имени Сибирякова, так что на долю училища остается всего 1076 кв. сажень. В виду сего Попечительным советом вновь возбуждено было перед Иркутской городской думой ходатайство об отводе училищу для постройки собственного здания соответствующего по размерам места на так называемой “Преображенской площадке”»[16]. Однако, когда земля была городом выделена, Попечительный совет в 1915 г. не решился начать строительство собственного здания для училища: шла война, а главное – отведенный участок был расположен далеко от центра города, к тому же – в болотистой местности, что вело к значительному удорожанию постройки (по сравнению с более высокими участками городской земли).

Стоимость обучения в Иркутском коммерческом училище

Обучение в коммерческом училище было достаточно дорогим по сравнению с другими учебными заведениями. Расходы на обучение одного ученика составляли: в 1908–1909 уч. году – 374 р., в 1909–1910 – 161 р., в 1910–1911 – 168 р., в 1911–1912 – 188 р., в 1912–1913 – 169 р., в 1913–1914 – 160 р., в 1914–1915 – 147 р.[17] При этом минимальный размер платы за учение был определен в 75 р., максимальная сумма выражалась 135 р. в год. Стоимость обучения для местных учеников и иногородних в приготовительном и первом классах устанавливалась разная. Так, в приготовительном классе плата для местного ученика была 75 р., для иногороднего – 90 р., в первом, соответственно, – 100 и 120 р. В 2–4 классах обучение стоило 120 р., в 5–7 классах – 135 р.[18] Первая половина оплаты вносилась в сентябре – октябре, вторая – в январе – феврале.

«Недостаточные» ученики освобождались от взноса платы за учение. Так, в первое полугодие 1910–1911 уч. года  были освобождены 11 учеников, во второе – 13. Кроме того, учрежденная иркутским Обществом взаимного кредита при училище стипендия имени Б.П. Шостаковича в размере годовой платы за учение была предоставлена ученику 2-го класса Новикову[19]. В первом полугодии 1914–1915 уч. года из 304 учеников по причине бедности были полностью освобождены от платы за обучение 22 ученика, а 8 – от половины платы[20].

На содержание училища в 1910–1911 уч. году утверждена смета на 30 660 р. В 1914–1915 уч. году смета расходов предполагала сумму 43 038 р., на 1915–1916 уч. год запланирована сумма 42 400 р. Несмотря на то, что учебное заведение находилось в ведомстве Министерства торговли и промышленности, содержалось оно городским обществом, а также за счет единовременных взносов, пожертвований и платы за обучение. Кроме того, городской думой в 2009 г. было утверждено взыскание сбора на содержание коммерческого училища «при выдаче торговых документов со свидетельств 1-й гильдии по 50 руб. и 2-й гильдии по 20 руб[21].

Образовательный процесс

Положение о коммерческих учебных заведениях (1896 г., дополнено в 1900 г.) определяло статус коммерческих училищ как общеобразовательных учебных заведений, дававших учащимся общее (в объеме курса реального училища) и коммерческое образование.

В соответствии с этим учебный план учреждения предполагал основательную общеобразовательную и профессиональную подготовку воспитанников и включал такие учебные предметы, как Закон Божий, русский, немецкий, французский языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, естественная история, география, физика, история, рисование и черчение, каллиграфия, пение. Преподавались также специальные дисциплины: коммерческая арифметика, бухгалтерия, химия, товароведение с технологией, коммерческая география, история торговли, политическая экономия, законоведение, статистика. При этом иностранные языки изучались в большем объеме, чем в средних учебных заведениях, предполагалось умение выпускников разговаривать на иностранных языках и вести деловую переписку.

В целях усиления культурного развития учеников с середины 1909–1910 уч. года были организованы уроки пения, «причем Попечительным советом решено было придать преподаванию этого предмета классный характер»[22]. В следующем году образовательную программу еще расширили – введено обучение учащихся физическим упражнениям и военному строю[23].

Общая продолжительность курса обучения составляла 8 лет (с приготовительным классом). Учебный год в Иркутском городском коммерческом училище начинался 21 августа и заканчивался 15 апреля[24]. Урок длился 50 минут[25]. Количество уроков в неделю определялось учебным планом и составляло: в приготовительном классе – 22 часа, в первом – 24, в 2–7 классах – по 30[26].

Преподавание велось по программам других учебных заведений (Петровского коммерческого училища, реальных училищ), а также по программам, «выработанным комиссиями» при Министерстве торговли и промышленности. По возможности, сохранялось то распределение числа недельных часов, при котором, согласно указаниям продолжительного опыта этих учебных заведений, возможно прохождение курса по принятым программам. Преподаватели основное внимание уделяли организации «производительной и целесообразной работы учеников, а не исполнению программы во всех ее деталях»[27].

В обязанности преподавателей входило руководство внеклассным чтением учеников. Эти более или менее свободные внеклассные занятия не должны были походить на обычные уроки. Они должны были развить у детей интерес к серьезной книге, самостоятельной умственной работе. Для достижения этой цели педагоги составляли списки книг для пополнения училищной библиотеки, взаимодействовали с библиотекарем, давали надлежащие указания самим ученикам[28].

Учащимся не выставляли баллов за поведение, «считая наказание крайней мерою, училище стремилось поддерживать необходимую классную дисциплину лишь мерами морального воздействия на учащихся. Творцом дисциплины в классе являлся преподаватель, общее же наблюдение вверялось наблюдателю. Во время перемен допускалась шумливость и большая подвижность, как нечто естественное, свойственное возрасту данных классов, наблюдатель придерживал лишь развитие в учащихся навыка отличать момент более или менее строгого режима от момента, когда таковой не нужен. С этой точки зрения, давая большой простор не вредным шалостям во время перемены, училище признает необходимым во время занятий серьезную дисциплину, без которой занятия идти успешно не могут»[29].

Серьезные проступки учащихся не были часты и влекли за собой серьезное же внушение со стороны наблюдателя и директора, который тогда вызывал родителей для беседы по поводу происшедшего. К числу проступков такого рода, кроме многократного нарушения дисциплины, относились: обиды младших учеников старшими, проявление невоспитанности в виде несдержанного или необдуманного ответа наблюдателю или преподавателю. К проступкам последнего рода относились особенно серьезно, стараясь выяснить их причину и повод, составить по возможности полную картину об обстоятельствах, сопровождавших данное проявление некорректности, и, в зависимости от степени вины учащегося, «привести ученика к осознанию вины и извинению».

Наблюдатели, как важнейшая фигура воспитательного процесса, приходили в училище не позже 8.30 часов и не уходили до тех пор, пока ученики их классов не оканчивали своих занятий.

Преподаватели

Педагогический коллектив подбирался тщательно. Кандидатуры утверждались Попечительным советом. Особенно это относилось к тем, кто принимался в штат, поскольку преподаватели все состояли на государственной службе, числились чиновниками при Министерстве торговли и промышленности.

В 1909–1910 уч. году в училище преподавали: русский язык – Федор Геннадьевич Ширяев, Степан Антипович Григорьев, немецкий язык – Амалия Мартыновна Эбиус, арифметику – Федор Геннадьевич Ширяев, естественную историю – Евгений Николаевич Козлов, географию – Константин Константинович Черняков, рисование – Елена Львовна фон Мооль (ею 1 сентября 1909 г. были открыты классы живописи и рисования для взрослых и детей[30]), каллиграфию – Константин Константинович Черняков, гимнастику – Казимир Войцехович Миталь, пение (по уставу – необязательный предмет) – Сергей Николаевич Цытович[31].

В 1910–1911 уч. году вели учебные предметы: русский язык – статский советник С.А. Григорьев и В.М. Михайлов, арифметику – Ф.Г. Ширяев, математику – коллежский асессор Василий Александрович Ковалевский, французский – М.Г. Пешкова, немецкий язык – А.М. Эбиус, Галина Константиновна Генерозова, географию и каллиграфию – надворный советник К.К. Черняков, естественную историю – коллежский асессор Анатолий Павлович Детищев и Евгений Николаевич Козлов, историю – А.П. Демьянович, рисование – С.Г. Зарубин, пение – Федор Евгеньевич Крылов, гимнастику – А. Тюшевская, К.В. Миталь[32]. Наблюдателями работали В.М. Михайлов, Ф.Г. Ширяев[33].

Немало хлопот в 1914–1915 уч. году вызвало комплектование преподавательского состава. Это было обусловлено вышедшим Высочайшим указом о мобилизации. Часть педагогов была призвана на действительную военную службу. Обращения в другие учебные заведения показало, что ситуация характерна для всех, и имевшиеся кадры были чрезвычайно перегружены.

В итоге, в начале этого учебного года общеобразовательные предметы вели 17 человек, специальные предметы – 2, художественные предметы и чистописание – 2, прочие предметы – 1. Штатных: мужчин – 4, женщин – 2. По вольному найму: мужчин – 14, женщин – 2[34].

В числе штатных преподавателей, кроме директора Камова Ильи Михайловича (вел русский язык), значатся: Данилов о. Константин Васильевич (с 1 сентября 1908 г.), Гончаров Александр Яковлевич (с 1 августа 1913 г.), Пешкова Мария Генриховна (с 20 августа 1909 г.), Стретович-Меленевский Ростислав Александрович (с 1 августа 1914 г.), Эбиус Амалия Мартыновна (с 1 сентября 1908 г.), Фаддеев Адриан Семенович (с 16 октября 1912 г.). Преподаватели, работавшие «из платы по найму»: Богатников Степан Иванович, Зеге Анна Гансовна, Зицерман Павел Васильевич, Кубинцев Владимир Михайлович (окончил математический факультет Казанского университета), Копылов Иван Лаврович, Михайлов Виктор Михайлович, Надеждин о. Александр Александрович, Петров Александр Петрович (окончил Петроградский Императорский университет по физико-математическому факультету, разряду естественных наук), Серебренникова Мария Семеновна, Стрелков Сергей Васильевич, Тихомиров Александр Владимирович, Толоконский Николай Осипович, Черняков Константин Константинович (с 1 сентября 1908 г.), Шульгин Николай Прокопьевич, Эренбург Авраамий Борисович[35]. Обязанности наблюдателя были возложены на преподавателей Н.П. Шульгину,  В.М. Михайлова, А.С. Фаддееву, С.В. Стрелкову, Р.А. Стретович-Меленевского[36].

В 1915 и 1916 гг. в Иркутском коммерческом училище преподавал курсы законоведения, русской истории и политэко­номии Павел Васильевич Зицерман[37], в 1919–1920 гг. – иркутский городской голова. После окончания в 1912 г. Московского университета в течение вось­ми лет он занимался адвокатурой в Иркутске, а также читал лекции на городских общедоступных курсах.

Преподаванием предметов специальной профессиональной подготовки в 1915 г. занимались: Александр Яковлевич Гончаров (товароведение), Василий Сергеевич Стрелков (коммерческая арифметика, бухгалтерия и коммерческая география)[38].  В 1916 г. – А.В. Тихомиров (товароведение)[39].

 В целом уровень преподавания был достаточно высок. Ученики в основном переводились в следующий класс на основании оценок текущей успеваемости. Так, в апреле 1910 г. перевода были удостоены: из приготовительного класса в первый – 35, из первого во второй – 37, из второго в третий – 21. Нескольким ученикам были назначены экзамены в августе, которые дали положительные результаты для четырех учеников второго класса[40].

Оставлены по малоуспешности на повторительный курс в первом классе – 3, во втором – 7 учеников[41]. В следующем учебном году – 23 (в первом – 4, во втором – 11, в третьем – 6)[42]. В 1915 г. общее число учеников, удостоенных перевода, – 97, что составило 90,6 % успеваемости[43].

Учащиеся Иркутского коммерческого училища

Прием на обучение производился перед началом учебного года. В приготовительный класс принимались дети мужского пола в возрасте от 9 до 11 лет, в первый класс – от 10 до 12 лет.

В мае 1910 г. были произведены (на основании § 11 устава училища) приемные испытания для желающих поступить в училище. Прошений о приеме было подано всего 15 (в приготовительный класс – 5, в первый – 9, во второй – 1). Все экзаменовавшиеся приемные испытания выдержали удовлетворительно и были приняты в училище[44].

В мае 1911 г. прошений о приеме было подано 28 (в приготовительный класс – 11, в первый – 10, во второй – 2, в третий – 3, в четвертый – 2). Не явилось к приемным испытаниям 6 мальчиков. Удостоены приема 11. Получили отказ в приеме 7 мальчиков, назначены дополнительные испытания на август четверым[45].

Общее количество учеников постоянно увеличивалось. В разные годы число получавших образование составляло: в 1908–1909 уч. году – 58 человек, в 1909–1910 – 106, в 1910–1911 – 140, в 1911–1912 – 150, в 1912–1913 – 279, в 1913–1914 – 299, в 1914–1915 учебном году – 297[46]. На начало 1915/1916 учебного года – 290 человек[47]. Часть учеников поступала на обучение в течение учебного года. Безусловно, далеко не все поступившие доходили до конца курса обучения. Так, в 1909–1910 уч. году выбыли из состава учащихся, согласно желанию родителей, 9 человек[48], в 1910–1911 уч. году – 13[49].

В 1909–1910 уч. году среди учеников было: православных – 36, католиков – 1, евангелического вероисповедания – 1, старообрядец – 1, магометанин – 1, иудеев – 40. Дворян – 11, почетных граждан и купцов – 30, мещан – 44, крестьян – 16 и детей других сословий – 6. Русских – 64, немцев – 1, поляков – 1, татар – 1, евреев – 40[50]. В следующем учебном году состав учеников характеризовался следующим образом: православных – 86, римско-католиков – 2, лютеранин – 1, магометанин – 1, иудеев – 45. Дворян – 21, почетных граждан и купцов – 33, мещан – 54, крестьян – 21 и детей других сословий – 6. Русских – 86, немец – 1, поляков – 2, татарин – 1, евреев – 45[51].

Примерно подобным образом выглядит характеристика контингента учащихся и в 1914–1915 уч. году. По сословиям: дворян – 16, духовного звания – 2, почетных граждан и купцов – 66, мещан – 85, крестьян – 53, других сословий – 45, иностранных подданных – 2. По религии: православных и старообрядцев – 172, армяно-грегорианского – 1, римско-католического – 8, протестантского – 3, магометанского вероисповедания – 4, иудеев – 81. По национальности: русских – 169, армян – 1, немцев – 3, поляков – 8, татар и сартов – 4, евреев – 81, прочих – 3. Распределение учащихся по занятиям родителей: служба или вольные профессии – 94, торгово-промышленный капитал – 125, торгово-промышленная служба – 33, ремесленники, рабочие, прислуга – 3, иные занятия – 14[52].

В 1914–1915 уч. год (седьмой год существования заведения) был сделан второй выпуск 27 учеников, окончивших полный курс[53]. Всего с открытия заведения окончили курс и получили аттестат 35 выпускников.

Выпускники, окончившие полный курс коммерческого училища, если не принадлежали по рождению к высшему званию, дворянству, или потомственному почетному гражданству, на основании статьи 52 Высочайше утвержденного 15 апреля 1896 г. Положения о коммерческих средних заведениях удостаивались сословного звания личного почетного гражданина, дававшего привилегии личного дворянства. Отличнейшие выпускники училища еще получали звание кандидата коммерции и награждались за особые успехи золотыми и серебряными медалями.

Выпускники училища работали в государственных контрольно-финансовых учреждениях, Иркутском губернском казначействе, Иркутской губернской палате, Акцизном управлении.

В 1918 г. Иркутское коммерческое училище окончил с золотой медалью Николай Ильич Камов – в будущем советский авиаконструктор.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутское второе коммерческое училище
  2. Главное народное училище в Иркутске
  3. Иркутское уездное училище
  4. Глазковское городское начальное училище
  5. Александро-Мариинское пятиклассное городское училище
  6. Иркутское горное училище
  7. Иркутское железнодорожное начальное училище
  8. Иркутское ремесленное училище
  9. Ремесленно-слободское училище — историческое здание в Иркутске
  10. Иркутское начальное училище имени А.М. Кладищевой
  11. Иркутское еврейское начальное училище
  12. Бодайбинское реальное училище
  13. Витимское приходское училище
  14. Карапчанское (Воробьевское) приходское училище Киренского округа
  15. Киренское уездное училище
  16. Марковское приходское училище Киренского округа
  17. Нижнеилимское приходское училище
  18. Омолоевское приходское училище Киренского округа
  19. Орлингское приходское училище Верхоленского округа
  20. Преображенское приходское училище Киренского округа
  21. Чечуйское приходское училище Киренского округа

Примечания

[1] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии Иркутского городского коммерческого училища за 1909/1910 и 1910/1911 учебные годы (2-й и 3-й год существования училища). — Иркутск, 1912. — С. 1.

[2] Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. — Иркутск, 2003. — С. 199.

[3] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 3.

[4] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части в Иркутском коммерческом училище за 1914–1915 учебный год (7-й год существования училища). — Иркутск, 1916. — С. 5.

[5] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 3.

[6] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 5.

[7] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Каликаускене. — Иркутск, 1994. С. 172.

[8] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии…— С. 18.

[9] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. … — С. 252.

[10] Иркутская летопись 1661–1940 гг. … — С. 385.

[11] Иркархив.рф.

[12] Иркутская летопись 1661–1940 гг. … — С. 431.

[13] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 2.

[14] Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 г. — Иркутск, 1915. — Отд. 1. — С. 38.

[15] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 1.

[16] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 4.

[17] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 14.

[18] Там же. — С. 15.

[19] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 2.

[20] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 15.

[21] Известия Иркутской городской думы. — 1909. — Т. 1. — С. 237.

[22] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 3.

[23] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 2.

[24] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 4.

[25] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 15.

[26] Там же. С. 24; Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 44.

[27] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 12.

[28] Там же. — С. 12–13.

[29] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 31–32.

[30] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. … — С. 128.

[31] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 8.

[32] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 9–31; Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год. — Иркутск, 1911. — С. 345.

[33] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 32–33.

[34] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 18.

[35] Там же. — С. 20.

[36] Там же. — С. 33, 92–95.

[37] Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 г. — Иркутск, 1915. — Отд. 2. — С. 44; Адрес-календарь Иркутской губернии. — Иркутск, 1916. — С. 99. 

[38] Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 г. — Иркутск, 1915. — Отд. 2. — С. 44.

[39] Адрес-календарь Иркутской губернии. Иркутск, 1916. — С. 99.

[40] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 16.

[41] Там же.

[42] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 7.

[43] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 16.

[44] Там же. — С. 16–17.

[45] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 8.

[46] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 14.

[47] Там же. — С. 18.

[48] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 16.

[49] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 7.

[50] Отчет за 1909/1910 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 16.

[51] Отчет за 1910/1911 учебный год / Отчет о состоянии… — С. 7.

[52] Отчет о состоянии учебно-воспитательной части… — С. 18.

[53] Там же. — С. 1.

Литература

  1. Адрес-календарь Иркутской губернии. — Иркутск, 1916.
  2. Отчет о состоянии Иркутского городского коммерческого училища за 1909/1910 и 1910/1911 учебные годы (2-й и 3-й год существования училища). — Иркутск, 1912.
  3. Отчет о состоянии учебно-воспитательной части в Иркутском коммерческом училище за 1914–1915 учебный год (7-й год существования училища). — Иркутск, 1916.
  4. Исаев Ю.Г. Жуков К.С. Иркутское коммерческое училище на Почтамтской / Исаев Ю.Г., Жуков К.С. Коммерческое образование в России (1773–1917). История. Традиция. Опыт. — Иркутск, 1995. — С. 32–38.
  5. Иркутск: Историко-краеведческий словарь. — Иркутск, 2011. — С. 212–213.
  6. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. — Иркутск, 2003.
  7. Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год. — Иркутск, 1911.
  8. Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914 г. — Иркутск, 1914. — С. 162.
  9. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Каликаускене. — Иркутск, 1994.
  10. Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 г. — Иркутск, 1915.
  11. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. — Иркутск, 2011.
  12. Устав Иркутского коммерческого училища / Иркутское коммерческое училище. — Иркутск, 1907.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 23 ноября 2015