Иркутское еврейское начальное училище было открыто в декабре 1897. Первоначально находилось на улице 1-й Солдатской. С 29 августа 1901 г. располагалось по адресу: г. Иркутск, ул. Ямская, 32. Ныне в здании училища – средняя школа № 9 (начальный блок).
Иркутск всегда был городом многонациональным, как и сама Сибирь: наряду с русскими здесь жили буряты, татары, поляки, тувинцы, китайцы, якуты, монголы, немцы… Немалую долю населения составляли евреи. По данным В.Ю. Рабиновича, в 1897 г. евреи составляли более семи процентов[1] официального населения города, что было очень заметным в хозяйственной жизни Иркутска. Если первоначально иркутские евреи занимались преимущественно мелкой торговлей и ремеслами, то на рубеже XIX и XX вв. самая крупная община Восточной Сибири стала торгово-предпринимательской, значительно выросло число служащих, интеллигенции, высококлассных специалистов и лиц творческих профессий. Например, в 1913 г. евреи составляли до 40 % дипломированных иркутских медиков! Иркутские евреи играли активную роль в экономике региона, контролируя четвертую часть всего торгового оборота. Они составляли около 70 % купечества, владели пятой частью городской недвижимости, выплачивали в городскую казну до 25 % всех налоговых поступлений. Однако неправильным было бы считать, что все евреи, проживавшие в городе, были крупными предпринимателями и получали высокие доходы. Среди них было много тех, кто имел средний достаток и кто с трудом сводил концы с концами. Их спасением был малый бизнес – мелкая розничная торговля, ремесло или то и другое одновременно. Свое маленькое дело давало столь необходимый дополнительный доход и позволяло занять в обществе достойное место, что было крайне необходимо первому поколению сибирских евреев. Малый бизнес не требует вложения больших капиталов, он легко приспосабливается к изменению экономической ситуации, абсолютно незаменим в освоении новых, рискованных отраслей. Ну а при определенном умении, смекалке и удаче маленькое дело может разрастись и приносить большой доход. Именно в малом бизнесе лежали истоки благосостояния большинства богатых и известных семей иркутских евреев. Но каким бы ни был достаток еврейских семей, все они, так или иначе, старались дать своим детям лучшее образование и воспитание, поскольку это увеличивало шансы выдвинуться в чужой среде и укрепить уже достигнутое положение. Об этом свидетельствуют и цифры переписи 1897 г., показывающие, что наибольшее число грамотных евреев было среди молодежи от 10 до 29 лет. Дети иркутских евреев посещали не только частные еврейские училища и школы, но и составляли большой процент учеников в общегородских учебных заведениях. В 1910 г. 7,3 % среди учеников Иркутской гимназии, 37,4 % – в Иркутском коммерческом училище, 19,5 % – в частных женских гимназиях.
Большую роль в получении образования, особенно для малоимущих представителей еврейской национальности играла община. Первоначально обучение детей проходило в синагоге, действовал кружок образования – «Талмуд-тора»[2]. Значительно позднее появляются непосредственно учебные заведения.
Первое упоминание о наличии в Иркутске еврейского училища относится к 1880-м годам. Во второй половине 1886 г. еврейской общиной рассматривался вопрос, куда перевести еврейское училище из-за негодности дома купца Я.С. Домбровского, где располагался молельный дом. Было решено, что под него должно быть отведено верхнее помещение синагоги[3], здание которой было восстановлено после страшного иркутского пожара, случившегося 22 и 24 июня 1879 г.
Н.С. Романов в своей летописи говорит об открытии в декабре 1897 г. бесплатной еврейской общественной школы для детей из неимущих семей, куда «на первый раз принято 35 человек»[4]. Данные историка Ю. Душкина дополняют эти сведения. 4 ноября 1897 г. директор училищ Иркутской губернии разрешил открыть в Иркутске частное начальное училище. Первоначально еврейская община отвела под училище небольшой деревянный дом на 1-й Солдатской улице, который был куплен еще в 1886 г. иркутскими купцами Яковом Савельевичем Домбровским и братьями Леонтием и Яковом Осиповичами Лейбовичами. Здесь и разместили один класс с 35 учениками. Желающих обучаться в школе было намного больше, чем могло позволить помещение школы. Требовалось дополнительные площади. Тогда еврейская община арендовала под училище дом Василия Баянова, находившийся на Арсенальской улице, 31, где устроили два класса и учительскую.
5 мая 1899 г. общине разрешили открыть женскую еврейскую школу. Община за 250 р. в год арендовала каменное здание у купца Иосифа Маркевича на Большой улице, 52. Там, в трех комнатах, поместили классы и отдельно – учительскую. Но арендуемое здание не соответствовало учебным, санитарно-гигиеническим требованиям, поэтому в июне 1901 г. еврейская община приобрела две усадьбы на Ямской улице под № 32 и 34 с двухэтажным каменным домом. Летопись Н.С. Романова свидетельствует: «29 августа (1901 г.) состоялось открытие учебного сезона в еврейской школе, обучающей 150 человек, переведенной в собственное каменное здание на углу Ланинской и Ямской. Присутствовало много публики, между прочими присутствовали] директ[ор] народн[ых] училищ М.А. Заостровский, Г.Н. Потанин и др[угие]. После пения псалмов раввин Бейлин сказал речь о значении народного образования, г. Крючкович изложил историю школы, преобразованной в 1886 г. из талмуд-торы. В 1887 г. эта школа уже признается школьным начальством – в ней обучалось 38 человек. В 1899 г. было открыто женское отделение и школа перешла на Большую улицу, но помещение оказалось тесным, и тогда еврейское общество приобрело каменный дом, инициаторами чего были г-жи Помус, Цукасова и д[окто]р Крючкович»[5].
Но и этот дом оказался тесным. На купленном месте решили построить новое большое двухэтажное каменное здание. 21 апреля 1902 г. состоялась торжественная закладка здания для Иркутского еврейского училища в присутствии начальника губернии, директора и инспектора народных училищ и многих приглашенных лиц. Деньги на строительство были собраны с еврейского общества по инициативе М.А. Цукасовой, Ю.Л. Помус и доктора Ельяшевича[6]. Открылось училище через год. 31 августа 1903 г. «местная еврейская община торжественно освятила новое каменное здание начальной школы на Ямской улице. Освящение совершал раввин С.Х. Бейлин. Построено по проекту архитектора Д.Р. Магидея»[7].
На первом этаже поместили четыре класса для мальчиков, учительскую и раздевальную, на втором этаже – три класса для девочек и рекреационный зал. По данным дореволюционной справочной литературы, училище не было смешанным, а считалось как два заведения или, точнее, – одно учреждение с двумя отделениями: мужским и женским. У каждого отделения были свои заведующие и учителя.
Иркутским мужским еврейским училищем заведовали: Самуил Кальмеер (1899–1900 гг.), Абрам Крючкович (1900–1907 гг.), врач детской больницы Павел Григорьевич Шнейдерман (с 1907 г.). Учителем еврейских законов был меламед Евна Г. Гольдберг, Преподавателями работали Василий Александрович Инешин, И. Левин, И.И. Покровский, В.И. Ташкинов, Д.С. Дейч.
Женским училищем руководили: с 1899 г. Мария Цукасова, затем – Юлия Леонтьевна Помус (до 1913 г.), далее – Т.М. Шахновская, с 1915 г. – вновь Ю.Л. Помус. Учителями трудились Михаил Иванович Курагин, Т.М. Шахновская, Татьяна Яковлевна Герзони, А.А. Розонова, вероучителями – Г.В. Туровский, Лейба Гирш. Мелицов[8].
Как уже отмечалось, в училище принимали детей из бедных и многодетных семей Иркутска. Газета «Сибирь» в 1909 г. сообщала: «Прием учеников и учениц в еврейское уч[или]ще назначен на 2, 3, 4 августа, с 9 до 12 ч. дня ежедневно. Желающие отдать детей в школу должны представить метрическ[ую] справку, свидетельство об оспопрививании и свидет[ельство] о праве проживания в Иркутске»[9]. В 1910 г. в «еврейском общественном бесплатном училище обучается 110 мальчиков и 114 девочек. Все жители Иркутска. Учащих по общеобразовательным предметам 4»[10].
Учащихся бесплатно учили, одевали, давали чай. Так, в 1909 г. в местной печати отмечалось: «Благотворительной училищной комиссией в начале осени были выданы недостаточным ученикам еврейского училища шубы и катанки. Вещи эти были выданы приблизительно 25 челов[екам]. Между тем, всех нуждающихся в теплой одежде среди учащихся уч[или]ща насчитывается много больше, и за отсутствием у комиссии средств, пришлось отказать в одежде не менее 50-ти учащимся. Не получившие одежды недавно обратились с ходатайством о выдаче последней в об[щест]во оказания пособий учащимся В. Сибири, откуда до сих пор никакого ответа не получили. Как известно, об[щест]во оказания пособий тоже испытывает большой недостаток в средствах»[11].
Организация образовательного процесса была поставлена в соответствии с требованиями времени. Примечательно, что в бесплатном Иркутском еврейском училище, открытом общиной в 1897 г. – организацией традиционной и обязательной с религиозной точки зрения, – наряду с обычными дисциплинами (еврейский язык, вероучение, еврейская история, разговорно-еврейский язык) преподавались также общеобразовательные предметы в соответствии с программой Министерства народного просвещения. Сюда входили русский язык, арифметика, природоведение, география, русская история. Руководство школы считало эти дисциплины важной и неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Помимо обязательных предметов, с 1900 г. мальчиков занимали переплетением книг, учили сапожничать. Девочек учили шить, «чтобы дети были ремесленниками, как их родители». Для обучения девочек кройке, шитью, вышиванию были организованы классы в помещении богадельни (на 1-й Солдатской улице). Женским ремесленным отделением в Иркутском еврейском бесплатном училище заведовала Надежда Фишелевна Фризер, жена купца Я.Д. Фризера[12], который уделял большое внимание развитию еврейского национального образования.
1 октября 1907 г. губернские власти разрешили еврейскому обществу «при еврейской начальной школе открыть ремесленные классы. Приобретено место рядом с училищем и будет построено здание. Содержаться они будут из капиталов, пожертвованных И.М. Файенбергом и Я. Кремером (1-й – 60 тыс., 2-й – 100 тыс.)»[13]. Однако по каким-то причинам ремесленное отделение в 1907 г. не было открыто. И два года спустя, 25 сентября 1909 г., потомственный почетный гражданин, иркутский купец 1-й гильдии Исай Матвеевич Файнберг «пожертвовал 10 100 р. на учреждение при местном еврейском училище ремесленного отделения его имени. Им же пожертвован дом по 3-й Солдатской улице для помещения в нем учрежденного ремесленного отделения. (Дом дает дохода 4800 р.)»[14]. С этого момента началось комплектование нового отделения необходимыми инструментами и оборудованием.
В феврале 1910 г. газета «Сибирь» писала: «Ремесленные классы. Вопрос об открытии при местном еврейском училище ремесленных классов на средства, пожертвованные Файнбергом и Кремером, обсуждался 9 февраля на общем собрании прихожан евр[ейского] молитвенного дома, причем выяснилось, что деньги, завещанные Кремером, от душеприказчика последнего ещё не получены. Поэтому постановлено просить д-ра Юдалевича (душеприказчик), проживающего в настоящее время в Петербурге, перевести в правление молитвенного дома пожертвованные Кремером деньги»[15].
В ноябре 1910 г. М.Я. Кремер вновь сделал щедрое пожертвование ремесленным классам: 31 733 р. наличными и долговых обязательств на сумму 7 260 р.[16]. 1 августа 1910 г. при училище открываются ремесленные классы, а именно столярно-токарное отделение имени И.М. Файнберга[17]. Занятия в этой столярной мастерской начались под руководством Шекера 13 сентября 1910 г. Ученики изготавливали буфеты, шкафы книжные, гардеробы, письменные, обеденные и туалетные столы, которые шли на продажу. Часть выручки отдавали детям, изготовившим проданную вещь, а остальная часть шла на содержание училищ и мастерских.
Воспитательно-трудовая работа в ремесленном отделении была поставлена на должный уровень. В этом классе преподавали высококвалифицированные специалисты. В скором времени изделия столярно-токарного класса завоевали популярность у иркутян и с удовольствием ими приобретались. Хорошее качество и даже изящество изделий, выполненных воспитанниками ремесленного класса, отмечались посетителями выставки предметов ручного труда («различная мебель»), проходившей с 1 по 15 сентября 1913 г. в помещениях еврейского училища[18].
В целях трудового и физического развития учащихся попечительский совет еврейского училища арендовал на 1910–1922 гг. по берегам речки Каи земельную дачу площадью около трех десятин. Две десятины находились под покосами и около одной десятины разработали под огород, где учащиеся обрабатывали землю, выращивали овощи. Обучение детей рациональному огородничеству происходило под руководством специально приглашенного огородника и под наблюдением учителя. За три летних месяца набирали до 140 учащихся, по 70 человек на полуторамесячный сезон. Ученики работали на огороде не более 4–5 часов в день. В свободное время они читали книги, ходили с учителем в лес за цветами, ягодами, грибами, катались в лодке по речке Кае, купались, учились плавать, наблюдали за атмосферными изменениями, температурами воздуха, воды. На содержание школьного огорода было пожертвовано 4 023 р. 13 к. Среди жертвователей встречаем дядю и отца генерального конструктора советских вертолетов М. Миля и родственников конструктора вертолетов Н. Камова[19].
Иркутское еврейское бесплатное училище содержалось на средства прихожан общины, частные пожертвования и устройство благотворительных мероприятий. С 1897 по 1913 гг. община израсходовала на его содержание (не считая домов, земельных участков, оборудования и другой «натуральной» помощи) более 177 тыс. р. Это была одна из самых крупных затратных статей не столь уж и большого бюджета общины. Цифра внушительная, но даже этих средств не хватало на четырехлетнее образование 250–300 учеников. Недостающие средства пополнялись за счет частных пожертвований. В 1913 г. на содержание учебного заведения пожертвовали средства 228 человек. Общая сумма таких поступлений в 1910–1913 гг. составила 12 800 р.[20]
В декабре 1903 г. на состоявшемся в зале общественного собрания благотворительном концерте в пользу училища было собрано чистого дохода 7064 р. 69 к. В списке лиц, участвовавших в концерте, а также лиц, которые «своим трудом и участием способствовали устройству и успеху вечера»[21], и жертвователей – большинство состоятельных евреев, проживавших в то время в Иркутске.
Представляет интерес информация о том, какими капиталами, фондами и имуществом обладала еврейская община для удовлетворения нужд просвещения, профессионального образования и воспитания по состоянию на 1 января 1914 г.[22] Наличными – 16 139 р. 08 к., вечных вкладов и фондов – на сумму 31 364 р. «Кроме того имеется капитал имени Кальмеера в 10 000 р. Проценты с этого капитала составляют 500 р. ежегодно, из коих 300 р. идет на нужды училища, и капитал Хаславского, приносящего ежегодно 150 р. процентов»[23]. Стоимость недвижимого имущества (здание училища, дома Файнберга и Пастернака, два дома Кремера) определялась в 123 500 р.
Серьезное внимание в училище уделялось культурному развитию воспитанников. Так, 7 декабря 1900 г. во время еврейских праздников «Ханука» был устроен праздник, где «учащиеся декламировали и пели разные номера. Были показаны туманные картины, детям были угощение и подарки»[24]. При училище имелась библиотека. В ней хранилось 255 книг в 1901 г., 1300 – в 1913 г. и 1 579 томов в – 1914 г. Для библиотеки выписывали журналы «Русская школа», «Вестник общества просвещения евреев», «Вестник воспитания», «Для народного учителя», «Колосья» и др.
Важно отметить, что здание учебного заведения использовалось и как просветительское учреждение. Общество народных чтений открыло 20 октября 1913 г. при еврейском училище новую аудиторию[25], где проходили для членов еврейской общины литературно-разговорные вечера и нередко на родном языке.
26 января 1914 г. в помещении еврейского начального училища на Ямской улице состоялось собрание членов недавно образованного иркутского отделения Общества для распределения просвещения между евреев России. Был прочитан доклад И.И. Левиным «Развитие идей единобожия у еврейских пророков». 16 марта того же года в аудитории Еврейского училища писатель И.Г. Гольдберг прочитал очерк о литературном творчестве еврейского поэта С.Г. Фруга.
С февраля 1915 г. при училище открылись вечерние курсы грамотности для взрослых[26], а 11 апреля в здании состоялось собрание членов Иркутского отделения общества распространения просвещения между евреями России, посвященное памяти еврейского писателя Леона Переца. В. Цыбиным был сделан доклад о творчестве писателя. Были прочитаны отрывки из его произведений.
4 сентября 1917 г. на базе училища состоялась первая Сибирская конференция представителей кружков национальной еврейской молодежи[27]. В том же году открылся клуб еврейской национальной молодежи «Гашахар»[28].
В начале осени 1917 г. в Иркутске проходили бурные дебаты по вопросу открытия университета. Представители еврейской общественности горячо поддержали идею создания в городе университета и выступили в его поддержку. 15–22 октября 1917 г. проходила «университетская неделя». Были проведены спектакли, концерты и лекции, сбор с которых направлялся в фонд учреждаемого в городе учебного заведения. В первый день «недели» прочитаны лекции: А.П. Гончаровым «Университет и война» – в Промышленном училище, А.Н. Дистлер «Университет и женщины» – в музее ВСОРГО, П.В. Зицерманом «Университет и народ» – в «Посохинской аудитории», П.Д. Яковлевым «Университет и крестьяне» – в учительской семинарии, С.И. Бельдениновым «Университет и Сибирь» – «Ломоносовской аудитории», Л.С. Цыбиным «Университет и народ» – в еврейском училище, Г.Ф. Бетоновым «Университет и народ» в Народном университете и И.Х. Петелиным «Университет и самоуправление» – в Иннокентьевском училище.
В период революционных событий иркутяне – представители еврейской национальности проявили высокую активность. В 1919 г. еврейские религиозно-национальные общины Сибири и Урала основали в Иркутске «Национальный совет», который отмежевался от евреев, поддерживавших большевиков. В противовес ему была создана национально-социалистическая группа «Сибирская лига» на платформе большевиков.
16 января 1919 г. в помещении еврейского училища прошло последнее заседание съезда еврейских общин Сибири и Урала, на котором был избран Исполком Еврейского национального Совета. От Иркутской Еврейской общины в его состав вошли: З.О. Помус как член исполкома, Г.Б. Ерманович и Л.Г. Шнейдерман – как кандидаты в члены исполкома.
С установлением в городе советской власти многие здания стали использоваться далеко не по своему первоначальному назначению. Коснулось это и еврейского училища. 19 марта 1920 г. в Иркутске была развернута сеть военных лечебных заведений: 1-е хирургическое отделение – во II-м Общественном собрании; 2-е хирургическое отделение – в госпитале Красного Креста; 1-е терапевтическое отделение – в Спортивном клубе (ул. Большая, 12); 2-е заразное терапевтическое отделение – в Еврейском училище; нервное отделение; глазное отделение; центральная аптека в здании Медведниковского банка[29].
Бывшее Еврейское училище было муниципализировано Приказом по Коммунотделу от 7 декабря 1920 г. № 240 с 10 ноября 1920 г. на основании декрета СНК об отделении Церкви от государства (утверждено ГУКХ (отн. ГУКХ 7255а/3 от 30 апреля 1924 г.))[30]. К 1926 г. в нем размещалась 17-я Совшкола 1-й ступени. В это время Совшколе принадлежали два здания – каменное, величина используемой учебной площади в котором составляла – 591 кв. м, и деревянное (величина использованной жилой площади – 32 кв. м). Общая площадь – 623 кв. м. (Правда, план поквартальной съемки города показывает наличие на усадебном участке большего количества строений, но это можно объяснить тем, что усадьба принадлежала еврейской общине и под училище отводились только два здания, а другие использовались для нужд самой общины.) Позднее здесь находились начальные классы школы № 9.
[1] Рабинович В.Ю. История еврейской общины в Иркутской губернии (XIX – начало XX вв.) // Сибирский еврейский сборник. — Иркутск, 1992. — № 1. — С. 19.
[2] Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. — Иркутск, 2011. — С. 96.
[3] Войницкий В.С., Горенштейн А.Я. Евреи в Иркутске. — Иркутск, 1915. — С. 299.
[4] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. — Иркутск, 1993. — С. 377.
[5] Там же. — С. 462.
[6] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. — Иркутск, 1994. — С. 15.
[7] Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. — Иркутск, 2003. — С. 154.
[8] Чирков Н.С. Иркутск в кармане, справочник. — Иркутск, 1909. — С. 59; Памятная книжка Иркутской губернии. — Иркутск, 1912. — С. 266; Памятная книжка Иркутской губернии. Изд. Иркутского губернского статистического комитета. — Иркутск, 1914. — С. 211; Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 г. — Иркутск, 1915. — Отд. 2. — С. 51.
[9] Сибирь. — 1909. — 19 июля. — № 163. — С. 2.
[10] Голос Сибири. — 1910. — № 5.
[11] Сибирь. — 1909. — 30 декабря. — № 297. — С. 2.
[12] Кальмина Л.В. Сибирский золотопромышленник и меценат Яков Фризер.
[13] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. — Иркутск, 1994. — С. 95.
[14] Там же. — С. 131.
[15] Сибирь. — 1910. — 11 февраля. — № 34. — С. 3.
[16] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. — С. 150.
[17] Там же. — С. 145.
[18] Там же. — С. 182–183.
[19] Душкин Ю. Учили, одевали, давали чай // Восточно-Сибирская правда. — 1997. — 14 марта. — С. 7.
[20] Рабинович В. Евреи дореволюционного Иркутска: наброски к портрету.
[21] Иркутские губернские ведомости. — 1904. — 29 января. — № 3631. — С. 1.
[22] Отчет Иркутского еврейского бесплатного училища и Ремесленного при нем отделения с 1897 г. по 1913 г. — Иркутск, 1914. — С. 75.
[23] Там же.
[24] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. — С. 441.
[25] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. — С. 186.
[26] Там же. — С. 201.
[27] Там же. — С. 248.
[28] Иркутская летопись 1661–1940 гг. — С. 339.
[29] Там же. — С. 154, 269, 272, 284, 328, 372, 410.
[30] Данные взяты из «Списка зданий, занятых учреждениями Губоно в гор. Иркутске по состоянию на 1 мая 1926 г.». — С. 9, 14.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей