Культовая архитектура Иркутска

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Храмы Иркутска

Автор: Не известен
Источник: calend.ru
Автор: Не известен
Источник: irkutsk.lusya.com
Автор: Не известен
Источник: pribaikal.ru
Источник: Архив Иркипедии
Автор: Не известен
Источник: russian-church.ru
Автор: Не известен
Источник: temples.ru
Автор: Не известен
Источник: citycatalogue.ru
Источник: Oldirkfotocolor.narod.ru
Источник: Иркипедия
Автор: Не известен
Источник: Русская Википедия
Автор: Не известен
Источник: irkutsk.lusya.com

Культовая архитектура Иркутска представлена, в основном, православными сооружениями церквями и монастырями, также в городе есть синагога, мечеть, костел и католический собор.

Развитие церковного строительства в Иркутске

В XVIII – XIX вв. на территории Иркутска было построено большое количество деревянных и каменных храмов, многие из которых являлись настоящими архитектурными шедеврами и стали украшением и гордостью региона. В период активного богоборчества часть храмов было разрушено или перестроено для использования в других целях. Некоторая часть церковных построек сохранилась до наших дней, а перестроенные и полуразрушенные церкви реставрированы или находятся в процессе реконструкции.

Территория Иркутской области начала осваиваться русскими людьми с 1620-х годов, и первые православные церкви появились здесь после закрепления отвоеванных земель возведением в 1630-е годы остроговИлимского, Братского, Тутурского и позже — Верхоленского, Киренского, Балаганского, Иркутского и других.

В XVII веке территория современной Иркутской области входила в состав Сибирской епархии, учрежденной в 1620 году и с 1668 года именуемой Тобольской митрополией. Митрополия в свою очередь подразделялась на разряды Тобольский, Верхотурский и Енисейский, которые разбивались на десятины и заказы. В восточной части Сибири были образованы огромные по пространству десятины — Илимская, Якутская и Даурская; Якутская вскоре была разделена еще и на Киренскую, а Даурская — на Иркутскую и Нерчинскую.

К началу XVIII века церковное административное деление с центром в далеком Тобольске перестало удовлетворять новым потребностям, возникшим в связи с быстрым освоением новых земель, появлением здесь монастырей и церквей, а также с проблемами христианизации местного населения. И 15 декабря 1706 года в составе Тобольской епархии было открыто особое викариатство с титулованием епископа Иркутским и Нерчинским. В ведение первого епископа-викария Варлаама определено 42 церкви.

В 1727 году учреждена самостоятельная Иркутская епархия. Синодальный указ об ее образовании был утвержден императрицей Екатериной 15 января 1727 года. Первым иркутским епископом стал Иннокентий Кульчицкий, впоследствии канонизированный православной церковью. В духовное управление Иннокентия были переданы церкви бывшего Иркутского викариатства.

Первоначально в состав епархии не вошли северные уезды Илимского и Якутского заказов, а также богатые монастыри Киренский Троицкий, Якутский Спасский и Селенгинский Троицкий. Только спустя четыре года, в 1731 году, в епархию были причислены церкви этих заказов, и ее территория почти совпала с территорией Иркутской провинции и стала самой крупной в Российской империи с общей площадью более 6,5 млн. кв. км. На этой территории в 1731 году находилось 73 церкви, шесть мужских монастырей и один женский. Город Иркутск с самого основания епархии стал центром церковной администрации.

Дальнейшее заметное расширение территории Иркутской епархии произошло в 1796 году, когда в ее состав вошли Аляска и Алеутские острова. Всего в это время в ней находилось 182 церкви. В 1824 году к епархии причислили территорию Енисейской губернии.

Со второй трети XIX века территория епархии начала постепенно уменьшаться. Сначала, в 1834 году, из ее состава была выведена Енисейская губерния, которая была причислена ко вновь открытой Томской епархии. А с учреждением Камчатской епархии из управления Иркутской епархии вышли Охотск и Камчатка, российско-американские колонии и Якутская область. В 1894 году была учреждена Забайкальская епархия, в которую было отчислено около 200 церквей.

До революции в Иркутске было около пятидесяти действующих храмов. Из них два монастыря (мужской и женский), два собора и 38 приходских церквей. После разгрома Русской православной церкви в середине 1930-х годов и до начала Великой Отечественной войны в Иркутске не было ни одной действующей церкви. Во время войны некоторые храмы было разрешено восстановить. С того времени и до 1990-х годов в Иркутске было три действующих церкви: Крестовоздвиженская церковь, Знаменская и Михайло-Архангельская.

Первые культовые сооружения Иркутской епархии

Первыми православными культовыми сооружениями в Восточной Сибири стали часовни. Исторические данные свидетельствуют, что несмотря на то, что одной из главных построек острога считалась церковь, строительство ее русские первопроходцы начинали обычно не сразу. Например, в Иркутском остроге церковь была сооружена лишь спустя 12 лет после его постановки.

Нужно добавить, что возведение церкви усложнялось еще необходимостью получить благословенную грамоту от митрополита на закладку храма, а затем и на освящение. Поскольку Иркутский край относился в XVII веке к Тобольской митрополии, обычно разрешение на его устройство следовало лишь через несколько лет после просьбы храмоздателя. Естественно, такие трудности задерживали возведение церквей. Поэтому вместо них в первые годы обустройства на месте обычно возводились скромные деревянные часовни, призванные удовлетворять религиозные нужды населения. Письменные источники подтверждают, что в острогах, Балаганском и Илимском, были устроены надвратные часовни. Острожные башни имели военно-оборонительное назначение, и поэтому надвратные часовни, помимо своего прямого предназначения (богослужение и совершение обрядов), одновременно были и символом защиты острога. До нашего времени сохранилась только одна такая башня — проезжая башня Илимского острога (1667) с двумя часовнями, устроенными во втором ярусе. Кроме надвратных часовен имелись еще церкви и колокольни, конструктивно связанные с крепостной стеной. До настоящего времени они не сохранились, и только документы отражают этот этап строительства культовых зданий.

В наиболее крупных населенных пунктах и острогах начинают возводиться церкви. Первыми церковными постройками на территории Иркутской области были церкви в острогах Братском (1631?), Илимском (1645), Верхоленском (1646). К началу XVIII века, согласно списку церквей, передаваемых епископу Валааму, храмы уже имелись в селениях: в Идинске — Троицкая, в Балаганском остроге — Спасская, в Бельском остроге — Сретенская, в Кудинской слободе — Троицкая, в Оекской слободе — Афанасия и Кирилла, в Бадаевской — Николаевская, в Усолье — Спасская, на Урике — Спасская, на Китое — Христорождественская, в Верхне-Иркутской — Введенская, в Верхоленском остроге — Воскресенская, в Бирюльской — Покровская, в Манзурской — Введенская, на Анге — Ильинская.

В 1731 году Иркутск стал центром провинции. Ко времени открытия самостоятельной Иркутской епархии в городе имелось уже 10 церквей: Спасская, Чудотворская, Тихвинская, Троицкая, Крестовоздвиженская, Владимирская, в мужском Вознесенском монастыре — Тихвинская и Вознесенская, в женском монастыре — Знаменская, собор Богоявления.

Традиции барокко в церковной архитектуре

В середине XVIII века, наряду со столичной линией развития барокко, в Сибири формируется вторая, провинциальная. С 1740-х до 1760-х годов в Иркутске происходит не только становление, но и расцвет региональной школы зодчества. Возводится целый ряд крупных каменных, богатых по отделке и удивительных по эмоциональному воздействию, церквей: Крестовоздвиженская, Чудотворская, Знаменская, Тихвинская, Троицкая, Владимирская, Вознесенская монастырская. Их архитектура является местным вариантом барочного стиля, который принято называть "сибирское барокко". Это направление сложилось под влиянием различных стилей барокко (украинского, московского, петербургского), восточных мотивов декоративного убранства и традиций местного прикладного искусства. В культовых сооружениях органически соединились объемные формы, характерные для московского барокко, с напряженной пластикой храмовых завершений украинской церковной архитектуры. Декоративная пышность и скульптурное решение стен, заимствованное из соседних стран, получило местную трактовку, основанную на использовании различных геометрических фигур, характерных для искусства местных народностей: квадратов, ромбов, крестов и т. д

Две самые ранние из дошедших до нас церквей (обе — на территории бывшего острога), Спасская церковь (1706—1710, улица Сухэ-Батора, 2) — самая старая каменная церковь Иркутска и тем самым самое древнее дошедшее до нас здание города, двухэтажная, с колокольней 1762, которая когда-то была встроена в стену острога, и Богоявленский собор (1718—1746, Нижняя Набережная улица, 2), украшенный многоцветными изразцами — еще не несут в себе специфических местных черт. Построенные позже Харлампиевская церковь (1777—1790, улица 5-й Армии, 5) и Преображенская (1795—1811, улица Тимирязева) церкви тоже построены в обычном стиле барокко. Владимирская церковь (1777—1780, улица Декабрьских событий, 3) была в XIX веке перестроена до неузнаваемости, и сейчас в ней находится православная гимназия. Так что иркутское барокко представлено дошедшими до нас тремя памятниками архитектуры. Лучшим образцом стиля считается Крестовоздвиженская церковь (1747—1760, действующая, улица Седова, 1) с несколькими приделами и замечательной узорной кирпичной кладкой стен. Замечательна также Троицкая церковь (1763—1778, действующая, улица 5-й Армии). В 2 км ниже центра города по Ангаре находится Знаменский женский монастырь (Ангарская улица, 1, действующий — троллейбус 3 от центра), основанный в 1689 году, в котором расположена третья церковь в стиле иркутского барокко — Знаменская (1757—1760). В монастыре также сохранились настоятельские кельи, старые кельи и Святые ворота. Внутри находятся мощи Иннокентия Иркутского — первого иркутского епископа. Там же похоронены Григорий Шелихов и Екатерина Трубецкая — первая из жен декабристов, последовавших за ними в Сибирь. На левом берегу Ангары ниже центра — остатки строений Вознесенского монастыря с сохранившейся Успенской церковью (1780—1783; перестроена 1874, Полярная улица, 78).

Классические традиции в церковной архитектуре

В начале XIX века в архитектуре Иркутской губернии происходит стилистический перелом, и на смену барокко приходит классицизм. Переход от одного стилистического течения к другому, в отличие от центральных областей России, проходил в Сибири очень медленно. Теперь в строительстве вводится довольно жесткая регламентация, а проектирование храмов и руководство по их возведению переходит к квалифицированным архитекторам. Местные школы прекращают свое существование и вливаются в общее русло развития русской архитектуры. В Иркутске в первой половине XIX века в проектировании церковных зданий участвуют архитекторы А. И. Лосев, А. В. Васильев, А. П. Деев, Я. А. Кругликов.

Становление классицизма в крае совпадает с регламентирующим указом от 29 декабря 1800 года, запрещающим повсеместно по России строить деревянные церкви. В результате, в отдаленных сибирских епархиях, где основным строительным материалом было дерево, происходит заметный спад строительства храмов. Новые каменные церкви возводятся в основном в крупных населенных пунктах области. В Иркутске строительство первых храмов классицистического направления связано с именем архитектора А. И. Лосева. По его проектам были построены церкви Григория Неокесарийского и Борисоглебская тюремная. Кроме того, есть основание предполагать, что он являлся автором Иркутской Преображенской и Кудинской Троицкой церквей. В целом классицизм не нашел широкого применения в культовой архитектуре Иркутской епархии, и в подавляющем большинстве построек этого направления ощущалась консервативная приверженность к барокко. Наиболее яркой постройкой в стиле классицизма является Казанская церковь в селе Тельма — она выделяется среди провинциальных построек столичным уровнем архитектуры.

Культовая архитектура конца XIX начала XX века

Стилевая направленность культовой архитектуры в Иркутской губернии конца XIX - начала XX века типична для всей русской архитектуры данного периода. Церковные строения, начиная от стилизаторско-эклектических до модерна, восприняли традиции древнерусского зодчества. Наиболее распространенным было подражание древним московским постройкам. Храмы отличались крупномасштабностью, богатым декоративным убранством с кокошниками, шатрами, луковичными главами. В этот период церкви строятся по проектам следующих архитекторов: Г. В. Розен (кафедральный Казанский собор в Иркутске); В. А. Кудельский (Вознесенский собор в одноименном монастыре, Князе-Владимирская церковь и Иверская часовня в Иркутске, Троицкая церковь в с. Зима, Николаевская — в с. Кимильтей); Н. И. Дудицкий (Николаевская церковь в с. Голуметь); Ф. Ф. Коштял (Николаевская церковь 28-го Сибирского стрелкового полка — Иркутск); А. И. Кузнецов (Медведниковская больница с домовой церковью — Иркутск); Р. Р. Марфельд (Ремесленно-воспитательное заведение Трапезникова с домовой церковью — Иркутск); М. Н. Огонь-Догановский (нижний ярус кафедрального Казанского собора — Иркутск); М. А. Шурупов (часовня Христа Спасителя — Иркутск); А. С. Покровский (Александрийская церковь — Иркутск); Н. С. Пухлов (часовня Александро-Невская — Иркутск); В. А. Рассушин (ограда Михаило-Архангельской церкви — Иркутск).

Другие культовые строения Иркутска

Иркутск был одним из немногих городов России, где не православное население до революции было столь значительным, чтобы строить собственные культовые сооружения: польский костел (1881—1885, арх. Тамулевич, улица Сухэ-Батора, 1), преобразованный после революции в органный зал, часто называемый единственным готическим зданием Сибири (что неверно, так как стиль псевдоготический, а здание не единственное), татарская мечеть (1902, действующая, улица Карла Либкнехта, 86) и синагога (1879, улица Карла Либкнехта, 23), католический Собор Непорочного Сердца Божией Матери (ул. Грибоедова, 110).

Читайте в Иркипедии:

  1. Православные храмы Иркутска
  2. Утраченные храмы Иркутска
  3. Классицизм в иркутской архитектуре

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Иркутск
Загрузка...