Новости

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Автор: VChokan
Источник: www.panoramio.com
Автор: Alexander Naumov
Источник: www.panoramio.com
Автор: VChokan
Источник: www.panoramio.com
Автор: Не установлен
Источник: www.sibir-baikal.ru
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Источник: gallery.baikalgem.ru
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия

Инженерный ландшафтно-архитектурный комплекс в зоне познавательного туризма Прибайкальского национального парка. Он занимает узкую прибрежную полосу юго-западного побережья озера Байкал от железнодорожной станции Култук до станции Порт Байкал.

Природные и историко-культурные особенности территории КБЖД обуславливают возможности широкой рекреации познавательного и научного, экологического, спортивно-пешего, велосипедного, водного, спортивно-промыслового туризма, скалолазания, отдыха на берегу Байкала. Здесь проводятся тренировки и соревнования по спортивному горному туризму, скалолазанию. Имеется 5 небольших турбаз (около 50 мест). Инженерный ландшафтно-архитектурный комплекс в зоне познавательного туризма Прибайкальского национального парка. Он занимает узкую прибрежную полосу юго-западного побережья озера Байкал от железнодорожной станции Култук до станции Порт Байкал. Природные и историко-культурные особенности территории КБЖД обуславливают возможности широкой рекреации познавательного и научного, экологического, спортивно-пешего, велосипедного, водного, спортивно-промыслового туризма, скалолазания, отдыха на берегу Байкала. Здесь проводятся тренировки и соревнования по спортивному горному туризму, скалолазанию. Имеется 5 небольших турбаз (около 50 мест).

Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.

Как осуществлялась связь между восточным и западным участками Кругобайкальской железной дороги?

До смыкания восточного и западного участков с по­мощью ледокола-парома «Байкал». «Байкал» принимал па себя целиком железнодорожный состав, прямо с маги­стральных путей. На противоположной стороне, на вос­точном берегу озера, были устроены подъездные пути на ст. Мысовая и Танхой. В зимнее время переправа рабо­тала до Танхоя, а летом — до Мысовой.

 Когда завершилось строительство Кругобайкальского участка железной дороги?

Транссибирская железная дорога подошла к Байка­лу у истока Ангары в 1900 г. Строительство Кругобайкальского участка завершилось в 1904 г., постоянное дви­жение поездов началось в 1905 г. В связи с тем, что Кругобайкальский участок дороги от ст. Байкал до ст. Култук имеет довольно сложный профиль и множест­во тоннелей, движение поездов часто прерывалось. По­этому паромная переправа действовала как резервная и вспомогательная еще в течение многих лет до первой ми­ровой войны и позже, до того времени, как ледокол-паром «Байкал» пострадал от пожара в 1918 г.

Какова длина Кругобайкальского участка железной дороги?

От ст. Байкал до ст. Посольская, где железная доро­га отходит от Байкала и поворачивает на восток, — более 300 км. В настоящее время она стала короче почти на сотню километров, так как ее участок от ст. Байкал до ст. Култук и даже несколько дальше остался тупиком после строительства плотины Иркутской ГЭС и затопле­ния участка дороги вдоль Ангары от Иркутска до Бай­кала. Новая дорога прошла по долинам pp. Иркут и Олхи до ст. Слюдянка.

Сколько было построено тоннелей на байкальском участке дороги?

При однопутной дороге более трех десятков тонне­лей (39). После постройки второго пути количество тоннелей и различных инженерных переходов достигло 83. Общая длина всех тоннелей около 6,5 км. В настоящее время на этом участке сохранен только один путь, и до­рога работает с очень малой нагрузкой. Между тем, с точки зрения специалистов, она представляет собой уникальное сочетание практически всех видов путевых ин­женерных сооружений. Этот участок мог бы служить пре­красным учебно-практическим пособием для студентов железнодорожных вузов и музеем инженерно-строитель­ного искусства. Здесь много живописных уголков и пу­стующих зданий, где можно разместить туристические базы, зоны отдыха и спорта и т. п. Но все это в запусте­нии. Интересно напомнить, на всем протяжении БАМа (более 3 тыс. км) всего 8 тоннелей общей протяженнос­тью около 30 км. Самый длинный из них Северомуйский, протяженностью около 15 км.

Какой из тоннелей на байкальском участке Транссибирской железной дороги самый длинный?

Самый длинный тоннель прорезает мыс Половинный. Его длина около 800 м (на северо-западном берегу Бай­кала один из мысовых тоннелей БАМа имеет длину около 1700 м).

Источник: Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – с. 167

История строительства

1891 Император Александр III из­дал указ о начале строительс­тва Транссибирской магистрали. 1 июня 1891 г. во Владивостоке был заложен первый камень в здание будущего уссурийского железно­дорожного вокзала. Изыскатель­ские работы по прокладке путей вдоль Московского тракта нача­лись одновременно с двух сторон: из Челябинска и Владивостока.

1893 Император Николай II утверж­дает мероприятия по изысканию направления Кругобайкальской железной дороги.

1898 (16 августа) Прибытие первого поезда в Иркутск.

1896-1899 Прокладка железной до­роги Иркутск — порт Байкал (68 км).

1899-1904 Строительство участка Кру­гобайкальской железной дороги. Сдача в эксплуатацию 13 октября 1905 г. Западный участок Круго­байкальской железной дороги по берегу Байкала от порта Байкал начали строить в марте 1902 г.

1900-1906 Функционирует байкаль­ская паромная железнодорож­ная переправа.

1904 Между ст. Байкал и Танхой по льду озера были проложены же­лезнодорожные рельсы, по ко­торым конной тягой перевозили вагоны и паровозы.

1904 (12 сентября) От Слюдянки до станции Байкал прошел первый поезд с министром путей сооб­щения князем М.И. Хилковым.

1908 (30 августа) В Иркутске в благо­дарность императору Александ­ру III за принятое им решение о строительстве великой Трансси­бирской магистрали был открыт памятник с его скульптурой в полный рост.

1956 От Иркутска до Слюдянки пост­роена новая электрифицирован­ная дорога, а старый железнодо­рожный путь по берегу Ангары затоплен водами Иркутского водохранилища. Кругобайкальская железная дорога в резуль­тате превратилась в тупиковую ветку, потеряв свою стратеги­ческую и экономическую важ­ность. Транзитные поезда пре­кратили по ней движение.

1982 Иркутский областной исполни­тельный комитет принял решение о придании КБЖД статуса историко-архитектурного памятника.

1990-е На Кругобайкальской желез­ной дороге открываются турис­тические базы, и дорога стано­вится музейно-туристическим комплексом.

1995 Указом президента России ут­вержден «Перечень объектов исторического и культурного на­следия федерального значения», куда в раздел «Памятники гра­достроительства и архитектуры» включен участок КБЖД от стан­ции Байкал до ст. Слюдянка.

2003 Организован летний маршрут выходного дня из Иркутска на Байкал — «Кругобайкальская электричка».

2003, октябрь Иркутская городская дума одобрила решение ВСЖД о восстановлении памятника императору Александру III. Бронзовая скульптура высотой 4,95 м была воссоздана и зано­во отлита в Санкт-Петербурге на комбинате «Скульптура» по проекту скульптора, академика Академии художеств Россий­ской Федерации А.С. Чархина. Заново отлитую фигуру царя Александра III торжественно вернули на пьедестал. Памят­ник был воссоздан в основном на средства Восточно-Сибирской железной дороги.

Кругобайкальская железная дорога - уникальный памятник инженерного зод­чества. 17 марта 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, «повелев ныне приступить к постройке сплош­ной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».

В начале 1902 г. началось строительство Кругобайкальской железной доро­ги, возглавил которое инженер Б.У. Савримович (1836-1905). Местных строите­лей почти не было. На сооружении Кругобайкальской дороги работали вольно­наемные из центральных губерний России, из Забайкалья, Западной Сибири, ссыльные поселенцы, буряты, а также китайцы, тюрки, армяне. Среди камено­тесов работали по вольному найму итальянцы и албанцы.

В самом начале строительства, в 1900 г., на земляных работах восточного участка было занято 2,7 тыс. человек, а в 1903 г. на всем протяжении Кругобай­кальской дороги работало до 15 тыс. человек.

При отделке тоннелей часто применялась «циклопная» кладка камня, при ней он не обрабатывался, а подбирался по форме. Специалистами такой клад­ки были албанцы, но ей быстро научились и русские рабочие. Исключительно сложным и дорогим было обеспечение строительства материалами. Все, кроме камня и леса, требовалось подвозить издалека, даже песка на месте не было. Для подвоза материалов использовали озеро Байкал и временную дорогу дли­ной более 170 км. На перевозках через озеро в летнее время работали два паро­хода и баржи строительства, 6 пароходов подрядчиков.

По объему, сложности и стоимости работ западная часть Кругобайкальской железной дороги среди железных дорог всей России не имела себе равных. Общая протяженность путей от порта Байкал до пос. Култука равнялась 81 версте (84 км). На всем протяжении берега здесь тянулись отвес­ные вертикальные скалы, опускавшиеся в озеро на боль­шую глубину. Железнодорожный путь по берегу Байка­ла был построен в основном за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке). 30 сентября 1904 г. началось рабочее движение по Кругобайкаль­ской железной дороге (в первом поезде проехал от порта Байкал до Култука министр путей железно­дорожного сообщения князь М.И. Хилков), а 15 ок­тября 1905 г. открыто постоянное движение.

 В честь окончания строительства великой Транссибирской железнодорож­ной магистрали было решено установить три памятника Александру III, считав­шемуся покровителем сибирской стройки. Из трех известных памятников (два других установлены в Санкт-Петербурге в 1909 г. и во Владивостоке в 1912 г.) иркутский появился раньше всех.

До 1905 г. поезда ходили до ст. Байкал, а дальше переправлялись на паро­ме-ледоколе до ст. Мысовой, от нее продолжали следование на восток. Для же­лезнодорожной паромной переправы через Байкал использовались специально изготовленные в Англии паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара».

По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудно­сти их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рель­совые пути в мире и по праву считается одной из красивейших железных дорог мира. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с исполь­зованием взрывчатки. Суточная скорость проходки составляла 40-50 см. На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки, произведено земляных работ, по объему сравнимых со строительством Суэцкого канала. На 84-километровом пути в среднем через каждые 150 м располагался железнодорожный объект: тоннель, галерея, мост или линейная выемка.

 

Для Кругобайкальской железной дороги были разработаны специальные технические условия. Предус­матривалось значительное (в сравнении с остальными участ­ками великого Сибирского пути) усиление дороги: более тяжелые рельсы, только полномерные шпалы, увеличение числа шпал на каждой версте пути.

На 84 км дороги от ст. Култук до ст. Байкал построено, по инженерному отчету, 424 инженерных сооружения, в том числе 38 тоннелей общей протя­женностью 7271 м, 6 величественных мостов, 16 отдельно стоящих галерей, около 280 подпорных стенок различного назначения суммарной протяженнос­тью около 29 км. Фактическая длина тоннелей, с учетом их полной достройки и пристроенных в последующие годы галерей, составляет 9082 м. При проходке тоннелей применяли ручное бурение и пневмоэлектрическое. Строительство их осложняли большой приток воды в ряде тоннелей, оползни и обвалы. Дли­на тоннелей на Кругобайкальской железной дороге колеблется от 35 до 778 м Протяженность до 300 м имели 33 тоннеля, остальные 5 - более 300 м. Самые протяженные: Половинный — 778 м, Каторжный - 538 м, Хабартуй — 548 м. В обвалоопасных местах построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 же­лезных галереи. По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции его называли «зо­лотой пряжкой стального пояса России», пряжкой — потому что он соединил разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ он превзошел все существовавшие в России дороги. Круго­байкальская дорога была самым сложным отрезком великого Сибирского пути. Только земляных работ на одну версту здесь пришлось выполнить 65 тыс. куб. м против 13-25 тыс. куб. м на других магистралях. Немало было возведено и ис­кусственных сооружений. Общая стоимость 1 версты дороги составила 257 тыс. руб., тогда как на Западно-Сибирской она была 35 тыс. руб., на Забайкальской - 74 тыс., на Северо-Уссурийской - 65 тыс. руб.

Окончание строительства дороги ознаменовали созданием своеобразного памятника - мраморного вокзала. Его построили на станции Слюдянка, сложив стены из белого местного мрамора.

В настоящее время участок от ст. Култук до ст. Байкал - тупиковый. После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль р. Ангары новая дорога от Иркутска до Байкала, построенная в 1957 г., прошла по долинам р. Иркута и Олхи до ст. Слюдянка.

Достопримечательности на Кругобайкальской железной дороге

 

72 км Порт Байкал (5260 км от Моск­вы). Пассажирское здание вок­зала построено в 1904—1905 гг. Деревянное здание отреставри­ровано. Над комплексом станции Байкал находится маяк.

76 км Современные наскальные писаницы, конец XX в., выполненные в выемке полотна железной до­роги, на скалах мыса Зобушка, отдыхавшим здесь профессио­нальным художником.

77 км 2-путная галерея № 1, открывающая список галерей и тонне­лей Кругобайкальской желез­ной дороги.

79 км Туристическая база «Серебря­ный ключ». Принимает 12 чело­век. Размещение в 2- и 3-мест­ных номерах. Есть баня, бильярд, теннис. Умывальник в коттедже. Туалет на улице.

80-81 км Здесь находился туристичес­кий комплекс «Серебряный ключ» - первая на КБЖД туристическая база. Здания были восстановлены в начале 1990-х годов.

81 км Миниатюрная подпорная стен­ка в скальной выемке - первое из этих сооружений на КБЖД со стороны станции Байкал.

82—84 км Первые три тоннеля на КБ­ЖД со стороны станции Байкал.

84 км Железнодорожный виадук ба­лочного типа, тоннель и мощная волноприбойная стенка.

87 км Тоннель № 5 с пристроенной к восточному порталу высокой подпорной стенкой.

90 км В пади Каторжанка сохранился каменный карьер, где добывал­ся и обрабатывался камень для строительства. На берегу — ру­ины здания электростанции. В железнодорожной выемке здесь находится одна из самых мощных и высоких подпорных стенок, с двумя наклонными частями из тесаного камня друг над другом.

91 км Толстый мыс, который дале­ко выступает в озеро. Здесь на­ходится причал для теплохода «Восход», конечный пункт вод­ной экскурсии из пос. Листвянка на КБЖД. По тропе от пирса ту­ристы поднимаются к тоннелю № 8 «Толстый», длиной 343 метра.

97 км Однопутная галерея № 5 «Широкая», протяженностью около 100 м, стоит в стороне от действу­ющей дороги и постепенно зарас­тает деревьями.

98 км Разъезд Уланово. Туристическая база ВСЖД «Хвойная». Включа-:.--. ет в себя спальный комплекс на 12 человек (2- и 3-местное раз­мещение), столовую и русскую баню. Здания отреставрированы и отражают стиль модерн начала XX в. Имеется конференц-зал.

99 км На берегу Березовой бухты тоннель № 6 обрывается в воду. Ра­нее здесь существовал мост про­тяженностью 123,5 м. Этот однопролетный мост через Березовую бухту глубиной более 27 м был самым крупным на КБЖД. Для его установки применили ори­гинальное инженерное решение. Поскольку установить промежу­точные опоры из-за большой глу­бины бухты было нельзя, собран­ный на рельсах мост перебросили с мыса на мыс с помощью лебедок и пяти быков, собранных на бар­жах. Когда мост лег концами точ­но на две опоры, баржи были при-топлены с помощью песка и выве­дены из-под моста. В 1911-1914 гг. был построен обводный тоннель № 9, а фермы моста перенесены на Транссибирскую магистраль на р. Выдрино в 1914-1915 гг.

100 км Обводный тоннель № 9, протяженностью около 500 м, с особым оформлением порталов, один из самых красивых на КБЖД. Каж­дый портал с обеих сторон обрам­лен выступающими колоннами. Сложены они бутовым камнем и облицованы горизонтальными рядами «в прикол». Из тоннеля имеются боковые выходы на Бе­резовую бухту, из которых виден портал тоннеля № 6 на обрывис­той скале, отвесно уходящей в воду залива.

102 км Живописная защитная галерея с итальянской подпорной стенкой с арками и зубчатой стеной. В до­лине реки Большой Шумихи на базе небольшого поселка в сере­дине 1990-х гг. открыта туристи­ческая база «Шумиха». Гостевой дом на 14 человек и маленький домик на 6 человек, баня. 2- и 3-местное размещение.

103 км Одна из самых больших, монументальных подпорных стенок из тесаного камня.

104-105 км Белая выемка, расположен­ная на мысе Ивановском (геологи­ческий разрез, образовавшийся при строительстве дороги, тянется на 1,5 км). Выход мрамора с редким сочетанием пород и минералов, здесь обнаружено около 70 мине­ралов, в т. ч. шпинель разнообраз­ной окраски. Объект экскурсий 27-го Международного геологическо­го конгресса. Пройти мимо нее, не заметив, просто невозможно: осо­бенно в солнечный день ее откосы слепят мощным сиянием, мрамор­ное дно не сразу теряется в синеве глубин. Для удобства изучения и осмотра все разведочные выем­ки и скважины пронумерованы красной краской, любителям же минералогии в последние годы она становится все более известна бла­годаря наличию многочисленных кристаллов драгоценной шпинели, твердого минерала, достигающих в длину нескольких сантиметров.

106 км Лаборатория нейтринной астро­физики высоких энергий. С 1981 г. в пяти км от берега осуществля­ются научные эксперименты по глубоководной регистрации ней­трино, мюонов.

109 км Самый длинный и совершенно прямой тоннель № 12 — «Поло­винный» (778 м). На мысе, который почти на 1,5 км вдается в Байкал, находится уютный галечный пляж с местом для возможного ночлега в палатке. Одно из самых удобных мест для отдыха.

120 км Станция Маритуй — одна из са­мых крупных на участке. В ши­рокой долине р. Маритуя распо­ложен одноименный поселок, в котором хорошо сохранились де­ревянные строения начала века.

123 км Два параллельных тоннеля, проведенных в разное время. Об­ходной тоннель № 18 построен в 1911-1914 гг. Здесь же имеется грандиозная подпорно-одевающая стена многоярусной конструкции и заброшенное полотно с многочис­ленными подпорными стенками на мысе Киркерей, где любят оста­навливаться на ночлег туристы.

133 км Птичий базар на 300-метровой скале, зоологический памятник природы, единственное в южной части озера место гнездования се­ребристой чайки (с мая по август). Для местных жителей прилет на него чаек в мае является верной приметой того, что скоро Байкал освободится ото льда.

134 км База «Таежная» Прибайкаль­ского национального парка. Два домика на 16 мест. 2- и 4-местные номера. Русская баня.

137 км. Спортивно-оздоровительная база управления ВСЖД.

138 км Спортивный лагерь «Шары-жалгай».

139 км Крутая губа, место выхода лыжни с железнодорожного переезда, по­пулярного однодневного лыжного маршрута. Здесь находится один из наиболее красивых виадуков.

144—145 км Долина ручья Хабартуй с разрушенным зданием электро­станции. На Хабартуйских мысах имеются удобные места для раз­бивки палаточных лагерей.

149 км Старая Ангасолка, куда выходит лыжный маршрут по Темной пади со ст. Новая Ангасолка. Каменный арочный виадук «Ангасольский» через реку Ангасолку.

152 км Тоннель № 39 «Киркидай-ский», последний по счету от порта Байкал.

156 км Пос. Култук.

Источник: Волков, С. По Байкалу / Сергей Волков. – М. : АСТ : АСТ Москва, 2010. – 568 с.

Читайте в Иркипедии

Термины

  1. Байкальско-Слюдянская рекреационная территория
  2. Слюдянка
  3. Город Бабушкин
  4. Соболиное озеро
  5. Гора Мамай
  6. Поселок Танхой
  7. Бабушкинско-Танхойская рекреационная территория

Другие ресурсы

  1. Кругобайкальская железная дорога
  2. Кругобайкальская железная дорога — отрывок из путеводителя
  3. Кругобайкальская железная дорога в начале ХХ века
  4. Кругобайкальская железная дорога. Фотоальбом Юрия Гукова
  5. Железная дорога на Байкале // Галазий Г. И. 
  6. Кругобайкальская железная дорога до 1917 года

Литература

  1. Александров Н. А. Кругобайкальская железная дорога // Железнодорожный транспорт. — 1991. — № 5.
  2. Гумилевский Л. И. Русские инженеры. М.: Молодая гвардия, 1947. — с. 353—354.
  3. Восточно-Сибирская магистраль. Путь в 100 лет. — Иркутск, 1998.
  4. Колотило Л. Г. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико-географическому изучению и освоению озера Байкал в XVIII—XX вв. — СПб.: Наука, 2001. — 560 с.
  5. Колотило Л. Г., Андриенко В. Г. Трансбайкальский перекрёсток: проблемы транспортных путей и железнодорожной паромной переправы через озеро Байкал на рубеже XIX—XX вв. — СПб.: Наука, 2005. — 520 с. 
  6. Хобта А. В. КБЖД — памятник инженерного искусства и уникального ландшафта // Земля Иркутская. — 2002. — № 2.
  7. Чертилов А. К. Кругобайкальская железная дорога. Иркутск: Артиздат, 2008. — 72 с. 
  8. Polunina N. M., Korobov S. A., Sutton J. M., Korobova G. W. Her Majesty — Queen of Siberia // Издательство Коробова. — Иркутск, 2008.

Ссылки

  1. Кругобайкальская железная дорога — новости на официальном сайте Восточно-Сибирской железной дороги
  2. Кругобайкалка — сайт Сергея Сигачева и Михаила Крайнова
  3. Кругобайкалка - страница на сайте info.irk.ru
  4. Фотографии на сайте «Природа Байкала»
  5. Третьяков В. В., к.и.н., доцент ИрГУПС Организация работы Байкальской паромной переправы // Земля Иркутская, № 2-3, 2003

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Туризм, отдых, лечение на Байкале