Религиозные конфессии и течения в Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Источник: Архив Иркипедии
Автор: Не известен
Автор: Sergius Caesar
Источник: sergius-caesar.livejournal.com
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: irkutsk.lusya.com
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: interfax-russia.ru
Автор: Не известен
Автор: Ceen-Nov
Источник: derevnyaonline.ru
Автор: Кузнецов
Источник: ru.wikipedia.org
Автор: Roman PETROV
Источник: panoramio.com

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области по состоянию на 10 февраля 2011 в Иркутской области официально зарегистрированы 283 религиозных организации.

Общие сведения

В настоящее время в Иркутской области насчитывается свыше 300 религиозных объединений, 283 официально зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, около 130 групп действуют без регистрации. Религиозные объединения региона относятся к 21 конфессии и деноминации. В области действует семь централизованных религиозных организаций: Иркутская митрополия РПЦ МП, Епархия св. Иосифа Римско-Католической церкви (РКЦ), Восточно-Сибирская конференция Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня, Централизованная религиозная организация Христиан Веры Евангельской-пятидесятников “Региональное объединение церквей Иркутской области”, “Региональное объединение Церквей Христиан Веры Евангельской Иркутской области”, Централизованная религиозная организация “Объединение церквей Евангельских Христиан Баптистов Иркутской области”, Централизованная организация мусульман “Байкальский муфтият”.

Православие

Ведущей религией в Иркутской области, как и в целом по России, является православие. Православия традиционно придерживаются русские, большая часть живущих в области украинцев и белорусов, мордва, чуваши, часть татар (кряшены) и др. Коренные народности Прибайкалья (усть-ордынские буряты, эвенки и тофалары) с момента вхождения края в состав России также были большей частью крещены, хотя и сохранили по сей день многие элементы прежних верований – промысловые, семейно-родовые культы и шаманизм.

В Иркутской области православие представлено тремя направлениями - Иркутская митрополия Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Старообрядческая община, община Древлеправославной традиции.

73% верующего населения Иркутской области являются прихожанами Русской Православной Церкви. В области действуют Иркутская митрополия РПЦ, возглавляемая митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебный), Саянская епархия, во главе которой временно Владыка Вадим, и Братская и Усть-Илимская епархия, епископом которой является игумен Максимилиан (Клюев), клирик Иркутской епархии. В Иркутской области  234 прихода, а также часовни на территории больниц и в местах заключения. Паству окормляют более 180 священнослужителей. Во всех районах области священнослужителями осуществляется активная благотворительная деятельность – в больницах, детских домах, местах заключения. В каждой колонии есть молельные комнаты, во многих построены церкви, за что митрополит Вадим получил персональную благодарность от министра юстиции РФ. Священнослужители участвуют в духовно-патриотической деятельности. Почти в каждом приходе действуют воскресные школы для детей и взрослых, кроме того, в Иркутске работают православная женская гимназия и начальная школа во имя святителя Софрония Иркутского. Православные гимназии имеются также в Братске и Ангарске. Совместно Иркутской митрополией и приходом Архангела Михаила в Иркутске издаются православные газеты “Верую”, “Сретение”, в Братске выходит газета “Братск православный”.

Старообрядчество в Иркутской области представлено Русской Православной Старообрядческой Церковью (Белокриницкая иерархия) (РПСЦ). В этническом отношении это в основном русские, многие из них казацкого происхождения. Разрозненные группы древлеправославно-верующих объединены усилиями отца Валерия Сикерина в 1994 г. Небольшие старообрядческие общины имеются в Ангарске и Усть-Илимске (не зарегистрированы), отдельные группы православных староверов есть в Усолье-Сибирском, Зиме и др. В настоящее время Православный старообрядческий приход г. Иркутска входит в благочиние Уссурийской и Всего Дальнего Востока Епархии РПСЦ, но временно окормляется епископом Новосибирским и Всея Сибири.

Не имеющие священства старообрядцы поморского согласия (беспоповцы) проживают в с. Хортагна Заларинского р-на. В основном это люди старшего поколения.

Католицизм

Декретом Римского Папы Иоанна Павла II от 11.02.2002 была образована Епархия Святого Иосифа с кафедрой в г. Иркутске, ранее действовавшей как апостольская администратура. Является самой большой католической епархией в мире. Ординарием епархии с апреля 2003 г. является епископ Кирилл Климович. Католические приходы и общины Иркутской области относятся к Иркутскому деканату, который также осуществляет свою деятельность в Республике Бурятия и Читинской области. Действует 13 католических приходов. При епархии действует благотворительная организация “Каритас”. Среди католиков преобладают лица польского, немецкого, литовского, украинского происхождения, но имеются представители практически всех национальностей Прибайкалья. В Иркутской области довольно многочисленна община армяно-католиков (более 100 прихожан в одном лишь Иркутске). Армяно-католики, также как и греко-католики (в областном центре - всего несколько человек), не имеют собственных храмов и посещают римско-католические приходы.

В области представлены следующие монашествующие ордена: Община Сестер Милосердия Святого Карла Борромео, Община Сестер Служительниц Святого Духа (в Иркутске), Сестры Служительницы Божьей Матери Непорочного Зачатия (в Ангарске), Отцы Кармелиты, Сестры Кармелитки Босые и Сестры Альбертинки Служащих Убогим (все три ордена – в Усолье-Сибирском).

Протестантизм

Старейшей протестантской церковью, действующей в регионе, является Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии, на территории области действуют две организации и несколько религиозных групп. Прихожане -  лица русского, немецкого, финского, эстонского и латышского происхождения.

В регионе действует централизованная организация баптистов Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Иркутской области, входящая в Российский союз Евангельских христиан-баптистов. Действует около 40 организаций и групп, в областном центре ведётся строительство храма. Наиболее многочисленны христиане-баптисты в Иркутске (действуют четыре церкви), Ангарске (три церкви), Шелехово, Марково, по станциям ж/д ветки Иркутск - Черемхово. Доктринально близкие к баптистам евангельские христиане представлены небольшими общинами, в частности Иркутской церковью Христа. Кроме этого, в настоящее время в Иркутской области действует две централизованные религиозные организации Христиан веры евангельской-пятидесятников: Региональное объединение Церквей Христиан Веры Евангельской пятидесятников Иркутской области и Региональное объединение Церквей Христиан Веры Евангельской Иркутской области (около 100 церквей).

В Иркутской области Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня свободно начала действовать после 1985 г. За прошедшие с тех пор годы проведена большая работа по восстановлению структуры организации (в годы сталинских репрессий 1937-1939 гг. было уничтожено 95 % верующих Христиан Адвентистов Седьмого дня). В области действует 16 общин. Если на рубеже XIX – XX вв. среди прибайкальских адвентистов значительную долю составляли немцы, то сейчас это в основном этнические русские, украинцы и др.

Около 5500 человек в Иркутской области – члены религиозной организации “Свидетели Иеговы”. В Иркутской области действует около 50 их собраний, в каждом от 80 до 150 человек. Собрания объединены в три района – с центрами в Усолье-Сибирском, Иркутске, Братске. Наиболее активны Свидетели Иеговы в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Братске, Тулуне, Саянске, Зиме, Чуне, Тайшете и др. Свидетелей отличает активная миссионерская деятельность по принципу “от двери к двери”.

С 2003 г. в Иркутске действует местная религиозная организация мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней). Численность организации около 100 человек, существенного роста не наблюдается. Небольшие группы существуют в Ангарске и Братске. В областном центре на миссии постоянно находится около десяти человек. Церковью ведётся постоянная благотворительная деятельность.

Ислам

Ислам исповедуют около 6% верующих жителей области. Централизованная религиозная организация мусульман “Байкальский муфтият”. В 2007 г. между Байкальским муфтиятом и Центральным духовным управлением мусульман в России (Уфа) был заключён договор о сотрудничестве, в планах руководства муфтията вхождение в ЦДУМ. Кроме того поддерживаются отношения с Советом муфтиев России (Москва).

В настоящее время в Прибайкалье действует четыре мечети – Соборная мечеть в Иркутске, Усолье-Сибирском, Черемхове и Тайшете. Мусульманские общины зарегистрированы также в  Ангарске, Братске, Усть-Илимске. Значительные группы мусульман имеются в Кутулике, Шелехово, Братске, Бохане, Осе, Нижнеудинске, Тулуне, Чуне и др. Как и прежде, компактно мусульмане проживают в национальных татарских селах и деревнях: Шаховское, Черемшанка, Сенная Падь (Заларинский район), Осипово Чунского района и др. В последние десятилетия мусульманская община неуклонно растет за счет выходцев с Северного Кавказа, Азербайджана и Средней Азии.

Большинство прибайкальских мусульман придерживаются суннитского направления в исламе, который представлен на 95 % ханафитским мазхабом (это характерно и для России в целом). Часть дагестанцев, чеченцев и ингушей – шафииты. Среди верующих азербайджанцев и таджиков встречаются представители шиизма — второго по значимости после суннизма направления в исламе. Часть таджиков, выходцев из Горного Бадахшана, принадлежат к шиитской группе исмаилитов.

Буддизм

Буддизм представлен в области Махаянской школой - Гелугпа. К Буддийской Традиционной Сангхе России (БТСР) относятся 6 общин, действующих на территории области. Дацаны работают в Новонукутском, Кутуликском районах, а также в Иркутске, Шелехове, посёлке Усть-Ордынский. Кроме этого, ведется строительство дацана на острове Ольхон. В настоящее время происходит экспансия буддизма на территориях области, населённых бурятами, традиционно исповедовавшими шаманизм (тенгрианство).

Помимо организаций, входящих БТСР, в г. Иркутске действует Буддистский центр “Алмазный путь” школы Карма Кагью, также действует общество последователей школы Дзогчен.

Иудаизм

Иркутское еврейское религиозное объединение, ранее входившее в состав Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР), летом 2004 г. перешло в Федерацию еврейских религиозных общин (ФЕОР). В ФЕОР также входит Братская еврейская община. Иркутская синагога является памятником истории и культуры. При общине существуют воскресная школа, уроки по Торе, Еврейское кладбище, клуб кошерной пищи, служба знакомства, молодежный клуб, клуб пожилого человека, клуб еврейских женщин. Здание Иркутской синагоги, пострадавшее от пожара в 2004 г., находится в процессе восстановления. В 2007 г. в Иркутске была зарегистрирована местная иудейская религиозная организация, вошедшая в КЕРООР.

Шаманизм

В начале 1990-х гг. началось возрождение шаманских традиций, возникли структуры, объединяющие преимущественно профессиональных шаманов. Больше всего организации шаманистов представлены в Усть-Ордынском Бурятском округе. Создан консультативный и координирующий орган - Совет шаманских общин Прибайкалья.

Нетрадиционные религиозные течения

В Иркутской области функционируют такие организации и группы, как “Общество Сознания Кришны”, “Церковь Божьей Матери Державная” (Богородичный центр), “Культ Анастасии”, “Радастея”, “Новоапостольская церковь” и др. Часть подобного рода нетрадиционных религий регистрируются, как “образовательные”, “научные”, “нетрадиционной медицины”, “общественные” объединения.

Взаимодействие религиозных организаций с правительством Иркутской области

Основой взаимодействия правительства области с религиозными объединениями является выполнение положений ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

На протяжении последних лет лидеры основных религиозных организаций области участвуют в работе различных советов и комиссий, действующих при правительстве области по гуманитарным и социальным вопросам, значимых областных мероприятиях, таких как День области, Дни Русской духовности и культуры “Сияние России” и т.д. В 2006 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Иркутской области, региональным управлением по Иркутской области Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и рядом религиозных организаций: Иркутской епархией РПЦ МП, Байкальским муфтиятом, Иркутским еврейским религиозным объединением, католической епархией св. Иосифа, приходом Св. Марии Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии в г. Иркутске и Представительством Буддийской Традиционной Сангхи России по Иркутской области. С участием руководителей данных религиозных организаций транслировались антинаркотические видеоролики по телевизионным каналам области.

В 2007 г. в Иркутской области была сформирована региональная Общественная палата. В ее состав вошли представители Иркутской епархии РПЦ (МП), Байкальского муфтията мусульман, Иркутского еврейского религиозного объединения и Буддийской Традиционной Сангхи России. Кроме этого, в 2007 г. при правительстве Иркутской области был создан Межконфессиональный совет, в составе которого представители власти и руководители религиозных организаций.

Доброжелательные отношения между организациями области выражаются, в частности, во взаимном приглашении на основные религиозные праздники (Курбан-байрам, Рождество, Рош-Ашонэ, фестиваль Христианской музыки и т.д.).

Ссылки

  1. “Государственно-конфессиональные отношения в Иркутской области”, сайт правительства Иркутской области

  2. Кто есть кто в Иркутске (2-е издание - биографические справки 2003-2006)

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.