Киренское уездное училище

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Уездное училище – повышенная начальная школа, вторая (после приходского училища) ступень образования в России XIX в. Согласно Уставу учебных заведений (1804), открывались в губернских и уездных городах для подготовки учащегося «всякого звания» к поступлению в гимназию. В двухлетний курс входили: Закон Божий, Священная история, изучение книги «О должностях человека и гражданина», русская грамматика и грамматика родного языка, чистописание, всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, начальные сведения по геометрии, физике и естественной истории, рисование. По Уставу 1828, преемственная связь уездных училищ с гимназией была нарушена, ставшие трехклассными училища в основном предназначались для детей купцов, мещан и т. п. В них преподавались Закон Божий, Священная и церковная история, русский язык, арифметика, геометрия до стереометрии включительно (без доказательств), география, русская и всеобщая история, чистописание, черчение и рисование. С разрешения Министерства народного просвещения при уездных училищах могли открываться «особые дополнительные курсы», которые давали начальное профессиональное образование. Всего в России было около 500 уездных училищ. В 1872 уездные училища преобразованы в городские училища. Однако в 1899 оставалось еще 111 уездных училищ.

Открытие и существование Киренского уездного училища

Большую роль в учреждении в Киренске уездного училища сыграл земский исправник Петр Шевелев. В 1811, по его предложению жители Киренска собрали 1342 р. 85 к. Еще 711 р. было собрано в следующем году в уезде. В основном это были небольшие суммы в 3–5 р., но некоторые крестьяне вносили по 15–20 р. Самую большую сумму в 25 р. пожертвовал крестьянин Нижнеилимской волости Яков Шаманский. За тысячу рублей был куплен небольшой дом, а на остальные деньги сделаны необходимые приспособления.

5 июля 1814 директор училищ Иркутской губернии Иван Егорович Миллер в собрании чиновников и почетных граждан торжественно открыл в Киренске малое уездное училище по уставу 1804 В нем было два класса и два учителя. Училище приняло в свои стены 40 учеников. При открытии оно получило еще 347 р. добровольных пожертвований и портрет Александра I в подарок.

Смотрителем был назначен соборный протоиерей Кириллов. При этом смотритель уездного училища должен был наблюдать за всеми приходскими училищами своего уезда.

Училище находилось в ведомстве Казанского университета (до 1828), откуда шли все распоряжения по управлению сибирскими училищами и для ревизии назначались визитаторы. Кроме того, все уездные училища подчинялись директору Иркутской гимназии, а та, в свою очередь, находилась под управлением попечителя Казанского учебного округа.

Город ничего не дал уездному училищу, кроме хмельника как доходной статьи на его нужды. «Хмель продавался советом училища по 20–22 р. за пуд. В 1818, например, продано было 5,5 пудов, в 1819 – 6 пудов, а в следующем году хмель сгнил в подклети училища», потому что на продажу его не было получено разрешения Правления Казанского университета.

Первоначально обучение в училище было бесплатным. Только в 1879, когда потребности училища увеличились, а средства содержания остались теми же, была назначена плата за учение: по 3 р. в год с ученика, в 1893 увеличена до 6 р.

На содержание училища по штатам 1859 было назначено из государственного казначейства 2400 р., из которых 1900 р. – на жалование служащим лицам и 500 – на содержание дома.

Важнейшую статью доходов Киренского уездного училища составляли пожертвования местных жителей. П.А. Шевелев не оставлял своим вниманием слабый росток просвещения в Киренске. В 1816 им было собрано около 3,3 тыс. р. на обустройство дома под квартиры учителей, в следующем году еще 682 р. Отмечая его заслуги в развитии образования, училище вывесило портрет своего благодетеля. Долгие годы в его стенах хранилась также бронзовая доска с вензелем Шевелева.

Различные пожертвования в пользу училища, подчас значительные, собирались и в последующие годы. Так, дарственной записью 25 февраля 1837 почетный гражданин Прокопий Медведников подарил училищу два дома со двором в 2750 кв. саж. по улице Набережной, оценив их в 4 тыс. р. Но дома эти «с одинарными слюдяными оконницами, от значительного воинского постоя», как сказано в приемном акте, были в таком плачевном состоянии, что Медведников вынужден был подарить еще 2800 р., чтобы привести здания в порядок. Наводнения 4 мая 1837 и 2 мая 1841 снова портили эти здания, и училище праздновало свое новоселье только в 1842 В 1850 один из этих домов советом училища был продан с 750 саж. земли за 42 р. 30 к. (в 1895 данный отрезок земли без строений оценивался в 1,5 тыс. р.).

С 1859, благодаря почину смотрителя Седакова, училище имело хороший сад.

В 1872 киренский 2-й гильдии купец Нератов пожертвовал «уездному училищу 2000 р. деньгами и на 329 р. леса. В общем этим купцом училищу было пожертвовано на 8151 р. 50 к. ассигнациями. Учебное начальство ходатайствовало о награждении купца Нератова золотой медалью, но награжден был он серебряною с надписью “За усердие” для ношения на шее на станиславской ленте. Пожертвования Нератовым сделаны на ремонт и постройку здания училища», пострадавшего от наводнения 1 мая 1870

Кроме того, умерший в 1881 киренский купец Н.В. Марков завещал училищу «на плату за учение, на учебники и одежду бедным ученикам» капитал в 3950 р. Тяжба наследников на продолжительное время задержала его употребление, благодаря чему капитал увеличился до 6 тыс. р. и проценты с него давали возможность удовлетворять указанные в завещании цели.

В начале 1880-х годов здание, подаренное П. Медведниковым, устарело. Было решено строить новое. Город предложил учебному ведомству на возведение дома 2 тыс. р. с условием, чтобы в нем помещалось вместе с уездным и городское приходское училище. Частными пожертвованиями собрано 3173 р. 40 к., и казенной субсидии назначено 4142 р. 26 к. Училище перешло в новое здание в 1890 В нем были три больших класса, просторное помещение для приходского училища, коридор-зал, учительская.

К 1895 в специальных средствах училища числилось 580 р., образовавшихся из пожертвований почетного блюстителя и платы за учение.

Что касается структуры и статуса учебного заведения, то они менялись с течением времени: менялось законодательство, иными становились образовательные потребности местного населения. В 1921 при уездном училище был открыт приходской класс, выполнявший роль приготовительного. В 1836 училище было преобразовано по уставу 1828 и получило соответствующий штат и смету в 5,4 тыс. р. Число учеников в нем колебалось в пределах 30–40 человек при четырех штатных учителях. Известно, что в 1895 число учеников в уездном училище на все три класса едва достигало 40. Окончили курс училища: с 1845 по 1855 – 25 человек, с 1855 по 1865 – 28, с 1865 по 1875 – 38, с 1875 по 1885 – 42, с 1885 по 1895 – 64.

В 1901 уездное училище значится как Киренское трехклассное городское училище, в 1911 – как четырехклассное, в 1915 – высшее начальное училище.

Обучение в Киренском уездном училище

Учебный план Киренского уездного училища, согласно Уставу учебных заведений (1804), включал следующие предметы: Закон Божий и Священная история, российская грамматика, всеобщая и русская география, арифметика и начальные правила геометрии и технологии, начальные правила физики и естественной истории, чистописание и рисование. Такая программа, видимо, была не по силам Киренскому училищу, не имевшему еще приготовительных классов и низших училищ. При получении учениками 1 класса учебников катехизиса, грамматики и арифметики за них «по безграмотству» расписывались ученики 2 класса. В 1819 технология и естественная история распоряжением правительства были исключены «по излишеству», а вскоре отменили и изучение физики. В 1834 в число учебных предметов было введено еще оспопрививание, но вскоре оставлено.

Зачастую все обучение заключалось в переписывании и зубрежке. Циркуляр министра народного просвещения от 8 июля 1810 находил, что «во многих училищах преподаются науки без всякого внимания к пользе учащихся, что учители стараются более обременять, нежели изощрять память их и вместо развития рассудка постепенным ходом притупляют оной, заставляя выучивать наизусть от слова до слова». 

В октябре 1819 по всем учебным заведениям Прибайкалья было разослано отношение директора Иркутской гимназии о ланкастерском методе взаимного обучения. Это позволило бы одному учителю одновременно «справлять должность и уездного и приходского учителя».

В 1825 Киренск посетил в звании визитатора директор Иркутской гимназии Петр Андреевич Словцов. В предписании Училищного комитета Казанского университета от 21 января 1825 сообщалось, что визитатор сибирских училищ по Иркутской дирекции заметил «пренебрежение введенного ланкастерского способа учения».

Учителя каждый месяц должны были представлять сведения об «успехах и поведении» учащихся смотрителю, а последний отправлял их директору. Затем составлялись «ведомости об учебном течении училища» за полгода. В этой ведомости «поведение и способность» отмечались следующими словами: «тих», «хорош», «изряден», «нехуд», «средственен», «туп», «очень хорош».

В ноябре 1821 была введена цифровая система отметок: «по общепринятым правилам должно означать высшую степень ученических успехов, равно как и отличное поведение, числом 4, хорошие успехи и поведение числом 3, нехудые – 2, а слабые – 1». В феврале 1821 было получено распоряжение об ежемесячных испытаниях учащихся, носивших характер настоящих экзаменов. Испытания проводились по первым дням каждого месяца и продолжались по 8 часов в день. Для выпускников уездных училищ производилось публичное испытание, о ходе и результатах которого смотрители подробно доносили директорам.

Учебное начальство строго следило за выполнением всех церковных обрядов и учащимися, и учащими. Перед началом занятий в училище следовало читать Евангелие, каждый праздничный день учащиеся под наблюдением учителей должны были являться в церковь. В посты учащиеся и учителя должны были исповедоваться и причащаться. Неисполнение религиозных обрядностей считалось синонимом неблагонадежности, вредного, с точки зрения начальства, свободомыслия. Предписывалось на ежедневных молитвах перед началом занятий обязательно упоминать «Высочайшее имя», причем по учебным заведениям рассылался печатный текст особой молитвы за царя.

Большое внимание уделялось вопросам дисциплины учащихся. Так, в 1815 Училищный комитет Казанского университета составил особые правила надзирания над учениками «до начатия и окончания классов»: «Господа учители в день своего дежурства должны приходить в класс по утру в 7 часов и строго взыскивать со сторожей, чтобы классы были чисты и ученикам в другом месте не позволять собираться, как в 1 класс, другие классы не должны быть отперты без позволения дежурного. Собравшихся же учеников должны заставлять приготовляться к учению и не позволять им заниматься резвостями. В 8 часов утра дать знать тем учителям, которые должны учить, чтобы они пришли разводить учеников по классам. Как скоро ученики сядут по местам, то сделав им перекличку, отметить всех тех, которые не пришли в класс. До полудня в 11 часов должен дежурный объявить учителям, чтоб они кончали свои преподавания. Из каждого класса до тех пор не выпускать обучающихся, пока каждый из них не приложит вкратце изложение предмета своему учителю, который со своей стороны, подписав им тетради, объявит дежурному учителю, кого из учеников за леность, нерадение, шалость и поздний приход недолжно отпускать домой. Таковых учеников дежурный отводит в 1 класс и заставляет их заниматься повторением предметов, которых они не выучили или вытверживанием вновь им заданного. После обеда поступать также точно, как по утру. Учеников, не исполняющих своих обязанностей, держать до пяти часов. Потом ни под каким видом не должно учеников распускать вдруг из всех классов, но из каждого порознь, и отнюдь не позволять им при выходе останавливаться на лестницах, галереях и даже на улицах возле гимназического дома, делать разные шалости и бесчинства, если же кто из учеников замечен будет в подобных поступках, таковых обратно вводить в класс. учители не должны распускать учеников без позволения дежурного учителя выходить без нужды из классов и оставлять учеников одних».

Новый Устав от 8 декабря 1828 достиг Киренска лишь в 1836. В уездном училище был открыт третий класс, причем для желающих, в целях подготовки для поступления в гимназию, были введены уроки латинского и немецкого языков и алгебры. Но в 1844, после ревизии училища сенатором Толстым, проезжавшим до Якутска, преподавание языков прекращено, «ибо ошибочно думать, что достаточно только учителю подписываться на аттестатах преподавателем языков, чтобы им быть в действительности».

В 1895 в трех классах Киренского уездного училища преподавались: Закон Божий – 6 уроков в неделю, русский язык – 12, арифметика – 10, геометрия – 4, география – 6, история – 6, чистописание – 10, черчение и рисование – 7. Пение и гимнастика велись при наличии учителей. Следует отметить, что в 1891 считались вакантными должности учителей истории и географии.

В программе учебного заведения не было естественных наук, поэтому до 1895 не было и научных кабинетов. Но как пособие для преподавания общих предметов, так и для внеклассных научных бесед в 1890-х годах приобретены некоторые приборы, коллекции, атласы, дающие возможность ознакомиться с зоологией, ботаникой, минералогией. Особенно ценна коллекция птиц и животных Киренского округа, собираемая в 1893

Училище имело неплохую библиотеку. Начало ей было также положено П.А. Шевелевым. Еще при открытии уездного училища граждане пожертвовали на этот предмет 347 р. и несколько книг на российском и латинском языках. На приобретение учебных пособий в 1817 собрали 682 р. 50 к. Книги и пособия в то время были очень дороги. За историю Карамзина заплачено 195 р. «Тоска по отчизне» Штиллинга стоила 26 р. Два маленьких деревянных глобуса обошлись в 68 р. Аспидные доски Киренское училище продало Нижнеудинскому по 2 р. С 1836 на пополнение библиотеки ежегодно выделялось до 150 р. В 1840-х гг. она насчитывала 814 различных книг и журналов. В 1895 библиотека уездного училища включала 2532 тома на 2067 р. книг. В ученической библиотеке имелось 345 томов на сумму 306 р.

Развитие образования в крае способствовало увеличению числа грамотных людей в крае. Уездное училище со временем стало центром культурной жизни города. Здесь устраивались вечера, театрализованные представления, а на ежегодные публичные испытания учеников собирался весь высший свет Киренска.

Преподавательский состав Киренского уездного училища

Как было сказано выше, при открытии училища в 1814 его смотрителем был назначен соборный протоиерей Кириллов. В 1816 эту должность исполнял уже П.К. Бейтон.

Имеющиеся сведения о педагогическом коллективе Киренского уездного училища говорят о том, что он не был постоянным. Нередко имелись вакансии, что могло объясняться отсутствие учителей и отдаленностью самого уезда. Далеко не все учительские кадры имели необходимую квалификацию, кругозор, интерес к книге. Были и такие, как киренский учитель Сизов, о котором смотритель уездного училища В.И. Седаков в 1819 был вынужден сделать представление городничему: «Находящийся в пьянстве учителя Сизова как для предохранения его здоровья, так и для удержания от дальнейших поступков, наносящих вред училищу, прошу употребить убедительные средства, кои могли бы удержать его».

В то же время, среди киренских учителей встречались интересные, неординарные для своего времени личности. Василий Иванович Седаков после окончания в 1816 Иркутской мужской гимназии некоторое время работал в Олекминске и Якутске, а с 1819 по 1828 возглавлял уездное училище в Киренске. Известный сибирский историк П.А. Словцов, бывший в то время директором училищ Иркутской губернии, познакомился с ним в 1825 во время ревизии и отмечал его знания и усердие. Пытаясь как-то преодолеть хронический недостаток учебных пособий, Седаков составил «начертание русской истории» для местных учеников. Но большую известность он приобрел как натуралист. Он увлекался сбором коллекций минералов, растений, насекомых, был членом Московского общества испытателей природы, опубликовал несколько статей и заметок.

Почти ничего не известно о преподавателе арифметики и геометрии уездного училища Илье Ивановиче Затопляеве. Между тем его с полным правом можно назвать первым краеведом Киренска. В 1841 им было закончено составление «Статистического описания Киренского округа». Сочинение это имеет достаточно четкую структуру, написано живым доступным языком. Отмечая скудость материала, автор вместе с тем не ограничивается личными наблюдениями, а довольно часто делает исторические экскурсы. Подробно и обстоятельно описывается население города и уезда, основные занятия и промыслы, судоходство. Значительное место уделено характеристике уездного училища, где служил автор, Киренскому Троицкому монастырю, управлению города. Словом, рукопись Затопляева является наиболее полным и всесторонним источником по истории уезда и самого города в первой половине XIX в.

В 1838 учебный персонал училища составляли: смотритель и учитель истории и географии Е.Ф. Миллер, преподаватель Закона Божьего священник К.А. Попов, русского языка, словесности, рисования С.Е. Романов, арифметики, геометрии и чистописания И.И. Затопляев.

Одним из преподавателей учебного заведения был Георгий Федорович Ворожейкин. По окончании полного курса наук в Ир­кутской гимназии в 1842 он определен учителем истории и географии в Киренское уездное училище. Преподавал в том же училище рисование и черчение, а также бесплатно латинский и немецкие языки. Проводивший ревизию сенатор тайный советник Толстой при осмотре и проверке уездного училища выразил ему благодарность. В 1842Ф. Ворожейкин ут­вержден в чин губернского секретаря со старшинством, а в 1846 произ­веден в коллежские секретари со старшинством.

В 1861 штатным смотрителем Киренского уездного училища являлся коллежский асессор Петр Иванович Седаков. Он имел знак отличия беспорочной службы за XV лет и темную бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853 и 1856 гг. Законоучителем работал протоиерей Константин Гаврилович Кокоулин. Историю и географию преподавал коллежский асессор Николай Фомич Кривошапкин (имел темную бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 гг.), русский язык – Павел Васильевич Остроумов. Имелись вакансии учителей арифметики и геометрии, рисования и чистописания.

Через четыре года, в 1865 должность почетного смотрителя училища выполнял титулярный советник Алексей Петрович Измайлов. Штатным смотрителем являлся коллежский асессор Николай Фомич Кривошапкин. Преподавали: русский язык – губернский секретарь Павел Васильевич Остроумов, арифметику и геометрию – Гавриил Афанасьевич Царегородцев, историю и географию – штатный смотритель. Место учителя рисования и чистописания вновь вакантно.

В 1873 почетным смотрителем Киренского уездного училища значится главный родоначальник (тайша) идинских бурят коллежский регистратор Илья Иннокентьевич Пирожков. Штатный смотритель училищ Киренского округа – коллежский асессор Николай Ильич Николаев. Учителями работали: законоучитель – священник Петр Прокопьевич Грозин, преподаватель истории и географии – Тимофей Васильевич Малоксиано, арифметики и геометрии – Николай Александрович Косыгин. Русский язык, черчение, чистописание и рисование не преподавались.

Губернский секретарь Илья Иннокентьевич Пирожков и в 1877 был почетным смотрителем учебного заведения. Н.И. Николаев продолжал исполнять должность штатного смотрителя, а П.П. Грозин – законоучителя. Остался верен училищу Н.А. Косыгин. Русский язык преподавал коллежский асессор Павел Васильевич Остроумов. Из-за отсутствия учителей не изучаются история и география, черчение, рисование и чистописание.

В 1881 штат учителей, впервые за много лет укомплектован полностью. Преподавателем арифметики работал Владимир Павлович Мухаммед-Зянов, историю, географию и чистописание преподавал Николай Афанасьевич Сивцов, русский язык – П.В. Остроумов. Штатный смотритель училищ Киренского округа в этом году – Николай Александрович Косыгин. В 1887 он уже имел чин титулярного советника. Законоучитель в училище в этом году – священник Григорий Синявин. Не поменялся учитель арифметики и геометрии. Русский язык вел Григорий Киприянович Кулеш, историю и географию – губернский секретарь Александр Иванович Меркушев.

В 1891 почетным смотрителем Киренского уездного училища числится иркутский купец Михаил Ионович Нечаев, а штатным смотрителем училищ Киренского округа – Константин Константинович Кокоулин (был в этой должности и в первое десятилетие XX в.). В штате училища: законоучитель – священник Александр Успенский, учитель русского языкаК. Кулеш, арифметики и геометрии – Иван Павлович Денисов.

В 1897 у Киренского уездного училища есть почетный блюститель – купец Николай Михайлович Скретнев. Законоучителем значится священник Сергей Дмитриевич Пономарев, преподавателем истории и географии – Помпей Григорьевич Антоненко. Вакантно место учителя арифметики и геометрии.

В 1901 в Киренском трехклассном городском училище, в которое преобразовано уездное училище, кроме преподавателей, работавших в течение длительного времени (С.Д. Пономарев,К. Кулеш), ведут учебный процесс А.А. Богатырев и Н.И. Гусев.

Коллежский асессор Григорий Куприянович Кулеш в 1911 исполнял должность директора уже четырехклассного городского училища. Числились учителями священник С. Пономарев, А.А. Кузнецов, М.А. Пежемский и М.В. Гвоздин. Однако на следующий год коллектив образовательного учреждения почти полностью сменился. Почетным смотрителем уже значится Василий Степанович Купцов, инспектором – Александр Иванович Михайлов, законоучителем – священник Алексей Петрович Куркин. В числе учителей: губернский секретарь Иннокентий Федорович Суходольский (он же преподаватель гимнастики), Леонид Семенович Платонов, Анна Ивановна Куркина (учитель рукоделия для девочек).

В 1915 директором – теперь уже высшего начального училища – вновь был К. Кулеш (надворный советник), священник С. Пономарев – законоучителем. Учителями работали Федор Иванович Филиппов, Петр Георгиевич Марков, Иннокентий Федорович Суходольский.

Читайте в Иркипедии:

  1. Карапчанское (Воробьевское) приходское училище Киренского округа
  2. Марковское приходское училище Киренского округа
  3. Нижнеилимское приходское училище
  4. Омолоевское приходское училище Киренского округа
  5. Орлингское приходское училище Верхоленского округа
  6. Преображенское приходское училище Киренского округа
  7. Чечуйское приходское училище Киренского округа
  8. Иркутское городское коммерческое училище
  9. Иркутское второе коммерческое училище
  10. Главное народное училище в Иркутске
  11. Глазковское городское начальное училище
  12. Александро-Мариинское пятиклассное городское училище
  13. Иркутское горное училище
  14. Иркутское железнодорожное начальное училище
  15. Иркутское ремесленное училище
  16. Ремесленно-слободское училище — историческое здание в Иркутске
  17. Иркутское начальное училище имени А.М. Кладищевой
  18. Иркутское еврейское начальное училище
  19. Бодайбинское реальное училище
  20. Витимское приходское училище

Источники и литература

  1. Административно-судебная система Восточной Сибири конца XIX – начала XX веков в лицах и документах: Материалы к энциклопедии. – Иркутск, 2004.
  2. Адрес-календарь личного состава служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях города Иркутска на 1897–98 год. – Иркутск, 1897.
  3. Арутюнов Г. Именем Киренги нареченный. – Иркутск, 2002.
  4. Линьков А. Деятели по народному образованию в Сибири // Сибирский архив. – 1912. – № 4.
  5. Памятная книжка Иркутской губернии на 1861 год. – Иркутск, 1861.
  6. Памятная книжка Иркутской губернии на 1865 год. – Иркутск, 1865.
  7. Памятная книжка Иркутской губернии на 1873: Адрес-календарь. – Иркутск, 1873.
  8. Памятная книжка Иркутской губернии на 1877 год. – Иркутск, 1877.
  9. Памятная книжка Иркутской губернии на 1881 год. – Иркутск, 1881.
  10. Памятная книжка Иркутской губернии на 1887 год. – Иркутск, 1887.
  11. Памятная книжка Иркутской губернии на 1891 год. – Иркутск, 1891.
  12. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год. – Иркутск, 1901.
  13. Памятная книжка Иркутской губернии на 1911 год. – Иркутск, 1911.
  14. Памятная книжка Иркутской губернии на 1912 год. – Иркутск, 1912.
  15. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.
  16. Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 г. – Иркутск, 1915.
  17. Шахеров В. От ясачного зимовья к уездному городу // Земля Иркутская. – 2002. – № 3 (20).
  18. Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в VII – первой половине XIX в. – Иркутск, 2000.
  19. Школы и грамотность в Киренском округе Иркутской губернии: Памятная книжка / сост. К. Кокоулин. – Иркутск, 1895.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Гаращенко Любовь Витальевна | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015