Главное народное училище в Иркутске

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Главное народное училище в Иркутске — начальное (повышенного типа) учебное заведение, существовавшее в 1789–1805.

Открытие и существование Главного народного училища

Открытие в 1789 в Иркутске Главного народного училища явилось результатом правительственной политики в области образования. Подобные училища были открыты в 41 губернии, три из них – в Сибири, в том числе единственное в Восточной Сибири – в Иркутске. Это событие зафиксировала Иркутская летопись:

«Сентября 22-го, в торжественный день коронования Государыни Императрицы Екатерины, в Иркутске открыто торжественно народное училище, в каменном доме, близ Тихвинской церкви»[1].

В Главное народное училище влилась в полном составе Иркутская градская школа, открытая в 1781 и просуществовавшая восемь лет.

Материальное обеспечение возлагалось на городское общество. Иркутское общество подарило новому учебному заведению каменный дом и 500 руб., пообещав «сверх того на поправку сего дома и разные училищные надобности… ежегодно вносить в Приказ общественного призрения по 200 руб.»[2]. Поступали пожертвования от купцов, которые обязались отчислять определенную сумму с пошлин кяхтинской торговли. В 1792 иркутские купцы Киселевы представили в Приказ общественного призрения в пользу училища 1/142 долю промыслов со своего судна, возвратившегося с Алеутских островов, что составило 2101 руб.[3]

Серьезное внимание уделялось оснащению учебного процесса. 22 сентября 1789 генерал-губернатор Иван Алферьевич Пиль отдал распоряжение обратить в пользу Главного народного училища основанную губернатором Ф.Н. Кличкой публичную библиотеку, оцененную в 2 тыс. руб.[4] В 1792 «училище получило пожертвованный г. Губановым минеральный кабинет; штуфы эти собраны им были в Барнаульских рудниках»[5]. Эта коллекция положила начало созданию в училище минералогического кабинета. А 20 сентября 1802 иркутский купец Ф. Щегорин из своего личного собрания принес в дар Главному народному училищу книги разного содержания на китайском и маньчжурском языках на сумму 1011 руб. 60 коп., которые стали ядром «Азиатского отдела» библиотеки этого учебного заведения. В 1804 иркутское Главное народное училище приобрело у родственников Э. Лаксмана за 3500 руб. «натуральный кабинет», состоявший из 300 штуфов и 860 раковин, собранных ученым, и оставшийся в Иркутске после его смерти[6].

В 1795 к главному народному училищу была присоединена школа геодезии и навигации [7], которая просуществовала до 1812, а затем была упразднена.

12 ноября 1805 «взамен народного училища открыта гимназия, по распоряжению попечителя Казанского учебного округа Румовского». Одновременно с гимназией произошло открытие уездного и приходского училищ[8], которые и были помещены в каменном здании народного училища.

Здания Главного народного училища

Первоначально Главное народное училище расположилось в каменном здании градской гражданской школы, которое было построено в 1782 на средства купца Я. Протасова и иркутского городского общества и находилось «против Воскресенской (Тихвинской) церкви на Заморской улице, фасадом на Тихвинскую площадь»[9].

В июне – августе 1789 в этом здании по проекту архитектора Тименяшкова были произведены ремонт и переоборудование внутренних помещений под Главное народное училище[10].

Помещения градской школы по Заморской улице оказались тесными для главного народного училища. Поэтому местными властями было принято решение о строительстве для учебного заведения нового здания. Губернскому архитектору Антону Ивановичу Лосеву поручено разработать проект учебного корпуса на Заморской улице. 21 мая 1795 «в 10 час. утра освящено место для постройки главного народного училища, где ныне губернская гимназия»[11].

В мае 1796  состоялась закладка будущего здания учебного заведения. Полностью строительство двухэтажного каменного дома Главного народного училища было закончено в 1801. Училище расположилось в доме на Заморской улице между центральной городской площадью и Большой улицей (ныне здание Иркутского авиационного техникума).

Штат Главного народного училища

Первым директором «главного училища» был надворный советник Ф.А. Ланганс[12], а первыми учителями – выпускники Петербургской учительской семинарии С. Бельшев, Е. Флоринский, С. Петров и А. Некрасов[13]:

«Стефан Бельшев, родом из Вологодской епархии, священнический сын, обучавшийся словесным наукам в Вологодской семинарии, математическим же в учи­тельской гимназии; Ермил Флоринский, Стефан Петров, Афанасий Не­красов[14], все родом Севской епархии, церковнослужительские также дети, обучавшиеся в Севской семинарии, а после в учительской гимназии в Петербурге»[15].

Известно также, что в числе преподавателей были учитель истории, географии и русской словесности Е.В. Флоринский, учитель первоначального образования А.И. Гапонов (преподавал с 1796, сын священ­ника Орловской губернии, учился в Севской губернии, учительской семинарии), учитель математики С.П. Белышев учитель японского языка Н. Колотыгин.

В декабре 1790 по требованию иркутского губернатора М.М. Арсентьева в Иркутское главное народное училище был переведен Петр Никифорович Колодезников[16] для подготовки к должности учителя в малых народных училищах. Обучившись предметам первого и второго классов, рисованию и «методам обучения», за неимением места некоторое время оставался при училище. В январе 1799 Приказом общественного призрения назначен помощником учителя первого и рисовального классов в Иркутским главном народном училище. С октября 1800 стал учителем первого класса, оставаясь помощником учителя рисования. При преобразовании главного народного училища в губернскую гимназию в ноябре 1805 назначен учителем рисования гимназии, но уже 1 декабря того же года был сменен на этой должности М.А. Васильевым.

С открытием в 1790 классов монгольского, китайского и маньчжурского языков учителем монгольского языка был принят пере­водчик губернского правления Федор Санжихаев. Преподавателем маньчжурского и китайского языков являлся коллежский пе­реводчик Алексей Парышев. В 1792 для обучения японскому языку учителем был определен Николай Колотыгин, крещеный японец Синдзо.

Таким образом, педагогиче­ский состав училища имел достаточный профессиональный уровень (за исключением преподавателей «соседствующих языков»). Основные препо­даватели получили столичное образование, по социальному происхож­дению они являлись представителями духовенства, что было характерно для российских учебных заведений XVIII века. Состав учителей менялся, однако ядро препо­давателей оставалось постоянным и составило основу педагогического коллектива.

Образовательный процесс

Главное народное училище представляло собой школу повышенного типа, имевшую четыре класса. Четвертый класс был двухгодичным, поэтому полный курс обучения составлял пять лет.

Учебный год начинался с 1 августа и заканчивался 1 июля. Уроки длились с 8 до 12 часов утра, затем следовал перерыв на обед. С 14 до 16 часов занятия продолжались. Учебный год делили на две части рождественские каникулы. Дважды в год устраивались экзамены, на которые приглашались почетные гости из числа городской администрации и общественности города.

Согласно программе глав­ных народных училищ, принятой Уставом 1786, предполагалось изучение следующих предметов: чтение, письмо, священная история, катехи­зис, чтение книги «О должностях человека и гражданина», арифметика, русская грамматика, чистописание, рисование, всеобщая история, гео­графия, архитектура, геометрия, механика, физика, естественная история. Факультативный курс предполагал изучение латинского и одного из «соседствующих» языков.

В иркутском Главном народном училище образовательная программа реализовывалась так. В первом классе обучали чтению, письму, добронравию, христианскому закону; во втором добавлялись арифметика, рисование; в третьем – география, российская грамматика; в четвертом – геометрия, механика, естественная история, основы гражданской архитектуры, физики, иностранный язык. Таким образом, учебный план выполнялся полностью, за исключением того, что всеобщая история преподавания в третьем классе вместо второго.

Позд­нее, в 1793, в народном училище был открыт класс нотного пения, просуществовавший до 1799. В 1799 началось преподавание немецкого, французского языков, учителем был принят лютеранский пастор И.Г. Беккер.

Вместо одного «соседствующего» языка в иркутском училище изучалось четыре восточных, правда, преподавание их продолжалось недолго. Так, 5 октября в Главном народном училище в целях подготовки переводчиков для торговых, дипломатических и военных надобностей на Востоке были открыты курсы монгольского языка[17]. На курсы поступило 32 ученика, а 13 октября того же года к ним присоединены курсы китайского и маньчжурского языков (на них поступило 27 учеников), но через четыре года (в 1794) изучение этих языков было прекращено по причине их трудности[18].

В 1792 был открыт класс японского языка. Учителями были приглашены два японца, спасшихся при кораблекрушении у Алеутских островов. Эти японцы приняли христианство, получили русские имена и остались на постоянное жительство в Иркутске. Для обучения было взято пять семинаристов, к 1810 из них остался только один – Миронов, который изучал японский язык до 1816, но тогда оказалось, что успехов в течение 24 лет он не сделал никаких, а потому класс был упразднен, а Миронову предоставлена свобода «избрать другой образ жизни».

Учащиеся Главного народного училища

В первый же год в училище было открыто три класса из четырех: в первый класс принято 70 учеников, во второй – 22, в третий – 16. Всего 108 человек, из них детей чиновников и купцов – 56, мещан – 52[19], в том числе 43 ученика бывшей градской гражданской школы. В числе поступивших были дети Э. Лаксмана – Мартин и Афанасий, дети купцов Сибиряковых, Дудоровского, Солдатова.

В 1790 был открыт четвертый класс, куда зачислено 12 человек, в третий класс было переведено 14 человек, во вто­рой – 36, в первом осталось 27, поступило 26 человек. В 1802 были переведены: из первого класса во второй – 22 ученика, из второго в третий – 18, из третьего в четвертый – 10 человек; 42 ученика «полу­чили награждение» при «испытании». В 1803 было переведено: из первого класса во второй – 22 ученика, из второго в третий – 23, из третьего в четвертый – 14 человек; 65 учеников отличались благонра­вием, прилежанием, успехами в науке.

Общее количество учащихся в разные годы было неодинаковым, и составляло от 108 в 1789 до 149 человек в 1805. С 1789 по 1805 г. в главном народном училище Иркутска прошли обучение 2974 ученика. Из них более половины (1503 человека) приходилось на долю податной части общества. Дети чиновников, дворян и разночинцев составляли около 45 % учащихся. Так, в 1790 в Главное народное училище поступил учиться сын чиновника И. Штейнгейля Владимир. В ноябре 1791 перевелся в Санкт-Петербург, в Морской кадетский корпус[20].

Следует отметить, что абсолютное большинство учащихся не оканчивало полного курса. Иркутское Главное народное училище с 1789 по 1805 окончили всего 45 человек[21], в основном дети чиновников. Купцы и мещане считали, что для образования достаточно одного-двух классов, по окончании которых забирали детей и пристраивали их к делу.

Пройдя курс обучения в народном училище, воспитанники поступали на службу. Выпускники училища занимали канцелярские должности в губернских и уездных учреждениях, становились учителями или шли на службу в армию.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутское городское коммерческое училище
  2. Иркутское второе коммерческое училище
  3. Иркутское уездное училище
  4. Глазковское городское начальное училище
  5. Александро-Мариинское пятиклассное городское училище
  6. Иркутское горное училище
  7. Иркутское железнодорожное начальное училище
  8. Иркутское ремесленное училище
  9. Ремесленно-слободское училище — историческое здание в Иркутске
  10. Иркутское начальное училище имени А.М. Кладищевой
  11. Иркутское еврейское начальное училище
  12. Бодайбинское реальное училище
  13. Витимское приходское училище
  14. Карапчанское (Воробьевское) приходское училище Киренского округа
  15. Киренское уездное училище
  16. Марковское приходское училище Киренского округа
  17. Нижнеилимское приходское училище
  18. Омолоевское приходское училище Киренского округа
  19. Орлингское приходское училище Верхоленского округа
  20. Преображенское приходское училище Киренского округа
  21. Чечуйское приходское училище Киренского округа

Примечания

[1] Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). С предисловием, добавлениями и примечанием И.И. Серебренникова. – Иркутск, 1911. – С. 121.

[2] Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII – первая половина XIX вв.). – Иркутск, 2000. – С. 14.

[3] Там же.

[4] Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003. – С. 34.

[5] Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова)… – С. 126.

[6] Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003. – С. 38.

[7] Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири: Очерк, редактированный и изданный городским головой В.П. Сукачевым. – М., 1891. – С. 220.

[8] Иркутск. Его место… – С. 221.

[9] Иркутская летопись 1661–1940 гг. … – Иркутск, 2003. – С. 32.

[10] Там же. – С. 34.

[11] Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова)… – С. 136.

[12] Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. – Иркутск, 1902. – С. 121.

[13] Иркутская летопись 1661–1940 гг. … – С. 34.

[15] Цит. по: Кузнецова М.В. Указ. соч. – С. 14.

[17] Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова)… С. 122.

[18] Там же. – С. 135.

[19] Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Иркутск: очерки по истории города. – Иркутск, 1971. – С. 221.

[20] Иркутская летопись 1661–1940 гг. … – С. 34.

[21] Там же. – С. 38.

Литература

  1. Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири: Очерк, редактированный и изданный городским головой В.П. Сукачевым. – М., 1891.
  2. Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). С предисловием, добавлениями и примечанием И.И. Серебренникова. – Иркутск, 1911.
  3. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003.
  4. Корейша Я. Исторический очерк Иркутской губерн­ской гимназии (1789–1905). Вып. 1. Иркутское глав­ное народное училище [1789–1805]. – Иркутск, 1910.
  5. Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Иркутск: очерки по истории города. – Иркутск, 1971.
  6. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII – первая половина XIX вв.). – Иркутск, 2000.
  7. Медведев С.И. Градская гражданская школа, Главное народное училище в Иркутске // Прибайкалье.
  8. Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. – Иркутск, 1902.
  9. Пушкина Т.Л. Где располагался иркутский музей? // Краеведческие записки / Иркутский областной краеведческий музей. – Иркутск, 2003. – Вып. 10. – С. 8–15.
  10. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. – Иркутск, 2011.
  11. Шахеров В.П. Культура и быт горожан // Иркутск в панораме веков: Очерки по истории города. – Иркутск, 2003. – С. 120–132.
  12. Шинкарева А. Дорога в будущее: Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI. – Иркутск, 2002.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015