Иркутская навигационная школа

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутская навигационная (навигацкая) школа — учебное заведение, работавшее в Иркутске с 1745, первое светское профессиональное учебное заведение в городе.

Иркутская навигационная школа: энциклопедическая справка

Навигационные школы в Восточной Сибири были открыты в 1739 (Якутская) и 1740 (Охотская). Их создание было связано с деятельностью II Камчатской экспедиции. Изучение сибирских территорий, плавания по Тихому океану, составление карт, чертежей, планов – все это вызывало большую потребность в квалифицированных кадрах: геодезистах, землемерах, штурманах.

В 40-х XVIII ирутский вице-губернатор Л. Ланг открыл подобную школу в Иркутске. Учителем он назначил своего соотечественника, «иркутской провинции экономии секретаря шведа И. Брокмана». В 1754 иркутская навигационная школа была преобразована в школу навигации и геодезии с контингентом учащихся в 50 человек. Открытие школы состоялось 1 августа 1754, первый набор составил 32 ученика при двух учителях от адмиралтейц-коллегии. В программу подготовки входили арифметика, черчение, геометрия, геодезия, архитектура, судостроение и мореходство. С 1756 школу передали в ведение начальника иркутской морской команды. В 1756–1784 ею руководил опытный геодезист и моряк секунд-майор М. Татаринов. Он ввел преподавание иностранных языков и выхлопотал присвоение выпускникам обер-офицерских чинов. Среди иностранных языков в Иркутской навигационной школе изучали японский, так как часть выпускников предназначалась для плавания на Курильские острова и в Японию. Учителями были японские моряки, потерпевшие крушение у русских берегов. После крещения они носили русские имена: Григорий Свиньин, Василий Панов, Петр Черный. В 1758–1791 навигационная школа возглавлял лейтенант Юрлов. К этому времени состав учеников стабилизировался и набор составлял 40 человек. За годы существования Иркутской навигационной школы ее окончило несколько сот геодезистов и штурманов. Многие из них приняли участие в исследованиях северо-востока Сибири. Среди выпускников навигационой школы были такие незаурядные личности, как А. И. Лосев – архитектор и землемер, краевед, автор многих трудов, И.Е. Кожевин – участник Северо-Восточной экспедиции академика И.И. Редовского, геодезист, переводчик, художник.

В 1795 навигационная школа была присоединена к Главному народному училищу на правах отдельного класса. С преобразованием в 1805 училища в губернскую мужскую гимназию геодезисты и навигационные ученики были зачислены в ее состав в качестве казеннокоштных гимназистов.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011

Первые годы существования навигационной школы

Идея создания навигацких школ на востоке России принадлежала Витусу Берингу, который принимал участие в экспедициях на Камчатку. Навигацкие школы были открыты в Якутске, Охотске, Нерчинске.

В 1745 году вице-губернатор Лоренц Ланг открыл в Иркутске школу геодезии. Учителем в школу был назначен швед И. Брокман. В 1754 году губернатор В.А. Мятлев преобразовал школу в школу навигации и геодезии. Это было первое профессионально-техническое учебное заведение в Иркутске. Школа готовила навигаторов, землемеров, геодезистов и учителей.

В Иркутск прибыли первые учителя: прапорщик Бритов, а в 1755 году учитель геодезии поручик Юсупов с подмастерьем. Смотрителем школы назначен отставной флотский чин Есипов. В 1755 году из Санкт-Петербургского адмиралтейства отправлен в Иркутск штурман Н. Татаринов. Из Санкт-Петербурга также отправили учебные пособия: арифметики, доски аспидные, карты, теодолиты, циркули и т.д.

После смерти Есипова в 1756 году смотрителем школы назначен Михаил Татаринов.

Школа при М. Татаринове

Школа несколько раз подвергалась реорганизации и передавалась в ведение различных учреждений. Ежегодное финансирование школы составляло 2223 руб. 36 и ¼ копейки. Школа финансировалась из средств Иркутской губернской канцелярии, с 1783 года школа финансировалась из средств Иркутского наместничества. С 1790 года школа финансировалась из государственных средств.

В 1754 году было набрано 32 ученика, хотя по указу Сената полагалось набрать 50 человек. Возраст учеников колебался от 14 до 76 лет. В школе преподавались: арифметика, черчение, геометрия, тригонометрия, алгебра, география, архитектура, судостроение, мореходство, астрономия, рисование, иностранные языки.

В 1758 году из 32 поступивших школу окончили 11 человек. Из них пятеро были отправлены в Охотск штурманами и для дальнейшего обучения, а другие - в Тобольск геодезистами. До 1768 года школу окончили 192 человека — в среднем по 14 в год. Выпускники дворяне отправлялись на флот, разночинцы – в писаря, геодезисты, штурманы и мастеровые адмиралтейства.

При Иркутской навигацкой школе существовала школа японского языка. Она была создана в 1736 году в Санкт-Петербурге при Академии наук. Преподавали в ней крещёные японцы, попавшие в Россию после кораблекрушений. В 1753 году школа японского языка была переведена в Иркутск. Школа готовила переводчиков японского языка. В Иркутск из Санкт-Петербурга были отправлены три преподавателя японского языка: Свиньин, Панов и Чёрный (фамилии даны при крещении). Позднее в Иркутск приехали преподаватели из Большерецка и Якутска.

Наибольших успехов навигацкая школа достигла при М. Татаринове, за что он получил звание секунд-майора. Михаил Татаринов умер в 1783 году. После ликвидации Нерчинской экспедиции навигацкая школа пришла в упадок.

Прекращение деятельности

В 1783 году в школе начали преподавать губернский землемер И. Протопопов и штурман А. Пушкарёв — автор первой карты Байкала. Со временем приём новых учеников прекратился, а в 1795 году оставшиеся 22 ученика были переведены в Главное народное училище. В 1812 году школа была подчинена генерал-губернатору и в том же году упразднена по указанию генерал-губернатора И. Б. Пестеля.

В 1813 году школа вновь начала работать в виде геодезических классов. Потребность в специалистах существовала, в 1830-е предлагалось создать геодезическое училище, но средств на это не выделялось. В 1835 году Государственный совет принял решение навигацкую школу в Иркутскe закрыть, а взамен принять 9 человек для Сибири в Константиновский межевой институт.

Школы, открытые по замыслу Екатерины II, должны были охватить все городское население, но на самом деле этого не случилось. Главные народные училища были открыты в 1789 г. в Тобольске, Барнауле и Иркутске. Малые народные училища открылись в период с 1789 по 1797 г. в Тюмени, Туринске, Красноярске, Верхнеудинске, Кузнецке, Томске, Нарыме и Енисейске, но некоторые из них просуществовали недолго, из-за отсутствия средств на их содержание и недостатку учителей. Обязанные содержать училища приказы общественного призрения и городские думы почти везде отказывались давать средства. Учителя для этих училищ брались большей частью из духовных семинарий. Учащихся приходилось привлекать принудительными мерами, но и при этом училища пустовали. В 1803 все восемь сибирских училищ насчитывали только 331 ученика.

Выпускники школы

  1. Кожевин, Иван Ефимович — якутский уездный землемер, картограф, астроном, рисовальщик, автор историко-географических трудов.

  2. Лосев, Антон Иванович — губернский архитектор Иркутской губернии.

Литература

  1. Краткий исторический очерк учебных заведений г. Иркутска // Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. — Иркутск, 1902.
  2. Кузнецова М. В. Иркутская школа (XVIII – первая пол. XIX в.). — Иркутск, 2000.
  3. М.В. Кузнецова Иркутская навигацкая школа // Сибирский город XVIII-начала XX веков: (Межвуз. сб.). — Иркутск, 1998. — Вып. 1.
  4. Добрынина Е.А. Труд есть источник всех спокойств // Краеведческие записки / Иркут. обл. краев. музей. – Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2003. – Вып. 10.
  5. Лосев-архитектор // Копейка :  газета. — № 13. — 7 апреля 2010.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.