Забайкальская железная дорога (филиал ОАО РЖД) — железная дорога, пролегающая по территории Забайкальского края и Амурской области. Протяженность дороги на 2009 составляет 3336,1 км. Управление дороги в городе Чите. Начальник дороги — Сергей Юрьевич Иванов (с октября 2008).
В 1887 в Петербурге было принято решение о строительстве Транссибирской магистрали. Иркутяне оживленно обсуждали все, что было связано с железной дорогой. По некоторым проектам трасса должна была пройти мимо города. В 1888, когда по городу поползли слухи, что будущая магистраль не захватит города, на заседании Городской думы было решено послать депутацию во главе с городским головой В. П. Сукачевым к генерал-губернатору с ходатайством о том, чтобы линия проходила и через Иркутск. Железнодорожная экспедиция местом для крупной товарной станции избрала пункт между Вознесенским монастырем и рекой Иркутом, что было очень удобно для соединения Томско-Иркутской дороги с Забайкальской. Пассажирский же вокзал решено было разместить в деревне Глазково. Изготовление кирпича для постройки вокзала велось на Кайской горе, богатой залежами высококачественной глины.
Первый поезд пришел в Иркутск 16 августа 1898. В Иркутске располагалось управление железной дороги. Дом этот известен в Иркутске как Дом Кузнеца (ул. Дзержинского, 36).
Кроме традиционных поездов, Забайкальская железная дорога организовала движение специального курьерского поезда, который связывал Иркутск с Москвой. Время в пути составляло всего 9 суток. Поезд состоял из багажного вагона, буфета-столовой, одного вагона первого класса и двух вагонов второго. По Забайкальской железной дороге в 1902 курсировал особый состав «Молния», который делал в час около 60 верст. В 1914 время пути от Иркутска до Москвы сократилось до 6 суток.
Иркутск стал крупным железнодорожным узлом. В 1899 открылась товарная станция. В 1900 завершается строительство отрезков дороги Иркутск – Байкал, Мысовая – Сретенск.
Долгое время поезда шли лишь по одному пути. Второй, от Омска до Иркутска, уложили лишь в 1909. Когда строительство Транссибирской магистрали было завершено, дорогу разделили на 3 самостоятельных участка: Сибирский – от Челябинска до станции Иннокентьевская (Иркутск Сортировочный); Забайкальский – от Иннокентьевской до Сретенска; Уссурийский – от Владивостока до Хабаровска. В 1934 с образованием Восточно-Сибирской железной дороги управление Забайкальской железной дороги было перенесено в Читу.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011.
В состав дороги входили отделения:
В настоящее время отделений нет. Есть регионы. Количество агентств фирменного транспортного обслуживания − 15
Орден Трудового Красного Знамени (1975)
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей