Иркутское железнодорожное начальное училище

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутское железнодорожное начальное училище открыто в 1906. За время своего существования сменило несколько названий: Начальное одноклассное училище на станции Иркутск, Начальное двухклассное училище, Железнодорожная школа № 1, Железнодорожная средняя школа № 10, Железнодорожная средняя школа № 42, НОУ Лицей № 36 ОАО «РЖД».

Дореволюционный период в истории училища

Начальное общеобразовательное железнодорожное училище на станции Иркутск было открыто в январе 1906. Его появление было обусловлено тем, что с открытием 16 августа 1898 движения по Сибирской железной дороге началось быстрое развитие старейшего предместья ИркутскаГлазково. Население предместья увеличилось в 25,5 раза, поменялся социальный статус глазковских жителей. Ранее здесь проживали мещане, крестьяне, цеховые; с приходом железной дороги стали селиться рабочие и служащие.

Согласно переписи населения, детей школьного возраста на станции проживало 287 человек. Городские школы посещала только половина из них. Во-первых, не хватало свободных мест для всех желающих обучаться. Во-вторых, глазковским жителям было довольно сложно во время распутицы переправляться через Ангару. Перед Управлением Забайкальской железной дороги встал вопрос об открытии училища для детей железнодорожных служащих. Было принято решение немедленно приступить к поискам помещения. Собственных зданий у станции было немного. Снять в аренду частное помещение было невозможно. Тогда контора участка тяги предложила уступить под училище нижний этаж в арендуемом неподалеку от станции доме.

1 января 1906 одноклассное училище для детей железнодорожных рабочих было открыто. Молебен по этому случаю отслужили 3 февраля. 24 февраля приступил к обязанностям второй учитель, а с 1 марта – третий.

Всего в училище было принято 160 учеников. Распределили детей по четырем отделениям, или классам. Обучались девочки и мальчики совместно. Средний возраст учащихся равнялся 10 годам, контингент учеников был самый разнообразный: грамотные, малограмотные, неграмотные, поэтому обучение в училище длилось от одного года до трех лет.

В 1907 школа заняла и верхний этаж здания: за год число учеников выросло до 270, количество учителей – до пяти. Несмотря на расширение площади для проведения занятий, условия оставляли желать лучшего. Недостаток кислорода превышал норму в два раза, что заметно отражалось и на здоровье, и на дисциплине, и на режиме учебного труда. Усилия учителей по наведению дисциплины, привитию навыков к труду, поддержанию физических нагрузок воспитанников сводились к нулю. Штат учителей увеличили до 6, затем до 8 человек.

Заведовать училищем назначили одного из учителей – Ивана Васильевича Буренина (руководил учебным заведением в 1906–1917).

18 мая 1907 вышло постановление Управления железной дороги о преобразовании Иркутской одноклассной школы в двухклассную пятилетку, со средней продолжительностью обучения 185 дней в году. В 1909 Министерство путей сообщения утвердило постановление. Были укомплектованы три класса, в которых насчитывалось 280 учащихся, причем в старшем классе обучалось свыше 30 детей.

К началу нового учебного года запись в училище увеличилась, и в 1907 в школе училось уже 350 человек. Кроме детей, перешедших из городских школ (переполненных как нигде в России), были приняты дети с домашней подготовкой, желавшие пройти дальнейшее обучение. В училище принимались, прежде всего, дети железнодорожных служащих, а также дети тех, кто имел непосредственное отношение к железной дороге: врачей, подрядчиков, жандармской полиции и др.

Учебная программа в начальном железнодорожном училище была значительно шире, чем в городских школах, выше был и процент успеваемости. Объем учебного материала определялся правилами 1898 и программами, приложенными к инструкции. Основными предметами были Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, история, география, естествознание, черчение. Кроме этого, в училище преподавали рукоделие для девочек, гимнастику для мальчиков, хоровое пение. Уроки длились 45–50 минут.

Учебный процесс был  обеспечен учебниками. В достаточном количестве имелись наглядные пособия. Большинство пособий было приобретено в 1906: географические карты, картины по зоологии, физической географии, анатомии, общей и священной истории, модели человека, животных, насекомых, приборы для демонстрации явлений физики, гербарии, арифметические ящики, проекционные фонари, меры длины и веса, теллурии, глобусы, микроскопы, коллекции муляжей пищевых продуктов.

Комитет образовательных учреждений железной дороги в 1909 сделал следующее крупное приобретение: 11 проекционных фонарей и к ним 1158 картин религиозного, общеисторического, литературного и научного содержания. Пособия весь учебный год циркулировали по школам дороги.

На начальном этапе оплата за обучение в школе не осуществлялась. Но позже обнаружился недостаток отпускаемых из казны средств. Была установлена одинаковая плата для всех учащихся в размере 3 руб. в полугодие за одного человека и 2,5–2 руб., если из одной семьи обучалось в школе несколько детей. Дети родителей с доходом менее 600 руб. от оплаты освобождались. Позже был введен принцип пропорциональности оплаты за обучение в зависимости от заработка родителей, в результате чего оплата составила 1 % от зарплаты. «Посторонним лицам» обучение детей обходилось 12 руб. в год. Бесплатную раздачу учебников и письменных принадлежностей отменили, так как целесообразность ее не подтвердилась: учащиеся с учебниками обращались небрежно, а частая сменяемость железнодорожных служащих, сопровождавшаяся уходом детей из школы, приводила к безвозвратной потере учебников. В виду этого была установлена плата в размере действительной стоимости учебников, но предоставлены льготы для малоимущих детей – они получали учебники по-прежнему бесплатно.

В одноклассном училище преподавание велось по классной системе: учитель вел свой класс от начала и до конца, один обучая всем предметам. В двухклассной школе преподавание стали вести по предметной системе, дававшей учителям возможность более углубленно, качественно и творчески обучать своей учебной дисциплине.

В 1909 в школе обучалось 413 человек. В училище, кроме основных, преподавались дополнительные предметы: пение с голоса, черчение, рисование, военный строй.

В 1914 в учебном заведении числилось 8 отделений, или классов, 380 учеников, 2 учителя, 7 учительниц. Среди них: Зинаида Ивановна Колосова (начала работать в школе 24 февраля 1906, окончила гимназию князя Оболенского в Санкт-Петербурге), Мария Яковлевна Акимова, Раиса Мариановна Устюжанинова, Анна Александровна Комаровская, Раиса Анатольевна Стеценко, Муза Александровна Соловьева, Анна Максимовна Зорева, Вениамин Александрович Коровин и Павел Иосифович Охлопков – учитель гимнастики, полковник в отставке. Законоучителями значились священник, настоятель Глазковской церкви протоиерей Иоанн Иоаннович Титов и священник 25-го Восточно-Сибирского строительного генерала Кондратенко полка Дмитрий Иоаннович Тресвятский[1]. Зарплата учителей в это время составляла 1020 руб.

В 1916 в Иркутском двухклассном железнодорожном училище (в Глазково, по ул. Понтонной, д. № 2–5) почетным блюстителем был А.Ф. Киселев. Обучением детей занимались З.И. Колосова, М.Я. Акимова, В.А. Коровин, Р.А. Стеценко, Е.А. Любецкая, Е.П. Ушакова, П.Е. Григорьев, И.Ф. Ушаков. Рукоделие преподавала А.М. Зорева[2].

В течение 25 лет работала в Иркутской железнодорожной школе Любовь Николаевна Вознесенская, дочь священника Вознесенского.

Проектирование и строительство здания училища

Шло время. Количество учащихся с каждым годом увеличивалось, а собственного здания училище по-прежнему не имело. Занятия проходили в двух этажах учебного здания участка тяги, построенного в конце ул. Александровской (ныне ул. Профсоюзная). Решался вопрос о проведении занятий и в помещении летней дачи «Звездочка». Наконец, сняли в аренду помещения на ул. Понтонной (ныне ул. Маяковского) в усадьбе А.И. Гордеевой. Усадьба состояла из двухэтажного дома и двух деревянных флигелей. В главном здании разместили 8 классных комнат и 2 рекреационные, 3 раздевалки и кухню, во дворе находилось подсобное помещение. Арендную плату за наем определили 4350 руб. в год.

В 1910 Управление железной дороги сделало представление в Министерство путей сообщения об открытии в Иркутске нового здания для учебного заведения. В ответ на запрос начальника Забайкальской железной дороги учебный отдел МПС сообщил, что «открытие упомянутого училища представляется крайне желательным и даже необходимым». Управление приступило к проектированию здания школы. Одновременно решался вопрос о приобретении участка земли.

В полосе отчуждения земель железной дороги участка, годного для строительства училища, не было. Городское управление, имевшее в Глазково земельные наделы, не продавало их, а сдавало в аренду на большой срок. Существовал вариант покупки частных земель. Некоторые землевладельцы предложили свои участки для продажи.

В 1914 в конторе нотариуса А.Г. Белинского по ул. Большой между наследниками В.И. Михалева – Сергеем Михалёвым (от имени братьев) – и Управлением Забайкальской железной дороги был заключен договор купчей крепости на недвижимое имущество. Управление приобрело участок наследников В.И. Михалева под постройку школы.

Проектирование школы на 450 учеников поручили службе пути технического управления, возглавил его инженер В.И. Коляновский. На двух этажах разместили десять классных комнат, а в полуподвале – главный вход с вестибюлем и раздевалкой, спортзал и служебные помещения. Центральный вход сделали с торцевой, восточной стороны, что было вызвано большим уклоном площадки и давало возможность построить с этой стороны три полных этажа. Главный фасад училища был обращен в сторону улицы Понтонной. Под квартиры учителям отдали два деревянных дома, купленных вместе с участком у владельцев Михалевых.

Строительство завершилось к концу 1915. 14 ноября 1916 здание начального железнодорожного училища на 600 человек было освящено[3]. Оно находилось на углу ул. Александровской (современная ул. Профсоюзная) и Понтонной (ныне ул. Маяковского).

Имелись и мастерские для практических занятий.

Сейчас это здание – один из самых красивых памятников архитектуры города Иркутска. В его оформлении преобладают элементы стиля ампир, хотя имеются детали и других стилей. Каждая сторона здания выглядит индивидуально. В оформлении использовано много крупных форм: скругленные углы ризалитов, на дворовом фасаде – граненые выступы, пилоны с колоннами, аттики и широкие межэтажные пояса. Очень красивы выделенные фризы, выступающие карнизы, ритмичные ряды окон, а на главном фасаде – элементы с подчеркнуто вертикальной направленностью. Все это придает зданию особую парадность.

Послереволюционный период

В период революционных событий здание училища стало центром политической жизни Глазковского предместья: 8 (14) октября проводилось первое собрание Иркутской организации большевиков, избравшее комитет РСДРП(б); в течение 1917–1918 проходили митинги и собрания; 26 декабря 1919 – 20 января 1920 размещался штаб рабоче-крестьянских дружин предместья, боровшихся с колчаковцами; 28 декабря 1919 на совещании партийного и военного актива был принят ультиматум к интервентам. В память об этих событиях на здании установлена мемориальная доска.

1 декабря 1918 «в Глазковской железнодорожной школе открытие окраинного отделения Народного университета»[4].

Гражданская война в Сибири закончилась. Школа возвратилась в свое здание. Теперь это уже 1-я Советская железнодорожная семилетняя школа. Обучается в ней 320 учащихся. Возглавила школу в этот период Агния Павловна Казанцева, затем ее сменила Светлана Николаевна Попова.

В истории школы 1920-е годы особенно тяжелыми. Из-за нехватки технического персонала здание находилось в запустении. Не хватало угля для отопления помещений. Подача тепла осуществлялась только до 12 часов дня, а затем температура падала до 10 градусов и ниже, поэтому в декабре и январе время занятий сокращалось до двух часов. Большинство учителей проживало в городе. Весной и осенью, когда Ангара разливалась и возникали трудности с переправой, преподаватели не могли попасть в школу. Педагогический коллектив состоял из 30 человек, из них половину составляли студенты и учителя со средним образованием.

Решение проблемы педагогических кадров взяла на себя железная дорога. На ул. Боткинской, 16 в Иркутске работали железнодорожные педагогические курсы. В 1927 в иркутскую железнодорожную школу получили направление выпускники трехгодичных педагогических курсов Забайкальской железной дороги А.Д. Байчурина, А.П. Ионушас и Е.Ф. Алексеева, которые проработали в ней всю свою жизнь. Известно, что в 1930 заведующим курсами был А.В. Сажнев, образованием на них получали 81 человек[5].

В тридцатые, предвоенные годы в железнодорожной школе обучался 541 ученик. В эти годы она сменила свое название, теперь это школа № 10 Восточно-Сибирской железной дороги. Ее возглавил Константин Александрович Кислов, родственник семьи Гайдай. Он руководил школой с 1934 по 1937.

В 1935 школу переименовывают в железнодорожную школу № 42. Под этим номером она известна многим иркутянам.

В 1941 занятия проводились в здании райсовета: школа на время должна была стать госпиталем. Классные комнаты подготовили для размещения раненых, оборудовали хирургические кабинеты, установили ванны. Но госпиталь в здании школы так и не был открыт.

В первые же дни Великой Отечественной войны встал вопрос подготовки кадров для железнодорожного транспорта из числа учащихся старших классов. Была проведена огромная работа по разработке учебных планов, программ, оборудованию рабочих мест для слесарей, радистов, механиков. С 1 августа 1941 детской технической станцией при школе были набраны для подготовки три группы слесарей-паровозников, две группы электромехаников (25 человек), две группы радистов (59 человек), коротковолновиков (30 человек), по одной группе помощников машинистов (6 человек), автомобилистов (10 человек), станочников (11 человек), киномехаников (10 человек), а также группы стрелочников, электромонтеров, связистов, телеграфистов. Всего различным специальностям обучились 242 человека.

Школа помогала семьям защитников, призванных в ряды РККА. Пионеры организовали движение «Тимур и его команда» для оказания помощи нуждающимся: ремонтировали бытовые приборы, плиты, утюги, примусы. Ученики проводили большую работу в помощь госпиталям: собирали посуду, белье, ухаживали за ранеными.

Ученики школ Восточно-Сибирской железной дороги собрали значительные средства для постройки танков и самолетов, на оборудование госпиталей. Только в самом начале войны на колхозных полях отработали 3672 ученика, было заработано 8288 руб.; проведено 50 воскресников при участии 888 человек, заработано 8568 руб.; собрано металлолома – 218, 5 тонн, теплых вещей – 2444, облигаций на сумму – 233 804 руб., денег на посылки – 4673 руб.

Помогая фронту, школа сама испытывала большие трудности. Сокращалась численность учителей и учащихся старших классов. Учителя и ученики уходили на фронт. Не всегда выполнялась учебная программа: не хватало наглядного материала, тетрадей, ручек, чернил, учащиеся часто привлекались на хозяйственные работы. Из 6 дорожных школ горячие завтраки ученикам выдавали только в школе № 42.

Внеклассная работа в это время велась на военный лад. Ребята выпускали стенгазеты, где отражали события на фронте, боевые листки, читали письма с фронта, проводили беседы, приглашали на вечера героев-фронтовиков.

Школа после войны стала женской. Мальчики учились в железнодорожной школе № 80. В 1953 школа вновь стала смешанной.

При школе № 42 был интернат, в котором жили дети с протяжения. В помещении интерната в настоящее время размещается отдел учебных заведений и методический кабинет ВСЖД.

Директора

Административное руководство учебным заведением в разные годы осуществляли: Иван Васильевич Буренин (1906–1917), Агния Павловна Казанцева (1919–?), Светлана Николаевна Попова (1928–1929), Константин Александрович Кислов (1936–?).

Директором школы № 42 в военные годы был Александр Федорович Юферов, его на посту руководителя сменила Клавдия Евсеевна Сазонова (?–1953).

Затем деятельностью образовательного учреждения руководили: Мария Михайловна Рудкевич (1953–1955), Анатолий Васильевич Калашников (1956–1962), Алексей Павлович Чепернов, Иван Дмитриевич Малясов (1962–1969), Тамара Феоктистовна Дюрба (1969–1971), Вера Владимировна Рычкова (1971–1985), Надежда Владимировна Пономаренко (1980–1991).

С 1991 директором школы стала Лидия Иннокентьевна Найманова, она до 2012 возглавляла образовательное учреждение, которое теперь носит наименование – НОУ Лицей № 36 ОАО «РЖД».

Выпускники

В числе выпускников учебного заведения немало известных имен. Среди них – Михаил Михайлович Герасимов, советский скульптор-антрополог, лауреат Государственной премии, доктор исторических наук, возглавлявший первую в мире лабораторию пластической реконструкции человека, создатель метода видового единства человечества.

Николай Александрович Флоренсов – доктор геолого-минералогических наук, профессор Иркутского госуниверситета, член-корреспондент АН СССР, в 1949–1953 директор Института геологии Восточно-Сибирского филиала АН СССР.

Леонид Иович Гайдай – кинорежиссер, сценарист, актер, народный артист СССР.

Александр Иович Гайдай (выпускник 1938) – поэт, журналист, заслуженный работник культуры РФ. Работал литературным сотрудником в иркутских газетах «За здоровую смену», «Восточно-Сибирский путь», «Советская молодежь», «Восточно-Сибирская правда», был внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутской области.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иркутское городское коммерческое училище
  2. Иркутское второе коммерческое училище
  3. Главное народное училище в Иркутске
  4. Иркутское уездное училище
  5. Глазковское городское начальное училище
  6. Александро-Мариинское пятиклассное городское училище
  7. Иркутское горное училище
  8. Иркутское ремесленное училище
  9. Ремесленно-слободское училище — историческое здание в Иркутске
  10. Иркутское начальное училище имени А.М. Кладищевой
  11. Иркутское еврейское начальное училище
  12. Бодайбинское реальное училище
  13. Витимское приходское училище
  14. Карапчанское (Воробьевское) приходское училище Киренского округа
  15. Киренское уездное училище
  16. Марковское приходское училище Киренского округа
  17. Нижнеилимское приходское училище
  18. Омолоевское приходское училище Киренского округа
  19. Орлингское приходское училище Верхоленского округа
  20. Преображенское приходское училище Киренского округа
  21. Чечуйское приходское училище Киренского округа

Примечания

[1] Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914 г. – Иркутск, 1914. – С. 171–172.

[2] Адрес-календарь Иркутской губернии. – Иркутск, 1916. – С. 109.

[3] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994. – С. 227.

[4] Там же. – С. 346.

[5] Справочник и деловой торгово-промышленный указатель по Иркутску и Иркутскому округу на 1930 год. – Иркутск, 1930. – С. 109.

Литература

  1. Адрес-календарь Иркутской губернии. – Иркутск, 1916.
  2. Иркутск: Историко-краеведческий словарь. – Иркутск, 2011.
  3. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003.
  4. Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914 г. – Иркутск, 1914.
  5. Медведев С. Иркутск на почтовых открытках. – М.: Галарт, 1996.
  6. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994.
  7. Справочник и деловой торгово-промышленный указатель по Иркутску и Иркутскому округу на 1930 год. – Иркутск, 1930.
  8. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. – Иркутск, 2011.
  9. Томилова Т.П. Обращаясь к истокам / ред. Л.Ф. Харченко. – Иркутск: ДЦНТИ ВСЖД, 2010.
  10. Шинкарева А. Дорога в будущее: Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI. – Иркутск, 2002.

Ссылки

  1. Железнодорожное училище // Прибайкалье.
  2. Сайт НОУ Лицей № 36 ОАО «РЖД».

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...