Главное управление Восточной Сибири

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
М.М. Сперанский
М.М. Сперанский
Здание в Иркутске на ул. Набережной (ныне бульвар Гагарина), где размещалось Главное управление Восточной Сибири
Здание в Иркутске на ул. Набережной (ныне бульвар Гагарина), где размещалось Главное управление Восточной Сибири
Автор: Фото И. Бержинского

Главное управление Восточной Сибири (ГУВС) — центральный административный орган управления Восточной Сибирью в 1822-1887, находился в г. Иркутске. Учрежден Высочайшим указом от 26 января 1822 в связи с административным разделением Сибири на Восточную и Западную.

История создания Главного управления Восточной Сибири

Проекты территориального и административного преобразования Си­бири начала XIX в. рассматривались в Министерстве внутренних дел. В ок­тябре 1818 министр внутренних дел О.П. Козодавлев представил в Комитет министров записку об управлении Сибирью. В ней предлагалось от­странить от управления регионом И.Б. Пестеля, назначить нового генерал-гу­бернатора и снабдить его особой инструкцией. Инструкция должна быть составлена только после того, как будут выяснены причины неудач преж­них сибирских генерал-губернаторов.

Козодавлев осудил безудержное стремление бесконтрольно усиливать местную власть, тогда как ее, наобо­рот, необходимо было поставить под действенный надзор центральных учреждений. Для этого он предлагал учредить Верховный совет, частично из чиновников, назначаемых правительством, и частично из сибирских жите­лей, избираемых от разных сословий. Председатель совета — генерал-гу­бернатор — должен был иметь преимущество только при равенстве голосов, но и мог приостановить реализацию решения совета с обязательным со­общением об этом заинтересованному министру. Такое устройство сибирского управления предполагало поставить генерал-губернатора под двой­ной контроль – как со стороны центральных органов управления (отраслевых министерств), так и со стороны представителей общества (сословий). Козодавлев также предлагал, опираясь на опыт остзейских магистратов, усилить в Сибири и городское самоуправление, что принесло бы несомнен­ную пользу торговле, промышленности и образованию.

Проект Козодавлева и решение Комитета министров назначить ревизию управления Сибири под руководством сенатора М.М. Сперанского знаменовали начало нового этапа во взглядах правительства на систему управления регионом. Верховная власть к исходу 1810-х приходит к осознанию того, что недос­татки заключаются не в отдельных личностях, а в самой системе местного управления в Сибири, реформирование которой становится проблемой внутри и геополитического порядка.

Ревизией М.М. Сперанского было установлено, что реформа сибирского управления была осложнена необходимостью вести борьбу со злоупотреблениями, с личным началом, нечуждым и коренным областям российского государства. Деятельность специального органа по рассмотрению результатов проверки управления — Сибирского комитета — должна была разрешить вопрос постановки местного управления на четкие законодательные основы, ввести систему действенного контроля за законностью деятельно­сти местного чиновничества в условиях крайней отдаленности от прави­тельства и малонаселенности края. Приходилось согласовывать общие нормы управления империи с нуждами, потребностями и условиями огром­ного сибирского края.

Ревизия управления Сибири и положения реформы государственного управления в крае, разработанные к 1822 М.М. Сперанским, определили основные принципы административно-территориального устройства азиат­ского региона Российской империи, соответствующие потребностям вре­мени. Преобразования Сперанского означали признание верховной вла­стью необходимости установить в Сибири систему особого управления, что, в свою очередь, свидетельствовало о формировании взглядов на «ок­раинную», региональную политику. Это была первая попытка подойти к управлению огромным, богатым ресурсами краем комплексно, что указы­вало на появившееся стремление выработать правительственную концеп­цию отношения к Сибири, целостную программу ее административно-хозяйственного развития.

В ходе этих преобразований были созданы Главное Управление Восточной Сибири (ГУВС) и Главное Управление Западной Сибири (ГУЗС).

Главное управление Восточной Сибири: общие сведения

Главное управление Восточной Сибири учреждено Высочайшим указом от 26 января 1822. В Восточную Сибирь вошли Иркутская и Енисейская губернии, Якутская область. Находилось в Иркутске. Состояло из совета и канцелярии, которая делилась на отделения по различным вопросам управления. Возглавлялось генерал-губернатором.

Совет являлся совещательным органом при генерал-губернаторе, состоял из 6 членов: 3 выдвигались от министерств внутренних дел, финансов, юстиции, 3 назначались генерал-губернатором; члены совета утверждались императором. Одновременно члены совета являлись управляющими отделений. Штаты отделений устанавливались по общим правилам министерских учреждений. В состав отделений входили столоначальники, их помощники, бухгалтеры, делопроизводители, чиновники особых поручений, архивариусы. При генерал-губернаторе состоял специальный штат гражданских и военных чиновников особых поручений, адъютантов и переводчиков.

В Главном управлении Восточной Сибири были сосредоточены вся административная власть по управлению экономикой, хозяйством, строительством, связью, образованием в Восточной Сибири, решение военных вопросов в пограничных районах. Высшим органом для Главного управления Восточной Сибири являлся Сенат, на местах Главному управлению Восточной Сибири подчинялись губернские учреждения общего управления, которым в свою очередь были подчинены губернские правления, казенные палаты, судебные учреждения, а также окружные управления, волостные и инородные управы.

Начальники отделений Главного управления Восточной Сибири ежегодно отчитывались о работе перед генерал-губернатором. Отчеты местных административных органов ежегодно рассматривались в совете Главного управления Восточной Сибири, утверждались генерал-губернатором и представлялись на Высочайшее усмотрение. Главное управление Восточной Сибири как высший административный орган могло останавливать судебные приговоры на территории Восточной Сибири, разрешать споры, возникавшие при рекрутских наборах, утверждать контракты на сумму св. 10 тыс. руб. и др. Чрезвычайные и секретные дела решались только генерал-губернатором.

По штатам, Высочайше утвержденным 11 ноября 1874, канцелярия Главного управления Восточной Сибири делилась на 7 отделений: внутренних дел, финансовое, юстиции, государственных имуществ, строительное, почтовое и учебное. Штатами 1883 были упразднены отделения финансовое и юстиции. В 1885 в Енисейской губ. был образован Усинский пограничный округ с администрацией, подчиненной Главному управлению Восточной Сибири.

2 июня 1887 было Высочайше утверждено мнение Государственного Совета «О преобразовании Главного управления Восточной Сибири». Часть отделений и совет были упразднены одновременно с упразднением Восточно-Сибирского генерал-губернаторства и заменены Канцелярией генерал-губернатора. Незаконченные дела переданы в Сенат. Управление Иркутской и Енисейской губернией и Якутской областью было передано Иркутскому генерал-губернатору.

Читайте в Иркипедии:

  1. Управление строительной и дорожной частями

Чиновники Главного управления Восточной Сибири

  1. Аносов, Павел Павлович
  2. Банзаров, Доржи
  3. Беклемишев, Федор Андреевич
  4. Бибиков, Александр Илларионович
  5. Блинов, Александр Матвеевич
  6. Булатов, Константин Степанович
  7. Гаупт, Василий Васильевич
  8. Кабрит, Андрей Федорович
  9. Карпов, Василий Дмитриевич
  10. Кокорин, Николай Федорович
  11. Крюков, Артемий Матвеевич
  12. Кукель, Болеслав Казимирович
  13. Осипов, Иван Михайлович
  14. Падерин, Александр Михайлович
  15. Свербеев, Николай Дмитриевич
  16. Стадлер, Андрей Осипович
  17. Сукачев, Платон Петрович
  18. Сычевский, Епифан Иванович
  19. Тюменцев, Николай Егорович

Литература

  1. ПСЗ-3. Т. 7. № 4517.
  2. Историческая энциклопедия Сибири. Т. А–И. — Новосибирск, 2009. С. 391.
  3. Сибирь в составе Российской империи. — М., 2007.
  4. Акишин М.О. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII века: структура и состав государственного аппарата. — М.-Новосибирск, 2003.
  5. Дамешек И.Л. Сибирь в системе имперского регионализма {компаративное исследование окраинной политики России в первой половине XIX в.). — Иркутск, 2002.
  6. Дамешек Л.М., Кузнецов А.С. Сибирская реформа 1822// Очерки истории Сибири. Вып. 3. — Иркутск, 1973.
  7. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1968.
  8. Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири в XVIII - начале XIX вв. — Омск, 1973.
  9. Мирзоев В.Г. Историография Сибири. — М., 1970.
  10. Рабцевич В.В. Сибирский город в дореформенной системе управления. — Новосибирск, 1984.
  11. Миненко Н.А. Русская кре­стьянская община в Западной Сибири. XVIII - первая половина XIX века. — Новосибирск, 1991.
  12. Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. — 1996. — № 4.
  13. Резун Д.Я. Очерки истории изучения сибирского города. XVIII век. Новосибирск, 1991.
  14. Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная поли­тика в первой половине XIX века. Омск, 1995.
  15. Главное управление Восточной Сибири // Институт русской цивилизации : сайт.
  16. ГАИО

Ссылки

  1. Главное управление Восточной Сибири (ГУВС),Иркутск (1822-1887) // ГАИО : сайт.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 22 октября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...