БУРЯТЫ (самоназвание буриад, буряат). Антропологически Буряты в большинстве относятся к центрально-азиатскому типу северобайкальской расы монголоидов; внутри которого выделяются еще 2 варианта: ангаро-ленский и забайкальский.
Территория современного расселения Бурят — обширная полоса лесостепной и горно-таежной зоны, простирающаяся от Нижнеудинска на западе до верховьев Амура на востоке. Область к западу от оз. Байкал принято называть Предбайкальем, к востоку — Забайкальем, которое делится Яблоновым хребтом на Западное и Восточное. По этому хребту проходит водораздел между Тихим и Северо-Ледовитым океанами. Традиционно вся эта территория именуется Прибайкальем или этнографической Бурятией.
Прибайкалье с древности было зоной активных контактов различных по происхождению племен и народов. Одни из наиболее ранних насельников края — далекие предки современных тунгусо-маньчжурских народов, обитавшие в пределах довольно обширной горно-таежной области от Прибайкалья до верховьев Амура. Не позднее неолита в район Прибайкалья проникают протосамодийские племена, а также европеоидное население, связанное по происхождению, вероятнее всего, с древней индоиранской этнокультурной общностью.
По мнению многих современных исследователей, становление прото-монгольской этнической общности происходило в основном в пределах горно-таежной зоны Верхнего Амура и Хингана.
Начало широкого расселения монголоязычных племен приурочивается к рубежу нашей эры, эпохе становления 1-х раннегоских объединений кочевого мира Центральной Азии. Процесс переселения монголов из зоны тайги в степи и приобщение их к новому хозяйственно-культурному типу происходил, очевидно, постепенно.
Можно предположить, что часть лесных древне-монгольских племен к середине I тыс. н. э. уже обитала в районе оз. Байкал. Есть основание связать эти племена с объединением байырку (байегу), основная территория расселения которого находилась в северо-восточной части Западного Забайкалья. Монголоязычное ядро байырку составляли, очевидно, далекие предки современных хори-Бурят. Важную роль в формировании Бурят, особенно западных, сыграли курыканы, основное этническое ядро которых определяется как тюркское.
Начало сплошной монголизации степей Центральной Азии принято связывать с возвышением киданей (нач. X в.). Монголоязычность их основного этнического ядра к этому времени не вызывает сомнений, но, по-видимому, на ранних этапах его формирования существ, роль сыграли тюркские и тунгусские этнические компоненты. Собственно же киданьский компонент не оказал заметного влияния на этническую структуру.
Значительную роль в судьбе населения Прибайкалья сыграло монгольское время. Именно период с XII по XVI в. оказался во многом определяющим для формирования языка и культуры будущей бурятской народности.
С XIV по XVII в. в Прибайкалье происходил процесс консолидации различных родоплеменных групп, в том числе тюркского и тунгусского происхождения, в рамках нескольких крупных территориально-этнических объединений. К началу XVII в. в долине Ангары и по ее притокам, а также по Верхней Лене проживали хонгодоры, булагаты, эхириты и отдельные родовые группы западно-монгольского происхождения — икинаты, сэгэнуты, зунгары и т. д. В Забайкалье кочевали хоринцы и многочисленные группы собственно монгольского происхождения. В верховьях Оки обитала небольшая часть сойотов-тюрков, впоследствии почти полностью ассимилированных Бурятов. Кроме того, на р. Витим и в районе Еравнинских озер жили дауры. Однако в источниках последующего времени они уже не упоминаются как этническое целое.
Поворотным моментом в этнической истории Бурят явилось вхождение Бурятии в состав России. После присоединения Восточной Сибири к России возникают соответствующие условия для завершения процесса консолидации различных родоплеменных групп в единую бурятскую народность, сложившуюся в 1-й половине XIX в.
Буряты подразделяются на 2 основные территориальные-этнографические группы: западных (предбайкальские) и восточных (забайкальские), что обусловлено, с одной стороны, своеобразием природно-географических условий, следовательно, хозяйственно-культурных типов, с другой — особенностями их исторического развития. Так, в формировании западных Бурят более существенную роль сыграли этнические компоненты тюркского и тунгусского происхождения. Выделяются также 4 основных подразделения племенного типа — хоринцы, эхириты, булагаты, хонгодоры. Кроме того, существует объединение территориально-административного характера — селенгинские Буряты, включающие в себя представителей родов монгольского и западно-бурятского происхождения.
Появление в Восточной Сибири русских и последовавшее за этим присоединение Бурятии к России изменило направленность и характер происходивших в регионе этнических процессов, во многом предопределив их современную специфику. Установление Россией четких пограничных рубежей с Монголией и Китаем привело к обособлению бурятских племен от остального монголоязычного мира, разрыву их традиций хозяйственно-культурных связей с народами Центральной Азии, Китая, Тибета. Дальнейшее этническое развитие Бурят шло под непосредственным влиянием русскоязычного населения.
Начало нового этапа в национальной жизни Бурят знаменует образование в 1923 Бурят-Монгольской АССР, в пределах крой в то время проживал 91% всех Бурят страны. Это создало благоприятные условия для национально-государственного строительства, развития процесса национальной консолидации Бурят. В 1937 из состава Бурят-Монгольской АССР выведен ряд районов, из которых были образованы бурятские национальные округа — Усть-Ордынский и Агинский; при этом некоторые районы с бурятским населением были выделены из состава автономий. В 1958 Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, в 1992 — в Республику Бурятия.
По ревизии 1851, коренное население края (Буряты и эвенки) составляло 221 186 душ обоего пола (35,5% от общей численности населения), согласно 1-й Всеобщей переписи населения России 1897 — 328 848 чел. (27,7%), в том числе 288 тыс. Бурят, по Всесоюзной переписи 1926 численность Бурят была равной 237,5 тыс. человек.
Язык общения Бурят — бурятский. Распространено бурятско-русское двуязычие, усиливается процесс сужения общественных функций бурятского языка. Традиционной религией Бурят является шаманизм и буддизм. С приходом русских началось распространение христианства (см. Православие).
Еще в начале XIX в. у Бурят, особенно западных, широко бытовала большая патриархальная семья, которая охватывала несколько поколений потомков одного отца, сообща ведущих домашнее хозяйство. Во 2-й половине XIX в. начинается процесс разложения большой семьи; возникает семья, которую можно назвать двухпоколенной. Эта форма семьи в разных вариациях продолжает функционировать по сей день.
Основу хозяйства Бурят составляло скотоводство. Разводили 5 видов скота (табан хушуу мал): лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов, коз. Особую роль играл конь, воспетый в улигерах, песнях, легендах и преданиях. Помимо большого хозяйского значения, конь служил также своеобразным мерилом благосостояния. Не менее важное значение, особенно в условиях кочевого хозяйства, имела овца. На продукции овцеводства во многом основывался хозяйственный быт Бурят. Мясо овцы использовалось также в качестве жертвенной пищи духам и хозяевам местности.
Наряду со скотоводством важное место в жизни Бурят занимала охота. Фольклорные и прочие материалы свидетельствуют о существовании в прошлом у монгольских народов облавной охоты — зэгэтэ аба (аба хайдаг). Ценное промысловое значение имели соболь, белка, лисица, выдра, чей мех являлся предметом меновой торговли. Существ, подспорьем в пищевом рационе Бурят служило мясо косули, оленя, лося, медведя, дикого кабана.
Одной из древних отраслей хозяйства являлось рыболовство, о чем свидетельствует наличие самобытной народной терминологии (онгосо — лодка, гульмэ — сеть, хахуули — удочка, hэрээ — острога и т. д.).
Земледелие к XVII в. играло в хозяйстве Бурят лишь подсобную роль. Однако в отдельные исторические периоды, в зависимости от природно-климатических условий, земледелие было достаточно важным подспорьем в хозяйстве Бурят (и в целом монголов), на что также указывает достаточно развитая терминология (анзаЬан — соха, таряан — зерно, тээрмэ — мельница, гурил — мука и т. д.). После вхождения Бурятии в состав России произошел постепенный переход к оседлости и земледелию, особенно в Западной Бурятии. Во 2-й половине XIX — начале XX в. пашенное земледелие сочеталось со скотоводством. В советский период Буряты полностью перешли на оседлость.
Поселения Бурят по сезонно-хозяйственному назначению делились на зимние и летние. Характер поселений — стационарные (преимущественно у западных Бурят) и временные (у восточных) зависел от природно-географических условий местности и способа ведения хозяйства (кочевой, полукочевой, полуоседлый). То же самое можно сказать о существовании 2 основных типов жилищ у Бурят 6- и 8-стенный деревянный сруб бытовал в основном на территории Предбайкалья, также в Тунке и Закамне, а разборная войлочная юрта с решетчатым каркасом — в Забайкалье. Со временем под влиянием русских и в связи с переходом к более оседлому образу жизни повсеместно начали строить 4- и 5-стенные деревянные дома. По мере перехода на оседлость Буряты начали селиться более компактно, образуя нередко, особенно в западных ведомствах, значительные по размерам поселения. В разных ведомствах характер расселений и формы поселений имели свою специфику, определяемую особенностями местности и численности семей в общинах.
В традиционной одежде Бурят отразились особенности местного природно-климатических условий, специфика хозяйственно-бытового уклада, характер внешних этнокультурных взаимосвязей. Она также служила указанием на половую, возрастную, социальную принадлежность индивида. Верхняя зимняя мужская и женская одежда не различалась по покрою и обычно шилась из овчины (у бедняков — из телячьих и жеребячьих шкур). Летнюю одежду (тэрлиг) шили из тканей, которые приобретали у китайцев, позднее — у русских. Обязательным компонентом женского костюма являлась длинная распашная безрукавка (дэгэлэй, хубайси), края представляла собой кофту длиной ниже талии с пришитой к ней юбкой в сборку. Большое значение придавалось украшениям, которые выполняли также функции оберега, указывали на социальный и возрастной статус человека. Украшения изготавливались из всевозможных драгоценных металлов (золото, серебро) и камней — жемчуга (сувад), малахита (номин), янтаря (хуба), бирюзы (оюн) и др.
Разновидности бурят, обуви можно свести к 2 основным типам, различающимся по покрою: поршневидными и башмаковидными.
Основу традиционной бурятской кухни составляли молочные и мясные блюда. Молочных продуктов насчитывалось около 20. Из мясных наибольшей популярностью пользовались баранина и конина. Соотношение между потреблением мясных и молочных продуктов зависело от времени года, хозяйственного цикла населения. В отдельных районах важное место в пищевом рационе Бурят занимали продукты рыбной ловли, охоты и пища растительного происхождения.
Буряты проживают компактно также на территории Монголии (Хэнтэйский, Восточный, Селенгинский, Хубсугульский аймаки) — всего около 100 тыс. человек. Примерно 6—7 тыс. Бурят живут в Хулунбуирском аймаке автономного района Внутренняя Монголия (КНР) и странах СНГ.
Лит.: Бадмаева Л.Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ, 1998; Буряты. М., 2004.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей