Церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца

Церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца (дерев.) 1910 г., воинская, арх. Ф.Ф. Каштял. Сооружена в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка, погибших в боях за Порт-Артур. Утрачена. Находилась на территории казарм в районе 5-й Иерусалимской улицы (ныне район ул. Пискунова и Ядринцева

Еще задолго до начала строительства, с благословения архиепископа Иркутского Тихона, начался сбор средств на возведение храма. Был образован комитет, который возглавил командир полка полковник П.Р. Брейкш. К 1910 г. собрали более 10 тысяч рублей, а также различную церковную утварь и облачения. Ко дню окончания строительства сумма пожертвований возросла до 25 тысяч рублей. Немалые пожертвования внес Вознесенский монастырь, передавший для будущей церкви престол и жертвенник, изготовленные еще в начале XIX в. Управление государственных имуществ бесплатно выделило строевой лес.

Полковым священником служил отец Павел Крахмалев, немало сил употребивший на устройство храма. На его плечи легли все организационные тяготы. Современники вспоминали, что он даже отказался от выгодного назначения благочинным в другом городе, поскольку это могло невольно приостановить строительство.

Проект деревянной полковой церкви, рассчитанной на одновременное посещение до 1000 человек, составил инженер Ф.Ф. Коштял. Работа была выполнена им бесплатно, в качестве личного пожертвования в это богоугодное дело.

22 марта 1910 состоялась торжественная закладка храма. Работы шли очень споро, всего за один месяц стены возвели почти до карнизов. Еще за месяц, к празднику св. Пасхи, церковь вчерне была сооружена. К декабрю того же года, то есть спустя всего 9 месяцев, строительство закончили как снаружи, так и изнутри.

Дата освящения нового храма – 19 декабря – совпала с днем последней геройской защиты Порт-Артура, когда часть потеряла особенно много своих солдат и офицеров. Накануне праздника из иркутского мужского Вознесенского монастыря перенесли икону Св. Иннокентия с частицею от гроба Святителя и установили в новом храме рядом с иконой Св. Николая. Была отслужена панихида по героям полка с поименным поминанием более тысячи погибших воинов. Торжество, на которое пригласили более ста почетных гостей, отличалось пышностью. Присутствовали командующий войсками Иркутского военного округа генерал А.В. Брилевич, командир 3-го Сибирского армейского корпуса генерал-майор Радкевич, Иркутский генерал-губернатор Л.М. Князев и другие высшие военные чины и представители гражданской власти. Освящение храма совершали Иркутский архиепископ Тихон и Киренский епископ Иоанн.

Год спустя, после завершения внутренней отделки, храм был вторично освящен 20 октября 1911.

Архитектурные особенности

Церковь представляла собой довольно крупное деревянное сооружение длиною 20 саженей, шириною 8 саж., высотою 11 саж. (по другим сведениям соответственно 19, 6–8 и 13 саженей). Вмещала она около 1000 человек одновременно.

Николаевская церковь являлась редким для нашего города примером крупной полковой церкви-памятника. Она значительно отличалась по своему объемному построению от других приходских храмов. Уникальное ярусное построение объемов – с вытянутым, лишенным венчания храмом и смещением акцента на стройную шатровую колокольню – не имело аналогов в церковной архитектуре Иркутской епархии. Своеобразным было и декоративное решение фасадов. В неповторимой, монументальной и торжественной композиции церкви, а также во внутреннем оформлении с символическими элементами отразилось памятное посвящение в честь погибших солдат и офицеров полка.

Воинские церкви конца XIX – начала XX вв. обычно возводились в традициях древнерусской архитектуры. Считалось, что ориентация на национальные образцы способствовала поднятию духа патриотизма. Не был исключением и полковой Николаевский храм – монументальная одноэтажная церковь «кораблем», но не в традиционном варианте, а с выделенным средокрестием. Вытянутый по оси восток-запад объем храма был двухъярусным, причем нижний ярус значительно шире верхнего. Покрытие – скатные металлические кровли с выделением щипцов средокрестия. Интересно, что не имелось венчаний – крупная глава помещалась над алтарем, объем которого был чуть понижен по отношению к ядру храма. Композицию завершала стройная ярусная восьмериковая колокольня (высотой до 28 м), возвышавшаяся над притвором и увенчанная шатром с главкой.

Необычна и планировочная структура: основные составляющие части (притвор, храм, алтарь) имели один поперечник, и лишь в центре был выступ, имитировавший средокрестие древних храмов. Внутренняя же планировка несколько отличалась от форм, заданных наружными стенами. Здесь главное и основное место занимал высокий обширный храм, который освещался двумя рядами окон. Центральный неф перекрывался ложным полуциркульным сводом с круглыми окнами второго света. Боковые нефы были понижены и отделялись от главного в уровне пяты свода профилированным карнизом, который опирался на массивные четырехгранные колонны, выделявшие средокрестие. Колонны по своим пропорциям скорее напоминали столбы, но имели пьедесталы и кубоватые капители. Над входом располагались небольшие деревянные хоры, опиравшиеся на колонки. Остальные помещения церкви были значительно меньше. Размеры алтаря сокращались до размеров центрального нефа храма за счет дьяконика и жертвенника, размещавшихся по его сторонам. В притворе находились библиотека и аптека.

Изящный одноярусный иконостас белого цвета с позолоченной резьбой был украшен иконами, написанными художниками-офицерами с картин и рисунков В.М. Васнецова. Над царскими вратами возвышался аттик с иконой «Тайной вечери». Средняя часть иконостаса, соответствующая центральному нефу, выступала вперед. На ней, кроме царских врат, размещались иконы Богоматери (слева) и Спасителя (справа). На левых пономарских дверях – икона Михаила Архангела, на правых – сюжет не известен. Икона Николая Чудотворца, в чью честь был освящен храм, располагалась с правой стороны, рядом с пономарскими дверями, слева ей соответствовала икона Иоанна Воина. Эти образа олицетворяли духовную идею военного храма. По стенам были развешаны 20 досок с именами воинов полка, погибших во время осады японцами Порт-Артура. Стены алтаря оштукатурены, и верх их покрывала орнаментальная роспись. Престол и жертвенник, насчитывающие тогда более 100 лет, были подарены храму от Иркутского мужского Вознесенского монастыря.

Наружное декоративное убранство церкви так же, как и внутреннее, отличалось сдержанностью. В целом композиция южного и северного фасадов была не симметричной, но уравновешенной. Поверхность стен нижнего яруса расчленялась пилястрами на постаментах. Стены прорезали оконные проемы различной формы и размеров: крупные арочные в нижнем ярусе и небольшие круглые в верхнем. Переплеты окон второго света были выполнены в форме Георгиевского креста.

Центральный ризалит средокрестия имел симметричное построение с выделенной широкой средней входной частью. Двустворчатая филенчатая дверь дополнялась крупным окном с полуциркульным верхом. Верх стен нижнего яруса опоясывал дощатый фриз, а под карнизом второго яруса – фриз городчатый. Западный фасад был симметричен. В его средней части над входом возвышался фигурный аттик, увенчанный крестом. Перед входом находился небольшой тамбур под двускатной кровлей.

Проемы яруса звона колокольни имели миртовое очертание. В основании граней шатра колокольни по странам света размещались фронтончики, напоминавшие о характерном для древнерусской архитектуры поясе кокошников. Главки над алтарем и колокольней были сделаны в форме маковиц.

В церковном здании также размещались служебные помещения с отдельными входами (библиотека, аптека и др.).

Полковая Николаевская церковь, снесенная в 1920-х гг., носила ярко выраженный мемориальный характер: возводилась она в «молитвенную память героев-мучеников, погибших на полях Порт-Артура, где 28 полк стяжал себе неувядаемую славу среди защитников крепости». Эти обстоятельства, помимо прочего, заставляют глубоко сожалеть о ней, как о памятнике, тесно связанном с  российской военной историей.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Бубис Надежда Григорьевна, Калинина И. В., Ладейщикова Елена | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 14 февраля 2016

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Памятники архитектуры | Религиозного назначения объекты