Сиропитательно-ремесленная школа имени К.П. Трапезникова

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Сиропитательно-ремесленная школа для мальчиков беднейшего состояния учреждена в 1866. Открыта в 1868. Размещалась в собственном доме ул. Преображенской. Современный адрес: Иркутск, пер. Волконского, 10.

Открытие и существование заведения

Инициатором учреждения сиропитательно-ремесленной школы в Иркутске выступил И.С. Хаминов, который считал необходимым иметь в городе заведение для воспитания, обучения грамоте и ремеслам мальчиков беднейшего состояния податных сословий.

Школа была открыта благодаря двум крупным пожертвованиям, сделанным городу сыновьями потомственного почетного гражданина Константина Петровича Трапезникова (1790–1860) по его завещанию и тайным советником Иваном Степановичем Хаминовым. Первые внесли капитал в 19 635 руб. (деньги поступали на счет образовательного учреждения в течение нескольких лет – до 1868), второй предоставил в собственность школы дом близ Преображенской церкви, «принадлежавший ранее княжне Волконской». Иркутская летопись сообщает, что 6 июля 1864 «иркутский купец и меценат И.С. Хаминов приобрел у доверенного Е.С. Кочубей (урожденной Волконской) двухэтажный деревянный дом с надворными постройками во второй части Иркутска, в переулке против Преображенской церкви, пожертвовав его сиропитательно-ремесленному заведению». Стоимость покупки составила 8 тыс. руб. серебром.

Уже в августе 1864 были сделаны исправления и необходимые перестройки в здании в целях приспособления его под нужды сиропитательно-ремесленной школы.

23 марта 1866 министром внутренних дел был утвержден устав школы. А 16 сентября 1867 потомственный почетный гражданин иркутский купец 1-й гильдии И.С. Хаминов по дарственной грамоте, оформленной при Иркутском губернском правлении в присутствии московского мещанина Михаила Ивановича Лашина, нарымского мещанина Ивана Ивановича Сидорова и почетного гражданина Адриана Михайловича Болдасова, передал иркутскому обществу приобретенный и приспособленный под школу дом.

Открытие ремесленной школы для мальчиков состоялось 13 октября 1868. Первый этаж дома занимали учительская, классы, столовая, комната для умывания, «цейхауз» (чуланчик). На втором этаже находились спальни воспитанников, квартира и кухня смотрителя, еще один «цейхауз». Помещение школы за все время ее существования капитально не ремонтировалось, ежегодно в доме делали лишь небольшой текущий ремонт: побелка, покраска и т.д. В 1902 деревянное здание школы характеризовалось как старое, очень плохо приспособленное для учебного заведения.

Следует отметить, что официально имя купца К.П. Трапезникова школе присвоено не было, поскольку капитал К.П. Трапезникова завещался не именно этому заведению, а предназначался на обучение детей в Иркутске вообще.

Основной капитал школы постоянно рос благодаря новым пожертвованиям. После 6 марта 1868 наиболее крупные взносы поступили от ряда лиц. И.С. Хаминов внес 13 тыс. руб. на содержание 13 стипендиатов его имени, 5 тыс. руб. – на содержание пансионеров Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича, 1 тыс. руб. – на учреждение стипендии имени генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Корсакова, 2 тыс. руб. – на учреждение двух стипендий имени Великого Князя Алексея Александровича, 1 тыс. руб. – на учреждение стипендии имени генерал-губернатора Восточной Сибири барона Фредерикса. Среди жертвователей на нужды заведения имена Михаила Петровича Лаврентьева (внес 8 тыс. руб.), купеческой вдовы Екатерины Иокимовны Солдатовой (6 тыс. руб.), золотопромышленника Александра Константиновича Трапезникова (4 тыс. руб.), почетного гражданина города Петра Иосифовича Катышевцева (2 тыс. руб.). В 1891 стипендии города имели 4 учащихся.

В октябре 1893 капитал школы составлял 60 394 руб. Помещался в банке Е. Медведниковой, принося ежегодно дохода около 3,5 тыс. руб. Сумма эта тратилась на содержание школы, однако была недостаточной, чтобы удовлетворять все нужды заведения, почему городская дума недостающую сумму на покрытие расходов ассигновала из капитала купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Иннокентия Никаноровича Трапезникова, пожертвовавшего Иркутску по завещанию огромный благотворительный капитал на нужды просвещения. Всего в течение года расходовалось около 13,5 тыс. руб.

Субсидия от городского управления стала одним из главных источников содержания школы и выплачивалась с 1887 по 1911 включительно. Исходя из затрат, сумма субсидии менялась ежегодно и составляла от 3 до 15 тыс. руб.

В начале  XX в. заведение содержалось за счет доходов, приобретаемых Банком Сиропитательного дома Е. Медведниковой на капитал, пожертвованный умершим К.П. Трапезниковым для обучения бедных мальчиков ремеслам и грамоте и пособий для них, а также за счет платы пансионеров за учение и на добровольные пожертвования. Так, в 1900 субсидия из процентов Трапезниковского капитала составила 15 тыс. руб. В том же году по духовному завещанию от Александры Ксенофонтовны Медведниковой были переданы 20 тыс. руб. на учреждение двух стипендий имени Ивана Логгиновича Медведникова. С 1900 по 1908 внесены 1 тыс. руб. неизвестным лицом и 5759 руб. – разными лицами.

Совет сиропитательно-ремесленной школы зачислял пожертвования вечным вкладом в банк Е. Медведниковой. Проценты шли на содержание заведения и стипендии.

Все лица, внесшие в банк 1 тыс. руб. и более, могли назначать в школу своих пансионеров. Пансионерная плата за стипендиатов городского общественного управления и частных лиц была весомым источником финансирования учебного заведения.

В 1882 в Иркутской городской думе поднимался вопрос о присоединении сиропитательно-ремесленной школы К.П. Трапезникова к ремесленно-воспитательному заведению Н.П. Трапезникова в связи с возникшими финансовыми трудностями, но тогда проблема так и не была решена. История вопроса затянулась почти на тридцать лет.

3 октября 1911 городская дума отказала в выдаче 12 тыс. руб. на содержание школы и постановила приступить к разработке вопроса о реорганизации заведения.

1 января 1912, согласно постановлению думы, сиропитательно-ремесленная школа прекратила свое существование, ученики были переведены в ремесленно-воспитательное заведение Н.П. Трапезникова. В 1914 доклад комиссии о реорганизации школы с проектом нового устава был получен городской управой.

В 1913/1914 учебном году в ремесленно-воспитательном заведении Н.П. Трапезникова продолжали обучение шесть воспитанников ремесленной школы.

В бывшем доме школы и на усадьбе в 1914–1917 располагались казармы казачьей части Забайкальского войска.

В советское время здесь размещалось общежитие.

С 1985 года в усадьбе открыт Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. Главный дом усадьбы С.Г. Волконского (построен в 1838) является памятником федерального значения.

Управление заведением

Управление заведением и распоряжение его капиталом было возложено на совет сиропитательного дома под председательством городского головы.

Старшим попечителем школы в 1891 значился купец Василий Васильевич Зазубрин.

Членами совета в разные годы являлись купец Михаил Ионович Нечаев (1891), почетный гражданин Георгий Герасимович Малых (1891), статский советник Павел Николаевич Лялин (1897–1908), Андрей Аполлонович Белоголовый (1897–1911), Диомид Васильевич Самсонов (1901), Иосиф Диомидович Самсонов (1908–1909), Всеволод Николаевич Бочкарев (1909–1911).

Штат сиропитательно-ремесленной школы

Заведование школой возлагалось на смотрителя, которому вменялось в обязанности наблюдение за хозяйством по дому, надзор за воспитанниками во время приготовления ими уроков, а также выполнение функций кастелянши, управление мастерскими.

Долгие годы смотрителем служил коллежский асессор Евграф Яковлевич Писарев. Он одновременно преподавал воспитанникам историю и географию. После его смерти в 1888 смотрительницей стала его жена Алевтина Андреевна Писарева, окончившая 8 классов Иркутской женской гимназии. Она также преподавала географию и историю.

С июня 1910 до реорганизации школы в 1911 должность смотрителя временно исполнял наставник школы коллежский регистратор Прокопий Иванович Коротаев.

16 декабря 1896 Иркутским генерал-губернатором был официально утвержден штат преподавателей и администраторов заведения. Введен в действие с 6 февраля 1897.

В штат входили законоучитель, учителя черчения и рисования, пения, гимнастики, столярного и сапожного мастерства, доктор, фельдшер, бухгалтер (он же письмоводитель), эконом, прислуга: кухарка, ее помощница, две прачки, буфетчик, служитель при больнице, кучер (он же дворник), караульный (он же истопник). Три педагога совмещали обязанности воспитателя с преподаванием русского языка, арифметики, геометрии, истории, чистописания.

Известно, что в должности законоучителя сиропитательно-ремесленной школы состояли: священник Федор Вениаминович Литвинцев (1887), протоиерей Семен Яковлевич Писарев (1891), священник о. Александр Семенович Писарев (1897–1911).

Преподавали в школе: надворный советник Серапион Степанович Зотов (1887–1897), Павел Андреевич Зорев (1891–1897), Павел Михайлович Зубов (1891), коллежский асессор Иван Сергеевич Волочкевич (1887), коллежский асессор Виктор Михайлович Скиндер (1887–1897), Владимир Михайлович Успенский (1887), Никифор Константинович Андреев (1891–1897), Василий Анисимович Агафонов (1897), Даниил Филиппович Никифоров (1901–1911), Семен Северианович Скорняков (1905–1911), Никита Иванович Прокопьев (1908–1911), Кирилл Михайлович Наумов (1908–1911).

Сапожному мастерству мальчиков обучал Павел Павлович Петров (1897), столярному – Петр Сидорович Селин (1897–1911).

Наставниками (воспитателями) работали Прокопий Иванович Коротаев (1897–1912), Иван Абрамович Ловлев (1901–1902), Флегонт Григорьевич Мясников (1901–1903), Николай Иванович Лыткин (1901–1903),  Владимир Иванович Лосев (1901–1902), Кирилл Михайлович Наумов (1901), Николай Васильевич Буренин (1903–1911), Харлампий Иванович Петелин (1905), Василий  Федорович Солдатов (1911).

За здоровьем учеников наблюдали врач Ананий Федорович Красиков (1897–1911) и фельдшер Кирилл Глебович Глебов (1897–1911). Следует отметить, что в школе имелся лазарет, состоявший из двух палат: для заразных и обыкновенных больных.

Характеризуя организацию образовательного процесса в школе, гласный городской думы В.Ф. Солдатов в 1911 отмечал, что педагоги нередко опаздывают на уроки или совсем пропускают их. Преподавание ведется шаблонно. Письменные работы проверяются несвоевременно и нередко небрежно. Указывал на грубое отношение к воспитанникам со стороны управляющего и наставников, недостаточный уровень квалификации мастеров, которые «сами нуждаются в изучении ремесел».

С 1 января 1912, в связи с реорганизацией сиропитательно-ремесленной школы, законоучитель А.С. Писарев, учитель русского языка Д.Ф. Никифоров, учитель и воспитатель П.Е. Григорьев, воспитатель И.В. Буренин, учитель рисования С.С. Скорняков, мастер столярного ремесла П.С. Селин, мастер сапожного ремесла Н.И. Прокопьев, учитель гимнастики К.М. Наумов, эконом К.А. Назаров, бухгалтер В.3. Сказываев, доктор А.Ф. Красиков, фельдшер К.Г. Глебов были уволены. Оставшись без работы посреди учебного года, когда педагогу особенно трудно устроиться на службу, сотрудники заведения обратились в Иркутскую городскую думу и лично к городскому голове с просьбой выдать заштатное жалование в сумме годичного содержания. Прошения были рассмотрены, но в полном размере удовлетворить ходатайства возможности не нашлось. Поэтому были выданы единовременные пособия: Коротаеву – 600 руб., Селину, Прокопьеву, Григорьеву – 500, Буренину, Никифорову – 100, Скорнякову – 50. Остальным в денежном вознаграждении отказано.

Образовательный процесс

Школа относилась к типу низших ремесленных учебных заведений. Предметы преподавались в объеме курса двухклассных сельских училищ или в объеме двухклассных начальных школ. По этой программе все предметы проходились за 5 лет, при двух учителях на 100 учащихся: 3 года в первом классе и 2 года во втором.

В сиропитательно-ремесленной школе учебный курс по программе составлял 7 лет (фактически изучался за 9 лет) при 7–9 учителях и законоучителе и был «растянут» на 3 класса: 1 класс (приготовительный) – 3–5 лет, 2 и 3 класс – по 2 года. Возраст детей – от 9 до 18 лет.

В учебный план входили следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, история, география, черчение и рисование, чистописание, пение, гимнастика.

При преподавании чистописания (весь курс обучения) обращалось внимание на выработку хорошего почерка, даже в скорописи. При этом преподаватель чистописания обязан был проверить тетради воспитанников по всем учебным дисциплинам.

Программа пения знакомила учеников с песнопениями церковными, воскресными, праздничными, великопостными, пасхальными и другими настолько твердо, чтобы исполнение ими этих песнопений выходило стройно и благозвучно. Воспитанники также должны были научиться пению народного гимна, других гимнов и песен, отличавшихся достоинством содержания и мелодий, а также народных песен.

Занятия гимнастикой в теплое время года проходили на открытом воздухе, в холодный период – в теплом помещении.

Воспитанников, успешно закончивших учебных год, награждали похвальным листом и памятной книгой.

Помимо общеобразовательных предметов в программу преподавания школы входило обучение башмачно-сапожному и токарно-столярному ремеслам. Мастерские, столярная и сапожная, находились во дворе, в одноэтажном бревенчатом доме. Изделия шли как для собственного употребления, так и выполнялись на заказ для Сиропитательного заведения Е. Медведниковой и частных лиц. Продажа изделий воспитанников приносила школе определенный доход.

День в школе начинался в 6 утра. В 6 ч. 30 мин – утренняя молитва, после нее – утренний чай. С 7 до 8 ч. 50 мин. – работа в мастерских, затем общая молитва перед учебой. С 9 до 12 ч. – занятия в классах. В 12 ч. – обед. С 13 до 16 ч. – занятия в мастерских. В 16 ч. – вечерний чай. С 18 до 20 ч. – приготовление уроков. В 20 ч. – ужин. В 21 ч. – вечерняя молитва. По субботам воспитанники занимались только в мастерских. Церковные требы исполнял причт Преображенской церкви.

В подсобном хозяйстве заведения выращивались свиньи и капуста на продажу. Ученики ухаживали за садом и лошадьми.

Ежегодно в течение рождественских каникул устраивали елку и ученические литературно-музыкальные вечера, спектакли с подарками для детей. Проводились чтения, которые сопровождались картинами волшебного фонаря

В течение учебного года воспитанники посещали Вознесенский монастырь, музей ВСОИРГО и городской театр, цирк, балаганы и карусели на площади во время Пасхи, концерты, сеансы факира и биоскопа. Зимой для воспитанников заливались ледяная горка и каток.

На время летних каникул часть детей оставалась у родителей или родственников. Остальные жили в школе и совершали экскурсии в поле, в с. Лиственичное (с постоем), прогулки на пароходе. Для воспитанников покупали удочки и лески.

Воспитанники

При открытии школы предполагалось содержать за счет заведения 15 воспитанников. В дальнейшем, по мере роста средств школы, число их могло быть соразмерно увеличено.

Поступавшие для обучения в школу дети в возрасте от 9 до 14 лет разделялись на штатных воспитанников и пансионеров. Число пансионеров соразмерялось с вместимостью заведения и количеством преподавателей. На капитал в 24 тыс. руб., помещенный в банк на вечный вклад, должны были содержаться 24 стипендиата. Плата за помещение в школу пансионеров назначалась с каждого в размере 60 руб. ежегодно или 1000 руб. единовременно, без возврата взноса.

Совету школы предоставлялось право принимать детей, которые не достигли 9 лет, а также старше 14 лет. Пребывание воспитанников в школе оканчивалось не ранее достижения ими 18-летнего возраста, исключая пансионеров, которые могли выходить из заведения и ранее этого срока, «по желанию лиц, на счет коих они содержались в школе».

Совет образовательного учреждения выдавал выпускникам надлежащее свидетельство об окончании курса. Они не пользовались никакими льготами по отбыванию воинской повинности.

1 января 1883 в ремесленной школе содержалось 60 детей. В 1891 и 1893 в заведении воспитывалось 40 мальчиков.  В 1900 также насчитывалось 40 человек. По сословиям они распределялись следующим образом: детей дворян и чиновников – 6, городских сословий – 21, сельских сословий – 6, один инородец, детей солдат и казачьих – 2, других сословий – 4. В том году в школе окончили курс три человека. Поскольку контингент воспитанников был ограничен 40 человеками, то в 1900 было отказано в приеме в школу 105 детям.

По окончании 1905/1906 учебного года в связи с предстоявшей реорганизацией заведения набор учеников в школу был прекращен. На 1 января 1907 воспитанников было 39, 1908 – 32, 1909 – 31, 1910 – 28, 1911 – 20.

Источники и литература

  1. Адрес-календарь личного состава служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях города Иркутска на 1897–98 год. – Иркутск, 1897.
  2. Будникова Т. К истории усадьбы Волконских: сиропитательно-ремесленная школа // Земля Иркутская. – 2005. – № 2 (28). – С. 38–44.
  3. Весь Иркутск с отделами Забайкальской и Якутской областей на 1909 г. – Иркутск, 1909.
  4. Весь Иркутск с отделами Забайкальской области: адресно-справочная и торгово-промышленная книга на 1908 год. – Иркутск, 1908.
  5. Известия Иркутской городской думы. – 1900. – № 4. – С. 44. – Приложения.
  6. Известия Иркутской городской думы. – 1908. – № 15–16.
  7. Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири: Очерк, редактированный и изданный городским головой В.П. Сукачевым. – М., 1891.
  8. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост., автор предисл. и примеч. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003.
  9. Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год. – Иркутск, 1911.
  10. Отчет о состоянии Ремесленно-воспитательного заведения имени Почетного гражданина Никанора Петровича Трапезникова в г. Иркутске за 1902 г. гражданский год. // Известия городской думы. – Иркутск, 1903. – № 13–14. – С. 55–68.
  11. Памятная книжка Иркутской губернии на 1887 г. – Иркутск, 1887.
  12. Памятная книжка Иркутской губернии на 1891 г. Иркутск, 1891.
  13. Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. – Иркутск, 1902.
  14. Памятная книжка Иркутской губернии на 1905 г. – Иркутск, 1905.
  15. Памятная книжка Иркутской губернии. – Иркутск, 1911.
  16. Памятная книжка Иркутской губернии. – Иркутск, 1912.
  17. Памятная книжка по Иркутской губернии на 1901 год. – Иркутск, б/г.
  18. Памятная книжка по Иркутской губернии на 1903 год. – Иркутск, б/г.
  19. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880 г. – Иркутск, 1914.
  20. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. / изд. подг. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1993.
  21. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902–1924 гг. / сост., предисл. и примеч. Н.В. Куликаускене. – Иркутск, 1994.
  22. Терновая И.И., Терновой И.В. Как учились иркутяне. – Иркутск, 2011.
  23. Чирков Н.С. Иркутск в кармане: Справочник 1908–1909 г. – Иркутск, б/г.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015